the Republic of Kazakhstan. The factors of parents-children relations deformation in the families of Aktobe region of the Republic of Kazakhstan form conditions for social misadaptation and makes difficult the opportune formation of social competence skills of growing generations. The process of forming the social competence skills of senior preschool children from problem families is effective when using the developing model, including three
directions of activity with children, parents and teachers. The model full of playing elements provides and enriches the educating function of a family and parents-children relations in the period of preparing preschool children for the new social part.
Key word: preschool child, social competence, par-ents-children relations.
ПРЕОДОЛЕНИЕ АМБИВАЛЕНТНОСТИ ИГРОВОГО ПЕРЕЖИВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПРЕРЫВАНИЯ ИГРОВОЙ АДДИКЦИИ У ПОДРОСТКОВ
А.А. Переверзева
На основе теоретического анализа и эмпирического исследования амбивалентная установка по отношению к азартной игре рассматривается как пусковой механизм развития гемблинг аддикции у подростков. Выявлены специфические факторы, поддерживающие развитие игромании в подростковом возрасте: отыгрывание, азарт, подражание. В результате проведенного сравнительного анализа контрольной и экспериментальной группы выявлены характерные особенности нарушения саморегуляции у зависимых подростков.
Ключевые слова: амбивалентная установка, игровая аддикция, саморегуляция.
В последнее время в научных кругах широко обсуждается способность личности к преодолению деформаций своего развития. Наиболее остро данная проблема проявляется в период интенсивного личностного развития в подростковом и юношеском возрасте на фоне процесса самоопределения и самореализации. Исходя из вышесказанного. представляет интерес исследование проблемы преодоления подросткового гемблинга, поскольку, прогрессируя, гемблинг аддикция приводит к деформации личности: рушатся социальные связи, множатся долги, развиваются психические заболевания, появляются мысли о суициде.
Трудность исследования заключается в том, что на данном этапе развития науки проблема остается малоизученной. Ученые не скрывают, что причины психологической зависимости от азартных игр изучены недостаточно, поэтому зачастую игроки, пройдя курс лечения, вновь начинают играть и срываются.
Проведенный нами анализ психологических исследований, посвященных данной проблеме [1-4], привел к выводу о том, что патологически зависимый игрок находиться в состоянии константного внутриличностно-го конфликта: с одной стороны, он испыты-
вает непреодолимое влечение к азартным играм, возбуждение, радость от выигрышей, с другой - осуждение близкого окружения, разочарование в результате проигрышей, чувство вины и т. д. Эти противоречия находят свое выражение в амбивалентности установок по отношению к игре. Внутренние противоречия потенциально обладают как созидательной, так и разрушительной силой, все зависит от умения справляться с ними. Конструктивно преодоленное противоречие -один из механизмов гармонизации личностного развития. Для того чтобы это произошло, необходимо иметь адекватную самооценку и оценку сложности существующих проблем, что требует наличия рефлексивных навыков, а также обладания навыками управления эмоциями. Как показал анализ литературы, патологические игроки обладают неадекватной самооценкой, а также не умеют эффективно справляться со своими негативными переживаниями [1]. При этом длительно неразрешимое психологическое противоречие в своем развитии проходит три стадии: сначала нарушается психологическое равновесия внутреннего мира личности, затем противоречия приводят к осложнению, затруднению основных видов деятельности, проекции психологического дискомфорта на
учебу, общение с окружающими, возникновению внутриличностного конфликта, на последней стадии человек не способен выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится противоречие (жизненный кризис) [2]. Отметим, что динамика возникновения описанных осложнений соответствует проблемам, появляющимся у гембле-ров в процессе развития патологической зависимости от азартных игр [3, 4]. Это дало основание предположить, что преодоление амбивалентности является механизмом избавления от пагубного влечения.
Само понятие амбивалентности было предложено в начале ХХ в. швейцарским психиатром Э. Блейлером. Амбивалентность (от греч. ашрЫ - вокруг, около, с обеих сторон, двойственное + лат. уа1епйа - сила) -двойственное, противоречивое отношение субъекта к объекту, характеризующееся одновременной направленностью на один и тот же объект противоположных импульсов. Со времени введения этого термина в научный обиход Блейлером термин приобрел более широкое значение. Амбивалентность чувств, в широком смысле, - сложные противоречивые отношения к явлению, появляющиеся у человека в связи с многообразием его потребностей и в связи с многогранностью самих явлений окружающей действительности, которые одновременно привлекают к себе и вместе с тем отпугивают, вообще вызывают положительные и отрицательные чувства [5].
