ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ ИЗ БОЕВОГО ПИСТОЛЕТА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД
В.П. ДВОРЕЦКИЙ,
старший преподаватель общевойсковой кафедры учебно-научного института подготовки специалистов для подра зделений полиции общественной безопасности и внутренних войск Национальной академии внутренних дел
E-mail: [email protected]
Аннотация. С позиций современной психологической науки проводится анализ психологических проблем методики обучения стрельбе из боевого пистолета и приводятся рекомендации для их преодоления.
Ключевые слова: концепция, психологические проблемы, методика обучения, координационные свойства, стрельба из боевого пистолета.
PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF TEACHING METHODS OF COMBAT SHOOTING GUN HIGH SCHOOL STUDENTS MIA
V.P. DVORETSKY,
senior lecturer department of combined arms training and research institute for the training departments of public security police and internal troops National Academy of internal affairs
Annotation. From the standpoint of the modern science of psychology analyzes the psychological problems of teaching methods of combat pistol shooting, and provides recommendations to overcome them.
Keywords: concept, psychological problems, methods of training, coordination properties, combat pistol shooting.
Огневая подготовка преподается в учебных заведениях МВД с целью обучения будущих сотрудников полиции умелому и правомерному применению табельного огнестрельного оружия — боевого пистолета.
Однако, в методику преподавания огневой подготовки, используемую учебными заведениями МВД, не в полной мере внедряются достижения психологической науки, в связи с чем в ней существует ряд проблем.
Во-первых, последовательность выполнения упражнений учебных стрельб не учитывает уровень их сложности, а используемые в них оценочные показатели существенно отличаются. Вследствие этого как курсанты, так и выпускники вузов МВД значительно отличаются между собой уровнем подготовки, а некоторые из них имеют низкие оценки за стрельбу на протяжении всей профессиональной деятельности.
Во-вторых, результаты стрельбы, особенно на этапе начальной подготовки, бывают нестабильными, поэтому их неадекватное восприятие обучающимися нередко становится причиной формирования негативного отношения к дальнейшему обучению.
В-третьих, при разучивании и совершенствовании техники стрельбы из пистолета возможность контроля и коррекции параметров выполняемых движений существенно зависит от индивидуальных свойств и двигательного опыта стрелка. Преодолеть эту проблему помогают стрелковые тренировки с использованием электронных тренажеров, которые позволяют контролировать и фиксировать пространственно-временные параметры движений стрелка для их дальнейшей оценки и сравнения. К сожалению, в учебном процессе по огневой подготовке в вузах МВД электронные стрелковые тренажеры используются бессистемно, а учет и оценка фиксируемых ими показателей осуществляется непрофессионально.
Основной причиной перечисленных нами проблем мы считаем недостаточное внимание к психологическим аспектам обучения стрельбе.
В известных научных публикациях по теории и методике стрельбы (Л.М. Вайнштейн, М.Я. Жилина, М.А. Иткис, А.Я. Корх, А.А. Юрьев и др.), а также в современных научных публикациях (А.С. Калинников [6], А.Ф. Мачула [7], Ю.В. Николаева [8] и др.),
больше внимания уделялось исследованию биомеханических, физиологических характеристик двигательной деятельности стрелка из пистолета, особенностям построения педагогического процесса, а психологические проблемы обучения стрельбе так и не были исследованы.
Целью данной статьи является анализ психологических проблем методики обучения стрельбе из боевого пистолета и разработка практических рекомендаций для их преодоления.
По нашему мнению, для достижения цели нашего исследования необходимо: обосновать выбор концепции двигательной деятельности стрелка, которую необходимо взять за основу построения методики огневой подготовки курсантов вузов МВД; сформулировать принципы обучения и выделить основные этапы учебного процесса по огневой подготовке; определить перечень свойств, по которым можно оценить уровень подготовленности стрелка из боевого пистолета.
Современные концепции обучения, по нашему мнению, можно объединить в две основные группы.
К первой группе концепций мы относим ассоциативно-рефлекторные теории (И.П. Павлов, Е.Л. Торн-дайк, Дж. Б. Уотсон, И. Гербарт, Е.Г. Газри и др.), гештальтпсихологию (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коф-фка и др.), в соответствии с которыми обучение является процессом пассивного восприятия учащимся учебного материала, связывания его элементов между собой и сложившимися ранее понятиями или моделями поведения. Источником их формирования служат исключительно внешние воздействия, а основным методом обучения является метод проб и ошибок, в результате чего создаются условные связи между стимулами и соответствующими поведенческими реакциями.
