PSYCHOLOGICAL SCIENCES
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ВНУТРЕННЕГО РЕБЁНКА В РАБОТЕ С КЛИЕНТОМ
Веселкова Е.А.
Сибирский государственный университет путей и сообщения,
доцент, кандидат медицинских наук;
Бродская В.С. Цхинвал, АНО ВО Открытый институт,
студентка
PSYCHOLOGICAL RESOURCES OF THE INNER CHILD IN WORKING WITH THE CLIENT
Veselkova E.
Novosibirsk, Siberian State University of Railway Engineering
Candidate of Sciences in Medicine Brodskaya V. Chinval, INO HE Open University
student
Аннотация
В данной статье рассматривается техника взаимодействия с эго-структурой личности в рамках тран-сактного анализа, работа с контаминацией детского эго-состояния, за счет поиска психологического ресурса Внутреннего, Естественного Ребенка во время индивидуального консультирования.
Abstract
This article discusses the technique of interaction with the ego structure of the personality within the framework of transactional analysis, working with the contamination of the child's ego state, by searching for a psychological resource of the Internal, Natural Child during individual counseling.
Ключевые слова: трансактный анализ, психологическое консультирование, Внутренний Ребенок, Родительское эго-состояние, драйверское поведение, родительское программирование, контаминация.
Keywords: transactional analysis, psychological counseling Inner Child, Parental ego-state, driver behavior, parental programming, contamination.
Психологи во время индивидуального консультирования в рамках трансактного анализа часто обращаются в своей работе к структурной модели эго-состояний первого порядка, исследуя контаминации и деформации структурных единиц разного порядка. Структурная модель эго-состояний, описанная Эриком Берном ещё в 1961 году, позволяет понять происхождение эмоциональных состояний клиентов [1]. Контаминации - нарушения проживания реальности за счет предрассудков Родительского эго-состояния и иллюзий Детского эго-состояния, дают возможность определить механизм деструктивности личности [4]. Восстановление деформации восприятия себя и окружающего мира возможно в ходе поиска внутреннего ресурса.
Внутренние конфликты клиентов неизбежно приводят к доминированию одного из компонентов личности и к подавлению или игнорированию их ресурсных состояний. Внутреннее ограничение свободы, не реализация собственных желаний, излишняя структурированность и насыщенность пространства и времени, а также высокая ответственность связана с подавлением Внутреннего Ребёнка [3].
Как ни удивительно, утраченная связь с Внутренним Ребёнком может возникать у людей успешных, но излишне увлеченных бизнесом, наукой или
достижением результатов - руководителей и организаторов. В работе таких людей с арены жизни сначала исчезают собственные желания, а затем и желания других, выхолащивая процесс и ориентируясь только на результат.
Анализируя опыт консультативной работы, можно обнаружить скрытую потребность клиентов в восстановлении ресурсов Внутреннего Ребёнка. Причём диапазон ситуационной и сценарной востребованности достаточно велик: начиная с личностного кризиса, семейных конфликтов и кончая неосознанным желанием разрушить отношения, выйдя из деструктивных сценарных процессов [2].
Предпосылки блокирования ресурса Внутреннего Ребёнка связаны с детским негативным опытом, родительским программированием (например, «Ты недостаточно хорош!») а также драйверским поведением, прежде всего «Радуй других!» и «Будь лучше!». Родительские предписания - не только запреты, но и разрешения, например «Хорошо учись, хорошо веди себя!», ограничивают свободу принятия решений. Возникающая связь со значимым взрослым переносит источник ресурса из возможностей Внутреннего Ребенка в зависимость от одобрения извне. Энергия клиента концентрируется на сверх контроле и критике своих и чужих поступков. Формальный возраст клиентов при этом
часто не соответствует внутреннему уровню зрелости.
В ходе консультативных встреч нами была разработана психологическая последовательности поиска ресурса Внутреннего Ребёнка и способ его реализации в настоящем. Предлагаем вам рассмотреть весь алгоритм поиска на конкретном консультативном случае.
Краткая история клиентки. Мария В., 35 лет, ВДА (взрослые дети алкоголиков).
Отец был алкоголик. На момент начала работы с клиенткой его уже не было в живых. Во время запоев он был агрессивен, в доме случались драки, скандалы, с последующей фазой раскаяния и попытками снять с себя ответственность. Мать до сих пор отрицает алкоголизм отца.
