УДК 159.9:343 .83 СТАНИСЛАВ ВИКТОРОВИЧ ГОРНОСТАЕВ,
ББК 88.472 кандидат психологических наук, доцент,
Г69 доцент кафедры юридической психологии и педагогики
(Академия ФСИН России) Е-тай: stanislavrz@yandex.ru.
СЛУЖЕБНАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Реферат: в статье раскрывается содержание понятия «служебная лояльность», которая рассматривается как система отношений служащего к потенциальным объектам лояльности, определяемым его служебным статусом.
Лояльность как отношение подразумевает единство внутреннего рационального и эмоционального отношения к объекту лояльности и внешней активности, то есть поведенческих проявлений этого отношения. Содержательное наполнение слова «лояльность» отличается в бытовой и профессиональной сферах. В профессиональной служебной деятельности больший вес в содержании слова «лояльность» приобретает поведенческая сторона, вместе с тем имеется в виду позитивное эмоциональное отношение к объекту лояльности, осознание субъектом лояльности единства или связи с ним. Лояльность в такой интерпретации близка к пониманию В. Н. Мясищевым понятия «отношение». В связи с этим можно понимать лояльность как отношение или систему отношений (в случае множественности объектов лояльности). Специфика видового понятия «служебная лояльность» также определяется термином «служба», который понимается как деятельность в пользу объекта службы, связанная со специальным социальным статусом субъекта службы или принятием на себя субъектом неких обязательств перед объектом службы.
Для выделения специфики служебной лояльности сотрудников УИС как лиц, осуществляющих государственную правоохранительную службу - разновидность государственной службы, анализируется понятие государственной службы, которая в результате анализа трактуется как связанное с исполнением государственных должностей публично-правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу, проявляющееся в служебной деятельности. В качестве характеристики, значимо влияющей на особенности лояльности государственных служащих, выделяется их особый статус, определенный в документах, регламентирующих прохождение службы. Этот статус также очерчивает для служащего круг потенциальных объектов его лояльности.
Множественность, неоднородность и потенциальная противоречивость объектов лояльности государственных служащих рассматривается как ключевая характеристика и отличительная особенность служебной лояльности. В качестве основных объектов лояльности сотрудников уголовно-исполнительной системы рассматриваются государство (закон), общество (народ) и начальники.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, служебная лояльность, множественная лояльность, объект лояльности, конфликт интересов, служебный статус, служебное поведение, государственные служащие.
отражало специфики его применения в деятельно-
В п. 6 ранее действовавшего Свода про- сти сотрудника УИС. В связи с этим возникают фессионально-этических норм служеб- научно-практические задачи уточнения понятия ного поведения сотрудника УИС (приказ «лояльность», а также определения и внедрения в ФСИН России от 24 мая 2010 г. № 240) лояльность регламентацию деятельности сотрудников УИС предписывалась сотрудникам УИС как один из видового понятия «служебная лояльность», то есть нравственных принципов, в соответствии с кото- «лояльность» специальных субъектов (служащих), рым должна осуществляться их служебная дея- проявляющаяся в специфической деятельности тельность. Однако приводимое в том же пункте (службе).
разъяснение данного принципа не вполне согласо- В 1998 г. А. В. Оболонский [1, с. 10-12] упоми-вывалось с содержанием понятия «лояльность», нал служебную лояльность как один из принципов употребляемого в обиходе, науке и практике, не построения и организации государственной служ-раскрывало содержания названного принципа и не бы, В. Е. Чиркин [2, с. 228] уже в более современ-
ной работе указывал, что «чиновники обязаны соблюдать служебную лояльность». Однако, оперируя термином «служебная лояльность», вышеуказанные авторы не раскрывали его содержания. Применительно к отдельным категориям служащих понятие «служебная лояльность» не встречается ни в одном источнике.
Для более четкого определения понятия «служебная лояльность», без которого невозможно его дальнейшее применение, целесообразно проанализировать понятия «лояльность» и «служба».
Слово «лояльность» принадлежит к интернациональной лексике. Это заимствованное и трансформированное английское или французское слово «loyal», переводимое как «верный»[3] этимологически восходящее к латинскому «lex» - закон [4] и «legalis» - «законный, легальный, правильный»[5]. В своем первом значении в русском и других европейских языках лояльный - значит законопослушный. Во втором значении слово «лояльный» указывает на то, что человек не позволяет себе действий и высказываний, противоречащих интересам объекта лояльности (которым может выступать конкретное лицо, группа, общество, организация, социальный институт) [4].
