Научная статья на тему 'Психологические последствия пандемии COVID-19'

Психологические последствия пандемии COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
458
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / пандемия / ковидофобия / изоляция / самоизоляция / карантин / здоровье / психологическая помощь / посттравматический синдром / COVID-19 / pandemics / coronaphobia / isolation / self-isolation / quarantine / health / psychological support / post-traumatic syndrome

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Асат Гиниатович Абдуллин, Екатерина Рахматуллаевна Тумбасова, Ульяна Юрьевна Кукар

Введение. Пандемия COVID-19 для всего мира стала огромным потрясением, создав, помимо опасности для жизни и здоровья, довольно сложные психологические условия. Несмотря на большое количество теоретических и эмпирических исследований, происхождение пандемии до сих пор остается загадкой. Представленные выводы о природе COVID-19 исследователей не являются исчерпывающими и окончательными. Поэтому природу и влияние пандемии на человека ученым предстоит определить. Цель — анализ и синтез исследований психологических последствий пандемии COVID-19, постковидной ситуации и психологической помощи людям, оказавшимся в посттравматической ситуации. Материалы, результаты и обсуждение. Используются системный и междисциплинарный подходы к исследуемой проблеме. При мгновенном распространении COVID-19 по всему миру произошло нарушение привычных социальных связей, трудовой занятости. Пандемия спровоцировала внутрисемейные и межличностные конфликты, рост депрессивных, тревожных и панических состояний, алкоголизма и наркомании. Режим самоизоляции серьезно повлиял на нашу привычную жизнь, а также выявил у большинства населения страны психологическую неустойчивость и посттравматический стресс. Выводы. Опыт COVID-19 показал, что умение всегда быть в хорошем настроении, четко оценивать сложившуюся ситуацию, правильно действовать, проявлять креативность в решении жизненно важных задач, способность защитить себя, близких, друзей, доверять друг другу — все это является альтернативой тревожному или панически эмоциональному состоянию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Асат Гиниатович Абдуллин, Екатерина Рахматуллаевна Тумбасова, Ульяна Юрьевна Кукар

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Consequences of COVID-19 Pandemics

Introduciton. COVID-19 pandemics has become a tremendous shock for the whole world, and, along with danger for life and health, has put everyone in rather difficult psychological conditions. Although there is an immense range of theoretical and empirical studies, the origin of the pandemics remains a mystery. The conclusions presented about the nature of COVID-19 by some researchers are not comprehensive and final. Therefore, scientists have yet to determine the nature and impact of the pandemics on humans. The purpose of the current research is analysis and synthesis of studies devoted to psychological consequences of COVID-19 pandemics, post-COVID situation and psychological support of people in a post-traumatic situation. Materials, Results and Discussion. The authors employ system and interdisciplinary approaches to the problem under consideration. With the instantaneous spread of COVID-19 across the world, employment and usual social ties were disrupted. The pandemics provoked intra-family and interpersonal conflicts, the increase of depressions, anxiety and panic states, alcoholism and drug-addiction. The regime of self-isolation has significantly influenced our usual routine life, and revealed psychological instability and post-traumatic stress in the majority of the country’s population. Conclusions. COVID-19 experience showed that the ability to be constantly in good mood, appropriately estimate the situation and adequately act, be creative in solving life tasks, protect ourselves, our relatives and friends, respect and trust each other is an alternative to anxiety and panic emotional state.

Текст научной работы на тему «Психологические последствия пандемии COVID-19»

Научно-теоретическая статья

УДК 159 © А. Г. Абдуллин, Е. Р. Тумбасова, У. Ю. Кукар, 2023 doi: 10. 24412/1999-6241-2023-192-58-64

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии; 5.3.6. Медицинская психология

Психологические последствия пандемии СОУЮ-19

Асат Гиниатович Абдуллин 1, доктор психологических наук, профессор, старший научный сотрудник кафедры психологии управления и служебной деятельности; asatabdullin50@rambler.ru; https://orcid.org/0000-0002-0804-6148 Екатерина Рахматуллаевна Тумбасова 2, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии; kate6979@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-8761-7550

Ульяна Юрьевна Кукар 3, кандидат педагогических наук, директор; kukar@yandex.ru 1 Уральский государственный университет (НИУ), 454080, Челябинск, пр. Ленина, 76, Россия

2Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск,455000, пр. Ленина, 38, Россия 3 Средняя образовательная школа № 59 им. М. Х. Ромазана, 455021, Магнитогорск, ул. Труда, 19/1, Россия Реферат

