Научная статья на тему 'Специфика оценки личности собеседника в условиях интернет-коммуникации'

Специфика оценки личности собеседника в условиях интернет-коммуникации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
276
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компьютерно-опосредованная коммуникация / интернеткоммуникация / непосредственное личное общение / безопасное поведение в интернет-среде / социальная перцепция / Computer-Mediated Communication (CMC) / Internet- Communication / Face-to-Face Communication (F2F) / safe behavior in the Internet environment / social perception

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макаревская Ирина Георгиевна, Макаревская Юлия Эдуардовна, Базалева Любовь Александровна

В статье анализируется феномен социальной перцепции в интернет-коммуникации в контексте безопасного поведения в интернет-среде. Процент компьютерно-опосредованных контактов растет год от года. При этом, большинство авторов считают, что основной функцией сети Интернет на данный момент является уже не информационная, а коммуникативная. Все чаще психологи-исследователи задают вопрос: «А можно ли говорить, что стремительное развитие интернет-технологий качественно меняет коммуникативный процесс, да и в целом психологическую реальность личности?» Публикации отечественных и зарубежных исследователей не только подчеркивают актуальность исследования восприятия личности собеседника в ситуации интернет-опосредованного общения, но и показывают отсутствие единой точки зрения на специфику интернет-опосредованной коммуникации. В статье приводятся результаты эмпирического исследования, описывающего особенности восприятия личности собеседника в ситуации интернет опосредованного общения. Эмпирическое исследование строилось по плану дискретных временных серий для одной группы испытуемых. Исследование проходило в два основных этапа. На первом этапе реализовывался вариант оценки личности собеседника в ситуации Интернет-опосредованного общения. На втором этапе исследования испытуемые производили оценку личности собеседника после непосредственного общения, взаимодействия. Испытуемые осуществляли оценку личности своего собеседника с помощью личностного дифференциала Ч.Осгута и методики «Полярные профили». Проведенное исследование позволило выявить следующую тенденцию: испытуемые склонны к более позитивной оценке личности собеседника при интернет-опосредованном общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity assessment of conversationalist personality in the conditions of internet communication

The article analyzes the phenomenon of social perception in Internet communication in the context of safe behavior in the Internet environment. The percentage of indirect computer contacts is growing year by year. Moreover, most authors believe that the main function of the Internet at the moment is no longer informational, but communicative. Increasingly, research psychologists ask the question: “Is it possible to say that the rapid development of Internet technologies is qualitatively changing the communicative process, and the psychological reality of the individual indeed?” Publications of domestic and foreign researchers not only emphasize the relevance of the study of the conversationalist’s personality perception in a situation of indirect Internet communication, but also show the lack of a single point of view on the specifics of indirect Internet communication.The article presents the results of an empirical study describing the characteristics of the perception of the conversationalist’s personality in a situation of indirect Internet communication. An empirical study was built according to the plan of discrete time series for one group of subjects. The study took place in two main stages. At the first stage, the option of assessing the identity of the conversationalist in a situation of indirect Internet communication was implemented. At the second stage of the study, the subjects evaluated the personality of the conversationalist after direct communication, interaction. The subjects assessed the personality of their conversationalist using the personality differential of Ch. Osgut and the Polar Profiles methodology. The study revealed the following trend: subjects are tend to a more positive assessment of the conversationalist’s personality in indirect Internet communication.

Текст научной работы на тему «Специфика оценки личности собеседника в условиях интернет-коммуникации»

специфика оценки личности собеседника в условиях интернет-коммуникации

Макаревская Ирина Георгиевна

Старший преподаватель, Сочинский государственный университет (г. Сочи), e-mail: athoc@yandex.ru Макаревская Юлия Эдуардовна

Кандидат психологических наук, доцент, Сочинский государственный университет (г. Сочи), е-mail: yuliya-sochi@mail.ru Базалева Любовь Александровна

Кандидат психологических наук, Сочинский государственный университет (г. Сочи), е-mail: lbazaleva@mail.ru DOI: 10.24411/1029-3388-2019-10053

Аннотация: В статье анализируется феномен социальной перцепции в интернет-коммуникации в контексте безопасного поведения в интернет-среде.

Процент компьютерно-опосредованных контактов растет год от года. При этом, большинство авторов считают, что основной функцией сети Интернет на данный момент является уже не информационная, а коммуникативная. Все чаще психологи-исследователи задают вопрос: «А можно ли говорить, что стремительное развитие интернет-технологий качественно меняет коммуникативный процесс, да и в целом психологическую реальность личности?» Публикации отечественных и зарубежных исследователей не только подчеркивают актуальность исследования восприятия личности собеседника в ситуации интернет-опосредованного общения, но и показывают отсутствие единой точки зрения на специфику интернет-опосредованной коммуникации.

