Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСТВА'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
162
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНОШЕСКИЙ(СТУДЕНЧЕСКИЙ) ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ВОЗРАСТНАЯ КАТЕГОРИЯ / САМОКОНТРОЛЬ / ВЗРОСЛОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / YOUTH (STUDENT) AGE / PERSONALITY DEVELOPMENT / AGE CATEGORY / SELF-CONTROL / ADULTHOOD / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гуту С.М.

Каждая возрастная группа имеет свои, присущие только ей специфические особенности развития личности. Статья посвящена всестороннему анализу психологических особенностей очень интересного и важного возрастного этапа развития человека, периода юношеского или так называемого студенческого возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF YOUTH

Each age group has its own, specific to it specific features of personality development. The article is devoted to a comprehensive analysis of the psychological characteristics of a very interesting and important age stage of human development, the period of adolescence or the so-called student age.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСТВА»

УДК 159.9

Гуту С.М. студент, 4курс, направление подготовки «Психология» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», Научный руководитель: Данилова М.А. старший преподаватель кафедры психологии ГБОУВО РК «КИПУ» Россия, г. Симферополь ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСТВА Аннотация: Каждая возрастная группа имеет свои, присущие только ей специфические особенности развития личности. Статья посвящена всестороннему анализу психологических особенностей очень интересного и важного возрастного этапа развития человека, периода юношеского или так называемого студенческого возраста.

Ключевые слова: юношеский(студенческий) возраст, развитие личности, возрастная категория, самоконтроль, взрослость, психологические особенности.

Gutu S.M.

Student, 3rd year, direction of training "Psychology" «Crimean Engineering Pedagogical University», Russia, Simferopol Scientific adviser: Danilova MA, Senior Lecturer Department of Psychology of the State Educational Institution of Higher Education of the "CEPU PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF YOUTH Annotation: Each age group has its own, specific to it specific features of personality development. The article is devoted to a comprehensive analysis of the psychological characteristics of a very interesting and important age stage of human development, the period of adolescence or the so-called student age.

Key words: youth (student) age, personality development, age category, self-control, adulthood, psychological characteristics.

Лица юношеского возраста являются группой повышенного риска восприимчивости к негативным явлениям. Они открыты к новым нормам и моделям поведения и, в частности, проявляют высокий уровень заинтересованности сексуальной жизнью. Это можно объяснить тем, что сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой Я-концепции, неопределенностью социального положения, противоречиями, присущими этому периоду жизни, которые оговариваются перестройкой механизмов

социального контроля. Детские и подростковые формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании, уже не действуют, а взрослые средства, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли [2].

Психологические особенности юношества традиционно интересуют психологов, как практиков, так и теоретиков. В психологической науке наработан солидный материал по развитию мотивационной и познавательной сферы, становление самопознания, специфики взаимоотношений юношества со взрослыми и сверстниками.

Каждая возрастная группа имеет свои, присущие только ей специфические особенности развития личности. При этом главной задачей социального воспитания, обеспечивающей многогранное развитие, духовное и физическое здоровье личности, является не прямая апелляция к сознанию с разъяснениями преимуществ «хорошего» по сравнению с «плохим», не абстрактное стремление к культуре чувств и богатства эмоций, а формирование системы потребностей и их набора, иерархии и норм удовлетворения (А. Козлов, А. Лисовский [4]). Формирование системы потребностей должно происходить в процессе становления и проявляться в стиле жизнедеятельности человека.

Особый статус юношеского периода в развитии человека отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «тяжелый», «критический» . В них зафиксирована сложность и важность процессов развития, которые происходят в этом возрасте и связанные с переходом от одного «этапа» жизни к другой. Переход от подросткового возраста к взрослости содержит основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, морального, умственного, социального. При этом происходит становление качественно новых образований, в результате перестройки организма закрепляются элементы взрослости, усиливается самосознание в отношениях со взрослыми и сверстниками, появляются новые интересы, активизируется познавательная деятельность и тому подобное. Это довольно непростые преобразования, и они могут обусловливать появление серьезных проблем.

