PSYCHOLOGICAL SCIENCES
ДИНАМИКА СНОВИДЕНИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ, КАК
ФАКТОРЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ
Веселкова Е.А.,
Сибирский государственный университет путей и сообщения,
доцент, кандидат медицинских наук Бродская В.С. Цхинвал, АНО ВО Открытый институт,
студентка
DYNAMICS OF DREAMS IN PSYCHOLOGICAL COUNSELLING AS A FACTOR OF WORK
EFFECTIVENESS
Veselkova E.,
Novosibirsk, Siberian State University of Railway Engineering
Candidate of Sciences in Medicine Brodskaya V. Chinval, INO HE Open University
student
Аннотация
В статье говориться о работе со сновидениями в рамках психологического консультирование. События сна объединяют ранние переживания с актуальной действительностью. Техники транзактного анализа являются эффективным способом изменения ситуации. Динамика сновидений иллюстрирует результат. Abstract
This article is about working with dreams as part of psychological counseling. Events in dreams combine early experiences with actual reality. Transactional analysis techniques are an effective way to change the situation. The dynamics of dreams illustrate the result.
Ключевые слова: сновидение, транзактный анализ, перерешение, минискрипт, мачиха, отчим, рэкит-ные чувства, отреагирование, психологическое консультирование.
Keywords: dream, transactional analysis, redicisions, miniscript, stepmother, stepfather, racket feelings, response, psychological counseling.
Работа со сновидениями является эффективной во многих психотерапевтических и психологических направлениях, в том числе и транзактном анализе.
Э. Берн в книге «Психиатрия и психоанализ для непосвященных» пишет: «Сновидения - это замаскированное исполнение желаний». С характерной ему образностью, он сравнивает эмоции сновидения с животными, живущими в зоопарке: «Это непохоже на хранение товаров, а скорее похоже на содержание зверей в зоопарке: все хранящиеся в подсознании чувства непрерывно пытаются выйти наружу». (1, С.149)
Для нас более ценным является другое высказывание Э. Берна: «Сновидения имеют и другое назначение, а именно, содействуют исцелению психики от эмоциональных ран и потрясающих эмоциональных переживаний.... По имеющимся теперь данным, даже повседневный эмоциональный опыт должен быть некоторым образом "переварен" сновидениями, чтобы индивид мог себя хорошо чувствовать». (1, С. 149)
В 1974 году Артур Самуэльс в статье «ТА подход в работе со сновидениями» развивает идею Э. Берна. Он пишет: «Сон можно представить, как динамическую, символическую репрезентацию жиз-
ненной позиции человека в пределах его жизненного сценария. сновидение похоже на чрезвычайно детализированную картину того места, где на данный момент проживает спящий. Если отстранится от деталей, мы можем видеть широкое течение - то откуда клиент пришёл и куда он идёт в своём сценарии, или вне его. Это исследование демонстрирует метод, с помощью которого эта символика может быть передана в терминах ТА». (4, С.27)
В «Транзактноаналитическом журнале» в 1987 году появилась статья «Работа со сновидениями в Терапии Перерешений» Джорджа Томсона. По мнению автора «сновидения, сохраняющиеся в памяти аналогичны нашему прошлому, которое актуально для нас на данный момент; а окончание сна аналогично нашему настоящему, которое включает в себя фрустрацию, рэкетные чувства, привычные на данном этапе жизни; создавая новое окончание для сна, мы тем самым создаём аналогию будущего и делаем необходимые для изменения перерешения». (5, С.175)
В 1989 Уллман и Зиммерман возвращаются к идее, что все сновидения - это попытки разрешения эмоциональных проблем. (6, С..124) Интересно мнение Хартманна (2), который в 1995 году считал,
что сновидения сами по себе являются природным психотерапевтическим процессом.
С нашей точки зрения, сновидение позволяет войти во Взрослое эго-состояние для того, чтобы решить и изменить реальную актуальную ситуацию, создать процесс, в терминах ТА, перерешения. Содержание сна, выражая эмоционально актуальный материал бессознательного включает эго-состояние Взрослого для возможного анализа, сопоставления и осознания, подготавливая материал для обновления, принятия нового решения и исцеления (7, С 16-17) .
