УДК 616.89-159.964.28
ПОДАВЛЕННАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ В СИМВОЛИКЕ НОЧНЫХ КОШМАРАХ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
Н. С. Ольшевская
Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», 294006, Бульвар Ленина 5/7, Симферополь,
Россия.
Для корреспонденции: Ольшевская Наталья Сергеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии, психотерапии, наркологии с курсом общей и медицинской психологии, E-mail: [email protected]
For correspondence: Natalya S. Olshevskaya, Dr. Sci. Med., Associate Professor, Department of Psychiatry, Psychotherapy, Addiction to the course of general and medical psychology, E-mail: [email protected]
Information about authors:
Olshevskaya N. S., http://orcid.org/0000-0003-2267-0956
Резюме. Проанализировано 90 кошмарных сновидений пациентов с аффективными, невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами, а также поведенческими синдромами, связанными с физиологическими нарушениями и физическими факторами. Изучена явная и скрытая сексуальная символика сновидений, представлены основные ее сюжетные линии. Показана связь между символизмом и некоторыми формами подавленных сексуальных желаний.
Ключевые слова: кошмарные сновидения, сексуальная символика.
DENSE SEXUALITY IN THE SYMBOLIC NIGHT SCRATCH OF INORGANIC NATURE
Olshevskaya N. S.
Summary. 90 nightmarish dreams of patients with affective, neurotic, stress-related and somatoform disorders, as well as behavioral syndromes associated with physiological disorders and physical factors, were analyzed. Explored and hidden sexual symbolism of dreams is studied, its main storylines are represented. The relationship between symbolism and certain forms of suppressed sexual desires is shown.
Key words: nightmares, sexual symbolism.
В последние годы всё больший интерес психиатров, невропатологов, интернистов привлекает проблема расстройств сна. Патология сна описывается в клинике психических, в первую очередь, психогенных и соматических расстройств [1-5]. В структуру расстройств сна неорганической природы согласно, МКБ-10, включены нарушения ритма сон-бодрствование, гиперсомния, бессонница, а также сомнамбулизм, ночные ужасы и кошмары [6].
В отличие от ночных ужасов и сомнамбулизма, протекающих на фоне дезинтеграции сознания, кошмары представляют собой парасомнию, для которой характерны быстрое достижение нормального уровня бодрствования и ориентировки [6].
Кошмары представляют собой насыщенные тревогой или страхом сны, которые больной помнит очень детально. Сны являются крайне живыми и обычно имеют темы, включающие угрозу жизни, безопасности или самоуважению. Довольно часто повторяются одни и те же или сходные темы кошмарных сновидений. Во время типичного эпизода повышен уровень вегетативной активности, но отсутствуют существенная вокализация и подвижность тела. Нормальный уровень бодрствования и ориентировки при пробуждении достигается быстро. Больной полностью коммуникабелен и обычно дает детальный отчет о сновидении как при пробуждении от эпизода, так и на следующее утро [6-10].
Согласно обзору С. Фландерс (1999), по мнению З. Фрейда (1931) работа сновидения состоит в удовлетворении и одновременной маскировке бессознательных желаний. Ferenczi (1931) считал функцией сновидений попытку уладить травматические переживания. С точ-
ки зрения French и Fromm (1964) сновидение - способ разрешения проблемы. Greenberg R. и Pearlman (1975), Palomo (1978) видят в сновидении интеграцию нового понимания с установившимися структурами (цит. по С. Фландерс) [11].
Кошмар выражает интенсивный психический конфликт, который вероятнее всего сконцентрирован на некоторых формах неосознаваемых и подавленных сексуальных желаний. Согласно теории психоанализа, реализация этих желаний в символической форме проявляется внутренним чувством вины, часто исходящим из запрета и подавления желания, что сопровождается эмоцией страха, определяющей само содержание устрашающего сновидения [9, 12, 13].
Анализ сновидений в подобных случаях представляет не только диагностическую, но и лечебную работу, так как осознание причин возникновения внутреннего конфликта является залогом успешной терапии расстройства в целом [9].
Целью настоящего исследования явилось изучение содержания кошмарных сновидений пациентов, представление явной и скрытой сексуальной символики в виде ряда сюжетных линий и установление возможной логической связи между символизмом сновидения и некоторыми формами неосознаваемых и подавленных сексуальных желаний.
