Научная статья на тему 'Размышления о пользе пандемии для морально-психологического оздоровления общества'

Размышления о пользе пандемии для морально-психологического оздоровления общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
270
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровье / человек / государство / жизнеспособность / пандемия COVID-19 / неопределенность / стресс / социальный оптимизм и пессимизм / идеология / культура / идеалы / социальная несправедливость / health / person / state / viability / COVID-19 pandemic / uncertainty / stress / social optimism and pessimism / ideology / culture / ideals / social injustice

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдуллин Асат Гиниатович, Лихолетов Валерий Владимирович, Рыльская Елена Александровна

Введение. Начавшаяся в 2019 г. и охватившая мир пандемия COVID-19 негативно отразилась на морально-психологическом состоянии огромного числа людей. Ученые даже рассматривают ее как масштабный «психологический эксперимент» с долгосрочным эффектом. В статье подчеркивается важность минимизации воздействия этой глобальной угрозы на жизнь и здоровье различных возрастных и профессиональных категорий людей. Цель исследования — системный взгляд на ситуацию как уникальный этап в жизни современного общества, анализ не только отрицательных, но и позитивных эффектов пандемии в свете моральнопсихологического оздоровления российского общества. Материалы и методы. Используются системный и междисциплинарный подходы, методы сравнительного анализа и концептуального синтеза знаний, моделирования, выдвижения гипотез в виде формулирования противоречий и способов их разрешения, а также их верификации, в том числе на основе пословиц (паремий) как уникальной формы отражения концентрированного жизненного опыта народа. Результаты и обсуждение. Пандемия побудила ученых разных научных школ объединить усилия и рассматривать проблему жизнеспособности общества в единстве его медикобиологических, политико-идеологических, морально-психологических и социально-экономических сторон. Она в очередной раз подтвердила незыблемость вечных социальных идеалов: жизни и свободы, справедливости и достоинства. К сожалению, уровень ежегодной смертности пожилых людей вырос на 200 тыс. человек, но психологической эпидемии в стране не случилось. Затронув все слои общества, пандемия стала своеобразным стресс-тестом, высветив ряд социально-экономических и морально-психологических деформаций в современной России. Она обострила запрос общества на решение проблемы социальной несправедливости и перспективу морально-психологического оздоровления общества. Выводы. Для снижения общей тревожности людей и повышения уровня социального оптимизма в стране исключительно важна опора на живущую в общественном сознании систему социальных идеалов, транслируемых в души людей с помощью разнообразных форм и средств великой отечественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Абдуллин Асат Гиниатович, Лихолетов Валерий Владимирович, Рыльская Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflections on the Benefits of the Pandemic for the Moral and Psychological Recovery of the Society

Introduction. The COVID-19 pandemic, which began in 2019 and has engulfed the world, has had a negative impact on the moral and psychological state of a huge number of people. Scientists even consider it as a large-scale «psychological experiment» with a long-term effect. The article emphasizes the importance of minimizing the impact of this global threat on the life and health of various age and professional categories of people. The purpose of the study is a systematic view of the situation as a unique stage in the life of a modern society, an analysis of not only the negative, but also the positive effects of the pandemic in the light of the moral and psychological recovery of the Russian society. Маterials and Methods. The authors employ systematic and interdisciplinary approaches, methods of comparative analysis and conceptual synthesis of knowledge, modeling, building hypotheses in the form of formulating contradictions and ways to resolve them, as well as their verification, including those on the basis of proverbs (paroemias) as a unique form of reflection of the concentrated life experience of the people. Materials, Results and Discussion. The pandemic prompted scientists from different scientific schools to join the efforts and consider the problem of the viability of society in the unity of its medical-biological, political-ideological, moral-psychological and socio-economic aspects. It once again confirmed the inviolability of eternal social ideals: life and freedom, justice and dignity. Unfortunately, the annual mortality rate of the elderly has increased by 200,000 people, however, there was no psychological epidemic in the country. Affecting all layers of society, the pandemic has become a kind of stress test and highlighted a number of socio-economic and moral-psychological deformations in modern Russia. It has sharpened the society’s demand for solving the problem of social injustice and the prospect of moral and psychological improvement of society. Conclusions. To reduce the general anxiety of people and increase the level of social optimism in the country, it is extremely important to rely on the system of social ideals existing in public consciousness, which are transmitted to the souls of people through various forms and means of the great national culture.

Текст научной работы на тему «Размышления о пользе пандемии для морально-психологического оздоровления общества»

Обзорная статья

УДК 616.9+316.42+008:159.9 © А. Г. Абдуллин, В. В. Лихолетов, Е. А. Рыльская, 2021 DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-144-155

5.3.1 Общая психология, психология личности, история психологии

Размышления о пользе пандемии для морально-психологического оздоровления общества

Абдуллин Асат Гиниатович 1,

доктор психологических наук, профессор, старший научный сотрудник кафедры психологии управления и служебной деятельности. ORCID: 0000-0002-0804-6148. E-mail: asatabdullin50@rambler.ru Лихолетов Валерий Владимирович \ доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор кафедры экономической безопасности.

ORCID: 0000-0001-7131-7302. E-mail: likholetov@yandex.ru Рыльская Елена Александровна \ доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии управления и служебной деятельности.

ORCID: 0000-0003-3075-5255. E-mail: rylskaiaea@susu.ru 1 Южно-Уральский государственный университет (НИУ), 454080, Челябинск, пр. Ленина, 76, Россия

Реферат

Введение. Начавшаяся в 2019 г. и охватившая мир пандемия COVID-19 негативно отразилась на морально-психологическом состоянии огромного числа людей. Ученые даже рассматривают ее как масштабный «психологический эксперимент» с долгосрочным эффектом. В статье подчеркивается важность минимизации воздействия этой глобальной угрозы на жизнь и здоровье различных возрастных и профессиональных категорий людей. Цель исследования — системный взгляд на ситуацию как уникальный этап в жизни современного общества, анализ не только отрицательных, но и позитивных эффектов пандемии в свете морально-психологического оздоровления российского общества. Материалы и методы. Используются системный и междисциплинарный подходы, методы сравнительного анализа и концептуального синтеза знаний, моделирования, выдвижения гипотез в виде формулирования противоречий и способов их разрешения, а также их верификации, в том числе на основе пословиц (паремий) как уникальной формы отражения концентрированного жизненного опыта народа. Результаты и обсуждение. Пандемия побудила ученых разных научных школ объединить усилия и рассматривать проблему жизнеспособности общества в единстве его медико-биологических, политико-идеологических, морально-психологических и социально-экономических сторон. Она в очередной раз подтвердила незыблемость вечных социальных идеалов: жизни и свободы, справедливости и достоинства. К сожалению, уровень ежегодной смертности пожилых людей вырос на 200 тыс. человек, но психологической эпидемии в стране не случилось. Затронув все слои общества, пандемия стала своеобразным стресс-тестом, высветив ряд социально-экономических и морально-психологических деформаций в современной России. Она обострила запрос общества на решение проблемы социальной несправедливости и перспективу морально-психологического оздоровления общества. Выводы. Для снижения общей тревожности людей и повышения уровня социального оптимизма в стране исключительно важна опора на живущую в общественном сознании систему социальных идеалов, транслируемых в души людей с помощью разнообразных форм и средств великой отечественной культуры.

Ключевые слова: здоровье; человек; государство; жизнеспособность; пандемия COVID-19; неопределенность; стресс; социальный оптимизм и пессимизм; идеология; культура; идеалы; социальная несправедливость.

Для цитирования: Абдуллин А. Г., Лихолетов В. В., Рыльская Е. А. Размышления о пользе пандемии для морально-психологического оздоровления общества // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 2(85). С. 144-155. DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-144-155

Основные положения:

1. Пандемия COVID-19 — испытание человечества в планетарном масштабе. Повсюду люди, имеющие разные цвет кожи, возраст и профессии, богатые и бедные, осознали, что мир изменился и прежним уже не будет. И без того беспокойный мир дополнительно получил мощное возмущение в виде угрозы жизням людей человека в любой точке Земли.

2. Задолго до пандемии проблема здоровья населения из области медицины перешла на информационно-смысловой и морально-идеологический уровни. Проблему здоровья человека, точнее проблему его жизнеспособности, необходимо рассматривать в неразрывной связи с проблемой жизнеспособности государства.

3. Опора на укоренившиеся в менталитете народов страны социальные идеалы, персонально транслируемые в душу каждого человека посредством разных форм вели-

кой отечественной культуры, включая массив понятных и хорошо знакомых с детства пословиц (паремий), способна снизить тревожность людей в пандемию и повысить общий уровень социального оптимизма.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы.

