Научная статья на тему 'Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья'

Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7033
846
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СТРЕСС / КРИЗИСЫ В ЖИЗНИ СЕМЬИ / ТИПЫ МАТЕРИНСТВА / FAMILY / CHILD WITH SPECIAL NEEDS / STRESS / FAMILIES CRISISES / TYPES OF PARENTHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Матяш Н.В., Павлова Т.А.

В статье анализируются основные психологические проблемы семей, в которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья. Выделяются проблемы личности, проблемы супружества, проблемы особого родительства.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article are analysed main psychological problems of family, in which grow the children with Special Needs. Stand out the problems to personalities, problems matrimony, problems of parenthood.

Текст научной работы на тему «Психологические проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья»

Таблица 2

Результаты статистического анализа данных по уровням УУД младших школьников экспериментальной группы на _констатирующем и контрольном этапе исследования с использованием ф - критерия Фишера_

Коммуникативные универсальные учебные действия

Уровень УУД фэмпирическое фкритическое

Высокий 1,801 p<0,05 Есть различия

Средний 1,390 p<0,05 Различий нет

Низкий 2,022 p<0,05 Есть различия

Регулятивные универсальные учебные действия

Высокий 2,243 p<0,05 Есть различия

Средний 0 p<0,05 Различий нет

Низкий 2,591 p<0,01 Есть различия

Познавательные универсальные учебные действия

Высокий 1, 264 p<0,05 Различий нет

Средний 0, 347 p<0,05 Различий нет

Низкий 1,991 p<0,05 Есть различия

Личностные универсальные учебные действия

Высокий 2,306 p<0,01 Есть различия

Средний 0,632 p<0,05 Различий нет

Низкий 1,643 p<0,05 Есть различия

Таким образом, проведенный статистический анализ показал, что участие младших школьников экспериментальной группы в формирующем эксперименте позволило повысить уровень развития универсальных учебных действий - коммуникативных, регулятивных, познавательных и личностных.

Роль психолога в своевременной диагностике и развитии универсальных учебных действий младших школьников, несомненно, велика. Системность работы педагога - психолога с разными субъектами учебного процесса (школьниками, педагогами, администрацией, родителями) позволяет снизить степень инновационных рисков при внедрении новых образовательных стандартов.

This article is dedicated to the actual problem of secondary education at the present date state of its development - to the process of psychological follow-up of the innovation integration in educational processes. The possibility of methodological resourcing of educational psychologists in the process of integration of the Federal State Educational Standard.

Keywords: psychological follow-up, education, innovational activity, project making, Federal State Educational Standard.

Список литературы

1. Воронцов А. Б., Эльконин Д. Б. Некоторые подходы к созданию условий для внедрения государственных образовательных стандартов нового поколения / Под редакцией О.Н. Держицкой. - М.: МЦКО, 2010.

2. Галеева Н.В. Организация внутришкольного контроля в условиях реализации новых образовательных стандартов // Справочник заместителя директора школы. 20011, №9, 2011. - С. 56-64.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под редакцией А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И. А. Володарской. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.

4. Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования: приказ Минобрнауки России от 23.11.2009г. №655 //Вестник образования России.- 2010, №6.-С.14-27.

5. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / под общей редакцией Р.Г. Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник, 2010. - 184 с.

6. Решетникова О.Б. Как нам разобраться со стандартами? О роли психолога в работе по внедрению новых ФГОСов / Школьный психолог. - 2012, №8. С.51-54.

Об авторе

Макарченко Т. А. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладной психологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, tamarix16@mail.ru

УДК 159.9 +140.8

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Н.В. Матяш, Т.А. Павлова

В статье анализируются основные психологические проблемы семей, в которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья. Выделяются проблемы личности, проблемы супружества, проблемы особого родительства.

Ключевые слова: семья, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, стресс, кризисы в жизни семьи, типы материнства

Значительную роль в успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья играет семья, в которой ребенок проводит свое основное время, родители ребенка.

Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья - это семья с особым психологическим статусом, испытывающая многочисленные повседневные заботы и трудности, редко встречающиеся в жизни других семей [4].

