Научная статья на тему 'Психологические предикторы результативности приемного родительства'

Психологические предикторы результативности приемного родительства Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРИЕМНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО / ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРИЕМНОМУ РО-ДИТЕЛЬСТВУ / ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / PSYCHOLOGICAL PREDICTORS / PSYCHOLOGICAL READINESS / ADOPTIVE PARENTHOOD / DIAGNOSTICS OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR ADOPTIVE PARENTHOOD / LIFE STRATEGIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Поставнев Владимир Михайлович

Статья посвящена изучению психологических предикторов результативности приемного родительства. Названы главные факторы, отражающие психологическую готовность к выполнению роли будущих приемных родителей, показаны прогностические возможности фактора «Жизненные стратегии»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Predictors of Adoptive Parenthood Effectiveness

The paper observes psychological predictors of adoptive parenthood effectiveness. It defnes the major factors revealing psychological readiness for adoptive parenthood and demonstrates prognostic abilities of the «Life Strategies» factor

Текст научной работы на тему «Психологические предикторы результативности приемного родительства»

Психология

Л

)

В.М. Поставнев

Психологические предикторы результативности приемного родительства

Статья посвящена изучению психологических предикторов результативности приемного родительства. Названы главные факторы, отражающие психологическую готовность к выполнению роли будущих приемных родителей, показаны прогностические возможности фактора «Жизненные стратегии».

Ключевые слова: психологические предикторы; психологическая готовность; приемное родительство; диагностика психологической готовности к приемному родительству; жизненные стратегии.

В исследованиях, посвященных проблеме адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям приемной семьи отмечается, что радикальные изменения в жизни ребенка и принимающей его семьи представляют собой серьезный фактор риска для всей семейной системы [5, 9, 11]. Общепризнанной является оценка ключевой роли феномена психологической готовности в условиях принятия жизненно важных решений. Так, Б.Д. Парыгин отмечает, что в ситуации замкнутого круга, когда объективные и социально-психологические факторы лишь взаимно порождают друг друга, способность к его разрыву может быть реализована лишь самим человеком. Эта способность находится в прямой зависимости от уровня психологической готовности человека [7]. В этой связи проблема подбора и разработки критериев, методов и процедур оценки психологической готовности кандидатов в приемные родители приобретает особую актуальность [8, 9].

Специфика оценки психологической готовности кандидатов в приемные родители

Проблема оценки психологической готовности кандидатов в приемные родители представляется нам не менее сложной, нежели оценка пригодности кандидатов к профессиональной деятельности.

При оценке психологической готовности важно учитывать, что кандидатам в приемные родители предстоит выполнять функции по воспитанию приемного ребенка в ситуации так называемой «ролевой помехи» [14]. Задача осложняется еще и тем, что кандидатам предстоит взаимодействовать с новым членом семьи — приемным ребенком, носителем уникального, порой трагического опыта воспитания в кровной семье.

Готовность к приемному родительству понимается нами как психологическое образование, в основе которого лежит открытие человеком в иерархии собственных жизненных ценностей приоритета родительства, характеризующегося осознанием специфики задач приемного родительства, устойчивостью предпочтений, способностью наращивать и эффективно использовать личностные, социальные, педагогические и материальные ресурсы в интересах развития ребенка.

Теория и практика оценки психологической готовности кандидатов в приемные родители

