Научная статья на тему 'Рефлексивно-диалогическое взаимодействие в переговорном процессе как проблема психологической науки'

Рефлексивно-диалогическое взаимодействие в переговорном процессе как проблема психологической науки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
253
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИАЛОГ / РЕФЛЕКСИВНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТИПЫ РЕФЛЕКСИВНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / INTERACTION / DIALOGUE / REFLEXIVE-DIALOGUE INTERACTION / TYPES REFLEXIVE-DIALOGUE OF THE INTERACTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваль М. В.

В статье раскрывается актуальность рефлексивно-диалогического взаимодействия в переговорах. Дается определение рефлексивно-диалогическому взаимодействию. Выводятся его типы и содержательные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reflexive-dialogue interaction in peregovornom process as problem of the psychological science

In article opens urgency reflexive-dialogue of the interaction in negotiations. The determination reflexive-dialogue interaction is Given. His(its) types and profound features are Removed.

Текст научной работы на тему «Рефлексивно-диалогическое взаимодействие в переговорном процессе как проблема психологической науки»

РЕФЛЕКСИВНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПЕРЕГОВОРНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

М.В. Коваль

В статье раскрывается актуальность рефлексивно-диалогического взаимодействия в переговорах. Дается определение рефлексивно-диалогическому взаимодействию. Выводятся его типы и содержательные характеристики.

Ключевые слова: взаимодействие, диалог, рефлексивно-диалогическое взаимодействие, типы рефлексивно-диалогического взаимодействия.

Проблема взаимодействия актуальна во всех сферах знаний. Это обусловлено, в частности, той ролью, которую играет не только объективно развивающееся, но и субъект-но организуемое взаимодействие в наши дни, когда от характера, принципов, уровней организации взаимодействия людей в социуме зависит судьба человека. Также это вызвано теми значимыми преобразованиями, которые произошли в современном обществе и изменили уровневые характеристики его системного развития, открыв новые возможности системной самоорганизации и субъективно решаемых задач управления.

Категория взаимодействия издавна использовалась в изучении различной психологической проблематики. Так, Я.А. Пономарев [1] разработал концептуально-методоло-гическое обоснование необходимости применения категории взаимодействия в изучении законов психического развития и механизмов рефлексии и творчества. В фундаментальных исследованиях его научной школы показана конструктивность принципа взаимодействия на онтологически различных уровнях творчества - от решения задач (типа головоломок «на сообразительность») до интеллектуальной деятельности коллективов. В рамках разработанной И.Н. Семеновым рефлексивной психологии творчества оно также изучалось на различных уровнях - от решения задач на сообразительность и принятия управленческих решений до взаимодействия творческих индивидуальностей ученых и т. д. [2]. В рефлексивно-психологических [3] и рефлексивно-акмеологических исследованиях [4] рассмотрена роль рефлексивно-диало-гического взаимодействия в развитии индивидуальности человека с позиций рефлексивной психологии, рефлексивной акмеоло-гии и рефлексивной педагогики [5].

Особо значимо взаимодействие всегда было в структуре общения. Взаимодействие в общении предполагает вхождение в диалогический процесс. М.М. Бахтин считал, что личность раскрывается только в диалоге. С помощью речи, применения ЯЗЫКОВЫХ средств человек как партнер в диалоге не только понимает сказанное иным партнером, но и влияет на его состояние, которое становится для него самого более значимой причиной сказанного [6].

Рефлексивно-диалогическое взаимодействие личности с ее социальным окружением представляет собой одну из базовых психологических категорий, значение которой выходит за пределы исследования собственного диалогического процесса и вовлеченную в него рефлексию. Эта категория важна для познания законов формирования, развития и функционирования психики, интеллекта, взаимного познания, индивидуальности, творчества, принятия решения, межличностных отношений, диад, групп и коллективов. Иными словами, рефлексивно-диалогическое взаимодействие личности с ее социальным окружением представляет собой универсальную категорию, обладающую объясняющей силой в широком круге психологической проблематики (Я.А. Пономарев).

Переговорный процесс всегда бывает обусловлен индивидуальным самовыражением, диалогическим взаимодействием, взаимным познанием, интеллектуально-креативной активностью и активным включением в переговорную ситуацию его участников [4; 7]. В этих условиях достигается решение, к которому стремятся участники переговорного процесса. Из названных характеристик к ключевым можно отнести диалог, рефлексию и взаимодействие. Иными словами, рефлексивно-диалогическое взаимодействие участ-

ников переговоров составляет психологическую сущность этого процесса.

