Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
75
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
идентификация / идентичность / личностная идентичность / социальная идентичность / профессиональная идентичность / самосознание / рефлексия / identification / identity / personal identity / social identity / professional identity / self-awareness / reflection

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новикова Елена Владимировна, Хвасько Наталья Сергеевна

В статье рассмотрена проблема идентичности в работах отечественных и зарубежных учѐных, проанализировано понятие «профессиональная идентичность», еѐ особенности, содержание, условия формирования. Представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей профессиональной идентичности студентов-психологов на разных этапах обучения в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Новикова Елена Владимировна, Хвасько Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS’ PROFESSIONAL IDENTITY AT DIFFERENT STAGES IN HIGHER EDUCATION

The problem of identity in the works of domestic and foreign scientists are considered in the article. The concept of “professional identity”, its features, content, conditions of formation were analyzed. The results of an empirical study of the psychological characteristics of students-psychologists‟ professional identity at different stages in higher education are presented.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

7. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования / С.И. Сабельникова // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009 г. - №1. - С. 42-54.

8. Семаго Н.Я. Система обучения и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование / Н.Я. Семаго // Приложение к журналу «Стремление к Инклюзивной Жизни». - №3. - 2009. - С. 12.

Новикова Елена Владимировна

кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

Хвасько Наталья Сергеевна

преподаватель кафедры психологии ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 159.923.2

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ

ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS-PSYCHOLOGISTS' PROFESSIONAL IDENTITY AT DIFFERENT STAGES

IN HIGHER EDUCATION

В статье рассмотрена проблема идентичности в работах отечественных и зарубежных учёных, проанализировано понятие «профессиональная идентичность», её особенности, содержание, условия формирования. Представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей профессиональной идентичности студентов-психологов на разных этапах обучения в высшей школе.

Ключевые слова: идентификация, идентичность, личностная идентичность, социальная идентичность, профессиональная идентичность, самосознание, рефлексия.

The problem of identity in the works of domestic and foreign scientists are considered in the article. The concept of "professional identity", its features, content, conditions offormation were analyzed. The results of an empirical study of the psychological characteristics of students-psychologists ' professional identity at different stages in higher education are presented.

Key words: identification, identity, personal identity, social identity, professional identity, self-awareness, reflection.

Рассматривая проблему идентичности в аспекте сознания и самосознания, можно говорить о том, что истоки её изучения восходят своими корнями еще к

философской мудрости античных философов (Сократ, Платон). Основополагающее место в науке изучение этого вопроса заняло в эпоху Нового времени (Р. Декарт, Дж. Локк и др.). В XX веке проблема идентичности поднималась в работах учёных различных психологических школ (психоанализ, гуманистическая, экзистенциальная, когнитивная психология и др.). Учёные на протяжении веков создавали отдельные теории идентичности. Однако полностью психологическая сущность вопроса остается до сих пор не раскрытой. Несмотря на обширность научных работ и широту использования понятия «идентичности» в психологии, социологии, философии и других науках, все же отмечается неоднозначность его интерпретации. Единого мнения в вопросах точного определения, структуры и содержания данного феномена так и не достигнуто. Вопрос же профессиональной идентичности находится на начальной стадии разработки. Соответственно, в психологии стоит насущная задача - осмысление понятия «профессиональная идентичность», раскрытие её структуры, функций, путей её достижения.

Требования современной системы образования ориентируют будущих специалистов на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность. Важное место в процессе профессионального становления будущего специалиста занимает профессиональная идентичность. Формирование профессиональной идентичности студентов в период обучения в высшей школе является насущной задачей профессионального становления специалиста. Л.Б. Шнейдер подчеркивает, что уже на этом этапе возможно формирование позитивной профессиональной идентичности специалиста.

Проблема влияния учебной среды на становление профессиональной идентичности, возникновение и проявление её особенностей мало изучена в современной науке. Требуют изучения социально-психологические особенности профессиональной идентичности студентов на различных этапах профессионального становления в высшей школе.

Вышесказанное обусловливает актуальность заявленной нами темы научного исследования.

