Научная статья на тему 'Психологические проблемы служебной лояльности сотрудников правоохранительных органов'

Психологические проблемы служебной лояльности сотрудников правоохранительных органов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
569
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
служебная лояльность / служебный долг / психологические проблемы / государственные служа- щие / сотрудники правоохранительных органов / professional loyalty / call of duty / psychological problems / state employees / law enforcement officers

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горностаев Станислав Викторович

В статье приводится подход к пониманию феномена слу-жебной лояльности как характеристики личности и поведе-ния государственных служащих, описаны его структурныесоставляющие, а также ключевые психологические пробле-мы реализации данного аспекта в служебной деятельностисотрудников правоохранительных органов. Делается выводо целесообразности изучения психологических проблем слу-жебной лояльности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горностаев Станислав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological problems of law enforcement officers’ professional loyalty

The article describes the approach to understanding the phenomenon of professional loyalty as a feature of personality and behavior of state employees, its structural elements and key psychological problems of implementing this aspect into the law enforcement officers’ service. The author recognizes the need to study psychological problems of professional loyalty.

Текст научной работы на тему «Психологические проблемы служебной лояльности сотрудников правоохранительных органов»

Горностаев С. В. Психологические проблемы служебной лояльности сотрудников правоохранительных органов

УДК 159.99

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЛУЖЕБНОЙ ЛОЯЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

С. В. Горностаев

В статье приводится подход к пониманию феномена служебной лояльности как характеристики личности и поведения государственных служащих, описаны его структурные составляющие, а также ключевые психологические проблемы реализации данного аспекта в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Делается вывод о целесообразности изучения психологических проблем служебной лояльности.

Ключевые слова: служебная лояльность, служебный долг, психологические проблемы, государственные служащие, сотрудники правоохранительных органов.

Проблемы воспитания и психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов в целях повышения эффективности их профессиональной деятельности остаются актуальным направлением современных исследований '. В контексте данного направления статья ориентирована на научно-практическое обеспечение формирования и развития служебной лояльности сотрудников правоохранительных органов.

Ряд авторов, не проводя специального исследования служебной лояльности и расходясь в понимании данного термина, отмечают важность этого для государственных служащих 2.

В толковых словарях и словарях синонимов слово «лояльность» трактуется как отношение к кому-либо или чему-либо, правило, позитивное и относительно устойчивое, выражающееся и в поведении в том числе.

Служебная лояльность понимается нами как отношение служащего к декларируемым объектам его лояльности — закону, государству и обществу, опосредуемое системой служебных обязательств, закрепленной нормативно. Служебная лояльность выражается в служебном поведении, это отношение государственного служащего к системе обязательств, связанных с замещаемой должностью, т. е. отношение к служебному долгу.

Критериями оценки служебного поведения (с точки зрения проявления служебной лояльности) являются:

— соответствие служебного поведения правовым нормам, регламентирующим служебную деятельность. При использовании данного критерия учитываются такие параметры, как противоречие или соответствие поступка служащего нормам, регламентирующим его деятельность, а также соответствие поведения (в случае противоречий в требованиях норм) нормативному источнику, имеющему приоритет. Данный критерий следует из фундаментального принципа не только правоохранительной, но и любой государственной службы — принципа законности;

— соответствие служебного поведения, поступков и решений, актов правоприменения служащих моральным нормам, принципам целесообразности, обоснованности и справедливости 3.

Значимость данного критерия была обозначена А. В. Оболонским: «Технологически и методически сближаясь с коммерческими структурами, государственная служба не должна и не может утратить свою специфику, качественно отличающую ее от других организаций и общественных институтов. Главное в этой специфике — ее назначение — служить общественным интересам и интересам граждан ... А чтобы обеспечить это в условиях изменений, необходимо особое внимание к моральным принципам и ценностям служащих» 4.

На основании указанных двух критериев любой служебный поступок может быть соотнесен с одним из четырех видов служебного поведения:

1) служебное поведение, одновременно противоречащее как нормативным предписаниям, так и общественной и служебной морали. Примером подобного поведения являются коррупционные действия лиц, пришедших в правоохранительные органы за «легкими деньгами»;

2) служебное поведение, вступающее в противоречие с правовыми нормами, регламентирующими служебную деятельность под воздействием требований общественной или служебной морали. Яркой демонстрацией позиции, соответствующей подобному поведению, является фраза майора Жеглова из фильма «Место встречи изменить нельзя»: «Вор должен сидеть в тюрьме, и людей не беспокоит, каким способом я его туда упрячу!». Эта цитата отражает ориентацию в служебном поведении непосредственно на общественные интересы и мораль. В качестве примера нормы служебной морали, ведущей к противоправному поведению, можно привести установку (выявленную в результате исследования, описанного ниже) на решение поставленных руководством задач «любой ценой» в условиях, объективно недостаточных для их правомерного решения;