Материал и методы исследования
Материал исследования составили отчеты о кошмарных сновидениях 90 респондентов (63 женщин и 27 мужчин; 20-40 лет). Нозологические формы представлены: аффективными расстройствами настроения (F3) - 10 респондентов; невротическими, связанными со стрессом и соматоформными расстройствами (F4) - 30 респондентов; поведенческими синдромами, связанными с физиологическими нарушениями и физическими факторами (F5) - 50 респондентов (согласно МКБ 10). В исследование не включались пациенты с синдромом ночных кошмаров при других расстройствах. Исследование проводилось на базе отделения неврозов КРКПБ № 1.
В исследовании использовались клинико-психопатологический метод и метод толкования сновидений (в рамках ортодоксального психоанализа). Отчеты о сновидениях фиксировались путем аудиозаписи.
Клинико-психопатологический метод основывался на расспросе (анализ жалоб, в том числе сомнологического характера, сбор анамнестических сведений жизни и болезни пациента), наблюдении (оценивалось как невербальное, так и вербальное поведение), описании психического, соматического, неврологического статусов с последующим выставлением диагноза и назначением плана обследования и лечения, а в дальнейшем с оценкой динамики состояния.
При анализе сновидений мы опирались на следующие основные принципы. В сновидении представлены: отражение реальных событий, в том числе психотравмирующего характера; отражение желаний и фантазий, в том числе связанных с интрапсихическими и межперсональными конфликтами; отражение психодинамических процессов личностного роста; символика инициационного характера; символика, отражающая классические комплексы; символика, описывающая архетипы; символика, воплощающая переживания сексуального характера; феномен «сновидения в сновидении»; количество сюжетных линий; завершенность или незавершенность сюжета сновидения в целом; преобладающая сюжетная линия.
Сюжет сновидения «разбивался» на фрагменты, каждый из которых анализировался в отдельности, затем производился анализ сновидения в целом. При этом пациента просили «объяснить» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, то есть с помощью свободных ассоциаций. Благодаря этому с каждым отдельным элементом сновидения вызывался ряд других - «заменяющих» представлений, при помощи которых появлялась возможность расшифровать его скрытый смысл [14, 15].
Безусловно, символ многогранен, а потому должен интерпретироваться, исходя из контекста биологического, культурологического, психоаналитического, психологического, интерперсонального и других кругов толкования [9]. Поэтому анализ сновидений, представленных ниже, не является окончательно завершенным, а должен быть углублен интерпретацией в рамках других семантических категорий.
Результаты исследования
Несмотря на различное содержание сновидений, мы, исходя из аналогичности сю-
жетных линий, попытались условно разделить их на несколько подгрупп. Данная градация условна, так как часто смысловые линии сновидений переплетаются, дополняя друг друга. В подобных случаях мы ориентировались на ведущую линию сюжета.
Ниже приведены основные анамнестические сведения жизни и болезни пациентов; представлен оригинальный текст аудиозаписей их отчетов о сновидениях.
Поскольку понятие «сексуальность» представляет собой совокупность биологических, психофизиологических, душевных и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения [16] в системе взаимоотношений со своим и противоположным полом, выделены следующие сюжетные линии сновидений (рис. 1).
А Б
6,3%
7,4%
33,3%
40,7%
7,4%
44,4%
Рис. 1. Преимущественные сюжетные линии в кошмарных сновидениях у женщин (А) и мужчин (Б). Белой, черной, вертикальной и горизонтальной заливкой обозначены соответственно следующие сюжетные линии: «взаимодействие со значимым лицом без описания полового акта, как такового»; «переживания, связанные с потерей значимого лица»; «сексуальное переживание без присутствия явного объекта желания»; «сексуальное переживание при наличии объекта
желания».
1. «Взаимодействие со значимым лицом без описания полового акта, как такового (общение, ожидание помощи и т.п.)». Данная сюжетная линия встречалось в 6,3 % сновидений женщин и 7,4 % сновидений мужчин.
Л., 28 лет, служащая. Из анамнеза: в течение 3 месяцев поддерживает сексуальные (внебрачные) отношения с мужчиной. Тяготится своим образом жизни, испытывает чувство вины перед мужем, настроение подавленное, аппетит снижен, отмечаются пре- и постсом-нические расстройства сна, тревожные и кошмарные сновидения. Диагноз: легкий депрессивный эпизод ^32.0). Текст сновидения. «Я с компанией, в том числе, есть один мой очень хороший знакомый, к которому я питаю большую симпатию ... находимся на природе, все очень весело, замечательно, но краски такие какие-то темные, неяркие, и, для того чтобы выйти куда-то, нам нужно переплыть озеро. Озеро какого-то жутко глиняного цвета и такой же консистенции, только немножко так жидкая глина. Вот И все мы как бы забираемся на упавшее дерево высохшее... И кто-то раньше, кто-то позже прыгает с него, и плывут Вот я где-то так посередине, мой друг еще остался там на дереве. Я плыву, и где-то, немножко не доплывая до середины, вижу, что те, кто плывут впереди меня, они... Их какая-то сила тянет под воду, и некоторые уже утонули. И тут я чувствую под водой руки. Какие-то они не материальные, не живые. Это какой-то леший, водяной, не знаю я. Руки такого же цвета, они обхватывают так меня, грудную клетку мою, и пытаются увлечь в глубину. Я начинаю кричать и звать своего спутника. Он мне говорит: «Да, сейчас». Где-то что-то он там на этом дереве зацепился, не может никак прыгнуть. Вот И я пытаюсь руками разжать те руки вот этого водяного».