Здоровье — ключевая ценность жизни каждого человека. Трудно возразить против мысли А. Шопенгауэра: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». В свое время П. И. Калью рассмотрел до 80 определений здоровья, сформулированных учеными различных научных школ в разных странах мира и в различное время [1]. Характеристики здоровья могут быть сведены к следующим концепциям-моделям: а) медицинской (для определений, содержащих медицинские признаки; здоровье как отсутствие болезней и их симптомов); б) биомедицинской

(отсутствие субъективных ощущений нездоровья и органических нарушений); в) биосоциальной (совокупность медицинских и социальных признаков с приоритетом последних); г) ценностно-социальной (здоровье как ценность человека; именно к этой модели относится определение ВОЗ). Анализируя эти концепции, А. В. Вознюк формулирует следующий вывод: «Наиболее полно здоровье как психофизиологическая сущность характеризует состояние целостности человеческого организма, которое обеспечивает функциональную полноту и функциональное же разнообразие этого организма» [2, с. 6].

При системном взгляде на современную жизнь — от решения простейших задач на сообразительность до рассмотрения сложнейших проблем, стоящих перед человечеством, — можно обнаружить один и тот же общий принцип решения. Он состоит в необходимости перехода в надсистему. Хорошо об этом выразился еще Г. К. Лихтен-берг: «Кто не знает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно». Аналогично звучит мысль и других великих людей: «Кто не знает других языков, тот и свой знает недостаточно» (И. В. Гете); «Кто не любит другие народы, тот и свой любить не может» (Н. А. Добролюбов). Специалисты по системоанализу [3] подтверждают надежность «работы» этого принципа выводами, следующими из доказательства теорем К. Гёделя «О неполноте» [4].

Обсуждая тему морально-психологического здоровья населения страны в условиях пандемии COVID-19, необходимо совершить аналогичное вхождение в надсистему. Вспомним мысль Сократа: «Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело, не леча душу». Высокая многомерность понятия здоровья общества в целом и его морально-психологической компоненты в частности вызывают необходимость введения системы ограничений (граничных условий) в процессе проведения анализа. Из теории ограничений систем М. Э. Голдратта [5] известно, что именно нахождением ключевых ограничений, а также умелым последующим управлением весьма малым количеством аспектов системы можно достичь эффекта, намного превышающего результат одновременного воздействия на большинство проблемных областей системы сразу или поочередно.

Статья посвящена аспекту морально-психологического здоровья общества в условиях пандемии СОУШ-19. Ее цель — попытка выявления не только негативных, но и позитивных эффектов пандемии для разных возрастных и профессиональных групп российского общества.

Материалы и методы

В рамках системного подхода мы опирались на выводы, следующие из доказательств теорем К. Гёделя «О неполноте». Согласно им для выявления влияния пандемии на морально-психологическое оздоровление российского общества требуются вхождение в надсистему жизнеспособности государства и анализ не только медико-биологических, но и политико-идеологических и социально-экономических ее сторон. Междисциплинарный подход реализовывался в методах: сравнительного анализа, моделирования и концептуального син-

теза, выдвижения и верификации гипотез в формате генерации противоречий и способов их разрешения. Верификация гипотез также осуществлялась системой афоризмов и пословиц (паремий) как уникальной формы отражения коллективного бессознательного в виде сгустков жизненного опыта, вобравших в себя в единстве продукты работы рационального и эмоционального интеллекта огромного количества людей.

Результаты и обсуждение

Анализ проблемного поля исследования. Все люди, независимо от национальности, культуры и уровня интеллекта, имеют примерно одинаковые потребности. Они желают 1) иметь чувство комфорта и безопасности; 2) испытывать положительные эмоции (любить, вдохновляться, ощущать тепло и близость); 3) поддерживать самооценку и переживать чувство самоуважения; 4) ощущать осмысленность своей жизни в виде самореализации и наличия целей на будущее [6].

По выводам ученых Института психологии, пандемия — угроза всем человеческим потребностям, глобальный травматический стрессор, усиливающийся в ситуации неопределенности. Люди отвечают на нее повышением агрессии по отношению к действиям властей по установлению карантина или к близкому окружению. Нарушение привычного уклада жизни, сокращение числа социальных контактов вызвали эскалацию агрессии в обществе, увеличение случаев домашнего насилия.

В жизни всегда есть неопределенность, однако во время пандемии ее больше, чем обычно. Вирус не изучен, но противоречивой информации о нем много. Свойственное населению России недоверие СМИ, власти и государству лишь усугубляет неопределенность. Ввиду того что пандемия не только угрожает здоровью, но и плохо влияет на экономику, масса людей ощущает угрозу своему благополучию. Испытывая стресс в ситуации неопределенности, люди требуют (от себя и от мира) неких гарантий нормальности. Однако эти требования часто оказываются неадекватными ситуации. Навязчивые мысли изматывают людей, и к тревоге присоединяется депрессия.

Н. Гринберг, рассматривая влияние на психику людей длительного карантина во время атипичной пневмонии, вспышки гриппа ШШ, лихорадки Эбола и других инфекций, отметил такие краткосрочные и долгосрочные проблемы с психическим здоровьем, как рост тревоги, бессонница, эмоциональное истощение и злоупотребление алкоголем и наркотиками [7].

Карантин всегда пагубно влияет на людей с психическими расстройствами и на работников здравоохранения. Для минимизации негативных эффектов нужны достоверная информация о нем с объяснением причин и прогнозом продолжительности, акцентирование внимания на альтруистических задачах, активизация людей на обеспечение безопасности близких и незащищенных слоев населения. Это способствует снижению уровня стресса. С. Тейлор отмечает, что при огромном количестве работ по вакцинации и вирусологии ученые уделяют слабое внимание психологическим факторам, хотя они исключительно важны для понимания социальных проблем: распространения

страха, стигматизации и ксенофобии [8]. Частота симптомов тревоги и депрессии в стране составляет в среднем от 16 до 28%, они сопровождаются нарушениями сна и в 8% случаев — выраженным стрессом [9]. Психологические проблемы — «долгоживущие». Хорошо известно, что у многих переболевших (а таковых более 80%) длительное время после физического восстановления проявляются посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР).

Оценивая самочувствие россиян, директор Института исследований проблем психического здоровья В. Д. Мен-делевич отмечает отсутствие «психической эпидемии» как в России, так и за рубежом. По его мнению, в массовом сознании людей сегодня не наблюдается симптомов, описанных В. М. Бехтеревым в работе «Внушение и его роль в общественной жизни». В ней, опубликованной еще в 1898 г., рассмотрен феномен различных массовых состояний, например бесоодержимости, которые возникали в разное время и в разных странах и нередко требовали военного вмешательства для восстановления спокойствия 1. Пандемия, безусловно, способствует проявлению деструктивных психических реакций у здоровых людей в виде тревоги, страха, фобий, навязчивости и депрессии, искаженного восприятия реальной ситуации. Однако значительная часть россиян чаще говорит о скуке на самоизоляции, чем о тревоге и страхе (табл. 1).

Таблица 1. Отношение россиян к COVID-19, по опросу

Фонда общественного мнения 2 (Table 1. The attitude of Russians to COVID-19 according to the survey of the Public Opinion Foundation)

Показатели Доля ответов, %

Не боятся заразиться коронавирусом 40

Не желают проходить тест на СОУШ-19 57

Не соблюдают домашний режим 38

Моют руки не чаще, чем всегда 28

Не ограничили общение 19

Нейропсихолог Ж. Брюер подробно описал механизм панического состояния под влиянием острого стресса [10]. Участки мозга, отвечающие за эмоции, например миндалевидное тело, могут быть частично блокированы под влиянием действий префронтальной коры, отвечающей за выработку интеллектуальных сложных решений. Если негативные эмоции побуждают действия «стой, бей и беги», то переключение внимания на мыслительную деятельность по прогнозированию событий и планированию действий помогает снять состояние тревоги. Однако для этого у человека должна быть полная информация для анализа и принятия рационального выбора.

Д. Канеман и А. Тверски настаивают на необходимости преодоления ситуации неопределенности и подсказок решений в ситуациях риска. Они делают акцент на том, что люди недооценивают маловероятные исходы по сравнению

с наиболее достоверными. Эта тенденция, известная как «эффект достоверности», способствует неприятию риска в ситуациях, включающих вариант верного выигрыша, и появлению склонности к риску в ситуациях, включающих вариант верного проигрыша. Люди, увы, как правило, отбрасывают общие для всех перспектив элементы. Эта тенденция, известная как «эффект изоляции», ведет к противоречивым предпочтениям в случаях, когда один и тот же выбор представлен в разных видах [11].

