Научная статья на тему 'Гендерные особенности психического состояния тревожности воспитанников НОУ «Детская деревня-SOS»'

Гендерные особенности психического состояния тревожности воспитанников НОУ «Детская деревня-SOS» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука Красноярья
ВАК
Ключевые слова
НОУ "ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ-SOS" / NEI "CHILDREN'S VILLAGE-SOS" / ТРЕВОЖНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / GENDER PARTICULAR FEATURES / ЖЕНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHIC STATE / ALARMNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Светлана Павловна, Ковалевская Екатерина Владимировна

Цель – выявить гендерные особенности психического состояния тревожности и социально-психологической адаптации воспитанников НОУ «Детская деревня-SOS». Метод или методология проведения работы – эмпирическое исследование с помощью методов наблюдения, опроса, тестирования. Результаты – сравнительный анализ показателей тревожности выявил выявил более высокие показатели психического состояния тревожности у девочек по переменным: «общая тревожность», «страх самовыражения», а также тенденцию к различию по переменной «проблемы и страхи в отношениях с учителями». Область применения результатов – информирование «мам», педагогов и воспитателей о гендерных особенностях состояния тревожности детей; разработка комплекса коррекционно-развивающих программ для преодоления негативного эмоционального состояния воспитанников «Детской деревни-SOS».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Светлана Павловна, Ковалевская Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER PARTICULAR FEATURES OF PSYCHIC STATE OF ALARMNESS OF ADOPTED CHILDREN FROM NEI «CHILDREN’S VILLAGE-SOS»

Purpose – to discover gender particular features of psy-chic state of alarmness of adopted children from «Childrens’ village-SOS». Methodology – empirical research of gender particular features of psychic state of alarmness of adopted children with the help of testing. Results – girls’ level of psychic state of alarmness has more high level in comparison with boys from «Children’s village-SOS». It reflects their fears of self-manifestation and of problems and interaction with teachers. Practical implications – information for «mothers», tea-chers and governesses, working in Children’s villages-SOS about particular features of psychological state of alarmness of the adopted children; development of correctional programs, helping to adapt under new living conditions.

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности психического состояния тревожности воспитанников НОУ «Детская деревня-SOS»»

УДК 159.9

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ НОУ «ДЕТСКАЯ ДЕРЕВНЯ-ЭОЭ»1

Иванова С.П., Ковалевская Е.В.

Цель - выявить гендерные особенности психического состояния тревожности и социально-психологической адаптации воспитанников НОУ «Детская деревня-SOS».

Метод или методология проведения работы - эмпирическое исследование с помощью методов наблюдения, опроса, тестирования.

Результаты - сравнительный анализ показателей тревожности выявил выявил более высокие показатели психического состояния тревожности у девочек по переменным: «общая тревожность», «страх самовыражения», а также тенденцию к различию по переменной «проблемы и страхи в отношениях с учителями».

Область применения результатов - информирование «мам», педагогов и воспитателей о гендерных особенностях состояния тревожности детей; разработка комплекса коррекционно-развивающих программ для преодоле-

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом и Администрацией Псковской области научного проекта №13-16-60002.

ния негативного эмоционального состояния воспитанников «Детской деревни-SOS».

Ключевые слова: НОУ «Детская деревня-SOS», тревожность, гендерные различия, женская психология.

GENDER PARTICULAR FEATURES OF PSYCHIC STATE OF ALARMNESS OF ADOPTED CHILDREN FROM NEI «CHILDREN'S VILLAGE-SOS»

Ivanova S.P., Kovalevskaya E.V.

Purpose - to discover gender particular features of psychic state of alarmness of adopted children from «Childrens' village-SOS».

Methodology - empirical research of gender particular features ofpsychic state of alarmness of adopted children with the help of testing.

Results - girls' level of psychic state of alarmness has more high level in comparison with boys from «Children's village-SOS». It reflects their fears of self-manifestation and of problems and interaction with teachers.

Practical implications - information for «mothers», teachers and governesses, working in Children's villages-SOS about particular features of psychological state of alarmness of the adopted children; development of correctional programs, helping to adapt under new living conditions.

Keywords: NEI «Children's village-SOS», psychic state, alarmness, gender particular features.