В статье приводятся результаты эмпирического исследования, описывающего особенности восприятия личности собеседника в ситуации интернет - опосредованного общения. Эмпирическое исследование строилось по плану дискретных временных серий для одной группы испытуемых. Исследование проходило в два основных этапа. На первом этапе реализовывался вариант оценки личности собеседника в ситуации Интернет-опосредованного общения. На втором этапе исследования испытуемые производили оценку личности собеседника после непосредственного общения, взаимодействия.

Испытуемые осуществляли оценку личности своего собеседника с помощью личностного дифференциала Ч.Осгута и методики «Полярные профили».

Проведенное исследование позволило выявить следующую тенденцию: испытуемые склонны к более позитивной оценке личности собеседника при интернет-опосредованном общении.

Ключевые слова: компьютерно-опосредованная коммуникация, интернет-коммуникация, непосредственное личное общение, безопасное поведение в интернет-среде, социальная перцепция.

specificity assessment of conversationalist personality in the conditions of internet communication

Makarevskaya Irina Georgievna

Senior teacher, Sochi State University (Sochi), е-mail: athoc@yandex.ru Makarevskaya Yuliya Eduardovna

Candidate of Psychology, Associate Professor, Sochi State University (Sochi), е-mail:

yuliya-sochi@mail.ru

Bazaleva Lubov Aleksandrovna

Candidate of Psychology, Sochi State University (Sochi), е-mail: lbazaleva@mail.ru

Abstracts: The article analyzes the phenomenon of social perception in Internet communication in the context of safe behavior in the Internet environment.

The percentage of indirect computer contacts is growing year by year. Moreover, most authors believe that the main function of the Internet at the moment is no longer informational, but communicative. Increasingly, research psychologists ask the question: "Is it possible to say that the rapid development of Internet technologies is qualitatively changing the communicative process, and the psychological reality 62

of the individual indeed?" Publications of domestic and foreign researchers not only emphasize the relevance of the study of the conversationalist's personality perception in a situation of indirect Internet communication, but also show the lack of a single point of view on the specifics of indirect Internet communication.The article presents the results of an empirical study describing the characteristics of the perception of the conversationalist's personality in a situation of indirect Internet communication. An empirical study was built according to the plan of discrete time series for one group of subjects. The study took place in two main stages. At the first stage, the option of assessing the identity of the conversationalist in a situation of indirect Internet communication was implemented. At the second stage of the study, the subjects evaluated the personality of the conversationalist after direct communication, interaction. The subjects assessed the personality of their conversationalist using the personality differential of Ch. Osgut and the Polar Profiles methodology.

The study revealed the following trend: subjects are tend to a more positive assessment of the conversationalist's personality in indirect Internet communication.

Keywords: Computer-Mediated Communication (CMC), Internet-Communication, Face-to-Face Communication (F2F), safe behavior in the Internet environment, social perception.

Введение

В настоящее время процесс межличностного общения, взаимодействия зачастую опосредуют различные технические средства, при этом существенно расширяя и изменяя, модифицируя спектр коммуникативных возможностей и особенностей личности. Сотовая связь, смс-общение, компьютерные игры, Интернет - все это, проникая в повседневное пространство обычного человека, коренным образом преобразует не только пространство повседневности, но и процесс межличностного взаимодействия, саму человеческую индивидуальность.

Процент компьютерно-опосредованных контактов растет год от года. При этом, большинство авторов считают, что основной функцией сети Интернет на данный момент является уже не информационная, а коммуникативная [13]. Коммуникация в Интернет-пространстве становится одним из наиболее востребованных и динамичных видов общения в современном мире, снимая пространственно-временные границы, предоставляя фактически неограниченную среду для взаимодействия.

Обзор литературы

Многочисленные психологические исследования Е.П.Белинской, С.В.Бондаренко, И.А.Васильевой, А.Е.Войскунского, А.Е.Жичкиной, В.В.Нестерова, Дж.Сулера, И.Шевченко, К.С.Янг и многих других исследователей связаны с изучением специфики общения и поведения в Интернете.

Как подчеркивал в своих работах еще С.Л.Рубинштейн, встраивание

средств коммуникации в процесс общения неизбежно изменяет его структуру, а, следовательно, и свойства взаимодействующих субъектов [21].

Одним из значимых этапов коммуникации является ориентировка в личности собеседника. При этом интернет-опосредованная коммуникация сопровождается возникновением ряда новых психологических феноменов, что остро ставит проблему научной оценки характера влияния опосредованной компьютером коммуникации на процесс общения, межличностного взаимодействия [12].