Тейлор считает, что, опираясь на коллективный опыт представителей разных религий и культур, важно выйти на путь «просветления» — вхождения в высокие состояния сознания под воздействием глубинных переживаний. Социальные контрасты вызываются утратой состояния гармонии. Смена деятельности, поиск самореализации, нового хобби, обретение радости жизни во всех ее проявлениях — вот его рецепты выхода из кризиса [12].

Сравнивая описание паники в фильмах о катастрофах и реальность, зарубежные ученые отмечают, что большинство людей справляется с опасностью, сохраняя самообладание и руководствуясь правилами морали. Однако порой они поддаются эмоциональному заражению, совершая непонятные действия, скупая вместе с продуктами в неимоверных количествах, например, туалетную бумагу. Интернет распространил эти реакции людей на территориях многих стран. Тогда как привыкшие к опасностям землетрясений и других стихий жители Японии, Новой Зеландии в период пандемии, напротив, ведут себя более осознанно и рационально. У них выработано умение преодолевать стресс и планировать коллективные действия, просчитывая риски.

Отечественными учеными внесен большой вклад в изучение психологии человека в экстремальных условиях, описаны позитивные паттерны поведения, помогающие выжить в агрессивной среде [13; 14]. Огромный опыт накоплен за 60 лет в СССР, России, Европе и США в данном направлении специалистами в области космической медицины и психологии [15-19].

Рекомендации ВОЗ и Международного Красного Креста препятствуют попыткам ряда зарубежных корпораций нагнетать панические настроения, чтобы воспользоваться ситуацией для предложения на рынке выгодных им «рецептов от вирусной инфекции». Эти организации выпустили инструкции по обучению граждан правильным действиям и профилактике национальной вражды, в них указано на недопустимость использования пугающих мифов и сравнения пандемии COVID-19 с апокалипсисом. К сожалению, в домашней изоляции люди часто смотрят телепередачи и пользуются Интернетом, где немало однообразной и токсичной информации, нагнетающей негативные состояния. Исследования Калифорнийского университета позволили выявить цепочку «эмоционального заражения» с помощью социальных

1 Пандемия стала «психологическим экспериментом» с долгосрочным эффектом. URL: https:// tass.ru/obschestvo/8381327 (дата обращения: 30.04.2020).

2 Допугапись: россияне перестали бояться коронавируса. URL: https://www. pravda.ru/news/society/1501309-perestali_ boyatsya_koronavirusa/ (дата обращения: 26.05.2020).

сетей, которую нельзя предотвратить, но можно минимизировать. Для этого Я. Дебец (кафедра психиатрии Мичиганского университета) предлагает организовывать в СМИ и социальных сетях выступления уравновешенных и авторитетных лидеров, способных мобилизовать население на конструктивные действия. Информация должна сопровождаться пошаговыми инструкциями, ведь в стрессовом состоянии сложно усваивать нюансы. Полезно прерывать прослушивание и чтение новостей, использовать видеоряды, помогающие формированию спокойствия. Снижение двигательной нагрузки ослабляет иммунную защиту организма в условиях домашнего карантина, поэтому бодрая коллективная гимнастика по радио или телевидению может ослабить психологическое напряжение и обеспечить оздоровительный эффект.

Ученые Национальной академии наук США особое внимание уделяют работе с самой уязвимой в пандемии группой населения — пожилыми и тревожными людьми. Им рекомендовано снизить число просматриваемых программ новостей и читать меньше соответствующей литературы. Это напоминает «Собачье сердце» М. А. Булгакова, где профессор Преображенский во избежание язвы желудка призывал запретить больным читать советскую прессу. Беседы по телефону и Интернет не могут заменить живого общения, лечения не только лекарствами, но и словами. Следует озаботиться здоровьем мозга, чтобы предотвратить депрессии и психические заболевания. Здоровое питание и физическая активность, снижение массы тела помогают сохранить в порядке не только печень и сердце, но и мозг. Отказ от вина и никотина, полноценный сон также оздоравливают психосоматику [19].

Этико-психологические аспекты пандемии коронави-русной инфекции стали весной 2020 г. темой заседания комитета по биоэтике при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО 3. Наукой доказано, что уцелевшие в эпидемиях люди живут дольше, а это приводит к мысли об исключительной роли целеполагания, воли и смыслов в жизни людей. Результаты эпидемиологических исследований свидетельствуют, что именно наличие целей в жизни положительно влияет не только на психическое, но и на телесное здоровье. Это касается болезни Альцгеймера, когнитивных нарушений позднего возраста, инсульта и инфаркта миокарда у лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Безусловно, индивидность целей требует разных форм самореализации. Одни люди осознают, что важно не передать инфекцию людям из групп риска, другие реализуются в саморазвитии, поддержке близких и волонтерстве. Часто волонтерами становятся люди, которые сами переболели. Это подтверждает выводы психологов о том, что психические травмы резко изменяют базисные убеждения личности о доброжелательности окружающего мира, о его справедливости и значимости собственного «Я». Ценности отнюдь не

возникают вследствие советов или рекомендаций [20; 21]. Они обнаруживаются лишь через переживание и страдание, что уже давно верифицировано пословицами как сгустками народной мудрости: «Кто не болел, тот здоровью цены не знает»; «Страдания дали скалам — те не выдержали; тогда отдали их человеку».

Известна пословица: «Не было счастья, да несчастье помогло». По мнению Президента РАО и Президента Российского психологического общества Ю. П. Зинченко, психологи сегодня оказались в ситуации включенного эксперимента. Пандемия интенсифицировала взаимодействие психологов мира и обмен информацией. Сейчас в постоянном контакте с Россией работают ученые около 40 стран. По поручению правительства страны Российской академией наук (РАН) создан Научный центр психологии и социологии чрезвычайных ситуаций (ЧС), призванный решать комплекс задач по анализу проблем, возникающих в обществе во время ЧС, в том числе и эпидемий 4.

По исследованиям ученых, информация о корона-вирусе влияет на людей по-разному. Предпринимаются попытки классифицировать варианты типичного поведения в условиях пандемии (табл. 2).

Таблица 2. Типология лиц по отношению

к пандемии COVID-19 (Table 2. Typology of individuals in relation to the COVID-19 pandemic)

Тип Характеристика

Скептики Считают, что угроза преувеличена, но трезво оценивают ее экономические последствия. Эти люди переживают сейчас наиболее высокий стресс

Алармисты Считают, что все значительно хуже, чем об этом говорят в СМИ. Выступают за принятие более жестких мер, чем в настоящее время, так как уверены, что нельзя полагаться на благоразумие сограждан

Фаталисты Убеждены, что контролировать ситуацию невозможно. Будущее для них пессимистично. Именно этот тип реакции чаще всего сочетается с верой в конспирологические теории и с поиском врагов

Оптимисты Считают угрозу серьезной, но верят, что, выбирая самоизоляцию, можно внести вклад в сдерживание пандемии

Становится ясно, что информационно-смысловой компонент пандемии гораздо более значим, чем медико-биологический. Однако полный отказ от чтения новостей о пандемии в условиях глобальной цифровизации уже невозможен и неконструктивен. Называя в качестве важных факторов 1) необходимость поддержки системы здравоохранения страны, 2) внушение людям уверенности в том, что они своими действиями способны защитить себя и других, 3) сострадание к заболевшим, а также ко всем, кто пострадал или может пострадать, отечественные ученые делают акцент на важности перехода от логики алармизма к логике позитивных целей 5.

3 Пандемия стала «психологическим экспериментом» с долгосрочным эффектом. URL: https://tass.ru/obschestvo/8381327/ (дата обращения: 30.04.2020).

4 Там же.

5 Брянский профессор РАН Тимофей Нестик назвал 4 типа отношения к пандемии. URL: https://riastrela.ru/p/38458/ (дата обращения: 13.05.2020).

Специфика пандемии СОУШ-19 в сравнении с другими видами эпидемий, знакомых человечеству, состоит в ее информационном сопровождении, создаваемом СМИ и интернетом. Эксперты отмечают также ее «странный» характер, не укладывающийся в привычные схемы интерпретации [22]. Именно поэтому, на наш взгляд, в публикациях психологов [23] заметно повышение внимания к концепциям героев и героического, к логотерапии В. Э. Франкла [24]. В переломные времена люди всегда воскрешают образ человека-героя, ведь серьезные изменения социально-экономической жизни требуют индивида, адекватного меняющемуся миру [25].

