Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ И СПОРТИВНОЙ ХОДЬБОЙ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ И СПОРТИВНОЙ ХОДЬБОЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
150
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХИКА / ЭМОЦИИ / СПОРТ / ФРУСТРАЦИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ПЛАСТИЧНОСТЬ / СПОРТИВНАЯ ХОДЬБА / БАСКЕТБОЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Романова Анжела Валерьевна, Марандыкина Оксана Викторовна, Шарагин Виктор Иванович, Разживин Олег Анатольевич

Введение. Существенно улучшить спортивные результаты возможно за счет грамотного учета в ходе тренировок психологических особенностей спортсменов. Особенно это актуально в баскетболе и при занятиях спортивной ходьбой. Цель исследования: выяснить наличие связи психологических особенностей юношей-баскетболистов и юношей, занимающихся спортивной ходьбой, с содержанием их вида спорта. Методика и организация исследования. Работа выполнена на двух группах совершенно здоровых, длительное время тренирующихся восемнадцатилетних спортсменах. Первую группу составили 24 баскетболиста, вторая группа была образована из 23 человек, занимающихся спортивной ходьбой. Во всех случаях определяли устойчивость к фрустрации, уровень агрессивности, тревожность и эмоциональную устойчивость, выраженность пластичности, показатель ригидности психики, соотношение интроверсии - экстраверсии. Проведена статистическая обработка всех результатов. Результаты исследования и их обсуждение. Все обследованные обладали весьма высокой эмоциональной стабильностью и были достаточно устойчивы к возникновению фрустрации. Содержание баскетбола, включающее постоянное напряжение и непрерывное противодействие команде соперника, применение широкого спектра движений и динамично изменяющиеся ситуации в игре привлекают в этот вид спорта юношей, имеющих яркую агрессивность, большую пластичность психики и черты экстраверсии. Для занимающихся спортивной ходьбой характерно отсутствие физического взаимодействия с соперником, длительная мышечная активность нижних конечностей, явное однообразие спортивной ситуации на тренировках и в ходе соревнований. Это делает данный вид спорта привлекательным для лиц, имеющих низкую агрессивность, невыраженную пластичность и интроверсию процессов в нервной системе. Выводы. Для психологического портрета успешного баскетболиста характерна экстраверсия, повышенная агрессивность и выраженная пластичность. Для оптимальных спортивных результатов в ходе занятий спортивной ходьбой необходимым можно считать более низкие значения этих характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Романова Анжела Валерьевна, Марандыкина Оксана Викторовна, Шарагин Виктор Иванович, Разживин Олег Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS-ATHLETES REGULARLY DOING BASKETBALL AND SPORTS WALKING

Introduction. It is possible to significantly improve sports results due to competent accounting of the psychological characteristics of athletes during training. This is especially true in basketball and race walking. Purpose of the study: to find out the connection between the psychological characteristics of youth basketball players and youths, who go in for race walking with the content of their sport. Methodology and organization of the study. The work was performed on two groups of perfectly healthy, long-term training eighteen-year-old athletes. The first group consisted of 24 basketball players, the second group was formed of 23 people involved in race walking. In all cases, resistance to frustration, the level of aggressiveness, anxiety and emotional stability, the severity of plasticity, an indicator of mental rigidity, the ratio of introversion - extraversion were determined. All results were statistically processed. Research results and discussion. All the subjects had a very high emotional stability and were quite resistant to the occurrence of frustration. The content of basketball, including constant tension and continuous opposition to the opposing team, the use of a wide range of movements and dynamically changing situations in the game, attract young men with bright aggressiveness, great plasticity of the psyche and extraversion traits to this sport. Those who go in for sports walking are characterized by the absence of physical interaction with the rival, prolonged muscular activity of the lower extremities, the obvious monotony of the sports situation during training and during competitions. This makes this sport attractive for people with low aggressiveness, unexpressed plasticity and introversion of processes in the nervous system. Conclusions. The psychological portrait of a successful basketball player is characterized by extraversion, increased aggressiveness and pronounced plasticity. For optimal sports results during race walking, lower values of these characteristics can be considered necessary.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ И СПОРТИВНОЙ ХОДЬБОЙ»

REFERENCES

1. Volikova, S.V. (2013), "Methods of research of child perfectionism", Consultative psychology and psychotherapy, No. 1, pp. 177-192.

