ПСИХОЛОГО-ПЕДДГОГИЧЕСКНЕ АСПЕКТЫ профессиональной подготовки
УДК 159.923.38
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ПИСТОЛЕТА
В. П. Дворецкий
С позиции теории двигательной активности проводится анализ психологических особенностей развития образов выполнения двигательных действий при стрельбе из боевого пистолета. Представлены результаты экспериментального исследования свойств стрелка, необходимых для успешного обучения стрельбе из пистолета, и разработаны рекомендации для их дальнейшего использования в учебном процессе.
Ключевые слова: боевой пистолет, образ выполнения двигательных действий, психологические особенности, личностные свойства, индивидуально-типологические свойства, свойства когнитивных процессов, координационные свойства.
Огневая подготовка в учебных заведениях МВД преподается в целях обучения будущих сотрудников полиции умелому и правомерному применению табельного огнестрельного оружия — боевого пистолета. Однако методика данного предмета имеет ряд существенных недостатков: последовательность выполнения упражнений учебных стрельб из пистолета не учитывает уровень их сложности, а оценочные показатели в разных упражнениях существенно отличаются; не определены критерии оценки развития стрелка на разных этапах обучения; не определен порядок учета показателей электронных стрелковых тренажеров, которые позволяют надежно контролировать и оценивать уровень развития специальных координационных качеств, необходимых для успешного освоения двигательной деятельности стрелка из пистолета; преподаватели огневой подготовки лишены права разрабатывать упражнения для курсантов с разным уровнем подготовки, а курсанты не имеют возможности заниматься самостоятельно.
По нашему мнению, одной из основных причин этих недостатков является отсутствие научно обосно-
ванного подхода к разработке методики огневой подготовки, который позволил бы улучшить качество обучения.
С позиции теории двигательной активности (Н. А. Бернштейн, Д. Д. Донской, Л. В. Чхаидзе и др.) управление двигательной деятельностью осуществляется по принципу рефлекторного кольца, в котором происходит постоянный анализ афферентной информации контрольного или коррекционного значения на основе прямых и обратных связей центральной нервной системы индивида с изменяющимися условиями внешней и внутренней среды.
В соответствии с дальнейшими исследованиями А. Р. Малхазова 2, образ действия является субъективным отражением пространственных, количественных и качественных показателей, составляющих целостную программу двигательных действий индивида, а дальнейшее накопление двигательного опыта приводит к развитию структуры специфических сенсорных синтезов и возникновению образов потребного будущего.
Таким образом, исходя из теории двигательной активности, подчеркнем, что основным показателем овладения индивидом двигательной деятельностью является сформированный у него психический образ ее выполнения.
В ранее известных научных публикациях (Л. М. Вайнштейн, М. Я. Жилина, А. Я. Корх, А. А. Юрьев и др.), а также в более поздних научных публикациях (Н. В. Астафьев, А. Ф. Мачула, И. В. Фролова, Е. В. Шестопалова, А. И. Щипин и др.) по теории и методике стрельбы 3 были так или иначе затронуты психологические проблемы обучения стрельбе из боевого пистолета, что подчеркивает их актуальность. Однако психологические особенности формирования и развития образов выполнения двигательных действий стрелка из боевого пистолета ни в одной из данных публикаций не были раскрыты.
Целью нашего исследования являются выяснение психологических особенностей развития образов выполнения двигательных действий (далее — ОВДД) стрелка из боевого пистолета и разработка практических рекомендаций для их использования в учебном процессе.
Основываясь на результатах собственного теоретического исследования 4, мы выделили шесть факторов, определяющих психологические особенности развития ОВДД стрелка из боевого пистолета: условия учебной деятельности, свойства личности, особенности когнитивных процессов, свойства сенсомо-торного поля, индивидуально-типологические свойства, отношение к деятельности.
