Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ SOFT-КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ SOFT-КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / SOFT-КОМПЕТЕНЦИИ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / UPBRINGING (EDUCATION) / DEVELOPMENT / CHILDREN OF PRIMARY-SCHOOL AGE / SOFT-COMPETENCES / SPORT TRAINING / YOUNG SPORTSMEN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лабутина А.А., Масалимова А.Р.

В статье рассматривается вопрос формирования soft-компетенций детей младшего школьного возраста. Актуальность данной проблемы вызвана высокой динамичностью современной жизни, требующей от человека особых личностных качеств для достижения успешности в личной и профессиональной сферах. Каждый вид активной деятельности ребенка оказывает свое влияние на его становление как личности, определяя его включение в общественную жизнь. Особая роль в этом контексте принадлежит спорту. Спортивные школы, секции, участие детей в соревнованиях порождают активность личности, создают благоприятный эмоциональный настрой, формируют характер человека и готовность к преодолению препятствий. Авторами рассматривается потенциал и особенности спортивного воспитания в современных условиях. В ходе исследования обобщены виды и сущность soft-компетенций младших школьников, показаны возможности спортивного воспитания как образовательного пространства детства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лабутина А.А., Масалимова А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOFT-COMPETENCES DEVELOPMENT AT THE PRIMARY-SCHOOL STUDENTS IN A SPORT TRAINING

The article treats the problem of soft-competences formation at the children of primary school age. The relevance of the problem is caused due to high dynamism and intensity of the modern life implying the presence of special personal qualities for achievement of success in the personal and professional spheres. Each type of child’s activity has an impact on his (her) establishment as a personality, defining his (her) involvement into the social life. The special role in this context belongs to sport. Sport schools, sections, participation of children in competitions shape the activity of the personality, create a favorable emotional spirit, form the character of the person and readiness for overcoming obstacles. Potential and features of sport education in modern conditions are considered by the authors. In the process of the research, the types and the essence of soft-competences at the primary school students are generalized, possibilities of sport education as an educational space for children are shown.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ SOFT-КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКЕ»

УДК 37

Особенности развития soft-компетенций детей младшего школьного возраста в спортивной подготовке

Features of soft-competences development at the primary-school students in a sport training

Лабутина А.А., Академия гимнастики и спорта, allab@mail.ru Масалимова А.Р., Казанский федеральный университет, alfkazan@mail.ru

Labutina A., Academy of gymnastics and sport, allab@mail.ru Masalimova A., Kazan Federal University, alfkazan@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2020.65.71.025

Ключевые слова: воспитание, развитие, дети младшего школьного возраста, soft-компетенции, спортивная подготовка, юные спортсмены.

Keywords: upbringing (education), development, children of primary-school age, soft-competences, sport training, young sportsmen.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос формирования soft-компетенций детей младшего школьного возраста. Актуальность данной проблемы вызвана высокой динамичностью современной жизни, требующей от человека особых личностных качеств для достижения успешности в личной и профессиональной сферах. Каждый вид активной деятельности ребенка оказывает свое влияние на его становление как личности, определяя его включение в общественную жизнь. Особая роль в этом контексте принадлежит спорту. Спортивные школы, секции, участие детей в соревнованиях порождают активность личности, создают благоприятный эмоциональный настрой, формируют характер человека и готовность к преодолению препятствий. Авторами рассматривается потенциал и особенности спортивного воспитания в современных условиях. В ходе исследования обобщены виды и сущность soft-компетенций младших школьников, показаны возможности спортивного воспитания как образовательного пространства детства.

Abstract. The article treats the problem of soft-competences formation at the children of primary school age. The relevance of the problem is caused due to high dynamism and intensity of the modern life implying the presence of special personal qualities for achievement of success in the personal and professional spheres. Each type of child's activity has an impact on his (her) establishment as a personality, defining his (her) involvement into the social life. The special role in this context belongs to sport. Sport schools, sections, participation of children in competitions shape the activity of the personality, create a favorable emotional spirit, form the character of the person and readiness for overcoming obstacles. Potential and features of sport education in modern conditions are considered by the authors. In the process of the research, the types and the essence of soft-competences at the primary school students are generalized, possibilities of sport education as an educational space for children are shown.

