В процессе интеркультурной деятельности происходит ориентация на формирование личности с глобальным мышлением во всей многогранной полноте интеллектуального, культурного, психологического и социального развития. Повышение уровня сформированности опыта интеркультурной деятельности должно основываться на формировании иного типа интеллекта, мышления, отношения к быстро меняющимся информационным реалиям.
Таким образом, в условиях культуросамообразовательной среды вуза в процессе интеркультурной деятельности студентов
Библиографический список
происходит взаимовлияние и взаимопроникновение культур. Такая аккультурация членов социумов соединяет и осмысливает в своем сознании разные культуры, ориентированные на другого и предрасположенные к диалогу с ним. Культурные и социальные ценности здесь служат мощным средством критического осмысления, рефлексии интеркультурной деятельности. Языковая и лингвострановедческая компетенции представляют ценность в обогащении опыта интеркультурной деятельности, своей собственной культуры в целом: культуры общения, речи, умственного труда.
1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Москва: АЗЬ, 1994.
2. Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании. Педагогика. 2000; 7: 36 - 41.
3. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред. Психологический журнал. 2000; 4: 79 - 88.
4. Иорданский Н.Н. Организмы, виды и эволюция. Москва: Либриком, 2011.
5. Выготский Л.С. Психология. Москва: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 2000.
6. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 томах. Москва: Педагогика, 1980.
7. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: монография. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.
8. Краевский В.В. Моделирование в педагогических исследованиях. Введение в научные исследования по педагогике: учебное пособие. Под редакцией В.И. Журавлева. Москва: Просвещение, 1988: 107 - 122.
9. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. Москва: Логос, 1999.
10. Skinner B.F. The Technology of Teaching. New York, Appleton. Century Crofts. 1968.
11. Миняева Н.М. Актуализация ресурса самообразовательной деятельности студента. Диссертация ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2011.
12. Соколова Л.Б. Научно-педагогическое исследование: инновационные процессы. Научно-методологические материалы для подготовки аспирантов, магистров, соискателей. Москва: Издательский центр «Эксмо», 2011.
13. Швырев, В.С. О деятельностном подходе к истолкованию «феномена человека». Вопросы философии. 2001; 2. Москва: Институт философии РАН, «Наука»: 31 - 36.
14. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. Москва: Экономика, 1991.
15. Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. Москва: Школа-пресс, 1995.
16. Соколова Л.Б. Культурологическое содержание педагогической деятельности: монография. Саратов, 2007.
17. Миняева Н.М. Концепция актуализации ресурса самообразовательной деятельности студента: монография. Москва: «Дом педагогики», 2010.
18. Кулагина С.Г. Поликультурное образование личности и интеркультурная коммуникация. Вестник ОГУ. 1999; 3: 38 - 41.
References
1. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar'russkogo yazyka. Moskva: AZ'', 1994.
2. Manujlov Yu.S. Sredovyj podhod v vospitanii. Pedagogika. 2000; 7: 36 - 41.
3. Yasvin V.A. Psihologicheskoe modelirovanie obrazovatel'nyh sred. Psihologicheskij zhurnal. 2000; 4: 79 - 88.
4. lordanskij N.N. Organizmy, vidy i'evolyuciya. Moskva: Librikom, 2011.
5. Vygotskij L.S. Psihologiya. Moskva: Aprel' press: 'EKSMO-press, 2000.
6. Shackij S.T. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya: v 2 tomah. Moskva: Pedagogika, 1980.
7. Bondarevskaya E.V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya: monografiya. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Rostovskogo pedagogicheskogo universiteta, 2000.
8. Kraevskij V.V. Modelirovanie v pedagogicheskih issledovaniyah. Vvedenie vnauchnye issledovaniya po pedagogike: uchebnoe posobie. Pod redakciej V.I. Zhuravleva. Moskva: Prosveschenie, 1988: 107 - 122.
