ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ
Чжан Пэн Хао
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6 Москва, Россия, 117198
В статье обсуждаются эмпирические результаты исследования, посвященного проблеме самореализации студентов из Китая, анализируется специфика выраженности отдельных переменных в структурной организации данного феномена
Ключевые слова: личность, студенты, самореализация, переменные, анализ, характеристики, компоненты, структура.
Проанализировав различные подходы к рассмотрению феномена самореализации, представленного в работах отечественных и зарубежных исследователей, можно выделить основные ключевые моменты. Прежде всего в определении самореализации основой является понятие сущностных сил самой личности. Рассматривая сущностные силы личности, укажем, разделяя позицию Л.А. Цырено-вой, что проблема самореализации касается не только возможностей реализации или активизации разнообразных человеческих способностей, задатков, склонностей или социальных черт в тех или иных видах деятельности, но затрагивает сами основы индивидуального существования, предполагая смысложизненное самоопределение, отношение к миру и к самому себе. Другим ключевым фактором выступает понятие опредмечивания (выделения, практического осуществления) сущностных сил личности. Это связано, на наш взгляд, прежде всего с тем, что реализовать себя человек может только в процессе какой-либо значимой деятельности, которая направляется и организуется потребностью личности в самореализации. Следующим условием выступает необходимость двух источников детерминации: внешнего и внутреннего, с преобладанием последнего, так как самореализация возможна лишь тогда, когда деятельность инициируется самой личностью. Кроме того, потребность в самореализации является поливалентной, она может проявляться практически во всех видах деятельности. Именно многоплановость проявлений самореализации объясняет то, что данная потребность никогда не может быть полностью удовлетворена. И последнее: самореализация есть высший уровень самореализационной деятельности, сопровождающийся особым состоянием сознания.
Таким образом, процесс самореализации представляет собой круговое движение: инициируемая собственными потребностями роста, самопознания и самосовершенствования, личность создает что-либо субъективно или объективно новое, в процессе чего удовлетворяется данная потребность, создавая условия и мотивацию для дальнейшего саморазвития и самореализации.
Исследование самореализации личности является достаточно сложным с точки зрения учета всех возможных факторов и условий. Видимо, с этим связано
отсутствие доступных валидных и надежных методик исследования данного феномена. Лишь в последнее время в рамках полисистемного подхода были разработаны методики для диагностики самореализации личности — Многомерный опросник самореализации личности (МОСЛ), Ранговый тест и экспертно-уровневая методика С.И. Кудинова. Экспертно-уровневая методика содержит наборы признаков (шкалы), описывающие девятнадцать переменных самореализации. Данная методика не требует большого количества времени для выполнения, поэтому она может быть использована для экспертной оценки самореализации. При обработке результатов подсчитывается только показатель наполненности каждой шкалы (нижняя граница принимается за 0%, а верхняя — за 100%). Данные, полученные тремя разными методическими средствами, были сопоставлены разработчиком с помощью корреляционного анализа, что позволило установить автору значимые связи между МОСЛ и Ранговым тестом (р < 0,05). Показатели большинства переменных самореализации, полученные с помощью МОСЛ и Рангового теста, на статистически значимом уровне коррелируют с показателями экспертной оценки Экс-пертно-уровневой методики, что свидетельствует о внешней валидности МОСЛ и Рангового теста. Заполнение этих тестов требует от респондентов от 2,5 до 3 часов работы. Особую трудность представляет процедура ранжирования в ранговом тесте.
В настоящем исследовании использовался только Многомерный опросник самореализации личности, разработанный С.И. Кудиновым. Данная методика неоднократно была опробированна в ряде диссертационных исследований (И.В. Кос-такова, Е.А. Денисова, И.В. Кулагина) и отвечает всем требованиям, предъявляемым к диагностическим методикам: проверена ретестовая надежность, внутренняя однородность, факторная валидность, конструктная валидность.
Показатель выраженности каждой шкалы опросника определялся по сумме ответов на шесть вопросов, причем в окончательную сумму, характеризующую составляющую самореализации, входили только те ответы из 6-балльной шкалы, которые были оценены испытуемыми в 4, 5, 6 баллов. Другими словами, в расчет принимались только те характеристики, которые говорили о выраженности признака, и не принимались во внимание ответы, несущие противоположные характеристики.
Для китайских респондентов Многомерный опросник самореализации личности был подвергнут двойному переводу для получения достоверных результатов исследования. Исследование проводилось в РУДН, МГУ и МГИМО. В исследовании приняли участие студенты 2—4 курсов из Китая в возрасте 20—25 лет, Всего 83 человека, из них 42 юноши и 41 девушка.
