Научная статья на тему 'Организация спортивной деятельности ребенка'

Организация спортивной деятельности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / РЕБЕНОК / ГТО / СПОРТИВНЫЕ СЕКЦИИ / БИОМЕХАНИКА ДВИЖЕНИЙ РЕБЕНКА / ИГРА / SPORT / CHILD / TRP / SPORTS CLUBS / BIOMECHANICS OF THE MOVEMENTS OF THE CHILD / THE GAME

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинников Юрий Дмитриевич, Лухтанов Юлий Викторович

Приобщение ребенка к занятиям спортом важная социальная функция и государственная задача. Введение норм ГТО ставит вопрос, как организовать спортивную деятельность ребенка. Родители часто задают вопрос, в какую спортивную секцию отдать ребенка? Каким видом спорта лучше заниматься? Стоит ли вообще заниматься спортом, чтобы не быть травмированным. Многие дети не умеют совмещать учебу и спорт вторят учителя. Важной актуальной задачей родителей, школы и общества становится задача об организации спортивной деятельности ребенка. Студент факультета «Спорта» (специализация «Бокс») и преподаватель, три десятка лет преподающий курс «Биомеханика двигательной деятельности», размышляют над сложной и требующей индивидуальных подходов задачей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация спортивной деятельности ребенка»

Организация спортивной деятельности ребенка

1 2

Овчинников Ю. Д. , Лухтанов Ю. В.

1 Овчинников Юрий Дмитриевич / Ovchinnikov Jurij Dmitrievich - кандидат технических наук, доцент;

2Лухтанов Юлий Викторович /Luhtanov Julij Viktorovich - студент, кафедра биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин, факультет «Спорта», специализация «Бокс»,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,

г. Краснодар

Аннотация: приобщение ребенка к занятиям спортом важная социальная функция и государственная задача. Введение норм ГТО ставит вопрос, как организовать спортивную деятельность ребенка. Родители часто задают вопрос, в какую спортивную секцию отдать ребенка? Каким видом спорта лучше заниматься? Стоит ли вообще заниматься спортом, чтобы не быть травмированным. Многие дети не умеют совмещать учебу и спорт - вторят учителя. Важной актуальной задачей родителей, школы и общества становится задача об организации спортивной деятельности ребенка. Студент факультета «Спорта» (специализация «Бокс») и преподаватель, три десятка лет преподающий курс «Биомеханика двигательной деятельности», размышляют над сложной и требующей индивидуальных подходов задачей. Abstract: introducing the children to the sport an important social function and task of the state. The introduction of the standards TRP raises the question of how to organize the sports activities of the child. Parents often ask the question, which sports section to give the child? What sport is a better deal? Is there anyway to play sports, not to be injured. Many children do not know how to combine study and sport - echo the teacher. Important urgent task of parents, schools and society becomes the problem about the organization of the sports activities of the child. Student of the faculty of Sport" (specialization "Box") and teacher of three decades teaching the course on Biomechanics of motor activities" reflect on complex and require individual approaches a task.

Ключевые слова: спорт, ребенок, ГТО, спортивные секции, биомеханика движений ребенка, игра.

Keywords: sport, child, TRP, sports clubs, biomechanics of the movements of the child, the game.

Будет ли ребенок заниматься спортом, решение принимают родители. Каким видом спорта? Выбирает ребенок - ему заниматься спортом, а не родителям. Если ребенок не болен, и специалисты рекомендуют вашему ребенку определенные виды спорта, пробуйте. Сразу отметим - большой спорт, спорт высоких спортивных достижений и массовый спорт - разные конечные результаты. Спорт высших достижений - это не только медали и слава, а прежде всего колоссальный ежедневный труд всей семьи и не только ребенка. И семья должна быть готова жить и работать по графику юного спортсмена. Если ребенок школьник, то необходимо говорить о проблеме организации спортивной деятельности ребенка дома и в школе во взаимосвязи. А именно: совмещение тренировочного и учебного процесса, режима питания и нагрузок, социальной деятельности ребенка в различных общественных группах. Это представляется в виде индивидуального графика ребенка школьного периода.

Когда начинается спортивный возраст для ребенка? У каждого детского организма есть свои особенности и индивидуальные двигательные возможности [2, 3, 7]. Спешить и подражать знакомым не следует. Родители с самого рождения наблюдают движения ребенка и способствуют их развитию через утреннюю зарядку, подвижные игры [1], совместную деятельность, в которой есть движения рук и ног, для развития правильной осанки [5, 6].

