Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ У ЛИЧНОСТИ ПРИ ВЫБОРЕ СПОРТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ У ЛИЧНОСТИ ПРИ ВЫБОРЕ СПОРТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРЕНИРОВКА / ПСИХОЛОГИЯ / СПОРТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / SPORT / PHYSICAL CULTURE / TRAINING / PSYCHOLOGY / SPORTS DIRECTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Якунин Н.И.

В статье рассматриваются вопросы связанные с психологическими проблемами при выборе спортивного направления на раннем этапе. В спорт родители пытаются отдать своих детей в достаточно раннем возрасте, в 3-4 года. В этом возрасте ребенок, попадая в среду какого-либо спортивного направления, не способен ориентироваться в своем желании. Нравится ему тот или иной вид спорта, или нет. И хочется ли ему заниматься этой деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PROBLEMS AT THE PERSONALITY AT THE CHOICE OF THE SPORTS DIRECTION

In article the questions connected with psychological problems at the choice of the sports direction at an early stage are considered. Parents try to send the children to sport at rather early age, in 3-4 years. At this age the child, getting on Wednesday any sports direction, it isn't capable to be guided in the desire. He likes this or that sport, or not. And whether he wants to be engaged in this activity.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ У ЛИЧНОСТИ ПРИ ВЫБОРЕ СПОРТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

УДК 796

Якунин Н.И. преподаватель кафедра физической подготовки Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны»

Министерство обороны Российской Федерации

Россия, г. Ярославль ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ У ЛИЧНОСТИ ПРИ ВЫБОРЕ СПОРТИВНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы связанные с психологическими проблемами при выборе спортивного направления на раннем этапе. В спорт родители пытаются отдать своих детей в достаточно раннем возрасте, в 3-4 года. В этом возрасте ребенок, попадая в среду какого-либо спортивного направления, не способен ориентироваться в своем желании. Нравится ему тот или иной вид спорта, или нет. И хочется ли ему заниматься этой деятельностью.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, тренировка, психология, спортивные направления.

Yakunin N.I.

teacher of department of physical training Yaroslavl highest military college of air defense" Ministry of Defence of

the Russian Federation Russia, Yaroslavl PSYCHOLOGICAL PROBLEMS AT THE PERSONALITY AT THE CHOICE OF THE SPORTS DIRECTION

Summary: In article the questions connected with psychological problems at the choice of the sports direction at an early stage are considered. Parents try to send the children to sport at rather early age, in 3-4 years. At this age the child, getting on Wednesday any sports direction, it isn't capable to be guided in the desire. He likes this or that sport, or not. And whether he wants to be engaged in this activity.

Keywords: sport, physical culture, training, psychology, sports directions.

За желания ребенка отвечают родители. Родители отдают своих детей в спорт по разным причинам. Кто-то улучшить физическую форму, считая что спорт может сделать сильнее и научить справлять с различными трудностями, кто-то улучшить здоровье, поднять тонус, закалить своего ребенка. Но бывает взрослые реализуют свои несбывшееся желания: жажда первенства, слава. Все это родители готовы взвалить на хрупкие плечи своих детей, уверенные в том, что они находят, тем самым, верный для них путь.

Наблюдайте за ребенком, как он реагирует на все, что с ним происходит. Как он ведет себя на тренировках, как складываются взаимоотношения с тренером, с коллективом [2]. Родителям лучше присутствовать на занятиях и

во всем поддерживать своего ребенка. Если ребенок начинает замыкаться в себе, проявлять нежелание посещать секции, здесь лучше посоветоваться с тренером или с психологом. Поинтересоваться, а есть ли у вашего малыша дар или талант, желание для занятия именно этим видом спорта, есть ли у него физический потенциал. Возможно, пересмотреть варианты, и отдать ребенка в какой-либо другое спортивное направление. Поменять групповой вид на индивидуальный и наоборот.

Ребенок нуждается в родителях, в их поддержке, похвале и любви. Родители являются неотъемлемой частью на пути к достижению успеха. И здесь не нужно заблуждаться, что тренер может заменить родителей ребенку. Необходимы четкие разграничения. Тренер - наставник. Родители - самое главное, основа для своего ребенка. Они дают внутреннюю безопасность к жизни и ту «волшебную» энергию, которая двигает к победе [1, 3].

