Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США'

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оглезнева А.В.

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития экологического образования в странах Западной Европы и США. Дано определение экологическое образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оглезнева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США»

конференции. Санкт-Петербург, 2013.

2. Беседина Е.А., Буркова Т.В. «Город должен говорить...»: мемориальная доска как знак коммеморации и коммуникации в социокультурном пространстве//Люди и тексты. Исторический альманах. Москва, 2014.

3. Беседина Е.А., Буркова Т.В. «В этом задании жил и работал.»: мемориальные доски как образ исторической памяти//Труды исторического факультета Санкт-петербургского университета.2013, №16.

4. Лазунова Н.Н., Ермолаева Л.К. Историческое образование: тенденции и перспективы. // Преподавание истории в школе. - 1999. - № 2.

Оглезнева А.В. магистрант

ИФКиМП, ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

методист

отделение экологического образования ГАУДО СО «Дворецмолодежи» ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНАХ

ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И США

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития экологического образования в странах Западной Европы и США. Дано определение экологическое образование.

Ключевые слова: дополнительное образование, экологическое образование, экологическое воспитание.

Термин "дополнительное образование" в России введен в педагогический обиход Законом Российской Федерации "Об образовании" (1992г.) в результате преобразования внешкольных учреждений из досуговых в образовательные.

Дополнительное экологическое образование, как самостоятельный и самоценный вид образования, несет содержание, которое осваивается школьниками за пределами общеобразовательного государственного стандарта, существенно компенсируя школьное базовое.

Цель дополнительного экологического образования состоит в создании педагогических условий для становления поколения высокой экологической культуры.

Круг задач, которые решает дополнительное экологическое образование, выравнивает стартовые возможности личности, содействует выбору индивидуальной "траектории" развития ребенка, обеспечивает ему "ситуацию успеха", способствует самореализации личности ученика и педагога. Каждому школьнику предоставляется возможность "погружения" в мир живой природы, возможность быть личностью. Он вправе выбирать вид деятельности, занятия в соответствии со своими интересами,

возможностями, способностями, темой. Индивидуальный подход и общение с педагогом в режиме диалога, позволяют продуктивно работать над своим проектом или исследовательской работой, что способствует воспитанию ассоциативного и вариативного мышления, развитию активности и творческих способностей у учащихся [1].

Процесс экологизации образования за рубежом начался значительно раньше, чем в нашей стране. В странах Западной Европы и США происходит смещение акцентов природоохранительной деятельности с контроля за состоянием природной среды к предотвращению ее загрязнения. Наблюдается широкое включение вопросов окружающей среды во все сферы внутренней и внешней политики, заостряется внимание на том, что хозяйственная деятельность человека в окружающей среде должны строго соответствовать принципам устойчивого развития. Новым моментом является подчеркивание прав широкой общественности свободно получать и распространять различного рода экологическую информацию.

Реальная практика экологического образования в странах Западной Европы и США опирается на положения международных конференций (по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 1992 г.; по образованию в области окружающей среды, Тбилиси, 1977 г.) и в значительной мере зависит от состояния природной среды в той или иной стране, научных средств определения этого состояния, уровня социально-экономического и культурного развития общества.

Согласно международным стандартам, экологическое образование есть образование об окружающей среде, посредством окружающей среды и для окружающей среды. Эти три компонента, являющиеся гранями единого подхода к решению частных задач экологического образования, должны рассматриваться как органично связанные.

Например, в Западной Европе в таких странах как Германия, Австрия, Франция и т.д. экологическое воспитание начинается с трех лет, путем общения детей в специальных хозяйствах, где дети могут общаться как с дикими, так и домашними животными, ухаживать за ними. Экологические образовательные программы в Австрии включены в школьные программы, например: организация специальных школьных проектов ("Школьный сад", "История окружающей среды", "Экология в школе", "Экологическая мастерская", "Творчество для природы"); проведение природоохранительных акций ("Озон", "Альпийская деятельность"); разработка специальных учебных пособий и различных дидактических материалов [2].

