1. Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. СПб., 2003. С. 59.
2. Данченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1989. С. 64,71.
3. Егоров А.Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддик-тологии // Наркология и аддиктология: сб. науч. тр. / под ред.
В. Д. Менделевича. Казань, 2004. С. 80-88.
4. Blanco C, Moreyra P., Nunes E.V., Saiz-Ruiz J., Ibanez A. Pathological gambling: addiction or compulsion? // Semin. Clin. Ne-uropsychiatry. 2001. V. 6. № 3. P. 167-176.
5. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д, 1998. С. 16.
Поступила в редакцию 2.09.2008 г.
Pereverzeva A.A. Getting over ambivalent affect as a condition of interrupting the gambling addiction among teenagers. According to the theoretical analysis and empirical research, the ambivalent attitude to the game is the causal mechanism of development of gambling addiction in adolescence. The specific factors dependences on the addiction growth in the awkward age are the wish to compensate loses, passion, behavior disorder. The comparative analysis of experiment group and control group revel the characteristical deformation in the process of selfregulation breach of adolescent gamblers.
Key words: ambivalent attitude, gambling addiction, self-regulation.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ В ХОДЕ ПЕРЕГОВОРОВ
М.В. Коваль, А.И. Донцов
В статье раскрывается рефлексивная сущность переговоров. Даны типы рефлексии, особенности проявления рефлексивного механизма в переговорном процессе. Приводятся экспериментальные данные.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивный механизм, типы рефлексии, переговорный процесс.
Успешность переговоров во многом зависит от способности участников адекватно оценивать себя, свои возможности, т. е. от того, в какой степени человек способен к рефлексии всех значимых аспектов обсуждаемой проблемы (В.Г. Аникина, И.В. Байер. Р.Н. Васютин и др.) [1-3].
Переговорная деятельность рефлексивна по своему содержанию, что требует осмысления значения и роли рефлексии в переговорном процессе.
Предметом специального психологического рассмотрения рефлексия впервые становится в фундаментальных исследованиях, проводившихся на рубеже 60-70-х гг. XX в.
Н.Г. Алексеевым, В.В. Давыдовым, И.Н. Семеновым, В.И. Слободчиковым, Г.П. Щедро-вицким и др. [4-7].
В начале 1980-х гг. было создано две модели рефлексивного механизма. Согласно первой модели, рефлексия трактуется как деятельность по установлению отношений между связями объектов, которая осуществ-
ляется путем рефлексивного выхода с целью преодоления возникающих в ней разрывов и остановок и состоит из пяти этапов: остановка, фиксация, объективация, отчуждение, символизация. При таком понимании механизма рефлексии возможности человека ограничены, т. к. решение проблемы происходит репродуктивным путем комбинации уже имеющихся средств и знаний, а сама модель абстрагирована от личностно-смысловой обусловленности рефлексивного процесса.
В другой модели рефлексия понимается как переосмысление в проблемно-конфликтной ситуации целостным «Я» содержаний своего сознания, где личностно-смысловая обусловленность становится центральной. Проблемно-конфликтная ситуация - это такая ситуация в жизнедеятельности субъекта, когда для решения задачи недостаточно имеющихся и репродуктивно воспроизводимых средств (проблемность), что сопровождается переживанием противоречия между формами поведения субъекта как личности в
ситуации и теми требованиями, которые к нему данная ситуация предъявляет (конфликтность). Личностно-смысловой механизм описывается как последовательная смена типов осуществления «Я»: репродуктивного, регрессивного, прогрессивного и продуктивного. В рамках этой модели процесс рефлексии включает пять этапов: репродукция стереотипов, регрессия переживания, кульминация вдохновения, прогрессия самосознания, продукция инновации.
Анализ современных исследований, посвященных изучению роли рефлексии, показывает, что этот процесс исследуется в четырех основных аспектах: коммуникативном, кооперативном, личностном, интеллектуальном. При этом первые два аспекта выделяются в исследовании коллективных форм деятельности и опосредующих их процессах общения, другие два - в индивидуальных формах проявления мышления и сознания. Эта акцентировка позволяет, с одной стороны, различить коллективную и индивидуальную форму осуществления рефлексии, а с другой - указать области психологии и пограничных с ней наук, в которых преимущественно изучается тот или иной аспект рефлексии.