В целях выяснения влияния психологических особенностей развития образов выполнения двигательных действий стрелка из боевого пистолета мы провели экспериментальное исследование, в котором приняли участие курсанты первого курса академии в возрасте от 17 до 19 лет. Объем выборки составил 79 человек, которых по результатам выполнения первого начального упражнения стрельб из боевого пистолета (ПМ) мы разделили на две группы. В первую группу вошли 38 курсантов, показавших стабильно высокие результаты стрельбы (далее — КВРС), во вторую группу — 41 курсант, которые показали стабильно низкие результаты стрельбы (далее — КНРС).
Используемая нами «батарея тестов» включала: личностные тесты Л. Терстоуна, Я. Стреляу, Г. Айзенка, Леонгарда-Шмишека, тесты мотивации обучения Т. И. Ильиной, М. И. Алексеевой, И. В. Жадан и А. Р. Малхазова, тест мотивации достижения успеха Т. Элерса, методы психометрии (хронометрия, динамометрия), а также программу электроннооптического стрелкового тренажера «Скатт ШВ».
Сравнительный анализ количественных данных исследуемых свойств (табл. 1) показал, что КВРС достоверно отличаются от КНРС по ряду индивидуальнотипологических (1-3), личностных (4-13), координационных (14-24) свойств, которые, исходя из нашей концепции, существенно влияют на психологические особенности развития ОВДД стрелка из боевого пистолета.
Основываясь на результатах сравнительного анализа статистических параметров исследуемых свойств, мы пришли к выводу, что КВРС достоверно отличаются от КНРС: сдержанностью, способностью к быстрому освоению новых видов деятельности, физической активностью, эмоциональной стабильностью, познавательной активностью, сознательным и адекватным выбором профессии, готовностью к риску и уверенностью в ожидании успеха, патриотизмом, общительностью, ярко выраженными профессиональными интересами и социальными потребностями, стремлением к саморазвитию, хорошей реакцией при меньшем количестве ошибок реагирования, точностью дифференцирования силы, хорошей координацией при выполнении двигательных действий стрелка из пистолета.
Курсантам группы КНРС свойственны: импульсивность, трудности в освоении новых видов дея-
тельности, заторможенность и пассивность, эмоциональная нестабильность, отсутствие познавательных потребностей, неадекватный выбор профессии, неготовность к риску из-за ожидания неудач, эгоизм, безразличие к будущей профессии и требованиям, предъявляемым ею, склонность к ошибкам реагирования, низкая способность к дифференцированию силы, плохая координация при выполнении двигательных действий стрелка из пистолета.
Анализ статистического распределения респондентов в группах в зависимости от степени выраженности исследуемых свойств (табл. 2) подтвердил правильность наших выводов из сравнительного анализа статистических параметров, а также позволил дополнить перечень свойств, определяющих психологические особенности развития ОВДД стрелка из боевого пистолета в группах с разной результативностью стрельбы.
Так, КВРС превосходят КНРС по количеству респондентов с высокой и выше средней степенью выраженности таких свойств, как: мотивы получения знаний (13); мотивы овладения профессией (14); мотивы получения диплома (15); идейно-политические мотивы (16); практические и профессионально значимые мотивы (18); коммуникативные мотивы (20); количество ошибок при выполнении теста сложной зрительно-моторной реакции переделки знака (32); средняя длина траекторий (37); устойчивость траектории в центре мишени (38). Кроме того, группа КВРС значительно превосходит группу КНРС по количеству респондентов со средней степенью выраженности таких свойств, как: сила процессов торможения (1); застревание (4); гипертимность (5); эмо-тивность (10); нейротизм (11); мотивы получения знаний (13); мотивы получения диплома (15); направленность на овладение обобщенными способами деятельности (26); количество ошибок в тесте латентного времени сложной зрительно-моторной реакции выбора (30); количество выбитых очков (34); поперечник стрельбы (35). Также группа КВРС превосходит группу КНРС по количеству респондентов с низкой и ниже средней степенью выраженности таких свойств, как: дистимность (6); тревожность (7); экзальтированность (9); неправдивость (12); количество ошибок в тестах латентного времени простой зрительно-моторной реакции разгибателей (28); сложной зрительно-моторной реакции выбора (29); переделки знака (32).