В современном русском языке синонимом слова «лояльность» считается слово «верноподданство», частичными синонимами - «верность», «преданность», «благонадежность» [6].
Вместе с тем за годы использования понимание слова «лояльность» в русском языке стало расширяться и трансформироваться. В содержании слова, кроме идеи действия в чьих-то интересах, усиливается идея готовности мириться с недостатками. И. Б. Левонтина [4] видит причину в том, что русский язык очень эмоционален, содержит много слов, одновременно описывающих не только поведение, но и его мотивацию, а слово «лояльность» в его европейском смысле описывает просто поведение, ничего не говоря о мотивах. Русскоязычные люди, говоря о том, кто последовательно соблюдает чьи-то интересы, скорее употребят такие эмоционально окрашенные слова, как «преданность», «верность», «самоотверженность». Во многих случаях употребление слова «лояльность» придает внешне безупречному поведению человека оттенок неискренности, равнодушия и т. д. [4].
Таким образом, слово «лояльность» в современном русском языке трактуется неоднозначно и имеет большой спектр значений от обозначения поведения до обозначения понимания соотношения с объектом лояльности и эмоций в его адрес. В каждом из этих значений также присутствуют колебания эмоциональной составляющей от ней-
тралитета до крайне позитивных характеристик. В неформальной, бытовой сфере слово чаще употребляется в значении нейтралитета, терпимости и толерантности, подразумевает эмоциональное отношение. В формальной, в том числе профессионально-служебной, сфере больший вес в содержании слова «лояльность» приобретает поведенческая сторона, вместе с тем подразумевается позитивное эмоциональное отношение к объекту лояльности, осознание субъектом лояльности единства или связи с ним.
В свете описанных значений нельзя не заметить параллели, которую можно провести между содержанием лояльности и содержанием понятия «отношение», разработанного в отечественной психологии В. Н. Мясищевым в качестве системообразующего элемента личности, характеризующего связи личности с различными сторонами действительности, включающего в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты. С учетом такого сходства можно предположить, что лояльность, по сути, является отношением, как его понимал В. Н. Мясищев. Как отмечал сам В. Н. Мясищев: «Понятие же отношения, строго говоря, возникает там, где есть субъект и объект отношения» [7], поэтому лояльность закономерно рассматривать как характеристику взаимосвязи субъекта лояльности с ее объектом, как отражение в психике и поведении субъекта лояльности его взаимоотношения с объектом лояльности. Как справедливо отмечал В. Н. Мясищев, «отношения обязывают к рассмотрению их объектов» [7]. Для уточнения смысла термина «служебная лояльность» необходимо проанализировать содержание слова «лояльность» именно в этом контексте служебной деятельности.
Анализируя понятие «служба», можно выделить ряд его значений, толкований и синонимов. Чаще всего «служить» обозначает: исполнять свои обязанности по работе, состоять в рядах какого-либо подразделения; быть солдатом, воином; работать на кого-то, действовать по чьей-то воле и на чье-то благо, в чьих-то интересах; использоваться для каких-то целей; выполнять свое назначение; оказывать услуги; быть готовым выполнить чьи-либо просьбы, желания; отдаваться во власть кого-либо, чего-либо; работать, трудиться во имя чего-либо; быть верным чему-либо; являться, становиться причиной чего-либо, вызывать что-либо, обусловливать что-либо [8; 6].
Таким образом, под службой чаще всего понимается деятельность в пользу объекта службы, связанная со специальным социальным статусом субъекта службы или принятием на себя субъек-
том неких обязательств перед объектом службы. Исходя из этого служебную лояльность можно рассматривать как отражение в сознании и поведении служащего его взаимосвязи с объектами, в пользу которых предполагается служба.
В большинстве случаев служба предполагает ее возмездность, когда служащий идет на некоторую самоотдачу в обмен на блага, получаемые от того, в пользу кого осуществляется служба. Но иногда служба может быть и безвозмездной. В этом случае она, как правило, носит полностью добровольный характер и часто называется служением, в процессе которого служащее лицо самореализуется как личность. Иногда возмездная служба может сочетаться с элементами служения.
Служба в учреждениях и органах УИС относится к государственной правоохранительной службе -разновидности государственной службы, то есть является возмездной службой, хотя не исключает возможности проявления в служебной деятельности и элементов служения, когда сотрудник действует исходя не из формального служебного долга, а из собственных убеждений, ценностей и представлений о службе.