В теоретическом и, что не менее важно, в практическом плане проблема оценки психологической готовности кандидатов в приемные родители в России поставлена не так давно. Вместе с тем сегодня уже существует практика психологического обследования кандидатов на предмет их готовности исполнять роль усыновителей, приемных родителей, опекунов [12]. При этом для решения практических задач по оценке кандидатов стать приемными родителями часто предлагается методический инструментарий, специально для этого не предназначенный. Так, например, в отчете ГОУ ВПО Академии социального управления по итогам выполнения государственного контракта от 28.04.2008 г. № 98 даются рекомендации по организации обследования кандидатов в замещающие родители [6]. Авторы рекомендуют использовать тест MMPI, генограмму семьи и интервью по генограмме, тест Геринга — Системный семейный тест (FAST), методику «Семейные роли». В качестве дополнительных методов — методику «Семейный контракт», опросник Р. Кетелла (версия С), методику «Оценки психических состояний» (по Г. Айзенку), методики В.В. Бойко «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» и «Определение уровня эмпатических способностей», цветовой тест М. Люшера. Завершается процедура психологического обследования проведением методики И.М. Марковской «Изучение взаимодействия родителей с детьми». Решение о готовности кандидатов принимается на основании анализа соотношения параметров и критериев, свидетельствующих об отклоняющемся поведении.

В.Н. Ослон развивает мультимодальный подход к диагностической работе с замещающей семьей, ориентированный на раскрытие индивидуального своеобразия кандидатов и их семей [5]. В качестве методов диагностики замещающей семьи авторы используют методы, предполагающие преимущественно качественную оценку кандидатов и их социального окружения, а именно: метод

экспертных оценок, анкетирование (анкета «Семейные роли» в модификации

A.В. Черникова), стандартизированное интервью для родителей (модификация

B.Н. Ослон), цветовой тест отношений (ЦТО) и социометрию.

По мнению A.M. Прихожан и Н.Н. Толстых, психологическая диагностика кандидатов должна быть направлена, во-первых, на выявление и оценку факторов, повышающих уровень рисков функционирования замещающей семьи; во-вторых, на определение факторов, обеспечивающих безопасность семейной среды [9]. В основу разработанного этими авторами подхода положены две основные модели психодиагностики: «модель отсева» и «модель подбора». В рамках «модели отсева» предполагается выявление явных противопоказаний для выполнения функций замещающего родителя / замещающей семьи. «Модель подбора» направлена на то, чтобы из нескольких не имеющих противопоказаний претендентов выбрать лучших.

Сходство и различия отбора методов и диагностических процедур

Перечисленные подходы к оценке психологической готовности кандидатов в приемные родители имеют существенные различия и в критериях готовности, и в основополагающих принципах отбора методов и диагностических процедур. Сходство заключается в том, что авторы не предлагают к обсуждению результаты применения заявленных диагностических комплексов в конкретной диагностической работе. В этой связи представляется затруднительным оценить прогностические возможности диагностических комплексов в целом, а также вес отдельных параметров готовности приемных родителей.

Прогностические возможности предикторов, имеющих комплексную природу

Инструментом получения достоверных прогнозов результативности будущей деятельности и поведения человека, средством его выражения являются предикторы [4]. По мнению зарубежных исследователей, наиболее информативны обобщенные оценки, полученные так называемым гетерометодом, то есть объединением разных техник [13]. По мнению С. Роуз и соавторов, агрегированные оценки служат лучшим предиктором, чем дискретные [15].

В работах отечественных исследователей также отмечается, что информативность предиктора выше в тех случаях, если он объединяет действие, по крайней мере, двух факторов, то есть имеет комплексную природу [3, 10].

Предположение о прогностических возможностях предикторов, имеющих комплексную природу, в оценке психологической готовности к приемному родительству основывается на понимании того, что решение коренным образом изменить жизнь приемного ребенка, собственную жизнь и жизнь близких людей принимается кандидатом под влиянием комплекса факторов.

Ввиду изложенного выше считаем возможным представить результаты эмпирического изучения психологической готовности кандидатов к созданию

приемной семьи и определения психологических предикторов результативности приемного родительства.

Экспериментальное исследование

Экспериментальное изучение прогностических возможностей предикторов, имеющих комплексную природу, в оценке результативности приемного родительства осуществлялось нами на базе Центра психолого-медико-со-циального сопровождения Московской области в период с 2009 по 2011 г. В нем приняли участие 424 кандидата в приемные родители в возрасте от 21 года до 59 лет. Экспериментальное исследование состояло из трех этапов. На первом этапе проводилась диагностика психологической готовности кандидатов в приемные родители. С помощью углубленного диагностического интервью авторской модификации [8] оценивались основные характеристики психологической готовности кандидатов.

