Научная статья на тему 'Субъектность как детерминанта успешности личности'

Субъектность как детерминанта успешности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
893
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъектность как детерминанта успешности личности»

психологическая компетентность, личностное и профессиональное самоопределение, психологическая экспертиза (аудит).

Таким образом, психологическое обеспечение деятельности специалистов ресторанного сервиса должно быть направлено на развитие психического ресурса субъектов труда, актуализацию их социально-психологической компетентности, формирование психологической готовности к деятельности, к выбору индивидуального стиля общения, взаимодействия и деятельности в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Котова И.Б., Власова О.Г. Реализация ресурсного подхода в контексте идей субъектности личности // Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа. - Краснодар, 2005.

2.Дилигенский Г.Г. В поисках смысла и цели. - М., 1986.

3.Джанерьян С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ. - Ростов-на-Дону, 2004

А.В. Кушнаренко

СУБЪЕКТНОСТЬ КАК ДЕТЕРМИНАНТА УСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Изменения, происходящие в современной России коснулись не только республик, автономных областей и новых государственных образований, но и каждого отдельно взятого человека. Новое время поставило многих перед непростым личностным выбором: остаться в рамках предложенной жизненной ситуации, либо заявить о себе как о субъекте собственной жизни и изменить её. Назрела необходимость в качественно ином уровне человеческой субъектности, можно сказать, что назрел ее взрыв, когда каждая личность, опираясь на свои жизненные силы, должна стать субъектом управления собственной жизни, ответственной за все происходящее вокруг. Психологическая наука отреагировала на данные изменения разработкой концептуальных положений субъектного подхода. Термин “субъектность” стал широко использоваться в психологической науке сравнительно недавно, но в явной или неявной форме субъектность присутствует в основных концепциях отечественной психологии, обращенных к изучению человека как субъекта деятельности. Общей тенденцией, которая прослеживается в работах отечественных исследователей, является представление о том, что именно личность является носителем специфических свойств субъекта. Субъектность возникает на определенном уровне развития личности и представляет собой ее новое системное качество, которое определяет специфику жизнедеятельности человека. Идея субъектности личности представлена в работах А.В. Брушлинского, О.А. Конопкина, В.А. Петровского, Е.Н. Волковой, В.А. Татенко, Б.С. Братуся, В.И. Слободчикова, И.Б. Котовой, Е.И. Кузьмина, Т.Н. Щербакова, и др.

На сегодняшний день существует несколько вариантов спецификации понятия “субъектность”. Субъектность выступает как характеристика субъекта (А.К. Осницкий), как проявление субъекта (Л.В. Алексеева), как черта/свойство (Л.С. Глуханюк, Е.Н. Волкова, А.А. Гудзовская, В.А. Петровский), как отношение (Л.С. Глуханюк, Е.Н. Волкова), как процесс (Ю.А. Варенова, О.А. Конопкин,

А.К. Осницкий), как способность (С.Л. Рубинштейн, А.К. Абульханова-Славская,

О.А. Конопкин, А.К. Осницкий, Е.Ю. Коржова, Л.В. Алексеева, Д.В. Тырсиков).

Данные спецификации не являются противоречащими друг другу, они лишь выражают различные особенности субъектности. Субъектность характеризует субъекта и является критерием признания человека субъектом. Также как личность является неотъемлемой характеристикой личности, субъектность является проявлением субъекта, ибо обнаруживается только при осуществлении конкретной активности. Субъектность выражает определенное отношение субъекта к миру, как черта/свойство субъекта в том смысле, что она проявляется устойчиво и типично в его активности [2].

Будучи неразрывно связан с другими людьми, человек как субъект жизнедеятельности вместе с тем автономен, независим и относительно обособлен. Понятие субъекта позволяет дифференцировать людей в зависимости от степени их влияния на отдельные ситуации и ход жизни в целом, по степени владения этими ситуациями, по дальности жизненных перспектив. Развитие субъекта К.А. Абульханова-Славская связывает с расширяющимся пространством “овладений”: действиями; ситуациями; отношениями; жизнью как целостностью. Существует двусторонняя зависимость человека и общества: являясь объектом влияния общества, человек в той или иной степени сам воздействует на него. Особенно рельефно данное со - отношение “человек - общество” проявляет себя в ситуации успеха/успешности.