Впервые родители задумываются, а не отдать ли ребенка заниматься в спортивную секцию, когда он достигает трех-четырехлетнего возраста. Здесь следует хорошенько подумать. Чего вы хотите добиться? Исполнить свои нереализованные желания? Или выбираете секцию конкретно для вашего ребенка. Но в этом возрасте практически невозможно определить все способности и возможности малыша, выявить предрасположенность к занятиям тем или иным видом спорта. Кроме того, очень мало тренеров, способных работать с такими малышами. В возрасте 3-5 лет педагогически целесообразно формировать двигательные возможности ребенка: двигательную память, двигательные навыки по выполнению физических упражнений и создавать подготовительную систему физических нагрузок школьного периода.

Выбирает вид спорта не папа или мама, а ребенок с родителями. Обсудите все виды спорта и попросите ребенка объяснить, почему он решил заниматься именно этим видом спорта.

У каждого спортивного клуба свои традиции и свой график тренировок. Важно, чтобы этот график был удобен вашему ребенку. Иначе помимо физической усталости будет еще и морально-психологическая. Очень важно в боксе, например, выбрать хорошего тренера, который сможет научить вашего ребенка основным стойкам, силе и мощности удара. Благодаря тренеру ребенок быстрее приобретет основные навыки, найдет свой стиль и получит нужный результат.

Как следует выясните, какие противопоказания есть именно у вашего ребенка к выбранному виду спорта. Это не только мнение тренера и клубного врача, но и семейного (лечащего) врача, а если потребуется, то и группы специалистов.

Возрастные особенности при выборе вида спорта (спортивного направления) возможно сгруппировать следующим образом:

6 - 7 лет. Этот возраст хорошо подходит для начала занятий спортивной гимнастикой. Только учтите, что девочки могут это сделать в шесть лет, а мальчикам стоит заняться спортивной гимнастикой в 7 лет. Кроме этого, в этом возрасте можно заняться художественной гимнастикой, прыжками на батуте, спортивной акробатикой. Шести-семилетний возраст подходит для начала занятий фигурным катанием, хоккеем, теннисом, плаванием, ушу, прыжками в воду.

8 - 9 лет. Баскетболом и футболом до этого возраста лучше не заниматься. В это время можно также записаться в секцию спортивного ориентирования, волейбола, водного поло. Не причинят вреда ребенку занятия легкой атлетикой, гандболом, бобслеем, биатлоном. Для вашего ребенка становятся доступны секции конькобежного спорта, регби, прыжков на лыжах, парусного спорта.

10 - 11 лет. Ребенка можно отдать заниматься борьбой: самбо, вольной, дзюдо, греко-римской. Ребенка можно записать в секцию каких-либо боевых единоборств (каратэ, кикбоксинг, таэквондо). Для десятилетних детей подходят секции бокса и атлетики, санного и конного спорта, скалолазания, академической гребли, велоспорта и фехтования. Стрельбой из лука лучше начинать заниматься в 11 лет. А вот девушкам занятия тяжелой атлетикой лучше отложить до 13 лет.

Самый оптимальный вариант отдать ребенка на бокс не раньше 10 лет. Раньше этого возраста организм ребенка еще не готов к длительным и изнуряющим тренировкам по боксу, он не будет внятно воспринимать информацию и повторять двигательные действия, не сможет осознать, нужны ли ему эти занятия. К боксу нужно подходить более чем осознанно, так как этот вид спорта требует максимальной концентрации, внимания, хорошей физической подготовки, а также достаточно травмоопасен, несмотря на современные средства защиты, надо беречь голову и почки. Если у него плохое зрение или проблемы с сердцем, то ребенок должен понять, что необходим другой вид двигательной деятельности, например, скандинавская ходьба или игра во флорбол (просто и безопасно) [4]. Многие родители испытывают за ребенка волнение, боятся, что он может потерять здоровье или станет агрессивным. Агрессия может развиться и вне этого спорта. По нашему мнению девочек лучше не отдавать заниматься этим мужским видом спорта, так как женственности и грациозности женский бокс не прибавляет, а только травмы. Бокс развивает такие биомеханические качества, как сила и выносливость. Кроме того, что он дает детям хорошую физическую подготовку, также он учит ребенка концентрироваться на цели, развивает в нем мужество и уверенность в себе и собственных силах в любой жизненной ситуации. Важное биомеханическое движение для дальнейшей профессиональной деятельности - быстрота реакции.