Углубленное диагностическое интервью

Вопросы интервью сгруппированы в шести разделах. Первый раздел «Формальные сведения о кандидатах» включает вопросы о составе семьи, условиях воспитания в родительской семье, социальном положении кандидатов, их образовании и профессиональной занятости, знаках отличия и заслугах. Второй раздел «Внутрисемейные связи и отношения, влияющие на размещение ребенка» затрагивает вопросы об особенностях приемной семьи как динамической системы. Третий раздел «Социокультурные ресурсы семьи» содержит вопросы о культурном развитии кандидатов, устойчивости их решения, представлениях кандидатов о ресурсах и перспективах развития семьи. Четвертый раздел «Дополнительная информация» ориентирован на сбор информации об ожиданиях кандидатов относительно ребенка, отношении к кровным родителям ребенка (возможность возникновения «ролевых помех»), состоянии здоровья, привычках и особенностях внешнего облика и речи кандидатов. Пятый раздел «Психолого-педагогическая компетентность кандидатов в вопросах семейного воспитания» включает вопросы, выявляющие наличие знаний в области психологии и педагогики воспитания детей, особенно детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; готовности создавать условия для развития приемного ребенка; способности приобретать и поддерживать устойчивые родственные и дружеские связи; опыта воспитания кровных детей. Шестой раздел «Личностные особенности кандидатов» объединяет вопросы, направленные на выяснение доминирующего мотива, побудившего принять решение; умственного развития кандидатов и их способности справляться со сложными жизненными ситуациями; склонности к асоциальному поведению, раздражительности, тенденции усматривать враждебность в действиях других людей; деструктивных установок в межличностных отношениях; базовых ценностей; эмпатических способностей; способности к рефлексии.

По итогам диагностического интервью нами выдвигались гипотезы о готовности кандидатов, которые затем проверялись при помощи экспертных оценок и комплекса стандартизированных методик: 1) определения уровня эмпатических способностей; 2) оценки уровня невротизации и психопати-зации; 3) диагностики индивидуальных ценностей Ш. Шварца; 4) опросник «Уровень субъективного контроля» копинг-стратегий для взрослых (ОКС - В, 17-60 лет) В.М. Русалова; 5) опросника (УСК) Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М. Эткинда; 6) метода определения атрибутивных стилей Л.М. Рудиной.

Экспертным оценкам подлежали результаты, полученные посредством стандартизированных методов. Для экспертных оценок использовалось два метода.

1. Метод экспертных оценок психологической готовности к приемному родительству, который осуществлялся экспертной группой из трех психоло-гов-экспертов, имеющих соответствующую квалификацию;

2. Метод экспертных оценок результативности приемного родительства в авторской модификации. Оценка результативности воспитания детей в приемной семье осуществлялась сотрудниками органов опеки и попечительства на основе предложенных нами показателей. В качестве показателя результативности приемного родительства использовались следующие характеристики:

• время пребывания ребенка в приемной семье от 1 до 2 лет (приемные родители не обсуждают вопрос о возврате ребенка);

• положительная динамика развития ребенка (овладение ребенком навыками поведения в семье и ближайшем социальном окружении; его эмоциональное и познавательное развитие);

• способность приемных родителей преодолевать проблемы ребенка, связанные с освоением им способов действий и системы отношений в приемной семье (наличие развивающего эффекта новой социальной и предметной среды; взаимодействие с органами опеки и попечительства, специалистами службы психологического сопровождения);

• признаки идентификации ребенка с семьей и стремление принадлежать семье.

Показатели психологической готовности по каждому из анализируемых параметров приведены к десятибалльной шкале. Было выделено три уровня готовности, отражающих готовность кандидатов осуществлять функции приемного родителя: 1-3 балла — «не готов»; 4-7 баллов — «условно готов» (низкий уровень психолого-педагогической компетентности); 8-10 баллов — «готов без ограничений».