Человек, являясь существом социальным по своей природе, постоянно находится в пространстве контекстов и смыслов. Любые представления, в том числе и представления об успехе/успешности, формируют и во многом определяют систему ценностей личности, оказывая влияние на ее установки, самосознание, уровень притязаний. В основном проблематика успеха рассматривалась в социологии (Гришин В.В.), в философии (Розенберг Н.В., Бабушкин В.У.). В отечественной психологии близкие темы затрагивались Бороздиной Л.В. (исследование уровня притязаний), Петренко В.Ф. и Лыбина Е.В. (анализ восприятия образа успешного человека), Трубецкая Г.В. и Спиваковская А.С. (феномен страха успеха). В акмеологическом подходе жизненная успешность определяется с точки зрения достижения общественной значимости.

На сегодняшний день успешность является одним из наиболее трудных понятий для определения, так как у разных людей оно вызывает различные ассоциации и к тому же связано с индивидуальной системой оценок и ценностей. Вместе с тем в силу ориентации современного человека на успех данное понятие привлекательно в разных социальных кругах.

С точки зрения психологической теории понятие —успешность” может рассматриваться в различных контекстах. Как концепт оно соотносимо с определенным социальным явлением и описывает его с позиций той или иной психологической концепции. Также его можно расценивать как своего рода конструкт, имеющий социальную природу, но, тем не менее, существующий в сознании индивида, участвуя наряду с другими понятиями в формировании картины мира.

Таким образом, в качестве предмета социально-психологического изучения успешность предстает в двойственном, субъектно-объективном понимании. Объективность заключается в проявлении данного феномена в конкретно-социальной сфере бытия, взаимосвязи с условиями и обстоятельствами жизни человека при его взаимодействии с другими людьми. Субъектность подразумевает связь с внутренним миром личности, что определяет специфически-индивидуальное восприятие жизни, ее осмысление и выработку эмоционально окрашенного отношения к ней.

На основе обзора существующих в психологии различных концепций понятия —успешность”, рассматривающих его в качестве основной характеристики человеческой деятельности, можно отметить следующее. —Успешность” определяется, во-первых, как одна из базовых потребностей индивида и изучается в качестве сти-

мула его поступков; во-вторых, как основной мотив поведения и тогда анализируется в качестве цели, на достижение которой направлены значительные усилия индивида; и, в-третьих, как результат эффективной деятельности, предстающий в качестве оценки, как со стороны самого субъекта, так и со стороны окружающих. В качестве элемента структуры индивидуальных представлений —успешность” может выступать либо как понятие или значение (в случае обобщения и систематизации полученной информации об окружающем мире), либо как личностный конструкт, имеющий индивидуальную и коллективную составляющие. Индивидуальное содержание основано на биографическом опыте, а коллективное - представляет собой преломленные в личном сознании коллективные представления об успехе, успешной деятельности и успешно действующей личности, свойственные современникам данного индивида.

Полигранная структура успешности и понимание её как некого конструкта, позволяет истолковать успешность как особый вид субъектной активности, направленный на достижение заранее конкретизированных, личностно значимых целей. Собственно субъектная активность возникает там, где человек обнаруживает волеизъявление определять для себя и меру субъектной включенности, и меру собственного творчества при достижении формулируемых для себя целей. Определяются волеизъявления благодаря накопленному опыту субъектного поведения, богатству личностно значимых целей, ценностей и сконструированной картины мира, в котором человек живет [1]. Субъектная активность в данном случае неотделима от субъектного опыта являющегося основой активности. А.К. Осницкий в своих работах выделяет следующие компоненты субъектного опыта: опыт первичной активизации, который ориентирует субъекта в собственных возможностях; операциональный опыт, объединяющий конкретные средства взаимодействия с миром; опыт сотрудничества, который способствует объединению усилий в достижении результата деятельности; ценностный, рефлексивный, привычно активизирующий, операциональный, коммуникативный [1].

