Научная статья на тему 'Психологические особенности проявления изобретательности в деятельности менеджеров'

Психологические особенности проявления изобретательности в деятельности менеджеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
452
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМНОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ / СТРАТЕГИИ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ / ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ / INGENUITY AS A SYSTEM PERSONALITY PROPERTY / CREATIVE ACTIVITY OF MANAGERS / STRATEGIES FOR ACHIEVING GOALS / PLANNING AND TIME MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акимова А. Р., Волк М. И.

Статья посвящена изучению особенностей проявления у менеджеров изобретательности как личностного свойства, проявляющегося в творческой активности при реализации деятельности. В деятельности менеджеров особое значение приобретает умение определять оптимальные внешние условия для принятия решений и эффективно использовать время. При этом проблема развития личностных черт и мотивов деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют успешному выполнению менеджерских задач, остается недостаточно исследованной. Анализ существующей литературы показал, что до настоящего времени имеются неоднозначные выводы по поводу выделения и взаимодействия личностных и средовых компонентов творческой активности, наиболее значимых в условиях конкретной профессиональной деятельности, а также положительного или отрицательного взаимодействия дефицита времени на оригинальность и продуктивность решения управленческих задач. В эмпирическом исследовании получена специфика взаимосвязей мотивационных, продуктивных, эмоциональных и динамических сторон свойства личности изобретательности с отдельными стратегиями достижения целей и признаками дефицита времени. Представлена содержательная характеристика и практические рекомендации по оптимизации личностных параметров творческой активности у менеджеров с учетом стратегий достижения целей и результатов деятельности в условиях дефицита времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF CREATIVITY MANIFESTATION IN ACTIVITIES OF MANAGERS

The modern economic, political and cultural situation in Russia calls for a new generation of managers, creative in their activities. In this regard we need to develop in them the personal qualities and characteristics which will enable them to achieve personal and professional success in various spheres of life. The article is devoted to studying features of ingenuity manifestation in managers as a systemic property of the personality. The features of creative activity, strategies for achieving goals, planning and time management in managers were analyzed in the article. The correlations of motivational, productive, dynamic and emotional sides of the personality traits of ingenuity, individual strategies of achieving goals and signs of time pressure in solving professional tasks for managers were considered. The practical recommendations developed in the study can significantly optimize the psychological support for managers, concerning the conditions of effective strategies for achieving goals, planning and time management, as the most important factors for their successful professional activity.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности проявления изобретательности в деятельности менеджеров»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ

А.Р. Акимова

Кафедра психологии Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова пр. Ленина, 38, Магнитогорск, Россия, 455000

М.И. Волк

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена изучению особенностей проявления у менеджеров изобретательности как личностного свойства, проявляющегося в творческой активности при реализации деятельности. В деятельности менеджеров особое значение приобретает умение определять оптимальные внешние условия для принятия решений и эффективно использовать время. При этом проблема развития личностных черт и мотивов деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют успешному выполнению менеджерских задач, остается недостаточно исследованной. Анализ существующей литературы показал, что до настоящего времени имеются неоднозначные выводы по поводу выделения и взаимодействия личностных и средовых компонентов творческой активности, наиболее значимых в условиях конкретной профессиональной деятельности, а также положительного или отрицательного взаимодействия дефицита времени на оригинальность и продуктивность решения управленческих задач. В эмпирическом исследовании получена специфика взаимосвязей мотивационных, продуктивных, эмоциональных и динамических сторон свойства личности изобретательности с отдельными стратегиями достижения целей и признаками дефицита времени. Представлена содержательная характеристика и практические рекомендации по оптимизации личностных параметров творческой активности у менеджеров с учетом стратегий достижения целей и результатов деятельности в условиях дефицита времени.

Ключевые слова: изобретательность как системное свойство личности, творческая активность менеджеров, стратегии достижения целей, планирование и управление временем

К современным экономическим, политическим и социальным условиям России можно применить такие характеристики, как динамичность, сложность, неоднозначность, противоречивость. Развитие инновационных технологий и доступность информационного пространства задают высокий уровень конкуренции и ускоряют темп изменений, затрагивающих разнообразные стороны жизнедеятельности [1; 2; 4—7; 9]. С одной стороны, данные особенности расширяют возможности для успешной профессиональной и духовной самореализации, с другой — предъявляют высокие требования к менеджерам, которые должны, в ограниченные сроки принимать самостоятельные решения, разрабатывать и реализовывать нестандартные идеи, преодолевать стереотипы мышления и поведения, изменять тактики, стратегии и алгоритмы решения профессиональных задач [10].