2. Garanyan, N.G., Kholmogorova, A. B. and Yudeeva, T. Yu. (2018), "Factor structure and psychometric indicators of the perfectionism questionnaire: development of a three-factor version", Consultative psychology and psychotherapy, Vol. 26, No. 3, pp. 8-32.

3. Dolgova, V.I., Rokitskaya, Yu. A. and Salamatov, A. A. (2018), "Individual psychological predictors of adaptive behavior of adolescents", Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University, No. 1, pp. 45-59.

4. Evenko, S.L. (2014), "Features of the development of perfectionism in adolescents depending on the type of family relations", Bulletin of the Moscow State Regional University. The series "Psychological Sciences, No. 2, pp. 64-68.

5. Zolotareva, A.A. (2013), "Differential diagnosis of perfectionism", Psychological journal, Vol. 34, No. 2, pp.117-128.

6. Ilyin, E.P. (2014), Work and personality : workaholism, perfectionism, laziness, Peter, St. Petersburg.

7. Kryukova, T.L. (2014), "Psychology of coping behavior: the current state and psychological, socio-cultural perspectives", Vestnik of Kostroma state university, No. 5, pp.184-188.

8. Larskikh, M.V. and Udalykh, I. A. (2015), "In the dependence of the level and typology of perfectionism of adolescents on the type of inharmonious upbringing in the family", Innovations in science, No. 45, pp. 119-126.

9. Saporovskaya, M. V., Kryukova, T. L. and Khazova, S. A. (2019) Psychology of stress and coping behavior: challenges, resources, well-being, Publishing house of Kostroma State University, Kostroma.

10. Yasnaya, V. A. and Enikolopov, S. N. (2013), "Modern models of perfectionism", Psychological research, Vol. 6, No. 29, available at: http://psystudy.ru/num/2013v6n29/826-yasnaya29.

Контактная информация: rokitskayayua@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 10.09.2021

УДК 159.9:796.33

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ РЕГУЛЯРНО ЗАНИМАЮЩИХСЯ БАСКЕТБОЛОМ И СПОРТИВНОЙ ХОДЬБОЙ

Анжела Валерьевна Романова, кандидат психологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Оксана Викторовна Маранды-кина, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный лингвистический университет; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет; Олег Анатольевич Разживин, кандидат педагогических наук, доцент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

Аннотация

Введение. Существенно улучшить спортивные результаты возможно за счет грамотного учета в ходе тренировок психологических особенностей спортсменов. Особенно это актуально в баскетболе и при занятиях спортивной ходьбой. Цель исследования: выяснить наличие связи психологических особенностей юношей-баскетболистов и юношей, занимающихся спортивной ходьбой, с содержанием их вида спорта. Методика и организация исследования. Работа выполнена на двух группах совершенно здоровых, длительное время тренирующихся восемнадцатилетних спортсменах. Первую группу составили 24 баскетболиста, вторая группа была образована из 23 человек, занимающихся спортивной ходьбой. Во всех случаях определяли устойчивость к фрустрации, уровень агрессивности, тревожность и эмоциональную устойчивость, выраженность пластичности, показатель ригидности психики, соотношение интроверсии - экстраверсии. Проведена статистическая обработка всех результатов. Результаты исследования и их обсуждение. Все обсле-

дованные обладали весьма высокой эмоциональной стабильностью и были достаточно устойчивы к возникновению фрустрации. Содержание баскетбола, включающее постоянное напряжение и непрерывное противодействие команде соперника, применение широкого спектра движений и динамично изменяющиеся ситуации в игре привлекают в этот вид спорта юношей, имеющих яркую агрессивность, большую пластичность психики и черты экстраверсии. Для занимающихся спортивной ходьбой характерно отсутствие физического взаимодействия с соперником, длительная мышечная активность нижних конечностей, явное однообразие спортивной ситуации на тренировках и в ходе соревнований. Это делает данный вид спорта привлекательным для лиц, имеющих низкую агрессивность, невыраженную пластичность и интроверсию процессов в нервной системе. Выводы. Для психологического портрета успешного баскетболиста характерна экстраверсия, повышенная агрессивность и выраженная пластичность. Для оптимальных спортивных результатов в ходе занятий спортивной ходьбой необходимым можно считать более низкие значения этих характеристик.

