Научная статья на тему 'Половозрастные особенности эмоциональных состояний детей-сирот, воспитывающихся в НОУ «Детская деревня-SOS»'

Половозрастные особенности эмоциональных состояний детей-сирот, воспитывающихся в НОУ «Детская деревня-SOS» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / EMOTIONAL STATES / ДЕТИ-СИРОТЫ / ORPHANED CHILDREN / ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ-SOS / SOS CHILDREN'S VILLAGE / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / THE EMOTIONAL-PERSONAL ATTITUDE / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / PSY-CHOLOGICAL ADAPTATION / ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / GENDER AND AGE-SPECIFICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калинина Румия Рашидовна

Цель: выявление половозрастных особенностей эмоциональных состояний детей-сирот, проживающих в НОУ «Детская деревня-SOS», как показателя психологической адаптации. Методы исследования: эмпирические (цветоассоциативный эксперимент), математико-статистические (подсчет частот, построение таблиц сопряженности), интерпретационные. Результаты: Эмоциональное состояние детей-сирот, воспитывающихся в НОУ «Детская деревня-SOS», определяется эмоционально-личностным отношением к маме-SOS, которое определяет его эмоциональное благополучие. Для дошкольников более значимы принятие и эмоциональная «теплота» мамы-SOS; для девочек и детей школьного возраста – вера мамы-SOS в их успехи, достижения, ее адекватная обратная связь на их поступки и поведение; а мальчики и младшие детей, характеризующиеся эмоционально-личностной незрелостью, нуждаются в эксклюзивном внимании мамы-SOS, которое они склонны добиваться не за счет ответственного поведения и достижений, а за счет эмоционального влияния. Комфортнее всего в Детской деревне-SOS себя чувствуют дети младшего школьного возраста; эмоциональное состояние дошкольников зависит, главным образом, от оценки их поведения окружающих, и поэтому может носить неустойчивый характер. Подростки же ощущают себя в Детской деревне-SOS старшими, «главными» среди других детей, однако они могут испытывать трудности в принятии существующих правил и ограничений. Наличие негативного эмоционального опыта проживания в семье биологических родителей вызывает необходимость проведения с детьми-сиротами, воспитанниками Детской деревни-SOS, специальной психологической коррекционной работы, направленной на формирование адекватного представления о семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER AND AGE-SPECIFIC EMOTIONAL STATES OF ORPHANED CHILDREN IN SOS CHILDREN’S VILLAGE

Purpose: Detection of gender and age-specific emotional states of orphaned children in SOS Children’s Village as an indicator of psychological adaptation. Methods: the empiric method – Color-associative experi-ment, statistic methods, interpretative method. Results: The emotional states of orphaned children in SOS Children’s Village are determined by emotional-personal attitude to mother-SOS. This emotional-personal attitude de-termines dominating emotional state of orphaned child and his emotional well-being. For preschool orphaned child there is important «an emotional warmth» and acceptance of his mother-SOS; for school orphaned child and for girls there is important respect, support and adequate feed-back; for boys and emotion-immature younger age children is important mother’s-SOS «exclusive care». The orphaned children of primary school age have the high level of psychological adaptation and feel emotionally better than other children in SOS Children’s Village. The emotional states of preschool orphaned children are changeable because it depends on the environment’s assessment of their behavior. The orphaned teenagers feel important and superior but they may have difficulty in meeting the rules. The presence of negative emotional experience of life in the biological family requires the organization of psychological training for forming an adequate image of the family.

Текст научной работы на тему «Половозрастные особенности эмоциональных состояний детей-сирот, воспитывающихся в НОУ «Детская деревня-SOS»»

УДК 159.9.075

ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ-СИРОТ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НОУ «ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ-SOS»

Калинина Р.Р.

Цель: выявление половозрастных особенностей эмоциональных состояний детей-сирот, проживающих в НОУ «Детская деревня-SOS», как показателя психологической адаптации.

Методы исследования: эмпирические (цветоассоци-ативный эксперимент), математико-статистические (подсчет частот, построение таблиц сопряженности), интерпретационные.

