О. В. Рудыхина
психологические особенности толерантного студента
характеристика современного состояния проблемы
В условиях многообразных социально-экономических изменений, отражающих процессы интеграции, глобализации в современном обществе, толерантность является решающим фактором, снижающим риск проявления насилия, дискриминации, нарушения прав человека. Многочисленные ситуации межнациональных и межличностных конфликтов свидетельствуют о востребованности изучения феномена толерантности, что отражается в работах современных психологов (А. Г. Асмолов, Е. Г. Луковицкая, Г. Л. Бардиер,
Н. В. Круглова, о. Б. Скрябина).
Толерантность, по мнению А. Г. Асмолова1, руководителя федеральной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», означает признание мнения других и является универсальной нормой сосуществования, кооперации, социального взаимодействия.
Среди характеристик личности, способствующих толерантности, исследователи особо выделяют те, которые составляют нравственно-ценностную позицию: соблюдение нравственных и социальных норм поведения2, сформированная нравственная позиция3, доминирование духовных, моральных ценностей4.
Современные психологи предпринимают попытки создать модель феномена толерантности. Так, в своем теоретическом исследовании Г. С. Кожухарь5 описывает структурнодинамическую модель толерантности в межличностном взаимодействии, уделяя внимание одному из значимых механизмов, способствующих проявлению толерантного отношения, — стратегиям совладающего поведения. С. Л. Братченко6 в своей статье также отмечает важность определения психологического содержания феномена «толерантность» и рассматривает ее личностный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий и вербальный компоненты.
Необходимо отметить позицию Н. К. Бахаревой7, согласно которой толерантность является многоуровневым явлением и может быть обусловлена различными психологическими свойствами. она считает, что определенные личностные свойства можно рассматривать как психологические предпосылки для проявления толерантности. Как подчеркивает исследователь8, интегральным психологическим основанием феномена толерантности является субъективное благополучие личности.
Понятие субъективного благополучия является компонентом самоактуализации как комплексного личностного качества. Поэтому закономерно сопоставление феноменов толерантности и самоактуализации. Исследователь Н. В. Круглова9 предприняла попытку составить портрет толерантного субъекта и заметила сходство самоактуализирующейся и толерантной личности. Тем не менее, в настоящий момент отсутствуют эмпирические исследования, подтверждающие данное предположение, несмотря на то, что есть работы10, в которых изучаются компоненты мотивационно-ценностной сферы толерантной личности.
© о. В. рудыхина, 2009
Сопоставление феноменов толерантности и самоактуализации особенно актуально в условиях современного высшего образования, поскольку в учебном процессе в вузе востребовано создание условий для раскрытия интеллектуального и личностного потенциала учащихся в целях успешной адаптации выпускников вуза в современном обществе.
рассмотрение толерантности как интегрального личностного образования невозможно без учета психологических особенностей, являющихся компонентами механизма толерантного поведения. Среди факторов актуализации толерантности психологи выделяют диалогичностъ мышления, установки на понимание, коммуникацию11, систему диспозиций, включающую ценностные ориентации, интернальный локус контроля12. Наряду с особенностями установок личности исследователи предпринимают попытки рассмотреть уровень толерантности во взаимосвязи со стилевыми особенностями личности. Так, исследователь Е. С. Сухих13, рассматривая особенности познавательной позиции личности, уделяет внимание рассмотрению социально перцептивного стиля как одного из аспектов когнитивного стиля личности, отражающего способы восприятия, оценивания субъектом партнеров по общению и собственной личности.
С учетом вышесказанного, мы считаем необходимым изучение феномена толерантности в комплексе особенностей когнитивной, ценностно-мотивационной и поведенческой сфер личности.
цель исследования
В связи с тем, что толерантность как личностное качество предполагает принятие другого человека, признание его ценности наравне с собственной значимостью, целесообразно рассмотреть взаимосвязь толерантности с показателями самоактуализации. Мы предполагаем, что ориентация на реализацию личностного потенциала, отражающая содержание мотивационной сферы, способствует личностному развитию человека и появлению интегрального чувства удовлетворенности, что, как можно предположить, проявляется в толерантном поведении по отношению к окружающим людям.
