УДК 159.947
АКТУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ ЛИЧНОГО СОСТАВА
С.Б. Пашкин, доктор педагогических наук, профессор;
С В. Саркисов, доктор технических наук, доцент.
Военный институт (инженерно-технический) Военной академии
МТО им. генерала армии А.В. Хрулева.
Л.В. Медведева, доктор педагогических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России
Проведён анализ актуальных психологических аспектов в области воспитания дисциплинированности личного состава различных воинских подразделений, приведены факторы, обусловливающие возможное появление дисциплинарно-психологических проблем, а также выделены различные уровни психологической профилактики.
Ключевые слова: психологические аспекты, дисциплина, воспитание, сознание, профилактика
ACTUAL PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF EDUCATION OF PERSONNEL DISCIPLINATION
S B. Pashkin; S.V. Sarkisov.
Military institute (engineering and technical) of the Military academy MTS them. General of the army A.V. Khrulev. L.V. Medvedeva.
Saint Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia
The article analyzes the current psychological aspects in the field of discipline of personnel of various military units, special attention is paid to the problems that arise during this process, factors that determine the possible occurrence of disciplinary-psychological problems, and also various levels of psychological prevention are highlighted.
Keywords: psychological aspects, discipline, education, consciousness, prevention
Воспитательная работа с личным составом подразумевает содействие развитию духовного и нравственного сознания у военнослужащих, способствует формированию таких качеств, как патриотизм, отвага, любовь к своему Отечеству, верность конституционному и воинскому долгу, а также дисциплине [1].
В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации дисциплина определяется как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Это значит, что отправной точкой как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении являются правила поведения военнослужащих, которые являются центральным звеном дисциплины. Без соблюдения правил - не будет дисциплинированности. При этом чрезвычайную важность приобретает конкретика формулировки правил, которая исключает возможность субъективных трактовок.
Процесс дисциплинирования личного состава, а также его профилактика является самостоятельной проблемой [2, 3]. Данная проблема несет в себе так же социальную значимость, ведь законность и соблюдение воинской дисциплины является одним из составляющих имиджа военнослужащего. Служебная дисциплина и законность - это отражение работы системы морально-психологического обеспечения служебной деятельности личного состава в целом. Качество и динамичность работы этой системы благотворно влияют на дисциплину военнослужащих, если в ней реализуются все направления работы в соответствии с задачами, которые предлагают каждое из них [4, 5].
В то же время служебная дисциплина решает множество социально-психологических проблем (в том числе конфликты в коллективе), так как военнослужащие, следующие определенному уставу, регулируют и регламентируют свое поведение и служебные взаимоотношения согласно нормам и правилам, прописанным в уставе. Проблема заключается в особенностях этого поведения и выстраивания взаимоотношений, которые в большей степени зависят от индивидуально-психологических характеристик отдельного человека, а также от «психологических механизмов обеспечения дисциплины» [6, 7]. Например, если в одном случае дисциплинарный проступок случается по причине неготовности следовать социальным нормам данного коллектива и, соответственно, дисциплинарным санкциям и мерам воздействия, то в другом случае - это является порождением проявления выраженных психологических характеристик человека, что в последствии может приводить к психологическим проблемам в принципе. И в том, и в другом случае происходит нарушение организации работы воинского коллектива, дезорганизация дисциплины, а также препятствие личностному и коллективному развитию.
К числу проблем в области дисциплинирования личного состава в различных воинских подразделениях можно отнести:
- неустойчивость или несформированность индивидуальных и групповых норм поведения личного состава, а также управление ими;
- некомпетентность субъектов психологической и воспитательной работы служебной деятельности;
- личная психическая дезорганизация;
- неуважение к закону, власти, праву и соответствующим мерам;
- наличие особых дисциплинарных групп в воинском коллективе («дедовщина», «фаворитизм» и т.п.);
- неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе;
- отсутствие санкций за соблюдение/несоблюдение дисциплины.
В контексте рассматриваемого вопроса можно выделить следующие факторы, обусловливающие появление дисциплинарно-психологических проблем [8]:
а) общеслужебные, которые проявляются в условиях существования всего коллектива воинского подразделения;
б) локальные, специфические, порождаемые индивидуально-психологическими особенностями сотрудников, взаимоотношениями в коллективах, а также частым расхождением повышенных требований к служебному порядку и готовностью личного состава к их реализации и соблюдению.