По результатам оценки психологической готовности кандидатов в приемные родители нами делались заключения, в которых обосновывались и формулировались выводы-рекомендации органам опеки для принятия решения о передаче детей в конкретную приемную семью.

Все обследованные распределились на три группы. К первой группе были отнесены кандидаты, психологически готовые к выполнению роли прием-

ных родителей, и получившие положительное заключение без ограничений (225 человек).

Во вторую группу вошли кандидаты, условно готовые к роли приемных родителей, и те, которые получили заключение условно, с ограничениями (всего 167 человек). Основанием для отнесения кандидатов в эту группу в большинстве случаев служили: недостаточная психолого-педагогическая компетентность, недостаточная осознанность мотивов принятия ребенка в семью, намерение минимизировать контакты ребенка с кровными родителями, настороженность в межличностных взаимодействиях. Всем им рекомендовалось пройти специальную подготовку и повысить психолого-педагогическую компетентность. Выводы-рекомендации об уровне готовности кандидатов, вошедших в данную группу, получили подтверждение при сопоставлении с результатами оценки результативности выполнения ими родительских функций.

К третьей группе отнесены кандидаты, не готовые к приемному родительству (отрицательное заключение получили 32 человека). Основанием для отнесения кандидатов в эту группу явился спектр характеристик: высокие показатели по шкале психопатизации (настойчивость и напористость в межличностных взаимодействиях, холодное отношение к людям, склонность к созданию конфликтных ситуаций); очень низкий уровень эмпатии; свертывание социальных связей и отчужденность от кровной семьи; деструктивные мотивы, в целом низкий уровень осознанности мотивов принятия ребенка в семью; реакция ухода от решения жизненных проблем (пассивные копинг-стратегии); пессимистические атрибутивные стили; низкие показатели по шкале общей интернальности; глубокий личностный кризис; недостаточная психолого-педагогическая компетентность при отсутствии опыта воспитания кровных детей.

На втором этапе исследования проводился сбор информации о результативности приемных семей.

Каждый из показателей результативности родительских функций оценивался по десятибалльной шкале. Было выделено три уровня: низкий уровень (1-3 балла), средний уровень (4-7 баллов), высокий уровень (8-10 баллов).

На основании экспертных заключений о результативности приемного родительства делался вывод об успешности / неуспешности выполнения испытуемыми функций приемных родителей.

На третьем этапе исследования был проведен сравнительный анализ результатов диагностики готовности кандидатов в приемные родители и экспертной оценки результативности приемного родительства. Оценивалось совпадение выводов-рекомендаций, подготовленных нами по итогам диагностики готовности кандидатов в приемные родители, и результативности осуществления ими родительских функций в приемной семье (табл. 1).

В группу высокой результативности выполнения родительских функций вошли приемные семьи, успешно осуществляющие родительские функции в течение 1,5-2 лет. Экспертами установлены существенные положительные

изменения в познавательном развитии приемного ребенка, развитии его речи, овладении навыками самообслуживания. Проблемы, связанные с освоением ребенком способов действий и системы отношений в приемной семье, успешно преодолеваются приемными родителями. Приемная семья использует собственные ресурсы и ресурсы службы психологического сопровождения. Семья устанавливает контакты с другими приемными семьями, проявляет социальную активность, ориентированную на развитие ребенка. В поведении ребенка проявляются признаки привязанности к приемным родителям. Ребенок идентифицирует себя с приемной семьей.