Для изучения нашей проблемы важным является исследование рефлексии в рамках социально-психологического направления. В нем рефлексия рассматривается как важная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется А.А. Бодалевым как специфическое качество взаимопознания и взаимопонимания, что является важным условием продуктивных переговоров [8]. При этом в качестве объекта рефлексии выступает не сам познающий человек, а явления сознания окружающих его людей, и рефлексия определяется как один из механизмов постижения «чужого» сознания (наряду с эмпатией); познание человеком явлений чужого сознания и их моделирование в собственном сознании.
В последние годы особое внимание исследователей обращено на интеллектуальный аспект изучения рефлексии, который, в первую очередь, связан с изучением теоретического, творческого мышления. Ориентированные в этом направлении работы явно преобладают в общем объеме публикаций, от-
ражающих разработку проблематики рефлексии в психологии.
В рамках данного подхода исследование рефлексии осуществляется в ходе решения проблемных задач, а само понятие трактуется как осознание субъектом средств, способов или оснований выбранных действий. Этим подчеркивается конструктивная функция рефлексии.
Рефлексия активного включения участников в переговорную ситуацию выявляет индивидуальный запас идей и предложений, рационально-личностное сопротивление
инициативам и проектам, обоснованность аргументов и контрпредложений. Особое место в рефлексии активного включения в переговоры занимает осознание личной ответственности, индивидуального вклада и предпринятых усилий для достижения успеха переговоров. Это означает, что рефлексия активности носит выраженную критическую направленность на себя и другую сторону переговорного процесса.
И.Н. Семеновым в рамках его научной школы была представлена развернутая психологическая концепция рефлексии, понимаемой как форма активного осмысления и переосмысления человеком тех или иных содержаний индивидуального сознания, деятельности, общения, что позволило системно трактовать рефлексию и экспериментально исследовать ее отдельные аспекты как взаимообусловленные типы рефлексии (интеллектуальный, коммуникативный, кооперативный, личностный). Данные типы нашли свое выражение и в переговорном процессе.
Однако для нас наибольший интерес представляет т. н. регулятивный тип рефлексии, связанный с осознанием и переосмыслением стереотипов планирования и организации собственной деятельности. Благодаря данному типу рефлексии определены и включены в контекст рефлексивно-психологического аппарата понятия: актуальное и потенциальное поля рефлексии, понимаемые как те или иные компоненты деятельности субъекта, относительно которых происходит (или не происходит) разворачивание рефлексивных процессов; зона ближайшей рефлексии - компонент деятельности, относительно которого разворачивание целостного рефлексивного процесса не произошло, но имеется активизация такого его аспекта, как усиление критич-
ности; рефлексивно-инновационный потенциал - сочетание способности к целостному переосмыслению профессионального опыта и деятельности и высокого уровня готовности к творчеству. Выявлено, что существует взаимосвязь между культивированием различных типов рефлексии и рефлексивно-инновационного потенциала личности - развитие различных типов рефлексии (коммуникативной, кооперативной, личностной, регулятивной) ведет к повышению уровня готовности личности к профессиональному творчеству и появлению инноваций (И.В. Байер, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, И.А. Савенкова).
Особенностью проявления рефлексии в ходе переговоров является формирование у участников такого состояния, при котором они не только осознают этот процесс, но осознают себя осознающим (И.Н. Семенов). Эта особенность рефлексии помогает участникам переговорного процесса:
- учиться видеть себя со стороны (ра-зотождествляться с собой, имитируя, как утверждает М. Бахтин, позицию «вненаходи-мости», т. е. уметь взглянуть на себя глазами «другого») [9];
- описывать свои действия, состояния, предварительно различая их, учиться видеть себя по-новому с точки зрения полученного рефлексивного опыта;
- уметь реконструировать контекст рефлексии;
- развивать свой духовный мир и свой творческий потенциал;
- генерировать новые идеи, знания, помогающие решать задачи и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации в переговорах;
- способствовать становлению и самооценке себя как профессионала, умеющего вести переговоры, и тем самым продвигаться на более высокий уровень овладения переговорной технологией.
Данные, полученные нами в ходе тренинга по формированию навыков ведения эффективных переговоров, подтверждают вышеизложенное. На заключительном этапе тренинга были получены результаты, позволяющие проследить позитивную динамику изменений у участников. Приведем некоторые из них. В исследовании использовался метод экспертных оценок. Так, участникам тренинга предлагалось решение задач, на-
правленных на положительный исход переговоров.