Поскольку толерантная позиция личности актуализируется в проблемной, стрессовой ситуации, научный интерес представляет выявление особенностей стиля мышления и стратегий совладающего поведения толерантной личности.
При рассмотрении стилей мышления М. А. Холодная14 отмечает, что существует иерархия стилей мышления — стили кодирования информации (отражают способы восприятия информации), когнитивные стили (определяют способы переработки информации о своем окружении), интеллектуальные (характеризуют индивидуально своеобразные способы постановки и решения проблем), эпистемологические (отражают особенности индивидуальной картины мира). Поскольку толерантная позиция наиболее ярко проявляется в конфликтной ситуации, на наш взгляд, является значимым исследование толерантности во взаимосвязи с интеллектуальными стилями. доминирующий стиль мышления как характеристика когнитивной сферы характеризует отношение личности к проблемным ситуациям и средствам их разрешения, что, вероятно, будет способствовать или препятствовать проявлению толерантности.
Вследствие того, что ситуация конфликта является для личности стрессовой, в рамках данного исследования мы рассмотрим особенности копинг-стратегий, отражающие способы совладания личности с напряженными, стрессовыми ситуациями15, с целью выявления поведенческих стратегий толерантной личности.
С учетом вышесказанного, целью данного исследования является выявление особенностей взаимосвязи уровня толерантности с показателями самоактуализации, интеллектуальными стилями мышления, копинг-стратегиями у студентов вуза.
Предмет и объект исследования
Предмет исследования — взаимосвязь уровня толерантности с уровнем самоактуализации, интеллектуальными стилями мышления, копинг-стратегиями.
Объект исследования — психологические особенности толерантной личности.
Методы и методики исследования
Методы исследования — психологическое тестирование, методы статистической обработки данных (метод углового преобразования Фишера, коэффициент линейной корреляции Пирсона).
В исследовании использованы следующие методики:
1. Опросники «Методика 1», «Методика 2», разработанные, апробированные и прошедшие валидизацию на кафедре педагогики и психологии НГТУ в рамках федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005)»16.
2. Опросник «Стиль мышления»17 (авторы — А. Харрисон и Р. Брэмсон; адаптирован А. А. Алексеевым и Л. А. Громовой).
3. Опросник С. Хобфолла «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» и опросник Р. Лазаруса «Способы копинга» для выявления копинг-стратегий18.
4. Опросник «САМОАЛ» Н. Ф. Калиной для определения показателей самоактуализации19.
В исследовании приняли участие студенты III курса экономических специальностей НГТУ. Общий объем выборки — 237 человек. Среди них 190 девушек и 47 юношей в возрасте 18-22 лет.
Результаты эмпирического исследования
В соответствии с правилами нормального распределения по результатам проведенного исследования выборка студентов была разделена на три группы по уровню толерантности. Нами выявлены отличительные психологические особенности представителей групп с низким и высоким уровнем толерантности.
Обнаружено, что студенты с низкими показателями самоактуализации достоверно отличаются от студентов группы с высокой самоактуализацией по параметру «низкая толерантность» (ф = 1,89;p < 0,03; ф — критерий Фишера).
При рассмотрении преобладающих стилей мышления нами установлено, что в группе низкотолерантных студентов отсутствуют субъекты со стилем «идеалист». Также выявлено, что в данной группе по сравнению с группой с высокой толерантностью значимо больше студентов, имеющих низкие показатели по идеалистическому стилю мышления (ф = 4,03, p < 0,001).
Наряду с представителями «чистых» стилей мышления (преобладание одного стиля) в данной группе есть студенты со «смешанными»20 стилями, т. е. те, у кого преобладают несколько основных интеллектуальных стилей (по А. Харрисону и Р. Брэмсону). Выявлено, что количество представителей со «смешанными» стилями, имеющими в составе прагматический стиль («прагматик-реалист», «прагматик-аналитик», «синтезатор-прагматик») составляет 38 %.
Обнаруженная обратная корреляционная взаимосвязь толерантности с прагматическим стилем мышления (г = -0,18,p < 0,05; г — коэффициент линейной корреляции Пирсона)
подтверждает наличие в группе низкотолерантных студентов большого числа тех, кто имеет прагматический стиль мышления в составе интеллектуальной сферы.