Нормативной семьей может считаться такая семья, которая реализует свои социальные функции (экономическую, хозяйственно-бытовую, функцию социального контроля, воспитательную и др.), обеспечивает требуемый уровень благосостояния и социальной защиты, создает необходимые условия для социализации детей до достижения ими социальной, психологической и физической зрелости. Поэтому семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать всем этим нормам. Семья ребенка с проблемами здоровья чаще всего рассматривается с точки зрения обеспечения

благоприятных условий для физического и психического развития. По данным Л.М. Колпаковой [2], и сами родители в большинстве случаев осознают проблемы, связанные со здоровьем ребенка и его лечением, в то время как проблемы общения с ребенком, понимания его внутреннего мира не считают значимыми.

Качественные особенности, имеющие место в семьях детей с проблемами здоровья, проявляются на нескольких уровнях (Иванова Е.В., Ткачева В.В. и др.), имеющих психологическую составляющую:

Соматический уровень. Нервно-психические перегрузки вызывают у родителей неудовлетворительность своим состоянием, хронический стресс (беспокойство, усталость, апатия и так далее), вызванный болезнью ребенка и проблемами, связанными с этим. Присутствие в семье ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и особенными потребностями можно рассматривать как хроническую стрессогенную ситуацию. Переживания, выпавшие на долю родителей, часто превышают уровень допустимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах взрослых членов семьи.

Стресс, имеющий длительный и постоянный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на здоровье родителей. Матери больных детей жалуются на колебания артериального давления, бессонницу, частые и сильные головные боли, нарушения терморегуляции. Чем старше становится ребенок, т.е. чем дольше продолжается психопатогенная ситуация, тем в большей степени у некоторой части матерей проявляются нарушения здоровья. Возникают аутоиммунные, сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта.

Социальный уровень. Появление больного ребенка в семье приводит к определенной социальной изоляции. Окружающие не всегда понимают проблемы таких семей, и лишь небольшой их процент ощущает поддержку окружающих. Родители опасаются негативных реакций друзей, соседей, сверстников ребенка, иногда стесняются его внешнего вида, тревожатся из-за физической и эмоциональной уязвимости ребенка и ограничивают его контакты. Окружающие отвечают настороженным отношением к больным детям. Происходит отказ семьи от общения с близкими и родственниками, отсутствие совместного досуга и развлечений вне дома. Поэтому родители редко берут детей с ограниченными возможностями в театр, кино, на зрелищные мероприятия и т.д., тем самым еще больше изолируя их от общества. Происходит замыкание в рамках собственной семейной системы, где интересы родителей сфокусированы только на проблемах больного ребенка. При этом потребности и интересы других членов семьи рассматриваются как второстепенные и незначительные. Такое поведение, как правило, влечет за собой конфликты в супружеских отношениях и в общении с другими детьми в семье.

В семьях появляются и другие финансовые трудности, обусловленные функциональными изменениями в жизни семьи на фоне серьезного детского заболевания. Необходимы затраты на дорогостоящие препараты, процедуры, медицинское оборудование, пребывание в стационаре, транспортные расходы при переездах к медицинским учреждениям, которые могут находиться на большом расстоянии от места проживания семьи. Семье трудно справиться с возросшей финансовой нагрузкой, поскольку обычно один из родителей, чаще всего мать, полностью посвящает себя заботе о ребенке и оставляет работу, либо отказываются от профессиональной карьеры, переходят на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу, чаще всего надомную, что снижает качество жизни семьи. Отец в семье с больным ребенком - часто единственный добытчик. Из-за необходимости большего заработка он ищет вторичные заработки и, практически, не имеет времени заниматься ребенком. Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Проводя большую часть времени с нуждающимся в постоянном уходе ребенком, она оказывается наиболее уязвленной возникающими при этом трудностями при взаимодействии как с членами семьи, так и с различными социальными структурами.

Психологический уровень. Психологический уровень характеризуется, прежде всего, изменениями в эмоционально-волевой и личностной сферах родителей. Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняет сложившийся уклад жизнедеятельности, структуру семейных отношений и связей. Немаловажную роль в качественных изменениях семьи с больным ребенком играют и психологические проблемы супругов, других членов семьи.

Основные психологические проблемы и трудности родителей в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, можно разделить на три группы:

1. Проблемы личности - проблемы родителей как взрослых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2. Проблемы супружества - проблемы родителей как супругов, связанных семейными узами;

3. Проблемы особого родительства - проблемы и трудности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Остановимся на них более подробно.