Важно, что для изменения ситуации в реальности необходимо усиление естества Детского эго-со-стояния и возрастание самодостаточности Родительского эго-состояние (способного защитить и отстоять себя самого).
Результат работы со сновидениями может отражается не только в событиях реальности, но и в символике новых сновидений, как фактор эффективности процесса консультирования.
Обратимся к практическому примеру работы со сновидениями. Данный психотерапевтический опыт протекал в течении 3 месяцев у клиентки А.В., 39 лет по поводу повторяющего, неприятного сновидения связанного с мачехой.
Если близкие люди, которые входят в первый круг человека: мать, отец, сиблинги, дают ему понимание именно о себе, то мачеха — яркий представитель социума, второго круга. Можно предположить, что мачеха или отчим — как мостики между первым кругом — семьёй и вторым - социумом. Они дают отражение социумом личности, а именно, как общество будет реагировать на то, кем является личность.
Поведение (например, пассивная агрессия) от мачехи сообщает ребёнку правила игры с социумом, считывается как образ отношения социума в будущем. Даже если это разрушительный опыт столкновения с социумом, мачеха всё равно транслирует образ идеальной женщины т.к. выбрана отцом. Учителя и другие взрослые не настолько значимы для ребёнка, они уходят на второй план, т.к. мачеха претендует на роль Матери.
Если мачеха играет в психологические игры ярко, с высоким уровнем интенсивности, а её действия при этом расходятся со словами, то это формирует особые правила игры с обществом. Накапливается информация о невозможности принятия обществом, как ощущение «приживалы». Осозна-вание же её роли перестраивает структуру бессознательного, обновляет структуру сценария, трансформируя образ женщины глазами отца.
На протяжении 20 лет клиентка видела один и тот же сон, который воспринимался как кошмар. «Я взрослая, но вынуждена жить с папой и его женой. Я презираема. Я в клетке». «Я снова и снова вынуждена зависеть от мачехи. Снова чувствовала её молчаливое неодобрение и презрение. Она не выгоняла меня открыто, не обращалась ко мне напрямую с осуждением. Она молча принимала на себя заботу обо мне, но её поведение ясно давало мне понять, что я обуза». «Я плакала во сне. Она ненавидела
меня. В том как она смотрела, как она говорила, я постоянно считывала, что она не переваривает меня». «Я просыпалась в слезах».
Данный кошмар возвращался в периоды социального самоутверждения. Во сне закодирован опыт отношений на телесном и аффективном уровне в виде разрозненных, навязчиво повторяющихся ощущений и переживаний. Он не только не забыт, а наоборот, перенесён в настоящее и программирует его по определенному алгоритму (ми-нискрипту).
Анализируя сон, мы выяснили, что клиентка чувствует себя самозванкой в семье, это состояние усиливается чувством вины. Поиски первопричины ощущения вины привело к эпизоду, связанному со сценарием мамы. «Молчание было способом наказания моей мамы. Она переставала со мной разговаривать и ждала, когда я извинюсь. Даже когда я была уверена в своей невиновности. Поэтому пассивное молчание моей мачехи считывалось мной как наказание за неизвестные мне проступки».
Первый этап - это раскадрирование содержания кошмара. «В моём случае был сначала отчим, который также говорил одно, а делал другое. А отчим — выбор матери». Данный этап в работе был сложен тем, что ситуациям с мачехой предшествовал трагический опыт общения с отчимом. Нанесённая травма в близких отношениях была трудно выносима и поэтому вытеснена из уровня осознанных воспоминаний и записана в памяти не столько событиями, сколько ощущениями себя и переживаниями. «Анализ повторяющихся кошмаров показал мне, что в мою память записаны ощущения не только связанные с мачехой, но и с другими авторитетами. Осознание этого факта стало первой ступенькой к освобождению».
Второй этап - проработка сценария мачехи, разбор её позиции в её семье с отцом клиентки. Во сне сохраняется информация о невозможности принятия обществом, реализации потенциала. «Мне снилось, что я снова вынуждена жить в доме мачехи с её семьей. Хоть я и взрослая, я всё ещё учусь в университете». Сон сохраняет интенсивность переживаний: «Они правы! Я не заслужила любви отца!». При этом яркость переживаний ниже, чем на первом этапе, она соответствует уровню чувств мачехи и обращена к отцу. Проработка приводит к следующему осознанию: «Мачеха меня не видела! Она видела не меня, а отца и маму!». Принятие этого факта даёт возможность проработать сценарий мачехи.