Введение. Пандемия COVID-19 для всего мира стала огромным потрясением, создав, помимо опасности для жизни и здоровья, довольно сложные психологические условия. Несмотря на большое количество теоретических и эмпирических исследований, происхождение пандемии до сих пор остается загадкой. Представленные выводы о природе COVID-19 исследователей не являются исчерпывающими и окончательными. Поэтому природу и влияние пандемии на человека ученым предстоит определить. Цель — анализ и синтез исследований психологических последствий пандемии COVID-19, постковидной ситуации и психологической помощи людям, оказавшимся в посттравматической ситуации. Материалы, результаты и обсуждение. Используются системный и междисциплинарный подходы к исследуемой проблеме. При мгновенном распространении COVID-19 по всему миру произошло нарушение привычных социальных связей, трудовой занятости. Пандемия спровоцировала внутрисемейные и межличностные конфликты, рост депрессивных, тревожных и панических состояний, алкоголизма и наркомании. Режим самоизоляции серьезно повлиял на нашу привычную жизнь, а также выявил у большинства населения страны психологическую неустойчивость и посттравматический стресс. Выводы. Опыт ОТУЮ-19 показал, что умение всегда быть в хорошем настроении, четко оценивать сложившуюся ситуацию, правильно действовать, проявлять креативность в решении жизненно важных задач, способность защитить себя, близких, друзей, доверять друг другу — все это является альтернативой тревожному или панически эмоциональному состоянию.

Ключевые слова: ОТУЮ-19, пандемия, ковидофобия, изоляция, самоизоляция, карантин, здоровье, психологическая помощь,

посттравматический синдром

Для цитирования: Абдуллин А. Г., Тумбасова Е. Р., Кукар У. Ю. Психологические последствия пандемии СОШ-19 // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2023. Т. 28, № 1(92). С. 58-64. 1^://(1о1огдЛ0. 24412/1999-6241-2023-192-58-64

Scientific and Practical Article

UDC 159 © А. G. Аbdullin, Е. R. ^mbasova, U. Yu. Kukar, 2023 doi: 10. 24412/1999-6241-2023-192-58-64

5.3.1. General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology; 5.3.6. Medical Psychology

Psychological Consequences of COVID-19 Pandemics

Asat G. Abdullin 1, Doctor of Science in Psychology, Professor, senior researcher of the chair of Psychology of Management and Service; asatabdullin50@rambler.ru; https://orcid.org/0000-0002-0804-6148

Ekaterina R. Tumbasova 2, Candidate of Science in Psychology, Associate-Professor at the chair of Psychology;

kate6979@yandex.ru; https://orcid.org/0000-0002-8761-7550

Uliana Yu. Kukar 3, Candidate of Science in Pedagogy, head; kukar@yandex.ru

1 South Ural State University (National Research University), 76 Lenin st., Chelyabinsk, 454080, Russia

2 Nosov Magnitogorsk State Technical University, 38 Lenin st., Magnitogorsk, 455000, Russia

3 Secondary School No. 59 named after I. Kh. Romazan, 19/1 Truda st., Magnitogorsk, 455021, Russia

Abstract

Introduciton. COVID-19 pandemics has become a tremendous shock for the whole world, and, along with danger for life and health, has put everyone in rather difficult psychological conditions. Although there is an immense range of theoretical and empirical studies, the origin of the pandemics remains a mystery. The conclusions presented about the nature of COVID-19 by some researchers are not comprehensive and final. Therefore, scientists have yet to determine the nature and impact of the pandemics on humans. The purpose of the current research is analysis and synthesis of studies devoted to psychological consequences of COVID-19 pandemics, post-COVID situation and psychological support of people in a post-traumatic situation. Materials, Results and Discussion. The authors employ system and interdisciplinary approaches to the problem under consideration. With the instantaneous spread of COVID-19 across the world, employment and usual social ties were disrupted. The pandemics provoked intra-family and interpersonal conflicts, the increase of depressions, anxiety and panic states, alcoholism and drug-addiction. The regime of self-isolation

has significantly influenced our usual routine life, and revealed psychological instability and post-traumatic stress in the majority of the country's population. Conclusions. COVID-19 experience showed that the ability to be constantly in good mood, appropriately estimate the situation and adequately act, be creative in solving life tasks, protect ourselves, our relatives and friends, respect and trust each other is an alternative to anxiety and panic emotional state.

Keywords: COVID-19, pandemics, coronaphobia, isolation, self-isolation, quarantine, health, psychological support,

post-traumatic syndrome

Citation: Abdullin A. G., Tumbasova E. R., Kukar U. Yu. Psychological Consequences of COVID-19 Pandemics. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2023. Vol. 28. No. 1(92). Pp. 58-64 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2023-192-58-64

Основные положения

1. Пандемия COVID-19 стала огромным потрясением и испытанием в планетарном масштабе. В любой точке Земли человек дополнительно получил мощное возмущение в виде угрозы жизни.