Выявлено, что уровень толерантности имеет обратную взаимосвязь с копинг-стратегиями «асоциальные действия» (г = -0,28, p < 0,01), «агрессивные действия» (г = -0,25,p < 0.01), «манипулятивные действия» (г = -0,17,p < 0,05).
При рассмотрении психологических особенностей толерантных студентов нами получены следующие результаты.
Обнаружено, что уровень толерантности имеет прямую взаимосвязь с показателями «ценности» (г = 0,38,p < 0,01), «ориентация во времени» (г = 0,20,p < 0,05), «взгляд на природу человека» (г = 0,20,p < 0,01).
Установлено, что студенты с высокими показателями самоактуализации достоверно отличаются от студентов группы с низкой самоактуализацией по параметру «высокая толерантность» (ф = 1,83;p < 0,03).
При рассмотрении соотношения «смешанных» стилей в группах с высокой толерантностью обнаружено, что количество представителей со «смешанными» стилями, имеющими в составе прагматический стиль («прагматик-реалист», «прагматик-аналитик», «синтезатор-прагматик») составляет 10 %. Эти данные подтверждают выявленную закономерность: выраженность стиля «прагматик» не свойственна высокотолерантным студентам.
Обнаружена прямая корреляционная взаимосвязь толерантности с идеалистическим стилем мышления (г = 0,25,p < 0,01).
При сравнении групп с разным уровнем толерантности обнаружено, что в группе высокотолерантных студентов по сравнению с низкотолерантными достоверно больше субъектов с аналитическим стилем мышления (различия значимы по критерию Фишера: ф = 1,85,p < 0,03).
Нами также обнаружена прямая взаимосвязь толерантности с копинг-стратегией «осторожные действия» (г = 0,18,p < 0,05).
Полученные результаты свидетельствуют о существовании отличительных особенностей толерантной личности. Рассмотрим и проанализируем выявленные личностные особенности студентов с разным уровнем толерантности с целью более полного представления об исследуемом феномене.
обсуждение результатов
Мы обнаружили, что студенты с низкими показателями самоактуализации значимо отличаются от студентов группы с высокой самоактуализацией по параметру «низкая толерантность».
При рассмотрении преобладающих стилей мышления нами установлено, что в группе низкотолерантных студентов отсутствуют субъекты со стилем «идеалист», по сравнению с группой студентов с высокой толерантностью в ней значимо больше студентов, имеющих низкие показатели по идеалистическому стилю мышления.
Полученная обратная корреляционная взаимосвязь толерантности с прагматическим стилем мышления свидетельствует о том, что выраженность прагматического стиля препятствует толерантному взаимодействию. С одной стороны, представителей данного стиля отличает готовность к сотрудничеству при решении проблем, поскольку структура их когнитивной сферы характеризуется способностью к неорганичному соединению разнородных, часто противоположных принципов и взглядов. Поэтому эклектический подход21, определяющий стратегии представителей стиля «прагматик», создает основу для учета различных взглядов.
Но, с другой стороны, одна из основных характеристик прагматического стиля — стремление к получению выгоды, очевидно, определяет предпочтение негуманных, манипулятивных действий, что препятствуют проявлению толерантного отношения к другому человеку. Данный результат подтверждают обратные взаимосвязи толерантности с копинг-стратегиями, отражающими способы совладания со стрессовыми, проблемными ситуациями.
С учетом выявленных копинг-стратегий интолерантной личности можно констатировать, что студенты с низкими показателями толерантности отличаются низким уровнем самоактуализации, предпочтением стратегий прагматического стиля мышления, что проявляется в стремлении к получению выгоды при разрешении проблемы и отражается в предпочтении неконструктивных способов преодоления стрессовых ситуаций (асоциальных, агрессивных, манипулятивных действий).