В группу средней результативности выполнения родительских функций вошли приемные семьи, также осуществлявшие родительские функции в течении 1,5-2 лет. Экспертами установлены положительные изменения в развитии приемного ребенка. Приемные родители часто успешно преодолевают проблемы, связанные с освоением ребенком способов действий и системы отношений в приемной семье. Вместе с тем в семье возникают затруднения с приемным ребенком у других членов семьи. Приемная семья чаще использует собственные ресурсы, в крайних случаях — ресурсы службы психологического сопровождения приемной семьи (характерна минимизация контактов со специалистами опеки, боязнь, что «отберут ребенка»). Семья эпизодически устанавливает контакты с другими приемными семьями и проявляет социальную активность, ориентированную на развитие ребенка. В поведении ребенка проявляются признаки привязанности к приемным родителям. Ребенок не идентифицирует себя с приемной семьей.

Таблица 1

Сравнение результатов диагностики готовности кандидатов в приемные родители и результативности приемного родительства, п = 424

Показатели готовности кандидатов Распределение по результатам диагностики Показатели результативности приемного родительства Распределение по результатам экспертных оценок

чел. % чел. %

Готовы (без ограничений) 225 53,1 Высокий 216 96,0

Средний 8 3,6

Отказались от создания приемной семьи 1 0,4

Условно готовы (с ограничением) 167 39,4 Высокий 4 2,4

Средний 161 96,4

Отказались от создания приемной семьи 2 1,2

Не готовы (отказано) 32 7,5 Отказано в создании приемной семьи 32 7,5

Из таблицы 1 видно, что из 225 кандидатов, получивших заключение о психологической готовности к приемному родительству без ограничений, экспертами отнесено к группе высокой результативности выполнения родительских функций 96,0 %, к группе средней результативности — 3,6 %.

Из 167 кандидатов, получивших заключение о психологической готовности к приемному родительству условно (с ограничениями) и прошедших специальное обучение, экспертами отнесено к группе высокой результативности выполнения родительских функций 2,4 %, к группе средней результативности — 96,4 %.

В связи с изменившимися жизненными обстоятельствами от создания приемной семьи отказались три кандидата.

Кандидатам, получившим отрицательное заключение (32 человека), отказано в создании приемной семьи.

Таким образом, из 424 обследуемых кандидатов высокий уровень результативности имеют 220 человек, средний уровень результативности — 169 человек. Отказались от создания приемной семьи в связи с изменением жизненных обстоятельств — 3 человека.

Сравнение результатов диагностики психологической готовности кандидатов в приемные родители и экспертных оценок результативности выполнения ими родительских функций позволяет сделать вывод о достаточно надежном прогнозе результативности ф < 0,05) по итогам диагностики готовности кандидатов.

Однако, несмотря на совпадение прогноза и результативности приемного родительства в целом, следует отметить, что точность прогноза в значительной мере зависит от субъективных факторов. Кроме того, сама процедура оценки готовности кандидатов в приемные родители занимает продолжительный отрезок времени и не может осуществляться в течение одной встречи. В этой связи остается актуальной проблема определения психологических предикторов результативности приемного родительства посредством методов и методических приемов, отвечающих требованиям объективности и технологичности.

Статистический анализ результатов исследования

Для определения наиболее значимых характеристик психологической готовности к приемному родительству нами был проведен статистический анализ результатов исследования.

Обработка результатов. Анализ данных, полученных на первом этапе исследования, при помощи метода главных компонентов был выполнен. В матрицу было включено 27 параметров, характеризующих психологическую готовность кандидатов в приемные родители. Была проведена ротация полученных данных методом УАЫМАХ-вращения, а затем множественный регрессионный анализ полученных главных компонент, которые использовались в качестве независимых переменных, а результативность приемного родительства—в качестве зависимой.