Соотношения леса, озера, ландшафта, символически указывают на структурные особенности сознания, образы окрашены негативно (упавшее высохшее дерево, тусклые цвета, глинистое озеро). Обращает на себя внимание описание воды. Бессознательное в данном случае рассматривает секс как грязь, объясняя безуспешную попытку преодолеть социаль-
01020100010001000100010001000101000100
но-запретное влечение - отзвук психотравмирующей ситуации [17, 18].
2. «Переживания, связанные с потерей значимого лица». Данная сюжетная линия присутствовала у 4, 8 % женщин и 7,4 % мужчин.
Т., 29 лет, служащая. Из анамнеза: Состояние изменилось после трагической смерти мужа, с которым прожила в браке 10 лет. Настроение снижено, аппетит и сон нарушены. Говорит медленно, тихим голосом, плачет. На протяжении года снятся стереотипные тягостные сновидения, часто вызывающие пробуждение. Диагноз: умеренный депрессивный эпизод ^32.10). Ниже приводится отчет об одном из последних снов. «После смерти мужа снятся сны, в которых он присутствует Я всегда просыпаюсь после этих снов. Приснились похороны. Мне просто приснился муж в гробу. Я захожу в эту комнату, я понимаю во сне, что он уже мертвый. Подхожу к нему. Он открывает глаза, и я ему еще говорю: «Что ж ты делаешь, ты же уже умер!» Он садится, ну, в этом гробу садится, смотрит на меня, у него такая тоска в глазах И он мне говорит.:«мне так плохо!»> Начинает меня обнимать и говорит: «Поцелуй меня, пожалуйста!»»Я хочу его поцеловать, но что-то меня удерживает Но все равно я его целую и при этом говорю: <что же ты делаешь, зачем ты меня это просишь, ведь мне будет так же плохо, как и тебе. Но, тем не менее, он, ну как, продолжает меня держать в своих объятиях, не отпускает...».
Символика смерти и атрибутов, связанных с ней в данном сновидении проходит как отражение реально произошедшего стресса. Поцелуй и объятия указывают на желание любить, но в то же время отражают регресс переживаний (прощальный поцелуй, происхождение поцелуя из акта кормления) [9, 17, 18].
3. «Сексуальное переживание без присутствия явного объекта желания». Партнер может быть представлен в виде идеи и невидим во сне. Указанная сюжетная линия сновидения наблюдалась у 55,6 % женщин и 44,4 % - мужчин (рис. 1).
а) «Полет - падение» (17,1 % - женщины, 33,3 % - мужчины от общего количества данной группы) (рис. 2).
Е., 22 лет, студентка. Из анамнеза: после длительного физического и психического перенапряжения, психотравмирующей ситуации (сложная сессия) стала раздражительной, нетерпеливой, вспышки раздражения завершались слезами. Сон нарушен: трудность засыпания, разбитость и слабость после пробуждения. Поссорилась с молодым человеком, который не мог понять причину перемены настроения, возникли сексуальные дисфункции. Легко астенизируется, беспокоят головные боли. Диагноз: неврастения ^48.0). Ниже приводится отчет об одном из сновидений. «Я где-то, вот, на огромной скорости лечу очень высоко над землей. Страха не испытываю, даже хорошо, но, вот, какой-то холодок в груди... потом падаю куда-то... И дальше на протяжении всего сна лечу уже вместе со страхом, всегда вниз головой, кричу, плачу, мне страшно! Я знаю, что там бездна, вот, где-то будет конец, насмерть разобьюсь, очень страшно».
