Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция психолого-педагогических классов / психологические принципы / педагогические подходы / психолого-педагогический процесс / уроки по психологии / the concept of psychological and pedagogical classes / psychological principles / pedagogical approaches / psychological and pedagogical process / lessons in psychology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волохова Валентина Игоревна, Рыжик Венера Михаиловна, Быкасова Аанастасия Васильевна

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты сопровождения и обучения психолого-педагогических классов на базе Новосибирского государственного педагогического университета. Аргументируется актуальность создания данного проекта в современных условиях. Обосновывается необходимость интегрирования психологических принципов и педагогических подходов для организации деятельности психолого-педагогических классов. Их объединение обеспечивает целостность педагогического процесса. Представлены примеры использования данных подходов и принципов в процессе обучения. На основе анализа письма Минпросвещения России от 30.03.2021 N ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций» выяснены теоретико-методологические аспекты эффективности психолого-педагогического процесса. В результате рассмотрения методологических основ психологии и педагогики сделан вывод о многогранности и сложности реализации педагогического процесса в рамках данного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волохова Валентина Игоревна, Рыжик Венера Михаиловна, Быкасова Аанастасия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the theoretical and practical aspects of mentoring, support and training of psychological and pedagogical classes on the basis of the Novosibirsk State Pedagogical University. The relevance of creating this project in modem conditions is argued. The necessity of integrating psychological principles and pedagogical approaches for organizing the activities of psychological and pedagogical classes is substantiated. The combination of which ensures the integrity of the pedagogical process. Examples of the use of these approaches and principles in the learning process are presented. Based on the analysis of the letter of the Ministry of Education of Russia dated March 30, 2021 N VB-511/08 "On the direction of methodological recommendations", the organizational conditions for the effectiveness of the psychological and pedagogical process were clarified. As a result of consideration of the methodological foundations of psychology and pedagogy, a conclusion was made about the versatility and complexity of the implementation of the pedagogical process within the framework of this project.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ»

УДК 371

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и еиктимологии Волохоеа Валентина Игоревна Федеральное государственное бюджетное образователъноеучреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск);

студент Рыжик Венера Михаиловна Федеральное государственное бюджетное образователъноеучреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск);

студент БыкасоваАнастасия Васильевна Федеральное государственное бюджетное образователъноеучреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск)

Постановка проблемы. Начиная с 2021 года Министерство просвещения инициировало создание направления профильных психолого-педагогических классов в рамках различных профилей при реализации образовательных программ среднего общего образования. Один из важнейших аспектов организации такого обучения - это взаимодействие с высшими учебными заведениями и иными культурно-просветительскими организациями. Новосибирский государственный педагогический университет является одним из ВУЗов-партнеров, осуществляющих подготовку учащихся по данному профилю. Активная реализация данного проекта на базе нашего университета обуславливает необходимость интеграции в данную деятельность психологических принципов и педагогических подходов.

Изложение основного материала исследования. У истоков проекта развитие профессии педагога, а, следовательно, допрофильной подготовки обучающихся стоит российский педагог Константин Дмитриевич Ушинский и его идея педагогических классов. Именно онв 1859 году создал педагогический класс с двухгодичной подготовкой при Смольном институте благородных девиц [7]. В настоящее время его идеи приобрели новый аспект, который связан с развитием психологических навыков личности. Одним из оснований запуска данного проекта является потребность в профориентационной работе, которая позволила бы выявлять обучающихся с педагогической направленностью, а также повышать престиж профессии педагога среди молодежи [3].

Реализация программы психолого-педагогических классов базируется на таких методологических принципах, как принцип детерминизма, принцип системности, принцип единства сознания и деятельности, принцип научности, принцип современности и принцип гуманистической направленности обучения [2, 5,6]. Рассмотрим их далее более подробно.