По нашему мнению, методика огневой подготовки курсантов вузов МВД основывается на положениях именно этих теорий, которые являются устаревшими и малоэффективными, что подтверждается отрицательными результатами обучения.
Ко второй группе концепций мы относим теорию деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский и др.), когнитивные теории (Дж. Андерсон, Дж. С. Брунер, Э. Толмен, У. Най-ссер, А.М. Матюшкин и др.), теорию социального научения (А. Бандура и др.), теорию развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.), тео-
рию обучения на основе совместной учебной деятельности (В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман и др.) теорию поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Н.Г. Сал-мина и др.), в соответствии с которыми обучение является активным, творческим, мотивированным познавательным процессом усвоения нового опыта на основе формирования и развития психических образов выполнения действий (деятельности).
Многочисленные исследования [2; 10; 15] подтверждают большую эффективность данных концепций обучения, которые, к сожалению, не используются в методике огневой подготовки курсантов вузов МВД.
Основываясь на анализе современных теорий обучения (Б.П. Бархаев [2], Е.Ю. Савин [10], А.Е. Фомин [10] и др.), мы выделили общие принципы, обеспечивающие эффективность учебного процесса: сознательность, активность и настойчивость в обучении (С.Л. Рубинштейн [2, с. 269], А.Н. Леонтьев [2, с. 271] и др.); постановка и принятие обучаемым учебных целей (А.К. Маркова [2, с. 258] и др.); создание условий для понимания обучаемым типа задачи, конкретной ситуации и способов ее решения (Н.Г. Алексеев [2, с. 163] и др.); учет психологических механизмов, вовлеченных в процесс освоения деятельности (И.С. Якиманская [2, с. 118] и др.); оптимальное расчленение учебного материала и контроль над его усвоением (Д.Б. Эльконин [2, с. 196] и др.); целенаправленная ориентировочно-исследовательская деятельность обучаемых (А.М. Матюшкин [2, с. 182], П.Я. Гальперин [2, с. 189] и др.); самоорганизация обучаемых с учетом особенностей их развития (Л.И. Божович [2, с. 281] и др.); овладение обобщенными способами действий (В.В. Давыдов [10, с. 224] и др.); формирование обобщенных схем (Н.Г. Сальмина [2, с. 86], Ж. Пиаже [10, с. 249] и др.); обучение на основе совместной учебной деятельности педагога и обучаемого (В.П. Зинченко [2, с. 124], В.В. Рубцов [10, с. 203] и др.).
Этапы усвоения двигательной деятельности наилучшим образом раскрыты в концепциях двигательной активности (Н.А. Бернштейна [3], Д.Д. Донского [5], Л.В. Чхаидзе [12], А.Г. Малхазова [15] и др.).
Так, Н.А. Бернштейн [3] в процессе усвоения двигательной деятельности выделил два периода, в первом из которых происходит установление ведущего уровня, определение движения, выявление адекватных коррекций для всех деталей и компонентов движения, номенклатуры соответствующих им фоновых уровней,
автоматизация движений, а во втором — усвоение фоновыми уровнями компонентов двигательного акта, их переключение в порядке автоматизации, срабатывания отдельных фоновых уровней с ведущим и между собой, стандартизация двигательного состава и его компонентов, стабилизация двигательного акта.
А.Р. Малхазов [15] выделил шесть этапов циклической схемы организации двигательной деятельности, первый из которых завершается формированием автоматизмов за счет образования в ЦНС индивида образа выполнения двигательных действий на основе образа потребного будущего, а на втором этапе происходит: усвоение фоновыми уровнями схем управления компонентами двигательного состава и построение соответствующих матриц, согласование процесса функционирования этих компонентов и создание соответствующих координационных структур; стандартизация двигательной деятельности, актуализация двигательных константов, благодаря которым обеспечивается сохранение устоявшихся форм движений, действий, деятельности в пределах допустимой вариативности.
Анализ научных публикаций позволил нам выделить основные концепции построения двигательной деятельности.
В соответствии с концепцией «классического обусловливания» (И.П. Павлов [9], Э.Л. Торндайк [2, с. 135], Дж.Б. Уотсон [10, с. 82] и др.) формирование двигательного навыка обеспечивается «проторением» новых нервных связей (условных рефлексов), образующихся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей и позволяющих выполнять определенные действия без значительного напряжения сознания.