Результаты: Эмоциональное состояние детей-сирот, воспитывающихся в НОУ «Детская деревня-SOS», определяется эмоционально-личностным отношением к маме-SOS, которое определяет его эмоциональное благополучие. Для дошкольников более значимы принятие и эмоциональная «теплота» мамы-SOS; для девочек и детей школьного возраста - вера мамы-SOS в их успехи, достижения, ее адекватная обратная связь на их поступки и поведение; а мальчики и младшие детей, характеризующиеся эмоционально-личностной незрелостью, нуждаются в эксклюзив-

ном внимании мамы-SOS, которое они склонны добиваться не за счет ответственного поведения и достижений, а за счет эмоционального влияния.

Комфортнее всего в Детской деревне-SOS себя чувствуют дети младшего школьного возраста; эмоциональное состояние дошкольников зависит, главным образом, от оценки их поведения окружающих, и поэтому может носить неустойчивый характер. Подростки же ощущают себя в Детской деревне-SOS старшими, «главными» среди других детей, однако они могут испытывать трудности в принятии существующих правил и ограничений.

Наличие негативного эмоционального опыта проживания в семье биологических родителей вызывает необходимость проведения с детьми-сиротами, воспитанниками Детской деревни-SOS, специальной психологической кор-рекционной работы, направленной на формирование адекватного представления о семье.

Ключевые слова: эмоциональные состояния, дети-сироты, Детская деревня-SOS, эмоционально-личностное отношение, психологическая адаптация, половозрастные особенности.

GENDER AND AGE-SPECIFIC EMOTIONAL STATES OF ORPHANED CHILDREN IN SOS CHILDREN'S VILLAGE

Kalinina R.R.

Purpose: Detection of gender and age-specific emotional states of orphaned children in SOS Children's Village as an indicator of psychological adaptation.

Methods: the empiric method - Color-associative experiment, statistic methods, interpretative method.

Results: The emotional states of orphaned children in SOS Children's Village are determined by emotional-personal attitude to mother-SOS. This emotional-personal attitude determines dominating emotional state of orphaned child and his emotional well-being. For preschool orphaned child there is important «an emotional warmth» and acceptance of his mother-SOS; for school orphaned child and for girls there is important respect, support and adequate feed-back; for boys and emotion-immature younger age children is important mother 's-SOS «exclusive care».

The orphaned children of primary school age have the high level of psychological adaptation and feel emotionally better than other children in SOS Children's Village. The emotional states of preschool orphaned children are changeable because it depends on the environment's assessment of their behavior. The orphaned teenagers feel important and superior but they may have difficulty in meeting the rules.

The presence of negative emotional experience of life in the biological family requires the organization of psychological training for forming an adequate image of the family.

Keywords: the emotional states, the orphaned children, SOS Children's Village, the emotional-personal attitude, psychological adaptation, gender and age-specifics.

Введение

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается в современной психолого-педагогической литературе как одна из основных предпосылок общего психического развития, один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка, и становление его исходно благополучной психики. При этом центром внимания исследователей становятся эмоциональные состояния как вызванные переживанием ребенка его отношения к внешнему миру, его событиям и явлениям, к самому себе, которые определяют индивидуальную семантическую значимость поступающей к ребенку информации. Другими словами, преобладающее эмоциональное состояние ребенка задает направление и интенсивность изменений (развития, формирования) его личности, являясь своеобразным фильтром при его взаимодействии с окружающим миром. Вместе с тем, эмоциональное состояние само зависит от характера отношения к нему окружающих его значимых других - взрослых и сверстников.

Среди важнейших факторов, определяющих эмоциональные состояния ребенка, авторы отмечают семейное окружение ребенка. (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Н.А. Кряжева и др.). В частности, Р.Н. Досаева [2] в своем исследовании показала, что негативные эмоциональные состояния у дошкольников связаны с недостаточной удовлетворенностью у них потребности в привязанности и психологической близости с людьми, в частности членами своей семьи. А Л.А. Белозорова [1] выявила наиболее распространённые виды неблагоприятных эмоциональных состояний в дошкольном возрасте, нуждающимися в психологи-

ческой коррекции: высокий уровень личностной тревожности, неадекватная самооценка с тенденцией к значительному завышению либо занижению, выраженное агрессивное поведение, импульсивность, закрепление негативных эмоций, способствующее инверсиям личностных ценностей.

