Научная статья на тему 'Психологические особенности выявления недостоверной информации в показаниях несовершеннолетних лиц при проведении допроса'

Психологические особенности выявления недостоверной информации в показаниях несовершеннолетних лиц при проведении допроса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
420
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
НЕДОСТОВЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ПОЛУЧЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сергиенко Алёна Владимировна

Данная статья посвящена проблеме выявления недостоверной информации в показаниях несовершеннолетних лиц при проведении допроса. В ней рассматриваются психологические особенности данного явления, раскрываются психологические признаки лжи в показаниях несовершеннолетних, изучаются основные правила психического воздействия на них. На основе эмпирических исследований вырабатываются практические рекомендации по тактике ведения допроса в конфликтной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности выявления недостоверной информации в показаниях несовершеннолетних лиц при проведении допроса»

о

I

SCIENCE TIME

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕДОСТОВЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПОКАЗАНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДОПРОСА

Сергиенко Алёна Владимировна, Уральский институт управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург

о

E-mail: alyonkachka@mail. ru

о

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме выявления

недостоверной информации в показаниях несовершеннолетних лиц при проведении допроса. В ней рассматриваются психологические особенности данного явления, раскрываются психологические при-знаки лжи в показаниях несовершеннолетних, изучаются основные правила психического воздействия на них. На основе эмпирических исследований вырабатываются практические рекомендации по тактике ведения допроса в конфликтной ситуации.

Ключевые слова: недостоверная информация, несовершеннолетние, психологические методы, получение признательных показаний.

В настоящее время проблема совершения преступлений

несовершеннолетними лицами имеет актуальность в связи с ростом некоторых негативных факторов в различных сферах общества. К таким факторам относят: снижения возраста преступника, феминизация, увеличение организованной преступности [1, с.10]. Официальная правовая статистика на протяжении длительного времени фиксируют такие изменения в обществе, как поступательный спад, так и рост преступлений, совершенных

несовершеннолетними лицами.

Так, по данным Генеральной прокуратуры РФ, количество выявленных несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, по Свердловской области в 2010г. - 3 519, в 2011 г. - 2 793, в 2012 г. - 2 530, в 2013 г. - 2 652, в 2014 г. -2 444, в 2015 г,- 2 010 [2]. В данном случае, можно наблюдать неравномерный характер изменения преступной ситуации в Свердловской области: сначала

510

о

SCIENCE TIME

незначительный спад, после - прирост, а сейчас снова спад преступников, без учета тех несовершеннолетних, которые оказались невыявленными.

В связи с возникшей ситуации возникает необходимость детального изучения тактики проведения допроса несовершеннолетних лиц. Тактически и процедурно правильное проведение допроса таких лиц играет важную роль для определения качества всего предварительного расследования.

Поэтому в качестве объекта данного исследования обозначены психологические методы и способы, которые оказывают непосредственное влияние на тактические и процедурные особенности проведения допроса несовершеннолетних лиц.

Главной целью научной работы будет формирование основных правил, включающих в себя тактические и психологические рекомендации проведения допроса несовершеннолетних лиц.

Одной из ведущих предпосылок предоставления недостоверной информации несовершеннолетними лицами при проведении допроса является их полная уверенность в том, что они не будут уличены во лжи [1, с .12]. Однако мотивы сообщения такими лицами недостоверных сведений могут быть довольно разнообразными и многочисленными. Примечательно, что они могут быть обнаружены методом предварительного изучения характеристики допрашиваемого лица, его роли в преступлении, изучения его поведения при проведении допроса.

Можно заметить, что Оглоблин С.И., Молчанов А.Ю выделяют такие главные причины и мотивы предоставления недостоверных сведений допрашиваемыми несовершеннолетними лицами как: желание уменьшить свою ответственность и понести более мягкое наказание (может присутствовать оговор иных лиц); боязнь, что признание себя виновным по делу может причинить вред их близким; боязнь наказания со стороны законных представителей; отсутствие достаточной совокупности доказательств их вины по делу [3, с.14].

В таком случае, главная цель следователя при обнаружении недостоверных сведений в таких показаниях заключается в необходимости установить мотивы сообщения таких сведений и устранить их.