Отдельно хочется сказать о ряде проблем. Так, некомпетентность сотрудников подразделений связывается с их личностными ценностями, где законность и следование дисциплине стоит далеко не на первых местах. Здесь, зачастую очень ярко проявляется одна особенность атрибуции по отношению к ответственности. Соблюдение/несоблюдение дисциплины и меры наказания за это приписываются другим, но не себе. С себя данная ответственность снимается, потому мы и не видим соблюдения дисциплины у личного состава подразделения. Потому как командир состава руководствуется в данном случае не дисциплинарным уставом и поддержанием дисциплины, а своими эгоистическими побуждениями, потребностью во власти [9].
Огромное значение для дисциплины и ее особенностей имеют такие явления, как «дедовщина», «фаворитизм» и т.д. В коллективе устанавливаются особые взаимоотношения, которые уже несут в себе определённый «норматив поведения», и он не согласуется с общепринятым воинским уставом. По отношению к молодым военнослужащим, которые проходят еще адаптационный период, это имеет отдельное влияние, так как у них еще в принципе не сформировано понимание и представление о воинской дисциплине, служебных отношениях и служебных порядках [10, 11].
На этом этапе, а также во время всей службы, большой вес имеет мотивирование поведения. В частности, ситуация соблюдения или несоблюдения дисциплины. Если, к примеру, соблюдение дисциплины не поощряется (отсутствие похвалы), поведение такого военнослужащего приравнивается к поведению всех остальных, среди которых есть явно не следующие никаким правилам и нормам, то обесценивается личная важность поддержания внутренней дисциплинированности, и внутренние ресурсы ее соблюдения просто «истощаются».
Неблагоприятный социально-психологический климат имеет особую значимость в контексте рассматриваемой проблемы, так как такое явление относится не только к воинским коллективам, но и ко всем коллективам, в которых существуют определённые взаимоотношения между его членами, а также внутри которого стоят конкретные задачи, которые коллективу нужно выполнять. Здесь большое влияние имеет так же командир подразделения, который транслирует свои ценности и «управляет» коллективом, а значит и его поведением. Данный факт можно рассматривать как один из способов дисциплинирования, которым могут пользоваться командиры [12].
Если говорить о психологических проблемах дисциплинирования личного состава, то они разрешаются с помощью изменения (порой кардинального) личных установок и ценностей, иногда картины мира в целом каждого сотрудника и военнослужащего, а также коррекцией тех взаимоотношений, которые выстроились в коллективе.
Также большое благоприятное влияние окажут проведенные мероприятия, способствующие: а) внутреннему принятию правил; б) пониманию важности наличия дисциплины; в) соблюдению дисциплины и воспитанию в военнослужащих качества -дисциплинированность.
Профилактика (в общем смысле) - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление чего-либо, а также на предупреждение какого-либо явления, которое оказывает негативное влияние на функционирование рассматриваемой системы [13].
Обсуждая данный процесс в контексте рассматриваемой проблемы, можно сказать, что в основном профилактика нарушения дисциплины личного состава в различных воинских подразделениях сводится к применению мер воздействий (в частности наказаний), которые проявляются в «трудовой компенсации» (общественные работы, «наряды», чистка оружия и т.п.), что, в свою очередь, не повышает общий уровень дисциплины в воинском коллективе.
Поэтому крайне важным и актуальным становится проблема разработки комплекса профилактических мероприятий, направленных на поддержание и укрепление дисциплины личного состава. Также важно, чтобы данный комплекс применялся к военнослужащему на протяжении всей его службы, что будет способствовать, помимо всего прочего, всестороннему и гармоничному развитию личности в целом.
Забота об укреплении воинской дисциплины - это общее дело сотрудников частей и подразделений. Она должна охватывать все направления морально-психологической служебной деятельности (воспитательная, информационная, психологическая, культурно-досуговая работы и др.), быта и отдыха личного состава. Кроме того, ей подчинены цели и содержание, организация и методика, средства и формы педагогического воздействия.
Особая роль в такой работе, как профилактика, отводится именно руководителю воинского подразделения. В первую очередь он вдохновляет своим примером и авторитетом военнослужащих. Его личные ценностные ориентиры и установки, которые сочетаются
с правилами дисциплины в части, а также личное понимание и принятие этого явления как такового (дисциплинированность), повышает его личный авторитет, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на коллективе и его дисциплине.
В рамках работы с личным составом также предусмотрена целая программа мер по предупреждению девиаций поведения:
- проведение занятий по морально-психологической подготовке;
- информирование личного состава о мерах юридической ответственности сотрудников за совершение правонарушений;
- правовая пропаганда и воспитание;
- целевые плановые и внеплановые проверки работы;
- периодическое рассмотрение на совещаниях состояния служебной дисциплины в подразделениях с принятием конкретных мер, изучение поведения сотрудников в свободное от службы время и т.п.