Наличие, осознание, иерархизации субъектного опыта, способность к рефлексии и саморазвитию в разных условиях существования являются показателем наличия субъектности личности. В большинстве своем субъектность понимается исследователями как способность к саморазвитию. Будучи способным, к преобразовательной, преодолевающей активности, субъект способен направить ее на любой объект мира, в том числе в качестве такого —объекта” может рассматриваться и сам человек. Благодаря субъект-объектной сущности, человек может являться одновременно и творцом, и творением, производя самообусловленные изменения в пространстве своей субъектности. Развитие субъектности связано с овладением навыка управлять своей деятельностью, расширением меры управления, увеличением степени интегрированности, степени соответствия жизненной программы личности ее ценностям, это своеобразный —мост” между собственно личностной моделью, которая не просто —вписана” в систему общества, а вписывается в него самим субъектом. Субъектность начинается с различения человеком в себе некоторой внутренней инстанции, распоряжающейся всем наличием человеческих потенциалов, и предполагает понимание сложности и многообразия своего внутреннего мира. Степень развития субъектности индивида проявляется в оттенках субъективности его отношений с миром, а как активный субъект жизнедеятельности он может реконструировать и преобразовывать свои отношения с миром. Его субъектность проявляется в пристрастности отношения человека к себе, бытию. Как характеристика личности субъектность выступает в работах А.К. Осницкого. Человек определяется —не как деятель - исполнитель, а как пристрастный сценарист своих действий, которому присущи определенные предпочтения, мировоззренческие позиции, целеустрем-

ленность преобразователя” [1]. Выраженность субъектности хорошо, обнаруживается при определении степени соответствия активности, развиваемой человеком в данный момент, и тем видом активности, в которую он вовлечен обстоятельствами своей жизни. Но субъект сам в ряде случаев определяет меру, в которой он занят ставшей ему необходимой деятельностью, к тому же он способен управлять, хотя бы в некоторых пределах, и своими природными возможностями (ресурсами), и правилами организации деятельности, которые освоены в процессе обучения и воспитания. Субъектность как характеристику человека можно попытаться описать некоторой совокупностью свойств, чего не сделаешь по отношению к субъекту -интегральной характеристике, претендующей на системность (целостность и неразрывность, несводимость к более простым свойствам). В.А. Татенко рассматривает субъектность, прежде всего как свободу выбора модели поведения: —Предрасположенность к воспроизведению, творению себя в соответствующих, а порой и в неблагоприятных условиях. Отражает, прежде всего, характер активности человека как субъекта и раскрывается в таких понятиях как свободный, самостоятельный, автономный, инициативный, творческий, оригинальный” [3]. Обобщённое определение субъектности, тяготеющее к философской трактовке даётся И.Б. Котовой и др. —Субъектность - новое качество индивидуального бытия, подразумевающее способность к самостоятельному жизнетворчеству, способность производить изменения в мире и в самом себе ... центральное образование человеческой реальности, интегрирующее такие ее характеристики, как активность, инициативность, творчество, самодетерминацию” и др. Определение субъектности, так или иначе, включают в себя категорию —активности”, преобразования, изменения окружающего мира и самого носителя субъектных характеристик. Другой особенностью определения субъектности выступает ее изменчивый непостоянный характер, невозможность существования без взаимодействия.

Включение категории —активность” в определения субъектности и рассмотрение —успешности” через данную категорию позволяют сделать предположение, что субъект-ность может являться детерминантой успешности личности. Аргументами данного предположения являются: активный преобразующий характер присущий успешности, стремление к самореализации и позитивное самоотношение, направленность на заранее определённые жизненные цели, рассмотрение успешности как некоего конструкта заключающего в себе личностный и социальный уровни. Наличие данных характеристик немыслимо без достижения определённого уровня личностной субъектности, так как главной её особенностью является способность к саморазвитию. Воздействия окружающих людей и других факторов способны лишь создать условия, способствующие или депривирующие развитие человека как субъекта.

