УДК 343.83:159.9
DOI 10.33463/2072-8336.2022.3(601.006-016
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ КУРСАНТАМИ
ВЕДОМСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
О. Н. Мазеина, Р. М. Воронин
Для цитирования
Мазеина, О. Н. Психологические проблемы нарушения служебной дисциплины курсантами ведомственных образовательных организаций / О. Н. Мазеина, Р. М. Воронин // Прикладная юридическая психология. - 2022. - № 3(60). -С. 6-16. - DOI : 10.33463/2072-8336.2022.3(60).006-016.
Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0
Аннотация. Статья посвящена изучению проблем дисциплинированности курсантов, обучающихся в ведомственных образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний. Предметом исследования стали психологические проблемы, обусловливающие нарушение переменным составом служебной дисциплины в период их обучения. В статье рассмотрены такие основные понятия, как «служебная дисциплина», «нарушение служебной дисциплины», «дисциплинированность», а также их компоненты с позиций психологической науки. Научная новизна статьи состоит в представленных результатах исследования проблем дисциплинированности в контексте их видения обучающимися. Итоги исследовательской работы, мероприя-
© Мазеина О. Н., Воронин Р. М., 2022
тия по повышению дисциплинированности переменного состава при грамотном использовании в системе психопрофилактической работы нарушений служебной дисциплины позволят повысить результативность деятельности и улучшить показатели работы с переменным составом.
Ключевые слова: служебная дисциплина, нарушение служебной дисциплины, дисциплинированность, дисциплинарный проступок, недисциплинированное поведение.
В правоохранительных органах под служебной дисциплиной понимается соблюдение сотрудниками установленных нормативно-правовыми актами порядка и правил исполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав. Нарушением служебной дисциплины считается не-
соблюдение сотрудниками порядка и правил исполнения должностных обязанностей и осуществления предоставленных полномочий.
Проблемам дисциплинированности сотрудников правоохранительных органов, курсантов и слушателей, обучающихся в ведомственных образовательных организациях, посвящено достаточно много исследований.
Как отмечают в своих работах С. Г Беспалая и А. В. Жакович, в органах правопорядка к вопросам соблюдения сотрудниками служебной дисциплины относятся строго. Это обусловлено необходимостью обеспечения управляемости служебными коллективами. Личный состав должен понимать важность соблюдения служебной дисциплины и неминуемость наказания за ее нарушение [1, 3].
В. Е. Петров, М. М. Абасов, И. В. Ра-това и С. П. Поляков считают, что служебная дисциплина есть итог всей служебной деятельности. Дисциплинированному поведению сотрудников способствует требовательность руководителей к соблюдению дисциплины, благоприятный микроклимат в коллективе и развитые индивидуально-психологические качества личности. Эффективность психологического обеспечения дисциплинарной практики, по мнению авторов, зависит от способности руководителей подразделений выявлять и решать имеющиеся психологические проблемы подчиненных комплексно, путем определения готовности личного состава к выполнению служебных задач, понимания ими обязательности нормативного поведения, выявления психологических особенностей, препятствующих и способствующих дисциплинированному поведению [10, 11].
Р. Ф. Фаттахов и А. А. Федирко видят основные проблемы нарушения служебной дисциплины сотрудниками правоохранительных органов в некачественной работе руководителей подразделений по ее укреплению и профилактике нарушений. Многие руководители не владеют информацией о своих подчиненных, об ихличностных особенностях, имеющихся проблемах, что, в свою очередь, затрудняет принятие своевременных, адекватных решений, проведение необходимых мероприятий [13].
В. М. Демин среди причин, способствующих дисциплинарным проступкам, выделяет следующие: специфика правоохранительной деятельности, личностные особенности сотрудников, социально-психологические явления и процессы, происходящие в служебных коллективах [2].
А. В. Кокурин и А. И. Мокрецов, анализируя причины нарушения сотрудниками служебной дисциплины, считают, что для успешного планирования и проведения профилактической работы в указанном направлении необходимо проводить психологическое исследование личностных особенностей сотрудников, а также сопровождать их деятельность в процессе адаптации к условиям службы [6].
Д. А. Панарин отмечает, что оказание ежедневного воспитательного воздействия на постоянный и переменный состав, формирование благоприятной социально-психологической обстановки в служебных коллективах служит залогом укрепления служебной дисциплины и сведения к минимуму совершения личным составом дисциплинарных проступков [9].
А. К. Карданов, А. В. Коркмазов и В. И. Коваленко считают, что в ведом-
ственных образовательных организациях правоохранительных структур формирование специалистов как носителей высокой правовой культуры, понимающих смысл и ценность подлинной дисциплинированности как самоорганизации, способных к дисциплинированному поведению, является одной из главных задач обучения курсантов и слушателей [4, 5, 7].