Результаты решения задач оценивали 3 эксперта по 10-балльной шкале. При оценке успешности решения эффективности данных задач тренинга экспертами учитывался: уровень профессиональных знаний; способность к анализу ситуации; осуществление профессиональной рефлексии; использование интуиции; проведение мониторинга ситуации.
Были получены следующие данные: более высокие результаты по параметрам анализа ситуации (рост с 2 до 8), рефлексивных процессов (с 2 до 7) и профессиональных знаний (с 4 до 9). Отметим, что уровень знаний участника тренинга достигал средних показателей, что было обусловлено предыдущим опытом профессионального образования. Наиболее существенным представлялся рост средних показателей по параметру мониторинга, который начал свое движение вверх, начиная с низшего уровня, т. е. 1, и поднявшись до показателя выше среднего (5). Это свидетельствовало о заметной эффективности проведенной работы.
Анализ полученных экспертных оценок позволил сделать следующие выводы. Тренинговые занятия оказались эффективными для развития профессиональных знаний ведения переговоров (рост почти в 2 раза); аналитических способностей (рост в 4 раза); рефлексии (рост в 2 раза); мониторинга ситуации (рост в 5 раз).
Эксперты обратили внимание на то, что при решении прогностических задач участники тренинга начинали больше обращаться к профессиональным знаниям, цитировать аналитические данные, приводить примеры из собственного опыта. Эти фрагменты высказываний участников регистрировались экспертами, и полученный материал позволял делать вывод о росте показателей по данному параметру.
Аналогично анализировалась работа участников тренинга по параметру способности к анализу ситуации в ходе переговоров. Анализ ситуации проявлялся, прежде всего, в том, что участники начинали «расщеплять» предложенную ситуацию на ее компоненты. Такое разложение ситуации на составляющие лежало в основе анализа ситуации и повышало эффективность рефлексивной деятельности.
Эксперты также обращали внимание на процессы профессиональной рефлексии, т. е. создание целостного ментального образа ситуации с целью ее познания, переосмысления и преобразования. Этот показатель выявлялся с помощью «аналитического рассуждения».
Профессиональная интуиция была еще одним параметром, по которому эксперты судили об эффективности предложенного тренинга. Результаты показали, что по данному параметру наблюдался наименьший рост и показатели остались на прежнем уровне. Эксперты даже предположили, что если бы тренинговая работа была продолжена, то, возможно, значимость индикатора профессиональной интуиции пошла бы вниз. Такой вывод хорошо согласовывался с общей идеей тренинга о том, что рефлексия и прогноз есть функция, прежде всего, высокого уровня ведения переговоров.
Таким образом, переговорная деятельность рефлексивна по своей сути, и для эффективного проведения переговоров необходимо проявление ряда качеств, которые могут быть успешно развиты в ходе специально организованной тренинговой работы. Тренинг доказал свою эффективность и может быть со всей необходимостью использован в работе со специалистами в сфере ведения переговоров для повышения их рефлексивности, прогностической способности, коммуникативности.
1. Аникина. В.Г. Экзистенциальная рефлексия личности в проблемно-конфликтных ситуациях: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2000.
2. Байер И.В., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивно-акмеологическая оценка каче-
ства обучения государственных служащих в процессе рефлексивно-инновационого образования II Квалиметрия человека и образования: методология и практика национальной системы оценки качества образования. М., 1995.
3. Васютин Р.Н. Психолого-педагогические аспекты оптимизации профессионального роста в группе в условиях рефлексивного видеотренинга: автореф. дис. ... канд. псих. наук. Сочи, 2000.
4. Алексеев Н. Г. Способность к рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры специалиста. Новосибирск, 1994. С. 31-56.
5. Давыдов В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии II Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. С. 43-49.
6. Слободчиков В.И. Рефлексия как принцип существования индивидуального сознания II Экспериментальные исследования по проблемам общей. Социальной и дифференциальной психологии. М., 1979. С. 140-149.
7. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы II Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М., 1975.
8. Бодалев А.А. О понимании акме II Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995.
С. 21-36.
9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
Поступила в редакцию 9.09.2008 г.
Koval M.V., Dontsov A.I. Psychological particularities of reflection manifestation in the course of negotiations. In the article the reflexive essence of negotiations is revealed. There are given types of reflexive, particularities of reflexive mechanism manifestation in the process of negotiations. The experimental data are presented.
Key words: reflection, reflexive mechanism, types of reflection, the process of negotiations.