Следует подчеркнуть, что термином «амбивалентность» определяются не просто смешанные чувства и побуждения, а противоречивые, которые испытываются не попеременно, а практически одновременно: волевая амбивалентность проявляется в одновременном желании играть и стремлении преодолеть это желание. Интеллектуальная амбивалентность означает одновременное возникновение и сосуществование мыслей противоположного характера: понимание неспособности проконтролировать свой импульс в фазе воздержания и «иллюзия контроля» над поведением в фазе вытеснения желания играть. Аффективная амбивалентность означает, что субъект одновременно и любит и ненавидит объект адикции [5] .
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что игровая деятельность может стать источником развития
игромании в подростковом возрасте, если в ходе занятия ею подросток претерпевает амбивалентные чувства «выигрыша-проигрыша» и на процесс игры оказывают влияние такие факторы, как азарт, отыгрывание, молодежная субкультура. Базу исследования составили 113 человек в возрасте от 9 до 47 лет, из них 67 испытуемых мужского пола, 46 -женского. В процессе эмпирического исследования были использованы модифицированный метод репертуарных решеток, анкета и тест на зависимость. Репертуарную решетку, разработанную Н.А. Коваль и В.П. Миль-рудом, предлагалось заполнить школьным психологам в процессе индивидуального общения с учащимися, которые должны были оценить 9 суждений («я хочу обогатиться», «я должен играть», «я беру деньги в долг», «хочу быть как все», «у меня много свободного времени», «мне нравится азарт», «я подражаю другим», «у меня есть надежда выиграть», «хочу вернуть проигранное») при помощи слов: «хорошо - плохо», «полезно -вредно», «приятно - опасно». При выборе положительного значения в соответствующей клетке проставлялась +1. При выборе отрицательного значения -1. Затем оцененные таким образом суждения объединялись в группы по максимально похожим оценкам. Давалась как индивидуальная интерпретация этих групповых суждений, так и общая для обследованных учащихся. Например, если «я хочу обогатиться» и «я должен играть» получали одинаковые или похожие оценки, делался вывод о том, что школьник охотно соглашается играть под влиянием собственного желания обогатиться.
Помимо этого были использованы такой социально-психологический метод исследования, как несистематическое наблюдение, которое позволило создать обобщенную картину поведения игроков. Статистическая обработка производилась при помощи программы SPSS for Windows, был произведен факторный и корреляционный анализ, а также анализ средних значений.
Согласно данным, полученным по результатам анкетирования, среди зависимых подростков 25 % играют по примеру друзей, 20 % отметили, что, даже если не получают выигрыш, игра приносит им удовольствие, 50 % играют из-за денег, 40 % хотят избавиться от привычки играть. При этом лишь
5 % осознают, что им необходима помощь психолога в борьбе с пристрастием. Говоря о деструктивных последствиях увлечения игрой отметим, что у 20 % игроков были неприятности дома из-за игры, 10 % стоят на учете в милиции, 35 % приходится добывать деньги специально для игры.
Таким образом, результаты анкетирования показали, что субкультура, стремление обогатиться легким путем являются условиями, способствующими принятию решения подростком участвовать в азартных играх. Такие признаки зависимости, как удовлетворение непосредственно от процесса игры, желание избавиться от вредной привычки, проблемы в семье, с правоохранительными органами, необходимость добывать деньги для игры свидетельствуют о том, что 20 % респондентов находятся на стадии интенсивного гемблинга, 10 % - проблемного. Этим подросткам необходима квалифицированная помощь специалистов, поскольку имеет место такая степень развития зависимости, при которой избавление собственными силами невозможно, а попытки выдерживать длительную борьбу со своей зависимостью, соблюдая полное воздержание, не принесут ожидаемых результатов.
Статистическая обработка данных при помощи программы 8Р88 позволила выявить следующие факторы, являющиеся доминантными в формировании подростковой зависимости.
1. Отыгрывание. Этот фактор включил в себя желание вернуть проигранное, надежду обогатиться за счет игры в автоматы и наличие свободного времени.
Вышеизложенные данные подтверждаются значениями, полученными в результате корреляционного анализа. Так, надежда выиграть имеет сильную положительную связь с желанием обогатиться (г = +0,95), вернуть проигранное (г = +0,94) и наличием свободного времени (г = +0,986).
Надежда на выигрыш, везение отражает инфантильную установку, которая освобождает от взрослой необходимости принятия решения. Отметим, что легкий способ заработать поддерживается положительным отношением в семье к азартным играм. Согласно данным анкеты, 80 % родителей знают о том, что их дети играют в автоматы.
Лишь у 20 % игроков были проблемы в семье из-за игры.