А. В. Кравченко, В. Ф. Родин и Т. А. Хрусталева рассматривают перечень мероприятий по формированию ценностно-смысловых качеств лиц, обучающихся в образовательных организациях правоохранительных структур, составляющих основу дисциплинированного поведения, среди которых: подбор кадрового состава, участвующего в воспитании курсантов и слушателей; изучение индивидуальных психологических особенностей обучающихся; создание условий в образовательной организации, способствующих развитию у обучающихся дисциплинированного поведения; поддержание благоприятного микроклимата в учреждении, доверительных отношений между обучающимися и персоналом; проведение мероприятий по профилактике дисциплинарных проступков, справедливое применение мер поощрения и наказания и др. [8, 12, 14].
Дисциплинированностью сотрудников правоохранительных органов (в том числе курсантов ведомственных образовательных организаций) считается интегральное профессионально значимое качество личности, определяющее способность к нормативному поведению, осуществление самоконтроля своих помыслов и поступков. Понятие «дисциплинированность» можно рассматривать как характеристику личности, определяющую: привычку
к подчинению внешним требованиям (правила, требования, приказы и др.) и собственным целям (самодисциплина), развитые волевые качества (выдержанность, организованность, ответственность и др.). Дисциплинированное поведение зависит от особенностей характера, темперамента, способностей, направленности личности. Кроме того, дисциплинированность можно трактовать как некое действие, а именно подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе.
На уровень дисциплинированности оказывают воздействие различные социально-психологические явления, такие как:
- общественное мнение, принятые внутри коллектива нормы и правила поведения;
- состояние социально-психологического климата (качество складывающихся формальных (неформальных) взаимоотношений, групповая сплоченность, психологическая совместимость членов коллектива; удовлетворенность обучающимися различными сторонами жизнедеятельности подразделений);
- стиль, методы управления служебным коллективом, желание и умение руководителями качественно проводить мероприятия, направленные на повышение дисциплины.
Несомненно, уровень дисциплины служебного коллектива зависит от уровня дисциплинированности каждого курсанта. С целью изучению мнения переменного состава ведомственных образовательных организаций о возможных причинах нарушения обучающимися служебной дисциплины был проведен опрос, в котором приняли участие 600 человек. Исходя из трак-
тования понятия «дисциплинированность», факторов, влияющих на ее состояние, был сформирован опросник, включающий в себя 18 вопросов. Варианты ответов варьировали от 1 до 5, где 1 - минимальная степень выраженности, 3 - средняя, 5 - максимальная. Общий показатель выраженности какой-либо причины нарушения служебной дисциплины считался по сумме выборов обучающимися показателей в 3-5 баллов (3 - средняя степень, 4 -выше среднего, 5 - высокая), невыраженности 1-2 балла (1 - минимальная степень выраженности, 2 - ниже среднего уровня).
Все вопросы условно были разделены на два блока: первый блок определял проблемы, вызванные объективными причинами, второй - субъективными.
Вопросы из блока № 1 (объективные причины, способствующие нарушению обучающимися служебной дисциплины) были разделены на две группы:
1-я группа включала в себя индивидуальные особенности личности, содействующие дисциплинарным проступкам: наличие у обучающихся негативных индивидуально-личностных особенностей, актуальных потребностей (привлечение нарушителями внимания к собственной персоне), проявление механизмов психологической защиты, выраженные негативные психические состояния (наличие длительных эмоционально-психологических перегрузок, стрессов, накопленной усталости);
2-я группа объединила в себе внешние особенности, способствующие нарушению дисциплины: известные (привычные) негативные модели поведения как способы решения любых проблем,
мотивацию обучения курсантов, влияние социально-психологического климата в подразделениях курсов, особенности семейного воспитания обучающихся.
В блоке № 2 были обобщены три группы субъективных причин, оказывающих воздействие на состояние служебной дисциплины: проблемы организационного характера, особенности квалификации и профессионализма персонала образовательной организации, а также сознательных действий, способствующих нарушению дисциплины.
Результаты оценки курсантами блока № 1 - объективных факторов, способствующих нарушению обучающимися служебной дисциплины, представлены на рисунках 1 и 2.