Анализ результатов. Обработав методом главных компонент данные диагностики психологической готовности кандидатов в приемные родители, мы получили пять факторных структур, отражающих психологическую готовность испытуемых к выполнению роли приемных родителей. С помощью

множественного регрессионного анализа были выделены факторы, значимо влияющие (р < 0,05) на результативность приемного родительства. Проверка уровня значимости осуществлялась по — Г Фишера. Результаты множественного регрессионного анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты регрессионного анализа психологической готовности к приемному родительству и результативности осуществления родительских функций, п = 424

Независимые переменные факторы Коэффициент регрессии Уровень значимости

1. Жизненные стратегии. 2. Психолого-педагогическая компетентность 1,61 < 0,01

кандидатов в вопросах семейного воспитания. 1,45 < 0,01

3. Личностные особенности кандидатов. 1,31 < 0,05

4. Значимые отношения. 1,26 < 0,05

5. Семейная система. 1,17 -

Содержание факторов, связанных с результативностью приемного родительства

На результативность приемного родительства воздействуют четыре фактора. Рассмотрим их содержание.

В первый фактор входят показатели, характеризующие общую линию поведения кандидатов: выраженность способности к изменению образа и уклада жизни в соответствии с потребностями ребенка (0,701)*; планы на будущее (личные, семейные) (0,659); способность к планированию и построению долгосрочных прогнозов (0,675); способность справляться со сложными жизненными ситуациями, применять активные защитные стратегии (0,723); оптимистический атрибутивный стиль (0,563); высокие показатели интернальности (0,643); ориентированность на альтруистические ценности (0,741).

Этот фактор мы определяем как «Жизненные стратегии». Коэффициент регрессии составил 1,61; уровень значимости < 0,01.

Ко второму фактору относятся показатели, характеризующие кандидатов со стороны их образования и профессиональной занятости (0,586); опыта воспитания кровных детей (0,674); знаний основ психологии и педагогики воспитания детей (средства и методы воспитания) (0,596); знаний особенностей развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (0,753); способности создать условия для развития ребенка: предметная и природная среда, социальнонормативное пространство, образно-знаковая система (0,521).

Этот фактор мы интерпретируем как «Психолого-педагогическая компетентность кандидатов в вопросах семейного воспитания». Коэффициент регрессии составил 1,45; уровень значимости < 0,01.

* В скобках указаны коэффициенты корреляции каждого показателя с их результативным признаком.

В третий фактор сгруппированы показатели, характеризующие личность кандидатов: культурное развитие кандидатов, их увлечения и интересы (0,635); деструктивные установки в межличностных отношениях (0,704); склонность к асоциальному поведению, агрессии (0,678); раздражительность, тенденция усматривать враждебность в чужих действиях (предвзятость), общая осведомленность, развитие речи (0,543); уровень психопатизации (0,654); уровень невротизации (0,589); эмпатия (0,632), ориентированность на альтруистические ценности (0,521).

Этот фактор мы интерпретируем как «Личностные особенности кандидатов». Коэффициент регрессии составил 1,31; уровень значимости < 0,05.

В четвертый фактор вошли показатели, характеризующие стиль семейных отношений (0,515); идеализацию и фиксированность образа приемного ребенка, особые требования к ребенку (0,587); эмоциональные привязанности кандидатов, их родственные и дружеские связи (0,636); доминирующий мотив принятия детей на воспитание, содержание и осознанность (0,731); социальную активность членов семьи (0,592).

Этот фактор мы интерпретируем как «Значимые отношения». Коэффициент регрессии составил 1,26, уровень значимости < 0,05.

Фактор «Жизненные стратегии»

Анализ результатов показал, что из факторов, значимо связанных с результативностью приемного родительства, наибольший вклад имеет фактор «Жизненные стратегии». Психологические основания и ресурсы кандидатов, стремящихся коренным образом изменить жизнь приемного ребенка, собственную жизнь и жизнь близких людей, по существу и есть конкретные проявления их жизненной стратегии, поскольку они отражают приоритеты будущих приемных родителей в выборе способа осуществления своих базовых ценностей в конкретных жизненных обстоятельствах.

Выводы

1. Одним из возможных решений диагностической задачи по прогнозированию результативности приемного родительства, на наш взгляд, является использование комплекса количественных и качественных методов, а также ориентированность исследователя в своей деятельности на выявление психологических характеристик, которые в своем содержании и структуре отражают уникальность личности, историю и перспективы ее развития в изменяющихся условиях жизни. Именно такие характеристики позволят с высокой долей вероятности прогнозировать успешность приемного родительства.

