УДК 316.37
психологические особенности самооценки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Манойлова М.А.
Осуществлен психологический анализ самооценки детей сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей проживающих в детском доме и в Детской деревне-SOS г. Пскова. Использована методика Дембо-Рубинштейна. Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 97 респондентов. Результаты эмпирического исследования могут быть использованы для разработки и реализации программ психологического сопровождения детей данной категории.
Ключевые слова: дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, психологические особенности, самосознание, самооценка.
PSYHOLOGICAL FEATURES OF SELF-RATING
OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE
Manoilova M.A.
The psychological analysis of self-rating of orphans and children left without parental care and living in children's home and in SOS children's village (Pskov) was done. Dembo-Rubinshtein's methodic was applied. 97 respondents took part in empiric research. Results of empiric research will be used for design and realization of programmes of psychological supporting such children.
Keywords: orphans and children left without parental care, psychological features, self-consciousness, self-rating.
В современности остро встает вопрос психологического сопровождения детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находящихся в специальных учреждениях (детский дом, Детская деревня-SOS). По статистическим данным №103-РИК в 2012 году в России число детей оставшихся без попечения родителей составило 122351 ребенок.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют психологические особенности, отличающие их от детей, воспитывающихся в семьях, в связи с тем, что они имеют особый опыт переживаний, они знают, что такое разлука, утрата близких людей, отсутствие привязанностей, часто это депривированные дети. Психологические особенности детей сирот характеризуются повышенной агрессивностью, тревожностью, страхами, отсутствием стабильности, присущей семейным отношениям, необходимостью постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение окружающих, ранимостью и неуверенностью. Негативные тенденции жизни детей сирот снижают активное отно-
шение к жизни, у них не развиваются собственные жизненные ценности, но при этом в их психике развивается конформизм - зависимость от мнения других людей, повышенная внушаемость и подверженность влиянию группы, развивается потребительское сознание. У детей-сирот складывается заниженная самооценка, неприятие себя, недоверие к себе, отсутствует ощущение собственной уникальности, не развивается адекватное самосознание.
Самосознание имеет основополагающую роль для развития и становления личности. В основе самосознания находится «Я-образ» или «Я-концепция» как личностный конструкт. Отечественные исследователи Я-концепции - Б.Г. Ананьев, А.А. Бода-лев, Д.А. Леонтьев, В.В. Столин, А.А. Реан и мн.др. Исследователи рассматривают Я-концепцию как когнитивную подструктуру с эмоционально-ценностным отношением к самому себе, т.е. это представление человека о себе с оценкой своих эмоциональных, когнитивных или поведенческих характеристик.
Самооценка - наиважнейшая сторона самосознание личности, это элемент структуры человеческого «Я». Самооценка проявляется в отношениях к другим людям и к самому себе, регулирует поведение.
Важным фактором развития самоотношения и самооценки в детском возрасте являются детско-родительские отношения и структура семьи, нарушение данного фактора или отсутствие негативно сказывается на развитии представления ребенка о себе, образе себя, самооценке, самоотношения и самосознания в целом (Дружини, 2000, Эйдемиллер, Юстицкис, 2001, Андреева, 2005).
Самооценка у детей из семьи чаще положительная и носит более сложный характер, чем у детей-сирот. Ребенок из семьи может осознавать свои отрицательные качества, но при этом уважать и любить себя. У детей-сирот отношение к себе более однозначное и категоричное. У детей-сирот часто наблюдается личностный дискомфорт и неуверенность в успехах. С психологической точки зрения это объясняется тем, что ребенку важнее сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, чем иметь неопределенное, спутанное представление о себе или отсутствие идентичности.
