Научная статья на тему 'Психологические средства коррекции аддиктивной идентичности личности'

Психологические средства коррекции аддиктивной идентичности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
932
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Н. В.

В статье рассматриваются четыре группы средств коррекции аддиктивной личности, направленные на активизацию деятельности правого или левого полушарий головного мозга, гармонизацию их деятельности и специальные средства коррекции психического состояния с учетом индивидуальных и типологических особенностей аддикта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитриева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with four groups of means of addictive person correction aimed at activation and harmonization of the right and left hemispheres celebration. At the same time, the author examines special means for a person's mental state correction taking into consideration the individual and typological characteristics of the addict.

Текст научной работы на тему «Психологические средства коррекции аддиктивной идентичности личности»

Н.В. Дмитриева

— доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии личности и специальной психологии, Новосибирский государственный педагогический университет

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ АДДИКТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются четыре группы средств коррекции аддиктивной личности, направленные на активизацию деятельности правого или левого полушарий головного мозга, гармонизацию их деятельности и специальные средства коррекции психического состояния с учетом индивидуальных и типологических особенностей аддикта.

The article deals with four groups of means of addictive person correction aimed at activation and harmonization of the right and left hemispheres celebration. At the same time, the author examines special means for a person’s mental state correction taking into consideration the individual and typological characteristics of the addict.

В психологии существуют четыре группы базовых средств коррекции аддиктивной идентичности личности, направленные на активизацию деятельности правого полушария головного мозга (правополушарные методы); средства, направленные на активизацию работы левого полушария (левополушарные методы); интегральные средства, направленные на гармонизацию деятельности правого и левого полушарий; специальные средства.

Сочетание правополушарных и левополушарных методов обеспечивает самый простой и эффективный доступ к эмоциональной сфере человека, так как в процессе их взаимодействия наступает гармонизация работы правого и левого полушарий головного мозга, которые вне этих условий находятся в ситуации дисгармонии. Заметим, что правополушарными принято считать те методы и приемы, которые непосредственно оказывают воздействие на правое полушарие головного мозга, на эмоционально-чувственную сферу человека [7]. Левополушарные методы имеют рациональную природу и основываются на воздействии на познавательную, вербальную и когнитивную сферы личности. К классическим правополушарным средствам построения психоэмоционального благополучия можно отнести психогимнастику, проективный рисунок и психодраму. Левополушарные включают в себя беседу, дискуссию, методы рационально-эмотивной терапии (РЭТ) и т.п. [5].

Музыкальная психотерапия является примером интеграции рациональных (левополушарных) и иррациональных (правополушарных) методов. Пение служит связующим звеном между правым и левым полушариями. В его процессе происходит частичная нейтрализация следов, образованных в результате отрицательных переживаний, являющихся одной из причин возникновения аддиктивного радикала личности. В этот момент наступает гармонизация деятельности правого и левого полушарий, которые в известной степени находятся в конфликте между собой.

В.И.Петрушин (1999) — автор уникальной концепции музыкально-рациональной психотерапии с помощью специально созданных формул музыкального самовнушения — говорит о возможности формирования у человека оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения [15]. Практика показывает, что спектр предлагаемых формул должен составляться с учетом вида адддикции. Выполнение творческих заданий в системе музыкально-рациональной психотерапии является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния аддиктов [3, 4].

Нормализация душевного и эмоционального равновесия может быть достигнута с помощью методов арт-терапии, драма-терапии и терапии творческим самовыражением (ТТС). Разработанная М.Е.Бурно (1989) ТТС направлена на обучение аддиктивной личности приемам творческого самовыражения с осознанием значимости своего труда и своей жизни в целом [1]. Этот метод является практическим выражением концепции

эмоционально-стрессовой психотерапии Рожнова (1985), которая актуализирует духовный потенциал личности. Основным приемом ТТС является создание творческих произведений (сочинение рассказов, рисование и т.д.), а также творческое общение с литературой, искусством, наукой (речь идет об осознанных поисках аддикта созвучности своих проблем фрагментам различных произведений культуры). Осознание особенностей собственной личности происходит через погружение в прошлое путем общения с предметами своего детства (рассматривание фотографий родителей, предков, изучение истории своей семьи и своего народа). Эти приемы направлены на выявление своей идентичности, индивидуальности, ценности и «неслучайности» своего существования [18].