Рассматривая понятие «идентификация» обратимся к этимологии слова. С английского языка «identical» переводится как: 1) тождественный; 2) тот же самый (об одном и том же предмете); «identification» переводится как: 1) отождествление; 2) узнавание, опознание [4].

Введение в научный оборот понятия «идентичность» часто связывают с именем Эрика Эриксона. Однако в своих исследованиях процесса идентичности учёный опирался на работы В. Джеймса, Ч. Кули, Дж. Мида и З. Фрейда. Э. Эриксон определил идентичность как внутреннюю

непрерывность и тождественность личности, как важнейшую характеристику её целостности и зрелости, как интеграцию переживаний человеком своей неразрывной связи, отождествления себя с определенными социальными группами. Идентичность, подчёркивает учёный, определяет систему ценностей, идеалы, жизненные планы, социальную роль индивида, его потребности и способы их реализации [3; 4].

Зарубежные учёные Б. Шефер и Б. Шледер, анализируя понятие «идентичность», рассматривают его в аспекте духовной и идейной идентичности основных свойств групповой жизни. В работах А. Ватермана акцентируется ценностно-волевой аспект развития идентичности [4].

Анализ работ отечественных психологов (Л.Б. Шнейдер, Ю.П. Поваренков, А.А. Шатохин, Ю.А. Кумырина, У.С. Родыгина, К.А. Альбухова-Славская и др.) показывает, что идентичность рассматривается в качестве результата личностного соотнесения себя с большими социальными группами (религиозными, этнокультурными, профессиональными и другими).

Таким образом, в самом широком смысле идентичность можно представить как отождествление индивидом себя с другим человеком или группой людей в той или иной степени. Идентичность выступает компонентом самосознания и является выражением внутренних процессов и внешнего контекста (социальной среды). Механизмом идентичности является рефлексия. Реализуется идентичность в «образе-Я» личности. Идентификация - понятие многомерное, включающее в себя социальные роли и статусы, систему ценностей, идеалов, жизненных планов, потребности и способ их реализации. Основными функциями идентичности являются адаптивная (оберегает целостность и индивидуальность опыта человека) и организующая (организация жизненного опыта в индивидуальное «Я») [1; 4; 5].

В современной мировой психологической науке выделяют два вида идентичности: личностная (персональная) и социальная. Вопрос соотношения этих двух понятий очень неоднозначен. С одной стороны, они различны, с другой же - личностная идентичность сопровождает представления человека о групповой принадлежности и в этом смысле является необходимым элементом социальной идентичности.

Личностная идентичность конструируется в формальных проявлениях психолого-феноменологического комплекса: общение, опыт и роли, порождающие идентичность, а также речь, как средство ее выражения. Отсюда следует, что идентичность не дана от рождения, ее нужно достигать. Личностная идентичность как интегративная структура включает в себя восприятие себя «Я о себе». Следствием чего выступает абстрагирование

личности от себя, способности видеть себя со стороны, а затем она опирается на этот образ как на реальность.

Благодаря работе ряда учёных, исследующих проблему идентичности, стало возможным выделить феномен профессиональной идентичности в качестве самостоятельного психологического понятия, вытекающего из содержания и логики теоретического и экспериментального исследования идентичности. Профессиональную идентичность можно определить как результат процессов профессионального самоопределения, персонализации и самоорганизации, которая способна проявляться в сознании представителей определенной профессии и профессионального сообщества, это определенная степень отождествления себя с Делом и Другими. Профессиональная идентичность включает в себя профессиональные знания, умения, навыки, интересы, этические нормы и пр. Субъективным фактором профессионального самоопределения является представление о выбранной профессии [1; 4; 5].

