V-
УДК 343.912
Виктимология 1(11) / 2017, с. 23-26
Юрова К.И., Юров И.А.
ПСИХОЛОГИЯ ВИКТИМНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
В статье представлена характеристика психологии виктимного поведения молодежи и предложены формы, методы, методики психологической профилактики виктимного поведения молодежи.
Ключевые слова: виктимология, виктимизация, виктимность, психодиагностика, психология, молодежь, проектирование, психотерапия.
Исследования, проводимые в различных регионах нашей страны, а также за рубежом, показывают, что жертва преступления своим провокационным поведением играет существенную роль в генезисе, развитии и реализации криминальных ситуаций. Это относится и к определенной части молодежи, в том числе и студенческой (особенно в условиях курортного региона) [7, с. 190-192].
Виктимное поведение может осуществляться на осознаваемом уровне в виде демонстративного поведенческого нонконформизма (например, скоморохи, юродивые, кликуши, молодежные группы — готы, панки, хиппи, радикалисты и т. п.) с целью пиара, саморекламы, самовыражения. На этом уровне часто проявляется агрессивное поведение, которое провоцируется неприемлемым обращением (нападки, буллинг), воздействием и подражанием значимому лицу (идолу, криминальному лидеру, кумиру, крутому полицейскому и т. п.), эксцентричными мотивами и убеждениями (паранормальные идеи). Установлено, что агрессивное поведение обусловлено следствием неадекватного развития социально-когнитивных навыков в детском и подростковом возрастах. По мнению Р. Бэро-на, агрессивные действия можно описать на основе трех шкал: физическая-вербальная (нанесение ударов, словесный конфликт), активная-пассивная (чрезмерная критика личности — сговор с целью дискредитации соперника), прямая-непрямая (жесткий выпад—организация условий и мнений с целью не позволить человеку достичь желаемой цели). Агрессивное поведение обычно провоцируется
фрустрациями—негативными возникающими в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как травмирующая. Препятственно-доминантные по типу и экстрапунитивные по направленности фруструющие ситуации могут привести к виктимному поведению. Все то, что приводит к нарушению психического гомеостаза (внутреннему психическому благополучию, гармонии) может привести к виктимному поведению [1, 6, 7].
Большое значение в формировании виктимного поведения имеют факторы семейного и школьного воспитания, а именно:
1) высокий уровень требований и ожиданий семьи и школы к ребенку;
2) перенапряжение ребенка (многофункциональная нагрузка (школа, музыка, спорт, студии, языки);
3) воспитание ребенка как «сверхценность» (ты должен достичь того, чего достигли или хотели достичь мы);
4) воспитание по типу гиперсоциализации («ребенок сам по себе — полная свобода» или гипосоциализации (оградить ребенка от реалий современной жизни или по принципу «Делай как я»).
Возможные реакции ребенка на приведенные факторы: а)нигилизм-негати-визм; б) различные фобии (страхи и комплексы); в) различные виды фрустраций; г) психосоматические и неврозоподобные состояния (ложный аутизм, уход в себя, уход в болезнь, бегство из семьи, уход из школы и т. п.); д) тревога и тревожность,
стрессы; е) эгоцентризм и социально-психологическая дезадаптация.
С точки зрения фрейдовского психоанализа причиной виктимного поведения могут быть вытесненные в подсознание агрессивные реакции, страхи, чувство вины, нереализованное или исковерканное детское формирование личности из-за блокады анального, орального и гениталь-ного фаз развития. Эти психические образования могут быть спроецированы через трансфер на лицо (лиц), которое подобно тому, кто приносил страдания или негативизм. Это может носить как неконтролируемый, бурный характер, так и осознаваемое манипулирование своим поведением и поведением окружающих (в виде слухов, сплетен, «секретов», намеков, язвительных замечаний и даже буллинга). По мнению психоаналитика К. Хорни, не осуществленное родителями нивелирование детской «базальной тревоги» приводит к неадекватному поведению в детском, а затем и во взрослом возрасте, даже виде неврозопо-добного истерического проявления.
С точки зрения «коллективного бессознательного» К. Юнга демонстративное поведение и отказ от традиций, обычаев, норм морали народа или доминантного социума свидетельствует о деструкции личности, а по нашему мнению и к проявлению психологии виктимного поведения.
По мнению А. Адлера, чувство неполноценности может привести к неконтролируемой компенсации, в том числе и через агравированные формы поведения («комплекс Наполеона», «комплекс неудачника», «комплекс маменького сынка», «комплекс дизморфофобии» и т. п.).
Если при первичной виктимизации на первый план выступают контакты с ранее судимыми и проявление дискриминационного поведения, а при повторной виктимизации одни и те же лица неоднократно становятся потерпевшими от преступлений вследствие своего провоцирующего поведения, то при повышенной виктимизации уже проявляется стиль поведения, образ жизни. При совершении насильственных преступлений в быту повышенная виктимизация наблюдается примерно в 60 % случаев [2, 3].
Среди потерпевших от преступлений выделяют четыре типа жертв.
Первый тип — потерпевшие, не со-
действующие возникновению конфликта и становящиеся потерпевшими лишь в силу неблагоприятно сложившихся обстоятельств.
Второй тип — потерпевшие, не содействующие возникновению конфликта, но из-за недооценки реальности угрозы стать жертвой преступления сначала активно не пресекают действия преступника, т.к. эти действия не воспринимают как реализацию преступного намерения и потому не готовы к оказанию своевременного отпора. Лишь осознав реальность угрозы, они начинают оказывать сопротивление.
Третий тип — потерпевшие, по неосторожности содействующие своим поведением возникновению конфликта, но активно пытающиеся пресечь развитие преступных действий.