Эффективным методом воздействия на психоэмоциональную сферу является арт-терапия, которая использует искусство как психотерапевтический фактор и основана на использовании художественного творчества [11, 19, 24]. Данный метод все еще мало используется в лечебно-коррекционной, профилактической и реабилитационной работе с ад-диктами. Согласно Копытину (2002), арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека находят выражение в виде образов (поэтому данный вид терапии относится к классическим правополушарным средствам воздействия). Основные приемы данного метода связаны с представлением о том, что в человеке заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы, а также со сложностью вербализации глубоких чувств и переживаний [6]. Поэтому особую ценность арт-терапия имеет в работе с теми аддиктами, у которых существуют затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей, а также сложности самих переживаний и наличие значительных внутренних барьеров для их выражения.

Эффективным методом коррекции является метод направленных фантазий В.Оклендер (2001), основанный на интеграции арт-терапевтических, психоаналитических и гештальт-терапевтических подходов. Данный метод включает в себя практику имаго- и драма-терапии. Суть его заключается не просто в рисовании и проецировании психического содержания проблемы на бумагу; выполненный рисунок может служить стимулом для дальнейшего психологического анализа и терапии. Ценностью метода направленных фантазий В.Оклендер является не только развитие воображения и активизация работы правого полушария, но и получение ценных данных об эмоциональном состоянии пациента, который проецирует на бумагу свои тревоги, страхи, фрустрации, отношения, импульсы, обиды, желания, потребности и чувства. Этот метод очень эффективен в работе с аддиктами, поскольку он сопровождается осознанием скрытых мотивов, заблокированных негативных чувств и переживаний [3, 13].

В процессе использования ТТС, музыкальной и арт-терапии целесообразен акцент на групповых формах воздействия, поскольку такая форма работы развивает социальные навыки, учит взаимной поддержке и совместному решению общих проблем, дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияния на окружающих (развивает рефлексию). Она позволяет осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как изменение собственного поведения влияет на окружающих, повышает самооценку аддиктов и развивает навыки принятия решений.

Практика показывает, что для правополушарных (иррациональных) методов (арт-терапия, драма-терапия, музыкальная психотерапия и др.) более эффективным является групповой режим работы, а основой для интерпретации результатов иррациональных методов служит психоаналитический подход.

Положительные результаты в коррекции аддиктивной идентичности дает применение психологических средств, воздействующих на телесный уровень. Известно, что на телесном уровне эмоции и чувства проявляются в виде мимики, пантомимики, жестов и телодвижений. Нарушения выразительной моторики у аддиктов заслуживают пристального внимания, потому что неумение правильно выражать свои чувства вызывает скованность,

неловкость и неадекватность мимико-жестовой речи, затрудняет общение и пр. По мнению М.И.Чистяковой [27], лица с бедным эмоциональным коллажем, возможно, и сами полностью не улавливают невербальные сообщения других, поэтому неправильно оценивают и их отношение к себе, что, с нашей точки зрения, может стать одной из причин возникновения аддикции. Поэтому важно обучать пациента правильному обращению с невербальной информацией.

Идеи Чехова и Станиславского в настоящее время успешно используются в телеснодвигательной терапии (в частности, их знаменитый «метод вхождения в роль»), танцевальной терапии, а также в практике психо- и монодрамы. Психотерапевтический смысл этой концепции состоит в «отзеркаливании» жестов, которые способствуют формированию положительного эмоционального состояния и осознанию негативных паттернов поведения [26].

Наиболее простыми и доступными средствами воздействия на телесный уровень являются методы телесно-ориентированной терапии. Эта группа методов направлена на изучение и осознание своих телесных ощущений и «зажимов», на исследование того, как потребности, желания и чувства проявляются в различных телесных состояниях, а также на обучение пациентов способам разрешения дисфункций в этой области.