Проблема профессионализма и профессионального самоопределения представлена в ряде работ отечественных учёных (Е.А. Климова, Н.С. Пряжникова, А.К. Марковой, К.А. Абульхановой-Славской,

Н.Ф. Талызиной, А.А. Реана, А.Ф. Бондаренко и др.). Одной из наиболее разработанных концепций профессиональной идентичности является концепция Л.Б. Шнейдер, в которой раскрыты структура и динамика профессиональной идентичности. По мнению учёной, профессиональная идентичность представляет собой не только осознание своей тождественности с профессиональной общностью, но и ее оценка, психологическая значимость членства в ней, разделяемые профессиональные чувства, своеобразная ментальность, ощущение своей профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, то есть переживание своей профессиональной целостности и определенности. Л.Б. Шнайдер отмечает, что переживание профессиональной идентичности актуализируется в профессиональной сфере человеческой жизни. Для профессиональной идентичности важное значение имеет ритуализация в профессиональном поведении, реализуемая в межличностном взаимодействии, например: защита презентаций по профессиональной проблематике, выступление с докладами на конференциях, участие в мастер-классах специалистов и т.д. Такие обряды побуждают личность пройти через определенные испытания, делая её посвященной, что позволяет найти свое профессиональное «Я». Л.Б. Шнейдер подчёркивает, что профессиональная идентичность предполагает функциональное и экзистенциальное соответствие человека профессии, которое включает в себя понимание своей профессии, принятие себя в профессии,

умение хорошо выполнять свои профессиональные функции. Учёная подчеркивает, что профессиональная идентичность представляет собой объективное и субъективное (то есть данное в переживании) единство с профессиональной группой, делом, отдельным человеком, которое обусловливает преемственность профессиональных характеристик (норм, ролей и статусов) личности. Составляющими профессиональной идентичности являются: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивная составляющая включает в себя профессиональные знания и убеждения; эмоционально-оценочная составляющая - эмоциональное отношение к профессиональным убеждениям и знаниями; поведенческая составляющая - соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении [1; 2; 4; 5].

Целью нашего эмпирического исследования стало выявление психологических особенностей профессиональной идентичности студентов-психологов на разных этапах обучения в высшей школе. Гипотеза исследования заключается в предположении: существуют значимые различия в содержании и уровне профессиональной идентичности студентов-психологов на разных этапах обучения в высшей школе.

Исследование проводилось на базе Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донецкий педагогический институт» в 2018 году. Выборку составили 45 студентов очной формы обучения направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, из них: 1 курс - 19 человек, 2 курс - 19 человек, 4 курс - 7 человек. С целью исследования психологических особенностей профессиональной идентичности студентов-психологов была использована «Методика изучения профессиональной идентичности (МИПИ)» Л.Б. Шнейдер

[3].

Среднестатистические результаты, полученные по методике изучения профессиональной идентичности (Л.Б. Шнейдер), представлены в таблице 1.

Таблица 1

Профессиональная идентичность студентов-психологов (Л.Б. Шнейдер)

Вид профессиональной идентичности 1 курс 2 курс 4 курс

Преждевременная идентичность (0 - 1,0 б.) 1 - 0,5

Диффузная идентичность (1,0 - 2,0 б.) 1,7 - 2

Мораторий (2,0 - 3,0 б) 2,9 2,8 2,7

Достигнутая позитивная идентичность (3,0 - 4,0 б.) 3,7 3,7 4

Псевдопозитивная идентичность (4,0 и выше б.) 7,7 5,9 4,8

В процентном соотношении выраженность видов профессиональной идентичности по курсам представлена в таблице 2.

Вид профессиональной идентичности 1 курс 2 курс 4 курс

Преждевременная идентичность (% в группе) 11 0 14

Диффузная идентичность (% в группе) 11 0 14

Мораторий (% в группе) 11 16 43

Достигнутая позитивная идентичность (% в группе) 32 32 14

Псевдопозитивная идентичность (% в группе) 32 58 14

В процентном соотношение выраженность видов профессиональной идентичности по курсам представлена на рисунках 1-3.