Одной из новых форм организации жизнедеятельности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, которым грозит потеря семьи, является НОУ «Детская деревня-SOS» (SOS Children's Villages Intenational). Здесь они живут и воспитываются в приемных семьях, жизнедеятельность которых строится по типу многодетной неполной семьи. За воспитание детей несут ответственность «мамы» и «тети», нанимаемые на работу директором учреждения. «Мамы» - это воспитатели, закончившие «школу мам» и постоянно проживающие в SOS-семьях. В их обязанности входит осуществление контроля за здоровьем, воспитанием и учебной деятельностью детей. «Тети» - помощники «мам», выполняющие их функции на время отпуска и выходных дней. Как воспитанники НОУ «Детская деревня-SOS» ощущают себя в новых условиях жизнедеятельности? Насколько легко они строят взаимоотношения с новыми для них людьми - членами новой семьи, сверстниками, педагогами и воспитателями?

Отражение переживания человеком своего отношения к себе и другим обозначается как психическое состояние, выступающее в качестве активного целостного психического образования, представляющего собой реакцию (либо отражение) личности на ситуацию, рассматриваемую как комплекс внешних и внутренних условий жизнедеятельности человека (Л.М. Аболин, Е.П. Ильин, Л.В. Куликов, И.Д. Левитов, А.О. Прохоров и др. Известно, что мужской и женский организм по-разному отражает и реагирует на внешние обстоятельства [А.Г. Хрипкова, Д.В. Коле-сов, 1985; М. Гариен, 2004 и др.]. Представители женского пола лучше приспосабливаются к обстоятельствам, быстрее находят

себе место при различных переменах, легче «вписываются» в новую обстановку, что связано с рядом особенностей женской психологии. Установлено, что восприимчивость (рецептивность) женской психики выше, чем мужской. Девочки намного лучше воспринимают сенсорную информацию и обладают вариативной памятью. Они превосходят мальчиков в пространственном восприятии, а также в восприятии цвета и различении его оттенков, уступая мальчикам в восприятии времени. Благодаря лучшей сенсорной способности и повышенному вниманию к сфере межличностного взаимодействия женский мозг обрабатывает большее число эмоциональных раздражителей, причем делает это более полно, чем мужской. При этом представительницы женского пола быстро вербализует эмоциональную информацию. Мальчикам иногда требуются часы на обработку и управление тем же объемом информации. Меньшая внешняя эмоциональность делает мужчин более эмоционально уязвимыми, поскольку они не могут справиться с эмоциями и перевести их в слова так же быстро, как женщины, что влияет на способность мальчиков учиться после стрессовой ситуации [М. Гариен, 2004]. Можно предполагать, что девочки и мальчики НОУ «Детская деревня-SOS» по-разному переживают процесс своей адаптации к новым условиям жизнедеятельности, что находит отражение в переживаемых ими эмоциональных состояниях.

Целью данного эмпирического исследования было выявление гендерных особенности состояния тревоги воспитанников НОУ «Детской деревни-SOS». В экспериментальных целях использовались методики: «Шкала явной тревожности (CMAS)», позволя-

ющая определить уровень тревожности как относительно устойчивого образования и выявить степень ее проявления уровня; «Тест школьной тревожности Филипса», предназначенный для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста [Практикум..., 2001].

В исследовании приняли участие воспитанники в возрасте 7-13 лет, из них 10 - девочки, 15 - мальчики. Результаты анализа эмпирических данных по методике SMAS выявило три группы воспитанников. В первую группу (40%) вошли спокойные, уравновешенные, оптимистичные подростки с низким и нормальным уровнем тревожности, что обеспечивает им эмоциональный комфорт и необходим для адаптации и продуктивной деятельности. Во вторую группу (47%) были включены подростки с повышенным уровнем тревожности, который хотя и обеспечивает оптимальный уровень «включенности» в ситуацию и создает условия для своевременного реагирования на изменение требований и правил, но ограничивает ресурсы взаимодействия в новой ситуации. В третью группу (13%) вошли подростки с явно повышенной тревожностью как личностным образованием, носящим «разлитой», генерализованный характер.