Со слов клиентки, отец ее очень любил. Когда ей было 11 лет, отец после очередного запоя предложил дочери сделать выбор, решив будущее семьи: «Дочка, что мне делать? Если ты скажешь, я от вас уйду». Клиентка согласилась, и отец ушел из семьи. Клиентка всю жизнь несет на себе груз вины, считая, что она разрушила родительскую семью. "Я его выгнала!"
К моменту начала работы клиентка состояла в браке 10 лет. Уже через год после свадьбы у нее впервые возникло желание развестись. Но она продолжала жить с мужем, т.к. в ее голове была установка: "Не хочу быть разведенной как мама ".
На первой встрече она сообщила, что в ходе предыдущей работы с психологом ею была обнаружена проекция образа отца на мужа. При этом с мужем у них нарушена коммуникация. Разговаривать лично они могут только на бытовые темы. Все серьезные разговоры ведутся в переписке (смс, электронными письма). Если с мужем возникает разница во мнениях, она автоматически становится на его сторону, мгновенно отказываясь от своей позиции. Запрос для работы был сформулирован как "Недовольна своей жизнью, семейными отношениями и самой собой".
Для удобства описания и систематизации мы разделили работу с клиенткой на 5 условных этапов:
1 этап. Поиск Внутреннего Ребёнка и определение его состояния.
Для начала психолог предлагает клиентке установить контакт с Внутренним ребенком. "Представьте себе маленькую девочку внутри вас. Какого она возраста?"
Клиентка представляет себя в возрасте 5 лет. Психолог уточняет, что именно произошло в 5 лет, клиентка не помнит. На следующем сеансе со слов матери рассказывает, что в 5 лет ночью вышла в туалет и увидела пьяного отца, писающего на стену. Она очень испугалась и ушла в спать.
Психолог предлагает клиентке вернуться в эту ситуацию ребенком.
П (психолог): «Что вы чувствуете?»
К (клиент): «Мне страшно. Хочется убежать».
2 этап. Защита Внутреннего Ребёнка.
На этом этапе психолог просит войти в ту же ситуацию своим Заботливым родителем и защитить ребенка.
К: Я увела ее в комнату и уложила спать.
П: Как себя чувствует ребенок?
К: Он защищен.
На данном этапе можно попросить клиента вернуться в своё взрослое состояние, в соответствии со своим настоящим возрастом, и вспомнить свои ощущения в ситуациях, когда возникала необходимость защищать уже своих собственных детей. Этот прием даст возможность реализовать ресурс материнского инстинкта. При отсутствии у клиента детей можно предложить опереться на свое взрослое эго-состояние, вспомнив ситуации, когда он был уверен в себе или ему приходилось защищать свою деятельность. Задача - показать клиенту возможность изменить ситуацию через защиту Ребенка своими же внутренними ресурсами (Взрослым или Родительским эго-состоянием).
3 этап. Работа с Родительским эго-состоянием, его Контролирующей, Критикующей или Карающей частью.
П: Теперь вернитесь в коридор. Сделайте что-то с отцом.
К: Я и его тоже уложила спать (стала ему родителем, т.е. больше него, взяла власть над ним).
П: Что ваша родительская часть чувствует к отцу в той ситуации?
К: Сожаление, печаль и раздражение. А потом пошла злость на себя, что воспитала такого плохого сына.
П: Это ваши чувства?
К: Нет, это чувства моей мамы и мамы отца. Я не могу их испытывать. Я могу себе позволить чувствовать только раздражение. Это единственная негативная эмоция, которую мне можно чувствовать. Больше ничего чувствовать нельзя. Я не могу злиться, я не умею злиться. Я и на мужа никогда в жизни не злилась.
В подобной ситуации при необходимости могут быть установлены связи (диалоги) между Родительским или Взрослым эго-состояниями.
4 этап. Поиск альтернативного состояния.
П: Вы мне рассказывали, как сильно разозлились на свекровь, когда она обидела вашу дочь. Значит, возможно, вы умеете злиться, но у вас просто есть запрет на злость.
К: Да, тогда я сильно разозлилась.
П: Возьмите эту злость с собой и заберите в ту ситуацию с отцом.