В связи с эти проблема эмоциональных состояний детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится особенно актуальной, т.к. именно эти дети зачастую имеют негативный эмоциональный опыт проживания в семье.

Исходя из вышесказанного, целью исследования стало выявление поло-возрастных особенностей эмоциональных состояний детей-сирот, проживающих в Детской деревне-SOS, как показателя психологической адаптации.

Гипотеза исследования: Дети-сироты, воспитывающиеся в Детской деревне-SOS, будут переживать негативные эмоциональные состояния, связанные с прошлым опытом, причем у более старших детей эти негативные состояния будут выражены ярче.

В исследовании приняло участие 40 детей, воспитанников Детской деревне-SOS Псков в возрасте от 4 до 14 лет.

Эмоциональное состояние как вызванное переживанием ребенка его отношения к внешнему миру, его событиям и явлениям, к самому себе, которые определяют индивидуальную семантическую значимость поступающей к ребенку информации, диагностировалось с помощью предложенного И.И. Мамайчук цве-тоассоциативного эксперимента, предназначенного для анализа состояния испытуемых, затрудняющихся в вербальном описании

своих состояний [3, с. 73-79]. К преимуществам данной методики можно отнести ее универсальность, т.е. возможность применения для испытуемых от трех лет, а также возможности самостоятельного конструирования ряда понятий, исходя из цели исследования. Интерпретация полученных данных проводилась на основе интерпретаций цветовых выборов, предложенной Л.Н. Собчик

[4].

Для выбора цветовых ассоциаций детям предлагался следующий ряд понятий: мама-SOS, тетя-SOS, Детская деревня-SOS, семья, Я-сам.

Анализ полученных результатов показал следующее.

1. Понятие «мама-£0$» (профессиональная воспитательница, постоянно проживающая с детьми в семейном доме). В целом можно отметить позитивное эмоционально-личностное отношение детей к своей маме-SOS: дети (77,5% выборки) выбирают красный, желтый, фиолетовый цвета.

27,5% выборки выбирают сочетание желтого и фиолетового цветов, при этом среди дошкольников такое сочетание выбирают 31,3%, среди младших школьников - 21,4%, среди подростков -30,0%; среди девочек - 29,4%, а среди мальчиков - 26,1%. Выбор данного сочетания цветов свидетельствуют о том, что рядом с мамой дети чувствуют себя легко и свободно, могут свободно выражать свои эмоции. Дети тянутся к общению с мамой, к получению ласки, похвалы от нее, что требует от них определенных усилий, т.е. их «надо заслужить». Дети чувствительны к эмоциональному состоянию мамы-SOS, их настроения взаимосвязаны.

25,0% выборки выбирают сочетание желтого и красного цветов, при этом среди дошкольников такое сочетание выбирают 18,8%, среди младших школьников - 28,6%, среди подростков -30,0%; среди девочек - 35,3%, а среди мальчиков - 17,4%. Выбор данного сочетания цветов свидетельствуют о том, что рядом с мамой дети чувствуют себя раскрепощенно, они активны, общительны, проявляют инициативу, нацелены на достижения, проявление лидерских способностей; их целеустремленность в достижении цели может проявляться как упрямство, своеволие. Как и в первой подгруппе, эти дети чувствительны к эмоциональному состоянию мамы-SOS, ее оценкам.

Другие 25,0% выборки выбирают сочетание красного и фиолетового цветов, при этом среди дошкольников такое сочетание выбирают 25,0%, среди младших школьников - 35,7%, у подростков такого сочетания нет; среди девочек - 17,6%, а среди мальчиков - 30,4%. Выбор данного сочетания цветов свидетельствуют о том, что рядом с мамой дети чувствуют себя раскрепощенно, они активны, настойчивы, упрямы, эгоцентричны. Эти дети стремятся к получению эксклюзивного внимания со стороны мамы, скорее за счет неординарных поступков, чем за счет послушания. Такое эмоциональное состояние характеризует, по сравнению с детьми из двух других подгрупп, эмоционально-личностную незрелость ребенка, что объясняет отсутствие в этой подгруппе подростков и преобладание мальчиков.