Основываясь на данных современной психологической науки мы считаем, что теории двигательной деятельности, построенные на основе данной концепции не имеют перспективы развития.
В соответствии с более современной концепцией функциональных систем (П.К. Анохин [1], К.В. Судаков [11] и др.) управление двигательной деятельностью основывается на работе системных мозговых процессов: афферентного синтеза, принятия решения, формирования акцептора результатов действия и эфферентной программы действий, выполнения действий, получения результатов и формирования обратной афферентации для сравнения полученных результатов с запрограммированным.
Однако, существенным недостатком данной концепции мы считаем отсутствие в описанной ею системе управления двигательной деятельностью внешнего и внутреннего колец, что дает неполное представление о психофизиологических механизмах построения движений. Исходя из этого, теории двигательной деятельности стрелка, построенные на основе концепции функциональных систем мы также считаем неполными.
В соответствии с наиболее обоснованной и перспективной, по нашему мнению, концепцией двигательной активности (Н.А. Бернштейн [3], Д.Д. Донской [5], Л.В. Чхаидзе [12], А.Р. Малхазов [15] и др.) управление двигательной деятельностью осуществляется по принципу рефлекторного кольца, в котором происходит постоянный анализ афферентной информации контрольного или коррекционного значения на основе прямых и обратных связей центральной нервной системы индивида с изменяющимися условиями внешней и внутренней среды. Данная система включает наружное и внутреннее кольца управления, имеющие общий участок прямой связи (мозг-мышцы), но различные участки обратной связи с соответствующей афферентацией. Внешнее кольцо осуществляет контроль за смысловой частью движения, а внутреннее — за синергетическими автоматизмами.
В соответствии с данной концепцией каждый произвольный двигательный акт является попыткой решения задачи, отображаемой в сознании индивида в виде образа потребного будущего.
Так, по мнению А.Р. Малхазова [15], схема организации двухкольцевой многоуровневой иерархической циклической функциональной системы управления двигательной деятельностью включает: механизм формирования отношения индивида к сложившейся ситуации; задающий механизм; программирующий механизм; механизм сличения; механизм, обеспечивающий коррекции как внутри указанных механизмов, так и в системе в целом. По его мнению, образ движения зависит от уровня сформированности эн-грамм и врожденных сенсомоторных автоматических координационных структур, определяющих количественно-качественные оценки сформированности специфических сенсорных синтезов. Образ действия является субъективным отражением пространственных, количественных и качественных показателей, составляющих целостную программу двигательных действий индивида, а дальнейшее накопление двига-
тельного опыта приводит к развитию структуры специфических сенсорных синтезов и создания образа потребного будущего. Все это в комплексе способствует формированию образа выполнения двигательной деятельности.
Основываясь на теории двигательной активности, мы считаем, что двигательную деятельность стрелка необходимо рассматривать в системе «стрелок-оружие-цель», которая содержит топологические и метрические параметры движений (моторный образ) и образ потребного будущего, отображающий смысл и задачу движений (действий, деятельности).
Исходя из этого, образ выполнения двигательных действий стрелка из боевого пистолета мы предлагаем рассматривать как координационную структуру, обеспечивающую построение образа потребного будущего в соответствии с задачей стрельбы и осуществляющую программирование, контроль и коррекцию движений в соответствии с динамикой системы «стрелок — оружие — цель».
Таким образом, сенсомоторная координация двигательной деятельности стрелка из боевого пистолета в нашем понимании есть способность обеспечивать до момента завершения выстрела целостность и согласованность системы «стрелок — оружие — цель» путем постоянного анализа, контроля и коррекции ее топологических и метрических параметров в соответствии с образом потребного будущего.
Для регистрации пространственно-временных показателей сенсомоторного поля стрелка целесообразно использовать электронно-оптический стрелковый тренажер «Скатт USB».
Однако, компьютерная программа стрелкового тренажера «Скатт USB» фиксирует только пространственно-временные показатели сенсомоторного поля стрелка при выполнении выстрела, но не позволяет контролировать точность дифференцировки им силовых и скоростных параметров движений, необходимость учета которых может быть подтверждена анализом двигательной деятельности стрелка из пистолета по выполнению выстрела.