Тематика полетов во сне и наяву, как кодированного сексуального переживания, является одним из самых древних сюжетов в мифах, религии, искусстве. В Древнем Риме женщины обзаводились бронзовым амулетом, который по форме напоминал половой член, прикрепленный к птице или крыльям летучей мыши, и носили его в качестве броши, а также использовали как оберег, вешая в саду или доме. В шестнадцатом веке, когда церковь объявила летающих ведьм прислужницами сатаны, Якоб ван Амстердам создал картину «Царь Саул и Аэндорская волшебница», на которой обнаженная женщина, сидя верхом на огненном козле, рассекает воздух, подобно ракете. Подобный сюжет отражен в творчестве Франсиско Гойи - «Капричос». Завуалированное сексуальное переживание проявляется и в символике падения: (физиология женской сексуальности подразумевает падение и опускание - «падшая женщина») [17-20].
А Б
25,0%
Рис. 2. Сексуальное переживание без присутствия явного объекта желания у женщин (А) и мужчин (Б). Белой, черной, вертикальной и горизонтальной заливкой обозначены соответственно следующие сюжетные линии: «полет - падение»; «всадница - всадник»; «укус змеи»; «море-океан».
б) «Всадница - всадник» (5,7 % - женщины; 25 % - мужчины от общего количества данной группы) (рис. 2).
Л., 25 лет, служащая. Жалобы астено-невротического характера. В анамнезе - два хронических психотравмирующих события. Длительное время испытывала эмоциональное перенапряжение на работе - «начальство давило», вследствие чего стала раздражительной, капризной, слезливой, рассталась с мужем, по которому очень тосковала. Появились пре-и постсомнические расстройства, кошмары. Диагноз: неврастения ^48.0). Ниже представлен рассказ об одном из повторяющихся сновидений. «Сижу верхом на гнедом коне..., тут начинаются не то, что сумерки, но, как будто солнечный свет теряет свою яркость, и появляется чувство, что меня кто-то преследует Я подгоняю коня и начинаю скакать, не разбирая практически дороги. Скачу по этим улицам, как по лабиринту, как по спирали шевелящейся, ... и чувствую за собой опасность. Иногда за некоторыми поворотами она как бы уменьшается, но потом догоняет. Вокруг становится все сумрачней и сумрачней, ... все краски начинают исчезать. Потом начинают появляться какие-то препятствия: канавы, там, упавшее бревно. Конь их перепрыгивает, но я боюсь упасть. Седло вдруг исчезает, и я стараюсь схватиться ногами, руками за спину. Сжимаю спину коня коленями и даже чувствую, что чересчур сильно сжимаю и давлю, коню становится трудно бежать, но очень трудно держать себя в руках и контролировать, чтобы лошадь могла бежать дольше. И вот это чувство преследования!»
Сюжет сновидения отображает механизм развития невротической симптоматики. Отсутствие решения жизненной проблемы представлено как блуждание в лабиринте, препятствия (канавы, бревно), а также страх быть «выбитой из седла», преследование, тусклый свет указывают на возникшие на работе сложности, тревогу, подавленность. Находит свое отражение и переживания, связанные с разводом, собственно, поведение «всадницы» [9].
в) «Укус змеи» (8,6 % -женщины, 16,7 % - мужчины соответственно) (рис. 2).
Д., 20 лет, студентка. Из анамнеза: в течение полугода, 1-2 раза в неделю беспокоят кошмарные сны. Других жалоб не предъявляет. Психически и соматически благополучна. Диагноз: кошмары ^51.5). Текст сновидения. «...Выхожу на поле цветов, их очень много... Не хотелось до них дотрагиваться, какой-то преодолевала все-таки страх... Когда дотро-нулась.до розы,.. .чувствую боль,...вижу змею. Змея начинает переползать по цветку и доползает прямо до бутона, там, где я укололась, она меня ужалила. От боли я проснулась».
Змея - символ сексуальности, искушения, инстинктов, отвергаемых сознанием. Дьявол, обольщающий Еву, явился ей в образе Змея. По преданию, царица Египта Клеопатра приняла смерть от укуса змеи. Здесь змея воспринимается, как латентный, скрытый в траве фаллос, символизирующий формирование сексуального желания, возможно, ассоциируется с ипостасью фаллической женщины [9, 19, 21].
г) «Море - океан» (в данной группе встречается в 68,6 % сновидений женщин, 25 % сновидений мужчин) (рис. 2).