Профилактика возможных дисциплинарных нарушений также предусмотрена в медицинском сопровождении каждого сотрудника и военнослужащего. Именно она будет позволять своевременно определять физиологические и функциональные отклонения у человека, а также отслеживать наличие психотропных веществ и алкоголя в организме.
Большую значимость в этой связи имеет такое направление, как психологическая работа по предотвращению девиаций в поведении.
В плане профилактики здесь могут иметь большую роль мероприятия, проводимые заранее, с целью раннего выявления категории лиц, склонных к различного рода девиациям. Это процедура профессионального психологического отбора на службу. На этом этапе у специалистов есть возможность заранее знать о всех индивидуально-психологических особенностях поступающего на службу, и, соответственно, отобрать тот состав, который будет соответствовать предъявляемым требованиям.
Дальнейшее обучение и профессиональная подготовка военнослужащих, тоже имеет немаловажное значение [14, 15]. На этом этапе происходит усвоение новых для человека норм и правил поведения, шаблонов и алгоритмов действия, что погружает его в процесс и в тот режим деятельности, который будет для него привычным. Соответственно, укрепляется понимание важности соблюдения дисциплины.
В системе психологической профилактики можно выделить три уровня:
1. «Первичная профилактика». Здесь происходит работа непосредственно разного рода специалистов подразделения (руководитель, психолог, командир и др.) по формированию культуры поведения и чувства долга и ответственности. В основном эта работа производится со всем личным составом.
2. «Вторичная профилактика». На этом этапе происходит работа с людьми, обладающими трудностями в поведении. Обычно эти люди имеют ряд дисциплинарных проступков, которые не несут за собой серьезных нарушений или последствий социальной значимости, не подрывают строй и поведение всего подразделения. Задача специалистов на этом уровне - преодолеть вместе с военнослужащим те трудности, которые он испытывает, чтобы проступки не приобрели систематический характер, не закрепились в его поведении и в дальнейшем не отразились пагубно на его служебном положении. На данном этапе поведение человека еще можно прогнозировать, поэтому важно его скорректировать до того, как оно станет труднопрогнозируемо.
В процессе взаимодействия с военнослужащим анализируются причины проступка, его индивидуально-психологические особенности, а также склонности, которые могли бы объяснить его поведение и помочь в профилактике и коррекции.
Здесь мероприятия и взаимодействия с военнослужащими могут иметь как индивидуальный, так и групповой характер.
3. «Третичная профилактика». Этот уровень характеризуется работой с военнослужащими с ярко выраженными проблемами в поведении (например, употребление алкоголя, систематические дисциплинарные нарушения, порча имущества, драки и т.д.),
здесь уже имеет смысл говорить о психологических проблемах индивида, а также, возможно, некорректном и некомпетентном профессиональном психологическом отборе. Такие проблемы в поведении подразумевают конкретную коррекцию и работу с военнослужащим. Формы работы, которые может выбрать специалист, могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Психолог на момент взаимодействия с военнослужащим будет понимать, исходя из особенностей личности и его взаимоотношений, положения в коллективе, какая форма будет эффективнее.
Такая модель психологической коррекции является общедоступной и широко применяется в различных воинских подразделениях. Отличием будет является только то, что методы работы будут индивидуально подобранными в соответствии с той средой, в которой наблюдается явление, профилактику которого нужно проводить. Однако компоненты профилактики будут повторяться:
- диагностика;
- просвещение (обучение);
- помощь;
- коррекция;
- противодействие.
Психологическая диагностика является основой профилактической работы, которая предоставляет базу специалисту, информацию о личностных и индивидуально-психологических особенностях военнослужащего.
Психологическое просвещение буквально обучает военнослужащих тем психологическим знаниям, которые помогут ему лучше понимать себя и свое поведение, а также самостоятельно его корректировать.
Психологическая помощь оказывается сотрудникам или военнослужащим, испытывающих проблемы по обсуждаемой теме. Здесь имеет место разрешение конфликтных ситуаций в воинском коллективе, психологическая поддержка военнослужащих в кризисных ситуациях, а также работа с семьей личного состава.
Психологическая коррекция представляет собой целенаправленное и конкретное воздействие на поведение военнослужащего, испытывающего трудности, а также нарушающего социальные и воинские нормы. А также активное формирование необходимых качеств для успешного прохождения службы и благоприятного положения в служебном коллективе.
Психологическое противодействие подразумевает определенные меры борьбы с нарушениями в поведении и дисциплине у военнослужащих.
