Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ АДЕКВАТНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЕТЕВОГО СОБЕСЕДНИКА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ АДЕКВАТНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЕТЕВОГО СОБЕСЕДНИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / ВИРТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / РЕЦИПИЕНТ / СЕТЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Михайлова В.В., Кожевникова О.В.

В статье рассматриваются проблемы виртуальной коммуникации и информационной безопасности личности. Представлены результаты многомерного регрессионного анализа данных, полученных в процессе исследования психологических предикторов адекватного восприятия реципиентом субъекта сетевого общения.The article deals with the problem of virtual communication and information security of the person. The results of multivariate regression analysis of data obtained during the study of psychological predictors of adequate perception of the recipient subject of networking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ АДЕКВАТНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЕТЕВОГО СОБЕСЕДНИКА»

благотворно сказывается на результатах обучения. Игры могут использоваться в начале урока или в конце для стимуляции, уменьшения напряжения после контрольной, для смены деятельности на уроке. Важно, чтобы игры доставляли радость, помогали в тренировке языковых явлений.

Одним из преимуществ игр является то, что на уроке участвуют все ученики одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность.

Проходя первую педагогическую практику в школе, я использовала игры практически на каждом уроке, чтобы поддержать интерес детей к своему предмету. Грамматический материал я объясняла, только в игровой форме. Это способствовало скорейшему усвоению материала и проверочные работы выполнялись на оценки «хорошо» и «отлично». Так, возвратные местоимения мы изучали в игровой форме с игрой «What's in the box?» Учащиеся по очереди доставали из коробочки листочки с предложениями, в которые нужно было вставить возвратное местоимение. В конце урока мы закрепляли новый материал с шариком. Я называла местоимение личное и кидала шарик ученикам, а они называли возвратное к нему.

Изучая профессии на английском языке, я так же использовала игры. Особенно ребятам понравилась игра «The secret box». В коробочке лежали листочки с профессиями, ученики по очереди выходили и изображали профессию без слов, которую они вытаскивали.

Таким образом, я могу сделать вывод, что использование игр на уроке способствует эффективному закреплению материала и помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т. д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

Использованные источники: www.festival.1september.ru http://www.moluch.ru/archive/54/7313/

Михайлова В. В. магистрант кафедра общей психологии Кожевникова О.В., к.псих.н.

доцент УдГУ

Россия, г. Ижевск ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ АДЕКВАТНОГО ВОСПРИЯТИЯ СЕТЕВОГО СОБЕСЕДНИКА

В статье рассматриваются проблемы виртуальной коммуникации и информационной безопасности личности. Представлены результаты

многомерного регрессионного анализа данных, полученных в процессе исследования психологических предикторов адекватного восприятия реципиентом субъекта сетевого общения.

Ключевые слова: межличностная перцепция, виртуальная информационная безопасность личности, реципиент, сетевое общение.

The article deals with the problem of virtual communication and information security of the person. The results of multivariate regression analysis of data obtained during the study of psychological predictors of adequate perception of the recipient subject of networking.

Keywords: interpersonal perception, virtual information security of the person, the recipient, the network communication.

На сегодняшний день сложно себе даже представить существование человечества вне или вопреки непрерывной экспансии информационных технологий, воздействующих на все сферы жизнедеятельности индивида и социума. Как и раньше, люди учатся и играют, знакомятся и расстаются, зарабатывают деньги и славу, совершая преступления или научные открытия, ведут переговоры и даже войны, но теперь им для этого бывает достаточно лишь устройства, обеспечивающего устойчивое подключение к сети интернет. Широкое распространение сетевых коммуникативных ресурсов повлекло за собой существенные изменения в процессах и результатах межличностного взаимодействия на всех его уровнях - от микро- до макро-социального - и во всех его аспектах - информационном, интерактивном и перцептивном. Последняя из структурных составляющих сетевой коммуникации - межличностная перцепция в среде виртуального общения - привлекает внимание исследователей с момента возникновения всемирной паутины и появления у пользователей возможности создания собственной виртуальной идентичности, подчас разительно отличающейся от реальной личности коммуникатора. Технологии дистанционного обмена информацией предоставляют индивиду практически безграничные возможности для конструирования самопрезентации, отвечающей его ожиданиям и намерениям или ожиданиям и намерениям его собеседника. Кто-то ограничивается ретушью своих реальных фотоснимков, чтобы выглядеть более мужественно или женственно, но есть и те, кто корректирует или полностью меняет все или почти все основные составляющие своего виртуального образа: от профессиональной принадлежности и социального статуса до пола и возраста. Еще недавно только прогнозировалось появление и рост популярности такой новой профессии как виртуальный имиджмейкер - специалист в области создания привлекательного для межличностного и / или профессионального взаимодействия сетевого профиля: сегодня эти профессионалы уже успешно реализуют свою деятельность на рынке услуг.

Потребность выглядеть лучше, чем на самом деле, или желание, в силу

ряда причин, выдавать себя за другого - не новы: люди тысячелетиями обманывали или пытались таким образом ввести друг друга в заблуждение. Но именно в эпоху информатизации и диджитализации указанные тенденции приобрели небывалый размах и распространение, а их негативные последствия касаются миллионов человек во всем мире. Интернет-мошенничество и кибер-хулиганство, кража персональных данных и другой значимой информации, онлайн-хищничество и информационное насилие -вот лишь неполный перечень рисков и угроз социальной безопасности личности в пространстве сетевого взаимодействия. Особенно уязвимыми в этой связи оказываются дети и подростки, но и взрослые пользователи часто проявляют довольно высокий уровень виктимности и некритичности, предсказуемо становясь жертвами неэтичной сетевой коммуникации.