Полученные эмпирические данные были подвергнуты статистическому анализу. На первом этапе выявлялась иерархическая структура переменных самореализации. Так, среди доминирующих признаков в иерархии переменных выступили креативность, оптимистичность, интернальность. Наиболее низкие показатели получены по таким переменным, как экстернальность, консерватизм и пассивность. Данные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые стремятся реализовать свой внутренний потенциал, способности, знания и опыт всеми доступными средствами, не ограничивая себя стандартными схемами. В практиче-
ской деятельности это выражается в том, что респонденты постоянно расширяют сферу своей реализации, берутся за все новое и необычное, легко справляются с трудностями и не расстраиваются при неудачах. Их оптимистичность свидетельствует о том, что они не унывают в сложных ситуациях, с надеждой смотрят в будущее и охотно осваивают новые горизонты и сферы применения своих возможностей. Среди мотивов доминирующее место занимают социально значимые. Для этих респондентов очень актуальным является самореализация не сама по себе как процесс движения вперед, а значимость результатов их труда, прежде всего для других людей. Низкий ранг по шкалам консерватизма, пассивности и экстернальности говорит о том, что эти испытуемые не склонны впадать в отчаяние при неудачах, ссылаться на трудности и помехи других людей, не надеются на случайные обстоятельства и не останавливаются на достигнутом. Среди видов самореализации у данных респондентов на первом месте стоит личностная, профессиональная и затем социальная. Данное ранжирование показывает, что доминантой самореализации выступает все же личностное развитие, затем профессиональное. Подобное соотношение может говорить о том, что для молодого поколения китайцев в настоящее время важным является вхождение в мировое пространство. Эмиграция в восточные и западные страны требует от эмигрантов знания языка, культуры, традиций и т.д., что, собственно, и предполагает личностный рост. Однако, несмотря на подобную картину соотношения переменных, в целом самореализация этих респондентов находится на невысоком уровне.
На следующем этапе эмпирического исследования результаты были подвергнуты корреляционному анализу для выявления психологической структуры самореализации. В результате проведенного анализа были установлены основные доминирующие связи в структурной организации изучаемого феномена. Так, больше всего связей установлено с переменной самореализации — интернальностью. Данный факт свидетельствует в пользу того, что для китайских студентов наибольшее значение в деятельности, поведении и общении приобретает самоконтроль. По всей видимости, это связано с особенностями национальной культуры и воспитанием молодых людей. Для китайцев очень важно уважение к старшим по возрасту, статусу и т.д. Именно поэтому им приходится постоянно контролировать себя. В целом в структурной организации самореализации китайских студентов системообразующими факторами выступают интернальность, креативность, конструктивность и активность. Отмеченное соотношение признаков указывает на позитивную самореализацию этих респондентов, но как ранее отмечалось, ее уровень остается недостаточно высоким. С содержательной стороны данное соотношение указывает, что респонденты проявляют достаточную активность для своего самовыражения, однако она не является систематической и ярко выраженной. В повседневной жизни и делах они склонны проявлять креативное поведение, базирующее на нестандартных средствах и приемах своего самовыражения. Результаты их деятельности и поведения способствуют продуктивному самовыражению и развитию. Вместе с положительными аспектами специфики самореализации китайских студентов отмечаются некоторые нестандартные взаимосвязи переменных. Так, например, их социальная активность положительно коррелирует с социально-корпоративными установками, интернальностью, со-
циоцентрической мотивацией, а также с консервативностью и деструктивностью. Можно говорить о том, что чем выше активность, тем сильнее проявляется контроль своего поведения и деятельности и тем чаще при самовыражении респонденты руководствуются социально-корпоративными установками, связанными с внесением вклада в коллектив и общество. Это, кстати, подтверждает связь с социально значимыми мотивами. Однако прямая связь активности с консерватизмом указывает, что повышенная активность не способствует глубоко осмысленному самовыражению. И чем чаще повышается активность, тем реже используются креативные схемы в жизнедеятельности. Более того, при повышении активности наблюдается и разрушающее воздействие на процесс самовыражения. Объяснение этому можно найти в национально-этнических особенностях этого народа, его культуре, философии и т.д. Для китайцев в целом характерна мыслительная деятельность, погружение в себя. Прежде чем что-либо сделать, нужно все хорошо взвесить и т.д. Однако, проживая в других странах, китайские студенты вынуждены интегрироваться в культуру, традиции, обычаи и образ той страны, в которой проживают, а это меняет все их стереотипные схемы поведения и деятельности, что не всегда приводит к положительным результатам. Еще одним важным фактором в структуре самореализации является практически отсутствие связей с переменной — барьеры. Обнаружена одна прямая связь интернальности с социальными барьерами и экстернальности с личностными барьерами. Иначе говоря, определенные трудности возникают лишь в случаях выраженного самоконтроля, и в другой ситуации чем чаще испытуемые ощущают у себя страх, стеснение, тревожность и т.д., тем чаще они при трудностях ссылаются на внешние обстоятельства и других людей.