Ключевые слова: психика, эмоции, спорт, фрустрация, агрессивность, пластичность, спортивная ходьба, баскетбол.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p374-380

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS-ATHLETES REGULARLY DOING BASKETBALL AND SPORTS WALKING

Angela Valeryevna Romanova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Oksana Victorovna Marandykina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State University of Linguistics, Moscow; Viktor Ivanovich Sharagin, the candidate of military sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Oleg Anatolyevich Razjivin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal

University, Elabuga

Abstract

Introduction. It is possible to significantly improve sports results due to competent accounting of the psychological characteristics of athletes during training. This is especially true in basketball and race walking. Purpose of the study: to find out the connection between the psychological characteristics of youth basketball players and youths, who go in for race walking with the content of their sport. Methodology and organization of the study. The work was performed on two groups of perfectly healthy, long-term training eighteen-year-old athletes. The first group consisted of 24 basketball players, the second group was formed of 23 people involved in race walking. In all cases, resistance to frustration, the level of aggressiveness, anxiety and emotional stability, the severity of plasticity, an indicator of mental rigidity, the ratio of introversion - extraversion were determined. All results were statistically processed. Research results and discussion. All the subjects had a very high emotional stability and were quite resistant to the occurrence of frustration. The content of basketball, including constant tension and continuous opposition to the opposing team, the use of a wide range of movements and dynamically changing situations in the game, attract young men with bright aggressiveness, great plasticity of the psyche and extraversion traits to this sport. Those who go in for sports walking are characterized by the absence of physical interaction with the rival, prolonged muscular activity of the lower extremities, the obvious monotony of the sports situation during training and during competitions. This makes this sport attractive for people with low aggressiveness, unexpressed plasticity and introversion of processes in the nervous system. Conclusions. The psychological portrait of a successful basketball player is characterized by extraversion, increased aggressiveness and pronounced plasticity. For optimal sports results during race walking, lower values of these characteristics can be considered necessary.

Keywords: psyche, emotions, sports, frustration, aggressiveness, plasticity, race walking, basketball.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время начало занятий спортом требует учета имеющихся у претендента не только физических, но и психологических качеств, обеспечивающих достижение

результатов в избранном виде спорта [1, 2]. Большое значение имеет личная ориентация на большие спортивные достижения, быстрота протекания нервных процессов в мозге, стойкость положительного эмоционального фона, не меняющегося, несмотря на любые возможные события в процессе соревнований или тренировочных занятий, стойкое овладение широким спектром двигательных действий в «своем» виде спорта [3].

Весьма значимы для успеха в спорте особенности функционирования центральной нервной системы [5]. В число наиболее важных ее параметров входит скорость протекания и выраженность интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Также важна их стабильность на фоне любых внешних и внутренних явлений, способных изменить ход нервных процессов, возможность длительно выдерживать психологические и физические нагрузки и способность к быстрому и полному восстановлению спортивной работоспособности [5, 6, 7].

Сейчас многие исследователи приходят к мысли, что успешность деятельности человека в спорте напрямую связана с параметрами его личности [8]. Ясно, что индивидуальные характеристики психики во многом определяют выбор человеком конкретного вида спорта, а также влияют на результативность спортивных тренировок. Сами мышечные нагрузки в ходе тренировок и соревнований очень сильно воздействуют на процессы в нервной системе человека, стимулируя их в полном соответствии с требованиями избранного вида спорта [4, 6].

Психологические особенности спортсмена в значительной мере формируют основы для выбора вида спорта и помогают в формировании спортивного мастерства, необходимого для достижения высоких результатов в спорте. Они сильно определяют индивидуальность выполнения двигательных действий, их успешность в ходе соревнований, а, следовательно, конечный спортивный результат [9]. Учитывая это, представляется важным проследить связь темперамента и выбора определенного вида спорта.

Цель: выяснить наличие связи психологических особенностей юношей-баскетболистов и юношей, занимающихся спортивной ходьбой с содержанием их вида спорта.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа проведена на двух группах восемнадцатилетних студентов-спортсменов, имевших как минимум пятилетний стаж регулярных занятий спортом. Первая из этих групп включала 24 баскетболиста с квалификацией кандидата в мастера спорта России. Вторая группа спортсменов состояла из 23 человек, занимающихся спортивной ходьбой не менее пяти лет и имеющих спортивную квалификацию кандидата в мастера спорта России.

В исследовании использована методика «Самооценка психических состояний». С ее помощью регистрировали ряд основных показателей темперамента. Выяснялся уровень тревожности, которую рассматривали как эквивалент эмоциональной устойчивости или психологической возбудимости. Оценивали наличие устойчивости к появлению фрустрации, считающейся способностью стабильно совершать конструктивные поступки даже в случае наличия непреодолимой преграды к личной цели.