Сегодня сеть Интернет - по сути мультисредовая платформа, предоставляющая возможности для осуществления коммуникации в различных режимах (например, on-line и off-line), позволяющая осуществлять взаимодействие в различных форматах, обладающих специфическими особенностями, способными оказать значимое влияние как в целом на процесс коммуникации, так и на восприятие личности партнера по коммуникации.

Исследователи отмечают, что, несмотря на значимые специфические особенности различных форм интернет-коммуникации, фактически все из них могут быть охарактеризованы с точки зрения таких особенностей как: различная степень анонимности субъектов коммуникации; физическая непредставленность субъектов взаимодействия; интерактивный характер коммуникации; слабая регламентированность поведения субъектов коммуникации; «карнавальный» характер коммуникации, возможность создавать виртуальную личность, включать вымышленные черты в персональную идентичность; высокая эмоциональная насыщенность подобной коммуникации; отсутствие таких значимых компонентов общения как: невербальный, паралингвистический и т.д. (Жичкина (2003), Виноградова (2004) и др.)

Опосредованный характер интернет-комуникации приводит к специфическим эффектам социальной перцепции. В интернете человек фактически представлен лишь виртуально: в основном в виде продуктов своей деятельности (текстов, сообщений и т.д.), фактически отождествляясь с ними. Таким образом, судить о личности собеседника в ситуации интернет-опосредованного общения мы можем лишь косвенно, соответственно изменяются привычные детерминанты поступков, поведения, может меняться мотивация взаимодействия. Фактическое отсутствие первичной считываемой при визуальном контакте невербальной информации приводит к тому, что зачастую человек достраивает образ партнера по общению достаточно произвольно, ориентируясь на значимые для себя ценности, образы, стереотипные представления и пользуясь косвенными средствами построения образа другого (например, учитывая характер ника, аватара собеседника, соответствие его поведения сетевому этикету, знание специфического сленга и т.д.).

Также для опосредованного общения, по мнению психологов характерно явление «сверх-аттрибуции», которое препятствует адекватной всесторонней оценке партнеров по общению. Отсутствие знаков социальной иерархии ведет к тому, что донельзя скупая информация о личности партнера гипертрофируется и служит основой для формирования о нем стереотипного впечатления. При этом

в ходе сетевого взаимодействия пользователи не могут создать интегрированный образ партнера по общению. Как правило, проанализировав имеющиеся доступные данные, пользователи составляют достаточно фрагментарный, противоречивый портрет, включая в него черты личности, которые не могут присутствовать у одного человека. В то же время, собеседники в интернет-пространстве достаточно быстро сближаются, испытывая при этом достаточно интенсивные эмоции. [9].

В нашем исследовании мы, исходя из вышеизложенного, поставили перед собой задачу эмпирического исследования специфики восприятия личности партнера по коммуникации в ситуации интернет-опосредованного общения.

Материалы и методы

Эмпирическое исследование строилось по плану дискретных временных серий для одной группы испытуемых. Исследование проходило в два основных этапа. На первом этапе реализовывался вариант Интернет-опосредованного общения. Конструировалась ситуация экспериментального взаимодействия между двумя респондентами, при этом подбор собеседников осуществлялся случайным образом путем жеребьевки. Испытуемые не знали, кто является их собеседником и до этого момента друг с другом знакомы не были. После завершения интернет-опосредованного общения (средняя длительность экспериментального взаимодействия оказалось равной примерно 20-25 минут) испытуемые осуществляли оценку личности своего собеседника с помощью личностного дифференциала Ч.Осгута и методики «Полярные профили». На втором этапе исследования испытуемые производили оценку личности собеседника после непосредственного общения, взаимодействия. Полученные данные сопоставлялись с целью выявления основных эффектов, связанных с оценкой личности собеседника в ситуации интернет-опосредованной коммуникации.

В исследовании приняло участие 52 человека в возрасте от 19 до 35 лет. Обработка полученных данных осуществлялась в универсальном статистическом пакете SPSS-21,0. В качестве статистического критерия был выбран ^критерий Стьюдента для зависимых выборок.

Результаты исследования

В ходе статистической обработки были получены следующие результаты: статистически значимые различия в оценках были получены по следующим показателям методики «Полярные профили»: «замкнутость, скрытость - общительность, открытость» ^=-3,57; р=0,001); «доверчивость-подозрительность» ^=2,900; р=0,008) и «консерватизм-склонность к новому» ^=-2,087; р=0,04). При этом в ситуации интернет-опосредованного общения испытуемые оценивали своих собеседников как более общительных, доверчивых и открытых новому опыту, чем в ситуации непосредственного взаимодействия.