Можно заметить, что недостоверность сведений в показаниях несовершеннолетних лиц имеет возможность проявиться в нижеследующих направлениях.

1. Явное противодействие. Такое направление заключается в предоставлении несовершеннолетними лицами недостоверных сведений при проведении допроса, что представляет собой «волевой сознательный акт искажения истины, образующийся и претворяющийся в жизнь при обмене информацией и порождающий ошибки осведомленности у иных лиц» [1, с.19].

511

о

SCIENCE TIME

По мнению Зорина Г.А, предоставление недостоверных сведений при проведении допроса может быть двух видов: активным и пассивным [4, с.216]. Активная форма заключается в сообщении лицом информации о совершенном деянии, преимущественно имеющей ложный характер. Пассивная форма выражается в несообщении известной информации по делу, что может быть выражено в следующем: утаивание всего факта или эпизода (полная пассивная форма) или в утаивании лишь отдельных деталей, в результате чего происходит искажение всей картины случившегося, исключением отдельных важных составляющих противоправного деяния, дополнение деяния несуществующими элементами (частичная пассивная ложь).

2. Уклонение. Такое направление выражается в следующем: подростки при сообщении недостоверных сведений стараются игнорировать так называемые «нежелательные темы», имеющие значительное отношение к утаиваемой с их стороны информации. Очень часто применяются такие разновидности поведения, как: изменение предмета допроса, использование формальных отговорок и применение типичных фраз, употребление иронии и сарказма [5, с.42].

3. Запирательство. Особенности такого направления определяются такими фразами как: «Я ничего не знаю по данному делу» или «Я не делал ничего противозаконного!» [3, с.23]. В таком случае главная цель следователя -достоверно установить причастность несовершеннолетнего к со-вершенному преступному деянию.

Выявив основные направления сообщения недостоверных сведений в показаниях несовершеннолетних лиц, предоставляется возможность рассмотреть некоторые аспекты программы получения достоверной информации по делу у таких лиц. Она заключается в процедуре изменения позиции допрашиваемого лица на противоположную позицию, которая соответствует действительности и, к тому же, угодна следователю.

В таком случае главными является следующие моменты: не нужно выяснять у допрашиваемого лица истинную причину совершения преступного деяния, также не нужно признавать его виновным по данному делу; необходимо обсуждать такие темы, которые его «морально оправдывают»; подобные темы должны предоставлять возможность признать иного субъекта, виновным по данному делу [6, с .145].

В дополнение, смягчение содержания обвинения и всесторонний анализ и оценка совершенного преступного деяния представляется целесообразным, а именно: это некоторая помощь допрашиваемому лицу, надежда с его стороны на проявление снисхождения и сочувствия. В таком случае предоставляется возможность использовать такие методы: «изменение содержания обвинения и оценки противоправного деяния на смягчающие характеристики, например:

512

о

SCIENCE TIME

украл - взял; акцентирование внимание на непреднамеренном, спонтанном характере совершенного преступного деяния под воздействием аффекта или под непосредственным воздействием иных лиц как обстоятельств, уменьшающих степень вины; предоставление допрашиваемому лицу возможности неполного описания или утаивание информации о некоторых действиях, элементах преступного посягательства за счет вероятности сообщения такой информации иными участниками преступления или невозможности следственной проверки таких показаний» [7, с. 183].

Другая особенность программы получения признаний заключается с том, чтобы получить от допрашиваемого лица незначительное подтверждение его причастности к совершенному преступному деянию. В таком случае, предполагается, что допрос необходимо выстроить так, чтобы получить от несовершеннолетнего лица первое «да» [8, с.217]. К такому ответу может быть отнесены признания некоторых незначительных обстоятельств по делу (способа, места, времени совершения преступления). Главная задача - получение положительных ответов. Предполагается, что такой метод будет способствовать формированию доверительных отношений у допрашиваемого лица и следователя, тем самым это позволит исключить недоверчивое и враждебное отношение со стороны допрашиваемого.

Таким образом, значение сообщения достоверной информации по делу со стороны несовершеннолетнего лица имеет место, когда подростки осознают, что такого рода действия на самом деле являются выгодными в данном случае. Следовательно, аргументы должны выстраиваться так, чтобы специально подготовленные рассуждения по делу стали в последующем благоприятной основой для получения достоверной информации по делу.