В современности существуют различные формы проживания детей сирот, так в г. Пскове существует детский дом и Детская деревня-SOS. В детском доме самой значимой фигурой для ребенка является воспитатель, который находится с ним в непрерывном взаимодействии, направляет и регулирует его развитие. В связи с этим исключительное значение приобретают личность воспитателя и отношения в детском учреждении в целом. Ребенок, живущий в приемной семье в Детской деревне-SOS, живет в приближенных к обычной семье условиях, у него есть свой дом и комната, приемная мама и тетя, такой ребенок взаимодействует с большим количеством людей разных возрастов и профессий, в этом взаимодействии он имеет больше возможности учиться жизни, овладевать различными социальными ролями.
Представляется важным исследовать самооценку детей сирот, что позволит уточнить некоторые аспекты развития личности этих детей и на основе эмпирических результатов разработать коррекционные программы психологического сопровождения де-
тей воспитывающихся в специальных учреждениях (детский дом и Детская деревня-SOS). Можно предположить, что различные условия проживания и организация жизнедеятельности влияют на психологические особенности детей-сирот, в частности на развитие их уровня самооценки и самоотношения в целом.
Цель исследования: выявление психологических особенностей самооценки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проживающих в различных условиях, анализ возрастного и гендерного аспектов.
Объект: самооценка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет: психологические особенности самооценки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С целью диагностики психологических особенностей самооценки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей деревни SOS и детского дома г.Пскова использовалась методика Дембо-Рубинштейна. Всего в эмпирическом исследовании приняло участие 90 респондентов: дети Детской деревни-SOS - 45 человек и 45 детей из детского дома.
Детям были предложены 12 десятибалльных шкал: «послушный - непослушный», «драчливый - не драчливый», «хороший друг - не умеет дружить», «щедрый - жадный», «помогает взрослым - не помогает», «обзывается - не обзывается», «много друзей - мало друзей», «мама любит меня - мама не любит», «хорошо учится - плохо учится», «плаксивый - не плаксивый», «добрый - злой», «честный - обманщик». Дети оценивали шкалы индивидуально, без ограничения времени, с краткой устной
инструкцией; не читающим детям, дошкольникам каждая шкала зачитывалась дважды.
Анализ результатов эмпирического исследования позволил сделать следующие выводы:
1. По результатам можно констатировать, что дети дошкольного возраста (4-6 лет) Детской деревни-SOS как мальчики, так и девочки оценивают себя как не драчливыми, не обзываются и не плаксивыми, остальные результаты самооценки по всем шкалам высокие (9-10 баллов - далее б.).
У мальчиков дошкольников детского дома ярко выражена шкала - «мама меня не любит» (2 б.), для девочек детского дома эта шкала на среднем уровне (5 б.). По остальным шкалам различий не выявлено, т.е. остальные шкалы дети дошкольники детского дома оценили высоко (8-10 б.).
Дети дошкольного возраста Детской деревни-SOS оценивают себя как послушные, хорошие друзья, щедрые, мама их любит и добрые, а для детей детского дома высоко оценены такие собственные характеристики как хороший друг, помогает взрослым и имеет много друзей.
2. Обсудим результаты исследования детей младшего школьного возраста (7-10 лет) Детской деревни-SOS и детского дома: как мальчики, так и девочки оценивают себя как не драчливыми (2 б.) и не обзываются (2,7 б.), остальные все шкалы оценены выше среднего уровня (8-10 б.).
У детей из детского дома шкала «плаксивый - не плаксивый» ярче демонстрирует гендерный аспект, так мальчики оценивают себя как не плаксивыми (3 б.), а у девочек средние результаты по
этой шкале высокие (7,5 б.), т.е. девочки оценили себя как плаксивыми.
В среднем дети младшего школьного возраста Детской де-ревни-SOS, как мальчики, так и девочки оценивают себя как хорошие друзья, щедрые, помогают взрослым, мама их любит, хорошо учатся в школе и честные. У мальчиков выше оценена шкала «имеют много друзей». Дети младшего школьного возраста, как мальчики, так и девочки из детского дома высоко оценили две шкалы: «помогают взрослым» (9-10 б.) и «мама их любит» (8-9 б.). Все девочки высоко оценили шкалу «щедрый» (9 б.), а мальчики «честный» (9 б.).