Все вышеперечисленное и вся профилактическая работа не будет возможна без высокого профессионализма психолога, который будет обладать высоким уровнем эмпатии, развитыми коммуникативными навыками, профессиональным чутьем и умением грамотно применять диагностический инструментарий. Прежде всего, это человек, который сумеет установить доверительные отношения с любым человеком, помощь которому он обязан оказать, следование этическому кодексу психолога, а также внутреннему уставу подразделения.
В очередной раз стоит сказать о качестве воспитательной работы как направления морально-психологического обеспечения служебной деятельности. Содействие развитию моральных установок, нравственного и духовного сознания, чувства ответственности и долга перед Отечеством будет исключительно благоприятно сказываться на дисциплинированности военнослужащих и всего личного состава.
Таким образом, проблема дисциплинирования личного состава и ее профилактики является крайне актуальной. Укрепление дисциплины и ее поддержание в воинском подразделении является прямой ответственностью не только руководителей подразделений, но и психологов. Также немаловажное значение имеет и личная ответственность, и моральное сознание каждого военнослужащего.
Литература
1. Петров В.Е., Абасов М.М. Профилактика и актуальные проблемы дисциплинирования личного состава // Полицейская деятельность. 2018. № 5. С. 85-96. DOI: 10.7256/2454-0692.2018.5.20671
2. Психология служебной деятельности: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология служебной деятельности» / В.Л. Цветков [и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. 367 с.
3. Марьин М.И., Петров В.Е., Кузнецова О.В. Психологическая служба в системе управления органами внутренних дел: учеб. пособие. М.: Академия управления МВД России, 2012. 68 с.
4. Петров В.Е. Исследование исполнительной дисциплины сотрудников органов внутренних дел с оценкой оценки прокрастинации // Научно-практический журнал «Психология, социология и педагогика». 2016. № 5 (56).
5. Пашкин С.Б., Борисов А.А., Саркисова Е.А. Формирование здорового морально-психологического климата в служебных подразделениях военного вуза // Актуальные проблемы военно-научных исследований. 2020. № S8 (9). С. 226-230.
6. Влияние ценностных ориентаций сотрудников на готовность к организационным изменениям. Ч. 1: Методология исследования / С.Б. Пашкин [и др.] // Актуальные проблемы военно-научных исследований. 2020. № 7 (8). С. 358-372.
7. Влияние ценностных ориентаций сотрудников на готовность к организационным изменениям. Ч. 2: Корреляционный анализ / С.Б. Пашкин [и др.] // Актуальные проблемы военно-научных исследований. 2020. № 7 (8). С. 373-389.
8. Профессиональная этика в современном обществе: новые вопросы и ответы / С.Б. Пашкин [и др.] // Актуальные проблемы военно-научных исследований. 2019. № 4 (5). С.354-364.
9. Пашкин С.Б., Чижова Е.А., Саркисова Е.А. Психологические особенности развития синдрома профессионального выгорания в деятельности тренера-педагога // Актуальные проблемы военно-научных исследований. 2019. № 4 (5). С. 365-380.
10. Пашкин С.Б., Саркисов С.В., Саркисова Е.А. Особенности морально-психологического обеспечения профессиональной деятельности выпускника военного вуза инженерного профиля в условиях чрезвычайных ситуаций // Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке: XIII Санкт-Петербургский конгресс: сб. трудов. СПб.: СПб горный ун-т, 2019. С. 175-178.
11. Пашкин С.Б., Турчин А.С., Саркисова Е.А. Система мероприятий психологической помощи военнослужащим в интересах укрепления, сохранения, восстановления психического здоровья // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2020. № 1 (10). С. 82-89.
12. Цифровизация как новое направление в сфере образования / С.Б. Пашкин [и др.] // Образовательный Вестник «Сознание». 2020. Т. 22. № 6. С. 21-30.
13. Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 2 сент. 2013 г. № 660. Доступ из справ.-правового портала «Гарант».
14. Комплект свернутых информационных конструкций и схем для запоминания по психологии и педагогике / С.Б. Пашкин [и др.] // ВИ(ИТ). СПб., 2019. 84 с.
15. Программа текущего контроля научной деятельности кафедр высшего военного учебного заведения / Гончаров Н.О., Петров Г.Д., Мусатов В.И., Вакуненков В.А., Кащеев Р.Л., Саркисов С.В., Ведерников А.А., Саркисова Е.А. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ RU 2019666305. № 2019664950, дата регистрации 20.11.2019, опубл. 06.12.2019.