2. Наибольшими прогностическими возможностями в оценке результативности приемного родительства обладает фактор, интерпретируемый нами как «Жизненные стратегии», который имеет комплексную природу и отражает способность личности в различных жизненных обстоятельствах отстаи-

вать свою уникальность, согласуясь с требованиями обстоятельств жизни и собственными ценностными ориентациями.

Указанным критериям, на наш взгляд, отвечает интегральная характеристика личности, которую К.А. Абульханова-Славская определяет как жизненную стратегию: это «принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию» [1: с. 245]. Жизненную стратегию человек осуществляет в качестве субъекта жизни путем поиска, обоснования и реализации своей человеческой сущности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Представляется перспективной на основе конструкта «Жизненные стратегии личности» разработка специального методического инструментария диагностики психологической готовности кандидатов к приемному родительству.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991. - 299 с.

2. Бажин Е.Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) / Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд. - М.: Смысл, 1993. - 16 с.

3. Лебедев А.Н. Психобиологические предикторы поведения человека / А.Н. Лебедев // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педа-гогической антропологии»: сб. науч. ст. / Отв. ред.: И.В. Егоров, Л.Б. Филонов. - М.: Эко-Информ, 2010. - С. 17-37.

4. Марютина Т.М. О природе психологических предикторов / Т.М. Марютина,

О.Ю. Ермолаев, В.И. Трубников // Психологическая наука и образование. - 1998. -№ 1. - С. 27-35.

5. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья / В.Н. Ослон. - М.: Генезис, 2006. - 368 с.

6. Отчет ГОУ ВПО Академии социального управления по итогам выполнения государственного контракта от 28.04.2008 г. № 98. - М., 2008. - 138 с.

7. Парыгин Б.Д. Психологическая готовность к территориальному самоуправлению: проблемы и перспективы / Б.Д. Парыгин. - СПб., 1991. - 190 с.

8. Поставнев В.М. Антропологический подход к психологическому обследованию кандидатов в усыновители, приемные родители, опекуны / В.М. Поставнев, И.В. Постав-нева // Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагоги-ческой антропологии»: сб. научн. ст. - М.: Экон-Информ, 2010. - С. 77-82.

9. Прихожан A.M. Психологическая диагностика готовности к созданию замещающей семьи / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Психологическая диагностика. -2009. - № 3. - С. 79-103.

10. Равич-Щербо И.В. Психологические предикторы индивидуального развития / И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, В.И. Трубников, Е.С. Белова, Э.Ф. Кириа-киди // Вопросы психологии. - 1996. - № 2. - С. 42.

11. Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений / А.С. Спиваковская // Лишенные родительского попечительства: хрестоматия. - М.: Просвещение, 1991. - С. 127-132.

12. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учеб.-метод. пособие / Под ред. Г.И. Климантовой. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 192 с.

13. Brody N. Personality in search of individuality / N. Brody. - N.Y.: Acad. Press, 1988. - 270 р.

14. KirkH.D. Shared fate: a theory and method of adoptive relationships / H.D. Kirk. -Rev. ed. - Port Angeles : Ben-Simon Publ., 1984. - 203 p.

15. Rose S.A. Individual differences in infants’ information processing: Reliability, stability and prediction / S.A. Rose, J.F. Feldman, J.F. Wallace // Child. Devel. - 1988. -V. 59. - P. 1177-1197.

Literatura

1. Abul’xanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni / K.A. Abul’xanova-Slavskaya. -M.: My’sl’, 1991. - 299 s.

2. Bazhin E.F. Oprosnik urovnya sub”ektivnogo kontrolya (USK) / E.F. Bazhin, E.A. Goly’nkina, A.M. E’tkind. - M.: Smysl, 1993. - 16 s.