9. Serikov V.V. Obrazovanie ilichnost'. Teoriya ipraktika proektirovaniya pedagogicheskih sistem. Moskva: Logos, 1999.
10. Skinner B.F. The Technology of Teaching. New York, Appleton. Century Crofts. 1968.
11. Minyaeva N.M. Aktualizaciya resursa samoobrazovatel'nojdeyatel'nostistudenta. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2011.
12. Sokolova L.B. Nauchno-pedagogicheskoe issledovanie: innovacionnye processy. Nauchno-metodologicheskie materialy dlya podgotovki aspirantov, magistrov, soiskatelej. Moskva: Izdatel'skij centr «'Eksmo», 2011.
13. Shvyrev, V.S. O deyatel'nostnom podhode k istolkovaniyu «fenomena cheloveka». Voprosyfilosofii. 2001; 2. Moskva: Institut filosofii RAN, «Nauka»: 31 - 36.
14. Anisimov O.S. Metodologicheskaya kul'tura pedagogicheskoj deyatel'nosti i myshleniya. Moskva: 'Ekonomika, 1991.
15. Slobodchikov V.I. Osnovy psihologicheskoj antropologii. Psihologiya cheloveka: vvedenie v psihologiyu sub'ektivnosti: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. Moskva: Shkola-press, 1995.
16. Sokolova L.B. Kul'turologicheskoe soderzhanie pedagogicheskoj deyatel'nosti: monografiya. Saratov, 2007.
17. Minyaeva N.M. Koncepciya aktualizacii resursa samoobrazovatel'noj deyatel'nosti studenta: monografiya. Moskva: «Dom pedagogiki», 2010.
18. Kulagina S.G. Polikul'turnoe obrazovanie lichnosti i interkul'turnaya kommunikaciya. Vestnik OGU. 1999; 3: 38 - 41.
Статья поступила в редакцию 20.11.15
УДК 37.013.42
Kolesnikova L.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Vladimir State University n.a.N.G. and A.G. Stoletovs
(Vladimir City, Russia), E-mail: [email protected]
ON THE QUESTION OF A NEGATIVE IMPACT ON ADOLESCENTS INVOLVED IN MODERN INTERNET GAMBLING. The
author carries out her own study, based on research of Britain and Canadian scientists, and analyzes the prevalence, availability of online gambling in the Internet for adolescents, the changing social attitude towards gambling, and the technological advances in the sphere of gambling enterprise, which causes harm to teens in Russia. The author emphasizes that many Internet sites are attractive for youngsters because of their visual aspects. The pursuit for hedonism and existential vacuum of virtual reality are the most common reasons for gambling of teens. The emergence of such websites, which serve the young people, is shown to be a big social problem. The author calls for researchers, health professionals, and parents to be informed about emerging media risk factors for gambling of adolescents and consider preventive methods to the problem of gambling.
Key words: gambling, adolescents, online gambling, Internet gambling, risk factors, gambling simulation, online video games, in-game currency.
Л.И. Колесникова, канд. пед. наук, доц. Владимирского государственного университета им. Н.Г. и А.Г. Столетовых,
г. Владимир, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫЕ АЗАРТНЫЕ ИГРЫ В СЕТИ ИНТЕРНЕТА
Автор, опираясь на исследования учёных Великобритании и Канады, анализирует распространённость, доступность азартных игр в сети Интернета для подростков, меняющееся отношение социума к гемблингу, к технологическим достижениям в области азартно-игрового предприятия и нанесении ими вреда несовершеннолетним в России.
В работе подчёркивается, что многие Интернет-сайты имеют привлекательные для молодёжи визуальные аспекты. Стремление к гедонизму, экзистенциальному вакууму виртуальной реальности - наиболее частые причины азартно игрового поведения подростков. Настораживает тот факт, что новые гемблинговые сайты целенаправленно обслуживают подростков и молодёжь. Автор призывает учёных-педагогов, психологов, врачей и родителей быть информированными о появлении в СМИ фактора риска, связанного с азартно игровым поведением молодых игроков, и продумать превентивные подходы к гемблингу подростков.