Природа творческой активности трактуется и изучается с различных сторон: как когнитивное свойство, мотивационное образование, личностная черта. Выделение конкретных факторов зависит от того, какой аспект проблемы исследования выходит на первый план: среда, в которой осуществляется творчество, творческий продукт, творческий процесс, творческая личность. При этом в каждой профессии свойственно особое сочетание этих факторов [6].

Специфика деятельности менеджера предполагает нестандартные действия в ситуациях неопределенности, умение находить оригинальные решения организационных и управленческих проблем, проявлять в полной мере качества творчески активной личности: быстроту, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, самообладание, уверенность в себе.

Согласно А.И. Крупнову изобретательность определяется как система устойчивых содержательно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и стремление субъекта находить нестандартные решения проблем и задач в любой сфере жизнедеятельности [3]. Изобретательность проявляется как личностная черта в повседневной жизни: в рекламе, технических новшествах, бытовых ситуациях, бизнесе. Между тем остаются недостаточно исследованными особенности проявления изобретательности во взаимосвязи с эффективными стратегиями целеполагания и управления временем в деятельности менеджеров [8].

На базе Магнитогорского государственного технического университета была сформирована выборка, в которую вошли 70 студентов вечернего и заочного отделения в возрасте от 27 до 45 лет (34 мужчины и 36 женщин), работающих менеджерами среднего и высшего звена в различных сферах торговли и рекламы г. Магнитогорска.

Диагностика соответствующих показателей осуществлялась с помощью методик: «Изобретательность» (А.И. Крупнов), «Креативный потенциал менеджеров» (С.И. Макшанов); «Смысловые базовые установки» (адаптация А.Д. Ишкова и Н.Г. Милорадовой), «Стратегии достижения цели» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов); «Дефицит времени в реализации деятельности» (Н.Е. Водопьянова).

В результате качественного анализа были определены особенности, обусловленные доминированием и преобладанием у менеджеров отдельных признаков изобретательности как свойства личности, показателей общего креативного потенциала, стратегий достижения целей и проявлений дефицита времени в реализации деятельности.

Изобретательность менеджеров характеризуется максимальной выраженностью мотивационных признаков с преобладанием значений эгоцентричности (35,4), доминированием продуктивного признака предметности (37,1) и стенич-ности (36,2), а также преобладанием значений агармонических признаков когнитивного, динамического и регуляторного компонентов: осведомленности (34,1), аэнергичности (27,9) и экстернальности (30,9). По показателям креативного потенциала менеджеров определена средняя выраженность признаков творческого стиля решения проблем (49,4) и средового фактора развития творческого потенциала (46,6).

Следовательно, изобретательность менеджеров побуждается прежде всего стремлением самосовершенствоваться, развивать свои способности, намерением получить от жизни определенные преимущества, возможностью иметь материальное подкрепление. Результативность творческих действий наиболее высоко оценивается менеджерами в развитии творческого отношения к порученному делу, способствует быстрому решению творческих задач, лучшему предвидению конечного результата деятельности. Они чаще испытывают положительные эмоции при удачном выполнении и благоприятном завершении творческих заданий. Между тем в группе доминирует пассивная установка в плане невозможности саморазвития изобретательности как «врожденной», не поддающейся изменению способности, и преобладает неустойчивость проявления данного свойства. Менеджеры предпочитают стандартные пути решения проблем, проявляют изобретательность при наличии признания, соответствующих благоприятных условий, везения или удачи.

При содержательном анализе навыков целеполагания и достижения результатов деятельности в исследуемой группе в большей степени распределены активно-ригидная (38%) и пластично-активная (36%) стратегии достижения целей, для которых характерно повышенное стремление к первенству и активное лоббирование своих интересов, сочетающие в себе должную «пробивную» силу с коммуникативной «дипломатичностью». В меньшей степени представлена пассивная стратегия достижения цели (26%), определяющая признаки осторожности и отказа от первенства. По всей выборке также представлен широкий диапазон базовых смысловых установок с выраженным доминированием средних значений по показателям ответственности за других (6,4) и ответственности за себя (6,1).

Таким образом, менеджеры способны ставить перед собой высокие цели и идти на риск, они выражают адекватную реакцию на критику и одобрение, несут личную ответственность за происходящее и интерпретируют значимые события своей жизни как результат собственной деятельности. Однако наряду с высоким уровнем стремления искать новые способы мышления и решения задач менеджеры в большей степени демонстрируют стандартный подход к решению проблем, поскольку в большинстве случаев полагают, что рабочая среда не поощряет их творческих размышлений и ограничивает реализацию новых идей.