Индивидуальное самовыражение выявляет неповторимую уникальность личности, периодом становления которой является весь предшествующий опыт с уникально-своеоб-разной серией жизненных ситуаций. Несмотря на все разнообразие возможных обстоятельств, в силу особой интегрирующей способности личности ее индивидуальность всегда системна, где системообразующим фактором выступает экзистенциональный смысл личностного бытия. Тем самым обнаруживается основной метод исследования индивидуально-личностного самовыражения - системный анализ индивидуальных различий. Индивидуальное самовыражение в переговорном процессе существенно дополняется диалогическим взаимодействием участников.

Диалогическое взаимодействие участников переговорного процесса осуществляется в определенном событийном пространстве, где взаимодействие представляет собой единственно возможную форму достижения приемлемой для участников цели. Событийное пространство переговоров делает взаимодействие необходимым, ставя их участников в отношения взаимной зависимости. При этом происходит активный обмен коммуникативными смыслами, оценочными отношениями и личностной идентификацией. В результате диалогического взаимодействия выражаемые коммуникативные смыслы стремятся к единению и унификации, оценочные отношения обретают состояние консенсуса, а личностная идентификация конкретизируется под влиянием взаимной рефлексии.

Взаимное познание в переговорном процессе является существенной психологической функцией рефлексии процесса выработки единых позиций для решения обозначенной проблемы. Характерной особенностью переговоров можно считать рефлексивные отношения, возникающие между участниками переговорного процесса. Подобные отношения можно назвать психологическим «фоном», на котором отчетливо обозначается в виде «фигуры» личностная позиция каждой из сторон. Именно взаимная рефлексия способствует такой трансформации личностной позиции, которая существенно сокращает психологическую дистанцию между ее субъектами. При этом формируется т. н. «рефлек-

сивная поддержка» (Г.И. Давыдова, И.Н. Семенов) друг друга за счет феномена рефлексивной идентификации, т. е. улучшения понимания себя за счет более совершенного процесса взаимопонимания. Взаимное познание выступает в качества важного условия переосмысления содержания переговоров, и это повышает значимость интеллектуально-креативной активности в переговорном процессе [8].

Интеллектуально -креативная активность участников переговоров распространяется на рефлексию новизны принимаемых решений, которая определяет их эффективность. Новизна решения определяется не абсолютным отсутствием прецедентных находок в переговорном процессе, а скорее выработкой такого хода переговоров, который отличается новизной и перспективностью на фоне предшествующих тупиковых циклов. В исследованиях выделяются следующие уровни интеллектуально-креативной активности: адаптивно -стере отипный, нормативно -це ле -вой, креативно-личностный. Рефлексия адаптивно-стереотипного уровня интеллектуально-креативной активности участников переговоров выявляет такие его характерные черты, как частотность, повторяемость, привычность, надежность и предсказуемость в переговорном процессе. Это означает, что рефлексия адактивно-стереотипного уровня интеллектуально-креативной активности участников переговоров есть, прежде всего, рефлексия риска и путей его снижения вплоть до полного исключения угрозы неудачи. В отличие от адаптивно-стереотипного нормативно-целевой уровень предполагает рефлексию достижения поставленной в переговорах цели в условиях применения существующих норм ведения переговоров с точки зрения правового, этического и профессионального регулирования. Этот уровень предполагает рефлексию свободы в выборе переговорных стратегий в рамках дозволенных шагов. Интеллектуально-креативная активность на этом уровне ограничена степенью гибкости принимаемых решений, не выходя за пределы рекомендованного или устоявшегося опыта. Наиболее четко творческое начало в переговорах рефлексируется на креативно-личностном уровне, когда участники в полной мере осознают и реализуют свой личностный потенциал, создавая новые

прецеденты последующей переговорной практики. Это наделяет переговоры наиболее полно выраженной субъектной активностью, когда участники в полной мере используют свой личностный потенциал.

Рефлексия активного включения участников в переговорную ситуацию выявляет индивидуальный запас идей и предложений, рационально-личностное сопротивление инициативам и проектам, обоснованность аргументов и контрпредложений. Особое место в рефлексии активного включения в переговоры занимает осознание личной ответственности, индивидуального вклада и предпринятых усилий для достижения успеха переговоров. Это означает, что рефлексия активности носит выраженную критическую направленность на себя и другую сторону переговорного процесса.