Ключевые слова: азартные игры, подростки, игры в сети, Интернет-гемблинг, факторы риска, имитационные азартные игры, сетевые видео игры, внутриигровая валюта.
Азартные игры, которые раньше считались преимущественно развлечением для взрослых, стали весьма популярным времяпрепровождением среди подростков во всём мире, и в России - не исключение.
Всемирное распространение гемблинга (азартные игры на деньги) [1], его доступность, разнообразие и изменение отношения к нему социума сделало его чрезвычайно популярным в подростковой среде. Международные исследования наглядно указывают на распространённость азартных игр среди подростков, которые являются уязвимой социальной группой, сталкиваясь с проблемами, возникающими в процессе азартных игр.
Раньше гемблинг ассоциировался с грехом и пороком, теперь он принимается обществом как одна из общепринятых форм развлечения. Интернет доставил гемблинг непосредственно каждому домой, в школу или в офис на рабочее место. Возможность азартных игр существует в изобилии и является легкодоступной как для взрослых, так и для детей, молодёжи.
В последнее время довольно тревожной проблемой, связанной с гемблингом среди молодёжи, стало увеличение числа игроманов по всему миру. В связи с быстрым ростом гемблинго-вых технологий и экспансией гемблинговой индустрии, азартные игры становятся на сегодняшний день более доступными, чем ранее. Так как Интернет-гемблинг является довольно новым явлением, он остаётся потенциалом для будущих проблем среди молодёжи, особенно среди подрастающего поколения, которое воспитывалось на видеоиграх, компьютерах и Интернете.
В гемблинговой индустрии постоянно появляются новые технологические достижения, такие включения, как сетевой гем-блинг, самые современные терминалы, электронные игровые автоматы, видео лотереи, интерактивные тематические игры, телефонные пари [2]. Интернет-гемблинг, в частности, позволяет игрокам участвовать в играх типа «Казино» конфиденциально у себя дома. Интернет-гемблинг оказался очень выгодным рынком на сегодняшний день. Распространение гемблинга в соцсетях провоцирует появление новых проблем для молодых людей. В то время как другие источники гемблинга строго регулируются законом и запрещены для подростков, Интернет предоставляет широкий доступ к нелегальной деятельности. Исследователи подчёркивают, что многие Интернет-сайты имеют привлекательные для молодёжи визуальные аспекты. Причины, которые вовлекают молодёжь в гемблинговую активность, это - развлечение, уход от скуки, возбуждение и возможность выиграть деньги [3]. Поэтому Интернет стал популярной формой развлечения и проведения досуга молодых людей. Многие вебсайты, предназначенные для взрослых, предлагают бесплатные игры и открыты любому, кто имеет доступ к компьютеру. Также появляются сайты, целенаправленно обслуживающие непосредственно подростков и молодёжь, которые проводят в эпоху электронных видеоигр и компьютеров на подобных сайтах значительную часть своей жизни. Такие сайты предлагают массу игр, включая ставки на спорт, Блек Джек, рулетку, игровые автоматы, покер и другие игры виртуального казино, идентичные играм в казино в реальной жизни. Исследователи предполагают, что с появлением таких сайтов различия между играми и азартными играми становятся более размытыми. Для того чтобы увеличить свои будущие доходы, сетевая гемблинговая индустрия предлагает на игровых сайтах вознаграждения в форме жетонов-подарков, определённое количество которых игроки могут обменять на приз. Каждый
игрок начинает с определённого количества бесплатных жетонов, и каждая игра предполагает начальную ставку и выплаты, если игрок успешен. Принимая во внимание эти факты, можно сделать вывод: молодые люди, регулярно играющие на бесплатных сайтах-тренажёрах, являются потенциальными клиентами игорного бизнеса, т. е. взращиваются будущие игроки-гемблеры. Интернет-казино имеет программы вознаграждения за преданность, которые также могут привлекать молодёжь. Например, одни сайты предлагают бонусы с высоким первоначальным взносом, другие гарантируют бонусы до 20 долларов в месяц возвращающимся к ним игрокам. Часто игрок, который приводит друга, награждается бонусами до 50 долларов. Некоторые сайты имеют программу «страховки держащего пари», предусматривающую возврат 10% от потерь в сетевой игре [4].