Анализ шкал личностного дифференциала позволил сделать следующие выводы: статистически значимые различия были получены по следующим конструктам: «обаятельный-непривлекательный» ^=-3,035; р=0,006);

«разговорчивый-молчаливый» ^=-3,793; р=0,001); «деятельный -пассивный» 0=2,957; р=0,007); «суетливый - спокойный» 0= 4,478; р=0,000); «враждебный-дружелюбный» ^=-3,859; р=0,001) и «честный - неискренний» ^=-4,507; р=0,000). При этом при интернет-опосредованном общении собеседника испытуемые описывали как более обаятельного, разговорчивого, спокойного, дружелюбного честного и пассивного, чем при непосредственном взаимодействии.

Семантическими универсалиями при оценке личности собеседника в ситуации непосредственного взаимодействия оказались следующие: «добрый» и «общительный», при интернет-опосредованном взаимодействии: «общительный», «дружелюбный», «добрый» и «обаятельный».

Проведенное пилотажное исследование позволило нам выявить следующую тенденцию: испытуемые склонны к более позитивной оценке личности собеседника при интернет-опосредованном общении. Полученные результаты мы склонны рассматривать как предварительные, необходимым, на наш взгляд является дальнейшее изучение проблемы, в частности, анализ половозрастных особенностей восприятия личности собеседника при интернет-опосредованном общении, изучение подобных закономерностей по отношению к разным формам интернет-опосредованного взаимодействия.

Полученные предварительные результаты позволяют нам предположить, что зачастую, конструируя образ партнера по сетевому общению, человек ориентируется на образы знакомых, близких людей, собственную личность, идеализированные представления о человеке. При этом идеализация партнера или приписывание ему собственных черт, черт значимых, близких людей может порождать симпатию и доверие по отношению к партнеру по сетевому взаимодействию. И подобная идеализация образа собеседника в настоящее время весьма успешно используется сетевыми мошенниками, являясь своеобразной предпосылкой для совершения киберпреступлений.

Обсуждение и заключения

В заключение следует отметить, что к привычным уже рискам современной социализации (таким как активная неприязнь к людям, жестокость, рост алкоголизма, наркомании и преступности, утрата чувства родины, равнодушие к созданию семьи, социальное сиротство, массовая примитивная культура, снижающая уровень художественных потребностей) Т.Емчура в своей работе добавляет виртуальную зависимость и небезопасное поведение в сети интернет как «молодой», активный риск современной социализации [11].

Стремительное распространение информационных технологий, рост роли информации в общественной жизни неизбежно выдвигают на первый план проблемы обеспечения безопасности личности, в информационных сферах, в том числе в сети Интернет, соответственно, перспективным и важным с практической точки зрения были и остаются исследования психологических условий формирования безопасного поведения в интернет-среде.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллаева Ф.Н. Информационно-психологическая безопасность пользователей социальных сетей // Молодежная наука: тенденции развития. 2018. № 2. С. 52-60.

2. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 3-15. URL: http://asmolovpsy.ru/sites/default/files/voprosy_psihologii.pdf (дата обращения: 26.08.2019)

3. Баденкова Г.Г., Нозикова Н.В. Основные тенденции развития психологии Интернета // В сборнике: Психология профессиональной деятельности: проблемы, содержание, ресурсы сборник научных трудов. под ред. Е.Н.Ткач. Хабаровск, 2019. С. 10-14.

4. Белинская Е.П. Социальная психология личности /Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301с.

5. Войскунский А.Е. Направления исследований опосредствованной интернетом деятельности / А.Е.Войскунский // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. -2017. -№ 1.-С. 51-66

6. Войскунский А.Е., Солодов М.Ю. Познание и коммуникация - вызовы современности // Философские науки. 2018. № 4. С. 114-132

7. Войскунский А.Е. Психология в сетевом контексте: начальный период // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. 2018. № 2. С. 268-280.

8. гордеева А.В. Психология интернет-общения личности в виртуальном пространстве // В книге: Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека. Монография. Под общей редакцией А.В. Гордеевой, А.А. Кацеро, М.И. Яновского. Ростов-на-Дону, 2017. С. 135-145.

9. Гулевич О.А. Психология коммуникации. - М., 2007.

10. Донцов Д.А. Социальная психология интернет-коммуникаций на примере группового психологического консультирования в Интернет // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-6. С. 5556.

11. Емчура Т. Современная молодежь и каналы ее социализации: социальные риски и проблемы социализации молодежи как процессы выживания человечества // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. 2006. № 3. С. 135-140.

12. Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете / А.Е. Жичкина //http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (дата обращения: 18.09.2019 г.)

