Научная статья на тему 'Опыт исследования психологических особенностей студентов вуза с алекситимическими проявлениями'

Опыт исследования психологических особенностей студентов вуза с алекситимическими проявлениями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
486
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт исследования психологических особенностей студентов вуза с алекситимическими проявлениями»

Д.С. Никулина

ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА С АЛЕКСИТИМИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ

Недооценка важности эмоциональной стороны жизни, ее частое игнорирование в современной культуре приводят к увеличению числа различного рода эмоциональных расстройств. В настоящее время у многих людей наблюдается рост нарушений эмоциональной сферы различной степени тяжести. По прогнозам ученых процент подобного рода нарушений будет неуклонно расти. Обостряющаяся ситуация в области эмоциональных расстройств во многом связана с отсутствием должного внимания к эмоциональной сфере личности. В свою очередь это приводит к тому, что весьма часто происходит социально-психологическая дезадаптация современного человека: он не может устанавливать теплые доверительные и долговременные отношения с кем бы то ни было, понижается степень удовлетворенности собственной жизнью, возникает депрессия, апатия, утрачивается живой интерес к чему бы то ни было. Наиболее полно и точно идея небезопасности отсутствия принятия своих эмоциональных состояний для состояния личности в целом отразилась в современных концепциях алекситимии.

Своим происхождением термин «алекситимия» обязан медицине. Врачи при лечении различных заболеваний сердечно-сосудистой системы, желудочного тракта и т.д. встретились с тем, что их пациенты зачастую не могли определить свои телесные ощущения и эмоции, а это в свою очередь затрудняло как постановку диагноза, так и последующую терапию. Дальше - больше: было определено, что эта выявленная неспособность различать, а иногда и переживать ощущения и эмоции повышает риск возникновения определенных видов заболеваний, а также влияет на степень их тяжести и протекания. Так получила распространение психосоматическая концепция алекситимии, описанная американскими психиатрами Р. Sifnoes и J. Nemiah (Sifnoes Р., 1973). Постепенно термин алекситимия вышел из сугубо медицинской среды и стал распространяться в среде психологов, социальных работников и т.д. При этом происходило увеличение объема смыслового наполнения данного понятия. Этот процесс продолжается и теперь.

На наш взгляд, это говорит о том, что проблема эмоциональности человека и его способности переживать и выражать свои чувства с одной стороны, является актуальной и волнующей, с другой стороны, долгое время она не находила адекватного выражения и описания в психологической теории и практике, и в настоящий период через теории алекситимии происходит заполнение существовавшего ранее пробела в изучении этой проблемы.

Это отражается и в ситуации нахождения объяснительного принципа возникновения причин алекситимии. Единства в этом вопросе нет, нет и единой концепции алекситимии. В настоящее время в психологической, медицинской литературе ведется довольно активная дискуссия о природе данного феномена. В отечественных и зарубежных исследованиях (Н. К^М, В. Роттенберг, В.В. Калинин, В.М. Проворотов, Ю.Н. Чернов, О.И. Лышова, А.В. Будневский и т.д.) открытыми остаются вопросы о происхождении алекситимии: о ее первичности или вторичности, генетической, травматической или социальной обусловленности, наличии ее зависимости от социальных, этнических и культурных особенностей общества, в котором живет человек, о ее стабильном характере или временном, приспособительном проявлении, которое может обнаружить себя в определенной жизненной ситуации; до сих пор не полностью понятна связь алекситимии и болезни.

В настоящее время рядом исследователей (С.В. Малыхина, В.В. Николаева

Раздел III. Прикладные вопросы психологии и педагогики

и др.) выделяются три подхода, различающихся представлениями о причинах и условиях становления алекситимии, - это биологическая теория, теория травматической соматизации и теория социального научения.

Биологическая теория рассматривает алекситимию как первичный процесс, в котором ведущая роль принадлежит генетическим механизмам, дефектам или особым вариантам развития головного мозга (В.В. Калинин). Такие характеристики алекситимии позволяют именовать ее конституциональной или первичной.

Подход, утверждающий травматическую природу алекситимии, рассматривает ее как вторичное расстройство, которое проявляется в состоянии глобального торможения аффектов или «оцепенения», наступающем в результате тяжелой психологической травмы. В этом случае алекситимия в патологической форме отражает горе или скрытую депрессию и рассматривается как защитный механизм, не являясь психологической защитой в классическом понимании (В.М. Провоторов и др.). К такому же подходу примыкают исследования представителей психодинамического направления, выявившие алекситимию при маскированных депрессиях и неврозах, что дало основание рассматривать алекситимию с позиций невроза.

