Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностно-смысловое становление / психолог / будущий психолог / психологическая деятельность / высшие образовательные учреждения / мотивация / самоопределение / ценности / направленность личности / поведение / поступки.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рахиммирзаев С. Б.

статья посвящена исследованию психологических особенностей ценностно-смыслового становления будущих психологов. Приводятся различные мнения учёных относительно изучаемого явления, раскрывается обобщённая позиции исследователей, отражающие основу ценностно-смыслового становления будущих психологов, обучающихся в высших образовательных учреждениях, которые в совокупности предопределяют смысложизненное значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ»

УДК: 159.9.075

Рахиммирзаев С.Б., кандидат психологических наук (PhD)

и.о. доцента

кафедра психологии Факультета социальных наук Национальный университет Узбекистана им. М. Улугбека

Узбекистан, г. Ташкент

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Аннотация: статья посвящена исследованию психологических особенностей ценностно-смыслового становления будущих психологов. Приводятся различные мнения учёных относительно изучаемого явления, раскрывается обобщённая позиции исследователей, отражающие основу ценностно-смыслового становления будущих психологов, обучающихся в высших образовательных учреждениях, которые в совокупности предопределяют смысложизненное значение.

Ключевые слова: ценностно-смысловое становление, психолог, будущий психолог, психологическая деятельность, высшие образовательные учреждения, мотивация, самоопределение, ценности, направленность личности, поведение, поступки.

Rakhimmirzaev S.B., PhD acting associate professor department of psychology faculty of social sciences National University of Uzbekistan named after. M. Ulugbek

Uzbekistan, Tashkent city

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF VALUE AND MEANING FORMATION OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

Abstract: the article is devoted to the study of the psychological characteristics of the value-semantic formation of future psychologists. Various opinions of scientists regarding the phenomenon under study are presented, the generalized positions of researchers are revealed, reflecting the basis of the value-semantic formation of future psychologists studying in higher educational institutions, which together predetermine the meaning of life.

Key words: value-semantic formation, psychologist, future psychologist, psychological activity, higher educational transformations, motivation, self-determination, values, orientation of personality, behavior, actions.

На сегодняшний день выбор жизненного и профессионального пути личности в значительной мере определяется процессом становления ее ценностно-смысловой сферы. Практика показывает, что от системы принятых и реализованных в жизни ценностей зависит направленность личности, ее действия, поведение и поступки. Для студенческой молодежи важно сделать ценностный выбор будущей профессиональной деятельности, которая неизбежно должна стать одним из смыслов жизни, которая будет наполнена радостью, вдохновением и будет превозносить, возвышать личность. Особенно это касается выбора психологической профессии, которая должна быть преподнесена в сознании будущего специалиста до уровня одного из главного смысла его жизни. Выбирая свой профессиональный путь, самоопределяясь, личность прежде всего становится носителем определенной системы ценностей, смыслов, определенного типа сознания.1

В данном аспекте, по мнению С.В. Пазухиной, личностное самоопределение, выступает единством ценностно-смысловой и пространственно-временной организации жизни человека. Через понимание ценностной основы каждого временного отрезка (прошлого, настоящего и будущего) можно определить «эффективность» личностного самоопределения и, при необходимости, внести необходимые коррективы. В этом смысле самоопределение можно рассматривать через представленность значимых личностных смыслов прошлого (опыт), будущего (проект) и настоящего (действительность). Проблема ценностно -смысловой сферы личности является чрезвычайно сложной, ибо факторы, которые влияют на процесс ее становления, имеют как положительное, так и отрицательное содержание.2

Согласно позиции Г.В. Строй, процесс становления системы ценностей у будущих психологов имеет свои особенности. Одной из них является принадлежность к определенной социокультурной среде. Будущий психолог приходит на обучение в высшее образовательное учреждение с уже существующей индивидуальной системой ценностных ориентиров (эгоцентрические ценности, семейные, общественные и духовные ценности) и определенным уровнем личностного развития. Такое состояние обусловлено внешними и внутренними обстоятельствами. При этом, внешние обстоятельства - это вся среда обитания человека: семья, друзья, учебные заведения и т.д., социальные объединения со своими правилами, традициями, условия проживания, место жительства, менталитет, религия.

1 Волочков А.А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности. // Психологический журнал. 2004. - Т.25, №2. - С. 17-33.; Насраддин Е.М. Статус смысложизненных ориентации студентов вузов. // Материалы III Международной научно-практической конференции «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы», РУДН, Москва, 25-26 мая 2010. - С. 386-389.

