Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ БЕЛГОРОДЧИНЫ КАК ОСНОВА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ БЕЛГОРОДЧИНЫ КАК ОСНОВА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТ "БЕЛГОРОДОВЕДЕНИЕ" / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухартова Н.Е.

В статье определяется актуальность разработки проекта «Белгородоведение», рассматриваются уровни его реализации, определяются проблемы, которые необходимо решить в ходе реализации проекта.The article is devoted to the relevance of the project "Belgorodia" and its development, to the problems that need to be solved during the realization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ БЕЛГОРОДЧИНЫ КАК ОСНОВА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

С.168-179.

2. Рягузова Е.В. Я как другой в интернет-пространстве: от Я-репрезентации к Я-идентификации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. №2 С.151-156.

3. Фалкина С.А. Психологические характеристики подростков, склонных к виктимному поведению в интернет-сети // Перспективы науки и образования. 2014. №1 (7). С.230-236.

Мухартова Н.Е. учитель истории, заместитель директора

МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгорода ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ БЕЛГОРОДЧИНЫ КАК ОСНОВА ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация: В статье определяется актуальность разработки проекта «Белгородоведение», рассматриваются уровни его реализации, определяются проблемы, которые необходимо решить в ходе реализации проекта.

Annotation: The article is devoted to the relevance of the project "Belgorodia" and its development, to the problems that need to be solved during the realization.

Ключевые слова: краеведение, проект «Белгородоведение», краеведческое образование, учебно-методический комплект по краеведению.

Keywords: regional study, the project "Belgorodia", natural history education, educational-methodical materials in local history.

В условиях современной школы сегодня сохраняется тенденция к оценке краеведческого образования в первую очередь, как системы реализации не столько образовательных, сколько воспитательных задач. А в нашей области, даже в самые переломные времена, никогда не прекращалась работа по сохранению и приумножению традиций родного края. Безусловно, краеведение является основой нравственного развития личности через систему формирования в первую очередь патриотизма и гражданственности. В связи с этим справедливы и актуальны слова академика Д. С. Лихачева: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».

Наверное, ни для кого не секрет, что сегодня интерес к региональному историческому опыту, востребованность локального знания усиливает влияние краеведения на образование, воспитание и развитие молодого поколения, что ставит его в свою очередь в центр многих государственных и общественных процессов. В родном городе, регионе используется весь комплекс исторических источников, памятников, которые помогают решать

поставленные задачи. Кроме того, постепенно открываются новые объекты, которые возможно использовать в процессе воспитания и образования. Таким объектом может стать мемориальная доска. Будучи своеобразными «маркерами» городского пространства, мемориальные доски представляют собой элементы историко-культурного наследия - сложной социокультурной системы, активно взаимодействующей со средой и несущей определенную, меняющуюся во времени и пространстве, информацию165. Можно с уверенностью говорить о том, что существование мемориальных досок как знаков исторической памяти связано с аспектами философского осмысления, политической практики и правового регулирования166.

Многие регионы сегодня разрабатывают и реализуют проекты, направленные на внедрение в общеобразовательные учреждения и учреждения СПО и НПО курсов краеведческой направленности. Актуальность разработки проекта «Белгородоведение» в регионе определяется и объективно сложившейся полиэтнической школьной средой, увеличением в образовательных учреждениях области количества детей не только из других регионов России, но и ближнего зарубежья. Таким образом, проект должен и может, прежде всего, решать задачи гуманизации и гуманитаризации образования, социокультурной адаптации обучающихся, привлечения в регион туристов, а так же содействовать стремлениям молодых людей возвращаться в регион после получения профессионального образования. В этом смысле краеведение - и наука, и практика, и способ преобразования края.

Несомненно, такую работу необходимо начинать с раннего возраста, а именно с момента пребывания ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. Именно в это время и происходит знакомство с родным краем на обыденном уровне и закладывается стойкий интерес к изучению краеведения в дальнейшем. На этапе получения школьного образования на наш взгляд целесообразно использовать при разработке проекта уровневый подход. При этом считаем крайне важным в разработке проекта учитывать как урочную, так внеурочную деятельность школьников.

■ На первом уровне особенно важным для нас видится приобретение школьниками знаний. На данном этапе крайне важно взаимодействие ученика и учителя. Это одна из первых встреч ребенка с историей родного края. Уже сегодня это работа выстраивается в русле преподавания конкретных тем по истории края в рамках таких предметов, как литература (творчество писателей и поэтов края), история (историческое

165 Беседина Е.А., Буркова Т.В. «Город должен говорить...»: мемориальная доска как знак коммеморации и коммуникации в социокультурном пространстве//Люди и тексты. Исторический альманах. Москва, 2014. -С. 152

166 Беседина Е.А., Буркова Т.В. Мемориальная доска как знак исторической памяти//Сохранение историко-культурного наследия -будущее Санкт-Петербурга. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2013. - С. 63._

прошлое в курсе истории России), география (социально-экономическое развитие региона), биология (природа родного края), музыка и изобразительное искусство (певческие традиции и художественное творчество), технология (декоративно-художественное творчество).

■ На втором уровне мы бы отметили важность получения школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям. На данном этапе необходимо взаимодействие школьников друг с другом. Эффективным на наш взгляд является организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся и прямое обращение к работе с первоисточниками. Нигде нет столько доступных первоисточников, которыми обладает краеведение. Каждый предмет, принесенный ребенком из семейного архива: письменный или вещественный, фотографии, фрагменты видеосъемки воспринимается как знак, несущий в себе ценнейшую информацию. Важным и ответственным является тот момент, что дети выступают в роли исследователей и перед ними стоит проблема, как можно больше извлечь информации из данного источника, а значит узнать больше об истории своей семьи, своего города или села, своего края.