Лишь 15% детей (6 человек) при определении понятия «мама-SOS» выбирают серый, коричневый или черный цвет, что может свидетельствовать о наличии определенного эмоционального на-

пряжения, тревоги, переживание ситуации давления, состояние неудовлетворенности основных психологических потребностей. При этом, реже других эти цвета выбирают младшие школьники (7,1% подвыборки) и девочки (11,8% подвыборки), что позволяет предположить более высокий уровень адаптации этих подгрупп к личностным особенностям и стилю воспитания своей мамы-SOS.

Значимость эмоционально-личностного отношения ребенка к своей маме-SOS доказывает и анализ данных, полученных при подсчете таблиц сопряженности. Было выявлено следующее: если отношение ребенка к своей маме-SOS позитивно, характеризуется доверием и эмоциональным комфортом, то с большой долей вероятности (58,0%) это обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка в целом, его позитивную самооценку, оптимизм, активность, способность к развитию и достижениям.

2. Понятие «тетя-SOS» (семейная помощница, приходящая на помощь SOS-маме и замещающая ее на время отсутствия). Выявлено разнообразное эмоционально-личностное отношение детей к тете-SOS, в том числе больше детей (по сравнению с отношением к маме-SOS) - 30% выборки, выбирают серый, коричневый или черный цвет, т.е. переживают негативное состояние рядом с тетей-SOS. Это может быть связано с функциональными обязанностями тети-SOS, которые включают в себя, скорее помощь маме-SOS по хозяйству, чем воспитание детей и, как необходимое условие для воспитания, установление с детьми близких эмоциональных отношений, а также с тем, что в некоторых семьях дети имеют опыт смены тети-SOS, что также осложняет установление с ней эмоциональной привязанности.

Вместе с тем, в целом также можно говорить о преобладании позитивного эмоционально-личностного отношения детей к своей тете-SOS: 42,5% выборки выбирают красный цвет, по 30,0% выборки - желтый и фиолетовый. Это свидетельствует о том, что большинство детей, независимо от возраста и пола, чувствуют себя рядом с тетей-SOS легко и свободно, могут свободно выражать свои эмоции, они активны, общительны, настойчивы, при этом для них важно отношение к ним тети-SOS, ее эмоциональное расположение к ним.

Наиболее типичным является выбор сочетания красного и зеленого цветов (17,5% выборки), при этом среди дошкольников такое сочетание выбирают 18,8%, среди младших школьников -14,2%; среди девочек - 17,6%, а среди мальчиков - 17,4%. Выбор данного сочетания цветов свидетельствуют о некоторой психологической дистанции между детьми и тетей-SOS, о стремлении детей отстоять свою позицию во взаимодействии с тетей-SOS, особенно, если ее требования и стиль поведения противоречит требованиям и стилю поведения мамы-SOS.

3. Понятие «Детская деревня-SOS». Выявлено разнообразное эмоционально-личностное отношение детей к Детской деревне-SOS. В целом можно говорить о преобладании позитивного эмоционально-личностного отношения детей к Детской деревне-SOS: 40,0% выборки выбирают красный цвет, по 35,0% выборки - желтый и фиолетовый. Это свидетельствует о том, что большинство детей, независимо от возраста и пола, чувствуют себя в Детской деревне-SOS легко, свободно, раскрепощенно,

они активны, имеют возможность беспрепятственного общения с детьми из разных домов, при этом их отношение значимо.