Принцип детерминизма отражает необходимость учитывать взаимодействие внешних факторов и особенностей психических процессов и свойств в процессе обучения. Детерминированность психических явлений позволяет понять, почему каждый ребенок по-разному усваивает один и тот же материал. Например, скорость мыслительных процессов обуславливает то, насколько быстро ребенок воспринимает информацию, поэтому кто-то готов сразу ответить на вопрос, а кому-то необходимо время для того, чтобы понять и поразмышлять.

Наличие структуры и программы утверждено в принципе системности образовательного процесса. Так, годовая программа психолого-педагогической подготовки подразумевает логический цикл уроков, опирающихся на учебно-методический план, требования к реализации учебного плана и особенности каждого класса [1,4].

Безусловно, реализуется и принцип научности - мы тщательно отбираем информацию, ссылаемся на проверенные источники и используем валидные методики в работе. Нашу теоретическую базу составляют опубликованные монографии, научные статьи, диссертации, психологические исследования.

Чередование теоретических и практических блоков способствуют пониманию и усвоению новых навыков и умений, это и есть принцип единства сознания и деятельности. Например, тренинг, направленный на развитие коммуникативных навыков подразумевает обязательное наличие упражнений для того, чтобы применить полученные знания на практике. А формируя навыки активного слушания невозможно ограничиться лишь определением и приемами такого вида взаимодействия.

Цифровизация современного общества обостряет необходимость учитывать принцип современности. Образовательный процесс теперь обязательно сопровождается цифровыми технологиями, что делает его в разы продуктивнее и интереснее. Поэтому уроки всегда сопровождаются презентацией, а также мы достаточно часто оформляем ссылку на необходимый материал для занятия или на мобильное приложение в виде ОЯ-кода.

Принцип гуманистической направленности обучения отражает воспитательную сторону обучения школьников. Мы стараемся предоставить каждому участнику занятий возможность познать себя и реализовать свой потенциал, а также учим работать в группе и уважать чужие интересы и чувства. Так, каждый тренинг начинается с обсуждения правил групповой работы. Мы стараемся призвать каждого ребенка активно учувствовать в происходящем, и внимательно относиться к тому, что делают и говорят другие участники тренинга.

Осуществление психолого-педагогического процесса требует следование методологическим подходам педагогики [7]. Общенаучный уровень исследования педагогического процесса составляют системный подход, который обуславливает целостность педагогического процесса и синергетический подход. Целостность педагогического процесса подразумевает единство всех составляющих его компонентов. Так, во время занятия, мы применяем следующие средства обучения: технические, средства наглядности, а также вербальные средства. Мы используем различные методы: методы иллюстраций, демонстраций, наблюдения с последующей дискуссией, различные упражнения. Единство достигается в том числе как деловым взаимодействием педагогов и учеников, так и неформальным. Например, при сопровождении школ, между наставниками и учениками мы выстраиваем дружелюбный, доверительный контакт. Данное взаимодействие можно увидеть в ходе экскурсий по университету, или при сопровождении в столовую, на переменах, после занятия, после шеринга. Помимо освоения материала на самом занятии мы предлагаем раздаточный материал, с различными техниками, например, по планированию, с ссылками на соответствующие интернет ресурсы, позволяющий осваивать содержание образования без непосредственного участия педагога.

Педагогический процесс - открытый и динамичный, участники которого обладают собственными возможностями для саморазвития [7]. Так, в рамках синергетического подхода организация такого процесса требует гибкости и адаптации под соответствующий коллектив. Самоорганизация данного процесса всегда связана с переходом из неустойчивости к устойчивой системе. Часто бывает такое, что коллектив только собранный, участники между собой незнакомы, например, из разных школ, и тут важным требованием от наставников выступает создание благоприятных условий для самоорганизации, в целях продуктивного взаимодействия.

На конкретно-научном уровне нами так же используются следующие подходы [7]:

Личностно-ориентированный. Одной из задач каждого занятия является развитие личностных особенностей каждого участника. Считаем важным акцентировать внимание на уникальности и неповторимости внутреннего мира обучающегося, обратить его к себе, таким образом напомнить о значимости самореализации и саморазвития.