У обследуемых учитывали уровень агрессивности. Также у них выяснялись уровни пластичности и ригидности, производился учет степени экстравертированности. Последний психологический показатель позволил выявлять зависимость поступков человека - от факторов внешней среды (экстраверсия) или от личных воспоминаний и различных мыслей (интроверсия).

Статистическая обработка результатов оценки психологических характеристик велась с помощью ^критерия Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Все обследованные имели, судя по результатам применения метода «Самооценке психического состояния», высокую устойчивость эмоционального фона (таблица 1). Величина данного показателя в группе занимающихся спортивной ходьбой составила 10,9±0,39 баллов, у баскетболистов 11,4±0,25 баллов. На сходную большую эмоциональную устойчивость у обследованных спортсменов указывали результаты применения методики по оценке «Свойства темперамента». У занимающихся спортивной ходьбой эмоциональная устойчивость была также несколько меньше -11,1±0,24 баллов, а у баскетболистов была выше - 11,8±0,28 баллов. Имевшаяся у обследованных спортсменов эмоциональная устойчивость давала им в процессе занятий спортом возможность спокойно анализировать любые, порой эмоционально очень окрашенные моменты.

Для обеих групп спортсменов была характерна резистентность к фрустрации. В этой связи можно считать, что занятия спортом обеспечивают накопление у спортсменов опыта преодоления любых сложностей в спортивной деятельности.

Таблица 1 - Психологические особенности баскетболистов и занимающихся спортивной ходьбой_

Психологические характеристики Спортсмены, М±т р

Спортивная ходьба, п=23 Баскетбол, п=24

Фрустрация, баллы 9,6±0,32 10,2±0,21

Агрессивность, баллы 8,1±0,36 11,4±0,44 <0,01

Эмоциональная устойчивость по методу «Самооценке психического состояния», баллы 10,9±0,39 11,4±0,25

Эмоциональная устойчивость по методу «Свойства темперамента», баллы 11,1±0,24 11,8±0,28

Пластичность - ригидность, баллы 9,4±0,39 12,8±0,32 <0,01

Экстраверсия - интроверсия, баллы 11,5±0,22 16,2±0,20 <0,01

Ввиду того, что занимающиеся спортивной ходьбой и баскетболисты мало различались по уровню эмоциональной стабильности и выраженности фрустрации, оба этих вида спорта можно считать сравнимыми по их психологической насыщенности.

У баскетболистов оказалась более выражена агрессивность - 11,4±0,44 баллов. Видимо, это связано с особенностями их спортивной деятельности. У баскетболистов в занятиях спортом присутствует явное спортивное противостояние. Занимающиеся спортивной ходьбой в ходе тренировок и соревнований лишены физического взаимодействия с другим человеком.

Для баскетболистов характерна большая экстраверсия - 16,2±0,20 баллов, что определяется психологическим содержанием этого вида спорта. Баскетболисты в ходе занятий спортом концентрируются на других игроках, а занимающиеся спортивной ходьбой в ходе тренировок погружаются в себя.

У баскетболистов присутствует пластичность - 12,8±0,32 баллов. Для них свойственна широта резких движений и наличие вариантов их реализации. В этой связи баскетбол предпочтителен для студентов, обладающих выраженной пластичностью. Для спортивной ходьбы не характерны импровизированные движения, имеется четкая предсказуемость ситуаций в ходе соревнований и тренировок. Это делает занятия спортивной ходьбой предпочтительными для студентов с выраженной ригидностью нервных процессов.

Очень многие тренеры в процессе своей профессиональной деятельности часто сталкиваются с различной степенью отсева из любых спортивных секций, когда их воспитанники по не очень ясным причинам бросают занятия спортом. Многие исследователи считают, что в основе этого лежит утрата юными спортсменами интереса к избранному виду спорта во многом из-за несоответствия, имеющегося у начавшего тренировки темперамента и характера спортивной деятельности [7, 8]. Известно, что темперамент у человека в течение жизни стабильно проявляются в любых ситуациях и в любом виде де-

ятельности [3].

Занятия спортом, как правило, сопряжены с возникновением весьма непростых ситуаций, требующих порой общей мобилизации всего организма. В этой связи становится ясна зависимость общей успешности занятий спортом от индивидуальных параметров нервной системы спортсмена и особенно его темперамента. Эти характеристики признаются не меняющимися в процессе жизни, стабильно проявляющимися при любой деятельности, и в том числе и спортивной. Поэтому для получения ярких спортивных достижений большие перспективы имеет научно обоснованный учет имеющегося темперамента у начинающегося спортсмена [5].