Введение. Современная действительность предъявляет высокие требования к человеку в условиях стремительного и турбулентного развития мира - наблюдается глобальное разнообразие форм, неопределенность ситуаций и множество готовых решений проблемы или их отсутствие. Все большее значение приобретает способность к быстрой адаптации, непрерывному обучению, коммуникациям высокого уровня и личной ответственности за последствия действий.

Такого рода способности требуют развития, формируясь с самого раннего возраста в семье,

образовательных организациях, различных секциях и кружках - системах общего и дополнительного образования детей. Успешность достижения этой цели прямо зависит от знаний и способов действий взрослых - родителей, воспитателей, педагогов, тренеров, оказывающих основополагающее влияние на процесс становления личностных характеристик ребенка. Известно, что в детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются ее основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный

потенциалы. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начальном периоде жизни, являются наиболее важными и прочными; изменить их в последующем достаточно сложно, а в ряде случаев - практически невозможно.

Современное воспитание детей по оценке М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой [1] рассматривается: а) с позиций необходимости будущей социализации; б) с позиций раскрытия потенциала способностей; в) с позиций ценностного становления и освоения культурного опыта. «Пространство детства», - как справедливо отмечает Ф.С. Газизова, - создается не только взрослыми, но и самими детьми, личностным присвоением социокультурного опыта в процессе разнообразной деятельности в детской «системе координат» предлагаемой взрослыми и интерпретируемой детьми, причем в абсолютно по-разному в разных поколениях, наполняясь «отношениями к людям (старшим, младшим, ровесникам, родным и незнакомым), к событиям социума, явлениям природы и культуры, к самим себе. Это - своеобразная «субъективная реальность», доступ к которой получают далеко не все взрослые» [2]. Каждый вид активной деятельности ребенка оказывает свое влияние на его становление как личности, определяя не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, универсальную успешность во всех видах деятельности.

Особая роль в системе воспитания детей отводится спорту и физической культуре, обусловливающих развитие личностных и физических качеств детей через: ценности спорта; приобщение к спортивному миру и его достижениям через особые социальные процессы; участие в спортивных соревнованиях как проверка не только физических, но и волевых качеств; представление спортивных горизонтов как вех развития человека [3]. Занятия спортом порождают активность личности, создают благоприятный эмоциональный настрой, формируют характер человека и готовность к преодолению препятствий.

Опираясь на основные положения теории деятельности, разработанные А.Н. Леонтьевым [4], отметим, что само понятие «деятельности» связано с понятием мотива, который может быть как вещественным, так и идеальным, как данным в восприятии, так и существующим в воображении, в мысли. Главное, что он всегда отвечает той или иной потребности, то есть за ним всегда стоит потребность. Психологическая структура спортивной деятельности включает

выделение объективных условий деятельности (особенности тренировочного занятия, соревнований и внешней среды, в которой действуют спортсмены) и субъективных (особенности мотивации, качеств и свойств личности, психических процессов), причем вторые детерминируются первыми через требования к исполнителю [5;6]. В контексте социализации младшего школьника спортивная секция или школа выступают как социальная система, представляющая собой институт социального развития младшего школьника, формируя наряду с «телом», еще и «дух» - особые личностные качества, способствующие не только росту спортивных достижений, но и успеху в любой сфере человеческой деятельности, поскольку являются надпредметными.

Цель исследования: раскрыть содержание и потенциал формирования soft-компетенций детей младшего школьного возраста - юных спортсменов.

Материалы и методы исследования. Обращение к soft-компетенция педагогического сообщества на всех уровнях образования вызвано тотальным распространением компетентностной парадигмы - в формате компетенций описаны и образовательные стандарты всех уровней, и требования к результативности обучения. На наш взгляд, типологизация компетенций на hard- и soft- наиболее явно отражает и их связи между собой (по аналогии с методологией аппаратного и программного обеспечения), и личностный или профессиональный аспекты. Причем, зачастую, явная выраженность одного или другого типа компетенций предопределяет выбор профессии и траектории профессионального развития.