По показателям управления временем у менеджеров обнаружены: наибольший дефицит времени при выполнении контроля промежуточных результатов деятельности (9,0); относительная напряженность от нехватки времени для повышения продуктивности работы коллег или подчиненных (8,8); при постановке (8,7) и планировании (8,6) шагов достижения долгосрочных целей; при аналитической работе, своевременном нахождении нужной информации и обсуждении важных вопросов с коллегами (8,6).

В результате корреляционного анализа выявлено, что мотивационные, продуктивные, эмоциональные и динамические признаки изобретательности у менеджеров вобрали наибольшее количество взаимосвязей с отдельными стратегиями достижения целей и признаками дефицита времени в реализации деятельности.

Повышение выраженности личностно значимых целей изобретательности сопровождается у менеджеров повышением признака зависимости от работы

(г = 0,32;р < 0,01), снижением показателей пассивной стратегии достижения целей (г = —0,24;р < 0,05). Повышение в изобретательности эгоцентрических мотивов сопровождается снижением дефицита времени по контролю результатов деятельности (г = —0,31; р < 0,01). Переменная предметность продуктивного компонента изобретательности отрицательно коррелирует с показателем требовательности к себе (г = —0,28;р < 0,05); признак субъектности напрямую тесно связан с показателем ответственности за других (г = 0,35; р < 0,01). Признак стеничности эмоционального компонента изобретательности положительно связан с выраженностью дефицита времени для аналитики и коммуникаций (г = 0,39; р < 0,001), отрицательно — с показателями зависимости менеджеров от достижений (г = —0,24; р < 0,05), ответственности за окружающих коллег и подчиненных (г = —0,28; р < 0,05). Признак аэргичности динамического компонента напрямую тесно связан с показателем дефицита времени по планированию шагов достижения целей (г = 0,34;р < 0,01).

Таким образом, на основе полученных данных возможно прогнозировать и развивать изобретательность менеджеров с соблюдением условий эффективного целеполагания и управления временем как наиболее важных факторов их успешной деятельности.

Следует уделить внимание оптимальному проявлению и развитию у менеджеров содержательных сторон изобретательности, поскольку установки и мотивы в общественной и личностной сфере могут способствовать повышению активных стратегий достижения целей и стимулировать самоконтроль в достижении результатов деятельности. Повышение продуктивности в предметном решении изобретательских задач может способствовать формированию умеренной требовательности менеджера к себе, способности ставить разумные цели и видеть в ошибках возможность научиться чему-то новому. Стимулирование системы приемов и способов, повышающих частоту и вариативность проявления изобретательности, может оптимизировать самоконтроль менеджеров в последовательной реализации конкретных шагов достижения целей. Следует также обратить внимание, что в профессиональной деятельности менеджера не стоит чрезмерно поощрять эмоциональную сторону изобретательности в полюсе стеничности, поскольку положительный эмоциональный компонент в одном контексте может являться мотивационным фактором, позволяющим выразить эмоциональные особенности субъекта в творчестве, а в другом, как и в данном контексте, может способствовать введению субъекта в состояние радости от процесса творчества, снижая при этом продуктивность и результативность деятельности у менеджеров.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Волк М.И. Особенности проявления общительности и жизнестойкости у студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2012. № 3. С. 98—101.

[2] Иващенко А.В., Мелешко А.В. Теоретические и эмпирические аспекты изучения индивидуально-личностных особенностей самореализации бизнесменов в экономической деятельности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2006. № 1 (3). С. 20—35.

[3] Крупнов А.И., Новикова И.А. История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности // Системные исследования свойств

личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: коллективная монография. М.: РУДН, 2014.

[4] Кудинов С.И., Кудинов С.С. Методологические вопросы самореализации личности // Самореализация личности в межкультурном пространстве: материалы Международной научно-практической конференции. М.: РУДН, 2012. С. 52—56.

[5] Новикова И.А., Замалдинова Г.Н. Уверенность как фактор профессиональной эффективности сотрудников коммерческих организаций // Акмеология. 2015. № 3 (55). С. 131—132.

[6] Цхай И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2000. 22 с.

[7] Шурухина Г.А. Основные направления исследования инициативности в современной психологии // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2013. № 4. С. 23—28.

[8] AkimovaA.R., AhramenkovE.A. Peculiarities ofcreative activity ofstudents — future entrepreneurs // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 1st International Academic Conference, Publishing House "Science and Innovation Center", International Journal ofAdvanced Studies. 2012. P. 281-286.

[9] Mikhailova O.B. The value-motivational structure of the innovativeness of young students // Psychology in Russia: state of the art. 2015. V 8. No 1. P. 112-124.

[10] Volk M.I., Savelieva D.I. Exploring the "flow experience" in studying process // Педагогика и психология — 2015. Сборник материалов международной научной конференции, 1 сессия. Россия. 2015. С. 120-130.

PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF CREATIVITY MANIFESTATION

IN ACTIVITIES OF MANAGERS

A.R. Akimova

Department of Psychology Nosov Magnitogorsk State Technical University Lenin av., 38, Magnitogorsk, Russia, 455000

M.I. Volk

Department of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The modern economic, political and cultural situation in Russia calls for a new generation of managers, creative in their activities. In this regard we need to develop in them the personal qualities and characteristics which will enable them to achieve personal and professional success in various spheres of life. The article is devoted to studying features of ingenuity manifestation in managers as a systemic property of the personality. The features of creative activity, strategies for achieving goals, planning and time management in managers were analyzed in the article. The correlations of motivational, productive, dynamic and emotional sides of the personality traits of ingenuity, individual strategies of achieving goals and signs of time pressure in solving professional tasks for managers were considered. The practical recommendations developed in the study can significantly optimize the psychological support for managers, concerning the conditions of effective strategies for achieving goals, planning and time management, as the most important factors for their successful professional activity.

Key words: ingenuity as a system personality property, creative activity of managers, strategies for achieving goals, planning and time management

BecTHHK PynH, cepua Педагогика u nсихо^огин, 2016, № 1

REFERENCES

[1] Volk M.I. Osobennosti projavlenija obshhitelnosti i zhiznestojkosti u studentov [Specific Features of Manifestation of Sociability and Hardiness in Students]. Vestnik RUDN. Seriya: Psihologija i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics],

2012, no. 3, pp. 98-101.

[2] Ivashchenko A.V., Meleshko A.V Teoreticheskie i empiricheskie aspekty izucheniya individualno-lichnostnykh osobennostey samorealizatsii biznesmenov v ekonomicheskoy deyatelnosti [Theoretical and empirical studying of individually personal peculiarities of self-realization of businessmen in economic activities]. Vestnik RUDN. Seriya: Psihologija i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series Psychology and Pedagogics], 2006, no. 1 (3), pp. 20-35.

[3] Krupnov A.I., Novikova I.A. Istoriya i kontseptualnye osnovy sistemno-funktsionalnogo podkhoda k issledovaniyu svoystv lichnosti [History and conceptual framework of the Systemic-Functional approach to the study of personality traits]. Sistemnye issledovaniya svoystv lichnosti: k 30-letiyu nauchnoy shkoly A.I. Krupnova v RUDN. Kollektivnaya monografiya [Systematic study of the properties of the person: on the 30th anniversary of the A.I. Krupnov scientific school in PFUR. Multi-authors monograph]. Moscow, PFUR publ., 2014, pp. 9-29.

[4] Kudinov S.I., Kudinov S.S. Metodologicheskie voprosy samorealizacii lichnosti [Methodological issues of personality self-realization]. Samorealizacija lichnosti v mezhkul'turnom prostranstve: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Personality self-realization in the intercultural space: Proceedings of the International scientific and practical conference]. Moscow: PFUR Publ., 2012. P. 52-56.

[5] Novikova I.A., Zamaldinova G.N. Uverennost kak faktor professionalnoj effektivnosti sotrudnikov kommercheskikh organizacij [Self-confidence as rrofessional efficiency factor in employees of commercial organizations]. Akmeologija [Akmeology], 2015, no 3 (55), pp. 131-132.

[6] Tskhay I.K. Lichnostnye i kognitivnye aspekty kreativnosti: Avtoref. diss. ... kand. psikhol. nauk [Personal and cognitive aspects of creativity: Abstract of Ph.D. thesis]. Moscow, 2000. 22 p.

[7] Shurukhina G.A. Osnovnye napravleniya issledovaniya initsiativnosti v sovremennoy psikhologii [Main Trends in Research into Initiativity in Psychology]. Vestnik RUDN. Seriya: Psihologija i pedagogika [Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics],

2013, no. 4, pp. 23-28.

[8] Akimova A.R., Ahramenkov E.A. Peculiarities ofcreative activity of students — future entrepreneurs. Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 1st International Academic Conference. Publishing House "Science and Innovation Center", International Journal of Advanced Studies, 2012, pp. 281-286.

[9] Mikhailova O.V. The value-motivational structure of the innovativeness of young students. Psychology in Russia: State of the Art, 2015, vol. 8, no. 1, pp. 112-124.

[10] Volk M.I., Savelieva D.I. Exploring the "flow experience" in studying process. Pedagogika i psikhologiya — 2015: Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, 1 sessiya [Pedagogy and psychology — 2015. Proceedings of the international scientific conference, 1st session. Russia], 2015, pp. 120-130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.