Научная статья на тему 'Психологические особенности развития дисциплинированности у военнослужащих Федеральной службы охраны'

Психологические особенности развития дисциплинированности у военнослужащих Федеральной службы охраны Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
497
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глебов Юрий Андреевич

In the article the results of psychological research of discipline sense development by the Voronezh military-technical College FSS RF cadets are presented. The basis of motivations, values and meanings in connection with the understanding of discipline are analyzed as well. Four different types of discipline understanding are distinguished; development dynamics of discipline sense is shown according to stages of studying at the College.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological peculiarities of discipline sense development among military servants of the federal security service

In the article the results of psychological research of discipline sense development by the Voronezh military-technical College FSS RF cadets are presented. The basis of motivations, values and meanings in connection with the understanding of discipline are analyzed as well. Four different types of discipline understanding are distinguished; development dynamics of discipline sense is shown according to stages of studying at the College.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности развития дисциплинированности у военнослужащих Федеральной службы охраны»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ

Ю.А. Глебов

Glebov Y.A. Psychological peculiarities of discipline sense development among military servants of the federal security service. In the article the results of psychological research of discipline sense development by the Voronezh military-technical College FSS RF cadets are presented. The basis of motivations, values and meanings in connection with the understanding of discipline are analyzed as well. Four different types of discipline understanding are distinguished; development dynamics of discipline sense is shown according to stages of studying at the College.

Выполнение сложных и ответственных задач, поставленных президентом РФ перед подразделениями Федеральной службы охраны, невозможно без крепкой воинской дисциплины. Решающим условием в деятельности командиров подразделений по ее укреплению является сознательная личная дисциплинированность военнослужащих.

Дисциплинарный устав ВС РФ определяет воинскую дисциплину как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, уставами, приказами командиров (начальников)».

На современном этапе проблемой дисциплинированности военнослужащих занимались педагоги и психологи В.В. Стрежнев (1965), А.И. Китов (1974), Э.П. Утлик (1975; 1996), Е.С. Алехнович (1978), А.Б. Мерзляк (1980), К. Павлица (1980), В. П. Лазарев

(1984), А.Д. Сергодеев (1984), М. Еленяк

(1985), Е.Ю. Стрижов (1988), В.В. Бурега (1989), B.C. Торохтий (1990), М.С. Полянский (1991), В.В. Дударев (1992), С.А. Порохин (1992), P.A. Абдурахманов

(1994), Е.Г. Баранов (1995), С.Л. Кандыбович

(1995), В.Т. Доценко (1997).

Объектом нашего психологического исследования является дисциплинированность военнослужащего Федеральной службы охраны России как личностное качество, определяющее успешное выполнение им служебных и боевых задач. Предмет исследования -психологические условия эффективного развития дисциплинированности у сотрудников ФСО. В диссертации поставлена цель - раскрыть психологическую сущность дисциплинированности и выявить социально-психологические условия эффективного дисци-плинирования военнослужащих Федеральной службы охраны.

При разработке темы применялись теоретико-методологический анализ литературных источников, метод парных сравнений, письменный опрос (анкетирование), рефе-рентометрия, методика изучения личностных ценностей Ш. Шварца, интерперсональный анализ Т. Лири. Применялись шкалы 16-факторного личностного опросника Р. Кеттела, валидные к русской выборке. В исследовании принимали участие курсанты (100 чел.) и офицеры (57 чел.) Воронежского училища ФСО.

Соблюдение каждым военнослужащим уставных требований носит индивидуальносвоеобразный характер и зависит от его психологических особенностей. Оно опосредовано таким качеством личности, в котором выражается устойчивое субъективное отношение военнослужащего к порядку и правилам, к приказам начальников, к своим обязанностям. Таким качеством является дисциплинированность.

В психологии дисциплинированность понимается как качество личности, включающее привычку к дисциплине, выдержанность, внутреннюю организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям (самодисциплина) и общественным установлениям. Дисциплинированность можно также рассматривать как подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе [1].

Дисциплинированность может быть определена как качество личности, которое обеспечивает целеустремленное, устойчивое и организованное в строгом соответствии с нравственно-уставными нормами поведение, основанное на глубоком осознании их общественной, служебной и личностной значимо-

сти, их безусловном принятии и поддержке [2-3].