В сравнении с особенностями интолерантных студентов вуза нами установлено, что для толерантной личности характерны высокие показатели самоактуализации, принятие ценностей самоактуализирующейся личности, принятие ценности жизни «здесь и теперь», позитивный взгляд на природу человека. Этот факт позволяет предположить, что выраженность толерантности связана с ориентацией на реализацию личностного потенциала, что свидетельствует о духовно-нравственной зрелости личности. Как следствие, вероятно, доминирование толерантных установок отражается в стремлении к доброжелательным межличностным отношениям.
При сравнении групп с разным уровнем толерантности обнаружено, что в группе высокотолерантных студентов, по сравнению с группой низкотолерантных, достоверно больше субъектов с аналитическим стилем мышления. Это можно объяснить тем, что для представителей данного стиля характерна установка на изучение различных вариантов проблемы и учет дополнительной информации. Указанные особенности отражаются в осторожной манере анализа проблемы, что, вероятно, способствует проявлению толерантности.
Таким образом, выявленные различия между группами студентов с низким и высоким уровнями толерантности по преобладающим стилям мышления свидетельствуют о том, что, во-первых, в группе высокотолерантных студентов по сравнению с группой низкотолерантных значимо больше субъектов с доминированием аналитического стиля мышления. Во-вторых, группа высокотолерантных студентов характеризуется предпочтением стратегий идеалистического стиля, что подтверждает не только наличие стилей «идеалист» и «идеалист-аналитик» в группе с высокой толерантностью, но и выявленная нами прямая взаимосвязь толерантности с идеалистическим стилем мышления.
Предпочтение толерантными студентами стратегий идеалистического стиля мышления можно объяснить особенностями представителей данного стиля: интересом к человеческим ценностям, мнениям окружающих людей и ориентацией на поиск средств для достижения согласия. Вероятно, что представители стиля «идеалист» воспринимают партнера по общению как равнодостойную личность и обладают готовностью разрешить конфликтную ситуацию и принять во внимание точку зрения, отличную от собственной.
Однако, поскольку наряду со студентами с выраженными идеалистическим и аналитическим стилями мышления в группе высокотолерантных студентов есть представители «смешанных» стилей мышления, можно предположить, что толерантность сочетается с выраженностью стратегий идеалистического стиля по отношению к партнеру по общению вне зависимости от доминирования определенного стиля мышления. Это объясняется тем, что холистский (или ассимилятивный) подход22, лежащий в основе стратегий идеалистического стиля, определяет ориентацию на интуитивные оценки происходящего, основанные на понимании природы как
иерархии «целостностей», представляющих собой духовное единство. Поэтому при рассмотрении проблемы «идеалисты» стремятся найти решение, удовлетворяющее всех участников конфликта, и в связи с этим они проявляют интерес к человеческим потребностям, ценностям, целям. Это объясняет установленный нами факт: предпочтение (в разной степени) стратегий идеалистического стиля напрямую связано с высоким уровнем толерантности.
Исходя из полученных данных, мы считаем, что выраженность идеалистического стиля является значимой характеристикой познавательной сферы толерантной личности. Вероятно, доминирование данного стиля мышления свидетельствует об ориентации на признание другого человека равнодостойной личностью, об уважении его целей и ценностей при решении проблемных ситуаций. В связи с этим закономерно наличие прямой взаимосвязи толерантности с копинг-стратегией «осторожные действия».
На основании вышеописанных результатов, мы приходим к пониманию, что в стрессовых ситуациях у толерантной личности отсутствует склонность к использованию конфронтации, жестких, негуманных и манипулятивных действий. Для нее также характерен осторожный подход при решении проблемы. Можно предположить, что данный подход в конфликтной ситуации обусловлен стремлением к ненасильственному взаимодействию и гуманному отношению к окружающим людям.
Выводы
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что толерантность — сложный и многогранный феномен, включающий установку на объединение разных позиций в целях достижения согласия как особенности интеллектуальной сферы, свидетельствующий о личностной зрелости. Это отражается на ориентации на реализацию личностного потенциала и характеризует особенности ценностно-мотивационной сферы, а также на уровне поведенческой сферы, проявляющемся в уклонении от использования деструктивных способов преодоления стресса.