2. Одной из основных функций психологической помощи после пандемии является работа с иррациональными убеждениями людей, помощь человеку в организации своего поведения и мышления, которая способствует адекватному взаимодействию с реальностью.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Разразившаяся пандемия COVID-19 породила ряд факторов, отразившихся на психическом и психологическом состоянии людей, что активно обсуждалось во всем мире. Этот вопрос волнует до сих пор широкую общественность, психологов, медиков и представителей разных отраслей науки. Пандемия, ее последствия, к большому сожалению, на сегодняшний день являются жизненной реальностью, имеют сложный характер, поэтому необходимо избегать информационного перенасыщения, чтобы не заражаться чужой паникой. Следует всегда контролировать качество поступающей информации. Переизбыток информационного вируса способствует эскалации тревоги и ухудшению общего состояния. В связи с этим человек постоянно находится в условиях информационной агрессии, потому нужно исключать информацию из любых непроверенных, фейковых источников, особенно если она выводит людей из равновесия; необходимо опираться только на факты и собственную позицию. Одним словом, должна быть информационная гигиена. Нужно до минимума сокращать любые беседы, особенно по мобильному телефону, вызывающие тревогу или панику. Очень важно, что человек думает, читает, слушает, смотрит. К сожалению, сегодня наблюдается повышенное внимание к данной проблеме людей, не имеющих специальных знаний, не располагающих нужными ориентирами.

Человеческий мозг, по исследованиям нейробио-логов, «заряжен» на негатив. Привычку мозга генери-

ровать плохие мысли нейробиологи называют «негативной предвзятостью». Как правило, человек, когда попадает в сложную ситуацию, думает только о плохом, забывая про все хорошее. Человеческой психике свойственно в тяжелые периоды жизни усиливать, преувеличивать конкретные обстоятельства. Так как происходит выброс гормонов стресса, человек теряет способность увидеть позитивную картину мира, трезво оценить реальную ситуацию. Мы начинаем использовать слова: «все плохо», «кошмар», «ужас», «это катастрофа», «непонятно, что происходит». В психологии этот феномен называется катастрофизацией. Неопределенность заставляет людей переживать, а во время пандемии ее было больше, чем обычно. Противоречивая информация, неизученность вируса, сужение перспектив — все это еще больше усиливает неопределенность. У населения нашей страны появилось недоверие СМИ, власти, это усугубило страх и неопределенность будущего. Люди стали ощущать угрозу своему благополучию, а испытывая стресс в ситуации неопределенности, каждый требует неких гарантий нормальности. Эти требования, однако, порой неадекватны ситуации. Когда не удается принять ограничения в жизни, начинается «мысленная жвачка» (руминация). Навязчивые мысли усиливают тревогу, изматывают людей, появляется ковидофобия, а дополнительно к ней присоединяются опустошенность и депрессия. Происходит изменение поведения человека, влияющее на состояние организма, так как человек не успевает адаптироваться к внешней среде, которая трансформируется быстро.

Цель — проведение комплексного анализа и синтеза многочисленных исследований психологических последствий пандемии COVID-19, постковидной ситуации и поиск средств психологической помощи людям, оказавшимся в посттравматической ситуации.

Материалы, результаты и обсуждение

Травматический стресс в ситуации неопределенности, пандемии и социальной изоляции. Пандемия, по определению научного сотрудника лаборатории психологии стресса Института психологии РАН Марии Пандум, представляет угрозу всем потребностям, что превращает ее в глобальный трав-

матический стрессор, усиливающийся в ситуации

неопределенности '.

На предпринимаемые властями действия по установлению карантина люди по-разному реагировали: одни отвечали на него повышением агрессии, другие впадали в состояние депрессии или становились более тревожными. Человек — существо социальное, поэтому самые тяжелые психологические последствия пандемии были связаны с социальной изоляцией.

В марте 2020 г. был опубликован метаанализ в журнале Lancet, где Нил Гринберг, один из авторов, психиатр из Королевского колледжа Лондона, рассматривает влияние на психику людей длительного карантина во время атипичной пневмонии, вспышки гриппа H1N1, лихорадки Эбола и других недавних инфекционных заболеваний, отмечая такие краткосрочные и долгосрочные проблемы с психическим здоровьем, как рост тревоги, бессонница, эмоциональное истощение, злоупотребление алкоголем и наркотиками. Ученые указывают, что наиболее пагубно карантин влияет на людей с психическими расстройствами и работников здравоохранения 2.