Юношеский возраст принципиально сложен для психологического анализа. Как отмечает Н. Егонская [2 с. 49], изучение юношей - это изучение контрастов, изменений, экспериментирования и роста, поскольку к этому моменту существенно индивидуализируются проявления общевозрастных закономерностей и одновременно происходит приобщение к особой юношеской субкультуре, в которую взрослым «вход воспрещен».

Процесс развития личности в пределах любого возрастного периода определяется, прежде всего, особенностями социальной ситуации. Сейчас, в условиях нестабильности общества, возникает принципиально другая, по сравнению с той, которая изучалась ранее, социальная ситуация, которая тоже не отличается стабильностью и устойчивостью. При этом, как отмечают В. Абраменкова [1] и И. Дубровина [3], именно юноши являются наиболее

сенситивными к изменениям, которые происходят в различных сферах жизни, наиболее остро реагируют на новые социальные проблемы.

Проявление особенностей юношеского возраста является серьезной социально-педагогической проблемой. По мнению Д. Колесова и И. Мягкова ,ее первая объективная основа - в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к юношам и взрослым, в различиях в их обязанностях и правах. Жизнь взрослых сложнее, чем жизнь подростков, а потому юношам приходится за относительно короткий возрастной период осваивать эту сложную сферу.

В современной педагогической и психологической науке бесспорным признается то, что юношеский период является одним из самых сложных в развитии личности.

Идеалы, интересы, мечты наиболее рельефно выражают сущность направленности личности студентов, поскольку в них реализуется потребность в социальном самоопределении. Вместе с тем, они представляют собой те магнитные стержни, вокруг которых формируются мировоззренческие убеждения, и которые притягивают к себе все новые и новые знания о мире природы и общества. Юношеский возраст - это пора интенсивного формирования мировоззрения, период его кристаллизации [1]. Кардинальные изменения в структуре личности молодого человека, вступающего в юношеский возраст, определяются качественным сдвигом в развитии самосознания, что приводит к нарушению предыдущих отношений между молодым человеком и средой.

Одним из существенных и специфических моментов развития личности юношей становится формирование у них чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно как мужчины и как женщины. Чувство взрослости, является источником многочисленных внутренних и внешних конфликтов, потому что оно насквозь противоречиво: с одной стороны, индивид еще не вполне вошел в состояние взрослости, а с другой, имеет обусловленный этим обстоятельством высокий уровень притязаний, и порождает конфликты.

Для молодого человека могут стать привлекательными и внешние признаки взрослости: стиль поведения взрослых, курение, игра в карты, употребление алкоголя, особый лексикон, мода в одежде, прическах, формы отдыха, развлечений, отношения между мужчиной и женщиной и тому подобное. Студенту хочется быть взрослым, и он стремится действовать, как взрослый, к примеру начинает курить, употреблять спиртное, переходит от теории интимных отношений к практике. Разумеется, такое поведение не делает юношу взрослым. Он просто имитирует взрослость, и такие проявления являются стремлением самоутвердиться, выделиться среди других, занять свое место в обществе.

Сознание студентов по-разному подготовлено к жизненным нагрузкам. И только работа над самим собой поможет им научиться механизмам отбора среди различных факторов только нужных, и философия основ здорового

образа жизни и положительно направленного поведения является той причиной, которая может сделать этот выбор правильным.

Таким образом, эта возрастная группа важна с точки зрения контроля за распространением негативных явлений в обществе в силу биологических, экономических и социальных факторов.

Использованные источники:

1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и сексуализация детства: горький вкус запретного плода / В. В. Абраменкова // Вопросы психологии. -2003. - № 5. - С. 103 - 120.

2. Выготский Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - М. : Искусство, 1968. - 576 с.

3. Козлов А. А., Лисовский А. В. Молодой человек: становление образа жизни / А. А. Козлов, А. В. Лисовский. - М.: Просвещение, 1986. - 93 с.

4. Колесов В. Д., Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка / В. Д. Колесов, И. Ф. Мягков. - М.: Просвещение, 1986. - 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.