При этом, дошкольники чаще остальных цветов выбирают фиолетовый (43,8% выборки), младшие школьники - желтый (64,3% выборки), подростки - красный (60% выборки); девочки -красный (41,2% выборки), а мальчики - желтый или фиолетовый (69,5% выборки). Это свидетельствует, что дошкольники, в силу своей эмоциональной чувствительности и личностной незрелости, тонко реагируют на оценку себя, своего поведения со стороны, как детей, так и взрослых жителей Детской деревни-SOS, их эмоциональное состояние тесно связано с теми эмоциональными «посланиями», которые они получают от окружающих. Также, в силу возрастных особенностей, они чаще других могут испытывать трудности в усвоении правил поведения, как в своем доме, так и в Детской деревне-SOS в целом. У младших школьников выявлено самое оптимистичное восприятие Детской деревни-SOS, для них это место, где живут их друзья, где они могут много играть, существующие ограничения для них малозаметны в силу их принятия как данности. Для подростков Детская деревня-SOS является местом самореализации, возможности проявить себя, они чувствуют себя старшими и не упускают возможность продемонстрировать свое возрастное превосходство. При этом, они ощущают помощь и поддержку со стороны взрослых в Детской деревне-SOS, которая позволяет им добиваться успехов в различных видах деятельности.

В этом контексте, эмоционально-личностное отношение девочек к Детской деревне-SOS более связано с достижениями и

переживанием помощи и поддержки, а для мальчиков - с переживанием принятия и эмоциональных оценок. Все это свидетельствует о более высоком уровне адаптации девочек к условиям жизни в Детской деревне-SOS, они чаще выступают в качестве помощник для своих SOS-мам, как по хозяйству, так ив присмотре за младшими ленами семьи.

Вместе с тем 27,5% выборки, выбирают серый, коричневый или черный цвет, т.е. можно говорить об определенном эмоциональном дискомфорте, переживании эмоционального напряжения, тревоги, ситуации давления. При этом девочки в 1,6 раза чаще выбирают эти цвета, чем мальчики (35,2% и 21,7% выборки соответственно), а дошкольники и подростки - в 2,4 раза чаще, чем младшие школьники (34,6% и 14, 2% соответственно). Это может быть связано с необходимостью выполнения определенных правил и требований при проживании в Детской деревне-SOS, что может быть затруднительно как для самых маленьких ее жителей - дошкольников (в силу возрастных особенностей, не-сформированной способности к саморегуляции), так и для подростков (процесс формирования их личности зачастую происходил в неблагоприятных социальных условиях).

4. Понятие «Семья». Выявлено разнообразное эмоционально-личностное отношение детей к понятию «семья», в том числе 42,5% детей (различий между подвыборками мальчиков и девочек не выявлено) данной выборки выбирают серый, коричневый или черный цвет, что может быть связано с наличием негативного эмоционального опыта проживания в семье биологических родителей у детей-сирот, воспитанников Детской деревни-SOS.

Это свидетельствует о том, что дети-сироты особенно нуждаются в специальной психологической коррекционной работе, направленной на формирование адекватного представления о семье, о супружеских и детско-родительских отношениях, т.к. можно предположить о наличии в эмоциональном опыте детей-сирот, воспитанников Детской деревни-SOS, двух пластов: первый содержит в себе преобладание негативных эмоциональных состояний в биологической семье, а второй - преобладание позитивных эмоциональных состояний в Детской деревне-SOS, что требует интеграции данного эмоционального опыта, с одной стороны через их интегрирование, а с другой - через построение нового, конструктивного, эмоционально положительно окрашенного образа семьи.

Выводы

Проведенное исследование эмоциональных состояний детей-сирот, воспитывающихся в Детской деревне-SOS, показало, что их эмоциональное состояние определяется эмоционально-личностным отношением к маме-SOS, которое определяет не только доминирующее эмоциональное состояние ребенка, но и эмоциональное благополучие ребенка в целом, его позитивную самооценку, оптимизм, активность, способность к развитию и достижениям. При этом, принятие, эмоциональная «теплота» мамы-SOS более значимы для дошкольников. Девочки и дети школьного возраста более комфортно себя чувствуют рядом с мамами-SOS, которые верят в их успехи, достижения, дают им адекватную обратную связь на их поступки и поведение. Вместе с тем, четверть

детей, характеризующихся большей эмоционально-личностной незрелостью (младшие дети и мальчики), нуждаются в эксклюзивном внимании мамы-SOS, которое они склонны добиваться не за счет ответственного поведения и достижений, а за счет эмоционального влияния (ласки и капризы и пр.).