Необходимо минимизировать потенциальные негативные эффекты, последствия которых могут проявиться длительное время спустя. Для этого нужны понятная и достоверная информация о карантине с объяснением причин, прогноза его продолжительности и акцентирование внимания на альтруистических задачах карантинных мероприятий, активизации населения на обеспечение безопасности близких и незащищенных слоев населения, что способствует снижению уровня стресса.

По мнению Стивена Тейлора, канадского психолога, профессора, автора книги «Психология пандемий», вышедшей в 2019 г., эти явления связаны с тем, что при наличии многочисленных работ по вакцинации и вирусологии ученые уделяют недостаточное внимание психологическим факторам, под влиянием которых многие люди не соблюдают рекомендации медиков, у большой группы населения фиксируются депрессивные состояния и другие эмоциональные расстройства. Кроме того, возникают также явления стигматизации и ксенофобии, усугубляющие решение проблемы борьбы с эпидемией [1; 2].

Нейропсихолог, психиатр Жадсон Брюер подробно описал механизм панического состояния под влиянием острого стресса. Участки мозга, отвечающие за эмоции, например миндалевидное тело, могут быть частично блокированы под влиянием действий префронтальной коры, отвечающей за выработку интеллектуальных сложных решений [3].

Профилактическая психогигиена тревожных психических состояний населения. Если негатив-

ные эмоции побуждают действия «стой, бей и беги», то переключение внимания на мыслительную деятельность по прогнозированию событий и планированию действий помогает снять состояние тревоги. Но для этого у человека должна быть полная информация для анализа и принятия рационального выбора. Николас Карлтон, Даниэль Канеман и Амос Тверски настаивают на необходимости преодоления ситуации неопределенности. Полезен опыт таких специалистов в области космической медицины, как Дж. Э. Бойд, Н. А. Канас, В. П. Сальницкий, Stuster, которые дали рекомендации по выработке решений в условиях неопределенности и стресса [4-6].

С нейропсихологами полемизирует Стивен Тейлор в другой работе «Психология духовного просветления». Анализируя эволюционный путь развития человеческого сознания, он приходит к выводу, что человечество должно наработать опыт коллективного решения проблем, преодолевая эгоистические интересы, разделяющие людей [2, с. 98]. Далее автор, опираясь на опыт духовных практик представителей разных религиозных конфессий, на достижения разных культур, на индивидуальные истории самых разных по уровню образования, роду деятельности людей, помог выработать путь «просветления» — вхождения в более высокие состояния сознания под воздействием глубинных переживаний и потрясений. Цивилизация, погоня за комфортом, властью, преуспеванием и социальные контрасты обусловлены тем, что люди утратили естественное состояние гармонии, охваченные чувствами разлада, нарастающей тревоги и вражды. Негативные ощущения перед лицом угроз порождают не только технологические катастрофы, экономические и психологические явления упадка, но, по мнению ученого, и обостряют интеллектуальную остроту, которая может привести к технологическому прорыву, к более рациональному и гармоничному восприятию мира как отдельных индивидов, так и человечества в целом. Смена деятельности, гедонистических настроений, поиск самореализации с помощью нового хобби, отстранение от суеты мысли и излишнего абстрагирования, обретение разума и радости жизни во всех ее проявлениях — вот рецепты выхода из кризисных состояний Стивена Тейлора [1; 2].

Американский ученый Дэвид Сэвидж, сравнивая описание паники в фильмах о катастрофах и реальность, тоже отмечал, что большинство людей справляется с опасностью, сохраняя самообладание и руководствуясь правилами морали. Но они порой поддаются эмоциональному заражению, совершая непонятные на первый взгляд действия, например, скупая вместе с необходимыми продуктами туалетную бумагу в неимоверных количествах. Эпоха интернета позволяет

1 URL: https://www.gazeta.ru/science/2020/03/30_a_13028119.shtme (дата обращения: 11.08.2022).

2 Там же.

распространить эти реакции людей на территории многих стран.

Привыкшие к тому, чтобы обезопасить себя перед лицом землетрясений и других угроз стихии, жители Японии, Новой Зеландии в период пандемии ведут себя более осознанно и рационально. Ученые Д. Сэвидж и Торглер объясняют это тем, что у жителей данных стран выработано умение преодолевать стресс и планировать коллективные действия, просчитывая возможные риски. «Стадные инстинкты», присущие животным, характерны для меньшей группы населения. Ж. Брюер, ссылаясь на исследования, доказывает, что выработка навыков гигиенических действий по профилактике заражения вирусами снижает стрессы даже у тревожных людей [3]. Российские ученые В. Г. Во-лович и О. Н. Кузнецов тоже внесли вклад в изучение психологии человека в экстремальных условиях и описывают позитивные паттерны поведения, помогающие выжить в агрессивной среде [7; 8].

Полезны универсальные действия по урегулированию психического состояния населения в целом и адресная помощь определенным категориям людей.