Весьма важна планомерная оценка всех аспектов темперамента спортсмена для формирования верного индивидуального подхода к его физическому воспитанию. Осмысление этого вопроса может улучшить результативность спортивного отбора, точность процесса спортивной ориентации и, в конечном итоге, существенно повысить общий результат занятий спортом [3].

Учет имеющегося у юного спортсмена темперамента способен сильно помочь любому тренеру в подготовке своего воспитанника к достижению высокого спортивного результата. Ясна также связь между темпераментом и склонностью к конкретному виду спорта. Однако, понимание этой связи на всех этапах спортивной деятельности еще не имеет достаточно прочной теоретической базы, что требует дальнейших исследований

[5].

Сейчас признается, что темперамент генетически четко определен и не меняется в течение жизни. Он сильно влияет на все спортивное поведение [8]. Именно от него во многом зависит выбор детьми и подростками определенного вида спорта. Кроме того, он влияет на процесс накопления двигательного опыта в ходе становления индивидуального спортивного стиля.

Успешность выполнения содержания любой спортивной деятельности связана с наличием у спортсмена определенной мотивации и характеристик его темперамента. Строгий их учет весьма значим для правильного спортивного отбора в любые виды спорта и последующей успешной спортивной карьеры [6].

У обследуемых спортсменов была выявлена небольшая тревожность и устойчивость к явлению фрустрации. Для баскетбола свойственен некоторый физический контакт, широкий спектр используемых движений и непрерывно меняющиеся условия их реализации. В этой связи этот вид спорта предпочтителен для детей и подростков, имеющих несомненную агрессивность, экстраверсию и пластичность в их психических процессах.

Двигательные действия при занятиях спортивной ходьбой реализуются без физического контакта, с однообразием выполняемых действий и явной узостью спортивных условий их осуществления. В этой связи спортивная ходьба весьма привлекательна для молодежи, имеющей низкий уровень агрессивности, интроверсию и небольшую пластичность их психических процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Признано, что занятия спортом стимулируют многие психологические характеристики, в том числе повышают стойкость и сдерживают фрустрацию. Спорт всегда способствует накоплению достаточно богатого опыта по реализации спортивных действий и саморегуляции эмоционального статуса. Для спортивной ориентации желательно учитывать исходно имеющиеся у детей и юношей уровни агрессивности, экстраверсии и выраженность пластичности их нервных процессов. Имеющаяся выраженность этих качеств очень сильно может определять выбор между занятиями баскетболом и спортивной ходьбой. Для баскетболистов свойственно несколько повышенная агрессивность при наличии пластичности и явных признаков экстраверсии. Для достижения высоких результатов в

ходе занятий спортивной ходьбой предпочтительно наличие невыраженности этих показателей. Этот момент важно учитывать на этапе спортивной ориентации тех, кто собирается заниматься спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Завалишина С.Ю. Физиологически оправданный вариант формирования здорового образа жизни молодежи средствами физического воспитания / С.Ю. Завалишина, А.С. Махов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 7.- С.15.

2. Карпов В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю. Карпов, В.А. Околелова, Г.А. Абрамишвили // Известия Сочинского государственного университета. - 2009. - № 2 (8). - С. 161-169.

3. Изменение психоэмоционального состояния студенток в процессе занятий спортом /

A.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Н.Г. Пучкова, Ю.Б. Кашенков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 9 (163). - С. 321-325.

4. Киперман Я.В. Тромбоцитарная активность легкоатлетов высокой квалификации юношеского возраста / Я.В. Киперман, С.Ю. Завалишина, Н.В. Кутафина // // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16456 (дата обращения: 28.06.2021).

5. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. - Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. - 448 с.

6. Особенности развития мотивов занятий спортом с учетом спортивной квалификации / Л.Ш. Пестряева, Г. Л. Драндров, Б.Н. Глинкин, Т.И. Орешкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-3. - С.237-243.

7. Савченко, А.П. Тромбоцитарная активность при отсутствии физической нагрузки / А.П. Савченко, С.Ю. Завалишина, Н.В. Кутафина // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19152 (дата обращения: 28.06.2021)..

8. Самооценка личности как фактор, определяющий мотивационную сферу спортсмена /

B.И. Шарагин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов, Н.Г. Пучкова, А.Н. Авдеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 389-393.