Вера в выигрышный день и представление о том, что возможно вернуть долги только с помощью игры, являются типичными тактическими ошибками мышления для зависимых от азартных игр.
Положительная корреляция надежды выиграть и наличия большого количества свободного времени свидетельствует о том, что помимо инфантильного желания реализации своих стремлений (в данном случае желания стать богатым) ситуацию отягощает отсутствие альтернативного проведения досуга у гемблеров.
Сравнительный анализ результатов исследования показал, что в отличие от игроков в группе неиграющих подростков обогащение не является ценностью. Отношение к азартным играм по мере взросления становиться более критичным. Так, если в возрасте 9-11 лет, 53 % отметили, что у них есть надежда выиграть деньги играя в автоматы, то к 14-15 годам подростки выражают резко отрицательную оценку азартных игр, о чем свидетельствует смещение гистограммы влево. Это подтверждается и низкими средними значениями по суждениям «хочу обогатиться» (хср = -1,0), «есть надежда выиграть» (хср = -0,5), «нравиться азарт» (хср = -2,38).
В группе играющих тенденция, выражающаяся в повышении критичности к игре по мере взросления не выявлена. Для них характерна амбивалентность установок по отношению к азартным играм: с одной стороны, отрицательное отношение к самому факту игры в автоматы, с другой стороны, стремление обогатиться и надежда на выигрыш. Так, результаты исследования показали, что в экспериментальной группе наряду с высокими средними значениями оценок следующих суждений: «хочу обогатиться»
(хср = 1), «много свободного времни»
(хср = 1,9), «есть надежда выиграть» (хср = 4), «хочу вернуть проигранное» (хср = 3), соседствуют отрицательные оценки утверждений «я должен играть» (хср = -1,9), «я беру деньги в долг» (хср = -2,2), «мне нравится азарт» (хср = -1), «я подражаю другим» (хср = -1). Амбивалентная установка порождает внутриличностный конфликт, который способствует поддержанию и развитию зависимости.
Таким образом, в отличие от неиграющих зависимые подростки не смогли преодолеть инфантильные надежды на везение и выигрыш, а сам факт игры порождает у них внутриличностный конфликт. Следовательно, зависимость можно рассматривать как тормоз на пути развития личности подростка.
2. Азарт. 80 % игроков отметили, что сам процесс игры приносит им удовольствие. Гедонистический оттенок игры говорит о начальной стадии развития аддикции.
Азарт является мощным стимулятором, который продуцирует состояние возбуждения. Интересно, что в группе неиграющих, согласно данным анкеты, 75 % не получают никакого удовольствия от игры в автоматы. Это наталкивает на предположение о том, что группа зависимых подростков по своим психофизиологическим особенностям отличается от неиграющих, что повлияло на выбор объекта зависимости.
3. Подражание. Зависимое поведение яв-
ляется для подростков проявлением групповой динамики. На фоне выраженной тенденции группирования игра выступает в роли «пропуска» в подростковую субкультуру. Сам факт участия в азартных играх выполняет следующие жизненно важные для подростка функции: поддерживает ощущение
взрослости и освобождения от родителей, формирует чувство принадлежности к группе и среду неформального общения, помогает регулировать эмоциональное состояние. Согласно данными анкеты у 60 % зависимых подростков наблюдаются низкие показатели успеваемости (против 34 % у неиграющих), что является препятствием удовлетворению потребности в самоутверждении социально одобряемым путем. Помимо достижения такой значимой цели, как обогащение, игра становиться возможностью самоутвердиться, т. к. участие в ней не требует ни физических и интеллектуальных сил, ни знаний, ни творческой фантазии, а также получить психологическую разрядку.
Таким образом, у подростков имеются свои особенности гемблинг-зависимости. Наше исследование показало, что они играют практически в те же игры, что и взрослые. Это свидетельствует о том, что среди социальных детерминант, способствующих возникновению подросткового гемблинга, важную роль играют положительное отношение
к игре в семье, участие в играх родителей, знакомых, переоценка значения материальных ценностей, фиксированное внимание на финансовых возможностях, убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег.
В подростковом возрасте идет формирование и совершенствование личностных образований, включенных в систему саморегуляции: ценностно-смысловой сферы, активности и рефлексии. Благодаря их развитию обеспечивается ускоренное социальное развитие подростка, гармонизация его личности. Амбивалентность установки на игру, превалирование материальных ценностей над духовными, сужение круга интересов всей системы общественных отношений к одному увлечению - азартной игре - указывают на неразвитость рефлексивных навыков, интеллектуальной и трудовой форм активности, искажение процесса формирования ценностно-смысловых ориентаций, что ведет к торможению и деформации личности.