3) служебное поведение, не выходящее за рамки требований, установленных нормативными источниками, регламентирующими деятельность, т. е. соответствующее требованиям законности, но не моральным нормам служебной деятельности (в частности, требованиям целесообразности, обоснованности и справедливости служебных действий и решений). Пример подобного поведения — вынесение судьей в силу каких-либо личных, идущих вразрез с принципами правосудия, соображений, максимально мягкого (в пределах закона) приговора за циничное, повлекшее значительный ущерб преступление, явно соответствующее более тяжкому наказанию. Фактически речь идет о ситуациях, когда лицо, принимающее решение, оставаясь в рамках закона, не должным образом воспользовалось своим законным правом на усмотрение;

4) должное служебное поведение, соответствующее как правовым, так и моральным требованиям, предъявляемым к служебным деяниям государственных служащих.

Первый рассмотренный тип служебного поведения не соответствует обоим указанным критериям служебной лояльности, второй и третий соответствуют лишь одному из критериев, а четвертый тип — полностью соответствует обоим (правовому и моральному) критериям.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

39

Горностаев С. В. Психологические проблемы служебной лояльности сотрудников правоохранительных органов

Н. В. Антонова, анализируя точки зрения исследователей проблем лояльности, указывает, что в качестве причин, влияющих на лояльное поведение, выступают как ситуационные, так и личностные факторы 5.

Исходя из принципа единства сознания и деятельности 6, предполагающего единство внешних проявлений и их внутренних детерминант, служебная лояльность в поведении и пути ее формирования не могут быть изучены без исследования ее психологических детерминант и содержания психологических проблем, препятствующих должному служебному поведению.

В предшествующих работах 7, опираясь на структуру отношений, предложенную В. Н. Мясищевым 8 в качестве внутренних детерминант служебной лояльности как отношения к служебному долгу были выделены:

1) осознание содержания служебного долга и способов его исполнения;

2) эмоциональное отношение служащего к необходимости выполнения служебного долга в целом и отдельных обязательств;

3) мотивационно-волевая готовность к выполнению служебного долга.

Влияние перечисленных психологических детерминант на служебное поведение подтвердилось в ходе проведенного нами пилотажного исследования сотрудников ФСИН России, однако оно подлежит более масштабной проверке на репрезентативной выборке испытуемых.

Что касается психологических проблем, возникающих в ходе практического проявления служебной лояльности, то теоретический анализ работ 9, посвященных проблемам лояльности государственных служащих, выявил ряд проблем. Наиболее острые из них — сложность восприятия, осознания и определения способов практической реализации служащими предполагаемой лояльности деперсонализированным институтам (государство и общество), а также внутриличностные конфликты, возникающие на основе переживаемых (как внутреннее противоречие конфликтов интересов различных объектов лояльности государственных служащих).

Существование названных проблем реализации служебной лояльности в практической деятельности, как и сама необходимость разработки проблем служебной лояльности сотрудников правоохранительных органов, подтвердились в ходе пилотажного исследования, проведенного на базе Академии ФСИН России в отношении 204 работников ФСИН России, обучавшихся по заочной форме обучения, а также проходивших обучение на факультете повышения квалификации и высших академических курсах. Пилотажная выборка имела широкое представительство как по параметру занимаемой должности (от младшего инспектора до начальников исправительных учреждений и начальников отделов территориальных органов ФСИН), так и по таким параметрам, как стаж в должности, образовательный уровень, подразделение и регион, где испытуемые проходили службу.

Таблица. Частота проявления в деятельности различных типов служебного поведения (средние значения по итогам самооценки респондентов)

Тип служебного поведения Число поступков, относящихся к данному типу служебного поведения в структуре деятельности

Противоречащее как правовым, так и моральным нормам 6

Соответствующее морали, но противоречащее праву 14

Соответствующее праву, но противоречащее морали 36

Соответствующее как правовым, так и моральным нормам (должное служебное поведение) 44

Задачи исследования:

1) оценка практической необходимости исследования проблем служебной лояльности на основании самооценки служебного поведения респондентов;

2) выявление ключевых психологических проблем, препятствующих проявлению служебной лояльности в практической деятельности.

Для решения первой задачи (после разъяснения сути рассмотренных четырех типов служебного поведения) испытуемым было предложено оценить частоту проявления в их служебном поведении поступков, относящихся к каждому типу. Без учета должностных категорий частота проявления различных типов служебного поведения в деятельности в среднем распределилась следующим образом (табл.).

Даже если принимать во внимание добровольный и анонимный характер исследования, предполагающий достаточный уровень откровенности респондентов, и допустить, что никто из них не заблуждается относительно правомерности своих действий, то всего 44% служебных поступков, совершаемых респондентами, были оценены ими как должные, что можно признать низким показателем, показывающим актуальность исследования проблем служебной лояльности.