Анализируя результаты оценки курсантами влияния личностных особенностей на нарушение служебной дисциплины, можно сделать вывод о том, что все показатели блока № 1 (негативные индивидуально-личностные особенности обучающихся, выраженная потребность в привлечении нарушителями к себе внимания, механизмы проявления обучающимися психологической защиты от ощущаемой реальной (но нередко и мнимой) угрозы, наличие длительных эмоционально-психологических перегрузок, стрессов, накопленной усталости у обучающихся) способствуют нарушению курсантами установленных требований. В качестве индивидуальных особенностей личности, выступающих предпосылками недисциплинированного поведения, можно выделить следующие: снижение адаптационного потенциала, несформированность коммуникативных навыков, конфликтные черты, неустойчивость самооценки, повышенная
35 % 30 % 25 % 20 % 15 % 10 % 5 % 0 %
1
■ В ■ ■
1111
1 - Негативные личные особенности
2 - Потребности во внимании
3 - Механизмы психологической защиты
4 - Негативные психические состояния
й ш х
^ х т
^ 5 о
I 8 £
8. £ О О
С1 IX Ш X о. т
Рис. 1. Индивидуальные особенности, способствующие нарушению дисциплины
50 % 45 % 40 % 35 % 30 % 25 % 20 % 15 % 10 % 5 % 0 %
11 - Негативные (привычные) модели поведения
12 - Несформированная мотивация поведения
:3 - Неблагоприятный микроклимат
Го о
ОЬ^
14 - Особенности семейного воспитания
Рис. 2. Внешние особенности, способствующие нарушению дисциплины
тревожность, эмоциональная неустойчивость, неумение регулировать собственное поведение, контролировать свои желания и потребности, отрицание норм и правил, принятых в ведомственном вузе, и др.
В качестве внешних особенностей, оказывающих негативное влияние на состояние дисциплинарной практики,
курсанты также указывают все предложенные нами критерии оценки: известные (привычные) негативные модели поведения как способы решения любых проблем, особенности семейного воспитания обучающихся, отсутствие мотивации обучения и дальнейшей службы, неблагополучную социально-психологическую обстановку в
подразделениях курсов. Однако наиболее выраженным показателем стало отсутствие мотивации к обучению и дальнейшей службе. Курсанты, поступившие в вуз и имеющие несформиро-ванную мотивацию, учебную и служебную деятельность воспринимают как вынужденную необходимость. Таким образом, поведением обучающихся могут двигать не осознанные, а про-тестные побуждения, в том числе негативные тенденции, приводящие к нарушению служебной дисциплины. Отсутствие мотивации можно наблюдать у курсантов, поступивших в вуз по настоянию родителей, из-за отсутствия возможности поступить в другое образовательное учреждение, из-за отсутствия интереса - предпочтения к какому-либо образовательному учреждению и др. Сформированная мотивация обучения в ведомственном вузе способствует дисциплинированному поведению - следованию модели поведения, заложенной в нормативно-правовых актах. Однако, в связи с тем что обучающийся с низкой мотивацией не способен воспринимать и, соответственно, воспроизводить нормативное поведение, принятое в ведомственном
70 % 60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0 %
вузе, во всех необходимых деталях, он создает собственную модель поведения - известную, привычную для себя (основанную на предыдущем опыте общения и взаимодействия). Привычное поведение является доступным для личности, не трудоемким и не энергозатратным, нетребуетдополнительных усилий, поэтому оно может казаться наиболее «выгодным» по сравнению с правомерным поведением.
Неблагоприятная социально-психологическая обстановка в коллективе усиливает отрицательное отношение обучающихся с низкой мотивацией ко всем требованиям вуза, тем самым также способствует различного рода нарушениям.
Результаты оценки курсантами блока № 2 - проблем, порождаемых субъективными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние служебной дисциплины, представлены на рисунках 3-5.
Формирование дисциплинированного поведения не ограничивается объективными факторами. В структуру понятия «дисциплина» входяттакие компоненты, как осведомленность о требованиях к дисциплине и воспита-
вш
% «5
I о
к
: $
— ^
11 ™ ^
о с 3 о ? а-
(Ц V
-1- а. с
Минимальная выраженность
Ниже среднего уровня
Средний уровень выраженности
Выше среднего уровня
Максимальная выраженность
Рис. 3. Проблемы организационного характера
100 % 90 % 80 % 70 % 60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0 %
Минимальная выраженность
Ниже среднего уровень
Средняя степень выраженности
Выше среднего уровень
Максимальная выраженность
Неумение сотрудников Нежелание сотрудников качественно проводить качественно проводить воспитательную работу воспитательную работу
Рис. 4. Проблемы квалификации персонала
тельная и профилактическая работа по развитию навыков послушного поведения. Результаты опроса свидетельствуют об информированности обучающихся о правилах, нормах поведения в образовательной организации, требованиях, предъявляемых к сотрудникам правоохранительных органов, о целенаправленной профилактической работе по предупреждению дисциплинарных проступков. Однако, по мнению респондентов, больше внимания необходимо уделять индивидуальной воспитательной работе с нарушителями дисциплины. Учет индивидуальных особенностей при проведении воспитательных мероприятий позволит не только повысить уровень дисциплинированности отдельных лиц, но и укрепить состояние дисциплины во всем подразделении.