Казино-игры перемежаются с другими более безобидными играми, часто используется яркая графика и реальные звуки, узнаваемые образы из знаменитых фильмов, мультфильмов, что способствует красочному восприятию азартной игры. Например, реклама он-лайн казино «Вулкан» гласит: «Скучаете по старым и добрым автоматам? Любите лёгкие деньги?». Казино предлагает: «Лицензионные автоматы от мартышки до лягушки! Бонусы выпадают каждую минуту, и выигрышам нет предела!». «Вы найдёте денежные бонусы, баллы в подарок, ежедневные выплаты, У1Р-лотереи, У1Р-турниры, ценные подарки, вывод средств без комиссии» [5].
Многие игры вовлекают большое количество игроков с тем, чтобы они могли соревноваться друг с другом в сети. Даже играющий на таких сайтах без денег находит Интернет-гемблинг привлекательным, волнующим и захватывающим.
Офшорные игровые сайты остаются господствующими и нерегулируемыми законом в пространстве Интернета. Практически все несовершеннолетние, которые заняты постоянной навигацией в Интернете, сталкиваются с всплывающей рекламой, подстрекающей игроков зайти на азартно-игровые сайты для взрослых. На сегодняшний день недостаточно известно о количестве молодых людей, которые пользуются этими сайтами не только в России, но и за рубежом.
Новые международные эмпирические исследования показывают, что современные подростки имеют доступ к азартным играм благодаря цифровым устройствам, таким как персональные компьютеры, лэптопы, смартфоны и другие портативные приборы [6].
Результаты трёх исследований, выполненных для национальной комиссии по лотереям в Великобритании, показали, что дети и подростки делают ставки в сети. Последнее исследование в 2011 г. показало, что 2% подростков 11 - 16 лет играют в лотереи в сети и 2% детей делают ставки на спортивные игры, в казино, играют в покер, в бинго в сети. Эти данные означают, что первый азартно-игровой опыт у некоторых детей и подростков может быть приобретён виртуально через Интернет, мобильный телефон или интерактивное телевидение ранее, чем в реальной действительности в казино, развлекательных галереях или букмекерских офисах [7].
По мере распространения гемблинга в Интернете возникает широкий диапазон подобия азартных игр на смартфонах, в соцсетях и видеоиграх. Появилась возможность делать ставки, не затрачивая реальных денег, как на коммерческих сайтах, так и в соцсетях. Эти бесплатные игры - симуляторы азартных игр
дают возможность молодым людям получать практический навык, становиться более осведомлёнными в азартных играх без затрат реальных денег [8]. Несмотря на распространение немонетарных имитаторов азартных игр, существует очень мало исследований, и им уделяется недостаточно внимания со стороны политиков [9].
Современные имитационные видеоигры имеют характерные признаки азартно-игровой активности и могут быть классифицированы по трём категориям.
Первая категория - стандартная азартно-игровая симуляция. Цифровая имитационная интерактивная гемблинговая активность - это структура, идентичная стандартному формату гемблинговой активности, таким как Блэк Джек или рулетка. Например, Texas Hold'em (TikGames) - видеоигра 2002 г. является стандартной гемблинговой симуляцией покера. В такой покер играют с компьютерным (виртуальным) игроком он-лайн с использованием виртуальных кредитов. Видеоигра Red Dead Redemption, наоборот, представляет собой казино в виртуальном мире, что позволяет игрокам делать ставки, используя игровые кредиты.