Е., 40 лет, продавец. Находится на стационарном лечении с диагнозом: соматоформ-ная вегетативная дисфункция ^45.3). Жалобы на возникновение частых позывов на мочеиспускание при отсутствии возможности воспользоваться туалетом. Результаты функциональных и биохимических исследований соответствуют норме. Считает, что «заболела от одиночества», так как долгое время не состоит в браке. Отчет о повторяющемся кошмарном сновидении. «Ну вот, например, снится море. И огромные, огромные черные волны. Я стою на скале и думаю, вот сейчас меня эта волна смоет. И вот, какой-то шест, я за него цепляюсь. И только благодаря этому шесту меня не смывает эта волна огромная. И вот накатывается, потом в виде раскаленной лавы - за мной. Вот я убегаю, а эта лава за мной. Ну, вот такое. Эти волны ко мне не прикоснулись, я убежала...»)
Символика моря, волн, наводнения присутствует в 68,6 % устрашающих сновидений женщин. Указывает на погружение в бессознательное, как источник энергии, в том числе сексуальной. Желание быть любимой, страх одиночества, «волны эмоций» [9].
4. «Сексуальное переживание при наличии объекта желания» (встречается у 33,3 % женщин, 40,7 % - мужчин соответственно от общего числа сновидений).
а) «Преследование и сексуальное домогательство». В группе женщин составило 66,7 %, в группе мужчин - 9,1 % случаев (рис. 3).
А Б
Рис. 3. Сексуальное переживание при наличии объекта желания у женщин (А) и мужчин (Б). Белой, черной, вертикальной и горизонтальной заливкой обозначены соответственно следующие сюжетные линии: «преследование и сексуальное домогательство»; «преследование с огнестрельным оружием»; «инцестуозные
отношения»; «агрессия - гомицид».
Ю., 20 лет, студентка. Из анамнеза: в течение последних трех месяцев, 1-2 раза в неделю снятся стереотипные кошмарные сны. Других жалоб не предъявляет. Соматически благополучна, (virgo). Диагноз: кошмары (F51.5). Текст сновидения. «Снится мне сон. Что где мы жили, последняя квартира в городе N, вот эти вот улицы, я по ним шла. Менялось... То я шла со школы вечером поздно, то я шла с подружками или с парнем своим. Я просто шла, освещенные такие улицы были. И постоянно ехала какая-то машина, выходили какие-то мужчины, и они за мной гнались, хотели изнасиловать. Я постоянно убегала. Вот такие реалистичные ощущения были, что такой страх! Ужасно вообще было. Постоянно бежала, кричала.. И постоянно такое чувство, что они возле меня, они меня догоняют, буквально секунда, и они меня схватят, я бегу, бегу, буквально еще секунда, и все. Не знаю, снился, наверное, полмесяца постоянно».
Семантика сновидения отражает амбивалентное отношение к половым контактам: с одной стороны отсутствие готовности к сексуальной жизни, инфантильность (дорога из школы), с другой - желание вступить в половую связь (попытка изнасилования), сопровождающееся страхом,- смещение сексуальности на агрессию [9, 21].
б) «Преследование с огнестрельным оружием» (встречается в 23,8 % сновидений жен-
щин, 9,1 % - сновидений мужчин) (рис. 3). Отличие состоит в большей готовности к половым взаимоотношениям, рассказ о выстреле часто соответствует описанию оргастической разрядки. Пример: М., 20 лет, студентка. Здорова. Жалобы на частые кошмарные сновидения. Социальное функционирование не нарушено. Диагноз: Кошмары (F51.5). Отчет о сновидении. «Мы с подругой находимся в помещении, типа гостиничного комплекса какого-то. И вот приходим к ней в эту комнату, а там сидят какие-то мужчины, они начинают, в общем, ко мне приставать. Подруга, как бы, заодно с ними становится. Я начинаю от них убегать, а комплекс очень большой такой. Я бегаю по всему этому большому дому и никак не могу никуда выйти: либо меня догоняют, либо появляются какие-то другие коридоры... В итоге я забегаю на крышу этого здания, и там появляется человек, совершенно не из тех, кто за мной гонялся. И стреляет в меня или из ружья или из пистолета. Причем, мне кажется, что я как умираю, и становится жарко очень или .ну, неописуемо как-то, потом, наоборот, как волна отхлынула. И в какой-то момент я вообще ничего не вижу! И я понимаю, что я умерла. На самом деле, я, естественно, не умерла, просыпаюсь в ужасе! Понимаю, что меня не убили, но ощущение такое, что... Как будто бы действительно, и боль в этом месте, где выстрел был. И просыпаюсь вся мокрая от этого». В данном случае интересным является и то, что наличие подавленного сексуального влечения М. выделяет ключевыми словами: «комплекс очень большой такой».
в) «Инцестуозные отношения» (встречается в 4,8 % сновидений женщин, 18,2 % - мужчин) (рис. 3). А., 20 лет, студентка. Здорова. Жалобы на частые кошмарные сновидения. Социальное функционирование не нарушено. Диагноз: кошмары (F51.5). В качестве иллюстрации приводим отчет о сновидении.