Курсанты группы КНРС превосходят КВРС по количеству респондентов с высокой и выше средней степенью выраженности таких свойств, как: сила процессов торможения (1); застревание (4); тревожность (7); циклотимность (8); эмотивность (10); не-правдивость (12); мотивы интенсификации (22); утилитарные мотивы (23); направленность на овладение
Таблица 1. Сравнительный анализ статистических параметров свойств
№ Свойства и методики их исследования Группа Стат. параметры
X а г
1 Сила процессов торможения (тест-опросник темперамента Я. Стреляу) КВРС 67,2 10,1 2,81**
КНРС 59,8 13,0
2 Физическая активность (личностный опросник Л. Терстоуна) КВРС 27,6 5,8 2,2*
КНРС 24,6 6,39
3 Нейротизм (личностный опросник ЕР1 Г. Ю. Айзенка) КВРС 10,9 4,0 -2,6*
КНРС 13,3 4,1
4 Мотивы получения знаний (тест «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной) КВРС 8,8 3,0 2,73**
КНРС 7,0 3,0
5 Мотивы овладения профессией (ан. пред.) КВРС 6,1 1,8 3,27**
КНРС 4,7 1,9
6 Адекватность выбора профессии (ан. пред.) КВРС 7,3 3,2 3,3**
КНРС 4,7 3,47
7 Сумма баллов в тесте мотивации к успеху (Т. Элерс) КВРС 18,1 4,9 6,21***
КНРС 11,5 4,4
8 Идейно-политические мотивы (тест мотивов учебной деятельности М. И. Алексеевой) КВРС 5,3 1,9 2,64**
КНРС 4,3 1,4
9 Практические и профессионально значимые мотивы (ан. пред.) КВРС 5,6 1,87 2,41*
КНРС 4,8 0,98
10 Мотивы интенсификации (давления) (ан. пред.) КВРС 6,0 2,0 2,2*
КНРС 5,1 1,4
11 Направленность на процесс, содержание и результат обучения (тест мотивов учебной деятельности И. В. Жадан, А. Р. Малхазова) КВРС 21,3 5,3 5,5***
КНРС 14,9 4,87
12 Направленность на способ учебных действий (ан. пред.) КВРС 17,3 2,9 4,93***
КНРС 13,0 4,5
13 Направленность на овладение обобщенными способами деятельности (ан. пред.) КВРС 12,4 2,4 3,07**
КНРС 10,4 3,2
14 Количество ошибок в тесте латентного времени простой зрительномоторной реакции сгибателей (хронометрия) КВРС 1,3 0,6 -2,1*
КНРС 1,61 0,54
15 Количество ошибок в тесте латентного времени простой зрительномоторной реакции разгибателей (ан. пред.) КВРС 0,79 0,41 -3,1**
КНРС 1,0 0
16 Количество ошибок в тесте латентного времени сложной зрительномоторной реакции выбора (ан. пред.) КВРС 0,97 0,43 -2,96**
КНРС 1,29 0,51
17 Количество ошибок в тесте латентного времени сложной зрительномоторной реакции переработки знака (ан. пред.) КВРС 1,0 0,72 -3,3**
КНРС 1,51 0,55
18 Ошибка точности дифференцирования половины от максимальной силы (на кистевом динамометре) КВРС 5,8 4,1 -2,0*
КНРС 8,1 5,6
19 Количество попаданий в мишень (тренажер «Скатт ШВ») КВРС 2,7 0,57 2,3*
КНРС 2,34 0,83
20 Поперечник стрельбы (ан. пред.) КВРС 198 91,8 -4,4***
КНРС 316 140
21 Стабильность прицеливания (ан. пред.) КВРС 134 81 -2,57*
КНРС 184 87
22 Точность прицеливания (ан. пред.) КВРС 112 69 -2,82**
КНРС 160 80
23 Средняя длина траектории (ан. пред.) КВРС 1130 469 -2,71**
КНРС 1423 478
24 Устойчивость траектории в центре мишени (ан. пред.) КВРС 10,7 14,2 2,41*
КНРС 4,4 7,4
Примечание. X — среднее арифметическое; а — среднее квадратическое отклонение; I — критерий Стью-дента; * — Р < 0,05; ** — Р < 0,01; *** — Р < 0,001; ан. пред. — исследование свойства проводилось по методике, аналогичной методике исследования предыдущего в таблице свойства.
