Научная статья на тему 'Психологические свойства менеджеров различного уровня образования'

Психологические свойства менеджеров различного уровня образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / СОПЕРНИЧЕСТВО / RIVALRY / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / КОМПРОМИСС / COMPROMISE / ИЗБЕГАНИЕ / AVOIDING / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ / ADAPTATION / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / НЕГАТИВИЗМ / NEGATIVISM / ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ / SUSPICIOUSNESS / ЧУВСТВО ВИНЫ / SENSE OF GUILT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрова К. И., Юров И. А.

В статье утверждается, что существуют дифференциально-психологические различия эффективности деятельности менеджеров низшего звена различного уровня образования (высшего и среднего).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological traits of managers with different levels of training

The article states that there are social and psychological distinctions of efficiency in performing duties of the lowest rank managers with different levels of training (the higher and technical secondary education).

Текст научной работы на тему «Психологические свойства менеджеров различного уровня образования»

в системе профессионально-трудовых отношений города-курорта. - М.: Изд-во «Института психологии РАН», 2010. с.202-214.

8. Макаревская Ю.Э. Личностная идентичность: диагностика и классификация признаков // Дружининские чтения: сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции, 23-25 мая 2013 г., г. Сочи, Сочинский государственный университет [Электронный ресурс] / под ред. И.Б. Шуванова, С.В. Воронина, Ю.Э. Макаревской, А.А. Смирновой.Электрон. текст. дан. (1 файл 2,8 Мб) - Вып. 2. - Киров: МЦНИП, 2013. - 417 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - ISBN 978-5-906223-23-4. с.165-171.

9. Макаревская Ю.Э. Толерантность как профессионально важное качество специалистов сферы сервисного обслуживания города-курорта Сочи // Известия

Юрова К.И., Юров И.А.

психологические свойства менеджеров различного уровня образования

Социологический энциклопедический словарь дает следующее определение понятию менеджмент: «Деятельность, включающая планирование, организацию, координацию и контроль, осуществляемый наемными и профессиональными работниками (менеджерами)» [2 ]. В работах В.С. Алексеевского и Э.М. Короткова, М.Г. Лапуста, О.Н. Истратовой, Т.В. Эксакусто и др. описывается большое разнообразие специальностей в области менеджмента и основные признаки менеджмента как типа управления [1,3,5,6,8].В литературе недостаточно исследований по психологическим особенностям деятельности менеджеров в конкретных ситуациях, и мало работ, связанных с психологической дифференциацией работы менеджеров с разным образованием [1].

Объектом исследования стали 30 менеджеров в возрасте 22-32 лет Торгового Центра (ТЦ) «Мега» г. Краснодара: 15 менеджеров с неполным и полным средним образованием и 15 менеджеров с высшим образованием. Исследование проводилось в течение шести месяцев с использованием следующих методов: тестирование (К.Томаса, Басса-Дарки, Г.Айзенка, Ч.Спилбергера-Ханина), бе-

седы, включенное наблюдение, анализ деятельности, различие определялось с помощью критерия Стьюдента.Полученные результаты с помощью методики К.Томаса представлены в таблице 1.

№ № Свойство Менеджеры с высшим образованием Менеджеры со средним образованием Статистиче ское различие

t Р

1 Соперничество 7 5 - -

2 Сотрудничество 8 4 2,2 0,05

3 Компромисс 6 5 - -

4 Избегание 4 9 2,35 0,05

5 Приспособление 5 8 2,!8 0,05

Из таблицы видно, что у менеджеров с высшим образованием по трем показателям значения выше, чем у менеджеров со средним образованием. Включенное наблюдение показало, что соперничество свидетельствует о сильной цели реализовать товар, о широком диапазоне коммуникативных операций, об использовании всего арсенала интеллектуальных и волевых качеств в работе с покупателями. Показатель сотрудничества свидетельствует о конструктивном и деловом взаимодействии с клиентами [3].

Полученные результаты с помощью опросника Басса-Дарки представлены в таблице 2.