Так, к универсальным относятся рекомендации Всемирной организации здравоохранения (далее — ВОЗ) и Международного Красного Креста по препят-ствованию попыткам определенных корпораций и торговых фирм по нагнетанию панических настроений, чтобы воспользоваться ситуацией для предложения на рынке товаров и услуг выгодных им «рецептов от вирусной инфекции» и выживания в условиях пандемии. Красный Крест и ВОЗ выпустили инструкции по обучению граждан правильным действиям и профилактике национальной вражды, указав на недопустимость использования пугающих мифов и сравнений пандемии с апокалипсисом. В домашней изоляции люди чаще всего включают телевизор и интернет, где немало токсичной информации, нагнетающей негативные состояния.

Социальное заражение, усиление финансового страха приводят к массовой панике и повышению агрессии, пишет доцент кафедры психиатрии Института молекулярной и поведенческой неврологии Мичиганского университета Яцек Дебец. Исследования Калифорнийского университета показали цепочку «эмоционального заражения» с помощью социальных сетей, которое нельзя предотвратить, но можно минимизировать его негативные воздействия. Яцек Дебец предлагает организовывать в СМИ и социальных сетях выступления авторитетных лидеров, которые могут грамотно знакомить с информацией и мобилизовать население на конструктивные действия. Информация должна быть представлена с четкими пошаговыми инструкциями, советует Я. Дебец: в стрессовом состоянии сложно усваивать детали и нюансы [4].

В. И. Медведев, технический специалист ВОЗ, считает полезным делать перерывы в прослушивании или чтении новостей, в том числе и в социальных сетях, вставлять звуко- и видеоряды, помогающие формированию спокойствия. Гиподинамия приводит к ослаблению нервной и иммунной систем в условиях домашнего карантина, поэтому коллективная бодрящая гимнастика по радио или телевидению ослабит психологическое напряжение и будет иметь мощный оздоровительный эффект [9].

Пожилым, тревожным людям, как наиболее уязвимой в ситуации риска группе людей, американские ученые из Национальной академии наук рекомендуют снизить количество просматриваемых новостных программ и чтение соответствующей литературы. В повести «Собачье сердце» Михаила Булгакова профессор Преображенский нашел панацею от язвы желудка, предлагая запретить больным читать советскую прессу. У многих людей старшего возраста ослаблены социальные связи, нередки случаи ощущения тоски и одиночества. «Между нами и так существует большая социальная дистанция», — напоминает психолог M. D. Matthews [10]. Прежде всего это характерно для западного менталитета с такими особенностями, как индивидуализм и прагматизм, желание обезопасить себя ценой борьбы за выживание с окружающими. Канадский геронтолог Верена Менек и нейробиолог Джеймс Коан предлагают медикам даже в защитных костюмах с помощью тактильных контактов снимать стресс, боль, болезненные ощущения у пожилых людей, так как в больницах во время карантина посещения друзей и родственников запрещены. Беседы по телефону и интернету не могут заменить подбадривающих живых человеческих контактов, теплоты лечения не только лекарствами, но и словами. Ученые предлагают включать эти действия в инструкции по оказанию медицинской помощи. Такие моменты необходимо учитывать в протоколах лечения. Даниэл Амен предлагает в книге «Измени свой мозг — изменится и жизнь!» подвергать дезинфекции мысли и образ жизни подобно тому, как дезинфицируется внешняя среда, чтобы сохранить в здоровом теле здоровый дух. Он предлагает заботиться о здоровье мозга, чтобы предотвратить депрессии и старческие неврологические болезни, психические заболевания. Здоровое питание и физическая активность, снижение массы тела помогают сохранить в порядке не только печень и сердце, но и мозг. Отказ от вина и никотина, полноценный сон оздоравливают психосоматику [11].

Ученые прогнозировали, что затянувшаяся социальная изоляция может привести к росту тревожности и панических атак среди населения. Безработица, экономический спад и продовольственный кризис усугубили негативные состояния людей. К сожалению, политики прогнозировали возможность дальнейших

массовых беспорядков в странах СНГ и других регионах планеты. На сегодняшний день в некоторых странах до сих пор продолжается масочный режим и рекомендуется организационная перестройка работы предприятий и заведений, чтобы не допустить повторного распространения инфекции. В кризисных ситуациях, а пандемия, как показал опыт, таковой и является, следует широко использовать опыт работы центров катастроф, адаптировать его для работы психологов по налаживанию межличностных контактов, урегулированию семейных отношений. Онлайн-консультации специалистов данных центров для руководителей регионов, предприятий, граждан могут способствовать тому, чтобы пограничные состояния людей не перерастали в психические расстройства и не порождали трагедии в обществе и отдельных семьях.