13. Иванов В.Е. Интернет в формировании диалогического пространства в социокультурной среде // Мир психологии. - 2000. - № 2. - С. 52

14. Иващенко А.В., Карабущенко Н.Б., Сунгурова Н.Л. Личностно-типологические особенности студентов в сетевом поведении // Российский

психологический журнал. 2016. Т.13. №2. С.58-70. URL: https://cyberleninka. ru/article/v/lichnostno-tipologicheskie-osobennosti-studentov-v-setevom-povedenii (дата обращения: 26.08.2019)

15. Кравцов О.Г. Использование психологических познаний для анализа поведения человека в Интернете // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018.№ 2. С. 31-36.

16. Кузнецова О.В., Скрыльникова Н.И. Компаративный анализ направлений исследований в области киберпсихологии в России и за рубежом // Современная зарубежная психология. 2017. Т. 6. № 4. С. 66-76.

17. Мурзина Ю.С., Позняков В.П. Цифровое поведение и личностные особенности интернет - пользователей // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3.№3(11). С. 6-21.

18. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности [Электронный ресурс] // Журнал «Национальная безопасность» / Медиапортал о безопасности «Хранитель». - Электрон. журн. 02 октября, 2007.

19. Петренко Т.В. Изучение психологических особенностей интернет-общения студентов // В сборнике: Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Сборник научных статей и материалов международной конференции. Под общей редакцией Р.В. Ершовой. 2016. С. 334337.

20. Расников Е.Ф. Предубеждения в интернет-общении: интернет-зависимость и агрессивное поведения // В книге: Психология XXI столетия. Новые возможности. Сборник по материалам ежегодного Конгресса «Психология XXI столетия». Под ред. Козлова В.В.. 2016. С. 214-215.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2018. - 713с.

22. Самохвалова А.Г. Интернет-общение как социальная среда преодоления коммуникативных трудностей подростков-неформалов // В сборнике: Категория «социального» в современной педагогике и психологии. 2016. С. 222-228.

23. СкрипкинаТ.П. Социально-психологическиеособенности пользователей Интернета // В книге: Цифровое общество в культурно-исторической парадигме. Коллективная монография. Под редакцией Т.Д.Марцинковской, В.Р.Орестовой, О.В.Гавриченко. Москва, 2019. С. 231-240

24. Солдатова Г. У, Нестик Т. А. Социально-психологические предикторы глобальной идентификации / Психология человека как субъекта познания, общения и деятельности / Отв. ред. В. В. Знаков, А. Л. Журавлёв. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018

25. Солдатова Г.У, Рассказова Е.И., Нестик Т.А.. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2018.

26. Стаценко А.С. Особенности интернет-общения в современном мире // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ».

2015. № 12. С. 200-204

27. Тихомирова Е.В. Особенности когнитивной оценки включенности в виртуальное сообщество субъектами интернет - общения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4.№1. С. 66-69.

28. Шеина Т.Е. Теоретико-методологические подходы к изучению Интернет-пространства в зарубежной психологии // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 1-9. С. 129-131.

29. Arestova O., Babanin L., Voiskounsky A. Psychological research of computermediated communication in Russia // Behaviour and Information Technology, 1999. Vol. 18(2). P. 141-147

30. Bacalarski M.C. Vygotsky's Developmental Theories and the Adulthood of Computer-mediated Communication // Journal of Russian & East European Psychology, 2014. Vol. 34. Issue 1. P. 57-63

31. Friend C., Fox H. N. Deception Detection: The Relationship of Levels of Trust and Perspective Taking in Real-Time Online and Offline Communication Environments // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 9. P. 532-537 DOI: 10.1089/cyber.2015.0643

32. Gluer M., Lohaus A. Participation in social network sites: Associations with the quality of offline and online friendships in German preadolescents and adolescents // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2016. Vol. 10. № 2. article 2 DOI: 10.5817/CP2016-2-2

33. Goby V. P. Psychological Underpinnings of Intrafamilial Computer-Mediated Communication: A Preliminary Exploration of CMC Uptake with Parents and Siblings // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2011. Vol. 14. № 6. P. 365-370 DOI: 10.1089/cyber.2010.0289

34. Grandiose and Vulnerable Narcissists: Who Is at Higher Risk for Social Networking Addiction? / S. Casale, G. Fioravanti, // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 8. P. 510-515 DOI: 10.1089/cyber.2016.0189

35. Kiesler S., Siegel J., McGuire T.W. Social psychological aspects of computermediated communication // American Psychologist. 1984. Vol. 39. № 10. P. 1123-1134.

36. Kosinski M., Stilwell D., Graepel T. Private traits and attributes are predictable from digital records of human behavior // PNAS. 2013. Vol. 110. N 15. P. 5802-5805.