Тесно с данным подходом связан аксиологический, где человек воспринимается как высшая ценность. Таким образом, реализуется гуманистическая цель образования.

Безусловно, обучение невозможно без предметно-практических и умственных действий, обуславливающих деятельность обучающихся. Таким образом, деятельностный подход реализуется через весь учебный план занятий, сама структура занятия направлена на комплексное развитие различных умений и навыков обучающихся через деятельность.

Использование культурологического подхода можно проследить через интерактивное взаимодействие с обучающимися, в ходе которого происходит обмен социокультурным опытом. Так, в качестве примеров для объяснения какой-либо темы мы упоминаем культуральные и исторические ценности, закрепляя тем самым их важность и значимость. Данный фактор так же позволяет изучать условия непрерывно изменяющегося социума, требующего активной в нем адаптации.

Комптенетностный подход заключается в освоении обучающимися психологическими навыками, например, применяемыми коммуникативными техниками. В построении занятия мы учитываем практикоориентированность упражнений и возможность их применения в реальной жизни без присмотра педагога.

Применение средового подхода обусловлено организационными условиями, предоставляемыми университетом. Данный проект реализуется на базе технопарка, в том числе проводятся экскурсии с возможностью попробовать новые технологии образования на себе. Сюда можно отнести стол Пирогова, ЗБ технологии и УЯ-очки. В том числе важное внимание стоит уделить новому

интерактивному оборудованию и организации пространства, так как это позволяет создать комфортную располагающую обстановку для проведения уроков.

Для получения эффективного результата наши занятия подразумевают использование ситуативного подхода. Личностное взаимодействие наставников или педагогов с обучающимися позволяет создать определённую ситуацию, погрузить в иной контекст событий, с последующим решением ситуативной проблемы, благодаря продуктивной и рефлексивной деятельности.

Именно совокупность подходов разных уровней позволяет обеспечить целостность, объективность и продуктивность научного познания.

Выводы. В ходе теоретического исследования нами была рассмотрена актуальность создания концепции психолого-пелагических классов. Проведен анализ психологических принципов и педагогических подходов в рамках модифицированного образовательного проекта психолого-педагогических классов.

Таким образом, высокоэффективность и успешность реализации данного проекта требует интеграции методологических основ психологической и педагогической науки.

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты сопровождения и обучения психолого-педагогических классов на базе Новосибирского государственного педагогического университета. Аргументируется актуальность создания данного проекта в современных условиях. Обосновывается необходимость интегрирования психологических принципов и педагогических подходов для организации деятельности психолого-педагогических классов. Их объединение обеспечивает целостность педагогического процесса. Представлены примеры использования данных подходов и принципов в процессе обучения. На основе анализа письма Минпросвещения России от 30.03.2021 N ВБ-511/08 «О направлении методических рекомендаций» выяснены теоретико-методологические аспекты эффективности психолого-педагогического процесса. В результате рассмотрения методологических основ психологии и педагогики сделан вывод о многогранности и сложности реализации педагогического процесса в рамках данного проекта.

Ключевые слова: концепция психолого-педагогических классов, психологические принципы, педагогические подходы, психолого-педагогический процесс, уроки по психологии.

Annotation. The article deals with the theoretical and practical aspects of mentoring, support and training of psychological and pedagogical classes on the basis of the Novosibirsk State Pedagogical University. The relevance of creating this project in modern conditions is argued. The necessity of integrating psychological principles and pedagogical approaches for organizing the activities of psychological and pedagogical classes is substantiated. The combination of which ensures the integrity of the pedagogical process. Examples of the use of these approaches and principles in the learning process are presented. Based on the analysis of the letter of the Ministry of Education of Russia dated March 30, 2021 N VB-511/08 "On the direction of methodological recommendations", the organizational conditions for the effectiveness of the psychological and pedagogical process were clarified. As a result of consideration of the methodological foundations of psychology and pedagogy, a conclusion was made about the versatility and complexity of the implementation of the pedagogical process within the framework of this project.