Первый курс

| Преждевременная идентичность

I Диффузная идентичность

| Мораторий

Позитивная идетичность

Рис. 1. Профессиональная идентичность студентов-психологов первого курса

Второй курс 0 0

58% 1' 32% ■ Преждевременная идентичность ■ Диффузная идентичность

■ Мораторий

Рис. 2. Профессиональная идентичность студентов-психологов второго курса

Четвертый курс

■ Преждевременная идентичность

■ Диффузная идентичность

■ Мораторий

Рис. 3. Профессиональная идентичность студентов-психологов

четвертого курса

Преждевременная идентичность возникает в тех случаях, когда человек вообще не делал независимых жизненных выборов, профессиональная идентичность не осознается, и может быть вариантом навязанной идентичности. Полученные результаты показывают, что уровень преждевременной профессиональной идентичности слабо выражен у студентов 1-го (11%) и 4-го курсов (14%), у студентов 2-го курса преждевременная идентичность не выявлена (0%). Следовательно, профессиональный выбор студентов-психологов является достаточно осознанным.

Диффузная идентичность представляет собой такой статус профессиональной идентичности, при котором личность не имеет прочных профессиональных целей, ценностей и убеждений. При диффузной идентичности наблюдается размытость профессиональной идентичности личности, может наблюдаться неудовлетворенность собой и своими возможностями, сомнение в способности вызывать уважение у других, сомнение в ценности собственной личности, потеря интереса к собственному «Я», своему внутреннему миру, наличие внутриличностных конфликтов, самообвинения. Диффузная идентичность находится на низком уровне выраженности в группах студентов 1-го (11 %) и 4-го курсов (14%), а в группе студентов 2-го курса - отсутствует (0%). Это свидетельствует о наличии у студентов-психологов позитивного представления о себе как о личности и будущем профессионале, наличии интереса к своему внутреннему миру. У обучающихся есть желание профессионально расти и развиваться. Студенты обладают прочными профессиональными целями и ценностями.

Мораторий - это статус, при котором личность находится в состоянии кризиса идентичности и активно пытается разрешить его, пробуя различные варианты. Мораторий часто предполагает высокий уровень тревожности. Мораторий выражен достаточно ярко у группы студентов 4-го курса (43%), что

97

свидетельствует о том, что студенты-психологи, завершающие обучение по образовательной программе бакалавриата и находящиеся на этапе принятия новых решений, переживают кризис профессиональной идентичности, активно ищут пути его разрешения, испытывая при этом ситуативную тревогу. У студентов же 1-го (11%) и 2-го (16%) курсов данный показатель имеет низкий уровень выраженности, свидетельствуя о спокойном этапе профессионального становления.

Личности, имеющие статус достигнутой позитивной идентичности, - это люди, сформировавшие определенную совокупность личностно значимых профессиональных целей, ценностей и убеждений, переживающие их как личностно значимые, обеспечивающие чувство направленности и осмысленности жизни. Показателем достигнутой идентичности является позитивное самоотношение при положительном оценивании собственных качеств и стабильной связи с социумом. Уровень достигнутой позитивной профессиональной идентичности достаточно низкий у студентов 4-го курса (14%), что объясняется кризисом профессиональной идентичности. У студентов 1-го и 2-го курсов показатели позитивной идентичности составили 32%. Это свидетельствует о том, что у студентов 1 -го и 2-го курсов есть представление о том, что они, их характер и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение и понимание; студентам присуще ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемая ценность своего «Я» для других; высокая самоценность и энергетика, уверенность в себе, достаточный уровень рефлексии. Однако при этом у них присутствует высокая внутренняя напряженность, вызванная желанием соответствовать идеальному представлению о себе, осознанием своих трудностей, высокой событийностью, что объясняется загруженностью жизни студентов и озабоченностью повседневными делами.

Псевдопозитивная идентичность представляет собой стабильное отрицание своей уникальности или, напротив, ее амбициозное подчеркивание с переходом в стереотипию, а также нарушение механизмов идентификации и обособления в сторону гипертрофированности, нарушение временной связности жизни, ригидность Я-концепции, болезненное неприятие критики в свой адрес, низкая рефлексия. В некоторых случаях псевдоидентичность можно трактовать как гиперидентичность вследствие тотального поглощения статусом, ролью, учебной деятельностью, другим объектом или субъектом, при высоко положительном оценивании собственных качеств и нарушении доверительных, гибких связей с социумом, стремлении достичь цели любыми средствами. Уровень псевдопозитивной идентичности достаточно высок у

студентов 1-го курса (32%) и наиболее ярко представлен у группы студентов 2-го курса (58%), что можно объяснить тотальным поглощением учебной деятельностью и социальной ролью «студент-психолог».