Исследователи Л.К. Раицкая, Е.В. Тихонова, проводя компаративный анализ, отмечают, что «концепция "soft skills" за последние 20 лет стала неотъемлемой составляющей мирового рынка труда в самых разных областях экономики и общества», однако практически только начинает свое распространение в отечественной педагогике [7]. Многочисленные трактовки и типологии пока не позволяют дать однозначный и универсальный ответ на идентификацию состава и структуры soft-компетенций. Пока с уверенностью можно сказать, что:

- soft-компетенции формируются и развиваются на протяжении всей жизни человека, начиная с раннего детства, и проявляются во всех сферах жизнедеятельности;

- формирование soft-компетенций задействует все процессы личностного развития, образования, воспитания и обучения;

- от наличия и уровня развития soft-компетенций принципиально зависит уровень развития hard-компетенций;

- наиболее часто встречающаяся типология soft-компетенций это спектр социально -коммуникативных, эмоционально-личностных качеств и когнитивных способностей человека.

Для уточнения границ нашего исследования отмечаем, что существующая реальность постоянно ставит перед педагогами новые задачи, формируя и дополняя новые спектры soft-компетенций различного уровня и типа.

Воспитывающая, образовательная,

развивающая и оздоровительная функции спортивных школ и секций предопределяют значительный потенциал в формировании soft-компетенций детей младшего школьного возраста. В данных целях нами использованы методы анализа и синтеза психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, методы педагогического наблюдения, моделирования ситуаций и педагогического проектирования. Исследование базируется на личностно-деятельностном подходе

(Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя и др.) к развитию soft-компетенций детей младшего школьного возраста в спортивной подготовке, который, как справедливо замечает Е.П. Максавчук «привносит подлинные приоритеты в сферу внутренней деятельности формирующейся личности, в формирование потребностей, мотивов, интересов, идеалов и убеждений» [8] через достижение личных рекордов и покорение спортивных вершин.

Результаты. Итак, на основе анализа педагогической литературы, современных педагогических практик, педагогического наблюдения нами выделены soft-компетенции детей младшего школьного возраста. Мы, вслед за О.А. Абашкиной [9], опираемся на исследование Мюнхенского Института Макса Планка, выделяя внепрофессиональные и вневозрастные компетенции человека, которые наиболее важны в современных условиях и адаптируем их к особенностям возрастного развития и спортивной ориентации младших школьников, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Матрица soft-компетенций (по описанию О.А. Абашкиной [8], О.Н. Бакуровой, Е.Д. Пузановой [9] с дополнением авторов)

Области Компоненты

Область личностной динамики чувство ответственности стремление к достижениям высокая мотивация уверенность в себе

Область межличностных отношений способность к коммуникации объективная самооценка толерантность сопереживание другим людям

Область стремления к успеху самоотдача мотивация к поддержанию статуса самоуправление инициативность

Упорство устойчивость к критике устойчивость к неудачам рефлексия твердость жизненной позиции

Их сущностные характеристики позволяют использовать потенциал спорта (спортивных школ и секций) как образовательную среду развития ребенка, учитывая следующие условия:

- роль и особенности семейного воспитания юного спортсмена;

- значимость тренеров как эталона подражания и образца достижений;

- важность взаимодействий между детьми, формирование особого климата в рамках спортивных детских групп;

- субъективный уровень социального и эмоционального интеллектов юного спортсмена.

В ходе исследования мы опирались на идею о необходимости выявления механизмов развития soft-компетенций детей младшего школьного

возраста - юных спортсменов. С этой целью нами был разработан и экспериментально внедрен проект в рамках традиционной спортивной подготовки школьников начальных классов на уровне районных спортивных мероприятий г. Казани при участии воспитанников детской спортивной школы [10].

Цель проекта: пропаганда и продвижение физической культуры и спорта среди подрастающего поколения через реализацию физкультурно-спортивных мероприятий и инициатив при участии воспитанников детской спортивной школы.

Глобальная задача проекта: пропаганда здорового образа жизни и привлечение детей (учащихся младших классов

общеобразовательных школ) в спортивные секции района.

Локальные задачи проекта:

а) включение воспитанников детской спортивной школы в социально-значимую деятельность;

б) формирование и развитие soft-компетенций юных спортсменов в выделенных областях (область личностной динамики, область межличностных отношений, область стремления к успеху, упорство);

в) обучение юных спортсменов проектной деятельности и самопрезентации.