Таким образом, в ходе проведенного нами эмпирического исследования были выявлены три фактора, являющиеся доминантными в формировании подростковой зависимости: отыгрывание, азарт и подражание. Выяснилось, что зависимый гемблер постоянно испытывает амбивалентные эмоции по отношению к азартным играм. Это делает невозможным выполнение жизненно важных функций, наступает жизненный кризис. Нарушение саморегуляции порождается искаженными ценностными ориентациями, что у гемблеров проявляется в отношении к деньгам как самостоятельной ценности, а также стремлением заработать их легким путем. Искажение ценностно-смысловой сферы приводит к неадекватной активности. Потеря ценностного характера высших потребностей
и, как следствие, их неудовлетворение требует извращенных компенсаций. Деформация активности проявляется в беспредметной деятельности - азартной игре, которая, по сути, является уходом от решения проблем. Неразвитые навыки рефлексии ослабляют контроль за правильностью выбранных форм и видов активности. Поэтому преодоление деформаций и гармонизация личности зависимых должны быть направлены на работу с этими структурными элементами саморегуляции.
1. Зайцев В.В., Шайдулина А.Ф. Как избавиться от пристрастия к азартным играм. СПб., 2003. С. 59.
2. Данченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. Киев, 1989. С. 64,71.
3. Егоров А.Ю. К вопросу о новых теоретических аспектах аддик-тологии // Наркология и аддиктология: сб. науч. тр. / под ред. В. Д. Менделевича. Казань, 2004. С. 80-88.
4. Blanco C, Moreyra P., Nunes E.V., Saiz-Ruiz J., Ibanez A. Pathological gambling: addiction or compulsion? // Semin. Clin. Ne-uropsychiatry. 2001. V. 6. № 3. P. 167-176.
5. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д, 1998. С. 16.
Поступила в редакцию 2.09.2008 г.
Pereverzeva A.A. Getting over ambivalent affect as a condition of interrupting the gambling addiction among teenagers. According to the theoretical analysis and empirical research, the ambivalent attitude to the game is the causal mechanism of development of gambling addiction in adolescence. The specific factors dependences on the addiction growth in the awkward age are the wish to compensate loses, passion, behavior disorder. The comparative analysis of experiment group and control group revel the characteristical deformation in the process of selfregulation breach of adolescent gamblers.
Key words: ambivalent attitude, gambling addiction, self-regulation.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕФЛЕКСИИ В ХОДЕ ПЕРЕГОВОРОВ
М.В. Коваль, А.И. Донцов
В статье раскрывается рефлексивная сущность переговоров. Даны типы рефлексии, особенности проявления рефлексивного механизма в переговорном процессе. Приводятся экспериментальные данные.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивный механизм, типы рефлексии, переговорный процесс.
Успешность переговоров во многом зависит от способности участников адекватно оценивать себя, свои возможности, т. е. от того, в какой степени человек способен к рефлексии всех значимых аспектов обсуждаемой проблемы (В.Г. Аникина, И.В. Байер. Р.Н. Васютин и др.) [1-3].
Переговорная деятельность рефлексивна по своему содержанию, что требует осмысления значения и роли рефлексии в переговорном процессе.
Предметом специального психологического рассмотрения рефлексия впервые становится в фундаментальных исследованиях, проводившихся на рубеже 60-70-х гг. XX в. Н.Г. Алексеевым, В.В. Давыдовым, И.Н. Семеновым, В.И. Слободчиковым, Г.П. Щедро-вицким и др. [4-7].
В начале 1980-х гг. было создано две модели рефлексивного механизма. Согласно первой модели, рефлексия трактуется как деятельность по установлению отношений между связями объектов, которая осуществ-
ляется путем рефлексивного выхода с целью преодоления возникающих в ней разрывов и остановок и состоит из пяти этапов: остановка, фиксация, объективация, отчуждение, символизация. При таком понимании механизма рефлексии возможности человека ограничены, т. к. решение проблемы происходит репродуктивным путем комбинации уже имеющихся средств и знаний, а сама модель абстрагирована от личностно-смысловой обусловленности рефлексивного процесса.
В другой модели рефлексия понимается как переосмысление в проблемно-конфликтной ситуации целостным «Я» содержаний своего сознания, где личностно-смысловая обусловленность становится центральной. Проблемно-конфликтная ситуация - это такая ситуация в жизнедеятельности субъекта, когда для решения задачи недостаточно имеющихся и репродуктивно воспроизводимых средств (проблемность), что сопровождается переживанием противоречия между формами поведения субъекта как личности в