В дисциплинированности можно выделить две стороны: внешнюю и внутреннюю. Ведущую роль играет внутренняя сторона, поскольку требования, приказы без их принятия самими военнослужащими не могут стать регуляторами поведения. Исследования свидетельствуют о том, что внешнее требование без смысловой идентификации, без положительного осмысления и включения в иерархию личностных ценностей не преобразуются в мотивы дисциплинированного поведения [1-3]. Поэтому формировать дисциплинированность - это в первую очередь развивать у военнослужащих ФСО мотивы дисциплинированного, уставного поведения, поскольку все «внешние воздействия связаны со своим психическим эффектом опосредованно через личность», преломляются через «внутренние условия человека» [4].

Каждое воздействие офицера в процессе дисциплинирована подчиненных активизирует их смысловую работу. Подчиненный оценивает предъявленные к нему требования, сравнивает данное требование со своими представлениями о дисциплинированном поведении и определяет свое отношение к данному требованию и оценивает его значение. Эта оценка воином объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах придает требованиям командира личностный смысл. Так формируется мотив дисциплинированного поведения военнослужащего Федеральной службы охраны. С.Л. Рубинштейн писал, что «мотив как осознание побуждения для определенного действия собственно и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится и осознает цель, которая перед ним встает: из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия» [4].

Формирование мотива дисциплинированного поведения - это усиление побуждения следовать модели поведения, заложенной в Общевоинских уставах. Более того, как указывал С.Л. Рубинштейн, это «формирование у человека таких внутренних устремлений, отвечающих не букве, а духу моральных требований общества, из которых в порядке внутренней закономерности вытекало бы

моральное поведение» [5]. Но так как эта модель не воспроизводит поведение во всех его деталях, а отражает лишь наиболее существенные черты, военнослужащий сам создает для себя мысленную модель поведения. Эта модель субъективна: она соответствует реальным условиям, в которых проходит его работа, а также ранее сформировавшимся у него представлениям.

Системообразующим компонентом дисциплинированности является мотив [1, 6, 7]. Уставное поведение может быть детерминировано мотивами, различными по их зрелости. Эти мотивы можно свести в 4 группы. На основании такой группировки можно вывести четыре типа дисциплинированности.

I. Истинная, или сознательная дисциплинированность. Она определяется социально значимыми мотивами: нравственными ценностями долга, ответственности, стремлением реализовать свои знания на практике и внести свой вклад в повышение боеготовности своей войсковой части и др. На основе зрелой мотивации военнослужащий оценивает требования и приказы командиров как общественно необходимые и личностно значимые. При таком принятии уставных требований мотивы дисциплинированного поведения все более усиливаются и обретают смыслообразующую функцию. Истинная дисциплинированность является целью деятельности командира. A.C. Макаренко подчеркивал, что «дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности» [8].

II. Конформная (подражательная) дисциплинированность характерна для курсантов, которые еще не осознали своего отношения к требованиям и при организации своего поведения ориентируются на сослуживцев и командиров, подражая им. Чаще всего такое поведение наблюдается у молодых воинов, которые еще не осознали своих мотивов поступления на военную службу. Их поведение неустойчиво и подвержено влиянию социально-психологических факторов. У одних курсантов дисциплинированное поведение сложилось на основе конформных реакций, у

других - на основе усвоения операциональных элементов дисциплинированности других воинов.

III. Прагматическая дисциплинированность определяется стремлением военнослужащего добиться определенных льгот, преимуществ и расположения к себе руководящего звена. Исследования показывают, что прагматическая дисциплинированность развивается у военнослужащих при неоправданной демонстрации руководителем преимуществ дисциплинированного поведения, необоснованном применении им поощрений и мер моральной стимуляции.

IV. Критическая дисциплинированность детерминируется мотивами, которые побуждают курсанта к дисциплинированному поведению из-за боязни наказаний или других негативных последствий за невыполнение уставных требований. Причиной такой мотивации является непонимание им общественной необходимости уставного поведения и его смысла для развития профессионально важных качеств. Установлено, что эта мотивация является самой неэффективной, затрудняющей формирование дисциплинированности у военнослужащих ФСО. Критическая дисциплинированность может быть вызвана их личностными качествами и особенностями стиля работы командного состава. Часто такая дисциплинированность формируется при стремлении командира предупредить любое нарушение дисциплины демонстрацией негативных последствий за возможное нарушение.