С целью установления различий между уровнями сформированности профессиональной идентичности обучающихся на разных этапах обучения в высшей школе был использован Ц-критерий Манна-Уитни. Статистически значимых различий между группами обучающихся не обнаружено. Это дает нам возможность предполагать, что уровень профессиональной идентичности зависит не столько от внешнего контекста (в данном случае курса обучения, его специфики), сколько от внутренних процессов (уровня профессиональной мотивации, самосознания, ценностно-смысловой сферы личности и т.д.).

Таким образом, полученные результаты позволяют нам констатировать следующие. У студентов-психологов 1-го курса доминирующими видами профессиональной идентичности выступают позитивная профессиональная идентичность и псевдопозитивая профессиональная идентичность. Что говорит, с одной стороны, о том, что студенты-психологи 1 -го курса имеют представление о профессиональных целях и ценностях, переживая их уже как личностно-значимые, с другой стороны, возможно излишнее подчеркивание своей профессиональной идентичности с переходом в стереотипию, вызванное недостаточной осознанностью профессиональной роли. У студентов-психологов 2-го курса наиболее выраженным является псевдопозитивная идентичность, что может быть следствием, с одной стороны, поглощенности своим статусом «студент-психолог» и учебной деятельностью, с другой стороны, болезненного непринятия критики в свой адрес, низким уровнем рефлексии в общении. Особенностью студентов-психологов 4-го курса является ярко выраженный мораторий - кризис профессиональной идентичности -сопровождающийся высоким уровнем тревожности, что связано с завершением определенного этапа профессионального становления.

Перспективу дальнейшей работы мы видим в разработке комплекса мероприятий в работе со студентами, нацеленных на формирование и укреплении достигнутой позитивной профессиональной идентичности обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малютина Т.В. Профессиональная идентичность, структура и компоненты / Т.В. Малютина // Омский научный вестник. - 2014. - № 5. - С. 149-152.

2. Родыгина У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов / У.С. Родыгина // Психологическая наука и образование - 2007. - № 4. - С. 39-50.

3. Шнейдер Л.Б. Личностная тенденция и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. Учебно-методическое пособие. / Л.Б. Шнейдер. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2007. - 128 с.

4. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. М. : МОСУ, 2001. - 272 с.

5. Шпота В.А. Профессиональная идентичность специалиста: сущность, этапы формирования / В.А. Шпота. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://qps.ru/GLMFz

Бойко Ольга Валериевна

кандидат психологических наук, доцент ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков»

(г. Горловка, ДНР)

УДК 159.9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕЗАНИЯМИ

USE OF METHODS OF ART THERAPY IN THE WORK WITH PSYCHOSOMATIC DISEASES

В статье обсуждаются теоретические и практические проблемы, связанные с использованием методов арт-терапии в деятельности практического психолога при работе с психосоматическими заболеваниями. Представлены особенности, организационные условия, а также некоторые лечебно-реабилитационные эффекты применения различных современных методов арт-терапии при психосоматических заболеваниях.

Ключевые слова: арт-терапия, психосоматика, психосоматические заболевания, методы арт-терапии.

The article discusses theoretical and practical problems associated with the use of art therapy methods in the work of a practical psychologist in dealing with psychosomatic diseases. Features, organizational conditions, as well as some treatment and rehabilitation effects of various modern methods of art therapy in psychosomatic diseases are presented.

Key words: аrt-therapy, psychosomatics, psychosomatic diseases, methods of art therapy.

На современном этапе развития науки, проблема психосоматического здоровья составляет значительную часть «болезней общества». Эта проблема является объектом исследований в рамках одной из современных отраслей психологической науки - психосоматике.

Психосоматика - это отрасль научных знаний, которая стоит на стыке медицины и психологии. Это направление, которое изучает причины заболеваний через психическое состояние человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.