«Летний светлый день, подходит трамвай, их очень много. И мы идем с папой, да, мы переходим это кольцо трамвайное. Почему-то посередине кольца - стол, стульчик. На этой табуретке сидит одна из моих учительниц, очень добрая, она мне очень нравилась. И мы почему-то остановились и начали с ней разговаривать. И тут я обратила внимание, что трамваи начали ходить очень быстро и часто. И один трамвай такой красный, ну не совсем красный, вот, именно он какого-то бордового цвета был. Он проезжает, и когда он проезжает, я вижу человека, который стоит с каким-то оружием и целится в нас. Я... Мне почему-то сразу стало страшно именно за папу. И тут этот человек стреляет, и я слышу, как падает мой папа, вот Он падает и начинает стонать, кричать. Я долгое время стояла, как вкопанная, я не знала, что делать, а потом кинулась к отцу. Он был жив, это я точно знаю, он был жив, я как бы, не видела ни рану, ничего. Эта учительница просто сидит на скамейке и ничего не говорит, просто сидит Я зову на помощь! И в этот момент я просыпаюсь. И, как бы, я еще очень долго проплакала, просто я не знала, что с этим делать и как это понять, вот».
Данные сновидения не означают действительного желания инцеста, табу на который определяется биологическими причинами, а указывают на потребность в безопасности, страстное желание любви, образование семьи. Желание и потребность в любви сочетаются с освобождением от ответственности, что ассоциируется со стадией Эдипа. Фаллическая символика (красный трамвай, человек с оружием) появляется в данном сновидении как результат обесценивания, вытеснения сексуальности ввиду табу на инцест. Конфликт заключается в конкуренции с матерью за любовь отца (амбивалентное отношение к «учительнице»). З. Фрейд полагал, что «... жуткое переживание имеет место, когда вытесненный инфантильный комплекс вновь оживляется неким впечатлением, или если снова подтверждаются преодоленные ранее примитивные представления» [9, 12, 13, 21].
г) «Агрессия - гомицид» (встречался в 4,8 % сновидений женщин и 63,6 % - мужчин) (рис. 3). М., 26 лет, служащая. Из анамнеза: по характеру - авторитарна, бескомпромиссна, суждения категоричны. Указывает на сложности во взаимоотношениях с родственниками и коллегами по работе. В недавнем времени перенесла психотравмирующую ситуацию -развод с мужем. Находится на стационарном лечении. На протяжении нескольких месяцев беспокоят боли в сердце, сердцебиения, онемение левой руки. Данных о существенном структурном или функциональном заболевании сердечно-сосудистой системы нет. Диагноз: соматоформная вегетативная дисфункция (F45.3). Отчет о сновидении.
«Я знала, что моя бабушка убивает людей молодого возраста, молодых людей мужского пола. Притом, моя мама тоже об этом знала. Все действие происходило в каком-то непонятном общежитии, с тараканами, со всеми прилагающимися радостями жизни. Самое ужасное, наверное, в этом сне было, что мы знали о происходящем, но никак не
могли на это повлиять. Не знаю даже, что было страшнее, осознание этого или то, что там присутствовали правоохранительные органы, которые хотели, там, забрать нашу бабушку в милицию, или в «дурку» посадить. Вплоть до того, что наша бабушка, она как бы неадекватна, находится, как бы, в какой-то прострации. Она говорила: «да-да, я все понимаю, я поступаю не так». То ли она из окна выбрасывала кого-то, то ли душила. Помню очень четко окна с грязными пятнами. Вот такой образ яркий очень».
Убийство в сновидении, в зависимости от контекста, может означать желание полного обладания субъектом. В то же время фигура, которую индивид приводит к смерти, может быть олицетворением части самого индивида, мотивов и желаний, которые он пытается подавить, то есть убийство - освобождение от нежелательной части себя [9, 12, 13]. В данном случае в сновидении отражен как интерперсональный конфликт, так глубинный личностный. Понятно, что «чужая» агрессивность здесь является проекцией собственной, а дисбаланс соотношений субличностей - (Анимы и Анимуса), а также архетипический образ Ужасной Матери в символической форме выражен в убийстве молодых мужчин [22].
Эротическая символика в сновидения мужчин представлена подобным образом, при этом наиболее часто встречается сюжет борьбы, утрированной агрессии.