Владение персоналом образовательной организации профессиональными знаниями, умениями и навыками в совокупности с профессионально значимыми качествами специалистов в различных должностных категориях определяет сформированность про-
фессиональной компетентности сотрудника. Важно понимать, что успех любой деятельности зависит не только от знаний, но и от умения использовать эти знания в повседневной деятельности. Осведомленность в области проведения воспитательной работы с переменным составом, психологического сопровождения их службы и быта сама по себе еще не дает гарантий их эффективного применения. Лишь в единстве с системой приемов, методов, принципов и закономерностей осуществления целенаправленного воздействия на людей можно получить реальные результаты.
Обучающиеся, участвующие в опросе, считают сотрудников вуза способными грамотно проводить мероприятия по соблюдению курсантами служебной дисциплины и профилактике ее нарушений. Кроме того, отмечают их неравнодушие к дисциплинарным проступкам, совершаемым переменным составом вуза. Иными словами, уровень квалификации и профессионализма персонала образовательной организации достаточный, чтобы каче-
100 % 90 % 80 % 70 % 60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0 %
Минимальная степень выраженности Ниже среднего уровня Средняя степень выраженности □ Выше среднего уровня
Максимальная выраженность
Рис. 5. Сознательные действия, нацеленные на нарушение дисциплины
ственно проводить мероприятия, направленные на профилактику и разрешение ситуаций, связанных с нарушением служебной дисциплины.
По мнению респондентов, дисциплинарные проступки курсантов не утаиваются ни сотрудниками вуза, ни обучающимися. Курсанты намеренно не идут на нарушения с целью отвлечения внимания своими проступками от более серьезных проблем. Однако отмечено, что нарушениям служебной дисциплины могут способствовать провокации со стороны авторитетных курсантов.
Таким образом,основные проблемы, связанные с несоблюдением курсантами требований, предъявляемых к сотруднику уголовно-исполнительной системы, в вопросах соблюдения служебной дисциплины обучающиеся видят в негативных индивидуально-лич-
ностных особенностях, свойственных отдельным курсантам: несбалансированности психических процессов, низкой адаптивности к окружающей действительности, нарушении процесса самоактуализации, подверженности влиянию более сильных личностей, провоцирующих на нарушения, и др. Несомненно, влияние на уровень дисциплинированности оказывают определенные стереотипы поведения, сформировавшиеся в детстве, особенности семейного воспитания. Нарушению дисциплины могут способствовать механизмы психологической защиты, вырабатываемые силами «Я» и применяемые человеком в ситуациях конфликта (как внутреннего - в виде внутреннего напряжения, повышающего уровень тревоги, нервозности, психической и физической усталости, так и внешнего - связанного с реаль-
ной угрозой извне). Важное значение в соблюдении курсантами служебной дисциплины имеет мотивация обучения, которая нацеливает на сознательное выполнение норм и правил поведения, принятых в образовательной организации. Одна из ключевых позиций, влияющих на состояние служебной дисциплины в вузе, - это компетентность руководителей в вопросах проведения воспитательной работы с использованием различных методов и приемов воздействия на подчиненных на основе их психологических особенностей, а также реализации мероприятий, направленных на нормализацию социально-психологического состояния в коллективах обучающихся.
Мероприятия по повышению уровня дисциплинированности среди переменного состава ведомственных образовательных организаций ФСИН России:
1. При анализе каждого конкретного дисциплинарного проступка необходимо учитывать психологические составляющие, способствовавшие нарушению дисциплины (в ином случае может наблюдаться снижение ответственности субъекта за свое поведение, а также стереотипное поведение -повторный проступок).
2. При профессионально-психологическом отборе следует обращать внимание на психотипы личности (прогноз к нарушениям дисциплины -наиболее вероятностный), такие как: пассивно-зависимый, импульсивно-агрессивный, ригидно-паранояльный, гипертимный. Далее по психологическим показателям включать курсантов в группы повышенного внимания, осуществлять контроль за их поведением.
3. Целесообразно обращать внимание на сформировавшиеся у курсантов
определенные модели и стереотипы поведения (устойчивые стереотипы особенно четко проявляются в ситуациях фрустрации), а при организации и проведении психокоррекционной и воспитательной работы, индивидуальной профилактики учитывать нарушения дисциплины.