Вторая категория - нестандартная азартно-игровая симуляция. Интерактивная азартно-игровая активность включает в себя намеренное пари на неопределенный результат, содержащее внутригровую валюту. Например, видеоигра Fable II Pub Games состоит из трёх игр в стиле казино, рулетки и игровых автоматов заведомо с низкими ставками. Игроки зарабатывают очки и опыт. Игрокам предоставляются турниры, даётся возможность выигрывать «золотые монеты», конкурируя с оппонентом, которым управляет компьютер. Игроки могут делать ставки виртуальными золотыми монетами на случайный результат, т. е. выбирать рисунки на картах, делать выбросы кубиков (костей), вращать колесо и т. д., для того, чтобы выиграть наибольшее количество виртуального золота, а также других вещей и призов. Внешне такие игры не являются азартно-игровыми, но внутри контекста такие видеоигры имеют материал, относящийся в полной мере к гемблингу.
Третья категория - сетевые видеоигры с косвенным внедрением элементов гемблинга. Сетевые видеоигры могут также демонстрировать возможности гемблинга. Например, такие сетевые игры, как EVE Online и World of Warcraft, содержат управляемую игроком азартную игровую деятельность с использованием внутри игровой валюты. Такие игры обычно поддерживаются сетевыми сайтами, которые сопровождают подобные игры. Например, ставки помещаются вне игры, но выигрыши и проигрыши имеют место быть в игровом пространстве. Азартная игровая активность включает спортивные ставки, т. е. ставки на результат дуэли или сражения по сети
Библиографический список
игроков, продажу лотерейных билетов как шанс на получение выигрыша в виде внутри игровой валюты и призов, что делает их ценными для игрового сообщества. Игрокам предоставляется возможность обменять реальные деньги на внутриигро-вую валюту для быстрого продвижения в игре. Возможность обмена валюты внутри игры или других компонентов (виртуальных вещей, имущества) с другими игроками на реальные деньги делает эту активность косвенно относящейся к азартно игровой [10].
Современные видеоигры обеспечивают реальные возможности имитации гемблинга. Опираясь на последние аналитические данные, проведенные в 2010 г., британские учёные пришли к выводу, что молодые люди, вовлеченные в видеоигры, имитирующие гемблинг, находятся в зоне риска, так как эти симулято-ры включают в себя:
- большую осведомлённость и принятие гемблинга как обычного нормального развлечения;
- развитие гемблинговых стратегий и возможность практиковать эти стратегии без реальных денег;
- развитие позитивной мысли о гемблинге, веру в большой по сумме выигрыш;
- демонстрацию побед и большой суммы выигрыша, включая, бонусы и Джек-пот;
- формирование ложных ожиданий и чувство долговременной прибыльности от гемблинга.
Несмотря на то, что реальные деньги не задействованы в имитационном гемблинге, игроки мотивируются не финансовыми причинами их вовлеченности в азарт, а тем, что такого рода игры обеспечивают им возбуждение, освобождение от скуки. Для них это возможность справиться с проблемами, такие игры являются средством социального взаимодействия. Имитационные гем-блинговые видеоигры нужны им не только для финансовых, но и для психологических, физиологических и социальных наград [11].
Имитационные азартные видеоигры несут в себе риск для молодых тем, что в них соединяется навык и быстрота реакции действия, что присуще настоящему гемблингу. Сочетание навыка и веры в выигрыш формируют ложную установку игрока на то, что он контролирует игру. Например, молодые игроки могут полагать, что имея определённую практику, они смогут преодолеть сложные задачи игры [12].
На сегодняшний день молодёжный гемблинг представляет серьёзную социальную проблему, следовательно, эта тема остаётся важной для исследователей, медицинских работников и родителей, которые должны быть информированы о появлении в СМИ факторов риска и о том, какие негативные последствия оказывают проблемные азартные видеоигры.
1. Апресян Ю.Д., Медникова Э.М., Петрова А.В. Новый большой англо-русский словарь: в 3 томах. Москва: Русский язык, 2001.