В ходе исследования психологических проблем на пути проявления служебной лояльности в деятельности респондентами были названы следующие психологические причины отклонения от должного служебного поведения (в порядке частоты упоминания):

1- я группа причин — наличие мотивов, конкурирующих с мотивами исполнения служебного долга (материальная заинтересованность, личные симпатии и антипатии, стремление избежать наказания, стремление к признанию и карьерному росту, стремление снизить напряженность собственной деятельности, стремление избежать неприятного общения, неловких и конфликтных ситуаций);

2- я группа причин — отсутствие четких представлений о должном поведении в той или иной ситуации;

3- я группа причин — нежелание выполнять явно нецелесообразные, несправедливые, необоснованные,

40

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

Горностаев С. В. Психологические проблемы служебной лояльности сотрудников правоохранительных органов

по мнению респондентов, указания руководителей или требования нормативных актов;

4- я группа причин — отсутствие мотивации к совершенству в деятельности, апатия;

5- я группа причин — неуверенность в себе, своих решениях и действиях;

6- я группа причин — отсутствие достаточных знаний, умений и навыков в выполнении отдельных профессиональных функций;

7- я группа причин — неспособность испытывать сильное напряжение, низкая готовность к риску и преодолению трудностей, к возможным неудачам, отсутствие привычки сдерживать или заставлять себя;

8- я группа причин — эмоциональное неприятие службы, отдельных служебных обязанностей.

В целом приведенные результаты эмпирического исследования подтверждают изложенные теоретические выводы. В ответах респондентов часто встречаются указания на проблемы внутриличностных конфликтов в ходе служебной деятельности (например, первая выделенная группа причин прямо указывает на конфликт мотивов). Также респондентами нередко упоминаются и психологические затруднения, связанные с пониманием и учетом в принятии служебных решений таких ценностей государственной службы, как общественная и государственная польза, справедливость и т. д. Кроме того, на основании ответов респондентов можно обратить внимание на ранее не выделявшуюся исследователями лояльности государственных служащих психологическую проблему: эмоционально-волевую регуляцию деятельности в ходе исполнения служебного долга.

Полученные результаты свидетельствуют, что психологические проблемы служебной лояльности объективно существуют, требуют дальнейшей разработки и научно обоснованного решения. Вместе с тем изложенные данные даже в приведенном ограниченном объеме могут учитываться при работе с личным составом не только ФСИН России, но и других правоохранительных органов (с учетом специфики деятельности конкретных подразделений и должностных лиц для профилактики отклонений от должного служебного поведения).

1 Федотов А. Ю. Системно-ситуативный подход в профессиональной подготовке сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 1(60). С. 3-7 ; Степанов Р И. Эффективность применения методов воспитательной работы сотрудниками младшего и среднего начальствующего состава органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(61). С. 67-71.

2 Оболонский А. В. Реформа российской государственной службы: концепция и стратегия // Общественные науки и современность. 1998. № 3. С. 5-15 ; Чиркин В. Е. Конституционное право: курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов. М., 2013. 688 с. ; Педыч М. В. Корпоративная культура современной бюрократии и служебная лояльность // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2011. № 5(43). С. 234-240.

3 Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Правоведение. М., 2004. 415 с.

4 Оболонский А. В. Мораль и право в политике и управлении // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 66-72.

5 Антонова Н. В. Внутренний имидж организации и лояльность сотрудников // Психология общения и доверия: теория и практика : сб. мат-лов Междунар. конф. УРАО ПИ РАО 6-7 ноября 2014 г. / под ред. Т. П. Скрипкиной. М., 2014. С. 502-506.

6 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с.

7 Горностаев С. В. Проблемы диагностики служебной лояльности // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 110-117.

8 Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. 428 с.

9 Emerson D. M., Helfeld T. I. Loyalty among government employees // The Yale law journal. 1948. № 58. P. 1-143 ; Kasinski M. Lojalnosc urz^dnika w swietle prawa i etyki. Annales // Etyka w zyciu gospodarczym. 2010. № 13 (1). P. 139-146 ; Maynard-Moody S., Musheno M. Cops, Teachers, Counselors Stories from the Front Lines of Public Service. University of Michigan, 2003. 221 p. ; Mentzelopoulos A. M. Federal government public service ethics: managing public expectations. Carleton University, 1990. 159 p. ; Perry Jr. H. W United States Attorneys — Whom Shall They Serve? // Law and Contemporary Problems. 1998. № 61(1). P. 129148 ; Wellisz S. H. Bureaucracy Department of Economics Discussion Papers. Department of Economics, Columbia University. New York, 2002. URL: http://academiccommons.columbia.edu/item/ ac:112594 (дата обращения: 24.07.2014).

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.