На ранних этапах спортивной деятельности ребенка, важно развивать его потенциал, как физический, так и психологический. Методично работать над техническими элементами, прививать выносливость и силу воли. Но не нужно забывать, что не только абсолютная физическая подготовка приводит к победе, но и так же психологическая устойчивость, способность контролировать себя в стрессовых ситуациях. Неумение управлять своими эмоциями может разрушить многолетний труд тренировок. Здесь лучше обратиться к специалистам.

Работа на достижение результата - важная часть в тренировочном процессе. Она требует очень аккуратного подхода. Если результативная «планка» завышается, ребенку будет сложно добиться хорошего результата. Возможно, он на данный момент не готов покорить вершину, которую ему предлагают, но это еще не значит, что ваш малыш к этому не способен.

Систематическое поражение приводит к неуверенности в себе, повышается тревожность. И те элементы, которые уже успешно наработаны, срываются или «зыбко» исполняются. Развивайте возможность и таланты молодого спортсмена, смотрите к чему он готов на данный момент. И когда ребенок начинает справляться с положенной программой, можно приподнимать «планку» и работать уже над более сложными элементами. Многие тренеры не хотят прибегать к помощи психологов, считая, что сами могут подготовить юное дарование во всех направлениях. Но необходимо понимать, что ребенок развивается поэтапно, и на каждом этапе развития возникают те или иные новообразования, созидается, что-то новое, формируются и развиваются психические функции. От трех до семи лет формируется социальная позиция ребенка к окружающим людям, к авторитету матери и отца, происходит кризис личности, ребенок начинает проявлять свою личность, эти проявления дифференцированы по ситуации. Семь лет ребенок переживает сильнейший кризис, связанный с переломным моментом в жизни ребенка - начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Ребенок начинает ориентироваться в собственных переживаниях, начинает оценивать себя, проявляет самолюбие [5].

Подростковый возраст наиболее сложный. Ребенок меняется физиологически. Могут возникнуть проблемы с эстетической формой, связанными с гормональными изменениями, в особенности у девочек. Такие изменения, возможно, усложнят продвижение к профессиональному росту. Здоровье, на этом этапе, требует к себе более чуткого отношения. Эмоциональный фон нестабилен, что приводит к резким сменам настроения. Личность стремительно формируется. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера [4]. Возникает чувство взрослости. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. У подростка складываются разные образы «Я». На этом этапе ребенок уже может самостоятельно решать и выбирать - нужно ли ему дальше продолжать свою деятельность в спорте или нет. Нестабильность эмоций и эгоцентризм могут привести к ухудшению взаимоотношений с тренером, с родителями. Следствие - резкий разрыв отношений и уход из спортивной деятельности.

Внимательное изучение критических возрастов показывает, что в них происходят смены основных переживаний ребенка [6]. Кризис представляется раньше всего моментом перелома, который выражается в том, что от одного способа переживаний среды ребенок переходит к другому.

Помимо кризисных моментов и этапов развития нельзя обойти индивидуальные особенности: темперамент, свойства нервной системы, состояние тревожности, стрессоустойчивость, экстраверсия - интроверсия и др. Опора на индивидуальные различия, дает право эффективно простроить тренировочный процесс, который в итоге приведет к желаемому результату. Способность понимать характер и психические возможности ребенка, повышает мотивацию, укрепляет волевые качества.

Помощь специалиста-психолога очень важна, особенно для маленьких чемпионов. Здесь важно не только вырастить выдающегося спортсмена, но и воспитать здоровую личность, устойчивую к социальным сложностям и межличностным взаимодействиям. Личность, которая готова отвечать за свои поступки и готова делать осознанные выборы, ведущие к созиданию.

Использованные источники:

1. Закономерности психологии физического воспитания / Н.А. Воронов // Молодежный научный вестник. 2018. № 7 (32). С. 30-32.

2. Здоровье подростков и окружающий мир / И.В. Журавлева М.: 1997. -30 с.

3. Использование психологических технологий в спорте / Н.А. Воронов // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 13 (54). С. 27-28.

4. Основы валеологии / В.П. Петленко. Книга третья. 1999. - 433 с.

5. Специфика психологии спорта: Учебно-методическое пособие / Л.К. Серова // СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб. 2003. - 49 с.

6. Формирование психологической устойчивости к действиям в экстремальных условиях / А.В. Буриков // Международный научный журнал. Педагогика & Психология. Теория и практика. № 3 (17). Волгоград. 2018. С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.