37. Martsinkovskaya T.D. The person in transitive and virtual space: new challenges of modality // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol.2. pp. 165176

38. Risks and Threats of Social Media Websites: Twitter and the Proana Movement/F.Bert, M.R.Gualano // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 4. P. 233-238 DOI:10.1089/cyber.2015.0553

39. Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Tolerance, empathy, and aggression as factors in compliance with rules of online communication by russian adolescents, young adults, and parents // Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol.2. pp. 79-93

40. Suler, John. The Online Disinhibition Effect // CyberPsychology & Behavior. - 2004. - Т. 7, № 3. - С. 321-326

41. Voiskounsky A. Y. Psychology of computerization as a step towards the development of cyberpsychology // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Vol. 6. № 4. P. 150-159. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/psychology-of-computerization-as-a-step-towards-the-development-of-cyberpsychology (дата обращения: 26.08.2019)

42. Voiskounsky A.E. Interpretations of virtual reality // Annual Review of CyberTherapy and Telemedicine. 2011. Vol.9. № 1.pp. 26-30

43. Wiederhold B.K. What Predicts Facebook Addiction? // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2017. Vol. 20. № 5. P. 277-277 DOI: 10.1089/ cyber.2017.29073.bkw

44. Williams, E. Experimental comparisons of face-to-face and mediated communication: A review. Psychological Bulletin, 1977. Vol. 84. P. 963-976.

45. Zinchenko Yu.P., Menshikova G.Ya., Bayakovsky Yu.M., Chernorizov A.M., Voiskounsky A.E. Technologies of virtual reality in the context of world-wide and russian psychology: methodology, comparison with traditional methods, achievements and perspectives // Psychology in Russia: State of the Art. 2010. Vol.3. pp. 11-45

REFERENCE

1. Abdullaeva F.N. Informacionno-psihologicheskaya bezopasnost' pol'zovatelej social'nyh setej [Information and psychological security of users of social networks]. Molodezhnaya nauka: tendencii razvitiya. 2018. № 2. Pp. 52-60.

2. Asmolov A.G., Asmolov G.A. Ot My-media k Ya-media: transformacii identichnosti v virtual'nom mire [From We-media to I-media: identity transformations in the virtual world] //Voprosy psihologii. 2009. No 3. S. 3-15. URL: http://asmolovpsy. ru/sites/default/files/voprosy_psihologii.pdf (data obrashcheniya: 26.08.2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Badenkova G.G., Nozikova N.V. Osnovnye tendencii razvitiya psihologii Interneta [The main trends in the development of psychology of the Internet]. V sbornike: Psihologiya professional'noj deyatel'nosti: problemy, soderzhanie, resursy sbornik nauchnyh trudov. pod red. E.N.Tkach. Habarovsk, 2019. Pp. 10-14.

4. Belinskaya E.P. Social'naya psihologiya lichnosti [Social psychology of personality]. E.P.Belinskaya, O.A.Tihomandrickaya. Moscow: Aspekt Press, 2001. 301 p.

5. Vojskunskij A.E. Napravleniya issledovanij oposredstvovannoj internetom deyatel'nosti/A.E. Vojskunskij [Research areas of Internet-mediated activities].

Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. 2017. no l.Pp. 51-66.

6. Vojskunskij A.E., Solodov M.Yu. Poznanie i kommunikaciya - vyzovy sovremennosti [Cognition and communication-modern challenges]. Filosofskie nauki. 2018. No 4. pp. 114-132.

7. Vojskunskij A.E. Psihologiya v setevom kontekste: nachal'nyj period [Psychology in the network context: the initial period]. Informacionnoe obshchestvo: obrazovanie, nauka, kul'tura i tekhnologii budushchego. 2018. no 2. pp. 268-280.

8. Gordeeva A.V. Psihologiya internet-obshcheniya lichnosti v virtual'nom prostranstve [Psychology of Internet communication personality in the virtual space]. V knige: Lichnostnye i situacionnye determinanty povedeniya i deyatel'nosti cheloveka. Monografiya. Pod obshchej redakciej A.V. Gordeevoj, A.A. Kacero, M.I. Yanovskogo. Rostov-na-Donu, 2017. pp. 135-145.

9. Gulevich O.A. Psihologiya kommunikacii. [Psychology of communication]. Moscow, 2007.

10. Doncov D.A. Social'naya psihologiya internet-kommunikacij na primere gruppovogo psihologicheskogo konsul'tirovaniya v Internet [Social psychology of Internet communications on the example of group psychological counseling on the Internet]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016. no 3-6. pp. 55-56.

