собствовала тому, что к этому периоду развитая отечественной системы призрения сложились различные направления поддержки детей, объединенные общими способами достижения совместно поставленной цели и решения определенных задач.
Сформированность системы призрения характеризовалась и выделением специфических техник, среди которых к основным относились:
• явный и тайный прием детей в приюты.
• патронаж, который осуществлялся в различных видах: кормление на дому матерью; отдача на вскармливание, содержание в семье школьников; отдача в услужение на началах семейного призрения.
• воспитание и обучение детей в приютах.
• материальная и медицинская помощь.
• профессиональное обучение в ремесленных массах, отделениях и училищах.
Большая нагрузка по решению вопросов в области организации призрения и практической поддержка социально-незащищенного населения легла на плечи общественной и государственной благотворительности. Именно благодаря государственной политике и общественной практике была выработана определенная система помощи детям, которая основывалась на правилах и положениях, прописанных в законах Российской империи.
Социально-помогающая деятельность, направленная на призрение и защиту детей в Российской империи (конец XIX - начало XX века) развивалась на микро-(конкретная поддержка нуждающегося), макро- уровнях (социальная политика и деятельность государственных и общественных организаций). Основными субъектами этой деятельности выступали как отдельные благотворители и меценаты, так и целые социальные группы, активно использовавшие на практике разнообразные техники призрения (усыновление брошенных детей, патронаж, тайный и явный приемы, опека и др.).
Сложившиеся в конце XIX - начало XX веков техники призрении детей и подростков отражают традиции социально-помогающей деятельности, сформировавшейся в конкретных социокультурных условиях и задающей самобытный путь развития национального института социальной работы в современной России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Антология социальной работы в России и на Ставрополье. Выпуск III /сост. М. Н. Коныгина, Н. П. Клушина, В. К. Шаповалов. - Ставрополь, 2006.
2. Ведомство детских приютов и его задачи - СПб. : Тип. В. Киршбаума, 1897.
3. Ошанин М. О призрении покинутых детей. - Ярославль: Типография Губернской земской Управы, 1912.
4. Роговский С.Т. О призрении покинутых детей. Доклад председателя комиссии по заведению городским приютом в г. Кременчуге. - СПб., 1915.
Ю.А. Корчагина
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ РЕСТОРАННОЙ ИНДУСТРИИ
В течение достаточно длительного периода времени психологические особенности труда субъектов ресторанного предпринимательства не попадали в исследовательское поле, несмотря на интенсификацию теоретических и эмпирических
исследований в области экономической психологии и психологии предпринимательства, начатую в российской психологии с конца 90-х годов ХХ-го века и по настоящее время. Известно, что до названного периода существовала государственная монополия на сферу, которая включала туризм, гостиничный и ресторанный сервис. Каждая из них, несмотря на широкую востребованность и значимость, оставалась недостаточно развитой, несущей на себе признаки идеологического прессинга.
Как показывают исследования (Жданов В.В., Осипов В.П., Лабаева Р.А., Пе-лерман М.А.), ресторанный бизнес начала XXI века отличается быстрыми темпами роста, укреплением ресторанного рынка, снижением экономических рисков, более качественным сервисом, высокой профессиональной квалификацией персонала. Российские рестораны продолжают сохранять ориентацию на западный стиль ресторанного менеджмента, что ведет к усилению значимости его маркетинга.
Это значит, что психологи, взявшиеся за разработку понятия «ресторанный сервис», должны воссоздать условия, при которых будет точно отражен срез данной психической реальности. Поиск психологических факторов, повышающих эффективность ресторанного бизнеса, выдвинул на одно из первых мест по значимости качество ресторанных услуг, обеспечивающих победу в конкурентной борьбе за потребителя. А это в свою очередь повышает значимость психологической работы с персоналом.
Сфера ресторанного сервиса предъявляет специфические требования к специалистам, занятым в нем. В прошлое ушли дискуссии, относительно значимости статуса и ролевых функций каждого из сотрудников. Сегодня принятой является точка зрения, согласно которой эффективность деятельности ресторанного предприятия определяется не одним специалистом, а командной работой.
Качество профессиональной подготовки специалистов ресторанной сферы в большой степени зависит от их психологической компетентности, влияющей на выбор социального окружения, внешнего вида, восприятия людей, адекватного использования вербальных и невербальных средств общения. Так, при изучении специалистов ресторанного бизнеса (ресторатора, менеджера ресторана, официанта, метрдотеля и т.д.) была выявлена значимость внешнего образа и умения создать благоприятное впечатление о себе для популярности ресторана, его имиджа и востребованности
Из этого следует, что повышение эффективности управления предприятием ресторанного бизнеса должно, в основном, вестись по следующим направлениям: развитие личностных и профессиональных качеств персонала, построение эффективной команды, Исследователи ресторанного бизнеса приходят к выводу, что построение эффективной команды - это главная задача операционного менеджмента.