■ Крайне важным считаем получение опыта самостоятельного общественного действия. Ребенок на данном этапе активно взаимодействует с социальными субъектами за пределами школы. Это не только традиционное посещение музеев, но и создание собственных на базе образовательных учреждений, экскурсионная педагогика и разработка постоянных маршрутов для знакомства с историей края, использование базы архива Белгородской области для выполнения исследовательских работ и проведения социальных практик, работа на базе театральных площадок, концертных залов, мастерских художников. Считаем, что сегодня необходимо активно включать школьников в работу по охране памятников природы, истории и культуры, в реставрационную деятельность. В качестве более сложных форм, но и естественно значимых организовывать подготовку публикаций, съемку кино-, видео- и слайд-фильмов.

Для успешной реализации проекта крайне необходимо создать базовые пособия по «Белгородоведению». Базовые пособия должны составлять единый комплект из нескольких книг для начальной, основной и старшей школы. Такое деление в наибольшей степени позволит учесть особенности возраста ребенка в восприятии краеведческого материала; поможет учесть краеведческие компоненты различных предметов.

Кроме того, необходим так же комплект учебно-методической литературы по краеведению, в котором базовое пособие выступит стержнем, объединяющим вокруг себя:

- рабочие тетради, задачники и сборники-практикумы;

- справочные материалы (справочники, энциклопедии, путеводители и

т.д.);

- индивидуальные наглядные материалы (атласы, альбомы, стикерс-

альбомы и т.п.);

- хрестоматии, разнообразные художественные, публицистические и иные книги для дополнительного чтения;

- иллюстративный материал (настенные карты, таблицы, картины и

т.п.)

Крайне необходимо организовать и курсовую переподготовку преподавателей по различным модулям проекта, причем не только на базе Белгородского института развития образования, но и с привлечением возможностей учреждений дополнительного образования и учреждений культуры. Кроме того, очень важным моментом в подготовке проекта могла бы стать идея разработки видео уроков по различным тематикам и для различных возрастов.

Реализация проекта «Белгородоведение» позволит воспитать не только гражданина, но и патриота своей малой Родины, желающего принять активное участие в его развитии; будет содействовать укреплению семейных связей; раскроет детям край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный и единый мир, позволит ребенку ориентироваться при выборе дальнейшего образования, выбора профессии и места работы; поможет видеть свое место в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Знание о прошлом не просто самоценно само по себе. М. Хальбвакс (М. Halbwachs) отметил роль исторической памяти как фактора обретения групповой идентичности. События оставляют след в национальном сознании, когда в той или иной части группы жива традиция, связанная с ними167.

Абсолютно уместными будут являться слова патриарха Кирилла: «Убежден, что причастность человека к «малой родине» своих предков имеет глубокий смысл, является одним из органичных средств хранения исторической памяти. Помните о том, что свобода, независимость, суверенитет страны слагаются в наших умах, в наших сердцах, в наших убеждениях. И если мы будем способны к жертвенности, к самодисциплине во имя общего дела, во имя блага Отечества, во имя сохранения свободы нашего народа, то мы всегда будем победителями. Мы с вами тоже стоим на страже Родины, потому что от духовных основ жизни, от национального самосознания людей зависит способность людей побеждать не только в мирной жизни, но и на поле брани».

Использованные источники: 1. Беседина Е.А., Буркова Т.В. Мемориальная доска как знак исторической памяти//Сохранение историко-культурного наследия -будущее Санкт-Петербурга. Сборник материалов Всероссийской научно-практической

167 Беседина Е.А., Буркова Т.В. «В этом задании жил и работал.»: мемориальные доски как образ исторической памяти//Труды исторического факультета Санкт-петербургского университета.2013, №16. -С. 46.

конференции. Санкт-Петербург, 2013.

2. Беседина Е.А., Буркова Т.В. «Город должен говорить...»: мемориальная доска как знак коммеморации и коммуникации в социокультурном пространстве//Люди и тексты. Исторический альманах. Москва, 2014.

3. Беседина Е.А., Буркова Т.В. «В этом задании жил и работал.»: мемориальные доски как образ исторической памяти//Труды исторического факультета Санкт-петербургского университета.2013, №16.

4. Лазунова Н.Н., Ермолаева Л.К. Историческое образование: тенденции и перспективы. // Преподавание истории в школе. - 1999. - № 2.

Оглезнева А.В. магистрант

ИФКиМП, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

методист

отделение экологического образования ГАУДО СО «Дворецмолодежи» ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ

ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития экологического образования в странах Западной Европы и США. Дано определение экологическое образование.

Ключевые слова: дополнительное образование, экологическое образование, экологическое воспитание.

Термин "дополнительное образование" в России введен в педагогический обиход Законом Российской Федерации "Об образовании" (1992г.) в результате преобразования внешкольных учреждений из досуговых в образовательные.

Дополнительное экологическое образование, как самостоятельный и самоценный вид образования, несет содержание, которое осваивается школьниками за пределами общеобразовательного государственного стандарта, существенно компенсируя школьное базовое.

Цель дополнительного экологического образования состоит в создании педагогических условий для становления поколения высокой экологической культуры.

Круг задач, которые решает дополнительное экологическое образование, выравнивает стартовые возможности личности, содействует выбору индивидуальной "траектории" развития ребенка, обеспечивает ему "ситуацию успеха", способствует самореализации личности ученика и педагога. Каждому школьнику предоставляется возможность "погружения" в мир живой природы, возможность быть личностью. Он вправе выбирать вид деятельности, занятия в соответствии со своими интересами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.