9. Физическая культура и спорт в формировании психологической устойчивости студентов к экстремальным ситуациям / О.Г. Логинов, А. Л. Волобуев, В.Ю. Карпов, А.В. Романова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 144-149.

REFERENCES

1. Zavalishina, S.Yu. and Makhov, A.S. (2020), "Physiologically justified version of the formation of a healthy way of life of young people with means of physical education", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 15.

2. Karpov, V.Yu., Okolelova V.A. and Abramishvili, О.А (2009), "Healthy lifestyle as a global problem of modernity", News of The Sochi State University, No. 2 (8), pp. 161-169.

3. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Puchkova, N.G. and Kashenkov, Yu.B. (2018), "The Change of emotional state of students in sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 163, No. 9, pp. 321-325.

4. Kiperman, Ya.V., Zavalishina, S.Yu. and Kutafina, N.V. (2014), "Thrombocyte activity of athletes of high qualification of youthful age", Modern problems of science and education, No.6, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=16456.

5. Merlin, V.S. (1996), Psychology of Individuality, MODEK, Voronezh.

6. Pestryaeva, L.Sh., Drandrov, G.L., Glinkin, B.N. and Oreshkina, T.I. (2016), "Features of the development of motives for going in for sports, taking into account sports qualifications", Problems of modern pedagogical education, No. 51-3, pp. 237-243.

7. Savchenko, A.P., Zavalishina, S.Yu. and Kutafina, N.V. (2015), "Thrombocytic activity in the absence of exercise", Modern problems of science and education, No. 3, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19152.

8. Sharagin, V.I., Karpov, V.Yu., Makhov, A.S., Puchkova, N.G. and Avdeeva, A.N. (2018), "Personality self-assessment as defining factor of athlete's motivation sphere", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 389-393.

9. Loginov O.N., Volobuev A.L., Karpov V.Yu. and Romanova A.V. (2015), "Physical culture and sport in the formation of psychological stability of students to extreme situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 144-149.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.09.2021

УДК 159.9:796.966

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В

ЖЕНСКОМ ХОККЕЕ

Наталья Николаевна Романова, кандидат педагогических наук, Артур Рустамович Надргулов, аспирант, Уральский государственный университет физической культуры,

Челябинск

Аннотация

Данная статья посвящена особенностям психологической подготовки в женском хоккее. Рассматриваются вопросы выбора педагогических условий, повышающих эффективность психологической подготовки хоккеисток на этапе совершенствования спортивного мастерства. Показана значимость психологического аспекта в подготовке игроков женской команды. Представлены нюансы реализации педагогических условий, направленных на применение конструктивных методов психологического воздействия, разработку содержания тренинговых занятий, включающих задания на оперативное и эффективное принятие решений в состоянии стресса и фрустрации, устранение жертвенной позиции в поведении хоккеисток подросткового возраста.

Ключевые слова: женский хоккей, психологическая подготовка, хоккей с шайбой.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p380-383

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE PSYCHOLOGICAL TRAINING IN THE

WOMEN'S ICE HOCKEY

Natalya Nikolaevna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, Artur Rustamovich

Nadrgulov, the postgraduate student, Ural state university of physical culture, Chelyabinsk

Abstract

This article is devoted to the peculiarities of psychological training in the women's ice hockey. The article deals with the questions of the pedagogical conditions that increase the effectiveness of psychological training of the ice hockey players at the stage of improving sports skills. It shown the importance of the psychological aspect in the training of women's team players. It presented the nuances of the implementation of the pedagogical conditions aimed at the use of the constructive methods of psychological influence, the development of the content of training sessions, including tasks for prompt and effective decision-making in the state of stress and frustration, the elimination of the sacrificial position in the behavior of teenage ice hockey players.

Keywords: women's hockey, psychological training, ice hockey.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в хоккее сформировалась высокая потребность в изучении психологических аспектов тренировочных и соревновательных процессов. Нередко имея приблизительно схожую степень технической, тактической, физической подготовленности, спортсмены уступают сопернику по уровню психологической подготовленности. Ненужные сомнения, неуверенность в собственных силах, страх неудачи, низкая, заниженная или неустойчивая самооценка провоцируют проявления негативных предстартовых состояний: предстартовой лихорадки и предстартовой апатии. Таким образом, все компо -ненты процесса подготовки хоккеистов дают отрицательный результат по итогу игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.