Исторически доказано, что выживают лишь те государства, где рождаются герои, подражание которым способствует как личному духовному здоровью человека, так и общества в целом. Сегодня в России проводится сознательная дегероизация. Философы отмечают, что на любом российском телеканале ей уделяют так много внимания, что скоро не останется не только в советской, но и вообще в русской истории ни одной заметной личности, достойной уважения потомков [26, с. 210].

Пандемия СОУШ-19, на наш взгляд, резко обострила запрос общества на социальный оптимизм, инициировала научный интерес к междисциплинарным морально-психолого-идеологическим исследованиям на стыке философии, политологии, психологии, физиологии, социологии и экономики.

Многомерного человека важно изучать в единстве, однако в современных науках продолжается процесс его «расщепления» [27]. Ряд ученых-антропологов выступает за союз психологии и религии в познании человека. В 1997 г. вышла статья Б. С. Братуся «К проблеме человека в психологии», где предметом науки провозглашена уникальность духовных феноменов внутреннего мира человека, а развитие рассматривается как очеловечивание индивида, устремленного к Богу. В. Д. Шадриков также пишет, что «восхождение к духовности трудно понять без обращения к Богу» [28, с. 29]. Однако не следует забывать, что религия — это часть «более полной», по мысли Гёделя, системы-идеологии. Жизнь без цели, ценностей и идеалов ведет людей к пьянству, преступлениям, самоубийствам и пр. Сущность человека сегодня отражают не столько биологические потребности и социальные условности, сколько персональные ценности.

При этом здравоохранением еще не поняты пути профилактики заболеваний на духовно-нравственной основе. Хотя «индивидный фактор» обусловливает до 70-85% новых обращений за медицинской помощью, у официального здравоохранения страны сегодня нет даже концепции, вытекающей из общей теории здоровья [26, с. 207]. По мнению ученых, наше государство все более приобретает виртуально-декоративный характер по отношению к подавляющему большинству граждан, «проявляясь» в реальности лишь в случае проведения выборов или угрозы существующему строю.

В органической теории идеология — базис, а не надстройка. Единство общества как организма — в сплетении представлений и ценностей, лежащих в его фун-

даменте. Они пронизывают, подобно нервной системе, «социальную ткань» общества. Отрицать идеологию — значит отрицать государство как форму самоорганизации общества [29, с. 29]. По мысли ученых, анализ темы «жизнеспособность государства» полностью меняет местами позиции с материальной на духовную. Напомним, что в основе возникновения СССР лежало мировоззрение, определявшее все базовые стороны жизни людей.

Упрощенно подойдя к понятию идеологии, власти провозгласили в Конституции России (ст. 13) отказ от государственной (обязательной) идеологии. В итоге граждане страны стали участниками эксперимента, которого человечество еще никогда не ставило, — жизни без моральных ценностей и духовных ориентиров [26, с. 196-197].

В свете понимания важности учета персональных ценностей («индивидного фактора») человека, столкнувшегося с угрозами пандемии СОУШ-19, попробуем сгенерировать систему рабочих гипотез. Для этого сформулируем противоречие в виде «физического противоречия» в трактовке, принятой в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [30, с. 21]. Это тот случай, когда к одной и той же части системы предъявляются взаимопротивоположные требования (требования единства-дополнительности противоположных свойств одного объекта). На уровне отдельного человека это звучит как «человек: здоровый (+) и больной (-)», а на уровне общества — «общество: здоровое (+) и больное (-)», где знаками (+) и (-) обозначены противоположные, полярные свойства систем. Далее можно расписать способы (варианты) разрешения этого противоречия во времени, пространстве и структуре (или иерархии) систем (табл. 3). Эти варианты будем далее рассматривать как рабочие гипотезы, которые необходимо подтвердить или опровергнуть.

Проведенный выше анализ проблемного поля выводит на необходимость рассмотрения состояния здоровья или болезни человека, а также общества предельно широко — в единстве медико-биологических, морально-психологических и социально-экономических аспектов.

Обратимся к первому способу разрешения противоречия «человек: здоровый (+) и больной (-)» разделением (иначе, разведением) противоположных свойств в пространстве. Он указывает на хорошо известный способ необходимости изоляции заболевших людей и важности самоизоляции (для людей, еще здоровых). Этот вариант можно рассматривать и как интерпретацию территорий, где инфекция уже есть и ее (какое-то время) нет, например, в силу недоступности (малонаселенности) территории (Ухань в Китае и дальний поселок на Чукотке в России). Данный вариант-гипотезу можно рассматривать в пространственном плане как различие территорий по уровню противодействия распространению инфекции. Здесь вызывает интерес Куба — лидер по расходам на медицину в Латинской Америке (более 10% от ВВП страны). Ее фармацевтика производит основные препараты, а с учетом большого числа докторов Куба даже смогла отправить в пандемию более 1 тыс. специалистов на помощь в 20 стран мира [31]. Сегодня продолжитель-

Таблица 3. Сущность формулировок гипотез как способов разрешения противоречия на примере

«человек: здоровый (+) и больной (-)» (Table 3. The essence of the formulation of hypotheses as ways to resolve the contradiction on the example of «man: healthy (+) and sick (-)»)

Способы разрешения Формулировка

Разделением противоположных свойств в пространстве (1)* Человек в каком-либо месте (пространстве) здоров, в другом месте (пространстве) болен (при анализе на уровне общества: люди в одном месте здоровы, в другом месте больны)

во времени (2) Человек в один период времени здоров, а в другой период времени болен (был здоров, затем заболел или, наоборот, был болен, а затем выздоровел)

Удовлетворением противоположных свойств путем изменения свойств системы (3) Человек одновременно и одноместно здоров и болен (способ «И-И» — своеобразный «фазовый переход» (это момент мутации, сочетания старого и нового))

Разрешением противоречия за счет перехода в надсистему (4) Человек в системе (а это он сам — человек) здоров, а в надсистеме (человек + окружающие его системы) — болен

в подсистему (5) Человек в системе (а это он сам — человек) — здоров, а в подсистеме(ах): его органах, клетках — болен

к альтернативной системе (6) Человек в системе (а это он сам — человек) здоров, а в альтернативной системе (это уже другой человек) — болен

к антисистеме (7) Человек в системе (а это он сам — человек) здоров, а в антисистеме (античеловек) — болен

Примечание. Звездочкой (*) помечена нумерация гипотез.

ность жизни на Кубе почти 78% (на уровне США и ФРГ, для сравнения: в Китае — 76%, а в России — около 73%), грамотность населения — 99,71%. При этом сразу вспоминается пословица «Хорошо там, где нас нет». Однако среди паремий, иллюстрирующих эту гипотезу, есть и другие: «Где пиры да чаи, там и немочи», «Где просто, там живут лет до ста», «Где песня льется, там здоровее живется». В их числе пословицы с конкретным указанием места оздоровления: «Баня — мать наша: кости распаришь, все тело поправишь».

Второй способ разрешения данного противоречия путем разделения (разведения) противоположных свойств во времени тривиален, ведь симптомы болезни проявляются (развиваются) и исчезают во времени. Это зависит от среднего периода инкубационного течения болезни, времени формирования (выработки) популя-ционного иммунитета и т. д. Приведем пословицы, верифицирующие этот способ-гипотезу: «Поздно щуке на сковородке вспоминать о воде», «Схватился Савва, как жена сшила саван», «Время придет — слезы утрет», «Был дуб, а стал сруб; время прибудет, и того не будет».

Третий способ, который реализуется путем изменения свойств системы, может быть интерпретирован как процесс борьбы иммунной системы организма человека с инфекцией и выработки «внутренних» лекарств. Сегодня известно, что заболевание коронавирусной инфекцией СОУШ-19 может проходить бессимптомно. Вообще, понятие «здоровье» занимает сегодня основное место в медицине. Есть огромное различие в химическом составе, энергии и обмене веществ, строении, функционировании систем у больных и здоровых людей. Ведь заключение медика <«ап^» — «здоров» — в определенной мере условно. Компромиссом при оценивании индивидуальных особенностей больного и здорового человека стало использование

термина «практически здоров». Морально-волевой аспект этой гипотезы неплохо отражает пословица: «Больной от могилы бежит, а здоровый в могилу спешит».

Для живых организмов этот способ разрешения противоречия «И-И», например, отражает состояние спячки или анабиоза. У многоклеточных организмов замедление жизнедеятельности до почти полной остановки ярко характеризует состояние споры. Пример данного способа — феномен ламы Даши-Доржо Итигэлова из Бурятии6 [32]. Заметим, что в свете морально-психологической направленности нашей статьи любопытно завещание ламы Итигэлова потомкам: «Чтобы обрести отдушину в вечности, надо постоянно помогать людям» (!).

