УДК 159.9.072.43 3. С. Меджитова
ББК 88.5 Старший лаборант
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВ
Статья посвящена проблемам, связанным с влиянием профессиональных Интернет-сообществ на личность пользователя, а именно на формирование у него профессиональной идентичности. В результате исследования нами было выявлено, что существуют специфические особенности профессиональной идентичности респондентов, включенных в работу профессиональных Интернет-сообществ.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональная пригодность, профессиональная готовность, профессиональные Интернет-сообщества,
псевдопозитивная идентичность, достигнутая позитивная идентичность, мораторий, диффузная идентичность.
Z. S. Medzhitova Laboratory assistant
FEATURES OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL IDENTITY OF THE PARTICIPANTS PROFESSIONAL ONLINE COMMUNITIES
The article is devoted to problems related to the influence of professional online communities on the identity of the user, namely the formation of his professional identity. As a result of the research we found that there are specific features of the professional identity of respondents included in the work of professional communities on the Internet.
Key words', professional identity, professional fitness, professional readiness, professional Internet community, pseudopositive identity achieved a positive identity, moratorium, diffuse identity.____________________________________________________________
Глобализация общества, развитие информационных технологий привело к быстрому увеличению числа пользователей Интернетом. Такие характеристики как быстрота, оперативность и возможность общения на любых расстояниях делают Интернет-пространство особенно привлекательным для большой аудитории. В последние годы в Сети появились группы по интересам, к которым относятся и профессиональные Интернет-сообщества. Люди, вступая в такие сообщества, получают возможность обмена опытом не только в рамках своей населенной местности, но и по всему миру. Кроме того, по сравнению с реальными курсами повышения квалификации, такие сообщества обладают рядом достоинств:
1. Анонимность. Можно задать любой вопрос и получить на него ответ, не беспокоясь о том, что тебя могут признать профессионально некомпетентным.
2. Скорость получения ответа на свой вопрос и возможность выбора вариантов решений.
3. Экономия времени. Не нужно выходить из квартиры для повышения своего образовательного уровня.
4. Интерес. В профессиональное Интернет-сообщество собираются люди, которым интересно что-то узнать или обсудить в рамках выбранной темы.
Проблема заключается в том, что влияние профессиональных Интернет-сообществ на личность пользователя мало изучено, в том числе на формирование у пользователя профессиональной картины мира.
В исследованиях Л. Б. Шнейдер профессиональная картина мира базируется на оценочном компоненте: профессиональная идентичность, профессиональная пригодность и профессиональная готовность [3, 4].
Целью нашего исследования стало сравнительный анализ профессиональной идентичности определенных групп респондентов.
Эмпирическую выборку составили студенты и работающие, которые являются участниками профессиональных Интернет-сообществ в сети «ВКонтакте», не состоящие ни в одном профессиональном Интернет-сообществе респонденты.
В результате исследования было выделено 3 группы респондентов. В первую группу относятся испытуемые, принадлежащие профессиональным Интернет-сообществам, в тоже время, являются студентами. Ко второй группе относятся испытуемые, принадлежащие профессиональным Интернет-сообществам и работающие по специальности. А третья группа -испытуемые, не принадлежащие профессиональным Интернет-сообществам.
о%
■ Диффузная идентичность
■ Псевдопозитивная идентичность
■ Достигнутая позитиная идентичность
■ Мораторий
Рис. 1. Профессиональная идентичность испытуемых первой группы
Исследование уровня профессиональной идентичности испытуемых проведено с методикой Л.Б.Шнейдер «Профессиональная идентичность». Результаты исследования профессиональной идентичности трех групп представлены ниже на рис. 1-3. Результаты исследования испытуемых первой группы представлены ниже на рис. 1.
Таким образом, в результате полученных данных можно сделать выводы о профессиональной идентичности первой группы испытуемых. Испытуемым этой группы наиболее характерна псевдопозитивная идентичность (55%) и достигнутая позитивная идентичность (35%). Для этой группы менее характерны мораторий (10%) и вообще не является характерным диффузная идентичность.
Высокий уровень псевдопозитивной и средний уровень достигнутой позитивной идентичностей свидетельствуют о сформированное™ необходимых качеств для успешной профессиональной деятельности. В этой группе находятся направленные и ориентированные испытуемые, которые имеют свои цели в профессиональной деятельности, и видят свою жизнь согласно своим планам. Невысокий уровень показателя уровня профидентичности - мораторий, свидетельствует о невысоком уровне тревожности и кризисе идентичности, при этом всячески пытаются его преодолеть.
Результаты исследования испытуемых второй группы представлены ниже на рис. 2.
■ Диффузная идентичность
■ Псевдопозитивная идентичность
■ Достигнутая позитиная идентичность
■ Мораторий
Рис. 2. Профессиональная идентичность испытуемых второй группы
В результате полученных данных можно сделать выводы о профессиональной идентичности второй группы испытуемых. Испытуемым
этой группы наиболее характерна псевдопозитивная идентичность (50%) и достигнутая позитивная идентичность (33%). А также для группы невыскоий уровень моратория (17%) и вообще не является характерным диффузная идентичность.