Наряду с этим, полезен ряд правил психогигиены по снижению тревожных состояний с помощью работы на дачных участках, общения с миром природы, наконец, можно заняться детьми, восполнить тот дефицит общения, который был допущен, тщательно структурировать свой день, позитивно перепрограммировать себя, сосредоточиться на позитиве: что я могу сделать через полгода? Не надо забывать, что длинный путь начинается с первого шага. Необходимо соблюдение оптимального для каждого человека режима дня и занятий, чтобы размеренный и продуманный образ жизни помогал сохранять энергетический баланс и психологический комфорт.

Во многих местах Сибири о пандемии жители только слышали. Исследователи научно доказали этот факт и связывают его с защитной реакцией хвойных деревьев, повышающих иммунную защиту организма, и привычкой к труду и выживанию, организацией размеренного быта, устойчивости психики к стрессу.

Наш опыт работы во время пандемии доказывает, что оптимизму способствует накопление положительных эмоций с помощью видео, создания фонотеки, увлечения фотографированием, ведения особых дневников. Маленькие семейные праздники с непременными объятиями с детьми и близкими, танцы и пение, музицирование способствуют образованию нейронных связей, позитивно влияют на память, внимание, мышление, активизируют интеллектуальную деятельность.

Доктор Хасай Алиев наряду с физической активностью предлагает выполнять по методу «Ключ» специальные упражнения, снимающие стресс, укрепляющие иммунитет и стимулирующие продуктивную работу легких, которые можно легко найти в интернете. Можно повысить и свою психологическую культуру, прочитав специальную литературу или просмотрев видеофильмы. Для избегания семейных ссор желательно овладеть мастерством бесконфликтного общения, искусством компромиссов. Но и уходить

от острых проблем не лучший способ урегулирования отношений. Психологи рекомендуют отложить обсуждение сложных вопросов на некоторое время, а потом спокойно побеседовать, рассмотреть спорные моменты и о чем-либо договориться.

Вспомним А. С. Пушкина и Е. А. Баратынского,

A. И. Герцена и Ф. М. Достоевского и других деятелей русской литературы, которые оставили воспоминания в своих дневниках и письмах, как переживали замкнутость в пространстве в периоды эпидемий, ссылок и заточений. Их объединяет то, что они вначале доверили бумаге противоречивость и сложную гамму обуявших их чувств, переживаний и разочарований, а затем усилием воли загружали себя работой, творчеством, опускаясь на дно страшных открытий оборотной стороны жизни и достигая необычайной высоты духовных исканий. В дни сомнений И. С. Тургенева и Л. Н. Толстого спасало обращение к русскому слову, к постижению национального характера, к поиску духовных скреп, помогающих выстоять России в самые суровые времена. Поэтому чтение произведений классиков — отличное занятие для преодоления скуки и депрессии в ситуации изоляции, стимул для духовного роста читающих и обретения ими душевного равновесия.

Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить работе медперсонала, оказавшегося фактически заложником ситуации в условиях чудовищных перегрузок. Медики каждый день принимали важные решения, от которых зависели жизнь и здоровье многих людей. Наряду с механизмами финансовой поддержки, им самим необходима была психологическая помощь, подобно той, которая оказывалась при подготовке космонавтов к полету или во время изоляции в космическом пространстве. Космической психологией разработаны определенные приемы и техники, направленные на превращение дистресса в стимуляцию развития человека, активизирующую способности принимать нестандартные решения в ситуациях неопределенности [12]. Если психологической помощи медицинскому персоналу не оказывать, то, по исследованиям

B. И. Мясникова [13], любое негативное психологическое воздействие пагубно скажется на физиологии, психосоматике. Может произойти полный дисбаланс организма. Полезен опыт использования позитивной психологии для поддержки психологически комфортного состояния людей в период изоляции, который предлагают Sin N. L., Lyubomirsky S. [14; 15]. Такие упражнения можно применять самостоятельно без участия психолога. Воспоминания о счастливых моментах жизни, составление альбомов рисунков и фото с акцентированием внимания на позитивных моментах повседневной жизни, на ощущении благодарности по отношению к ним помогут пережить тяжелые события в экстремальных условиях.

Анна Юсупова, ведущий научный сотрудник лаборатории социальной и когнитивной психологии Института медико-биологических проблем РАН, изучающая самоизоляцию с точки зрения психологии, обращает внимание на то, что однообразие жизнедеятельности и постоянного круга общения порождает стресс.

Американские ученые доказали, что благодаря нейропластичности мозг можно настроить на позитив. Воспоминания о переживаниях счастья оздоравливают психику [16]. Так, курсы Барбары Фредриксон стали действенным лекарством, помогающим избавиться от многих болезней. Негативные эмоции можно трансформировать для преодоления травматического опыта [17].