Таблица 2. Анализ статистического распределения респондентов в группах в зависимости от степени выраженности исследуемых свойств, %
№ Свойства и методики их исследования Группа Степень выраженности
ЯВ В ВС С НС Н НВ
1 Сила процессов торможения (тест темперамента Я. Стреляу) КВРС — — 13 74 8 5 —
КНРС — 2 18 63 15 2 —
2 Физическая активность (личностный опросник Л. Терстоуна) КВРС — — 18 68 13 — —
КНРС — — 18 68 12 2 —
3 Общительность (ан. пред.) КВРС — — 3 84 11 3 —
КНРС — — 17 68 10 5 —
4 Застревание (личностный опросник Леонгарда-Шмишека) КВРС — — 5 89 5 — —
КНРС — 2 15 68 15 — —
5 Гипертимность (ан. пред.) КВРС — — 3 79 18 — —
КНРС — — 15 63 20 2 —
6 Дистимичность (ан. пред.) КВРС — — 16 68 16 — —
КНРС — 2 15 76 7 — —
7 Тревожность (ан. пред.) КВРС — — 8 74 18 — —
КНРС — 7 12 66 15 — —
8 Циклотимность (ан. пред.) КВРС — — 11 71 18 — —
КНРС — 7 10 68 15 — —
9 Экзальтированность (ан. пред.) КВРС — — 11 63 26 — —
КНРС — — 13 73 12 2 —
10 Эмотивность (ан. пред.) КВРС — — 11 76 13 — —
КНРС — 2 22 46 29 — —
11 Нейротизм (тест ЕР1 Г. Ю. Айзенка) КВРС — — 13 71 13 3 —
КНРС — — 12 66 22 — —
12 Неправдивость (ан. пред.) КВРС — — — 84 16 — —
КНРС — — 10 85 5 — —
13 Мотивы получения знаний (тест «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной) КВРС — — 21 66 8 5 —
КНРС — — 15 63 22 — —
14 Мотивы овладения профессией (ан. пред.) КВРС — 3 16 68 8 5 —
КНРС — 5 10 80 5 — —
15 Мотивы получения диплома (ан. пред.) КВРС — — 25 66 2 7 —
КНРС — — 15 60 20 5 —
16 Идейно-политические мотивы (тест мотивов учебной деятельности М. И. Алексеевой) КВРС — 3 11 74 13 — —
КНРС — — 2 84 7 7 —
17 Познавательные мотивы (ан. пред.) КВРС — — 18 71 8 3 —
КНРС — 2 5 80 11 2 —
18 Практические и профессионально значимые мотивы (ан. пред.) КВРС — 11 5 82 3 — —
КНРС — — 2 95 2 — —
19 Мотивы социального престижа (ан. пред.) КВРС — 3 18 63 13 3 —
КНРС — — 17 71 5 7 —
20 Коммуникативные мотивы (ан. пред.) КВРС — 5 16 63 16 — —
КНРС — 2 12 71 13 2 —
21 Мотивы самовоспитания (ан. пред.) КВРС — 7 5 83 5 — —
КНРС — — 2 88 8 2 —
22 Мотивы интенсификации (ан. пред.) КВРС — — 18 76 5 — —
КНРС 2 3 5 83 5 2 —
23 Утилитарные мотивы (ан. пред.) КВРС — 8 3 76 11 3 —
КНРС — — 15 73 10 2 —
24 Направленность на способ выполнения действий (тест мотивов учебной деятельности И. В. Жадан, А. Р. Малхазова) КВРС — — 11 71 13 5 —
КНРС — 2 15 68 15 — —
25 Направленность на процесс обучения, его содержание и результат (ан. пред.) КВРС — — 13 66 18 3 —
КНРС — 5 7 71 17 — —
Продолжение таблицы 2
26 Направленность на овладение обобщенными способами деятельности (ан. пред.) КВРС — 3 8 79 11 — —
КНРС — 2 20 54 24 — —
27 Латентное время простой зрительно-моторной реакции разгибателей (ЛВПЗМРР) — хронометрия КВРС 3 3 3 92 — — —
КНРС — — 2 93 5 — —