Высокий уровень псевдопозитивной идентичности свидетельствует о формировании необходимых качеств для успешной профессиональной деятельности. В этой группе испытуемые направленные и ориентированные личности, которые имеют свои цели в будущей профессиональной деятельности, и видят свою жизнь согласно своим планам. Невысокий уровень показателя уровня профидентичности - мораторий, свидетельствует о невысоком уровне тревожности и кризисе идентичности, а также предполагается стремление в их преодолении.
Результаты исследования испытуемых третьей группы представлены ниже на рис. 3.
0%
■ Диффузная идентичность
■ Достигнутая позитивная идентичность
■ Мораторий идентичности
■ Псевдопозитивная идентичность
Рис.3. Профессиональная идентичность испытуемых третьей группы
В результате полученных данных можно сделать выводы о профессиональной идентичности третьей группы испытуемых. Испытуемым этой группы наиболее характерна диффузная идентичность (45%) и повышенный уровень моратория (41%). А также для этой группы характерен невысокий уровень достигнутой позитивной идентичности (14%) и вообще не является характерным уровень псевдопозитивной идентичности.
В связи с повышенным уровнем диффузной идентичности эту группу можно охарактеризовать как людей, у которых отсутствуют
профессиональные цели, ценности и убеждения, при этом и попытки их формирования отсутствуют. Предполагается, что испытуемые этой группы
переживают негативные психические состояния. При этом невысокий уровень достигнутой позитивной идентичности свидетельствует о том, что некоторые испытуемые третьей группы готовы к формированию необходимых профессиональных качеств и дальнейшей трудоспособностью. Однако повышенный уровень профессиональной идентичности, характеризующийся мораторием, свидетельствует о кризисе и повышенной тревожности испытуемых исследуемой группы. Возможно, это может быть связано с несформированным представлением о своем будущем и о профессиональной деятельности.
Общие значения по трем исследуемым группам представлены на рис.4.
■ Диффузная идентичность
■ Псевдопозитивная идентичность
■ Достигнутая позитиная идентичность
■ Мораторий
Рис. 4. Профессиональная идентичность испытуемых по трём исследуемым группам
Таким образом, по данным, представленным в гистограмме, псевдопозитивная идентичность и достигнутая идентичность наиболее характерны первой и второй группам. Это свидетельствует о том, что испытуемые в этих группах обладают качествами, необходимыми в профессиональной деятельности. В этих группах направленные и ориентированные личности, имеющие свои цели в профессиональной деятельности. А также можно сказать, что они видят своё будущее согласно своим планам.
Испытуемым третьей группы характерен уровень профессиональной идентичности мораторий (41%). Это свидетельствует о том, что этой группе присущ кризис идентичности и высокий уровень тревожности. Это может
быть связано с тем, что у испытуемых этой группы не сформировано представление о будущем, о будущей профессии. Высокий уровень моратория характеризует неготовность этой группы к работе по специальности, а также несформированность профессиональных качеств. Также в этой группе высокий уровень диффузной идентичности. Это указывает на отсутствие целей, профессиональных убеждений и ценностей. Также не характерны попытки к решению этих проблем.
Таким образом, профессиональная идентичность субъектов, принадлежащих профессиональным Интернет-сообществам имеет отличия от профессиональной картины мира субъектов, не принадлежащих профессиональным Интернет-сообществам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Леонтьев А.Н. Образ мира / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. - М., 1983. - С. 251-261.
2. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский // Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998. - 225 с.
3. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб.пособие / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ, 2004. - 600 с.
4. Шнейдер Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: Теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. - Изд-во: МПСИ. - 2007. - С. 57
REFERENCES
1. Leont'ev A.N. Obraz mira [The image of the world]. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniia [Selected psychological works]. Moscow, 1983. pp. 251-261.
2. Karpenko L.A. Kratkii psikhologicheskii slovar' [Concise dictionary of psychology]. Rostov-on-Don, FENIKS, 1998. 225 p.
3. Shneider L.B. Professional'naia identichnost': teoriia, eksperiment, trening:
ucheb.posobie [Professional identity: theory, experiment, training: teaching aid]. Moscow, MPSI, 2004. 600 p.
4. Shneider L.B. Lichnostnaia, gendernaia i professional'naia identichnost': Teoriia i metody diagnostiki [Personal, gender and professional identity: Theory and methods of diagnostics]. Moscow, Izd-vo MPSI, 2007. p.57.
Информация об авторе
Меджитова Зарема Серверовна (Украина, Автономная Республика Крым, г. Севастополь) - Старший лаборант кафедры психологии. Крымский инженернопедагогический университет. E-mail: [email protected]\
Information about the author
Medzhitova Zarema Serverovna (Ukraine, Autonomous Republic of Crimea, Sevastopol) - Senior assistant in the department of psychology. Crimean Engineering-Pedagogical University. E-mail: [email protected]