Четвертый вариант разрешения сформулированного выше противоречия (за счет перехода в надсистему) можно интерпретировать на разных иерархических этажах — от нано- до макроуровня. Человеку достаточно одного контакта с носителем вируса, чтобы заболеть. При нахождении в более широком социальном окружении вероятность инфицирования, естественно, многократно возрастает (вспомним пословицу: «Болезнь не по лесу ходит, а по людям»). Можно переформулировать противоречие и в обратном направлении — «человек: больной (+) и здоровый (-)». Ведь знак плюс или минус — это лишь обозначение (кодирование) состояний (свойств) системы. Человек в системе может быть болен, а в над-системе (человек + лекарственный препарат) — здоров. Народная мудрость дает и здесь самые надежные рецепты: «Болезнь — не беда, коли есть хлеб да вода: хлеб выкормит, вода выпоит»; «Нет плохой погоды — есть плохая одежка» (социально-экономический аспект). Но в пословицах отражена и морально-психологическая сторона: «Не рад больной и золотой кровати»; «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу».

6 Батенеева Т. Виктор Звягин: «Изучение тела ламы — захватывающая научная задача» // Известия. 2004. 10 дек. https://pp.omamvd.ru Psychopedagogy in Law Enforcement. Volume 26, No 2(85). 2021

Пятый вариант (гипотезу) можно понимать как случай еще не проявившегося заболевания. Вирус в организме уже есть, но он не проявился — не привел к заболеванию (инкубационный период течения болезни). Морально-психологический и социально-экономический аспекты этого варианта хорошо отражают пословицы: «Плоть грешна, да душа хороша»; «Рожа не гожа, да душа пригожа»; «Не ела душа чесноку, так и не воняет» (или наоборот: «Душа согрешила, а тело в ответе»; «Шуба ено-това, а душа промотана»).

Шестой вариант следует понимать так: болезнь овладела не рассматриваемым нами, а другим человеком (альтернативной системой) по отношению к оставшемуся вполне здоровым. Хорошо известны и поучительны следующие фразеологизмы и пословицы: «С больной головы да на здоровую»; «В здоровом теле — здоровый дух»; «Добрый человек здоровее злого»; «Нищий болезней ищет, а к богатому они сами идут»; «Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Седьмой вариант (гипотеза) может трактоваться случаем, что болезнь овладела не человеком, а его противоположностью. В связи с этим важно определиться с обликом (характеристиками) античеловека. Эта тема всегда была интересна широкому кругу исследователей — от теологов, философов, историков и психиатров до писателей-фантастов [32-35].

Человек многомерен. Физиологическая компонента нужна для выполнения им ряда биологических функций и сочетается с некой таинственной материей (мыслью, разумом, душой), неуловимость которой породила исторически когнитивный конфликт и единство материального и идеального.

Существуют достаточно корректные модели, вобравшие в себя непротиворечивые взгляды о человеке (религиозные и научные). Например, модель С. С. Сулакшина построена в трех осях: био-, социо- и сологе-неза (последнее от англ. soul — душа). Он отмечает, что пределы био- и социоразвития нам уже достаточно понятны (из прогресса в сферах большого спорта и кооперативного бытия, строительства социальных государств),

а вот третья — социогенетическая ось (ось нравственного прогресса) — в данной модели ориентирована вертикально вверх и связана с движением к истинному человеку [36, с. 25-27]. Систематизация поведенческих характеристик человека в диапазонах шкал (от - 100 условных единиц через ноль до + 100 условных единиц) позволяет вполне четко сформировать признаки понятия «античеловек» (табл. 4).

Начиная с античности и заканчивая эпохой модерна, государства проводили разграничение мира ценностей и мира аморальности, содержащего те негативные идеи, что принято называть «антиценностями». Мир последних, опора и внутренний источник которого — античеловечность как таковая плюс ее синтез с рядом нейтральных качеств человека, так же разнообразен, как и ценностный мир. Большая часть антиценностей человека обращена вовне и потому связана с областью властно-политических отношений [37].

В русском языке нравственность и безнравственность тождественны добру и злу. Все, что двигает человека направо (табл. 4), к человеку истинному, трудовому и коллективному, мотивируемому нематериальными ценностями, терпимому, сопереживающему и креативному, ценящему человеческую жизнь, стремящемуся к совершенству и духовному удовлетворению, — это добро. Все, что движет человеком в обратную сторону, есть зло [36, с. 31].

Пандемия СОУШ-19 мощно «встряхнула» мир, став своеобразным стресс-тестом. Было закрыто большинство учебных заведений, причем только эти изменения затронули до 1,5 млрд человек. Пандемия подняла вопрос «цифрового неравенства», напомнив, что у 40% населения Земли до сих пор нет доступа к сети Интернет [38]. Все системные последствия пандемии пока оценить трудно. Однако можно судить не только о ее медико-психологическом аспекте, но и о ряде других воздействий на жизнь различных категорий граждан страны (табл. 5.).

Начнем с детей дошкольного возраста. Вложения в развитие социально-культурных навыков детей (настойчивости, мотивации, уверенности в себе) дают большую экономико-социальную отдачу, чем инвестиции

Таблица 4. Модель поведенческих характеристик человека по Сулакшину (Table 4. Sulakshin model of human behavioral characteristics)

Степени очеловечивания человека

Античеловек (-100) Нечеловек (0) Человек (+100)

1 Отъем благ Рента Труд

2 Эгоизм Индивидуализм Коллективизм

3 Стяжательство Материальность Нематериальность

4 Реакционность Консерватизм Инновационность

5 Корысть Прагматизм Альтруизм

6 Человеконенависть Неприятие иного Терпимость к иному

7 Презрение Безразличие Сопереживание

8 Догматизм Пассивность ума Креативность

9 Извращенец Страсть — секс Любовь — семья — дети

10 Садист Пренебрежение жизнью Ценность жизни

11 Разрушитель Нетребовательность Стремление к совершенству

12 Плотский гедонизм Плотское удовлетворение Духовное удовлетворение

Таблица 5. Влияние пандемии на жизнь и деятельность граждан России (Table 5. The impact of the pandemic on the lives and activities of Russian citizens)

Категория граждан Характер влияния и комментарий

Негативный Позитивный

Дети дошкольники (3-7 лет) Проблемы: 1) дежурные группы (разновозрастные): а) 87% методистов и воспитателей не готовы в них работать; б) трудности работы музыкальных работников и логопедов; 2) организации дистанционного воспитания-образования: а) «цифровая» и материальная неготовность персонала — более 50%; б) 83% родителей не имеют времени и желания (!) на работу с детьми, 14% — компетентности [39] Лишь у 13% воспитателей проблем не возникло. Выявлено наличие большой социальной проблемы: современные родители не хотят и не готовы заниматься детьми (!). При этом лишь 3% детей не желают выполнять задания (!), т. е. все проблемы у взрослых

Средняя школа (7-17 лет) Недостаточность инфраструктуры широкополосного Интернета в стране. Слабость материальной базы школ и финансирования системы образования. Низкий уровень цифровой грамотности части педагогов, нехватка образовательного контента надлежащего качества. Пандемия вскрыла уровень бедности населения страны (невозможность приобретения средств коммуникации: компьютеров, планшетов и пр.), уровень образовательного и цифрового неравенства населения в стране [40] Осознание, что потеря «живого общения» невосполнима. Обострение проблемы социального неравенства, бедности народа. Выявлены новые возможности «цифровизации» для обучения и развития детей. В самоизоляции родители вынужденно ознакомились с содержанием образовательного процесса, стали ближе к детям

Молодежь (14 до 30 (35) лет) Выявились негативные черты дистанционного обучения для студентов, а удаленная форма трудовой занятости для работающих — проблемы на рынке труда молодежи Мир узнал о реакции властей Испании, Италии, где студентам выдали смартфоны и компьютеры. Франция начала прямые выплаты студентам. США, ФРГ оказали матпомощь студенческим союзам, в Канаде — подняли размер стипендий

Учащаяся молодежь По оценкам экспертов, один потерянный молодым человеком учебный год эквивалентен потере от 7 до 10% дохода в течение жизни 7

Для молодежи соцсети — главный источник информации, а в 88% в них информация о СОУГО-19 — дезинформация. Это снижает доверие к мерам государства против пандемии 8 Поддержка информационных инициатив молодежи против СОУШ-19 правительствами в ряде стран мира 9