28 Количество ошибок при выполнении теста ЛВПЗМРР (ан. пред.) КВРС — — — 79 21 — —
КНРС — — — 100 — — —
29 Латентное время сложной зрительно-моторной реакции выбора (ЛВСЗМРВ) (ан. пред.) КВРС — — 24 58 18 — —
КНРС — 5 12 73 8 2 —
30 Количество ошибок при выполнении теста ЛВСЗМРВ (ан. пред.) КВРС — — 8 82 11 — —
КНРС — — 32 66 2 — —
31 Латентное время сложной зрительно-моторной реакций переделки знака (ЛВСЗМРПЗ) (ан. пред.) КВРС — 3 11 71 16 — —
КНРС — 5 10 71 12 2 —
32 Количество ошибок при выполнении теста ЛВСЗМРПЗ (ан. пред.) КВРС — 3 18 58 21 — —
КНРС — — 2 98 — — —
33 Количество попаданий в мишень (тренажер «Скатт ШВ») КВРС — — — 95 5 — —
КНРС — — — 100 — — —
34 Количество выбитых очков (ан. пред.) КВРС — — 13 74 13 — —
КНРС — — 22 56 22 — —
35 Поперечник стрельбы (ан. пред.) КВРС — 5 11 76 8 — —
КНРС — 2 15 63 20 — —
36 Стабильность прицеливания (ан. пред.) КВРС — 8 11 68 13 — —
КНРС — 2 15 66 17 — —
37 Средняя длина траекторий (ан. пред.) КВРС — 3 21 66 11 — —
КНРС — 2 12 68 17 — —
38 Устойчивость точки прицеливания в центре мишени (ан. пред.) КВРС — 8 8 84 — — —
КНРС — 2 15 83 — — —
Примечание. ЯВ — ярко выраженное свойство; В — высокая степень выраженности; ВС — степень выраженности выше средней; С — средняя степень выраженности; НС — степень выраженности ниже средней; Н — низкая степень выраженности; НВ — свойство не выражено; ан. пред. — исследование свойства проводилось по методике, аналогичной методике исследования предыдущего в таблице свойства.
обобщенными способами деятельности (26); количество ошибок в тесте латентного времени сложной зрительно-моторной реакции выбора (30).
Кроме того, группа КНРС значительно превосходит группу КВРС по количеству респондентов со средней степенью выраженности таких свойств, как: дистимичность (6); экзальтированность (9); мотивы овладения профессией (14); идейно-политические мотивы (16); познавательные мотивы (17); практические и профессионально значимые мотивы (18); коммуникативные мотивы (20); мотивы самовоспитания (21); мотивы интенсификации (22); направленность на процесс обучения, его содержание и результат (24); количество ошибок в тестах латентного времени простой зрительно-моторной реакции разгибателей (28); сложной зрительно-моторной реакции переделки знака (32); латентное время сложной зрительно-моторной реакции выбора (29); количество попаданий в мишень (33).
Группа КНРС превосходит группу КВРС также по количеству респондентов с низкой и ниже средней степенью выраженности таких свойств, как: сила
процессов торможения (1); эмотивность (10); нейро-тизм (11); мотивы получения знаний (13); мотивы получения диплома (15); направленность на овладение обобщенными способами деятельности; количество выбитых очков (34); поперечник стрельбы (35); средняя длина траекторий (37).