В процессе оказания услуг персонал ресторана транслирует свое отношение к потребителю, к труду, к ресторану, к профессии, что позволяет создать специфический образ себя и тех услуг, которые он оказывает. Отсюда понятна значимость специалистов контактной зоны. В их числе, прежде всего, находятся метрдотель, официанты, соммелье, шеф-повар, бармен и др. Именно они чаще других оказываются напрямую связанными с потребителями. Постоянная борьба за потребителя придает ресторанным услугам статус наиболее значимых факторов, позиционирующих ресторанное предприятие как конкурентоспособное и профильное.
Деятельность психолога, работающего в сфере ресторанного сервиса и бизнеса, - это сложный, системный и интегративный процесс, включающий совокупность мероприятий формирующего, развивающего и коррекционного характера. Основной задачей деятельности практикующего психолога является создание психологических предпосылок эффективного функционирования специалистов ресторанного сервиса.
В современной психологии достаточно широко обсуждается проблема социально-психологического сопровождения деятельности и, особенно, ее составляющих: подбор кадров, их оценка, обучение, адаптация, карьерное продвижение, развитие мотивация, разрешение конфликтов, коррекция профессионального развития и консультирование.
Социально-психологическое сопровождение - это особый вид помогающей деятельности, включающий целостное изучение и анализ формирования, развития, коррекции субъектов труда на различных этапах профессиогенеза. Оно осуществляется в интересах оптимизации труда, и предполагает овладение инновационными технологиями, конструктивными стратегиями реализации задач деятельности, личностного и профессионального развития ее субъектов.
Значение проблем психологической адаптации в социально-психологическом обеспечении деятельности специалистов ресторанного сервиса и бизнеса определяется значимостью начального периода деятельности в конкретной организации, оказывающей влияние на мотивацию деятельности, способы включения в нее и удовлетворенность выбранным профессиональным коллективом. Результаты исследований Ложа М., Нуайи М., Листера Т. показали, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в организации. Психологическое сопровождение может помочь сотруднику адаптироваться в новом социально-психологическом пространстве, усвоить нормы и правила, принятые в нем, выбрать способы репрезентации себя, позволяющие органично вписаться в существующую команду.
В основе эффективности деятельности персонала ресторана лежит, прежде всего, его психический ресурс. Однако, до настоящего времени понятие психического ресурса, операционализация его содержания, поиск структуры, выявление механизмов его восполняемости и взаимозаменяемости еще не изучены должным образом, несмотря на то, что рост интереса к личностным, жизненным, трудовым ресурсам человека является одной из значимых тенденций современной психологии. Идея диагностики и развития психического ресурса человека как субъекта труда проникает в различные отрасли психологических знаний, включая психологию ресторанного бизнеса и сервиса [1].
Ресурс характеризуется как некоторая совокупность ценностей, запасов, возможностей, которые потенциально могут быть использованы в случае необходимости. В психологии термины «психический ресурс», «личностный ресурс», «адаптационный ресурс» употребляются для обозначения широкого круга биогенетических, интеллектуальных, характерологических, волевых свойств человека [2].
Определение сущности психического ресурса человека и места подсистем вневременных и временных ресурсов потребовало определения его динамических составляющих, «энергетических» источников, каналов взаимодействия с миром и механизмов реализации (Котова И.Б., Власова О.Г.). Успешность специалиста, занятого в ресторанной индустрии, определяется не только и не столько совокупностью заданных качеств, но и его способностью к изменению себя и предмета своей деятельности, в основе которой лежит активность как особое качество.
В активности субъекта заключен тот энергетический источник, который позволяет (или не позволяет) реализовать актуально существующие в структуре его личности свойства и имеющиеся в потенциале возможности деятельности.
Рассмотрение активности как специфического свойства, качества субъекта, дает возможность по-новому осмыслить человека в его способности выходить за границы заданного, за границы первоначально существовавших возможностей, умножая их, или напротив, сужая. В этом контексте феномены субъектности (персонализация, смыслообразование, самодетерминация, надситуативность и неадаптив-
ная активность, устремление, творчество), выступают как акты реализации личностного ресурса, перехода потенциального и предактуального в актуальное. (Петровский А.В, Петровский В.А., Артемьева Т.И., Котова И.Б. и др.).
Как показывают исследования, для предприятий ресторанной сферы наибольшее значение имеют поведенческие аспекты персонала ресторана, в том числе жизненный ресурс. Модель поведения персонала ресторана имеет интеграционную основу и состоит из четырех блоков: основные факторы, обязательное и обусловленное поведение, формирующееся поведение, результаты деятельности команды.
Требования к жизненному ресурсу специалистов ресторанной сферы оказываются особенно высокими, так как от него зависят многие психические параметры человека, влияющие на качество исполнения профессиональных функций. Рестораторы и менеджеры стремятся учитывать жизненный ресурс персонала на этапе его найма, поэтому они критически оценивают и отвергают тех специалистов, которые имеют повышенную возбудимость, быструю утомляемость, склонность к аффектам и депрессиям. Эти параметры могут и не проявляться, если специалист с таким жизненным ресурсом работает в щадящем жизненном режиме и от него не требуется высокая психическая и физическая активность.