По всей вероятности, стремление толерантной личности к достижению самоактуализации и личностному росту свидетельствует о ее духовно-нравственной зрелости, а выраженность стратегий идеалистического стиля мышления отражается в стремлении к сотрудничеству с окружающими, что определяет предпочтение ненасильственного разрешения проблемных ситуаций.
Итак, данное исследование отражает попытку комплексного анализа проблемы толерантности во взаимосвязи с особенностями когнитивной, ценностно-мотивационной, поведенческой сфер личности.
Полученные нами результаты показали, с одной стороны, взаимосвязь феноменов самоактуализации и толерантности, что позволяет рассматривать проблему толерантности в широком контексте отношений личности и общества, учитывая проблему личностного роста.
С другой стороны, связь толерантности с преобладающими стилями мышления показала острую необходимость создавать при обучении условия для самоактуализации студентов вуза, поскольку достижение личного роста будет не только способствовать развитию личности будущего специалиста, но и препятствовать интолерантному поведению, что имеет первостепенную важность для гармонизации межличностных отношений, в том числе в образовательной среде вуза.
Разрешение проблемы толерантности актуально для настоящего времени, поскольку в системе высшего образования существует потребность в формировании специалистов
XXI в., способных не только к продуктивному усвоению учебного материала, но и к конструктивному взаимодействию и преодолению конфликтных, стрессовых ситуаций, что представляет собой важнейшую компетентность в условиях жизни в современном российском обществе.
I Асмолов А. Г Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта — к парадигме толерантности // Вопр. психологии. 2003. № 4. С. 3-12.
Валитова Р. Р. Толерантность как этическая проблема : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1997. 20 с.
3 Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования: монография / А. А. Деркач [и др.]. М., 2003. 197 с.
4 ЮровскихН. Г. Толерантность как личностный и культурный феномен : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Омск, 2004. 22 с.
5 Кожухарь Г. С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопр. психологии. 2006. № 2. С. 3-12.
6 Братченко С. Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании. URL: http:// hpsy.ru/public/x831.htm.
7 Бахарева Н. К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: автореф. дис. ... канд. психолог. наук. Хабаровск. 2004. 22 с.
8 Бахарева Н. К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности: автореф. дис. ... канд. психолог. наук. Хабаровск. 2004. С. 3.
9 Круглова Н. В. Современный субъект терпимости: возможный портрет // Материалы международной научно-практической конференции «Толерантность и интолерантность в современном обществе: 2006» / под научн. ред. И. Л. Первовой. СПб., 2006. С. 87.
10 Бахарева Н. К. Субъективное благополучие как системообразующий фактор толерантности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2004. 22 с.; Валитова Р. Р. Толерантность как этическая проблема: автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1997. 20 с.; Нравственные основы толерантности: монография / Е. И. Касьянова. Иркутск, 2006. 180 с.
II Толерантность личности: характеристики, закономерности, механизмы формирования: монография / А. А. Деркач и др.. М., 2003. 197 с.
12 СухихЕ. С. Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006. 24 с.
13 Сухих Е. С. Социально-перцептивный стиль и диспозиции личности как факторы толерантности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006. С. 8.
14 Холодная М. А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учебное пособие. М., 2002. 304 с.
15 Бодров В. А. Проблема преодоления стресса. Ч. 1: «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению // Психол. журн. 2006. Т. 27, № 1. С. 122-133.
16 Психология личности: психолого-педагогические основы толерантности: учеб. пособие / Л. В. Меньшикова, О. С. Шемелина, Л. В. Кавун, Л. А. Аксенова. Новосибирск, 2004. 68 с.
17 Алексеев А. А. Поймите меня правильно, или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб., 1993. 352 с.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб., 2003. 448 с.
19 Калина Н. Ф. Вопросник самоактуализации личности // Журн. практ. психолога. 1998. № 1. С. 65-75.
20 Алексеев А. А. Поймите меня правильно, или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб., 1993. 352 с.
21 Шемелина О. С. Психология творчества: познавательные стили и творчество: учеб. пособие / под ред. Л. В. Меньшиковой. Новосибирск, 2005. 88 с.
Шемелина О. С. Психология творчества: познавательные стили и творчество: учеб. пособие / под ред. Л. В. Меньшиковой. Новосибирск, 2005. С. 33.