1. Проблемы личности - проблемы родителей как взрослых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Личность каждого человека своеобразна и уникальна, в ней имеются как положительные, так и негативные черты и

качества. Личностные особенности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, продолжают развиваться в ходе жизнедеятельности. Трудная жизненная ситуация, в которой они оказались, может спровоцировать появление акцентуированных черт характера, закрепить негативные особенности поведения. Каждый из супругов своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи, влияет на цели и жизненные установки всех членов семьи. Неадекватные поведенческие и эмоциональные реакций родителей детей с отклонениями в развитии проявляются, прежде всего, в значимых ситуациях и в новых обстоятельствах.

Требуется развитие и поддержание видов деятельности, способствующих самоактуализации и самоутверждению всех членов семьи как в профессиональном, так и в личностном плане.

2. Проблемы супружества - проблемы родителей как супругов.

Создавая семью, люди связывают с будущей семейной жизнью позитивные ожидания. Однако многообразие функций семьи, многие из которых молодым людям ранее никогда не приходилось выполнять, приводят к наступлению кризисных периодов жизни супругов, так называемых нормативных кризисов. Выделяются следующие основные кризисы в жизни семьи [3]:

1) Первый год семейной жизни. Переход от периода ухаживания к жизни в семье. Фаза жизни семьи без детей. Кризис связан с перестройкой ценностей независимого существования, формированием собственных семейных традиций.

Другой вариант «кризиса первого года» может развиться в семьях, где преобладали не эмоциональные, а социальные мотивы заключения брака. Бывает, что партнеры решаются на создание семьи только по той причине, что «уже пора». Некоторых подстегивает потребность поскорее стать самостоятельными и уйти из родительской семьи. Партнеры, в конце концов, обнаруживают, что их цель достигнута, и основания для брака исчезли. Вопрос «что делать и как жить дальше?» и порождает дальнейшие конфликты.

2) Рождение ребенка (детей) и освоение роли родителей. Часто совпадает с 3-5-летием жизни семьи.

Привыкание к новой роли родителей, поиск путей воспитания - все это весьма ответственные задачи. Особенно непросто приходится семьям, в которых появляется ребенок с ОВЗ: помимо закономерного кризиса, связанного с рождением детей, им приходится преодолевать немало трудностей, связанных с состоянием здоровья их сына или дочки. Перед супругами возникает необходимость снова перестраивать свои взаимоотношения. Иногда ребенок с нарушениями здоровья превращается в объект манипуляции: с его помощью супруги пытаются воздействовать на свое окружение или сохранить семью. Бывает, что ребенок с особенностями в развитии начинает выступать в роли «козла отпущения» - тогда все семейные трудности связываются с тем, что «ребенок не такой, как все».

Именно на этом этапе крайне важно научиться искать компромиссы относительно методов воспитания, развития и реабилитации ребенка, совместно справляться с трудностями, найти тот тип отношений, при котором каждый из супругов чувствует свою эмоциональную важность для семьи. Преодолевая этот кризис, супружеская пара идет дальше, по пути выстраивания глубоких, позитивных отношений друг с другом.

3) Поступление ребенка (детей) в школу. Как правило, приходится на 7-летие семейной жизни.

Даже у ребенка, не имеющего отклонений в развитии, в этот период может возникнуть школьная фобия - вследствие тревоги из-за расставания с матерью. В семье с особым ребенком могут возникать и другие трудности. Заболевание и проблемы ребенка иногда не позволяют ему посещать общеобразовательную школу, требуют специальных форм обучения.

4) Средний период брака (примерно 15 лет жизни семьи).

Трудность этого семейного кризиса в большой степени связана с тем, что он совпадает с кризисом середины жизни личности. Часто в этот период муж осознает, что выше по карьерной лестнице он вряд ли поднимется, хотя в юности мечтал о многом. Мужчина может испытывать разочарование, которое влияет на всех членов семьи, в том числе и на жену. В семьях, в которых воспитывается ребенок, требующий постоянного внимания и ухода, особенно тяжело в «средний период брака» приходится женщинам. Если мать посвятила всю себя заботам о ребенке (детях), то сейчас она может испытывать горечь и сожаление по поводу упущенных возможностей в карьере. Встречается и обратная ситуация: один из партнеров добивается больших успехов, чем ожидал в юности. Однако, несмотря на то, что окружающие уважают его и ценят его заслуги, супруг продолжает относиться к нему так же, как и 15 лет назад.