Детская тревожность часто бывает связана с ограниченным кругом ситуаций, в частности, со школьной сферой жизни. Так, исследование уровня и характера тревожности с помощью «Теста школьной тревожности Филипса» подтвердило факт наличия у 50% воспитанников «Детской деревни-SOS» повышенного уровня школьной тревожности. Так, у девочек выявлен повы-

шенный уровень общей школьной тревожности (у 52% девочек), страха ситуации проверки знаний (у 68,3% девочек), страха самовыражения (у 58,3 % девочек), страха несоответствовать ожиданиям окружающих (у 50% девочек). Установлены также близкий к повышенному уровень проблемы и страхи в отношениях с учителями (у 48,8% девочек), фрустрация потребности в достижении успеха (у 40,8% девочек), переживания социального стресса (у 38,2% девочек); низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (у 38% девочек), что указывает на возможность деструктивного реагирования на тревожные факторы среды.

У мальчиков выявлен повышенный уровень тревожности в ситуации проверки знаний (у 50% мальчиков), страха несоответствовать ожиданиям окружающих (у 50% мальчиков). Установлены также: близкий к повышенному уровень общей тревожности в школе (у 41% мальчиков), проблемы и страхи в отношениях учителями (у 39% мальчиков), страх несоответствовать ожиданиям окружающих (у 45% мальчиков), что создает общий эмоциональный фон отношений с взрослыми, влияющий на успешность обучения детей. Следует отметить, что проявления эмоциональной сферы мальчиков имеют место на фоне благоприятных социальных контактов (прежде всего со сверстниками), отсутствия фрустрации потребности в достижении успеха, достаточно высокой психофизиологической организации детей, определяющей их приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера.

Сравнительный анализ эмпирических данных с помощью непараметрического критерия для сравнения двух независимых выборок и Манна-Уитни выявил более высокие показатели пси-

хического состояния тревожности у девочек по переменным: «общая тревожность» (и=40; р=0,051) и «страх самовыражения» (и = 37,5 р=0,035), а также тенденцию к различию по переменной «проблемы и страхи в отношениях с учителями» (и=42, 5; р=0,063). Это значит, что девочки имеют более сильные переживания тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) их знаний, достижений, возможностей, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей; в большей степени ориентируются на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревожатся по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидают негативных оценок.

Пребывание девочек в более выраженном тревожном состоянии, недовольстве собой и другими в значительной степени объясняется психологическими особенностями женского пола. В центре внимания и интересов женщины начиная с раннего возраста находятся человек и сфера его непосредственного бытия - взаимоотношения между людьми, предметы потребления -одежда, утварь, дом. Они более чувствительны к межличностным отношениям, больше учитывают их в своей деятельности, тоньше реагируют на нормы своей социальной группы и более чувствительны к их нарушениям. В данном контексте девочки Детской деревни-SOS сильнее, чем их сверстники-мальчики, переживают отношения с SOS-мамой, братьями и сестрами в новой семье, новыми педагогами и одноклассниками, что влияет не только на успешность обучения детей, но и на самооценку личности в целом.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного Российским гуманитарным научным фондом и Администрацией Псковской области научного проекта №13-16-60002.

Список литературы

1. М. Гариен Мальчики и девочки учатся по-разному! Руководство для учителей и родителей: Пер. с англ. / М. Гариен. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. 301 с.

2. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь: Книга для учителя. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1985. 240 с.

3. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: СПб.: Речь, 2001. 688 с.

References

1. Gerien M. Boys and girls learn differently! Guide for teachers and parents'. M.: LLC «Publishing Astrel», LLC «Publishing AST», 2004. 301 p.

2. Hripkova A.G., Kolesov D.V. The family of a son and a daughter: Teacher's Book. M.: Education, 1985. 240 p.

3. Golovej L.A., Rybalko E.F. Workshop on psychology. - St. Petersburg: St. Pe-tersburg: Speech, 2001. 688 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Иванова Светлана Павловна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и образования

Псковский государственный университет пл. Ленина 2, г. Псков, 180000, Россия

Ковалевская Екатерина Владимировна, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии

Псковский государственный университет пл. Ленина 2, г. Псков, 180000, Россия summereal@gmail.com

DATA ABOUT THE AUTHORS

Ivanova Svetlana Pavlovna, Doctor of Psychology, professor of developmental psychology and education

Pskov State University

2, Sq. Lenin, Pskov, 180000, Russia

Kovalevskaya Ekaterina Vladimirovna, senior lecturer of the Chair of General and Social Psychology

Pskov State University

2, Sq. Lenin, Pskov, 180000, Russia

summereal@gmail.com

Рецензент:

Хадимуллина Е. Д., консультант отдела специального образования, социально-правовой защиты детства и безопасности Государственного управления образования псковской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.