2 Пазухина С.В. Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к курсу «Педагогическая психология». // Сб.: Вопросы педагогики и психологии. Тула: Изд-во ТГПУ им. Толстого, 2001. -С. 79-82.

Внутренние обстоятельства - это осмысление, структурирование и присвоение человеком результатов его взаимодействия с внешней средой, переживание жизненных ситуаций, на основе строится оценочная система относительно себя самой как внутреннего другого. Результаты такого осмысления формируют личностный опыт человека и отслеживаются в личностных концепциях когнитивных структур.3

По результатам проведённого исследования М.С. Коданева пришла к выводам, что во время обучения в высшем образовательном учреждении ценностно-смысловая сфера будущего психолога претерпевает изменения и коррекции под влиянием образовательной среды. Высшее образование транслирует ценности, которые трансформируются в конкретные ценностные представления. На сегодняшний день это повышение роли личностного потенциала, гуманистических приоритетов, усиление целевых ориентаций образования на развитие духовных потребностей и ценностно-смысловой сферы будущего психолога. Учёный полагает, что такого состояния в образовательном процессе можно достичь, изменив не саму форму обучения, а его содержание, наполнение. Образование - это не просто усвоение информации, а сложное взаимодействие отношений, чувств, это ежедневные поиски, совершенствование и ежедневное общение, это привлечение к знаниям. Знание - это нечто актуальное для личности, ощутимое и пережитое ею, на основе чего формируется образ будущей профессии.4

Как полагает Д.А. Меламед, одной из особенностей ценностно-смыслового становления будущих психологов вступает сформированность и развитость мотивационно-ценностного комплекса относительно будущей профессиональной деятельности. Относительно мотивации будущего психолога целесообразно говорить не столько об учебной, сколько об учебно-профессиональной мотивации, поскольку она уже не может приравниваться к школьной учебной мотивации. В ней заложена профессиональная направленность и готовность студента к решению профессиональных задач, что, в конце концов, является целью высшего образования. С другой стороны, профессиональная мотивация студентов еще не соответствует профессиональной мотивации специалистов, вовлеченных в профессиональную деятельность. Мотивационный компонент процесса становления ценностно-смысловой сферы будущего психолога выражает личностный смысл и реализуется через показатели готовности к профессиональной деятельности. Мотивация учебно-

3 Строй Г.В. Влияние ценностных ориентаций на формирование жизненного сценария личности. // Сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии. Материалы II Всероссийской научной конференции. - Ставрополь: Изд-во Ставропольсервисшкола, 2001.- С. 150.

4 Коданева М.С. К вопросу об идентичности психологов УИС в контексте их профессиональной подготовки. // Профессиональная подготовка кадров для пенитенциарных учреждений в России и за рубежом: проблемы и перспективы: Сборник материалов международного научно-практического семинара (Вологда, 20 апреля 2006 года). - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. - С. 209-216.

профессиональной деятельности - это соотношение целей, которые студент стремится достичь и внутренней активности его личности. В обучении мотивация выражается в принятии студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых. 5

Согласно исследованиям Е.П. Кораблиной, важной особенностью становления ценностно-смысловых аспектов будущих психологов вступает их обусловленность возрастными, индивидуальными и психологическими характеристиками, осознание собственных интересов и ценностей. Юношеский возраст, на который приходится обучение в вузе, характеризуется соответствующими психологическими особенностями, важными для становления ценностных ориентаций: завершаются процессы биологического созревания; одной из важнейших потребностей личности становится интеллектуальное развитие; усиливается эмоциональная стабильность; в межличностных отношениях важное значение приобретает общение с ровесниками, особенно с представителями противоположного пола; продолжаются саморазвитие и самосовершенствование; отмечается более сложившееся мировоззрение, стабильность взглядов, наблюдается влияние различных точек зрения, изменение и противоречивость мнений; происходит интенсивное развитие самосознания, молодые люди самоопределяются в системе моральных ценностей, принципов, норм и правил поведения, осознают личную социальную ответственность; проходит существенная перестройка личности, обусловленная изменениями социальной ситуации, а именно поступлением в высшее образовательное учреждение (молодой человек должен самостоятельно принимать и реализовывать решения, разрабатывать жизненные планы, строить собственную жизнь, он переходит от познания мира к его преобразованию, начинает активно самоутверждаться в профессиональной деятельности, о чем свидетельствуют выбор профессии и обучение в высшей школе). 6

По мнению Д.Е. Романова, особенностью ценностно-смысловой сферы личности является ее системность, как с точки зрения собственного построения, так и с позиции принадлежности к системе более высшего уровня-личности. Само понятие система, имеющее общенаучное значение, определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство. В качестве наиболее общих принципов организации системы выступают такие ее характеристики, как целостность, структурность,

5 Меламед Д.А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов. // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 2. - С. 1-16.