Не менее тяжело приходится тем семьям с особым ребенком, в которых родители понимают, что их дети самостоятельной жизнью жить пока не могут и полностью зависимы от них.

5) Период «пустого гнезда», который сопровождается уходом детей из семьи (20-25 лет супружества).

Зачастую данный период для семьи с особым ребенком не наступает вовремя, даже взрослея, ребенок остается в центре интересов родителей, которые исподволь инфантилизируют его, не принимая во внимание психологическую зрелость.

Таким образом, кризисы семейной жизни в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, протекают значительно сложнее и могут иметь затяжной характер.

3. Проблемы особого родительства - проблемы и трудности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья

Родительство представляет лишь одно из направлений семейной жизни, относится к системе ценностных ориента-ций и смысловых установок личности. Родительство в системе этих ценностных установок не обязательно занимает ведущее место, даже если в семье нет детей с ограниченными возможностями здоровья.

Материнство и отцовство - сложное комплексное явление, имеющее физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. Формирование детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, - сложный и длительный процесс.

В исследованиях В.С. Соммерс [1] выделено несколько типов отношения родителей к своему ребенку, имеющему отклонения в развитии:

1. Принятие ребенка и его ограниченных возможностей здоровья.

Родитель принимает заболевание своего ребенка, объективно его воспринимает, адекватно оценивает и поддерживает ребенка и проявляет по отношению к нему любовь и привязанность. Родители вовлекают ребенка в домашние дела, стараясь сформировать у него полезные бытовые привычки, навыки самообслуживания.

2. Реакция отрицания.

Отрицается, что ребенок имеет ограниченные возможности здоровья, что его заболевание оказывает эмоциональное воздействие на родителей. Амбициозные планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родитель не принимает и не признает для своего ребенка никаких ограничений.

3. Реакция чрезмерной защиты и опеки.

Родители наполнены чувством жалости и сочувствия к ребенку, переживают особенно тесные, эмоционально наполненные отношения со своими больными детьми. Чрезмерная опека выражается в том, что родители стараются все сделать за ребенка и, таким образом, инфантилизируют своего ребенка, его считают социально несостоятельным, не дают развиваться его потенциальным способностям. Родители отстраняют ребенка от семейных дел, часто он воспринимается как неприспособленный и неумелый.

4. Скрытое отвержение ребенка.

Отрицательное отношение к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным, внимательным воспитанием. Родители «перегибают палку» в выполнении своих обязанностей, педантично стараются быть хорошей матерью или отцом.

5. Открытое отречение, отвержение ребенка.

Ребенок воспринимается с отвращением, и родитель полностью осознает свои враждебные чувства. Внешне это проявляется, как нежелание родителей общаться с ребенком, они не интересуются его занятиями, потребностями.

Первые два типа отношений, не смотря на их противоположность, являются положительными для ребенка, так как они позволяют ребенку принимать участие в жизни семьи и обеспечивают возможности его разностороннего развития. Негативные реакции родителей, чрезмерная защита, протекция, скрытое или открытое отвержение, отречение задерживают развитие ребенка и негативно влияют на формирование его личности.

Отношение родителей к своему ребенку с ограниченными возможностями здоровья выражается и в определенном стиле семейного воспитания.

Родители должны осознать, какие психологические проблемы и трудности ждут их в ходе семейного воспитания особого ребенка, научиться уверенно управлять своей жизнью, помогая себе и своему ребенку.

In article are analysed main psychological problems of family, in which grow the children with Special Needs. Stand out the problems to personalities, problems matrimony, problems of parenthood.

Keywords: family, child with Special Needs, stress, families crisises, types of parenthood

Список литературы

1. Зеленская Ю.Б., Милованова О.В. Проблемы детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. // Актуальные вопросы теории и практики психологии отношений [Текст]: материалы всерос. науч.-практ. конференции. /Науч. ред. С. А. Минюрова, С. В. Духновский. - Екатеринбург, 2010. - С. 90-92.

2. Колпакова Л.М. Особенности психологического климата в семье ребенка-инвалида. // Материалы III Всероссийского съезда психологов. СПб.: СПбГУ, 2003. - Т. 4. С. 326-329.

3. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006.

4. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в семье: Методические рекомендации. /Авторы-составители И.А. Афонин, Н.В. Матяш, Т. А. Павлова - Брянск, 2012. - 92 с.

5. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 64 с.

Об авторах

Матяш Н.В. - доктор психологических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Павлова Т.А. - кандидат психологических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г Петровского

УДК 316.444.5

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ КАК ФАКТОР ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К СМЕНЕ РАБОТЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е.Б. Филинкова

В статье рассматриваются результаты исследования удовлетворенности трудом учителей и воспитателей детских садов и их готовности к смене работы. Показано, что уровень удовлетворенности трудом педагогов школ достаточно высокий, а воспитателей - средний. Высокая удовлетворенность связана с возможностями насыщения потребностей в самореализации, общении с детьми, физическом и психологическом комфорте. Неудовлетворенность вызывают низкий уровень заработной платы, отношение государства и общества к педагогам, а также реформы в образовательной сфере. Неудовлетворенность трудом у учителей однозначно связана с готовностью к поискам новой работы, причем одна группа учителей понимает смену работы как переход в другую школу, а вторая часть учителей готова уходить из профессии. У воспитателей дошкольных ОУ уровень готовности к поискам работы выше, чем у учителей, однако с уровнем удовлетворенности трудом связи нет. Для воспитателей ДОУ готовность к смене работы означает готовность к смене образовательного учреждения, но не уход и профессии, что обусловлено доминированием потребности устроить ребенка в детский сад в структуре их трудовой мотивации. Ключевые слова. Удовлетворенность трудом, готовность к смене работы, учителя, трудовая мобильность.

Проблема удовлетворенности педагогов своим трудом имеет давнюю историю, и в психологии и социологии накоплен значительный массив эмпирических результатов по данной проблематике. Социологами, которые сосредоточиваются в основном на измерении либо общей удовлетворенности работой, либо удовлетворенности профессией, было продемонстрировано, что уровень удовлетворенности учителями избранной профессией - высокий. Наиболее удовлетворены учителя такими аспектами трудовой деятельности как: педагогическое общение, взаимодействие с детьми, преподавание любимого предмета [6].

Психологи чаще рассматривают удовлетворенность педагогическим трудом в контексте профессионального развития и самоактуализации личности [2,7,12,20]. Однако крайне важным представляется рассмотрение удовлетворенности трудом в новом аспекте - как фактора, способствующего или препятствующего уходу педагогов из организации. В условиях, когда повсеместно имеет место дефицит педагогических кадров, проблема трудовой мобильности учителей и воспитателей выходит за рамки конкретной организации и имеет государственное значение. Психологами феномен мобильности кадров остается до сих пор не изученным, внимание на данной проблематике концентрируют в основном социологи [6,13]. Высокая актуальность и практическая значимость обозначенной проблемы обусловили проведение нами в мае-июне 2013 г исследования, целью которого было изучение удовлетворённости педагогов разных специальностей своим трудом как фактора их готовности к поискам другой работы (к смене работы).

В исследовании решались следующие задачи:

1.Изучить удовлетворенность учителей и воспитателей своим трудом.

2.Изучить готовность педагогов к поискам другой работы.

3.Изучить взаимосвязь удовлетворённости трудом и готовности педагогов к поискам другой работы.

В ходе исследования использовалась методика «Изучение удовлетворённости учителей своей профессией и работой» Н. В. Журина и Е. П. Ильина [4] в нашей модификации. Обработка результатов проводилась методом корреляции по Спирмену и сравнения групп по критерию Фишера.

В исследовании приняли участие 40 учителей г. Мытищи Московской обл. в возрасте от 30 до 62 лет, со стажем работы в данной сфере от 4 до 44 лет и 40 воспитателей детских садов Истринского района МО в возрасте от 20 до 63 лет со стажем от 3 месяцев до 42 лет.

Основные результаты исследования

Первоначально изучалась удовлетворённость учителей и воспитателей своей работой в целом. Педагогам было предложено оценить степень удовлетворённости по 7-и балльной шкале, где 1 балл означал «очень малую степень», 7 баллов «очень большую степень» удовлетворенности.

Результаты педагогов разных специальностей резко отличались между собой. Большинство учителей (62,5%) продемонстрировали высокую удовлетворенность работой, в то время как основная группа воспитателей (85,0%) - только среднюю. Различия статистически достоверны (ф=4,92; р<0,001).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.