Третий - социологический (или точнее назвать социо-психологический) -подход объясняет появление синдрома алекситимии в аспекте поведения, социальных и культурных факторов. Один из представителей этого подхода, выделяющего в качестве причины алекситимии социальное научение, H. Kristal, полагает, что эмоциональное развитие человека и соответственно патология эмоциональности находятся в прямой зависимости от характера отношений в системе «мать - ребенок» в раннем детстве. В исследованиях, проводимых японскими авторами, ведущая роль в формировании алекситимии отводится семейным факторам.

По данным исследований, полученным сторонниками биологической теории алекситимии, она не поддается коррекции, тогда как два последних подхода признают возможным коррекцию алекситимии, если она сформировалась в результате травмы или социального научения.

Мы продолжаем исследование феномена алекситимии именно в русле со-цио-психологического подхода. В силу данного подхода алекситимия рассматривается нами как довольно обобщенное определение различных и многочисленных проблем, связанных с переживанием, определением и выражением разнообразных эмоций. Алекситимия - это комплексное расстройство, связанное с нарушением контакта человека со своей эмоциональной сферой, выражающееся в проблеме осознания, выражения и передачи эмоционального состояния как собственного, так и другого человека (людей).

Целью проводившегося нами исследования было изучение и выявление алекситимических проявлений студентов вуза. Интерес к исследованию проявлений алекситимии на выборке не больных, а условно здоровых людей связан с нашим предположением о социально-психологической природе изучаемого феномена. Алекситимия связана с глубокими нарушениями не только эмоциональной, но и коммуникативной сферы. Процесс общения, не связанный с эмоциональными проявлениями, представляется затрудненным, редуцированным и поверхностным. Потребность в общении с себе подобными является базовой потребностью человека. Любые отношения в общественной жизни: экономические, политические, семейные, дружеские - это, в конечном счете, отношения конкретных людей или их групп. Человек и как отдельный индивид, и как родовое общественное существо не может жить, не общаясь с другими людьми. В силу этого алекситимия как невозможность быть проявленным эмоционально в процессе общения представляется значимым барьером в процессе коммуникации.

В нашем исследовании алекситимических проявлений приняло участие 200

студентов различных специальностей разных курсов Таганрогского Радиотехнического университета. В результате проведения комплекса психодиагностических мето дик у нас получилось следующее распределение результатов:

• 24% испытуемых могут быть отнесены к группе выраженных «алексит-

миков»;

• 54% испытуемых попадают в так называемую «среднюю» зону - они не относятся к явным «алекситимикам», но у них наблюдаются проблемы с выражением эмоций;

• 22% испытуемых не обнаруживают затруднений с выражением эмоций.

В связи с выделенными нами подгруппами по критерию выраженности алекситимических проявлений возник вопрос о психологических особенностях личности данных испытуемых.

По результатам предварительного пилотажного исследования нам удалось выявить, что первые две выделенные нами подгруппы (ярко выраженные алексити-мики и «средняя зона») отличались рядом психологических особенностей - таких, как повышенный уровень напряженности психологических защит, преобладание инфантильных стратегий совладания, что особенно ярко проявляется в стрессогенных ситуациях, присутствие явного или скрытого интропсихического конфликта, низким уровнем адаптивности к быстро изменяющимся условиям среды, невыраженной способностью к принятию себя и другим. При этом все перечисленные особенности были на фоне бедного эмоционального самовыражения, отсутствия само-рефлексии в области аффективной сферы.

Результатом проведенного нами исследования стало выдвижение гипотезы о существовании личности алекситимического типа, характеризующейся определенными когнитивными, аффективными, поведенческими особенностями, что в свою очередь нуждается в последующем анализе и дальнейших эмпирических исследованиях в этой области.

Н.А. Лызь, А.А. Опрышко

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ АУДИТОРНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Характерной особенностью современного состояния образовательных систем высшего профессионального образования в России является динамизм, обусловленный необходимостью вхождения этих систем в так называемый «Болонский процесс», а также общим состоянием реформирования всего образования страны в целом. В связи с этим, профессиональное становление и личностное развитие будущего специалиста в стенах вуза, связано с целым рядом проблемных ситуаций, вызываемых противоречиями между тенденциями указанного реформирования и традиционным консерватизмом образовательных систем. Так, например, укрепившаяся тенденция повышения степени самостоятельности студентов в учебном процессе и снижения доли аудиторной работы, с одной стороны, и отсутствие готовности к самостоятельной познавательной деятельности выпускников школ - с другой, порождает проблему снижения эффективности высшего образования. Очевидно, что существуют различные пути решения этой проблемы. Один из таких путей, связанный с обучением студентов самостоятельной работе, которое осуществляется в процессе индивидуализированной аудиторной познавательной деятельности, рассмотрен в настоящей статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.