Работающая молодежь В 2018 г. каждый второй безработный в России — молодой человек 20-30 лет [41]. В пандемию число рабочих мест снизилось [42] Созданы дополнительные рабочие места выпускникам, определены субсидии и налоговые льготы работодателям (в США, ФРГ)

Экономически активное население Пострадали сектор туризма и связанные с ним сферы размещения-питания, из-за ограничений контактов людей «просели» сферы, ориентированные на прямые контакты с потребителями (быта, спорта, культуры и развлечений), резко сократился пассажиропоток. Кризис затронул свыше 60% малых, средних и крупных предприятий России [43] Главный положительный урок пандемии (со стороны этой категории людей) — обострение внимания общества к несовершенству системы здравоохранения в стране, осознание острой необходимости социальных перемен

Экономически неактивное население Часть населения, не имеющая работы в течение определенного периода времени (но небезработные), в пандемию оказалась в наиболее трудном положении Положительно в морально-психологическом плане на данные группы людей влияет перспектива бесплатной вакцинации от СОУГО-19, а также гордость за то, что страна еще не утратила достижений СССР в сфере организации здравоохранения и вирусологии и первой в мире создала эффективную вакцину «^р^шк-У», продолжает создание линейки других вакцин и препаратов

Пожилые люди (пенсионеры) Плохо одиноким и живущим в большой семье. Вне столиц с развитой системой соцобслуживания ситуация тяжелая 10. Дискриминация по возрасту: «Ни шагу из дома» (весной им запретили гулять). Старикам, особенно сельским, недоступны поликлиники, волонтеров там нет. У многих из них нет телефонов, социальные службы не знают, живы ли они. По предварительным данным, в стране умерло на 200 тыс. пожилых больше, чем в 2019 г. [44]

7 Пандемия коронавируса может болезненно отразиться на уровне жизни молодежи : исследование. URL: https://expert. ru/2020/09/4/pandemiya-korona-virusa-mozhet-boleznenno-otrazitsya-na-urovne-zhizni-molodezhi---issledovanie/ (дата обращения: 30.04.2020).

8 Там же.

9 Там же.

10 Названы главные проблемы российских пенсионеров в пандемию. URL: https://www.mk.ru/social/2020/10/20/nazvany-glavnye-problemy-rossiyskikh-pensionerov-v-pandemiyu.html (дата обращения: 30.04.2020).

в социальные программы [45]. Возраст до 6 лет является ключевым, а «упущенное время дошкольника» значит больше и для ребенка, и для экономики в целом, нежели недополученные знания школьников. Вместе с тем потеря знаний и навыков в лоне школы, обусловленная пандемией, также весьма значима для будущей социализации и профессиональной адаптации молодежи в жизни.

Сегодня в условиях роста значимости цифровых технологий в образовательном процессе все более популярными становятся смешанное обучение и обучение по запросу. В мире набирает темпы тенденция к персо-нализации образования [46]. В свете этих изменений, на которые наложила отпечаток и пандемия, идет осознание широким кругом родителей, школьников, педагогов и студентов исключительной важности технологий самообразования и саморазвития. Это следует признать позитивным эффектом текущей пандемии.

Пандемия пагубно воздействует на социально не защищенные категории граждан страны. Так, 86% из 118 экспертов, опрошенных отечественными психологами, сообщили, что режим самоизоляции повлиял на них значительно или умеренно. Отношение к власти страны не изменили 59% опрошенных. Хотя у 25% оно даже ухудшилось, однако во время эпидемии, по мнению большинства экспертов, власть не допустила существенных ошибок [22]. Весьма позитивно на патриотическом настроении общества отразились действия руководства страны в мае-июне 2020 г. — во время мероприятий, посвященных празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне [46; 47].

Однако российская пресса, аудиовизуальные средства массовой коммуникации и информационные службы оказались в пандемию «не на высоте». Не случайно практически половина опрошенных отечественными психологами экспертов согласились с тем, что информация об эпидемии в стране искажалась [22].

Трудно возразить ученым, утверждающим, что физическое выздоровление человека и государства начинается на

духовном уровне. Нельзя заставить человека принять какую-то религию или идеологию, но есть незыблемые критерии нравственности, предав забвению которые человечество наносит себе непоправимый урон [26, с. 217-218].

Выводы

Каждый человек индивидуален и находится в поисках смысла своего существования, ищет ответ на порой не заданные вопросы о своем будущем. Ответ, как ни странно, находится в сфере, знакомой человеку с самого раннего детства, — в слое предельно кратких и высокоэмоциональных форм народной мудрости. Пословицы (паремии) как значимый слой человеческой культуры являются продуктом многовековой работы коллективного человеческого разума. Это точно подметил в своем монологе «Спасибо» М. М. Жванецкий: «Что толку вперед смотреть, когда весь опыт — сзади?». Обращение к пласту культуры, лежащему в надсистеме текущих проблем человечества, способно, по нашему мнению, снизить тревожность и повысить в целом социальный оптимизм народа. Люди понимают, что были времена и похуже, чем пандемия СОУШ-19. Оптимизм подкрепляется множеством фактов проявления живучести социальных идеалов в массе российского народа (это феномены «Бессмертного полка», добровольчества, помощи незнакомым людям в пандемию и т. п.).

Испытания, как известно, очеловечивают человека, способствуют его нравственному оздоровлению. Думаем, что пандемия СОУШ-19 не станет исключением, и современное российское общество вынесет из нее позитивные нравственные уроки, важные для наращивания социального оптимизма.

Перспективы. Понимая невозможность осмысления в рамках отдельного исследования множества всех как отрицательных, так и положительных эффектов пандемии, считаем перспективным более глубокий совмещенный анализ ее социально-медико-биологических, информационно-психологических и морально-психологических граней.

Список литературы

1. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. М., 1988. 67 с.

2. Вознюк А. В. Фундаментальные факторы здоровья человека. Житомир, 2020. 468 с.

3. Птушенко А. В. Системная парадигма права. М., 2004. 448 с.

4. Успенский В. А. Теорема Гёделя о неполноте в элементарном изложении // Успехи математических наук. 1974. Т. 29, Вып. 1(175). С. 3-47.

5. Goldratt М. Eliyahu, Cox Jeff. The Goal: A Process of Ongoing Improvement. North River Press, 1984. 384 р.

6. Падун М. Как справиться с тревогой во время длительных кризисов. URL: https://postnauka.ru/questions/155081 (дата обращения: 16.04.2020).

7. Brooks S. K., Webster R. K., Smith L .E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., Rubin G. J. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. The Lancet. 2020. 395 (10227). Рр. 912-920.

8. Taylor Steven. The Psychology of Pandemics. Cambridge Scholars Publishing, 2019. 175 р.

9. Островский Д. И., Иванова Т. И. Влияние новой коронавирусной инфекции COVID-19 на психическое здоровье человека (обзор литературы) // Омский психиатрический журнал. Спецвыпуск. 2020. № 2(24). С. 4-10. DOI: 10.24411/2412-8805-202010201.

10. Brewer J. The craving mind: from cigarettes to smartphones to love — why we get hooked and how we can break bad habits. Yale University Press, 2017. 256 р.

11. Канеман Д., Тверски А. Теория перспектив: анализ принятия решений в условиях риска // Экономика и математические методы. 2015. Т. 51, № 1. С. 3-25.

12. Taylor Steven. The Leap: The Psychology of Spiritual Awakening. New World Library, 2017. 320 р.

13. Абдуллин А. Г. Психология человека в условиях социальной нестабильности. Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Е. Головей. СПб., 2003. С. 81-87.

14. Абдуллин А. Г. Психологические последствия техногенных катастроф в Уральском регионе : монография. Сибай, 2020.

190 с.

15. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989. 304 с.

16. Газенко О. Г., Пестов И. Д., Макаров В. И. Человечество и космос. М., 1990. 246 с.

17. Юсупова А. К., Гущин В. И., Ушаков И. Б. Коммуникации космических экипажей в реальных и моделируемых космических полетах. М., 2008. 200 с.

18. Kanas N., Manzey D. Space Psychology and Psychiatry. California and Dordrecht: Springer, 2008. 249 р.

19. Amen Daniel G. Magnificent Mind At Any Age: Natural Ways to Unleash Your Brain's Maximum Potential. Three Rivers Press, 2009. 352 р.

20. Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Toward a new psychology of trauma. NY: Free Press, 1992. 256 р.

21. Падун М. А., Котельникова А. В. Психическая травма и картипа мира: теория, эмпирия, практика. М., 2012. 204 с.