А., 22 лет, служащий. Из анамнеза: демонстративные черты личности, любит находиться в центре внимания. Несмотря на привлекательную внешность и «легкий» характер, испытывает сложности во взаимоотношениях с женщинами, увлекается, но быстро теряет интерес к партнерше. При этом женщины составляют большой процент его друзей. Сообщил, что в течение полугода часто (1-2 раза в неделю) видит тревожные и кошмарные сны, в которых ему часто приходится «обороняться», других жалоб не предъявляет. Социальное функционирование не нарушено. Диагноз: кошмары ^51.5). Текст сновидения.
«Я нахожусь у себя дома, на приусадебном участке. Атмосфера достаточно серая, темная. Я иду к вишне, у нас растет там вишня небольшая, такая молодая вишня, несколько раз уже плодоносила. В общем, я иду к ней, и меня подстерегает какое-то существо, не существо, но человек в рясе, лица его я не вижу... И у нас с ним возникает конфликт, непонятный бой как-то. Я начинаю его бить в плечо, в грудь, он, естественно, бьет меня в ответ, но я закрываюсь от него руками, ногами. Ударов практически не чувствую, но мое тело обретает какую-то сверхъестественную силу. Я могу, например, высоко подпрыгнуть, или вытянуть руку дальше, чем я мог себе позволить в нормальной жизни... Я начинаю бить этого мужика палкой, эта палка какая-то резиновая. В общем она тоже имеет неординарные способности расти, загибаться, выгибаться... Тут я понимаю, что это черт, и у него начинают расти рога в несколько рядов... Он мне, как бы, особенных хлопот не доставляет, но я его... Ну, сам страх, что передо мной такое существо непонятное. Я, значит, начинаю вообще истерически, моторно его бить этой палкой, и он падает обратно куда-то в подземелье, то есть проваливается в землю. И я стою с этой палкой, и, ну, естественно страх».
Показательным в данном сновидении является страх бисексуальности, восприятие ее как постыдной, а потому неприемлемой. Именно поэтому путь к «плодоносящей вишне» прерывается «непонятным конфликтом» с «существом». При этом «существо» не уничтожается, а «падает обратно куда-то в подземелье», то есть в бессознательное. Интересно, что А. спокойно принял интерпретацию данного сновидения, а разъяснения относительно нормативности влечений дезактуализировали тревогу.
Заключение.
Таким образом, в результате проведенного исследования показано, что насыщенные тревогой и страхом сновидения часто являются проявлением внутреннего конфликта, в основе которого лежит явный эротический смысл или скрытое сексуальное желание. Символика, воплощающая сексуальные желания, чаще встречается в сновидениях женщин. В исследуемой группе преобладающим явился сюжет «сексуальное переживание без присутствия явного объекта желания»; у женщин - преимущественно «море-океан», у мужчин - «полет-падение». Достаточно часто представлен сюжет «эротическое переживание при наличии объекта желания», где в сновидениях женщин преобладает «преследование и сексуальное домогательство», в сновидениях мужчин «агрессия-убийство». Анализ семантики позволяет установить наличие и причину имеющихся противоречий, что в свою очередь определяет тактику и выбор терапии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Полуэктов М. Г. Расстройства сна в практике психиатра. Современная терапия психических расстройств. 2012; 4: 11-16. doi: http://www.psypharma.ru/ru/rasstroystva-sna-v-praktike-psihiatra.
2. Полуэктов М. Г. Нарушения сна в практике невролога. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2012; 4(4): 18-24. doi:10.14412/2074-2711-2012-416.
3. Ковров Г.В., Лебедев М. А., Палатов С. Ю., Меркулова Т. Б., Посохов С. И. Нарушения сна при тревожных и тревожно-депрессивных расстройствах. РМЖ. 2015. 10: 530-534.
4. Тювина Н.А., Щукина Е. П., Изотова Е. А. Расстройства сна при психических заболеваниях и их коррекция. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2012. 1: 105-111. doi: http://cyberleninka. ru/article/n/rasstroystva-sna-pri-psihicheskih-zabolevaniyah-i-ih-korrektsiya (дата обращения: 20.04.2017).
5. Нуралиева Н.Ф., Напалков Д. А. Депрессия и сердечно-сосудистые заболевания. Вестник Российской Академии Медицинских Наук. 2014. 69(9-10): 21-26. doi:10.15690/vramn.v69i9-10.1127
6. МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские и диагностические критерии. ВОЗ, Женева, СПб., 1995.
7. Пашнев Б. К. Сравнительный анализ символики кошмарных сновидений. Практ. психоло^ та сощальна робота. 2003; 2-3: 87-95.
8. Самохвалов В. П. Психический мир будущего. Симферополь: Кит, 1998.