Таблица 2

№ № Свойство Менеджеры с высшим образованием Менеджеры со средним образованием статистическое различие

t Р

1 Физическая агрессия 3 3 - -

2 Косвенная агрессия 4 7 2,2 0,05

3 Раздражение 4 9 2,45 0,05

4 Вербальная агрессия 5 5 - -

5 Обида 3 6 2,!8 0,05

6 Подозрительность 5 8 2,24 0,05

7 Негативизм 3 4 - -

8 Чувство вины 4 8 2,37 0,05

9 Индекс агрессивности 12 17 - -

10 Индекс враждебности 8 14 2,21 0,05

Из таблицы видно, что у менеджеров с высшим образованием по восьми показателям значения ниже, чем у менеджеров со средним образованием. Уста-

новлено, что время общения с покупателем у менеджеров с высшим образованием (12 против 8 минут) и количество проданного товара как в количественном, так и стоимостном выражении больше (80% против 65% от максимальной суммы), чем у менеджеров со средним образованием (все различия достоверны на 5% уровне значимости).

Результаты, полученные по методике Г.Айзенка, представлены в таблице 3.

Таблица 3

№ № Свойство Менеджеры с высшим образованием Менеджеры со средним образованием Статистическое различие

t Р

1 Экстраверсия 13 12 - -

2 Интроверсия 11 12 - -

3 Нейротизм 10 14 2,25 0,05

4 Самооценка 2 1,5 - -

Как видно из таблицы, что менеджеры со средним образованием больше подвержены эмоциональным факторам и в трудной ситуации проявляют нейро-тизм, что, безусловно, сказывается на эффективности их деятельности.

Полученные нами данные по тесту Ч.Спилбергена-Ханина представлены в таблице 4.

Таблица 4

№ № Свойство Менеджеры с высшим образованием Менеджеры со средним образованием Статистическое различие

t Р

1 Личностная тревожность 39 45 2,32 0,05

2 Реактивная тревожность 41 47 2.41 0,05

При сравнении показателей четырех таблиц было установлено, что у менеджеров с высшим образованием высокие положительные показатели сотрудничества и соперничества совпадают с низкими показателями физической агрессии, обиды и негативизма, повышенной экстраверсией, пониженным уровнем нейротизма, личностной и реактивной тревожности. Это сочетание показателей можно назвать системокомплексом успешного менеджера [3].

Выводы: 1. Эффективность работы менеджеров с высшим образованием низшего звена выше, чем аналогичная работа менеджеров со средним образованием. Высшее образование даже при работе не по вузовской специальности имеет большое значение и производственную эффективность.

Работа подтверждает целесообразность получения высшего образования в области гуманитарных наук, несмотря на якобы переизбыток и невостребованность этих профессий.2. Доходы (зарплата, премии, бонусы) у менеджеров с высшим образованием выше, чем у менеджеров со средним образованием в связи с тем, что у них выше интеллектуальные, коммуникативные, эмоционально-волевые качества.3. У менеджеров с высшим образованием более высокая вероятность карьерного роста, еще и потому, что у них быстрее формируется положительный системокомплекс успешного менеджера, чем у менеджеров со средним образованием [3].

литература

1. Словарь-справочник / Под ред. М.Г.Лапусты. - М.: ИНФРА, 1996 . 608 с.

2. Социологический энциклопедический словарь. Редактор-координатор -академик РАН Г.В.Осипов. - М.: Издательская группа ИНФРА, 1998.672 с.

3. Юров И.А. Регулирование конфликтных ситуаций в организации: тезисы докладов конф. «Бизнес. Общество. Человек». // Организационная психология. Т.3- М.: НИУ ВШЭ, 2013. С.192.

4. Юров И.А., Юрова К.И. Психология личности: структура и функции// Дружининские чтения. Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции. г. Сочи, Сочинский государственный университет, 22-24 мая 2014 г./под ред. И.Б. Шуванова, С.В. Воронина, И.Г. Макаревской, Ю.Э. Ма-каревской, С.Н. Тесля, В.П. Шувановой. -Электрон.текст. дан. - Киров: МЦНИП,

Китова Д.А., Шаков А.М.

отношение к собственности как предмет психологического исследования

Переход страны к рыночным отношениям ознаменован многочисленными инновациями в сфере социально-экономических взаимоотношений в обществе. Происходящие изменения в первую очередь детерминированы изменениями в отношениях собственности. Одно из главных требований рыночной экономики заключается в том, что каждый участник, хозяйственной деятельности должен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.