Вопрос о взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей пользователей со спецификой их сетевой активности не раз становился объектом пристального внимания исследователей пространства интернет-коммуникации [1; 2; 3 и др.]. Целью нашей работы стало выявление психологических предикторов адекватного восприятия сетевого собеседника. В исследовании приняли участие 60 человек: из них 30 девушек-пользователей социальной сети «В Контакте» (обозначаются нами как обладатели профиля) и 30 реципиентов, оценивающих личностные особенности обладателей на основании знакомства с их профилями. Использовались такие методики как «Личностный дифференциал» автор Е.Ф. Бажин; методика диагностики эмоционального интеллекта, автор Д.В. Люсин; методика диагностики перцептивно-интерактивной компетентности, автор Н.П. Фетискин; методика диагностики рефлективности, автор А.В. Карпов.

Мы предположили, что адекватность восприятия сетевого собеседника, под которой мы понимаем высокую степень сходства приписываемых партнерам по опосредованной интернет коммуникации психологических характеристик с их реальной идентичностью (Я-реальное) и виртуальной самопрезентацией (Я-виртуальное), детерминируется индивидуально-психологическими характеристиками реципиента. Индекс адекватности восприятия сетевого собеседника подсчитывался нами на основе сопоставления оценок сетевых профилей рецепиентами с самооценками обладателей данных профилей по методике «Личностный дифференциал». Данный показатель был выбран нами в качестве зависимой переменной. В качестве независимых переменных выступали показатели по шкалам трех других психодиагностических методик, полученные на выборке реципиентов. Предикторы адекватности межличностной перцепции в сетевом общении представлены в таблице 1.

Таблица 1

Предикторы адекватности восприятия сетевого собеседника

Предиктор Нестандартизирован ные коэффициенты Стандартиз ированные коэффициен ты t Значи мость 95% доверительны й интервал

B Стандартн ая ошибка ß Нижн яя грани ца Верх няя грани ца

Константа 3,765 1,341 2,807 0,010 0,983 6,547

Управление чужими эмоциями (УЧЭ) -0,170 0,071 -0,289 -2,401 0,025 -0,316 -0,023

Управление своими эмоциями (УСЭ) -0,243 0,094 -0,266 -2,587 0,017 -0,438 -0,048

Понимание своих и чужих эмоций (ПСЧЭ) -0,141 0,074 -0,448 -1,907 0,070 -0,294 0,012

Управление своими и чужими эмоциями (УСЧЭ) 0,081 0,026 0,242 3,079 0,005 0,027 0,136

Общий уровень эмоционального интеллекта (ЭИ) 0,297 0,054 1,801 5,496 0,000 0,185 0,409

Взаимовлияние (ВЗВ) -0,172 0,072 -0,137 -2,372 0,027 -0,322 -0,022

Социальная адаптивность (СА) -0,119 0,049 -0,116 -2,435 0,023 -0,220 -0,018

Полученные результаты позволяют нам построить регрессионное уравнение:

Адекватность восприятия сетевого собеседника = -0,17 * УЧЭ -

0.243* УСЭ - 0,141* ПСЧЭ + 0,081 УСЧЭ + 0,297* ЭИ -0,172* ВЗВ -0,119* СА +3,765

Таким образом, установлено, что психологическими предикторами адекватности восприятия сетевого собеседника могут выступать эмоциональный интеллект и социальная адаптивность личности. Дальнейшее исследование будет направлено на уточнение установленных закономерностей.

Использованные источники:

1. Королева Н.Н. Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. №9.

С.168-179.

2. Рягузова Е.В. Я как другой в интернет-пространстве: от Я-репрезентации к Я-идентификации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. №2 С.151-156.

3. Фалкина С.А. Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в интернет-сети // Перспективы науки и образования. 2014. №1 (7). С.230-236.

Мухартова Н.Е. учитель истории, заместитель директора

МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгорода ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ БЕЛГОРОДЧИНЫ КАК ОСНОВА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация: В статье определяется актуальность разработки проекта «Белгородоведение», рассматриваются уровни его реализации, определяются проблемы, которые необходимо решить в ходе реализации проекта.

Annotation: The article is devoted to the relevance of the project "Belgorodia" and its development, to the problems that need to be solved during the realization.

Ключевые слова: краеведение, проект «Белгородоведение», краеведческое образование, учебно-методический комплект по краеведению.

Keywords: regional study, the project "Belgorodia", natural history education, educational-methodical materials in local history.

В условиях современной школы сегодня сохраняется тенденция к оценке краеведческого образования в первую очередь, как системы реализации не столько образовательных, сколько воспитательных задач. А в нашей области, даже в самые переломные времена, никогда не прекращалась работа по сохранению и приумножению традиций родного края. Безусловно, краеведение является основой нравственного развития личности через систему формирования в первую очередь патриотизма и гражданственности. В связи с этим справедливы и актуальны слова академика Д. С. Лихачева: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».

Наверное, ни для кого не секрет, что сегодня интерес к региональному историческому опыту, востребованность локального знания усиливает влияние краеведения на образование, воспитание и развитие молодого поколения, что ставит его в свою очередь в центр многих государственных и общественных процессов. В родном городе, регионе используется весь комплекс исторических источников, памятников, которые помогают решать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.