В заключении, можно приступить к рассмотрению основных правил, включающих психологические методы, направленные на получение достоверной информации в показаниях несовершеннолетних лиц при проведении допроса.

1. Правило демонстрации уверенности в виновности лица. Его значение заключается в том, что в поведении следователя должны быть исключены любого рода сомнения в причастности несовершеннолетнего лица к преступному деянию. Поощряется проявление некоторого внимания, сочувствия, сопереживания к такому лицу, но ни при каких обстоятельствах нельзя демонстрировать неуверенность, сомнение, нерешительность в своих действиях. Если подросток осознает безосновательность позиции допрашивающего лица, то в результате могут возникнуть трудности с получением достоверной информацией по делу [9, с.83].

2. Правило сдерживания общения. Если Вы хотите при допросе склонить несовершеннолетнее лицо с целью получения от него достоверной информации по делу, используя метод «торга», например: обещание оказать некоторую

513

о

SCIENCE TIME

помощь и поддержку в решении его жизненных проблем (например: организация встречи с близкими родственниками, приобретение продуктов питания) в обмен на получение достоверной информации по делу. В таком случае необходимо соблюдать следующие правила: обещания должны быть реальными и

выполнимыми [10, с. 126]

3. Правило «оптимального блефа». Его цель - убедить допрашиваемое лицо о полном или частичном информировании следователя обо всех обстоятельствах совершенного преступного деяния. В частности, необходимо умалчивать сведения об известных фактах по делу, а также исключить любую конкретизацию позиции обвинения [9, с.85]

4. Правило разнообразия. Оно заключается в применении различных

приемов и способов тактического воздействия на допрашиваемое

несовершеннолетнее лицо, а именно: нахождение подходящего решения для конкретного уголовного дела. Необходимо принять во внимание, что чаще всего результат психологического воздействия при допросе несовершеннолетнего лица ориентируется на использование в совокупности всевозможных тактических приемов и способов [11, с.31].

Таким образом, предоставление недостоверной информации

несовершеннолетними допрашиваемыми лицами при их допросе является основным способом, используемым ими в качестве защитного механизма, образовавшегося в результате возникшего у их когнитивного диссонанса. Следовательно, знание основных методов обнаружения показаний,

несоответствующих действительности, позволит найти подходящий способ тактического воздействия на допрашиваемое несовершеннолетнее лицо с целью получения истинных и правдивых показаний с его стороны.

Литература:

1. Стрельцова, Е. В. Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - Саратов, 2007. - 26 с.

2. Показатели преступности России // [Электронный ресурс] // Генеральная прокуратура РФ. Портал правовой статистики: [сайт]. - Москва, 2015. - URL: http://crimestat.ru/regions_chart_total (дата обращения 14.11.2015)

3. Оглоблин С.И., Молчанов А.Ю. Инструментальная «детекция лжи»: академический курс / С.И. Оглоблин, А.Ю. Молчанов. - Ярославль: Ню-анс, 2004. - С. 14-15.

4. Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса. Учебно-практическое пособие М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001. - 320 с.

514

о

SCIENCE TIME

5. Филонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. - М.: МГХ, 1979. - С. 43.

6. Мюнстерберг Г. Выяснение скрываемых сведений // Основы пси-хотехники. -М.: МГХ 1925. - Ч. 3, Т. 2. - С. 143-148.

7. Штейкерт Г. Общие средства раскрытия истины // Тайна преступ-ника и пути к ее раскрытию (К учению о судебных доказательствах). - М.: МГУ, 1925. - С. 183-184.

8. Зорин Г. А. Руководство по тактике допроса. Учебно-практическое пособие М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001. - 320 с.

9. Зорин Г. А. Психологический контакт при производстве допроса. Гродно: Изд-во Гродненского ун-та, 1986. - 96 с.

10. Каневский Л.Л. Организация расследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних. Уфа: БашГУ, 1978. - 138 с.

11. Луговик В.Ф. О склонении виновного к даче правдивых показаний // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2001. - №1 (15). - С. 31-32.

о

о

515

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.