References
1. Petrov V.E., Abasov M.M. Profilaktika i aktual'nye problemy disciplinirovaniya lichnogo sostava // Policejskaya deyatel'nost'. 2018. № 5. S. 85-96. DOI: 10.7256/2454-0692.2018.5.20671
2. Psihologiya sluzhebnoj deyatel'nosti: ucheb. dlya studentov vuzov, obuchayushchihsya po special'nosti «Psihologiya sluzhebnoj deyatel'nosti» / V.L. Cvetkov [i dr.]. M.: YUNITI-DANA: Zakon i pravo, 2014. 367 s.
3. Mar'in M.I., Petrov V.E., Kuznecova O.V. Psihologicheskaya sluzhba v sisteme upravleniya organami vnutrennih del: ucheb. posobie. M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2012. 68 s.
4. Petrov V.E. Issledovanie ispolnitel'noj discipliny sotrudnikov organov vnutrennih del s ocenkoj ocenki prokrastinacii // Nauchno-prakticheskij zhurnal «Psihologiya, sociologiya i pedagogika». 2016. № 5 (56).
5. Pashkin S.B., Borisov A.A., Sarkisova E.A. Formirovanie zdorovogo moral'no-psihologicheskogo klimata v sluzhebnyh podrazdeleniyah voennogo vuza // Aktual'nye problemy voenno-nauchnyh issledovanij. 2020. № S8 (9). S. 226-230.
6. Vliyanie cennostnyh orientacij sotrudnikov na gotovnost' k organizacionnym izmeneniyam. Ch. 1: Metodologiya issledovaniya / S.B. Pashkin [i dr.] // Aktual'nye problemy voenno-nauchnyh issledovanij. 2020. № 7 (8). S. 358-372.
7. Vliyanie cennostnyh orientacij sotrudnikov na gotovnost' k organizacionnym izmeneniyam. Ch. 2: Korrelyacionnyj analiz / S.B. Pashkin [i dr.] // Aktual'nye problemy voenno-nauchnyh issledovanij. 2020. № 7 (8). S. 373-389.
8. Professional'naya etika v sovremennom obshchestve: novye voprosy i otvety / S.B. Pashkin [i dr.] // Aktual'nye problemy voenno-nauchnyh issledovanij. 2019. № 4 (5). S. 354-364.
9. Pashkin S.B., Chizhova E.A., Sarkisova E.A. Psihologicheskie osobennosti razvitiya sindroma professional'nogo vygoraniya v deyatel'nosti trenera-pedagoga // Aktual'nye problemy voenno-nauchnyh issledovanij. 2019. № 4 (5). S. 365-380.
10. Pashkin S.B., Sarkisov S.V., Sarkisova E.A. Osobennosti moral'no-psihologicheskogo obespecheniya professional'noj deyatel'nosti vypusknika voennogo vuza inzhenernogo profilya v usloviyah chrezvychajnyh situacij // Professional'noe obrazovanie, nauka i innovacii v HXI veke: XIII Sankt-Peterburgskij kongress: sb. trudov. SPb.: SPb gornyj un-t, 2019. S. 175-178.
11. Pashkin S.B., Turchin A.S., Sarkisova E.A. Sistema meropriyatij psihologicheskoj pomoshchi voennosluzhashchim v interesah ukrepleniya, sohraneniya, vosstanovleniya psihicheskogo zdorov'ya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo voennogo instituta vojsk nacional'noj gvardii. 2020. № 1 (10). S. 82-89.
12. Cifrovizaciya kak novoe napravlenie v sfere obrazovaniya / S.B. Pashkin [i dr.] // Obrazovatel'nyj Vestnik «Soznanie». 2020. T. 22. № 6. S. 21-30.
13. Ob utverzhdenii Polozheniya ob osnovah organizacii psihologicheskoj raboty v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii: prikaz MVD Rossii ot 2 sent. 2013 g. № 660. Dostup iz sprav.-pravovogo portala «Garant».
14. Komplekt svernutyh informacionnyh konstrukcij i skhem dlya zapominaniya po psihologii i pedagogike / S.B. Pashkin [i dr.] // VI(IT). SPb., 2019. 84 s.
15. Programma tekushchego kontrolya nauchnoj deyatel'nosti kafedr vysshego voennogo uchebnogo zavedeniya / Goncharov N.O., Petrov G.D., Musatov V.I., Vakunenkov V.A., Kashcheev R.L., Sarkisov S.V., Vedernikov A.A., Sarkisova E.A. Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registracii programmy dlya EVM RU 2019666305. № 2019664950, data registracii 20.11.2019, opubl. 06.12.2019.