Еще одним важным специфическим фактором выступает прямая связь эго-центричности с экстернальностью и пессимистичностью. Иначе говоря, на данном возрастном этапе для этих респондентов большую значимость имеет социальная направленность их самореализации. В противном случае там, где доминируют эгоцентрические мотивы, у респондентов возникает спад настроения, апатия, неуверенность и резко ограничивается контроль их поведения и деятельности, существенно снижая успех их самореализации.
Из всего этого можно сделать вывод, что самореализация как многоуровневое комплексное образование получает свое развертывание в процессе онтогенеза на разных его этапах. На результативность этого процесса существенное влияние оказывают как внутренние установки, мотивы, способы проявления, интенсивность устремлений, социальный и профессиональный опыт, компетенции, так и многие внешние факторы.
Осуществленное пилотажное исследование позволяет наметить программу дальнейшего изучения данного феномена этнических групп испытуемых в различных поликультурных и этнокультурных средах.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Коростылева Л.А. Проблемы самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб., 1997. — С. 3—19. [Korostyleva L.A. Problemy samorealizacii lichnosti v sisteme nauk o cheloveke // Psikholo-gicheskie problemy samorealizacii lichnosti. — SPb., 1997. — S. 3—19.]
[2] Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 11. — C. 337—346. [Kudinov S.I. Poli-sistemnij podhod issledovaniya samorealizacii lichnosti // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. —
2007. — N 11. — P. 337—346.]
[3] Кудинов С.И., Ежова Н.А. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 2. — С. 5—12. [Kudinov S.I., Ezhova N.A. Psikhologicheskie predposylki samorealizacii zhenschin v sovremennoj Rossii // Vestnik RUDN. Seriya «Psikhologiya i pedagogika». — 2011. — N 2. — P. 5—12.]
[4] Кудинов С.И., Крупнов А.И. Системная модель самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2008. — № 1. — С. 28—37. [Kudinov S.I., Krupnov A.I. Sistemnaya model samorealizatsii lichnosti // Vestnik Rossiiskovo universiteta drujbi narodov. Seriya «Psihologiya i pedagogika». —
2008. — No 1. — S. 28—37.]
[5] Кудинов С.И., Крупнов А.И., Кудинов С.С. Самореализация личности как предпосылка проявления межэтнической толерантности на постсоветском пространстве // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2012. — № 1. — С. 5—14. [Kudinov S.I., Krupnov A.I., Kudinov S.S. Samorealizaciya lichnosti kak predposylka proyavleniya mezhetnicheskoj tolerantnosti na postsovetskom prostranstve // Vestnik Rossiiskogo universiteta drujbi narodov. Seriya «Psihologiya i pedagogika». — 2012. — No 1. — S. 5—14.]
[6] Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психологические особенности самореализации личности с ограниченными физическими возможностями // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 5. — С. 272—280. [Kudinov S.I., Kudinov S.S. Psikhologicheskie osobennosti samorealizacii lichnosti s ogranichennimi fizicheskimi vozmozhnostyami // Sibirskii pedagogi-cheskii zhurnal. — 2010. — N 5. — S. 272—280.]
[7] Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психологический анализ профессиональной самореализации личности психологов // Вектор науки ТГУ. — 2011. — № 4 (18). — С. 431—434. [Kudinov S.I., Kudinov S.S. Psikhologicheskij analiz professionalnoj samorealizacii lichnosti psichologov // Vektor nauki TGU. — 2011. — N 4 (18). — P. 431—434.]
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF SELF-REALIZATION IN CHINESE STUDENTS
Chzhan Pan Hao
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The empirical results of the research devoted to the problem of self-realization of students from China are discussed in the article, the specificity of the manifestation of separate variables in the structural organization of the said phenomenon is analyzed.
Key words: personality, students, self-realization, variables, analysis, characteristics, components, structure.