Рассматривая возмездную службу, Д. Н. Бахрах [8] рассматривает ее как тип общественно полезной деятельности и, помимо возмездности и ряда других признаков, выделяет занятие должностей в легальных организациях, работу на профессиональной основе в «чужих интересах», то есть выполнение воли тех, кому служащие подчинены, действие в интересах тех, кто оплачивает их работу.
По последнему признаку (кто финансирует служащих, кому они подчинены, в чьих интересах действуют) Д. Н. Бахрах выделяет государственных, муниципальных, частных и международных служащих, поэтому государственная служба является не единственной возмездной службой и имеет свою специфику.
Определение государственный службы, содержащееся в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», предполагает, как минимум, следующие атрибуты государственной службы: 1) служба представляет собой деятельность, 2) осуществляется она на профессиональной основе, 3) ее целью является обеспечение реализации властных полномочий государства.
Краткое и емкое определение, содержащее дея-тельностную и статусную составляющую понятия государственной службы, дает Г. В. Атаманчук: «Государственная служба - это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством ис-
полнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах» [9]. Удачное определение, объединяющее деятельностную и статусную сторону государственной службы, принадлежит Е. В. Охотскому, который описывает службу как «публично-правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу» [10].
Для человека, находящегося на государственной службе, чрезвычайно важно четко понимать, кому он служит. Он должен понимать, что главная цель для него — это безупречное служение государству. Но также важно осознавать, что через государство он служит обществу.
Служащий - это человек не корпоративный, не ведомственный, а государственный, но у него могут быть корпоративные, групповые и личные интересы, поэтому в реальной жизни перед государственным служащим может вставать этический вопрос, кому служить и как согласовывать в деятельности часто противоречивые интересы объектов службы. Ответ на этот вопрос и занятие таким образом активной позиции может помочь сотруднику разрешить внут-риличностный конфликт.
Однако ответ на этот вопрос не всегда очевиден. Так, реализация принципа служения государству и обществу в России опосредуется историко-культурными факторами. Понятие «служба» уходит своими корнями в эпоху формирования Московского централизованного государства, когда государственная служба понималась как «государева служба», как служение государю. Статус служащего характеризовался полной зависимостью от государя, службой «по приказу». Непубличность, придание государственной службе характера служения первому лицу государства, но не самому государству и тем более не обществу были и пока еще остаются одной из существенных особенностей нашей государственной службы. Вопрос служения государству и обществу были поставлен в России с большим опозданием от стран Западной Европы. Даже в советский период формировался культ служения партии и государству, служение обществу нередко только декларировалось. Традиции служения обществу в России малозначительны. Больше выражена постсоветская традиция служения прежде всего государству. Это прослеживается уже в самом термине «государственный служащий», то есть служащий государству.
При всех формальных отличиях государственной службы от частной служебное положение не ограничивает круг объектов службы государственного служащего обществом и государством. Объ-
ектом службы и служебной лояльности государственного служащего, помимо государства и общества, определяемых в качестве таковых законом, фактически может являться и руководитель служащего.
Сотрудники УИС приобретают свой служебный статус, заключая контракт и принимая присягу. Из текста присяги усматривается три объекта лояльности сотрудника УИС. Указание на службу народу и закону дается прямо, указание на службу начальнику - косвенно. Присвоение служебного статуса в виде заключения и перезаключения контракта, осуществляемое конкретным должностным лицом ставит служащего в положение служебной обязанности по отношению не только к государству, но и к этому лицу.
На основании изложенного можно заключить, что государственный служащий должен одновременно проявлять лояльность, как минимум, к трем различным по характеру объектам, интересы которых могут вступать в противоречие, и служебную
лояльность можно понимать как систему отношений служащего к объектам, в пользу которых может осуществляться служба в связи с его статусом.
Для определения служебной лояльности сотрудника УИС можно применить общее определение служебной лояльности, лишь конкретизировав его: служебная лояльность сотрудника УИС - это система его субъективных отношений к государству (закону), обществу (народу) и начальникам как объектам службы.
В заключение важно отметить, что служение данным объектам лояльности также определяется разными источниками. Если для служения закону и начальнику используются, по сути, внешние источники (содержание нормативных документов и указаний начальника соответственно), то служение обществу базируется на индивидуальных взглядах сотрудника на мораль, нравственность, добро, справедливость. В перспективе это отличие должно обязательно учитываться при организации исследований проблем служебной лояльности.
Список литературы
1. Оболонский А. В. Реформа российской государственной службы: концепция и стратегия // Общественные науки и современность. 1998. № 3. С. 10-12.
2. Чиркин В. Е. Конституционное право: курс для преподавателей, аспирантов и магистрантов. М., 2013. 688 с.