Из наиболее известных видов телесно-ориентированной психотерапии активно используется биоэнергетический анализ А.Лоуэна [10], метод Ф.Александера [3], первичная терапия Янова [4] и В.Райха [16] — автора методики уменьшения хронических зажимов и способов устранения «мышечной брони» в каждой области человеческого тела. Терапевтический эффект телесно-ориентированной терапии заключается в использовании определенных физических воздействий, с помощью которых наступает высвобождение завуалированных или заблокированных эмоций и чувств. Авторами модифицированных, не менее эффективных способов воздействия на телесный уровень являются М.И.Чистякова [27], В.В.Петрусинский [14] и др. По нашему мнению, формирование психоэмоционального благополучия аддикта происходит посредством развития лучших телесных привычек, восстановления свободы движений и уверенности в себе, утверждение образа Я, расширения самосознания, максимального развития способностей и становления здоровой идентичности. Этот эффект достигается при использовании методов телесно-двигательной терапии на фоне интеграции бихевиорального, клиент-центрированного и личностно ориентированного подходов. Последние являются необходимыми не только для развития эмпатии, но и для обучения умению получать необходимую аддиктам эмоциональную поддержку.

Поскольку, по мнению А.Лоуэна (1998), высвобождение негативных эмоций в процессе телесно-ориентированной терапии может приводить к сильным личностным изменениям, могущим оказаться небезопасными для психического здоровья человека, целесообразно использовать вновь возникающие в процессе терапии чувства для поиска обратной связи и вербальной работы над реакциями пациентов [10]. Отсюда необходимость постоянного соотнесения телесного состояния с обсуждением и интерпретацией их психического содержания. Функция интерпретации заключается в том, чтобы делать неосознанные феномены (в данном случае телесные зажимы или мышечное напряжение) осознанными. Адекватная интерпретация и анализ результатов коррекции является важной, поскольку без нее теряется собственно терапевтический эффект проведенных упражнений.

Использование психологических средств, улучшающих адаптацию и социализацию ад-дикта, направлено на формирование у него таких психологических состояний, как базовое доверие к миру, позитивная самооценка, интегрированная Я-концепция и здоровая идентичность. Наиболее оптимальным и эффективным способом воздействия на вышеперечисленные параметры являются методы и приемы игровой психотерапии. Данный метод показан в основном тем пациентам, которые не могут свободно описывать свои чувства и выражать свои переживания, потребности и мечты в реальной жизни [5]. Методы игровой

психотерапии позволяют проиграть отношения или ситуации такими, какими пациенты хотели бы их видеть. Во время игры позиция аддикта из пассивной формы переходит в активную, в то время как в реальной жизни такой возможности, как правило, может и не быть.

Согласно Фрэнку (1994), игра — это символический язык для самовыражения, в игре отыгрываются скрытые травмы и переживания, проявляются особенности Я-концепции. В процессе терапии представляется возможность для разыгрывания прошлых переживаний и формирования новых позитивных паттернов отношений к другим и самому себе. Таким образом, пациент непрерывно открывает для себя заново собственные возможности и обязанности, обновляя и улучшая тем самым самооценку и свой образ Я. В процессе игры разрешаются актуальные проблемы, конфликты и эмоциональные затруднения посредством манипулирования игровым материалом, ситуацией или терапевтом [23].

Муштакс (1994), анализируя случаи работы со страдающими различными психоэмоциональными нарушениями, заметил, что они проходят определенные стадии терапевтического процесса: 1) стадия диффузных негативных чувств, выраженных на разных этапах игры; 2) стадия амбивалентных чувств, общей тревожности и враждебности; 3) стадия прямых негативных чувств, направленных против значимых других; 4) стадия позитивных или негативных амбивалентных чувств; 5) стадия четких и ясных, осознаваемых и реалистических позитивных или негативных установок. При этом в игре доминируют позитивные эмоциональные установки. Прохождение через эти стадии в процессе игровой терапии позволяет выразить и отреагировать негативные переживания, а в дальнейшем сформировать позитивные установки, что будет способствовать эмоциональной стабильности и достижению здоровой идентичности [3, 4, 12].

Целесообразно использование интегративного подхода, объединяющего несколько нижеперечисленных направлений игровой терапии: психоаналитическое, игровая терапия отреагированием (игровая гештальт-терапия), игровая терапия построения отношений, недирективная игровая терапия или игровая терапия, центрированная на клиенте, семейная и игровая терапия со взрослыми.

Психоаналитическое направление связано с именами Зигмунда и Анны Фрейд [22], Мелани Кляйн [4] и др., считающих, что неумение выражать негативные переживания словами требует необходимости осознать прошлое и усилить идентичность пациента. Именно игра является тем средством, которое делает самовыражение более свободным.