Таким образом, рефлексивно-диалогическое взаимодействие в переговорном процессе представляет собой рефлексию индивидуального самовыражения, диалогического взаимодействия, взаимного познания, интеллектуально-креативной активности и активного включения в переговорную ситуацию его участников со взаимным сближением позиций, совместным принятием решения и достижением цели переговоров в диалоге. Иными словами, рефлексивно-диалогическое взаимодействие в переговорном процессе есть осознание участниками социальноличностного аспекта диалогических отношений между ними в ходе принятия искомого решения.

Рефлексивно-диалогическое взаимодействие рассматривается в психологической науке как метод, обеспечивающий условия для накопления прецедентов развития само-и взаимного познания / анализа в ситуациях переговоров для антиципации, предупреждения и разрешения проблем с потенциальными конфликтами в переговорном процессе. В зависимости от стандартности или новизны ситуации, согласно полученным нами данными, рефлексивно-диалогическое взаимодействие может быть реактивно-адаптивным, стандартно-нормативным и проективно-твор-ческим. Отсюда, выделяются такие типы рефлексивно-диалогического взаимодействия, как реактивный, нормативный и инновационный.

Реактивный тип рефлексивно-диалогического взаимодействия в переговорном процессе предполагает обмен коммуникативными реакциями в ответ на речевые и неречевые действия участников переговоров, которые не требуют соблюдения принятого этикета и не являются инновационными по своей форме / содержанию. Такие реакции являются спонтанными, неспланированными и неконтролируемыми проявлениями личностной индивидуальности представителей обеих сторон, что и становится содержанием рефлексии.

В отличие от реактивного нормативный тип рефлексивно-диалогического взаимодействия в переговорах напрямую связан с соблюдением этических, конвенциональных (общепринятых) и профессиональных норм. Разделяемый участниками переговоров нормативный кодекс служит эталоном взаимодействия участников, с которым они сверяют свои действия. Содержанием рефлексии в данном случае является степень соблюдения нормативного аспекта переговорного процесса, который во многих случаях требует коррекции предпринимаемых шагов, а иногда превращается в самостоятельный предмет переговоров.

Особое место в переговорном процессе занимает инновационный тип рефлексивнодиалогического взаимодействия. Он отличается инновационностью и привносит как новую форму, так и креативное содержание в деятельность участников. Инновационность наблюдается во всех случаях, когда одна или обе стороны отходят от установившихся традиций, корректируют стоящие перед ними цель, предмет и задачи переговоров, пробуют новые подходы, которые ранее не встречались в их практике. Рефлексия в этих случаях бывает направлена на то, чтобы дифференцировать «новое» от «традиционного», оценить пригодность, результативность и перспективность инновационных шагов и создать прецедент для последующей переговорной практики.

Выделенные типы рефлексивно-диалогического взаимодействия в переговорном процессе имеют свои социально-психологические характеристики, которые рассматриваются с учетом таких аспектов, как: установление контакта, взаимное познание, конкретизация цели, идентификация позиций,

зондирование противоречий, поиск совпадений, оценка достижений, формулирование итогов, прогнозирование перспективы.

Таким образом, рефлексивно-диалогическое взаимодействие в условиях переговоров предполагает конструктивное поведение человека, высокую степень ценностной идентичности и личностной включенности в сам переговорный процесс.

1. Пономарев Я.А. О взаимодействии и развитии // Докл. АПН РСФСР. 1959. № 1. С. 73-76.

2. Семенов И.Н. Психология научного творчества Я. А. Пономарева во взаимодействии с российскими учеными // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. М., 2006. С. 597-623.

3. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Я.А. Пономарев, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др. М., 1988.

4. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Личностнорефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психоло-

гического консультирования / под ред. А.А. Бодалева. М., 1987.

5. Аникина В.Г., Коваль Н.А., Семенов. И.Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. Тамбов, 2002.

6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1976.

7. Semenov I.N. Philosophy of Humanization of Education and Reflexiveness of Dialogue // Reflexive Processes and Control. 2002. V. 1. № 1.

8. Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Рефлексивнодиалогическая психотерапия: экзистенциальная модель личности // Мир психологии. 2006. №2. С. 110-117.

Поступила в редакцию 9.08.2008 г.

Koval M.V. Reflexive-dialogue interaction in pere-govomom process as problem of the psychological science. In article opens urgency reflexive-dialogue of the interaction in negotiations. The determination reflexive-dialogue interaction is Given. His(its) types and profound features are Removed.

Key words: interaction, dialogue, reflexive-dialogue interaction, types reflexive-dialogue of the interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.