6 Кораблина Е.П. Особенности подготовки психолога-консультанта к профессиональной деятельности. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, №5(12). Научный журнал. СПб, 2005. - С. 20-30.

иерархичность, взаимозависимость системы и среды, множественность

7

описания.7

Таким образом, исходя из вышеизложенного полагается целесообразным заключить что по мнению большинства исследователей ценностно-смысловую основу становления будущих психологов определяют принадлежность к определенной социокультурной среде, уровень самоактуализации и содержание смысложизненных ориентаций, содержание образовательной и профессиональной мотивации. Вместе с тем ценностная система должна быть гармоничной, а ценности будущей психологической профессии должны восприниматься как лично значимые. В таком случае, будущая профессиональная деятельность психолога может приобретать смысложизненное значение. По своей сущности ценностные ориентации вступают особыми психологическими образованиями, составляют иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Они являются элементами внутренней структуры личности, которые формируются и закрепляются жизненным опытом индивида в процессах социальной адаптации и социализации. Ценностные ориентации задают общую направленность интересам и стремлениям личности будущего психолога, выстраивают иерархию индивидуального выбора в профессиональной сфере, формируют целевую и мотивационную программу поведения, определяют уровень притязаний и степень решимости для реализации собственного жизненного плана. Система ценностей в психологическом аспекте связана со смыслами, выступают для бедующего психолога необходимым условием жизнедеятельности. В свою очередь, личностный смысл, как регулятор поступков, является внутренней побудительной силой активности бедующего психолога, определяет эффективность его деятельности в целом и профессиональной частности. Становление вступает закономерным процессом осложнения системной организации свойственной прежде всего открытым системам, которой и является человек. Источником становления является соответствие, вызывает взаимодействие, которое сопровождается порождением новых системных качеств. Становление ценностно-смысловой сферы будущего психолога проходит несколько этапов, начиная с самоопределения, через самовыражение и заканчивая самореализацией.

Использованные источники: 1. Волочков А.А. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности. // Психологический журнал. 2004. - Т.25, №2. - С. 17-33.

7 Романова Д.Е. Факторы формирования профессиональной направленности личности на этапе профессиональной подготовки. // Материалы 2-й Международного форума «Актуальные проблемы современной науки». Самара, 2006. 23.11.06 г. Самара: Поволжское отделение российской инженерной академии, 2006. - С. 125-156.

2. Коданева М.С. К вопросу об идентичности психологов УИС в контексте их профессиональной подготовки. // Профессиональная подготовка кадров для пенитенциарных учреждений в России и за рубежом: проблемы и перспективы: Сборник материалов международного научно-практического семинара (Вологда, 20 апреля 2006 года). - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. - С. 209-216.

3. Кораблина Е.П. Особенности подготовки психолога-консультанта к профессиональной деятельности. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, №5(12). Научный журнал. СПб, 2005. - С. 20-30.

4. Меламед Д.А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов. // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 2. - С. 1-16.

5. Насраддин Е.М. Статус смысложизненных ориентации студентов вузов. // Материалы III Международной научно-практической конференции «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы», РУДН, Москва, 25-26 мая 2010. - С. 386-389.

6. Пазухина С.В. Формирование у студентов ценностно-смыслового отношения к курсу «Педагогическая психология». // Сб.: Вопросы педагогики и психологии. Тула: Изд-во ТГПУ им. Толстого, 2001. -С. 79-82.

7. Романова Д.Е. Факторы формирования профессиональной направленности личности на этапе профессиональной подготовки. // Материалы 2-й Международного форума «Актуальные проблемы современной науки». Самара, 2006. 23.11.06 г. Самара: Поволжское отделение российской инженерной академии, 2006. - С. 125-156.

8. Строй Г.В. Влияние ценностных ориентаций на формирование жизненного сценария личности. // Сб.: Теоретические и прикладные проблемы психологии. Материалы II Всероссийской научной конференции. - Ставрополь: Изд-во Ставропольсервисшкола, 2001.- С. 150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.