Уже сейчас можно говорить о последствиях коро-навируса. Затронули они не только людей, переживших смерть и болезнь близких, но и тех, кто заболел сам. Первые симптомы в виде расстройства сна, депрессивного состояния до сих пор сказываются на всех группах населения. Кроме пандемии, сопровождающейся до сих пор множеством посттравматических состояний, существуют другие факторы, влияющие на психическое здоровье: экономическая неопределенность, массовая безработица и сегодняшняя политическая ситуация.

Существуют элементарные рекомендации по самопомощи в сложные периоды жизни человека. Главное — рационально организовать себя, свою деятельность, выработать необходимые умения и навыки в любой ситуации, довести их до автоматизма, сосредоточить свое сознание на выполнении сложных действий, блокируя панические настроения и нерациональное поведение.

Поэтому важно в сложные периоды жизни заботиться о психоэмоциональном состоянии, направлять внимание только на позитив, давать мозгу положительную программу, верить в лучшие изменения. Например: «пока сложно, но я справлюсь», «неопределенно, но все будет хорошо», «я обязательно справлюсь с данной ситуацией», «я успешен», «я любим». Это будет дополнительным стимулом для ослабленной психики.

Любая негативная мысль одолевает нас только потому, что мы позволяем ей прийти. Так как каждый кризис приводит к изменению привычного стиля мышления, поддерживать себя важно и словами, и делом. Позитивные мысли расширяют возможности, позволяют приобретать новые навыки и ресурсы, новые идеи, новые грани ценностей и ценностных ориентаций. Для этого необходимо формировать сознательное психологическое противодействие угрозе заражения и заболевания, ежедневно и еженедельно разрабатывать и обновлять планы укрепления своего иммунитета и здоровья [18].

Следует также стремиться к рациональной са-ногенной (оздоравливающей) перестройке сознания,

превращению минусов и неудобств постпандемии в плюсы прогресса жизни и укрепления здоровья. Необходимо включать внутренние механизмы психологической защиты, в том числе иммунную систему организма, выяснить причины возникновения панических настроений, противостоять их появлению сознательной активностью, обязательно использовать только проверенную научную информацию.

В условиях усиленного информационного и психического напряжения в обществе в целях гармонизации психологического, психического и физического здоровья следует использовать научные, культурные и религиозные средства самовнушения и самоубеждения, верить в то, что эпидемия или другая трудная жизненная ситуация всегда имеет конец. Для этого надо действовать активно, обращаться к существующему опыту, а верующим — к молитве и Богу.

Пребывая в зоне посттравматической ситуации, необходимо уделять особое внимание пожилым людям как наиболее уязвимой категории населения, поскольку с возрастом ослабляется иммунитет, появляется ряд хронических заболеваний. Кроме телевидения, такие люди имеют весьма ограниченный доступ к информации, у них происходит чаще сужение дальнейших перспектив и «бегство в болезнь». Но одновременно с этим появляются мудрость, уникальный жизненный опыт, способность к преодолению кризисных ситуаций, а некоторые из них в детстве уже столкнулись с пандемией. Поэтому пожилые люди должны получать особую психоэмоциональную помощь и при этом выступать мудрыми экспертами по вопросам преодоления трудностей, связанных с посттравматической ситуацией. Это повысит шансы на спасение всей человеческой популяции.

Стресс является одним из факторов снижения уровня иммунной системы, психического и физического здоровья вообще, поэтому важной составляющей выхода из стрессовой ситуации служит физическая активность. Она влияет, прежде всего, на иммунную систему, способствует борьбе со стрессом, с депрессией и тревожностью, улучшает работу мозга, помогает выработать эндорфины.

В условиях постпандемии, как показал опыт работы, хорошо зарекомендовали целительные настрои самовнушения академика Г. М. Сытина и дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, оздоравливающие системы дыхания, укрепляющие иммунную систему и здоровье в целом. Так как объектом негативного воздействия со стороны коронавирусной инфекции является, прежде всего, легочная и иммунная системы человека, а целительные настрои и дыхательная гимнастика улучшают работу всех центров в коре головного мозга, благодаря им происходят саморегуляция обменных процессов в организме, массаж всех органов брюшной полости, улучшаются кровоток и лимфоток.

Ключевую роль в посттравматической ситуации играет и питание. В рационе должно быть много продуктов, богатых жирными кислотами, так как они составляют строительный материал для иммунных клеток (Омега 3, льняное, конопляное, кунжутное и другие растительные масла). Следует употреблять продукты, богатые витаминами и микроэлементами, овощи, фрукты, белковую пищу. Необходимо соблюдать питьевой режим.