На подготовительном этапе реализации проекта проведены следующие мероприятия:

- разработка социального проекта «Спорт - ты жизнь!» педагогами и методистами общеобразовательных учреждений совместно с педагогами-тренерами спортивной школы и спортивных секций;

- создание исполнительной группы по реализации проекта «Спорт - ты жизнь!» и утверждение графика реализации проекта «Спорт - ты жизнь!»;

- и разработка и утверждение положений информационно-просветительских мероприятий и соревнований в рамках проекта «Спорт - ты жизнь!»;

- подготовка сценариев проведения мероприятий в рамках проекта «Спорт - ты жизнь!».

В рамках решения локальных задач проекта:

- проведены собрания родителей при участии детей - воспитанников спортивных школ и спортивных секций с презентацией проекта «Спорт - ты жизнь!»;

- определены роли, функции каждого участника проекта - юного спортсмена при проведении бесед и учете наклонностей, желаний и возможностей каждого ребенка;

- осуществлена педагогическая диагностика состояния soft-компетенций участников проекта -воспитанников детских спортивных школ и спортивных секций на констатирующем этапе эксперимента (всего в педагогическом эксперименте участвуют 163 ребенка в возрасте от 7 до 11 лет).

В ходе педагогической диагностики были использованы психолого-педагогические

методики, опросы, наблюдения, экспертные заключения педагогов - тренеров. Как показала обработка результатов исследования - наиболее низкие показатели (низкий уровень) наблюдается:

- в области межличностных отношений, особенно по показателям толерантности и объективной самооценки (47% участников);

- в области стремлению к успеху: инициативность (28%) и самоуправление (34%);

- области «упорство»: устойчивость к критике (59%) и устойчивость к неудачам (72%).

Таким образом, личный комфорт ребенка серьезно нарушается при возникновении сложных ситуаций и требует психолого-педагогического сопровождения, поддержки и адаптационных педагогических механизмов развития данных качеств как от педагогов-тренеров, так и от членов семьи.

На основном этапе проекта проведены следующие мероприятия:

- Организация акции «Спорт - ты жизнь!» по привлечению к сдаче нормативов ГТО обучающимися начальных классов.

- Организация презентации проектов воспитанников спортивных школ (постановки, презентации, флеш-мобы), связанные с популяризацией видов спорта и великими спортивными достижениями в каждой сфере.

- Организация и проведение спортивных конкурсов с участием всех желающих среди обучающихся начальных классов общеобразовательных школ, при этом лидерами команд назначались воспитанники спортивных школ и спортивных секций.

- Организация и проведение городского конкурса рисунков «Спорт - ты жизнь!» с привлечением всех желающих.

- Организация и проведение спортивного праздника для воспитанников детских домов «Спорт - ты жизнь!» при участии воспитанников спортивных школ и спортивных секций.

- Организация и проведение Единого классного часа «Спорт - ты жизнь!».

На заключительном этапе проекта проведены следующие мероприятия:

- Награждение участников проекта.

- Подготовка и методических рекомендаций для детей и их родителей «Спорт - ты жизнь!».

Для решения локальных задач проекта была проведена повторная диагностика уровня сформированное™ soft-компетенции с использованием авторского инструментария. В ходе реализации проекта часть участников была «отсеяна» по причинам личного характера; в контрольном этапе нашего эксперимента участвовало 149 человек, возраста от 7 до 11 лет. Реализация проекта проходила в течение полугода (с августа 2019 года по февраль 2020 года).

Как показала обработка результатов исследования - наибольший «прирост» показали 80Й-компетенции: в области стремления к успеху: мотивация к поддержанию статуса (прирост, в

среднем на 23%), самоуправление (прирост, в среднем на 16%) и в области личностной динамики - чувство ответственности (в среднем на 14%). В целом, произошел прирост всех показателей soft-компетенций, что подтверждает эффективность проектной деятельности в ходе их целевого формирования и развития. Очевидно, что необходимы системное участие и реализация подобных проектов разного уровня с целью решения поставленных задач воспитания младших школьников - юных спортсменов.

Заключение. Организация проектно-исследовательской и творческой деятельности на базе детско-юношеской спортивной школы создаёт условия для успешной социализации различных категорий обучающихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей, развивают soft-

компетенции юных спортсменов, а также обеспечивает поддержку педагогов, активно внедряющих в образовательный процесс элементы инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы.

Полученные в результате пилотной апробации авторские проекты позволили уточнить содержание и диагностический инструментарий оценки сформированности 80Й-компетенций детей младшего школьного возраста - юных спортсменов. Дальнейшее направление исследования связано с обобщением педагогических практик и дополнением содержания проектов, направленных на личностное развитие детей младшего школьного возраста, выработку рекомендаций для их массового внедрения в дополнительное образование детей.