9. Самохвалов В. П. Психоаналитический словарь и работа с символами сновидений и фантазий. Симферополь: Сонат, 1999.
10. Самохвалов В. П. Краткий курс психиатрии. Симферополь: СОНАТ. 2000.
11. Современные теории сновидений. Под ред.: С. Фландерс. М.: АСТ Рефл-бук, 1999.
12. Фрейд З. Избранное. М.: Внешторгиздат, 1990.
13. Freud S. The Standard Edition of the Complete Psyhological Work of Sigmund Freud.- London: The Hogarth Press, 1954-1974.
14. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.
15. Лейбин В. М. Словарь-справочник по психоанализу. М.: АСТ, 2010.
16. Дерягин Г. Б. Криминальная сексология: курс лекций. М.: Щит-М, 2008.
17. Керлот Х. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994.
18. Энциклопедия символов Е. Я. Шейнина. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.
19. Аккерман Д., Ларю Дж.. Любовь в истории. Секс в Библии. М.: Крон-Пресс, 1995.
20. Блох И. История проституции. СПб.: Аст-пресс, 1994.
21. Калина Н. Ф. Основы психоанализа. М.: Рефл-бук, 2001.
22. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
References
1. Poluektov M. G. Rasstroystva sna v praktike psihiatra. Sovremennaya terapiyapsihicheskih rasstroystv. 2012; 4: 11-16. (In Russ.)
2. Poluektov M. G. Sleep disorders in neurological practice. Neurology, Neuropsychiatry, Psychosomatics. 2012;4(4):18-24. (In Russ.) D0I:10.14412/2074-2711-2012-416.
3. Kovrov G.V., Lebedev M. A., Palatov S. Yu., Merkulova T. B., Posohov S. I. Narusheniya sna pri trevozhnyih i trevozhno-depressivnyih rasstroystvah. RMZh. 2015. 10: 530-534. (In Russ.). doi: javascript: load_ article(23836516).
4. Tyuvina N.A., Shchukina E. P., Izotova E. A. Sleep disorders in mental diseases and their correction. Neurology, Neuropsychiatry, Psychosomatics. 2012; 4(1):105-111. (In Russ.) doi:10.14412/2074-2711-2012-372.
5. Nuralieva N.F., Napalkov D. A. Depression and cardiovascular diseases. Annals of the Russian academy of medical sciences. 2014; 69(9-10):21-26. (In Russ.) doi: 10.15690/vramn.v69i9-10.1127.
6. MKB-10. Klassifikatsiya psihicheskih i povedencheskih rasstroystv. Issledovatelskie i diagnosticheskie kriterii. VOZ, Zheneva, SPb., 1995.
7. Pashnev B. K. Sravnitelnyiy analiz simvoliki koshmarnyih snovideniy. Prakt. psihologlya ta sotslalna robota. 2003; 2-3: 87-95.
8. Samohvalov V. P. Psihicheskiy mir buduschego. Simferopol: Kit, 1998.
9. Samohvalov V. P. Psihoanaliticheskiy slovar i rabota s simvolami snovideniy i fantaziy. Simferopol: Sonat, 1999.
10. Samohvalov V. P. Kratkiy kurs psihiatrii. Simferopol: SONAT. 2000.
11. Sovremennyie teorii snovideniy. Pod red.: S. Flanders. M.: AST Refl-buk, 1999.
12. Freyd Z. Izbrannoe. M.: Vneshtorgizdat, 1990.
13. Freud S. The Standard Edition of the Complete Psyhological Work of Sigmund Freud. London: The Hogarth Press, 1954-1974.
14. Raykroft Ch. Kriticheskiy slovar psihoanaliza. SPb.: Vostochno-Evropeyskiy Institut Psihoanaliza, 1995.
15. Leybin V. M. Slovar-spravochnik po psihoanalizu. M.: AST, 2010.
16. Deryagin G. B. Kriminalnaya seksologiya: kurs lektsiy. M.: Schit-M, 2008.
17. Kerlot H. E. Slovar simvolov. M.: REFL-book, 1994.
18. Entsiklopediya simvolov E. Ya. Sheynina. M.: OOO «Izdatelstvo AST», 2002.
19. Akkerman D., Laryu Dzh. Lyubov v istorii. Seks v Biblii. M.: KRON-PRESS, 1995.
20. Bloh I. Istoriya prostitutsii. SPb.: Ast-press, 1994.
21. Kalina N. F. Osnovyi psihoanaliza. M.: - «Refl-buk», 2001.
22. Yung K. G. Arhetip i simvol. M.: Renessans, 1991.