Так, хватка пистолета — это действие, направленное на расположение и удержание его рукоятки в кисти стрелка с целью сохранения приданного ему положения, поскольку пистолет, вследствие присущих ему пространственных, силовых и кинематических свойств, вносит определенные изменения в показатели системы «стрелок — оружие — цель». Надежная
хватка пистолета будет осуществляться в условиях фиксации стрелком лучезапястного сустава и постоянного контроля над мышечными и тактильными ощущениями кисти, запястья и предплечья, запоминания этих усилий и их правильного воспроизведения, что требует от него умения дифференцировать усилия соответствующих мышц.
Наведение оружия в цель предполагает принятие и удержание стрелком неподвижной позы, что достигается дозированием мышечных усилий для уравновешивания моментов внешних сил и преодоление сил инерции, тонкой работой вестибулярного и кинестетического анализаторов.
Прицеливание — это комплекс визуальных и двигательных действий стрелка, направленных на построение системы «стрелок — оружие — цель» таким образом, чтобы обеспечивалось положение «ровной мушки» и удержание его проекции в заданном стрелком районе прицеливания до момента завершения выстрела. Исследования органов зрения человека [4] показали, что их работа всегда сознательно контролируется и подчиняется двигательной задаче, которая решается в данный момент. Поэтому, несмотря на то, что прицеливание осуществляется под контролем зрения, в большей степени оно обеспечивается работой вестибулярного аппарата и двигательного анализатора.
Заключительным действием по выполнению выстрела является спуск курка с боевого взвода, происходящий при нажатии указательного пальца стрелка на спусковой крючок и обеспечивающийся контролем над чувствами усилия, амплитуды, скорости и направления его движения. Этот процесс требует от стрелка умения выявлять нарушения состояния системы «стрелок-оружие-цель» и вносить соответствующие коррекции в процесс нажатия на спусковой крючок.
Основываясь на проведенном анализе можно утверждать, что нынешние условия учебной деятельности курсантов вузов МВД не позволяют эффективно обучать стрельбе из боевого пистолета.
По нашему мнению, одним из путей улучшения методики огневой подготовки курсантов вузов МВД является дальнейшая разработка и экспериментальное исследование психологических особенностей развития образов выполнения двигательных действий стрелка из боевого пистолета с использованием апробированных нами методик [13; 14].
Надежность оценки степени развития координационных свойств стрелка из боевого пистолета не
обеспечивается в полной мере возможностями программы электронно-оптического стрелкового тренажера «Скатт USB», что обусловливает обязательное дополнительное использование методик психометрии (хронометрии, динамометрии, определения дифференцированного порога зрительных ощущений и т.д.).
Литература
1. Анохин П.К. Избранные труды: Кибернетика функциональных систем. М., 1998.
2. Бархаев Б.П. Педагогическая психология: Учеб. пособие. СПб., 2009.
3. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движения: избранные психологические труды; 3-е изд. М., 2008.
4. Блинникова И.В. Роль зрительного опыта в развитии психических функций. М., 2003.
5. Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Психосемантические механизмы управления двигательными действиями человека Теория и практика физической культуры. 1999. № 9.
6. Калинников А. С. Методика обучения стрельбе из пистолета Макарова на коротких дистанциях: Мо-ногр. Калининград, 2011.
7. Мачула А.Ф. Формирование двигательных навыков и умений в пулевой стрельбе у курсантов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 1(59).
8. Николаева Ю.В. Проблема психологической готовности курсантов образовательных учреждений МВД России к стрельбе из пистолета // Вест. Московского ун-та МВД России. 2012. № 4.
9. Павлов И.П. Мозг и психика. М., 2008.
10. Савин Е.Ю., Фомин А.Е. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Калуга, 2007.
11. Судаков К.В. Функциональные системы: Мо-ногр. М., 2011.
12. Чхаидзе Л.В. Об управлении движениями человека. М., 1979.
13. Дворецький В.П. Методика дослщження ш-диввдуально-типолопчних особливостей стршьця 1з бойового тстолета на етат початково! тдготовки // Ысннк нацюнального ушверситету оборони Украши. 2011. Вип. 4 (23).
14. Дворецький В.П. Методика дослщження сен-сомоторних навичок стршьця 1з бойового тстолета // Юридична психологтя та педагогтка. 2012. Вип. 1(11).
15. Малхазов О.Р. Психологтя та психоф1зюлогая управлшня руховою даяльтстю: Моногр. К., 2002.
Трудовое право; 4-е изд., перераб. и доп. Учебник / Под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА.
Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.
Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.
Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА» Адрес редакции: 123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1. Тел./факс: 8-499-740-60-14, 8-499-740-60-15 E-mail: [email protected], www.unity-dana.ru