Важной вехой в развитии экологического образования в Дании стало включение экологических проблем в содержание профессиональных образовательных систем педагогического профиля: обязательность экологического образования подготовки педагогов всех уровней; самообразования и расширения междисциплинарной подготовки педагогов;

доступность соответствующих учебных материалов. Дания постоянный участник экологических проектов со скандинавскими странами на основе долгосрочного сотрудничества, путем проведения Северного Симпозиума и реализации международных - «Образование в области окружающей среды в Скандинавии», «Балтийское море» и «Северное море» и национальных -«Чистые реки», «Кислотные дожди», «Зеленый флаг» образовательных проектов, изучение и картирование экологического состояния берегов морей.

Экологическое образование в Германии направлено на изменение представления и улучшения знаний молодых людей об окружающей среде, развитие их готовности защищать природу, формирование у подрастающих поколений модели экологически ответственного поведения. Здесь основной упор делается на раскрытие взаимосвязей между человеком, обществом и природной средой. Экологическое образование отталкивается от человека, так как именно человек является причиной катастрофического загрязнения среды [3].

Ирландская система экологического образования направлена на решение следующих задач: содействовать понимания комплексности взаимодействия человека с окружающей средой; поощрять интерес к экономическому, социальному, политическому и экологическому взаимодействию в городских и сельских ареалах; предоставлять каждому слушателю возможность приобрести знания, отношения, ценности, опыт принятия экологически ответственных решений.

Конкретные шаги по вопросам экологического образования в Швеции были сделаны в 1970 году в связи с подготовкой и проведением Европейского года окружающей среды (1970 г.). В те годы вопросы окружающей среды были инкорпорированы в новые девятилетние программы обязательного обучения. В то же время был подготовлен и принят к реализации Национальный проект по вопросам окружающей среды. В соответствии с его требованиями в Швеции были опубликованы новые учебные пособия и руководства для педагогов и учащихся [3].

Экологическое образование в общеобразовательных школах США характеризуется чрезвычайным разнообразием форм, направлений и методологических подходов, глубоким проникновением идей экологической этики в содержание практически всех образовательных дисциплин, привлечением широкой общественности и, особенно, общественных неправительственных организаций к процессу формирования у населения норм бережного и ответственного отношения к окружающей природной среде. Здесь общепризнанным является положение о том, что если личность не владеет понятием «окружающая среда» и не понимает своего собственного отношения к этой среде, то она является безграмотной. Таким образом, ведущей задачей экологического образования является: воспитать экологическую грамотность учащихся.

В странах Западной Европы и США общепринятым является мнение о том, что экологическое образование не может рассматриваться как самостоятельный, независимый предмет, ибо по самой своей сути оно является результатом некоторого согласования структуры и содержания всех преподаваемых дисциплин.

Использованные источники:

1. О.И. Кобзарь, Т.В. Хахалкина. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. г. Томск, 2-3 ноября 2006 г. Под ред. О.И. Кобзарь, Т.В. Хахалкиной . 234 е., 2006

2. Хуррамов И. А. Проблемы экологического образования и воспитания на примере мирового сообщества // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 493-496.

Орлов С.А. преподаватель Дальневосточный технический колледж

магистрант Школа педагогики ДВФУ Капранов Г.А., к.п.н.

доцент кафедра педагогики Школа педагогики ДВФУ ПРЕДМЕТНЫЙ САЙТ И ЕГО ФУНКЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

В современном учебном процессе все большее значение приобретает использование информационных технологий. Сегодня в сфере образования явно наблюдается тенденция внедрения подобных технологий всюду, начиная от средних школ, заканчивая высшими учебными заведениями.

В то же время у многих преподавателей нет достаточных представлений об этих технологиях и новых возможностях, которые они представляют. Поэтому становится актуальным описать некоторые формы информационных технологий (в нашем случае - предметный сайт) которые могут быть применены в процессе среднего профессионального образования и их возможные функции.

Предметный сайт при своей работе способен обеспечить реализацию сразу нескольких целей, а именно:

• предоставление обучающимся электронных версий изучаемого материала;

• интерактивное взаимодействие обучающихся и преподавателя;

• предоставление студентам возможности самостоятельной работы по усвоению изучаемого материала;

• оценку их знаний и навыков, полученных в процессе работы с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.