11. Emchura T. Sovremennaya molodezh' i kanaly ee socializacii: social'nye riski i problemy socializacii molodezhi kak processy vyzhivaniya chelovechestva [Modern youth and channels of its socialization: social risks and problems of socialization of youth as processes of survival of mankind]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 18. Sociologiya i politologiya. 2006. no 3. pp. 135-140.

12. Zhichkina A.E. Social'no-psihologicheskie aspekty obshcheniya v Internete [Social and psychological aspects of communication on the Internet] URL: http:// flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (accessed: 18.09.2019g.)

13. Ivanov V.E. Internet v formirovanii dialogicheskogo prostranstva v sociokul'turnoj srede [Internet in the formation of dialogical space in the socio-cultural environment]. Mir psihologii. 2000. no 2. p. 52

14. Ivashchenko A.V., Karabushchenko N.B., Sungurova N.L. Lichnostno-tipologicheskie osobennosti studentov v setevom povedenii [Personality-typological features of students in network behavior]. Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2016. Vol.13. no 2. pp.58-70. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/lichnostno-tipologicheskie-osobennosti-studentov-v-setevom-povedenii (accessed: 26.08.2019)

15. Kravcov O.G. Ispol'zovanie psihologicheskih poznanij dlya analiza povedeniya cheloveka v Internete [Using psychological knowledge to analyze human behavior on the Internet]. Mezhdunarodnyj zhurnal psihologii i pedagogiki v sluzhebnoj deyatel'nosti. 2018. No 2. Pp. 31-36.

16. Kuznecova O.V., Skryl'nikova N.I. Komparativnyj analiz napravlenij issledovanij v oblasti kiberpsihologii v Rossii i za rubezhom [Comparative analysis of research areas in the field of cyberpsychology in Russia and abroad]. Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2017. Vol. 6. No 4. pp. 66-76.

17. Murzina Yu.S., Poznyakov V.P. Cifrovoe povedenie i lichnostnye osobennosti internet - pol'zovatelej [Digital behavior and personal characteristics of Internet users]. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naya i ekonomicheskaya psihologiya. 2018. Vol. 3. no3 (11). pp. 6-21.

18. Nikandrov N.D. Vospitanie i socializaciya v sovremennoj Rossii: riski i vozmozhnosti [Education and socialization in modern Russia: risks and opportunities] [Elektronnyj resurs]. Zhurnal «Nacional'naya bezopasnost'». Mediaportal o bezopasnosti «Hranitel'». Elektron. zhurn. 02 oktyabrya, 2007.

19. Petrenko T.V. Izuchenie psihologicheskih osobennostej internet-obshcheniya studentov [Study of psychological features of Internet communication of students].

V sbornike: Cifrovoe obshchestvo kak kul'turno-istoricheskij kontekst razvitiya cheloveka. Sbornik nauchnyh statej i materialov mezhdunarodnoj konferencii. Ed. R.V. Ershovoj. 2016. S. 334-337.

20. Rasnikov E.F. Predubezhdeniya v internet-obshchenii: internet-zavisimost' i agressivnoe povedeniya [Biases in Internet communication: Internet addiction and aggressive behavior]. V knige: Psihologiya XXI stoletiya. novye vozmozhnosti. Sbornik po materialam ezhegodnogo Kongressa. «Psihologiya XXI stoletiya». Ed. Kozlova V.V.. 2016. pp. 214-215.

21. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii [Fundamentals of General psychology]. St. Petersburg: Publ. Piter, 2018. 713 p.

22. Samohvalova A.G. Internet-obshchenie kak social'naya sreda preodoleniya kommunikativnyh trudnostej podrostkov-neformalov [Internet communication as a social environment for overcoming communicative difficulties of informal adolescents].

V sbornike: Kategoriya «social'nogo» v sovremennoj pedagogike i psihologii. 2016. Pp. 222-228.

23. Skripkina T.P. Social'no-psihologicheskie osobennosti pol'zovatelej Interneta [Social and psychological features of Internet users]. V knige: Cifrovoe obshchestvo v kul'turno-istoricheskoj paradigme. Kollektivnaya monografiya. Pod redakciej T.D.Marcinkovskoj, V.R.Orestovoj, O.V.Gavrichenko. Moskva, 2019. Pp. 231-240

24. Soldatova G. U., Nestik T. A. Social'no-psihologicheskie prediktory global'noj identifikacii [Socio-psychological predictors of global identification]. Psihologiya cheloveka kak sub»ekta poznaniya, obshcheniya i deyatel'nosti. Ed. V. V. Znakov, A. L. Zhuravlyov. Mosocw: Publ. Institut psihologii RAN, 2018

25. Soldatova G.U., Rasskazova E.I., Nestik T.A.. Cifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost' i bezopasnost'. [Russia's digital generation: competence and security]. Moscow: Publ. Smysl, 2018.