Комфортнее всего в Детской деревне-SOS себя чувствуют дети младшего школьного возраста, что связано их эффективной адаптацией к новым условиям своего проживания. Эмоциональное состояние дошкольников в Детской деревне-SOS зависит, главным образом от оценки их поведения окружающих, от эмоционального отношения к ним, и поэтому может носить неустойчивый характер. Подростки же ощущают себя в Детской деревне-SOS старшими, «главными» среди других детей (они больше умеют, знают, возможно, они имеют больше прав по сравнению с младшими детьми), вместе с тем, они могут испытывать трудности в принятии существующих правил и ограничений.

Наличие негативного эмоционально-личностного отношения к семье, как отражение негативного эмоционального опыта проживания в семье биологических родителей вызывает необходимость проведения с детьми-сиротами, воспитанниками Детской деревни-SOS, специальной психологической коррекционной работы, направленной на формирование адекватного представления о семье, о супружеских и детско-родительских отношениях.

Представляется целесообразным дальнейшее изучение данной проблемы, в частности проведение сравнительного анализа эмоциональных состояний детей-сирот, воспитывающихся в различный условиях (детский дом, приемная семья и пр.).

Публикация подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом и Администрацией Псковской области научного проекта №13-16-60002.

Список литературы

1. Белозорова Л.А. Арт-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников. Дисс ... канд. психол. наук. Воронеж, 2011. 288 с. http://www. dissercat.com/content/art-terapiya-kak-sredstvo-psikhokorrektsii-narushenii-emotsionalnykh-sostoyanii-detei

2. Досаева Р.Н. Психолого-педагогическая коррекция эмоциональных состояний различной этиологии у дошкольников средствами музыкального фольклора. Дисс. ... канд. психол. наук. Саратов, 2011. 214 с. http://www.dissercat.com/content/ psikhologo-pedagogicheskaya-korrektsiya-emotsionalnykh-sostoyanii-razlichnoi-etiologii

3. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2002. 255 с.

4. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов - модификация вось-мицветового теста Люшера. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2010. 128 с.

References

1. Belozorova L.A. Art-terapiya kak sredstvo psikhokorrektsii narusheniy emotsional'nykh sostoyaniy detey-doshkol'nikov

[Art-therapy as a way of psychocorrectionof preschoolers emotional states disorders]. Voronezh, 2011. 288 p. http://www. dissercat.com/content/art-terapiya-kak-sredstvo-psikhokorrektsii-narushenii-emotsionalnykh-sostoyanii-detei

2. Dosaeva R.N. Psikhologo-pedagogicheskaya korrektsiya emot-sional'nykh sostoyaniy razlichnoy etiologii u doshkol'nikov sredstvami muzykal'nogo fol'klora [Psychological-pedagogical correction of emotional states ofvarious etiologies for preschoolers by way of folk music]. Saratov, 2011. 214 p. http://www. dissercat.com/content/psikhologo-pedagogicheskaya-korrektsiya-emotsionalnykh-sostoyanii-razlichnoi-etiologii

3. Mamaychuk I.I. Ekspertiza lichnosti v sudebno-sledstvennoy praktike [Inspection of personality in judicial and investigative practice]. SPb.: Rech, 2002. 255 p.

4. Sobchik L.N. Metod tsvetovykh vyborov - modifikatsiya vos'-mitsvetovogo testa Lyushera [The method of color choice -modification of Luscher'seight-colors test]. SPb.: Rech, 2010. 128 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Калинина Румия Рашидовна, доцент кафедры общей и социальной психологии, кандидат психологических наук, доцент Псковский государственный университет Пл. Ленина, д. 2, г. Псков, 180001, Россия e-mail: rumia-08@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kalinina Rumiya Rashidovna, Ph.D. in Psychological Science, docent

Pskov State University

2, Lenin Square, Pskov, 180001, Russia

e-mail: rumia-08@mail.ru

Рецензент:

Иванова В.М., заведующая Центром Практической психологии ПОИПКРО, кандидат психологических наук, Псковский областной институт повышения квалификации работников образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.