Сейчас действительно период сложный, потому что высока неопределенность. Как говорится, «блажен, умеющий найти хорошее в плохом!» В сложные периоды мы, как никогда, должны быть опорой и поддержкой друг для друга. Главное — надо понимать, что от нас самих многое зависит в жизни. Поэтому больше стараться шутить, не терять чувство юмора, который позволит избавиться от эмоционального напряжения. Смотреть добрые, смешные фильмы, читать интересные книги. Чтение должно быть любимым времяпрепровождением. Это лучший способ отвлечь себя от ненужных мыслей. Важно использовать возможность для саморазвития, чтобы построить для себя что-то новое, освободиться от ненужного.

Таким образом, вышеописанные комплексы профилактических и психогигиенических мероприятий помогут сохранить и укрепить психическое здоровье

людей разного возраста и социального положения в условиях посттравматического стресса.

Выводы

Многие зарубежные исследователи считают, что посттравматическое стрессовое расстройство может иметь серьезные последствия еще многие годы. Однако качество доказательств в доступной литературе является низким, содержит многочисленные наблюдения и предложения, в основном специалистов, работающих в области психиатрии.

К сожалению, в обществе осмысленной и однозначной реакции на последствия пандемии пока нет, хотя определенный страх и социальный шок остаются до сих пор. Поэтому одной из основных функций психологической помощи после пандемии является работа с иррациональными убеждениями людей, помощь в организации человеком своего поведения и мышления, которое способствует адекватному взаимодействию с реальностью.

Перспективы. Исследование проблем пандемии должно быть продолжено, учитывая появление новых сведений о ее природе. Необходимы дальнейшие предварительные или экспериментальные психологические исследования для оценки масштабов воздействия COVID-19 на психическое и психологическое здоровье таких уязвимых групп населения, как пожилые люди, дети младшего возраста и подростки.

Список источников

1. Taylor S. The Psychology of Pandemics. Cambridge Scholars Publishing, Ottava. 2019. 178 р.

2. Taylor S. The Psychology of Spiritual Awakening Copyright. Cambridge Scholars Publishing, Ottava. 2017. 72 р.

3. Брюер Ж. Зависимый мозг. От курения до соцсетей: почему мы заводим вредные привычки и как от них избавиться. URL: https://www.labirint.ru/books/621655/ (дата обращения: 15.08.2022).

4. Дебец Я. Пандемия страха: почему люди впадают в панику. Мичиган, 2020. 195 с.

5. Boyd J. E., Kanas N. A., Salnitskiy V. P. Cultural differences in crewmembers and mission control personnel during two space station programs. Aviation, Space, and Environmental Medicine. 2009. No. 80(6). Рр. 1-9.

6. Stuster J. (2016). Behavioral issues associated with long duration space expeditions: Review and analysis of astronaut journals experiment Phase 2 (NASA/TM-2016-218603). Retrieved from. https://ston.jsc.nasa.gov/collections/TRS/_techrep/TM-2016-218603.pdf (дата обращения: 11.08.2022).

7. Волович В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М., 1983. 220 с.

8. Кузнецов О. Н., Лебедев В. И. Психология и психопатология одиночества. М., 1972. 336 с.

9. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. М., 1982. 104 с.

10. Matthews M. D., Eid D., Kelly J. Э., Bailey K. S., Peterson C. Character strengths and virtues of developing military leaders: An international comparison. Military Psychology. 2006. No. 18. Pp. 57-68.

11. Амен Д. Великолепный мозг в любом возрасте. М., 2011. 147 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Береговой Г. Т. Роль человеческого фактора в космических полетах // Психологические проблемы космических полетов. М., 1982. С. 17-24.

13. Мясников В. И., Казаренко О. П. Профилактика психоэмоциональных нарушений в длительном космическом полете средствами психологической поддержки // Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1982. № 2. С. 25-29.

14. Lyubomirsky S., King L., Diener E. The benefits of frequent positive affect: Does happiness lead to success? Psychological Bulletin. 2005. Vol. 131(6). Рр. 803-855.

15. Sin N. L., Lyubomirsky S. Enhancing well-being and alleviating depressive symptoms with positive psychology interventions: A practice-friendly meta-analysis. Journal of Clinical Psychology. 2009. Vol. 65. Pp. 467-487.

16. Франкл В. Воля к смыслу. М., 2000. 97 с.

17. Fredrichson В. The Upside of Your Dark Side. Hardcover, 2020. 236 р.

18. Абдуллин А. Г. Адаптация и жизнедеятельность человека в измененных условиях существования. Минск, 2000. 180 с.

Поступила 26.09.2022; одобрена после рецензирования 12.11.2022; принята к публикации 30.11.2022.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.