Key words: the concept of psychological and pedagogical classes, psychological principles, pedagogical approaches, psychological and pedagogical process, lessons in psychology.

Литература:

1. Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: сайт. - 2015. - URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-30032021-n-vb-51108-o-napravlenii/ (дата обращения 10.04.2023).

2. Македонская, В.В. Общенаучные принципы познания как Методологические основы психологии / В.В. Македонская, В.В. Никандров // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2008. - №1. - С. 176-186

3. Министерство просвещения Российской Федерации: сайт. - 2018. - URL: https://edu.gov.ru/god_pedagoga_i_nastavnika (дата обращения: 10.04.2023).

4. Министерство просвещения Российской Федерации: сайт. - 2018. - URL: https://edu.gov.ru/press/6497/v-novosibirske-poyavilis-bilbordy-s-informaciey-o-psihologo-pedagogicheskih-klassah (датаобращения: 10.04.2023).

5. Осадчук, О.Л. Современные методологические подходы к исследованию педагогических процессов / О.Л. Осадчук, Е.Г. Галянская // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 3-3. - С. 463-467

6. Тюрина H.H. Психолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников / H.H. Тюрина, О.В. Баркунова // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. -№ 3-1. - С. 135-138

7. Фетисов, A.C. Психолого-педагогические классы как элемент системы непрерывного профессионально-педагогического образования / A.C. Фетисов // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2022. - №. 12. - С. 89-95

УДК 372.874

ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ РАБОТЫ НАД ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ К ВОЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

студентка Втехина Анастасия Сергеевна Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры искусств Бакиева Ольга Афанасьевна Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В современных условиях, на фоне различных кризисов общества, когда обостряются международные отношения во всем мире, наиболее актуальной становится проблема патриотического воспитания в России. Патриотизм в современном российском обществе становится национальной идей и находит отражение в государственных документах.

Так, например, в Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в описании «Современного национального воспитательного идеала» указывается на патриотические качества такие как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную [1].

Известно, что безопасность страны во многом зависит от уровня воспитанности граждан, от патриотического воспитания в целом.

Значит, существует необходимость в патриотическом воспитании подрастающего поколения, потому что долгое время во всех источниках пропагандировалась и насаждалась любовь к инородной культуре, к западным ценностям.

Изложение основного материала исследования. Вопросы патриотического воспитания личности были освещены такими учеными как: Сухомлинский В.А., Ушинский К.Д., Беспалова Т.В., Котруца Л.Н. и другими.

Сухомлинский В.А., отмечал актуальность патриотического воспитания во все времена. Указывал на участие в этом процессе таких направлений воспитание как народная культура, литература, история, изобразительное искусство, музыка и т.п. [2].

Ушинский К.Д. отмечал, что «любовь к Родине - это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним» [3].

Так, по мнению Л.Н. Котруца, понятие «патриотизм» связано с отношением к Родине и деятельность, направленная на благо Родины [4].

По мнению Т.В. Беспаловой, различные формы патриотизма у обучающихся могут проходить этапы от знания народных традиций к уважению законов общества, государства [5].

Таким образом, исследователи отмечают, что патриотическое воспитание - процесс, направленный на формирование у обучающегося любви к своей Родине, к родной природе, родному слову, своей семье, культуре и истории: от знания народных традиций к уважению законов общества, государства.

Интерес и любовь к родному слову может формироваться в процессе изучения отечественной литературы, в которой может быть отражена и природа, культура и история.

Героическое историческое прошлое страны находит свое отражение в произведениях военной литературы таких поэтов и писателей как: А. Твардовский, М. Исаков, К. Симонова, С. Щипачева, А. Суркова, С. Маршака, О. Берггольц и многие другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.