2. Griffiths M.D. & Parke J. Adolescent gambling on the Internet: A review. International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2010; 22: 59 - 75.
3. Volberg R., Gupta R., Griffiths M.D., et.al. An international perspective on youth gambling prevalence studies. International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2010; 22: 3 - 38.
4. Castronova E. Synthetic world: the business and culture of online games. Chicago: The University of Chicago Press, 2005.
5. Available at: https://vulcan-club-online.com/
6. Griffiths M.D. Gaming in social networking sites: A growing concern? World Online Gaming Law Report. 2010; 9(5): 12 - 13.
7. Ipsos MORI. Underage Gambling in England and Wales: A research study among 11-16 year olds on behalf of the National Lottery Commission. London: National Lottery Commission, 2010.
8. King D.L., Delfabbro P.H., & Griffiths M.D. The convergence of gambling and digital media: Implications for gambling in young people. Journal of gambling Studies. 2010; 26: 175 - 187.
9. Volberg R.,Gupta R., Griffiths M.D., et.al. An international perspective on youth gambling prevalence studies. International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2010; 22: 3 - 38.
10. King D.L., Delfabbro P.H.,& Griffiths M.D. The convergence of gambling and digital media: Implications for gambling in young people. Journal of gambling Studies. 2010; 26: 175 - 187.
11. Griffiths M.D. The psychology of the near miss (revisited): A comment on Delfabbro and Winefield. British Journal of Psychology. 1999; 90: 441 - 445.
12. Volberg R.,Gupta R., Griffiths M.D., et.al. An international perspective on youth gambling prevalence studies. International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2010; 22: 3 - 38.
References
1. Apresyan Yu.D., Mednikova 'E.M., Petrova A.V. Novyjbol'shoj anglo-russkij slovar': v 3 tomah. Moskva: Russkij yazyk, 2001.
2. Griffiths M.D. & Parke J. Adolescent gambling on the Internet: A review. International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2010; 22: 59 - 75.
3. Volberg R., Gupta R., Griffiths M.D., et.al. An international perspective on youth gambling prevalence studies. International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2010; 22: 3 - 38.
4. Castronova E. Synthetic world: the business and culture of online games. Chicago: The University of Chicago Press, 2005.
5. Available at: https://vulcan-club-online.com/
6. Griffiths M.D. Gaming in social networking sites: A growing concern? World Online Gaming Law Report. 2010; 9(5): 12 - 13.
7. Ipsos MORI. Underage Gambling in England and Wales: A research study among 11-16 year olds on behalf of the National Lottery Commission. London: National Lottery Commission, 2010.
8. King D.L., Delfabbro P.H., & Griffiths M.D. The convergence of gambling and digital media: Implications for gambling in young people. Journal of gambling Studies. 2010; 26: 175 - 187.
9. Volberg R.,Gupta R., Griffiths M.D., et.al. An international perspective on youth gambling prevalence studies. International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2010; 22: 3 - 38.
10. King D.L., Delfabbro P.H.,& Griffiths M.D. The convergence of gambling and digital media: Implications for gambling in young people. Journal of gambling Studies. 2010; 26: 175 - 187.
11. Griffiths M.D. The psychology of the near miss (revisited): A comment on Delfabbro and Winefield. British Journal of Psychology. 1999; 90: 441 - 445.
12. Volberg R.,Gupta R., Griffiths M.D., et.al. An international perspective on youth gambling prevalence studies. International Journal of Adolescent Medicine and Health. 2010; 22: 3 - 38.