3. По результатам исследования детей подросткового возраста (11-16 лет) Детской деревни-SOS и детского дома как мальчики, так и девочки оценивают себя не драчливыми (4 б.), не обзываются (4 б.) и не плаксивыми (2 б.), однако шкала «обзывается -не обзывается» выше к среднему выражена у мальчиков Детской деревни-SOS на 2 балла.
Девочки подростки Детской деревни-SOS и детского дома оценили себя (9 б.) очень высоко по шкалам: «щедрый», «помогает взрослым», «много друзей», «мама любит». Девочки Детской деревни-SOS высоко оценили (9 б.) шкалы «хороший друг» и «честный». Для мальчиков подростков деревни SOS и детского дома характерна высокая оценка шкал «помогает взрослым» (9 б.) и «много друзей» (9 б.).
4. По результатам анализа самооценки детей Детской дерев-ни-SOS и детского дома можно констатировать возрастные и ген-дерные различия, а также явную ориентацию детей на социально
приемлемые формы поведения и реакции. Для детей всех возрастов и пола значимо высоко оценены шкалы с психологическими характеристиками (умеет дружить, щедрый, помогает взрослым) и социальными (любовь мамы и наличие друзей). Ниже всего шкала «мама меня любит» оценена детьми дошкольного возраста детского дома.
5. Уровень самооценки имеет свою динамику:
1) так у дошкольников Детской деревни-SOS средний показатель самооценки равен 6,6 баллов, а у детей детского дома 6,5 баллов;
2) у детей Детской деревни-SOS младшего школьного возраста самооценка равна 7,2 балла, а у младших школьников детского дома 7 баллов;
3) у подростков Детской деревни-SOS и детского дома средний уровень самооценки равен 6,8 баллов.
У детей дошкольного и младшего школьного возрастов Детской деревни-SOS самооценка выше, чем у детей из детского дома.
У девочек Детской деревни-SOS и детского дома самооценка выше, чем у мальчиков: в дошкольном возрасте на 0,4 балла, в младшем школьном возрасте на 0,7 баллов. Однако в подростковом возрасте она практически выравнивается, имеет незначительные различия в 0,03 балла.
6. Важно констатировать, что для всех детей характерны или слишком высокие оценки (9-10 баллов) или слишком низкие
(3 балла и ниже), что является показателем категоричности по отношению к себе и к другим, нереалистичной самооценки, неприятия себя, не развитости адекватного самоосознания.
7. Основной задачей специалистов в области психологии и педагогики, работающих с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является развитие адекватной самооценки через изменение условий и форм общения детей-сирот со сверстниками и взрослыми, что позволит развивать у них конструктивные навыки общения и уверенность в себе, снижать уровень тревожности и агрессивности, повышать степень самоидентификации, интеграции и адаптации личности в обществе.
В заключении, можно констатировать, что необходимо перманентное психологическое сопровождение детей-сирот, которое могло бы включать: диагностику уровня самооценки; развитие позитивного самовосприятия; развитие психологических основ общения и взаимодействия; психокоррекционную работу с детьми и воспитателями, приемными мамами; просветительскую работу, сотрудничество с другими организациями.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом и Администрацией Псковской области научного проекта №13-16-60002.
данные об авторе
манойлова марина Алексеевна, доктор психол. н., доцент, профессор кафедры психологии развития и образования
Псковский государственный университет пл. Ленина, 2, г. Псков, 180000, Россия e-mail: marinaman@list.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Manoilova Marina Alexeevna, doctor of psychological science, professor of chair of developmental and educational psychology
Pskov State University 2, Lenin str., 180000, Russia e-mail: marinaman@list.ru
рецензент:
хадимуллина Елена делгер-ооловна, консультант отдела специального образования, социально-правовой защиты детства и безопасности Государственного управления образования псковской области