22. Юревич А. В., Юревич М. А. COVID-19: Результаты второго экспертного опроса. URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/ institut_p/covid-19/kommentarii-eksp/ur3.html (дата обращения: 27.01.2021).

23. Падун М. А. COVID-19: риски психической травматизации среди медицинских работников. URL: http://www.ipras.ru/ cntnt/rus/institut_p/covid-19/ kommentarii-eksp/m-a-padun-covid-19-riski-psihich.html (дата обращения: 27.01.2021).

24. Frankl V. E. Ein Psycholog erlebt das Konzentrationslager: Österreichische Dokumente zur Zeitgeschichte / Hrsg.: A.Tesarek. Wien, 1946. 130 S.

25. Ольшанский Д. В. Основы политической психологии. Екатеринбург, 2001. 496 с.

26. Соколова Р. И. Жизнеспособность государства и здоровье человека // Философия пауки и техники. 2008. № 13. С. 195-220.

27. Лихолетов В. В. От знаковых систем — к решению проблемы «сборки» целостного человека: проба концептуального моделирования // Мир пауки. Педагогика и психология. 2019. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/128PSMN619.pdf.

28. Шадриков В. Д. Духовные способности. М., 1998. 104 с.

29. Соколова Р. И. Сможет ли Россия выжить впе идеологии? // Философские пауки. 2014. № 1. С. 20-30.

30. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная паука. М., 1979. 175 с.

31. Новиков С. Как властям Кубы удается держать коропавирус под контролем. URL: https://rg.ru/2020/05/01/kak-vlastiam-kuby-udaetsia-derzhat-koronavirus-pod-kontrolem.html (дата обращения: 01.05.2020).

32. Бадью А. Этика: очерк о созпапии зла / пер. с фр. В. Е. Лапицкого. СПб., 2006. 124 с.

33. Сидоренко Ю. И. Психофизиологические основы морали : автореф. дис. ... д-ра филос. паук. Кострома, 2006. 47 с.

34. Сулакшин С. С. Фундаментальный коптекст копцепта нравственного государства. М., 2013. 74 с.

35. Koontz Dean Ray. Anti-Man. Paperback Library, 1970. 142 р.

36. Сулакшин С. С. Партия нового типа. Партмипимум : курс лекций, М., 2018. 232 с.

37. Шаров К. С. Перевернутые ценности современной реальности и государство // Ценности и смыслы. 2009. № 2(2). С. 16-26.

38. Вудфилд Малькольм. Как пандемия влияет па систему образования в мире. URL: https://forbes.kz/process/education/kak_ pandemiya_vliyaet_na_ sistemu_ obrazova-niya_v_mire (дата обращения: 07.07.2020).

39. Тарасова Н. В., Пестрикова С. М. Система дошкольного образования в период пандемии. URL: https://firo.ranepa.ru/ novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/826-ekspertiza-do-rez-oprosa (дата обращения: 30.01.2021).

40. Илюхин Б. В. Цифровизация в системе общего образования Российской Федерации в коптексте пандемической ситуации: экспертпо-апалитическая записка. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/uroki_pandemii_obshchiy_1.pdf (дата обращения: 31.01.2021).

41. Лихолетов В. В. Трудности самоопределения и самореализации молодежи — угроза социально-экономической безопасности страны // Проблемы экономической безопасности: новые решения в условиях ключевых трендов экономического развития : монография / под ред. А. В. Карпушкипой. Челябинск, 2020. С. 297-314.

42. Полякова А. Г., Черемных А. А., Ляшок В. Ю., Гришина Е. Е. Социально-экономическое положение населения в период пандемии весной 2020 г. (по результатам регулярного Мониторинга ИНСАП РАНХиГС) // Экономическое развитие России. 2020. Т. 27, № 7. С. 94-111.

43. Башкатова А. За время пандемии с пенсионной карты РФ исчез одип условный город. URL: https://yandex.ru/turbo/ ng.ru/s/economics/2021-01-25/1_ 8065_ pandemic.html (дата обращения: 30.04.2020).

44. DeLorenzo R. Game Changer: Dramatic Journey to Digital Personal Competency System // Образовательная политика. 2019. № 3(79). С. 158-163.

45. James J. Heckman. Policies to foster human capital. Research in Economics. 2000. Vol. 54(1). Pр. 3-56.

46. Мерсиянова И. В. Как пандемия изменила волоптерство и его восприятие в российском обществе? URL: https://journal. dobro.ru/wp-content/uploads/ 2020/07/Мерсиянова-И.В.-Как-пандемия-изменила-волонтерство-Благосфера-26.06.2020-СОКР. pdf. (дата обращения: 03.12.2020).

47. Михеева А. Прийти па помощь. Как пандемия изменила волонтерское движение? URL: https://aif.ru/society/charity/priyti_ na_pomoshch_kak_pandemiya_izmenila_volontyorskoe_dvizhenie (дата обращения: 03.12.2020).

Поступила 15.12.2020; одобрена после рецензирования 10.02.2021; принята к публикации 27.02.2021.

Заявленный вклад авторов: все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Review Article

UDC: 616.9+316.42+008:159.9 © А. G. Аbdullin, V. V. Likholetov, Е. А. Rylskaya, 2021 DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-144-155

5.3.1 General Psychology, Personality Psychology, History of Psychology

Reflections on the Benefits of the Pandemic for the Moral and Psychological Recovery of the Society

Asat G. Abdullin 1,

Doctor of Sciences (in Psychology), professor, senior research worker at the chair of Psychology of Management and Service.

ORCID: 0000-0002-0804-6148. E-mail: asatabdullin50@rambler.ru Valery V. Likholetov \

Doctor of Sciences (in Pedagogy), Candidate of Technical Sciences, professor at the chair of Economic Security.

ORCID:0000-0001-7131-7302. E-mail: likholetov@yandex.ru Elena A. Ryl'skaya 1,

Doctor of Sciences (in Psychology), Professor, Head of the chair of Psychology of Management and Service.

ORCID:0000-0003-3075-5255. E-mail: rylskaiaea@susu.ru 1 South Ural State University (National Research University), 76, Lenin pr., Chelyabinsk, 454080, Russia

Abstract

Introduction. The COVID-19 pandemic, which began in 2019 and has engulfed the world, has had a negative impact on the moral and psychological state of a huge number of people. Scientists even consider it as a large-scale «psychological experiment» with a long-term effect. The article emphasizes the importance of minimizing the impact of this global threat on the life and health of various age and professional categories of people. The purpose of the study is a systematic view of the situation as a unique stage in the life of a modern society, an analysis of not only the negative, but also the positive effects of the pandemic in the light of the moral and psychological recovery of the Russian society. Materials and Methods. The authors employ systematic and interdisciplinary approaches, methods of comparative analysis and conceptual synthesis of knowledge, modeling, building hypotheses in the form of formulating contradictions and ways to resolve them, as well as their verification, including those on the basis of proverbs (paroemias) as a unique form of reflection of the concentrated life experience of the people. Materials, Results and Discussion. The pandemic prompted scientists from different scientific schools to join the efforts and consider the problem of the viability of society in the unity of its medical-biological, political-ideological, moral-psychological and socio-economic aspects. It once again confirmed the inviolability of eternal social ideals: life and freedom, justice and dignity. Unfortunately, the annual mortality rate of the elderly has increased by 200,000 people, however, there was no psychological epidemic in the country. Affecting all layers of society, the pandemic has become a kind of stress test and highlighted a number of socio-economic and moral-psychological deformations in modern Russia. It has sharpened the society's demand for solving the problem of social injustice and the prospect of moral and psychological improvement of society. Conclusions. To reduce the general anxiety of people and increase the level of social optimism in the country, it is extremely important to rely on the system of social ideals existing in public consciousness, which are transmitted to the souls of people through various forms and means of the great national culture.

Keywords: health; person; state; viability; COVID-19 pandemic; uncertainty; stress; social optimism and pessimism;

ideology; culture; ideals; social injustice.

Citation: Abdullin A. G., Likholetov V. V., Rylskaya E. A. Reflections on the Benefits of the Pandemic for the Moral and Psychological Recovery of the Society. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 2(85). Pp. 144-155 (In Russ.). DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-2-144-155

References

1. Kalyu P. I. Essential Characteristics of the Concept of «Health» and some Issues of Healthcare Restructuring: Review. Moscow, 1988. 67 p. (In Russ.)

2. Voznyuk A. V. Fundamental Factors of Human Health. Zhytomyr, 2020. 468 p. (In Russ.)

3. Ptushenko A. V. System Paradigm of Law. Moscow, 2004. 448 p. (In Russ.)

4. Uspensky V. A. Godel's Incompleteness Theorem in Elementary Presentation. Advances in Mathematical Sciences. 1974. Vol. 29. Issue 1(175). Pp. 3-47. (In Russ.)