26. Stacenko A.S. Osobennosti internet-obshcheniya v sovremennom mire [Features of internet communication in the modern world]. Elektronnyj setevoj politematicheskij zhurnal «Nauchnye trudy KubGTU». 2015. no 12. Pp. 200-204

27. Tihomirova E.V. Osobennosti kognitivnoj ocenki vklyuchennosti v virtual'noe soobshchestvo sub»ektami internet- obshcheniya [Features of cognitive assessment of inclusion in the virtual community by subjects of Internet communication]. Izvestiya

Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Akmeologiya obrazovaniya. Psihologiya razvitiya. 2015. Vol. 4. No 1. Pp. 66-69.

28. Sheina T.E. Teoretiko-metodologicheskie podhody k izucheniyu Internet-prostranstva v zarubezhnoj psihologii [Theoretical and methodological approaches to the study of the Internet space in foreign psychology]. Sovremennye tendencii razvitiya nauki i tekhnologij. 2016. no 1-9. pp. 129-131.

29. Arestova O., Babanin L., Voiskounsky A. Psychological research of computermediated communication in Russia//Behaviour and Information Technology, 1999. Vol. 18(2). P. 141-147.

30. Bacalarski M.C. Vygotsky's Developmental Theories and the Adulthood of Computer-mediated Communication. Journal of Russian & East European Psychology, 2014. Vol. 34. Issue 1. P. 57-63.

31. Friend C., Fox H. N. Deception Detection: The Relationship of Levels of Trust and Perspective Taking in Real-Time Online and Offline Communication Environments. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 9. P. 532-537 DOI: 10.1089/cyber.2015.0643.

32. Gluer M., Lohaus A. Participation in social network sites: Associations with the quality of offline and online friendships in German preadolescents and adolescents. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2016. Vol. 10. № 2. article 2 DOI: 10.5817/CP2016-2-2

33. Goby V. P. Psychological Underpinnings of Intrafamilial Computer-Mediated Communication: A Preliminary Exploration of CMC Uptake with Parents and Siblings. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2011. Vol. 14. № 6. P. 365-370 DOI: 10.1089/cyber.2010.0289.

34. Grandiose and Vulnerable Narcissists: Who Is at Higher Risk for Social Networking Addiction? /S. Casale, G. Fioravanti. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 8. P. 510-515 DOI: 10.1089/cyber.2016.0189.

35. Kiesler S., Siegel J., McGuire T.W. Social psychological aspects of computermediated communication. American Psychologist. 1984. Vol. 39. № 10. P. 1123-1134.

36. Kosinski M., Stilwell D., Graepel T. Private traits and attributes are predictable from digital records of human behavior//PNAS. 2013. Vol. 110. N 15. P. 5802-5805.

37. Martsinkovskaya T.D. The person in transitive and virtual space: new challenges of modality. Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol.2. pp. 165176

38. Risks and Threats of Social Media Websites: Twitter and the Proana Movement/F.Bert, M.R.Gualano. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2016. Vol. 19. № 4. P. 233-238 DOI:10.1089/cyber.2015.0553.

39. Soldatova G.U., Rasskazova E.I. Tolerance, empathy, and aggression as factors in compliance with rules of online communication by Russian adolescents, young adults, and parents. Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol.2. pp. 79-93.

40. Suler, John. The Online Disinhibition Effect. CyberPsychology & Behavior. - 2004. - T. 7, № 3. - C. 321-326.

41. Voiskounsky A. Y. Psychology of computerization as a step towards the development of cyberpsychology. Psychology in Russia: State of the Art. 2013. Vol. 6. № 4. P. 150-159. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/psychology-of-computerization-as-a-step-towards-the-development-of-cyberpsychology (Accessed: 26.08.2019)

42. Voiskounsky A.E. Interpretations of virtual reality. Annual Review of CyberTherapy and Telemedicine. 2011. Vol.9. № 1.pp. 26-30

43. Wiederhold B.K. What Predicts Facebook Addiction?. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2017. Vol. 20. № 5. P. 277-277 DOI: 10.1089/ cyber.2017.29073.bkw

44. Williams, E. Experimental comparisons of face-to-face and mediated communication: A review. Psychological Bulletin, 1977. Vol. 84. P. 963-976.

45. Zinchenko Yu.P., Menshikova G.Ya., Bayakovsky Yu.M., Chernorizov A.M., Voiskounsky A.E. Technologies of virtual reality in the context of world-wide and russian psychology: methodology, comparison with traditional methods, achievements and perspectives//Psychology in Russia: State of the Art. 2010. Vol.3. pp. 11-45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.