УДК 88.4
Никулина Д. С.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ИМЕЮЩИХ АЛЕКСИТИМИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ
Идея небезопасности непринятия своих эмоциональных переживаний для личности в современной психологии и психотерапии частично отражена в теориях алекситимии. Один из возможных путей объяснения алекситимии - рассмотрение ее как социально-психологического феномена. Алекситимия - это комплексное расстройство, связанное с нарушением контакта человека со своей эмоциональной сферой, выражающееся в проблеме осознания, выражения и передачи эмоционального состояния как собственного, так и другого человека (людей).
В контексте данной проблемы было проведено исследование психологических особенностей студентов вуза с разными уровнями выраженности алекси-тимии. В нем приняло участие 146 человек - 72 девушки и 74 юноши - студенты ТРТУ разных специальностей. Возрастная категория испытуемых - 18-22 года.
В итоге проведения комплекса психодиагностических методик получились следующие результаты.
Людям с разным уровнем выраженности алекситимии присущ свой набор психологических характеристик, связанных как с особенностями взаимодействия с окружающим миром, так и самими собой. Для группы испытуемых с низким уровнем алекситимических проявлений характерны гармоничные отношения, как с окружающей средой, так и собой (с эмоциональной сферой в частности). Для группы испытуемых со средним уровнем алекситимических проявлений присущ определенный конфликт в отношении себя и окружающего мира. С одной стороны, они тяготеют к общению с людьми, окружающими их, нуждаются в их поддержке, внимании и заботе, с другой стороны, они испытывают трудности в осознании собственных чувств и последующем их выражении в контакте с другими. Для группы с высоким уровнем выраженности алекситимии в большей степени, чем всем остальным, присущи конфликты как на внут-риличностном уровне, так и на уровне межличностного общения. Для них собственной эмоциональный мир, с одной стороны, не имеет личной ценности, с другой стороны, является «слепым пятном». Неосознанные переживания приносят испытуемым ощущение беспокойства и опасности, что в свою очередь еще в большей степени усиливает как внешнюю, так и внутреннюю конфликтность.
Полученные результаты позволили на стадии оказания психологической помощи создать для различных групп испытуемых (в частности второй и третьей) свои комплексы псикоррекционных мероприятий с учетом индивидуальных особенностей каждой описываемой группы.