Литература:

1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. Учебник и практикум для академического бакалавриата / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 330 с.

2. Газизова Ф.С. Предпосылки становления и развития педагогики детства / Ф.С. Газизова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2013. - № 4. - С. 65-71.

3. Лубышева Л.И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4. - С. 2-7.

4. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы / А.Н. Леонтьев; под ред. А.А. Леонтьева [и др.]. - М.: Смысл, 2003. - 439 с.

5. Багадирова С.К. Психологическая структура спортивной деятельности: анализ и новый подход к ее построению / С.К. Багадирова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2014. - № 3. - С. 129-134.

6. Горская Г.Б. Самореализации юных профессионалов в спорте и балете: психологические проблемы / Г.Б. Горская // Актуальные вопросы

физической культуры и спорта. - 2019. - Т. 21. - С. 7984.

7. Раицкая Л.К., Тихонова Е.В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта / Л.К. Раицкая, Е.В. Тихонова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2018. - № 15(3). - С. 350-363.

8. Максачук Е.П. Спортивное воспитание в формировании личности юных спортсменов / Е.П. Максачук // Теория и практика физической культуры. -2013. - № 10. - С. 18-20.

9. Абашкина О. Soft skills: ключ к карьере / О. Абашкина // Справочник по управлению персоналом: научный журнал. - 2008. - № 9. - С. 124-126.

10. Лабутина А.А. Роль спортивных проектов в формировании «soft» компетенций юных спортсменов / А.А. Лабутина // Опыт, инновации и перспективы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся / Материалы V межрегиональной научно-практической конференции (Краснодар-Сочи, 23 октября 2020 г.). -Краснодар: ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2020. - С. 42-45.

Reference:

1. Rozhkov M.I., Baiborodova L.V. Theory and methodology of education. Textbook and practice for students of academic bachelor's degree / M.I. Rozhkov, L.V. Baiborodova. - 2-nd ed., Rev. and add. - M.: "Yurait" Publishing House, 2018. - 330 p.

2. Gazizova F.S. Prerequisites for the formation and development of childhood pedagogy / F.S. Gazizova // Messenger of the Maikop State Technological University. -2013. - № 4. - P. 65-71.

3. Lubysheva L.I. Sport culture as an academic subject of a comprehensive school / L.I. Lubysheva // Physical

P.

culture: upbringing, education, training. - 2004. - № 4. 2-7.

4. Leontiev A.N. Establishment of the psychology of activity: early works / A. N. Leontiev; ed. by A. A. Leontyev [et al.]. - M.: Smysl, 2003. - 439 p.

5. Bagadirova S.K. Psychological structure of sport activity: analysis and a new approach to its construction / S.K. Bagadirova // Messenger of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. - 2014. -№ 3. - P. 129-134.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Gorskaya G.B. Self-realization of young professionals in sport and ballet: psychological problems / G.B. Gorskaya // Actual problems of physical culture and sports. - 2019. - T. 21. - P. 79-84.

7. Raitskaya L.K., Tikhonova E.V. Soft-skills in the view of teachers and students of Russian universities in the context of world experience / L.K. Raitskaya, E.V. Tikhonova // Messenger of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy. -2018. - № 15 (3). - P. 350-363.

8. Maksachuk E.P. Sport education in the establishment of young athletes' personality / E.P.

Maksachuk // Theory and practice of physical culture. -2013. - № 10. - P. 18-20.

9. Abashkina O. Soft-skills: the key to a career / O. Abashkina // Handbook on personnel management: scientific journal. - 2008. - № 9. - P. 124-126.

10. Labutina A.A. The role of sports projects in the formation of "soft" competencies of young athletes / A.A. Labutina // Experience, innovations and prospects for the organization of research and project activities of preschoolers and students / Materials of the V interregional scientific and practical conference (Krasnodar-Sochi, October 23, 2020). - Krasnodar: IED "Krasnodar Territory", 2020. -P. 42-45.

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

Сведения об авторе:

Лабутина Алина Альбертовна (г. Казань, Россия), директор Академии гимнастики и спорта.

Масалимова Альфия Рафисовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Педагогика высшей школы Института психологии и образования Казанского федерального университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.