Для оценки уровня связи между исследуемыми свойствами и правильной интерпретацией данных предыдущих исследований нами был проведен сравнительный корреляционный анализ (по Ч. Спирмену). У представителей группы КВРС выявлены тесные корреляционные связи между выделенными в предыдущих исследованиях свойствами. Так, сила процессов торможения прямо коррелирует с подвижностью нервных процессов (г = 0,54; Р < 0,01), которая, в свою очередь, коррелирует с гипертимностью (г = 0,51; Р < 0,01), общительностью (г = 0,46; Р < 0,01), активностью (г = 0,45; Р < 0,01), средней арифметической оценкой за стрельбу из ПМ (г = 0,4; Р < 0,05), количеством попаданий в мишень (г = 0,37; Р < 0,05).
Показатели количества ошибок в тестах простой зрительно-моторной реакции разгибателей, сложной
зрительно-моторной реакции выбора, переделки знака прямо коррелируют между собой (г = 0,7; Р < 0,01).
В свою очередь, количество ошибок при выполнении теста латентного времени простой зрительномоторной реакции сгибателей прямо коррелирует с точностью прицеливания (г = 0,44; Р < 0,01), коэффициентами точности дифференцирования пространства от центра (г = 0,42; Р < 0,01) и от края (г = 0,35; Р < 0,05), а количество ошибок при выполнении теста латентного времени простой зрительномоторной реакции разгибателей прямо коррелирует с количеством попаданий в мишень (г = 0,42; Р < 0,01), мотивами социального престижа (г = 0,57; Р < 0,01), идейно-политическими (г = 0,55; Р < 0,01), практическими и профессионально значимыми (г = 0,54; Р < 0,01), коммуникативными (г = 0,52; Р < 0,01), самовоспитания (г = 0,5; Р < 0,01), интенсификации (г = 0,5; Р < 0,01) и утилитарными (г = 0,46; Р < 0,01).
Количество ошибок в тесте латентного времени сложной зрительно-моторной реакции выбора прямо коррелирует с количеством попаданий в мишень (г = 0,56; Р < 0,01), поперечником стрельбы (г = 0,4; Р < 0,05), стабильностью прицеливания (г = 0,38; Р < 0,05), точностью прицеливания (г = 0,42; Р < 0,01), оценкой за зачетную стрельбу из ПМ (г = 0,52; Р < 0,01); мотивами практическими и профессионально значимыми (г = 0,63; Р < 0,01), идейнополитическими (г = 0,6; Р < 0,01), социального престижа (г = 0,51; Р < 0,01), самовоспитания (г = 0,48; Р < 0,01), интенсификации (г = 0,45; Р < 0,01), утилитарными (г = 0,49; Р < 0,01) и познавательными мотивами (г = 0,41; Р < 0,05).
Интересным, по нашему мнению, является наличие у КВРС обратной корреляции ошибки точности дифференцирования силы (на кистевом динамометре) с показателями точности дифференцирования пространства (г = 0,6; Р < 0,01). КВРС превосходят КНРС по показателям точности дифференцирования силы, поэтому данная зависимость свидетельствует о преимущественной роли в стрельбе из боевого пистолета проприоцептивной чувствительности и второстепенной роли пространственной (зрительной).
Данные корреляционного анализа подтвердили правильность наших выводов и в отношении свойств, характерных для группы КНРС.
Так, для КНРС, имеющих меньшую силу процессов торможения (по тесту Я. Стреляу), выявлена прямая корреляция данного показателя с подвижностью нервных процессов (г = 0,67; Р < 0,01), лидерством (г = 0,47; Р < 0,01), количеством ошибок в тесте латентного времени простой зрительно-моторной реакции разгибателей (г = 0,5; Р < 0,01), импульсивностью (по тесту Л. Терстоуна) (г = 0,42; Р < 0,01).
Высокий нейротизм, свойственный КНРС, прямо коррелирует с количеством ошибок в тесте ла-
тентного времени простой зрительно-моторной реакции разгибателей (г = 0,51; Р < 0,01), показателями точности дифференцирования пространства (г = 0,4; Р < 0,05) и обратно коррелирует с латентным временем зрительно-моторной реакции сгибателей (г = 0,38; Р < 0,05), ошибкой точности дифференцирования времени (г = 0,31; Р < 0,05).