Второе направление связано с появлением работ Дэвида Леви (1994), в которых развивались идеи терапии отреагирования — структурированной игровой терапии для работы с лицами, пережившими какое-либо травмирующее событие. Автор основывал свой подход на том, что игра предоставляет возможность отреагирования накопленных и невыраженных негативных эмоций [8]. Такое направление созвучно современным методам гештальт-терапии, основанным на бихевиоральном подходе.

Джесси Тафта и Фредерик Ален (1994) — авторы третьего направления в игровой терапии — терапии отношений [20]. Его философской базой послужили работы О.Ранка (1945), который перенес акцент с исследования бессознательного пациента на развитие отношений в системе «терапевт—клиент», поставив в центре внимания то, что происходит «здесь и теперь», в кабинете психотерапевта [30].

Идеи недирективной игровой терапии получили дальнейшее развитие в работах К.Роджерса (1993), который расширил ее первоначальные концепции и разработал систему терапии, центрированной на клиенте [17].

Использование игровой терапии в работе с аддиктами в настоящее время привлекает особое внимание специалистов, поскольку здесь в центре внимания находится игровая деятельность, а не сам пациент, который погружается в игру и открывает в себе то, что неподвластно простой вербализации. Средствами игры человек ведет разговор с самим

собой, испытывая при этом глубокие личные переживания. Непосредственное включение в игру облегчает понимание своего внутреннего мира и способствует быстрому осознанию ключевых конфликтов и проблемных зон. Метод свободного выбора предмета является поводом как для размышлений самого пациента, так и для получения обратной связи от других членов группы.

Отечественная школа игры связана с именами Л.С.Выготского [2], А.Н.Леонтьева [9], Д.Б.Эльконина [29] и др. В частности, Д.Б.Эльконин называет игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли человека» [29].

Попытки систематизировать и синтезировать игры как средство формирования духовных и эмоциональных потребностей человека принадлежат С.А.Шмакову (1995), предложившему специалистам широкий и разнообразный спектр игр, который объединяет научный, национальный и культурный опыт деятельности человека. С этой позиции автор подразделяет игры на следующие виды:

1. Физические и психологические игры и тренинги: двигательные (спортивные, подвижные, моторные), экспромтные игры и развлечения, лечебные игры (игротерапия).

2. Интеллектуально-творческие игры: сюжетно-интеллектуальные игры, дидактические игры (учебно-предметные, обучающие и познавательные).

3. Социальные игры: творческие, сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы), деловые игры (организационно-деятельностные, организационно-коммуникативные, организационно-мыслительные, ролевые, имитационные).

4. Комплексные игры (коллективно-творческие, досуговые).

Терапия игрой в настоящее время выходит на качественно новый, более высокий уровень и используется значительно разнообразнее. Однако именно работы С.А.Шмакова представляют особый интерес в коррекции аддикций, так как предоставляют психологу большие возможности для импровизации, новизны, интерпретации и реализации его профессионального творчества [25].

С нашей точки зрения, игровая терапия позволяет аддикту:

1. Сформировать более позитивную Я-концепцию и здоровую идентичность.

2. Развить большую степень ответственности за свои действия и поступки.

3. Приобрести навыки в развитии способности к самопринятию и самостоятельному принятию решений.

4. Овладеть навыками контроля над собой и над ситуацией.

5. Развить умение преодолевать трудности и фрустрацию.

6. Улучшить самооценку и обрести веру в самого себя.

Эффект использования приемов и методов игровой терапии объясняется тем, что они объединяют в себе практически все существующие психологические школы и подходы. Ее методологическая основа пронизывает и гуманистическое, и психоаналитическое, и бихе-виоральное направления. В процессе выполнения игровых упражнений реализуются элементы гештальт-, драма- и телесно-ориентированной терапии.

Однако отнести терапию игрой к чисто правополушарным (иррациональным) либо к левополушарным (рациональным) методам не представляется возможным, поскольку она является продуктом интеграции всех существующих направлений и методов. Мы считаем, что на фоне игровой терапии намного легче использовать рациональные (левополушарные) методы психологического воздействия, которые вне этих условий применять сложно.