Таким образом, субъектность проявляется как интегральная, иерархически организованная способность личности, каждый предыдущий уровень которой является основой и предпосылкой для становления и проявления последующего. Успешность, рассматриваемая как один из уровней иерархии, напрямую детерминируется личностной субъектностью, и проявляется как особый вид активности ориентированный на личностные смыслы. Выражение данных смыслов отражается в отношении к себе как к активному, творчески преобразующему действительность субъекту жизнидеятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Осницкий А.К. Проблема исследования субъективной активности.// Вопросы психологии. -1996. - №1.- С. 5-20.

2. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1993. - 66 с.

3. Татенко В.Л. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. - Т.16. - 1995. - № 3. - С.23-34.

Т.Ю. Лапшина

ИССЛЕДОВАНИЕ ОДИНОЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ГРУППОВОЙ (ТЮРЕМНОЙ) ИЗОЛЯЦИИ.

Феномен одиночества имеет сложную структуру, включает в себя множество форм, каждая из которых может по-разному переживаться людьми.

Существующие модели помощи людям, переживающим одиночество, наиболее разработаны зарубежными авторами. Данные модели, как правило, рассматривают одиночество как демографическую характеристику и предлагают изменения социальных условий (смена места жительства, профессии и т.д.) или направлены на комплексную психотерапию других, приводящих к одиночеству состояний [1]. Эти модели не всегда применимы к российскому обществу.

Особо следует отметить, что большинство авторов, обращающихся к изучению одиночества, считают его исключительно негативным явлением, и мало обращают внимание на его положительные стороны. Научная объективность требует, чтобы явление было рассмотрено в совокупности различных своих сторон. Иными словами, одиночество нельзя сводить к психическому состоянию с отрицательной модальностью переживаний. Это гораздо более сложный феномен, связанный с взаимодействием и взаимоотношениями человека с окружающей природной и социальной действительностью, приводящий к возникновению разнообразных психических состояний и переживаний. Анализ классических теорий, концепций и подходов позволяет говорить, что в большинстве из них одиночество традиционного рассматривается в контексте различных отношений и в связи с их деформацией (К. Маркс, Ф. Ницше, Д. Рисмен, Э. Фромм, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк и др.). Наибольшую известность среди психологических получили подходы к пониманию одиночества зарубежных авторов: психодинамический (З. Фрейд, Дж. Зил-бург, Х. Салливан, Э. Фромм, Ф. Фромм-Рейхман); интеракционистский (Р. Вейс); «интимный» (В.Дж. Дерлега, С.Т. Маргулис); когнитивный (Л.Э. Пепло, Д. Перлман); феноменологический (К. Роджерс); экзистенциальный (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Мустакас, В. Франкл, И. Ялом).

Неумение увидеть в одиночестве центральную проблему обусловлено несколькими факторами. Во-первых, одиночество не всегда рассматривается в качестве самостоятельного вопроса, прежде всего оно считается спутником других форм психологических дистрессов [5,6]; во-вторых, человек, не лишённый полной изоляции, не считается одиноким.

Анализ теории и эмпирических исследований (К. Рубинстайн, Ф. Шейвер,

В. Серма, Л.М. Хоровиц, К.А. Андерсон, Л. Пулккинен, Д.И. Янг, Ф. Фромм-Рейхман, М. Салливан, З.Н. Сафина, Н.М. Таланчук, В.Г. Асеев, Е.В. Бондаревская, В.С. Гершун-ский, В.В. Давыдов, И.С. Кон, О.Б. Долгинова, Н.В. Перешина) показал, что причины возникновения одиночества традиционны для объяснения многих психологических явлений: ситуационные и личностные [2, 3, 4]. Отметим, что единого мнения в понимании как объективных, так и субъективных факторов, определяющих предрасположенность к переживанию одиночества, нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.