Бокс является одним из самых сложных видов спорта. Для того чтобы достичь высоких результатов, нужно обладать хорошей физической подготовкой и волевыми качествами характера.

Как считают специалисты-практики, бокс необходим для детей с плохой координацией в возрасте 6-7 лет. Ввиду высоких требований и большого количества упражнений на развитие межмышечной координации, всего лишь после пары месяцев занятий дети уже могут играть в любые активные виды спорта и адаптировать свой организм к дальнейшим физическим нагрузкам.

Поскольку наносить удары в боксе можно только руками, то донесение удара до цели осложняется - это приучает ребенка рассуждать аналитически и мыслить логически [9, 10].

Быть умнее своего соперника, предвосхищать его действия, маневрировать движениями и наносить удар в самую уязвимую точку, тратя при этом минимум усилий, при этом делать все это, сохраняя трезвый рассудок и ясную голову.

Все травмы происходят из-за того, что тренер уделяет недостаточно внимания ученикам и неправильно строит тренировочный процесс.

Огромное количество внимания, времени и сил уделяется тому, чтобы ребенок научился правильно бить, не забывая о самой страховке, пассивной защите во время удара.

В Америке бокс называется сладкой наукой, и девиз наших тренеров: «победить - не пропустив ни одного удара», поэтому огромное внимание уделяется самостраховке во время ударов. Только после того, как дети усвоят правильную технику ударов, тренер начинает мягко подводить детей к работе в парах - с помощью игрового обучения защите. Работа в парах начинается только после того, как тренер будет уверен в том, что ученики усвоили правильно весь материал первого года обучения. Оптимальный возраст для начала занятий боксом 9-10 лет, а для подготовки ОФП-с 6-7 лет [9, 10].

Пусть ваш ребенок не попадет в большой спорт, но он приобщается к многолетней школе массового детского спорта. В данном случае «Педагогика сотрудничества» в спортивной деятельности ребенка проявляется всецело и полностью и помогает выстроить занятия спортом именно в виде деятельности, приносящей результаты:

- организация общего режима;

- выбор нагрузок;

- расчёт питания;

- выстраивания графика тренировок и соревнований;

- социализация в группе и организации;

- физическая подготовка;

- повышение личного имиджа и имиджа учебных учреждений, которые представляет данный спортсмен. Это не только спортивная школа (клуб), но и общеобразовательная школа.

Занятия спортом будут способствовать прохождению без проблем всех ступеней ГТО [8] и, самое главное, оградят от различных пагубных явлений, будут способствовать сохранению ответственности перед своей семьей как нынешней, так и будущей.

Литература

1. Овчинников Ю. Д., Лызарь О. Г. Игры советского периода в биомеханических движениях детей // Европейский научный вестник. Научный журнал. - 2014 - №4. Германия: Дюсельдорф. с. 97-102.

2. Овчинников Ю. Д Биомеханика движений. Развитие в игре двигательных возможностей детей // «Дошкольное воспитание». Научно-методический журнал. - 2014. № 4. С. 49-53.

3. Овчинников Ю. Д.Биомеханика для развития моторики детей. // Научно-методический журнал «Физическая культура - наука и практика. - 2013, № 2. - С. 4-7.

4. Овчинников Ю. Д. Флорбольный клуб: приобщение к командным играм [Текст] / Ю. Д. Овчинников, А. А. Арнаутова // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 741-743.

5. Овчинников Ю. Д. Педагогическая биомеханика: правильная осанка у детей — памятка родителям [Текст] / Ю. Д. Овчинников, М. А. Жеребцова // Молодой ученый. — 2015. — № 5. — С. 511-513.

6. Овчинников Ю. Д., Бородулькина В. А. О биомеханике осанки человека // Перспективы развития науки и

образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической

конференции 28 февраля 2015 г.: в 13 частях. Часть 4. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. 164 с.С. 96-98.

7. Овчинников Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности [Текст]: учебное пособие / Ю. Д. Овчинников. - Краснодар: КГУФКСТ. 2014 - 265с.

8. Овчинников Ю. Д. Тьютор по ГТО // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Научно-теоретический журнал 2014. № 3. С. 77-81.

9. Филимонов В. И. Бокс. Педагогические основы обучения и совершенствования. - М.:ИНСАН, 2001.400с.

10. Ширяев А. Г. Бокс учителю и ученику. Изд. 2-е перераб. и доп. - СПб.: Изд-во «Шатон», 2002. - 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.