3. Буквоед. URL: http://www.bukvoed.blogspot.ru/2007/10/blog-post_10.html (дата обращения: 18.05.2014).
4. Левонтина И. Б. Русский со словарем. М., 2010. 335 с.
5. Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/72673/ лояльность (дата обращения: 19.05.2014).
6. Викисловарь. URL: http://ru.wiktionary.org/wiki/служба (дата обращения: 18.05.2014).
7. Мясищев В. Н. Психология отношений : избр. психол. тр. / под общ. ред. А. А. Бодалева. М.; Воронеж, 1995. 356 с.
8. Бахрах Д. Н. Административное право России : учебник. М., 2001. 640 с.
9. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы. М., 2002. 272 с.
10. Государственная служба: теория и организация : курс лекций / под ред. Е. В. Охотского. Ростов н/Д, 1998. 634 с.
STANISLAV VIKTOROVICH GORNOSTAEV,
candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of legal psychology and pedagogy sub-department
(Academy of the FPS of Russia) E-mail: stanislavrz@yandex.ru.
SERVING LOYALTY OF PENAL STAFF
Annotation: the article explains the concept of «service loyalty», which is regarded as a system of employee relations to potential objects of loyalty determined by its official status.
Loyalty as an attitude implies a unity of internal rational and emotional relationship to the object of loyalty and external activity, that is, the behavioral manifestations of this relationship. Substantive content of the word «loyalty» is different in personal and professional spheres. In the field of professional performance more weight in the content of the word «loyalty» acquires behavioral side, but at the same time implies a positive emotional
relationship to the object of loyalty, awareness of the unity with the subject of loyalty or connection with it. Loyalty in this interpretation is close to concept of «attitude» by V. N. Myasischev. Therefore the word «loyalty» can be understood as an attitude or system of attitudes (in the case of few objects of loyalty). The specificity of the species concept of «official activity» as defined by the term «service», which is understood as an activity for the benefit of the service object, associated with a special social status of the subject of the service or taking on the subject of service obligations to the object service. To highlight the specificity of the serving loyalty of the penal staff as a persons exercising public law enforcement service - a kind of public service, analyzed the concept of public service. It understood as determined by performance of public functions, public and legal relationship between the state and government employees about the conditions, methods and results of service to the state and society, which manifests itself in official activity. As an characteristic, significantly affecting features loyalty of government employees, released their special status determined by the regulations governing the official activity. This status also outlines for the government employee the list of potential objects of his loyalty.
Multiplicity, heterogeneity and potential inconsistency of loyalty objects of governmental employees is seen as a key characteristic and distinctive feature of serving loyalty. The main objects of loyalty of penal staff are: the state (the law), society (people) and the chiefs.
Key words: service, loyalty, serving loyalty, multiple loyalty, object of loyalty, conflict of interest, attitude, penal staff, official status, official activity, governmental employees.
References
1. Obolonskiy A. V. Reforma rossiyskoy gosudarstvennoy sluzhbyi: kontseptsiya i strategiya [The reform of the Russian civil service: concept and strategy]. Obschestvennyie nauki i sovremennost - Social sciences and modernity, 1998, no. 3, pp.10-12.
2. Chirkin V. E. Konstitutsionnoe pravo [Constitutional law]. Moscow, 2013. 688 p.
3. Bukvoed. Available at: http://www.bukvoed.blogspot.ru/2007/10/blog-post_10.html (Accessed 18 May 2014).
4. Levontina I. B. Russkiy so slovarem [Russian by the dictionary]. Moscow, 2010. 335 p.
5. Slovari i entsiklopedii na Akademike [Dictionaries and encyclopedias on Akademik]. Available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/ 72673/loyalnost (Accessed 19 May 2014).
6. Vikislovar [Wiktionary]. Available at http://ru.wiktionary.org/ wiki/sluzhba (Accessed 16 May 2014).
7. Myasischev V. N. Psihologiya otnosheniy: izbrannyie psihologicheskie trudyi [Psychology of relations: selected psychological works]. Moscow, Voronezh, 1995, 356 p.
8. Bahrah D. N. Administrativnoe pravo Rossii [Administrative law of Russia]. Moscow, 2001. 640 p.
9. Atamanchuk G. V. Suschnost gosudarstvennoy sluzhbyi [The essence of public service]. Moscow, 2002. 272 p.
10. Ohotskiy . E. V. Gosudarstvennaya sluzhba: teoriya i organizatsiya [Public service: theory and organization]. Rostov-na-Donu, 1998. 634 p.