Статья поступила в редакцию 17.11.15
УДК 372.881.1
Baikalova Ye.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl,
Russia), E-mail: [email protected]
Dongak V.S., Cand. of Sciences (Social Studies), senior lecturer, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl,
Russia), E-mail: [email protected]
Mongush D.Sh., senior teacher, Foreign Languages Department, Tuvan State University (Kyzyl, Russia),
E-mail: [email protected]
COMPARATIVE TYPOLOGY OF PARTS OF SPEECH IN THE ENGLISH AND TUVAN LANGUAGES AND THE ENGLISH LANGUAGE TEACHING METHODS. The article discusses the comparative typology of grammatical categories of the main parts of speech in the English and Tuvan languages in a methodical aspect. Despite the relative closeness of the composition of parts of speech in the two languages, a better look shows significant differences between them. The identification of typological features of grammatical categories of parts of speech in English and Tuvan makes it possible to analyze similar and distinctive features of the grammatical system of the two languages and to help in achieving positive results in learning grammar and morphology of the language being studied.
Key words: comparative typology of grammatical category, parts of speech, teaching methodology, similar and distinctive features, typological features.
Е.Д. Байкалова, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет (Кызыл,
Республика Тува), E-mail: [email protected]
В.С. Донгак, канд. соц. наук, доц. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет, (Кызыл,
Республика Тува), E- mail: [email protected]
Д.Ш. Монгуш, преп. каф. иностранных языков, Тувинский государственный университет (Кызыл, Республика Тува),
E-mail: [email protected]
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В АНГЛИЙСКОМ И ТУВИНСКОМ ЯЗЫКАХ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
В данной статье рассматривается сравнительная типология грамматических категорий основных частей речи английского и тувинского языков в методическом аспекте. Несмотря на относительную близость частей речи по составу в обоих языках, более глубокое знакомство с ними свидетельствует о значительном различии между ними. Выявление типологических особенностей грамматических категорий частей речи английского и тувинского языков дает возможность анализировать сходные и отличительные черты грамматической системы двух языков, помогает достичь положительных результатов в усвоении грамматики и морфологии изучаемого языка.
Ключевые слова и фразы: сравнительная типология, грамматическая категория, части речи, методика обучения, сходные и отличительные черты, типологические особенности.
В условиях полилингвизма сравнительная типология приобретает чрезвычайную актуальность в методике преподавании иностранных языков, особенно в национальных школах. Методика обучения тувинских учащихся грамматической стороне речи должна учитывать специфические особенности двуязычия, в условиях которого происходит формирование тувинско-русско-ан-глийского триязычия; особенности тувинского языка; степень владения русским языком; характер взаимодействия английского, тувинского и русского языков; а также особенности обучения английскому языку в заданных условиях [1, с. 7].
Одной из важных задач типологических исследований является методическая задача. В.Д. Аракин отмечает, что сравнительная типология «даёт возможность разрешить многие общие методические проблемы: 1) проблему диагностировании трудностей фонологического, слогового, морфемного, морфологического и синтаксического уровней, трудностей, трудностей, с которыми учащийся неизбежно столкнется и которые ему придется преодолевать в процессе овладения иностранным языком;
2) проблему отбора необходимого языкового и речевого материала с учетом особенностей структуры обоих языков ...;
3) проблему методического прогнозирования и последующей
разработки эффективной системы методических приемов для более доходчивого объяснения учебного материала; 4) проблему создания научно обоснованной системы учебников практических курсов по иностранным языкам» [2, с. 236].
Проблемы, связанные с методическим применением типологических исследований рассматривают в своих трудах такие учёные, как А.А. Реформатский, И.А. Бодуэн де Кутене, Е.Д. Поливанов, В.Д. Аракин, В.Г. Гак, Б.А. Серебрянникова, Л.С. Анохина, Н.Г. Баженова, Э.Ш. Исаев и другие.
Настоящая статья посвящена типологическому изучению основных частей речи английского и тувинского языков для практического применения при изучении английского языка тувинскими учащимся.
В.Г. Гак отмечает, что составление перечня частей речи осложняется тем, что они различаются на основании пересекающихся признаков: способа отображения и характера элементов, которые отражается в значении слов. По способу отображения элементов действительности различаются основные части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия) и дополнительные (междометия, местоимения, служебные слова). Основные части речи обозначают элементы действительности