4.Следует проводить разбирательства по вопросам неудовлетворенности различными сторонами деятельности, складывающимися между обучающимися взаимоотношениями (уделять внимание конфликтным личностям, неудовлетворенным актуальным потребностям, механизмам психологической защиты, психологическому состоянию курсантов и др.), а также негативных явлений на курсах. Необходимо принимать меры по стабилизации обстановки, налаживанию взаимоотношений.
5. Больше внимания надлежит уделять вопросам индивидуальной профилактики нарушений служебной дисциплины.
6. Необходимо проводить мероприятия по повышению мотивации обучения в вузе (учитывать мотивы поступления). Несформированные мотивы принимать во внимание при проведении воспитательной и психокоррекци-онной работы.
7. Очень важно проинформировать руководителей учебно-строевых подразделений о влиянии социально-психологического климата в коллективе на формирование дисциплинарного поведения и уровень нарушений служебной дисциплины, различных формах воспитательной работы с подчиненными (с акцентом на индивидуальной работе), а также взаимовлиянии стиля руководства подразделением, уровня развития служебного коллектива и состояния служебной дисциплины.
8. Целесообразно проводить обучение руководителей учебно-строевых подразделений учету индивидуально-личностных особенностей курсантов при осуществлении мероприятий по профилактике нарушений служебной дисциплины, а также психолого-педагогическому анализу дисциплинарного проступка.
Библиографический список
1. Беспалая С. Г Психологический прогноз склонности к делинквентно-му поведению у сотрудников органов внутренних дел : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М. : Академия управления МВД России, 2007. 24 с.
2. Демин В. М. Факторы, обусловливающие нарушения дисциплины и законности сотрудниками пенитенциарных учреждений. Проблемы профилактики // Вестник томского государственного университета. 2007. № 295. С. 227-229.
3. Жакович А. В. Профилактика отклоняющегося поведения военнослужащих ВВ МВД России средствами педагогической диагностики : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. СПб. : Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2002. 20 с.
4. Карданов А. К. Формирование правосознания и дисциплины у курсантов и слушателей, обучающихся в образовательных организациях МВД России // Журнал прикладных исследований. 2021. № 4-2. С. 72-76.
5. Коваленко В. И. Ценностно-смысловая направленность образовательного процесса в образовательных организациях МВД России // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62(2). С. 116-119.
6. Кокурин А. В., Мокрецов А. И. Меры профилактики нарушений слу-
жебной дисциплины и законности // Преступление и наказание. 2005. № 10. С. 23-26.
7. Коркмазов А. В. Роль личност-но-смысловой сферы в профессиональном развитии индивида // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2018. № 1. С. 18-20.
8. Кравченко А. В. К вопросу о психологической работе с курсантами образовательных организаций МВД России в контексте обеспечения их личностной надежности // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : сб. науч. тр. II Междунар. конф. (Москва, 6-7 июня 2018 г.) / рец. И. Н. Медведев, А. С. Оси-пова. М. : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя, 2018. С. 215-219.
9. Панарин Д. А. Основные направления, формы и методы укрепления служебной дисциплины и профилактики правонарушений среди личного состава образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний (опыт академии ФСИН России)// Человек: преступление и наказание. 2014. № 4. С. 177-181.
10. Петров В. Е., Абасов М. М. Профилактика и актуальные проблемы дисциплинирования личного состава // Полицейская деятельность. 2018. № 5. С. 85-96.
11. Петров В. Е., Ратова И. В., Поляков С. П. Психологическая профилактика нарушений служебной дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел // Вестник ВИПК МВД России. Домодедово, 2015. № 2(34). С. 71-76.
12. Родин В. Ф. Некоторые психолого-педагогические проблемы совершен-
ствования обучения в вузах МВД Российской Федерации: теоретико-методологический аспект // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : сб. науч. тр. II Междунар. конф. (Москва, 6-7 июня 2018 г.) / рец. И. Н. Медведев, А. С. Осипова. М. : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя, 2018. С. 344-353.
13. Фаттахов Р. Ф., Федирко А. А. Проблемы разработки и применения психодиагностических средств в работе по укреплению воинской дисципли-
ны // Труды Военно-космической академии имени А. Ф. Мажайского. 2016. № 655. С. 183-189.
14. Хрусталева Т. А. Индивидуально-психологические детерминанты выбора стиля поведения в конфликте // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы : сб. науч. тр. II Междунар. конф. (Москва, 6-7 июня 2018 г.) / рец. И. Н. Медведев, А. С. Осипова. М. : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя, 2018. С. 386-391.