Полученные данные позволяют сделать выводы относительно перечня свойств, которые определяют успешность формирования ОВДД стрелка из боевого пистолета, что позволило разработать практические рекомендации для построения эффективного учебного процесса по огневой подготовке.
1. Успешное формирование ОВДД стрелка из боевого пистолета обеспечивается ярко выраженной профессиональной мотивацией, поэтому в систему профотбора абитуриентов мы рекомендуем включить методы диагностики мотивации обучения. В начале обучения стрельбе из боевого пистолета у курсантов необходимо сформировать позитивное отношение к стрельбе, а в процессе обучения применять все доступные меры поощрения.
2. Успешность формирования ОВДД стрелка из боевого пистолета обеспечивается специальными координационными свойствами, степень развития которых можно оценивать по показателям, которые фиксируются программой электронно-оптического тренажера «Скатт ШВ», а также методами хронометрии и динамометрии.
3. Эффективность формирования ОВДД стрелка из боевого пистолета зависит от его личностных и индивидуально-типологических свойств, которые можно исследовать с помощью апробированной нами «батареи тестов».
4. Степень развития ОВДД стрелка из боевого пистолета характеризуется умением индивида определять смысл и задачи выполняемых действий, прогнозировать их результат, своевременно оценивать сложившуюся ситуацию и адекватно реагировать, внося необходимые коррекции. Формирование этих качеств обеспечивается интеллектуальными способностями и практическим опытом стрелка, а развитие — разнообразием и сложностью двигательных задач, используемых в учебном процессе. Поэтому руководству учебных заведений МВД мы рекомендуем создать такие условия для работы преподавателей огневой подготовки, которые позволят им творчески подходить к проведению занятий, используя личный опыт и уровень развития обучаемых. В целях повышения эффективности обучения стрельбе необходимо создать условия для самостоятельной работы курсантов с оружием, стрелковыми тренажерами и другими учебнотренировочными средствами по индивидуальным программам обучения.
Наши выводы и рекомендации позволяют дополнить исследования других авторов, направленные на поиск путей оптимизации работы службы психологического сопровождения ОВД 5.
1 Бернштейн Н. А. Биомеханика и физиология движения: избранные психологические труды. М., 2008. 688 с. ; Донской Д. Д., Дмитриев С. В. Психосемантические механизмы управления двигательными действиями человека // Теория и практика физической культуры. 1999. № 9. С. 2-6 ; Чхаидзе Л. В. Об управлении движениями человека. М., 1979. 135 с.
2 Малхазов О. Р. Психологія та психофізіологія управління руховою діяльністю : монографія. Київ, 2002. 320 с.
3 Астафьев Н. В. Изготовка к стрельбе из пистолета и обращение с ним при выполнении оперативно-служебных задач сотрудниками правоохранительных органов : учеб. пособие. М., 2004. 72 с. ; Мачула А. Ф. Формирование двигатель-
ных навыков и умений в пулевой стрельбе у курсантов // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. СПб., 2010. № 1(59). С. 46-50 ; Фролова И. В. Управление тренировочным процессом спортсменов-стрелков с использованием современных технических средств обучения : дис. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2004. 152 с. ; Шестопалова Е. В. Методика обучения стрельбе из пистолета Макарова без ограничения времени на выстрел с использованием тренажера «СКАТ» : учеб.-метод. пособие. М., 2007. 97 с. ; Щипин А. И. Огневая подготовка в органах внутренних дел : учеб.-метод. пособие. М., 2006. 238 с.
4 Дворецький В. П. Теоретична модель психологічних особливостей розвитку образів виконання рухових дій стрільця із бойового пістолета // Вісник Національного університету оборони України : зб. наук. праць. Київ, 2013. Вип. 2(33). С. 205-210.
5 Криволапчук В. А. Психологическое сопровождение деятельности сотрудников ОВД Украины // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 1(52). С. 70-73.