К: (светлеет лицом) Да, я злюсь на него и вспоминаю слова мамы, которыми она ругалась на отца: "Сволочь ты такая!"
Этим приемом мы показываем клиенту, как можно реализовать и изменить ситуацию блокировки ресурса, что дает ей возможность отреагировать негативные эмоции (в данном случае - эмоции страха через злость).
5 этап. Осознание реальности.
П: Теперь представьте на месте отца вашего мужа. Что происходит?
К: Муж стоит там и говорит моему Внутреннему ребенку: «Ты никакая, страшная, бесполезная...». А мой ребенок отвечает ему: «Ты не мой папа, чтобы такое мне говорить!»
На данном этапе главной задачей психологического консультирования является сохранение внутреннего взаимодействия всех эго-состояний для формирования и осознания близости отношений в структуре личности, ощущения внутренней защищенности и реализации ресурса Внутреннего Ребёнка.
Список литературы
1. Берн Э За пределами игр и сценариев. -Мн.: «Попурри», 2007, 464с.
2. Веселкова Е.А., Бродская В.С. Психологические конфигурации семейных отношений в ситуации насилия (на примере одной семьи). В сборнике: Современная реальность в социально-психологическом контексте - 2019. Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-методической конференции. 2019. С. 15-18.
3. Веселкова Е.А., Бродская В.С. Динамика сновидений в психологическом консультировании, как фактор эффективности работы. The Scientific Heritage. 2020. № 44-4 (44). С. 49-51.
4. Джоинс В., Стюарт И. Личностные адаптации. Новое пособие по пониманию человека в психотерапии и консультировании / Вэнн Джоинс, Иан Стюарт; пер. с англ.: Дмитрия Касьянова. - СПб.: Метанойя, 2019. - 464 с.
СМЕХОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ЗНАЧИМЫЙ ПРИЗНАК В ПРОЦЕССЕ БЕЗЫНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ДЕТЕКЦИИ ЛЖИ
Ветрова Т.В.
Кандидат психологических наук, доцент кафедры психофизиологии института прикладного психоанализа и психологии университета при МПА ЕврАзЭС, член Балтийской педагогической академии
HUMAN LAUGHTER AS A SIGNIFICANT SIGN IN THE PROCESS OF NONINSTRUMENTAL LIE
VERIFICATION
Vetrova T.
PhD Psychol. Sci.,
Associate Professor of the Department of Psychophysiology, Institute of Applied Psychoanalysis and Psychology, University associated with IA EAE, Member of Baltic Educational Academy
Аннотация
В статье раскрывается механизм смеха, как специфической психофизиологической реакции человека, которую следует рассматривать в качестве однозначного свидетельства искажения информации в детекции лжи. Указывается на функции смеховой деятельности, позволяющие рассматривать смех в качестве универсального отрицателя излагаемой информации, прерывателя высказывания и указателя на эмоциональную вовлеченность и причастность говорящего к раскрываемой теме. Описывается алгоритм проведения диагностики смеховой реакции субъекта в процессе проведения безынструментальной верификации лжи профайлером-верификатором, который включает анализ манеры смеха, определение психотипа смеющегося, кодирование лицевых движений, анализ вида и функции смеха, контент-анализ содержания информации, получившую аффективную окраску. Делаются выводы о характере сообщаемой информации, сопровождающейся смеховой реакцией, а также об отношении говорящего к расследуемому событию.
Abstract
The article reveals the mechanism of laughter as a specific psycho-physiological reaction of a person, which should be considered as an unambiguous evidence of distortion of information in the detection of lies. Functions of laughter activity are specified, allowing considering laughter as a universal denier of the stated information, an interrupter of the statement and the indicator on emotional involvement and participation of the speaker to the revealed theme. The article describes an algorithm for diagnosing a subject's laughing reaction in the process of conducting non-instrumental verification of lie by a profiler-verifier, which includes analysis of the manner of laughter, determination of the psycho-type of the laughing person, coding of facial movements, analysis of the type and function of laughter, content analysis of the content of information that has received an affective coloration. Conclusions are made about the nature of the reported information, accompanied by laughter reactions, as well as about the speaker's attitude to the event under investigation.
Ключевые слова: профайлинг, верификация лжи, детекция лжи, смех, признак лжи, аффективно окрашенная реакция.