Чтобы каждый из членов команды мог стать основой прогрессивного развития ресторанного предприятия, у него должно быть сформировано ценностное отношение к собственному личностному и профессиональному развитию, накоплен опыт в данном виде профессиональной деятельности, опыт взаимодействия и сотрудничества с коллегами в конкретных условиях данного предприятия, а также стремление самореализоваться в данном виде труда.
Исследователи подтверждают, что для развития профессиональной квалификации сферы ресторанного сервиса и бизнеса необходимо развитие профессионально-ценностных ориентаций, профессиональной направленности личности, организаторских, коммуникативных, перцептивно-гностических и экспрессивных качеств [3].
В качестве значимой психологической составляющей, определяющей эффективность деятельности ресторанного предприятия, может быть рассмотрена психологическая компетентность его специалистов. Именно она является одной из подструктур психического ресурса личности. Специалист, не владеющий психологической компетентностью, не сможет дать адекватную самооценку, определить уровень личностного и профессионального развития, а также осуществить самодиагностику, самокоррекцию, самомотивирование и самопроектирование.
Специалисты, работающие в сфере услуг, должны иметь представления о психологических факторах, обусловливающих динамику не только профессиональной, но и жизненной активности. Поэтому в программе формирования психологических компонентов деятельности специалистов ресторанного сервиса и бизнеса особое место должно быть уделено темам, которые раскрывают особенности психологического и жизненного ресурса человека, их позитивного и негативного влияния на успешность деятельности, самочувствие, презентацию, общую удовлетворенность включением в данное профессиональное сообщество и в данную сферу.
Итак, среди актуальных проблем психологического обеспечения ресторанного сервиса и бизнеса наиболее значимыми являются проблемы психологизации профессиональной подготовки персонала; расширения представлений о стратегиях общения и взаимодействия в системе «персонал - потребитель»; формирование представлений о психологической составляющей деятельности специалистов этой сферы.
В число основных подструктур психологической составляющей должны быть внесены: активность, психический и жизненный ресурс, социально-
психологическая компетентность, личностное и профессиональное самоопределение, психологическая экспертиза (аудит).
Таким образом, психологическое обеспечение деятельности специалистов ресторанного сервиса должно быть направлено на развитие психического ресурса субъектов труда, актуализацию их социально-психологической компетентности, формирование психологической готовности к деятельности, к выбору индивидуального стиля общения, взаимодействия и деятельности в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Котова И.Б., Власова О.Г. Реализация ресурсного подхода в контексте идей субъектности личности // Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа. - Краснодар, 2005.
2.Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели. - М., 1986.
3.Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. - Ростов-на-Дону, 2004
А.В. Кушнаренко
СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ
Изменения, происходящие в современной России коснулись не только республик, автономных областей и новых государственных образований, но и каждого отдельно взятого человека. Новое время поставило многих перед непростым личностным выбором: остаться в рамках предложенной жизненной ситуации, либо заявить о себе как о субъекте собственной жизни и изменить её. Назрела необходимость в качественно ином уровне человеческой субъектности, можно сказать, что назрел ее взрыв, когда каждая личность, опираясь на свои жизненные силы, должна стать субъектом управления собственной жизни, ответственной за все происходящее вокруг. Психологическая наука отреагировала на данные изменения разработкой концептуальных положений субъектного подхода. Термин “субъектность” стал широко использоваться в психологической науке сравнительно недавно, но в явной или неявной форме субъектность присутствует в основных концепциях отечественной психологии, обращенных к изучению человека как субъекта деятельности. Общей тенденцией, которая прослеживается в работах отечественных исследователей, является представление о том, что именно личность является носителем специфических свойств субъекта. Субъектность возникает на определенном уровне развития личности и представляет собой ее новое системное качество, которое определяет специфику жизнедеятельности человека. Идея субъектности личности представлена в работах А.В. Брушлинского, О.А. Конопкина, В.А. Петровского, Е.Н. Волковой, В.А. Татенко, Б.С. Братуся, В.И. Слободчикова, И.Б. Котовой, Е.И. Кузьмина, Т.Н. Щербакова, и др.
На сегодняшний день существует несколько вариантов спецификации понятия “субъектность”. Субъектность выступает как характеристика субъекта (А.К. Осницкий), как проявление субъекта (Л.В. Алексеева), как черта/свойство (Л.С. Глуханюк, Е.Н. Волкова, А.А. Гудзовская, В.А. Петровский), как отношение (Л.С. Глуханюк, Е.Н. Волкова), как процесс (Ю.А. Варенова, О.А. Конопкин, А.К. Осницкий), как способность (С.Л. Рубинштейн, А.К. Абульханова-Славская, О.А. Конопкин, А.К. Осницкий, Е.Ю. Коржова, Л.В. Алексеева, Д.В. Тырсиков).