5. Goldratt M. Eliyahu, Cox Jeff. The Goal: A Process of Ongoing Improvement. North River Press, 1984. 384 p.6. Padun M. How to

Deal with Anxiety during Long-Term Crises. URL: https://postnauka.ru/questions/155081 (date of access: 16.04.2020). (In Russ.)

7. Brooks S. K., Webster R. K., Smith L. E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., Rubin G. J. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence. The Lancet. 2020. 395 (10227). Pp. 912-920.

8. Taylor Stevens. The Psychology of Pandemics. Cambridge Scholars Publishing, 2019. 175 p.

9. Ostrovsky D. I., Ivanova T. I. The Impact of the New Coronavirus Infection COVID-19 on Human Mental Health (Literature Review). Omsk Psychiatric Journal. 2020. No. 2(24). Pp. 4-10. (In Russ.)

10. Brewer J. The craving mind: from cigarettes to smartphones to love - why we get hooked and how we can break bad habits. Yale University Press, 2017. 256 p.

11. Kahneman D., Tverski A. Theory of Prospects: Analysis of Decision-Making in Risk Conditions. Economics and Mathematical Methods. 2015. Vol. 51, No. 1. Pp. 3-25. (In Russ.)

12. Taylor Stevens. The Leap: The Psychology of Spiritual Awakening. New World Library, 2017. 320 p.

13. Abdullin A. G. Psychology of the Person in conditions of Social Instability. Psychological Problems of Personal Self-Realization. Ed. by E. Golovey. St. Petersburg, 2003. Pp. 81-87. (In Russ.)

14. Abdullin A. G. Psychological Consequences of Man-Made Disasters in the Ural Region. Monograph. Sibay, 2020. 190 p. (In Russ.)

15. Lebedev V. I. Personality in Extreme Conditions. Moscow, 1989. 304 p. (In Russ.)

16. Gazenko O. G., Pestov I. D., Makarov V. I. Humanity and Space. Moscow, 1990. 246 p. (In Russ.)

17. Yusupova A. K., Gushchin V. I., Ushakov I. B. Communications of Space Crews in Real and Simulated Space Flights. Moscow,

2008. 200 p. (In Russ.)

18. Kanas N., Manzey D. Space Psychology and Psychiatry. California and Dor-drecht: Springer, 2008. 249 p.

19. Amen Daniel G. Magnificent Mind At Any Age: Natural Ways to Unleash Your Brain's Maximum Potential. Three Rivers Press,

2009. 352 p.

20. Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Toward a new psychology of trau-ma. NY: Free Press, 1992. 256 p.

21. Padun M. A., Kotelnikova A.V. Mental Trauma and the World View: Theory, Empiricism, Practice. Moscow, 2012. 204 p. (In Russ.)

22. Yurevich A. V., Yurevich M. A. COVID-19: Results of the Second Expert Survey. URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/ covid-19/kommentarii-eksp/ur3.html (accessed: 27.01.2021). (In Russ.)

23. Padun M. A. COVID-19: Risks of Mental Trauma among Medical Workers. URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/co-vid-19/ kommentarii-eksp/m-a-padun-covid-19-riski-psihich.html (accessed: 27.01.2021). (In Russ.)

24. Frankl V. E. Ein Psycholog erlebt das Konzentrationslager: Österreichische Dokumente zur Zeitgeschichte / Hrsg.: A.Tesarek. Wien: Verlag Jugend & Volk, 1946. 130 p.

25. Olshansky D. V. Fundamentals of Political Psychology. Yekaterinburg, 2001. 496 p. (In Russ.)

26. Sokolova R. I. Viability of the State and Human Health. Philosophy of Science and Technology. 2008. Pp. 195-220. (In Russ.)

27. Likholetov V. V. From Sign Systems to Solving the Problem of «Assembly» of an Integral Person: a Sample of Conceptual Modeling. The World of Science. Pedagogy and Psychology. 2019. No. 6. https://mir-nauki.com/PDF/128PSMN619.pdf. (In Russ.)

28. Shadrikov V. D. Spiritual Abilities. Moscow, 1998. 104 p. (In Russ.)

29. Sokolova R. I. Can Russia Survive outside Ideology? Philosophical Sciences. 2014. No. 1. Pp. 20-30. (In Russ.)

30. Altshuller G. S. Creativity as an Exact Science. Moscow, 1979. 175 p. (In Russ.)

31. Novikov S. How the Cuba Authorities Manage to Keep the Coronavirus under Control. URL: https://rg.ru/2020/05/01/kak-vlas-tiam-kuby-udaetsia-derzhat-koronavirus-pod-kontrolem.html (accessed: 01.05.2020). (In Russ.)

32. Badiou A. Ethics: an Essay on the Consciousness of Evil. Transl. from French by V. E. Lapitsky. St. Petersburg, 2006. 124 p. (In Russ.)

33. Sidorenko Yu. I. Psychophysiological Foundations of Morality. Extended abstract of the dissertation of the Doctor of Sciences (in Philosophy). Kostroma, 2006. 47 p. (In Russ.)

34. Sulakshin S. S. Fundamental Context of the Concept of the Moral State. Moscow, 2013. 74 p. (In Russ.)

35. Koontz Dean Ray. Anti-Man. Paperback Library, 1970. 142 p.

36. Sulakshin S. S. A New Type of Party. Party Minimum: A course of lectures. Moscow, 2018. 232 p. (In Russ.)

37. Sharov K. S. Inverted Values of Modern Reality and the State. Values and Meanings. 2009. No. 2(2). Pp. 16-26. (In Russ.)

38. Woodfield Malcolm. How the Pandemic Affects the Education System in the World. URL: https://forbes.kz/process/education/ kak_pandemiya_vliyaet_na_ sistemu_ obrazova-niya_v_mire (accessed: 07.07.2020). (In Russ.)

39. Tarasova N. V., Pestrikova S. M. The System of Preschool Education during the Pandemic. URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/826-ekspertiza-do-rez-oprosa (accessed: 30.01.2021). (In Russ.)

40. Ilyukhin B. V. Digitalization in the System of General Education of the Russian Federation in the context of the Pandemic Situation. Expert-analytical note. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/uroki_pandemii_obshchiy_1.pdf (accessed: 31.01.2021). (In Russ.)

41. Likholetov V. V. Difficulties of Self-Identification and Self-Realization of Youth are a Threat to the Socio-Economic Security of the Country. Problems of Economic Security: New Solutions in the Conditions of Key Trends in Economic Development. Monograph. Ed. by A. V Karpushkina. Chelyabinsk, 2020. Pp. 297-314. (In Russ.)

42. Polyakova A. G., Cheremnykh A. A., Lyashok V. Yu., Grishina E. E. Socio-Economic Situation of the Population during the Pandemic in the Spring of 2020 (based on the results of regular Monitoring by Institute for Social Analysis and Forecasting of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration). 2020. Vol. 27. No. 7. Pp. 94-111. (In Russ.)

43. Bashkatova A. During the Pandemic, one Symbolic City Disappeared from the Pension Map of the Russian Federation. URL: https://yandex.ru/turbo/ng.ru/s/economics/2021-01-25/1_ 8065_ pandemic.html (accessed: 30.04.2020). (In Russ.)

44. DeLorenzo R. Game Changer: Dramatic Journey to Digital Personal Competence System. Educational Policy. 2019. No. 3(79). Pp. 58-163.

45. James J. Heckman. Policies to foster human capital. Research in Economics. 2000. Vol. 54(1). Pp. 3-56.

46. Mersiyanova I. V. How has the Pandemic Changed Volunteerism and its Perception by the Russian Society? https://journal.dobro. ru/wp-content/uploads/ 2020/07/MepcMflH0Ba-M.B.-KaK-naHHeMMfl-M3MeHMna-B0n0HTepcTB0-Enaroc^epa-26.06.2020-C0KP. pdf. (accessed: 03.12.2020). (In Russ.)

47. Mikheeva A. Come to Rescue. How has the Pandemic Changed the Volunteer Movement? URL: https://aif.ru/society/charity/ priyti_na_pomoshch_kak_ pandemiya_ izmenila_volontyorskoe_dvizhenie (accessed: 03.12.2020). (In Russ.)

Submitted: 15.12.2020; approved after reviewing: 10.02.2021; accepted for publication: 27.02.2021. The authors' alleged contribution: all the authors have made an equal contribution to the publication.

The authors declare that there is no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.