Третий этап - отработка «рэкетных» чувств. «После шагов в терапии я увидела трансформацию моего кошмара. Сон был снова о жизни в её семье, однако, туда встроилась ситуация моего конфликта с социумом (исключение из университета), который имел место в реальности. Но в жизни мачеха для меня была на стороне того социума, с которым у меня был конфликт. А в новом сне она встала на мою сторону и начала меня защищать». Именно эта трансформация дала возможность использовать метод «пустого стула». «Когда я проговорила ей все
свои чувства и обиды, я испытала облегчение и признала за ней право быть тем не идеальным человеком, которым она была».
Четвертый этап - поиск конгруэнтности, социальное отреагирование. Следующей трансформацией стал сон, где клиентка разрешила себе заговорить, разрешила иметь мнение в социально значимой ситуации. «Сон, где я плачу и впервые проговариваю о своих чувствах своим сёстрам - её дочерям. Я снова жила с ними, но перестала скрывать и подавлять свои эмоции. Я со слезами отчаяния открыла им свои ощущения приживалки в семье. Я позволила себе быть уязвимой перед ними». «Меня вынудили! Я не заслужила!» Таким образом, она отреагировала все свои осознанные в процессе терапии преобразования.
Последний этап - социальное подкрепление. Важной задачей в консультировании является то, чтобы личный опыт клиента вернулся в прошлое. Чтобы он перешел в формат декларативной памяти. И - в определенном смысле - наконец здоровым образом забылся. Разрыв травмирующей ситуации с настоящим происходит при отреагировании и осознании, при этом важен этап социального признания. «Последним стал сон во всё тех же декорациях, но с совершенно другим ощущением себя. Я снова на той же самой кухне. Мы (я, сестры и мачеха) снова готовим вместе ужин. Мачеха поворачивается, смотрит мне в глаза, просит что-то подать, называя меня доченькой». На уровне ощущений: «Так и надо! Порядок! Всё в соответствии».
Таким образом, осознание событий сновидения позволяет изменить субъективное полотно реальности и переписать изначальный минискрипт.
«Я осознала, что права я, а не взрослые, которые меня травмировали. И тогда болезненный опыт превратился в воспоминания, и я получила возможность отправить его в прошлое, лишить его власти над собой и отпустить его».
Важно, чтобы кошмарное сновидение: первое
- стало реальным событием, второе - случившемся в прошлом и третье - опытом, не оказывающим непосредственного воздействие на настоящее, потерявшим свой травматический заряд. Осознание события как опыта даёт возможность отреагирова-ния и переписывания жизненного сценария (ощущения себя).
Таким образом, динамика сновидений в психологическом консультировании является фактором эффективности работы.
Список литературы
1. Berne, E.A layman guide to psychiatry and psychoanalysis: London: Pengiun (Original work published in 1947 as The mind in action). 1971.
2. Hartmann, E. Making connection in safe place: Is dreaming psychotherapy. Dreaming, 5(4), 1995. С. 213-228.
3. Margaret Bowater and Evan Sherrard. Dream-work treatment of nightmare using transactional analysis. Taj Vol. 29, No. 4 October 1999. (Маргарет Бо-увотер и Эван Шеррард. Работа со сновидениями с использованием транзактного анализа).
4. Samuels, A.A TA approach to dreams. Transactional Analysis Journal, 4 (3), 1974, С. 27-29.
5. Thomson, G. Dreamwork in redecision therapy. Transactional Analysis Journal, 17, 1987, С.169 -177.
6. Ullman, M. & Zimmerman, N. Working with dreams. New York: Dell.1989.
7. Веселкова Е.А., Бродская В.С. Психологические конфигурации семейных отношений в ситуации насилия (на примере одной семьи). //Современная реальность в социально-психологическом контексте - 2019: сборник научных трудов. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2019.
- С. 15-18.