3. Lebedev A.N. Psixobiologicheskie prediktory’ povedeniya cheloveka / A.N. Lebedev // Ezhegodnik nauchno-metodologicheskogo seminara «Problemy’ psixologo-peda-gogicheskoj antropologii»: sb. nauch. st. / Otv. red.: I.V. Egorov, L.B. Filonov. - M.: E’ko-Inform, 2010. - S. 17-37.

4. Maryutina T.M. O prirode psixologicheskix prediktorov / T.M. Maryutina,

0.Yu. Ermolaev, V.I. Trubnikov // Psixologicheskaya nauka i obrazovanie. - 1998. - № 1. -S.27-35.

5. Oslon V.N. Zhizneustrojstvo detej-sirot: professional’naya zameshhayushhaya sem’ya / V.N. Oslon. - M.: Genezis, 2006. - 368 s.

6. Otchet GOU VPO Akademii social’nogo upravleniya po itogam vy’polneniya gosudarstvennogo kontrakta ot 28.04.2008 g. № 98. - M., 2008. - 138 s.

7. Pary’gin B.D. Psixologicheskaya gotovnost’ k territorial’nomu samoupravleniyu: problemy’ i perspektivy’ / B.D. Pary’gin. - SPb., 1991. - 190 s.

8. Postavnev V.M. Antropologicheskij podxod k psixologicheskomu obsledovaniyu kandidatov v usy’noviteli, priemny’e roditeli, opekuny’ / V.M. Postavnev, I.V. Postav-neva // Ezhegodnik nauchno-metodologicheskogo seminara «Problemy’ psixologo-peda-gogicheskoj antropologii»: sb. nauchn. st. - M.: E’kon-Inform, 2010. - S. 77-82.

9. Prixozhan A.M. Psixologicheskaya diagnostika gotovnosti k sozdaniyu zame-shhayushhej sem’i / A.M. Prixozhan, N.N. Tolsty’x // Psixologicheskaya diagnostika. -2009. - № 3. - S. 79-103.

10. Ravich-Shherbo I.V. Psixologicheskie prediktory’ individual’nogo razvitiya /

1.V. Ravich-Shherbo, T.M. Maryutina, V.I. Trubnikov, E.S. Belova, E’.F. Kiriakidi // Vop-rosy’ psixologii. - 1996. - № 2. - S. 42.

11. SpivakovskayaA.S. Psixologicheskaya pomoshh’ sem’yam, vzyavshim na vospita-nie detej iz gosudarstvenny’x uchrezhdenij / A.S. Spivakovskaya // Lishenny’e roditel’skogo popechitel’stva: xrestomatiya. - M.: Prosveshhenie, 1991. - S. 127-132.

12. Social’no-pedagogicheskie texnologii semejnogo ustrojstva i vospitaniya detej-sirot i detej, ostavshixsya bez popecheniya roditelej: ucheb.-metod. posobie / Pod red. G.I. Klimantovoj. - M.: Izd-vo RGSU, 2008. - 192 c.

13. Brody N. Personality in search of individuality / N. Brody. - N.Y.: Acad. Press, 1988. - 270 p.

14. KirkH.D. Shared fate: a theory and method of adoptive relationships / H.D. Kirk. -Rev. ed. - Port Angeles : Ben-Simon Publ., 1984. - 203 p.

15. Rose S.A. Individual differences in infants’ information processing: Reliability, stability and prediction / S.A. Rose, J.F. Feldman, J.F. Wallace // Child. Devel. - 1988. -V. 59. - P. 1177-1197.

V.M. Postavnev

Psychological Predictors of Adoptive Parenthood Effectiveness

The paper observes psychological predictors of adoptive parenthood effectiveness. It defines the major factors revealing psychological readiness for adoptive parenthood and demonstrates prognostic abilities of the «Life Strategies» factor.

Keywords: psychological predictors; psychological readiness; adoptive parenthood; diagnostics of psychological readiness for adoptive parenthood; life strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.