Для коррекции иррациональных когниций как причины возникновения аддикции успешно применяется один из основных методов когнитивной (рациональной) психотерапии — рационально-эмотивная терапия, разработанная Альбертом Эллисом [28]. Позднее его идеи были реализованы его последователями в лице С.Уолена (1997) и др. [21]. Основным принципом рационально-эмотивной терапии (РЭТ) является положение о том, что эмоции и мышление взаимосвязаны, а изменение одного компонента влечет за

собой

преобразование другого. Если человек изменяет способ мышления (то есть начинает думать о событии по-другому), очень вероятно, что вслед за этим поменяется его эмоциональная реакция. Специалисты по РЭТ рекомендуют отказаться своим клиентам от так называемых долженствований и неадекватных требований к самим себе и окружающим. Наличие этих проблем распознается по присутствию в речи таких слов-предикатов, как «следует», «должен», «обязан», «необходимо», «приходится» и т.п. Постоянное злоупотребление подобными словами, по мнению родоначальника данного вида терапии А. Эллиса, является причиной многих эмоциональных и поведенческих расстройств. Поскольку РЭТ показана лицам, склонным к интроспекции и анализу своих мыслей, с хорошо развитой рефлексией, а именно людям с левополушарной стратегией познания, мы считаем, что данный метод для такого типа лиц является основным, так как проникнуть в их эмоциональную сферу другими методами непросто. Поэтому использование приемов РЭТ на фоне игровых методов и технологий является целесообразным способом воздействия на эмоциональную сферу аддиктов с левополушарным складом мышления.

Анализ психологических средств формирования здоровой идентичности аддиктивной личности позволил сделать следующие выводы:

1. Главным условием коррекции аддиктивной идентичности является подбор адекватных психологических средств воздействия с учетом индивидуальных и типологических особенностей личности.

2. Каждому компоненту дезинтегрированной идентичности аддикта (когнитивному, эмотивному, телесному, поведенческому и др.) соответствует определенная группа психологических средств, правильное сочетание и подбор которых, в конечном счете, обеспечивает успешное решение поставленных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

2. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1997.

3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография. Новосибирск, 2006.

4. Дмитриева Н.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения: Монография. Новосибирск, 2002.

5. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб., 1999.

6. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002.

7. Искусство исцеления души: этюды о психологической помощи. СПб., 2001.

8. Леви Д. Игровая терапия отреагирования // Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. С. 36—39.

9. Леонтьев А.Н. Мотивы, эмоции и личность // Психология личности. Тексты. М., 1982.

10. Лоуэн А. Биоэнергетика: революционная терапия, которая использует язык тела для лечения проблем разума. СПб., 1998.

11. Лузатто П. Краткосрочная арт-терапия в «остром» психиатрическом отделении // Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И.Копытина. СПб., 2000. С. 116—123.

12. Муштакс С. Стадии процесса игровой терапии // Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. С. 27—33.

13. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. М., 2001.

14. Петрусинский В.В. Игры — обучение, тренинг, досуг. М., 1995.

15. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 1999.

16. Райх В. Сексуальная революция. СПб.; М., 1997.

17. Роджерс К. О групповой психотерапии. М., 1993.

18. Рожнов В.Е. Эмоционально-стрессовая психотерапия: Руководство по психотерапии. Ташкент, 1985.

19. Сильвер Р., Копытин А.И. Методическое руководство по применению рисуночного теста для оценки когнитивной и эмоциональной сфер. СПб., 2002.

20. Тафта Дж., Ален Ф. Игровая терапия построения отношений // Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. С. 39—41.

21. Уолен С., Ди Гуссепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия. М., 1997.

22. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991.

23. Фрэнк Л. Функция игры // Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994. С. 18—21.

24. Хейдт Г. Ранние воспоминания в рисунке II Практикум по игровой психотерапии I Под ред. Х.Кэдью-сон и Ч.Шефера. СПб., 2002. С. 342—34S.

25. Шмаков С. А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. М., 1995.

26. Чехов М. Литературное наследие: В 2 т. М., 1995. Т. 2. Об искусстве актера.

27. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.

2S. Эллис А. Рациональность как индивидуальная философия II Рационально-эмотивная психотерапия. М., 197S. C. 17—23.

29. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 197S.

30. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 199б.

31. Rank O. Will Therapy and truth and reality. N.Y., 1945.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.