Четвертый тип — потерпевшие, содействующие своим поведением не только возникновению конфликта, но и созданию условий, благоприятных для совершения в отношении них преступления. Эти пострадавшие, в отличие от потерпевших третьего типа, сами провоцируют преступление. Они не только участвуют в создании «благоприятных условий», но и оказывают сопротивление только тогда, когда конфликт разрешается преступным путем.
Случайное виктимное поведение часто обусловлено неосторожностью, доверчивостью, неопытностью. Злостное вик-тимное поведение связано с активной, настойчивой, требовательной манерой решения проблем.
Виктимность, как правило, есть не что иное, как реализованная преступным актом предрасположенность стать в той или иной ситуации жертвой преступления или неспособность избежать посягательства, покушения там, где это можно было бы предотвратить.
К профилактическим методам и формам виктимного поведения молодежи можно отнести следующие:
1. Психологическое изучение лиц (психодиагностика), склонных к виктим-ному поведению (наблюдение, социометрия, тестирование, анализ продуктов деятельности, психоанализ). Создание психологического портрета такого лица (психологическое портфолио).
2. Вербальные методы формирования негативного отношения к виктимно-
му поведению и формирование морально-нравственного поведения в современном обществе (речь дикторов радио-телевидения, речь в сериалах, кино, шоу-бизнесе, лекции, беседы, диспуты, дискуссии, индивидуальная и групповая психотерапия).
3. Психологические и социально-психологические тренинги адекватного поведения в различной социальной среде.
4. Формирование адекватных паттернов поведения в различных ситуациях (дресс-код, манеры, подавление вредных привычек, совершенствование словарного запаса и лексики).
5. Формирование социально-психологического иммунитета к негативным внутренним и внешним факторам (психосоматика, депрессия, истерика, ипохондрия, неврозы, агрессивное поведение окружающих).
6. Демонстрация кино-видеофильмов о процессах и результатах виктимного поведения. Использование арт-терапии в работе с молодежью, склонной к виктим-ному поведению.
7. Социально-психологическая подготовка к различным негативным внутренним и внешним факторам (психопедагогика). Социально-психологоческая работа с семьей и ближайшим окружением молодого человека.
8. Специальная психолого-нравственная работа с жертвами преступлений, стихийных бедствий, катастроф, экономического и политического отчуждения, беженцами, маргиналами.
9. Вовлечение лиц, склонных к вик-тимному поведению, к общественно-значимой деятельности (волонтеры, члены общественных и спортивно-оздоровительных организаций, клубов, студий, кружков и т.п.).
10. Проектирование (форма активности, направленная на достижение социально значимой цели). Проектирование включает в себя: концептуализацию (разработка концепции проектируемого преобразования), программирование (определение совокупности необходимых видов деятельности в их логической и временной последовательности), планирование действий по реализации проекта, практическая реализация проекта.
11.Исключительно важное значение имеет психологическое сопровождение лиц, склонных к виктимному поведению в жизнедеятельности, которое включает в себя психодиагностику, и психологический мониторинг, и психологическую подготовку, и психологическую защиту, и психологический прессинг, и заканчивается социально-психологической поддержкой жертв преступлений в период социально-психологической ремиссии.
Адекватно проведенные этапы и методы психологического сопровождения лиц, склонных к виктимному поведению значительно снижают стрессогенные и чрезмерно эмоциональные условия различных видов деятельности, повышают их жизненную толерантность, плавное вхождение в социально-приемлеаые формы, виды и способы поведения [5, с. 84-85].
ПРИМЕЧАНИЕ:
1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб.: Питер, 2000.
2. Бэскинд Э. Энциклопедия личной безопасности. — М.: Аквариум, 1995.
3. Дубягин Ю.П. Следующая жертва — ты. — М.: Азбука безопасности, 1995.
4. Лактионова Т.В. Основы виктимологической профилактики разбоев и грабежей. — М.: Адвокатская практика, 2005.
5. Мельников В.М., Юров И.А. Системно-комплексная структура личности. В сборнике: От истоков к современности — 130 лет организации психологического общества при Московском университете: Сборник материалов юбилейной конференции: В 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б.. 2015. С. 84-85.
6. Максименков А.А., Майоров А.В. Психологические аспекты виктимности // Виктимология. 2015. № 4(6). С. 26-29.
7. Юров И.А., Юрова К.И. Психология личности: структура и функции // Дружинин-ские чтения. Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции. г. Сочи, Сочинский государственный университет, 22-24 мая 2014 г. / под ред. И.Б. Шуванова, С.В. Воронина, И.Г. Макаревской, Ю.Э. Макаревской, С.Н. Тесля, В.П. Шува-новой. - Электрон.текст. дан. (1 файл 3,6 Мб). - Киров: МЦНИП, 2014. - С. 190-192.
ЮРОВА Ксения Игоревна, кандидат исторических наук, декан факультета экономики и права, Московский инновационный университет, г. Москва E-mail: [email protected]
ЮРОВ Игорь Александрович, кандидат психологических наук, зам. декана факультета гуманитарных наук и управления, Московский инновационный университет, г. Москва E-mail: [email protected]
Yurova K.I., Yurov I.A.
PSYCHOLOGY YOUTH VICTIM BEHAVIOR
The article presents a description of the psychology of victim behavior of young people and proposed forms, methods and techniques of psychological prevention of victim behavior of young people.
Keywords: vi^omologiya, ictimization, victimization, psychodiagnostics, psychology, youth, design, psychotherapy.
YUROVA Ksenia Ig., Candidate of Historical Sciences, Dean of the Faculty of EcoNomics and rights, Moscow Innovation University, Moscow E-mail: [email protected]
YUROV Igor A., candidate of psychological sciences, deputy. Dean Faculty of Humanities and Management, Moscow Innovation University Sitet, Moscow E-mail: [email protected]