Уставы, приказы предстают перед курсантом исключительно как орудия принуждения из-за необоснованного переноса акцента на карательный аспект. При таком подходе уставные требования сотрудником не принимаются или оцениваются неправильно. Воин вынужден постоянно мотиви-

ровать свое поведение: если он уверен, что данное нарушение принесет ему больше вреда, чем выгоды, то он соблюдает требования уставов. Но страх перед наказанием, как правило, не сдерживает его от проступка, если взыскание не наносит серьезного ущерба его психологическому статусу; он уяснил систему реальных отношений в коллективе и понял, что взыскание будет объявлено начальником, обладающим меньшей дисциплинарной властью; если проступок совершается для завоевания «ложного» авторитета; и др.

Нами установлены 4 этапа службы, связанные с развитием дисциплинированности у курсантов училища.

1 этап - прохождение профессионального психологического отбора и всех необходимых процедур, прохождение курса начальной военной подготовки (вступительные экзамены и поступление в училище).

2 этап - социально-психологическая адаптация к содержанию учебы и службы, требованиям Общевоинских уставов, к личности непосредственного начальника (первые 4-6 месяцев учебы).

3 этап - этап развития профессиональной и персональной идентичности. На этом этапе начинается активная смысловая работа сознания, психологическая защита ослабевает и курсант включается в процесс социализации. Это наиболее ответственный период развития дисциплинированности.

4 этап - этап формирования сознательной дисциплинированности. В это время происходит построение такой иерархии индивидуальных ценностей, которая соответствует профессиональным и в то же время собственным представлениям воина об идеалах, целях и способах их достижения. Формирование профессиональной и персональной идентичности завершается (3-й курс).

Таблица 1

Динамика развития дисциплинированности по этапам службы у курсантов (Ы = 100)

Тип дисциплинированности Динамика по этапам (в %) Нарушений дисциплины (в ср.) Отношения (баллы от 1 до 7)

I этап II этап III этап IV этап к командирам к обязанностям к профессии

I. Истинная 42 46 60 65 1,6 5,0 5,82 6,45

II. Конформная 18 24 13 10 4,8 4,97 5,12 6,18

III. Прагматическая 22 14 15 15 4,4 4,47 5,21 5,98

IV. Критическая 18 16 12 10 5,1 4,34 5,06 5,53

В табл. 1 приведены данные о динамике типов дисциплинированности по этапам службы, отношению к своим командирам, уставным требованиям и к своей профессии. Как видно из таблицы, имеет место устойчивый рост количества курсантов, чье поведение детерминировано социально зрелой мотивацией. Это свидетельствует об эффективной работе командного состава по дисцип-линированию военнослужащих ФСО.

На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы.

1. Дисциплинированность военнослужащих Федеральной службы охраны - это личностное качество, основанное на социально значимых гуманистических ценностях, навыках и привычках выполнения положений уставов и приказов начальников, состоящее в осознанном отношении к своим обязанностям, понимании их общественного значения и личностного смысла, устойчивой позитивной установке к своим руководителям и их требованиям. Дисциплинированность придает служебной деятельности военнослужащих Федеральной службы охраны устойчивый и организованный характер.

2. Главным направлением формирования дисциплинированности у военнослужащих Федеральной службы охраны является развитие служебно-профессиональной Я-концепции по показателям идентичности, субъектности и адекватности Я-образа в воинской профессии. Это достигается содержательным воздействием на ценностно-смысловую сферу

сознания, а также стимулированием привычек уставного поведения.

3. В формировании дисциплинированности необходимо учитывать этапы развития ценностно-смысловых и поведенческих основ: исходный этап при поступлении на службу, прохождении профессионально-

психологического отбора; этап социальнопсихологической адаптации к социальнопсихологическим условиям службы, требованиям руководства и содержанию служебной деятельности; этап развития профессиональной и персональной идентичности и этап сознательной дисциплинированности.

1. Утлик Э.П. Психология воинской дисциплины. М., 1996.

2. Стрижов Е.Ю. Формированию дисциплинированности у курсантов - высокую эффективность. Вып. 1, 2. Тамбов, 1986.

3. Стрижов Е.Ю. Психология укрепления служебной дисциплины в органах внутренних дел. М., 1998.

4. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. С. 226.

5. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 138.

6. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: в 2 т. М., 1983.Т. 2.

7. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М., 1984. С. 8.

8. Макаренко A.C. Соч. М., 1957. С. 362.

Поступила в редакцию 25.04.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.