Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ЛИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдуразакова Светлана Эдуардовна, Морозова Надежда Николаевна

В статье представлены исследования психологических особенностей профессиональной деформации преподавателей высшей школы. Сделаны выводы о необходимости профилактики и коррекции профессиональной деформации у преподавателей в условиях вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF HIGHER SCHOOL TEACHERS

The article presents studies of psychological features of professional deformation of higher school teachers. Conclusions are made about the need for prevention and correction of professional deformation among teachers in the conditions of the university.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

АБДУРАЗАКОВА С. Э., МОРОЗОВА Н. Н.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. В статье представлены исследования психологических особенностей профессиональной деформации преподавателей высшей школы. Сделаны выводы о необходимости профилактики и коррекции профессиональной деформации у преподавателей в условиях вуза.

Ключевые слова: профессиональная деформация, личность преподавателя, высшая школа, эмоциональное выгорание, профилактика.

ABDURAZAKOVA S. E., MOROZOVA N. N. PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF HIGHER SCHOOL TEACHERS

Abstract. The article presents a study of psychological features of professional deformation of higher school teachers. Conclusions are made about the need for prevention and correction of professional deformation among teachers in the conditions of the university.

Keywords: professional deformation, teacher's personality, higher school, emotional burnout, prevention.

Профессиональные деформации - сравнительно новый предмет изучения современной психологической науки. Данный феномен привлек внимание ученых в 90-е гг. ХХ столетия, при этом они рассматривали профессиональные деформации в контексте других понятий, таких как эмоциональное «выгорание», дезадаптация, профессиональная усталость и т.д.

Однако проблема профессиональных деформаций преподавателей высшей школы до настоящего времени является недостаточно изученной. При этом не вызывает сомнений тот факт, что каждодневная умственная работа преподавателя связана с большой нагрузкой на его психику, поскольку ежеминутно ставит перед ним все новые, иногда трудно разрешимые задачи, не оставляя времени на обдумывание и принятие удачного решения. У каждого преподавателя возникают ситуации, встреча с которыми или ожидание которых несет сильную эмоциональную окраску.

К изучению профессиональных деформаций обращались как отечественные, так и зарубежные ученые, в частности С. П. Безносов, Т. А. Жалагина, Э. Ф. Зеер [3; 5; 6].

Основоположником термина «профессиональная деформация» является социолог П. А. Сорокин, который подразумевал под ней негативное влияние профессиональной

1

деятельности на переживания и поведение человека. Данным автором также была предложена первая социологическая программа для изучения профессиональных деформаций [11].

А. К. Марковой, М. А. Беребиным и другими исследователями были описаны негативные последствия появлений деформаций: депрофессионализация, десоциализация, ухудшение качества жизни в целом [4].

Результаты исследований В. Г. Морогина и других позволяют сделать вывод, что наличие негативных последствий профессиональных деформаций может зависеть от направленности личности, ее жизненных ориентаций [8]. В настоящее время все чаще встречаются проявления профессиональных деформаций не только у опытных, но и у молодых специалистов.

Г. С. Абрамова пишет о том, что профессиональная позиция формируется в соответствии с тем, как профессионал относится к своей жизни в целом, как он относится к себе и к другим (положительно, негативно), какая у него самооценка [1].

В содержание феномена профессиональной деформации включают:

- синдром эмоционального выгорания;

- профессиональную депрессию;

- синдром хронической усталости и т. д. [1; 3].

Исходя даже из нескольких приведённых умозаключений, представляющих собой малую долю высказываний учёных, занимающихся проблемой профессиональной деформации, становится понятной её актуальность и своевременность проведения научных изысканий, способных дать ответы на множество возникающих по ней вопросов.

В связи с этим нами было осуществлено эмпирическое исследование, целью которого являлось изучение особенностей профессиональной деформации преподавателей вузов. В исследовании приняли участие 38 преподавателей (29 женщин и 9 мужчин) в возрасте от 29 до 62 лет с учеными степенями кандидата и доктора наук, стажем работы и преподаваемыми дисциплинами. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарева».

На первом этапе определялся уровень эмоционального выгорания у преподавателей с помощью методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, которая позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: напряжения, резистенции, истощения [12].

Применение методики диагностики эмоционального выгорания В. В. Бойко позволило получить следующие данные: у большинства преподавателей (71%) сформирована или находится на стадии формирования фаза резистенции эмоционального выгорания, также большое процентное значение имеет фаза напряжения (42%). Следует отметить, что были

2

выявлены респонденты, у которых сформированы все фазы эмоционального выгорания, однако это самый низкий процент (5%). В то же время у 18% респондентов не выявлена ни одна сформированная или находящаяся на стадии формирования фаза эмоционального выгорания.

Описанные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение респондентов в зависимости от уровня эмоционального выгорания

Фаза эмоционального выгорания Преподаватели высшей школы

Абс. %

Фаза напряжения (в т.ч. на стадии формирования) 16 42

Фаза резистенции (в т.ч. на стадии формирования) 27 71

Фаза истощения (в т.ч. на стадии формирования) 11 29

Все фазы сформированы 2 5

Ни одна фаза не сформирована 7 18

На следующем этапе эмпирического исследования изучался уровень коммуникативной толерантности преподавателей высшей школы с помощью методики диагностики коммуникативной толерантности В. В. Бойко [2] .

Результаты распределения испытуемых по уровню коммуникативной толерантности представлены в таблице 2.

Таблица 2

Распределение респондентов по результатам методики диагностики коммуникативной толерантности

Уровень толерантности Преподаватели высшей школы

Абс. %

Высокая 20 52

Средняя 18 48

Низкая 0 0

Итого 38 100

Из данных, представленных в таблице 2, видим, что у большинства преподавателей уровень коммуникативной толерантности находится на высоком уровне (52%). У остальных преподавателей уровень коммуникативной толерантности находится на среднем уровне (48%). По результатам исследования не было выявлено ни одного преподавателя, чей уровень коммуникативной толерантности находился бы на низком уровне.

Преподавателям с низким уровнем коммуникативной толерантности сложнее налаживать коммуникацию с коллегами и студентами, а профессиональная деятельность ими воспринимается как постоянный источник стресса. Именно поэтому в критических

ситуациях такие преподаватели принимают импульсивные, не взвешенные решения, у них снижена мотивация достижений, не проявляется склонность к самоанализу и самокритике [10].

Преподаватели со средним и высоким уровнем коммуникативной толерантности, напротив, лучше справляются со стрессом и лучше контролируют свое поведение, проявляют ответственность и добросовестность на работе. Они быстрее находят общий язык с коллегами и студентами, стараются избегать или конструктивно разрешать конфликты.

На следующем этапе исследования нами был проведен тест «Индекс жизненной удовлетворенности» в обработке Н. В. Паниной с целью определения удовлетворенности жизнью преподавателей высшей школы [7]. Данный тест позволяет определить общее психологическое состояние человека, степень его эмоционального комфорта и социально-психологической адаптированности. Методика также может быть использована для дифференцированной оценки особенностей стиля жизни, потребностей, мотивов, установок, ценностных ориентаций человека.

Результаты распределения респондентов по индексу жизненной удовлетворенности представлены в таблице 3.

Таблица 3

Распределение респондентов по результатам теста «Индекс жизненной удовлетворенности в обр. Н. В. Паниной»

Уровень жизненной удовлетворенности Преподаватели высшей школы

Абс. %

Низкий 23 61

Средний 5 13

Высокий 10 26

Итого 38 100

Согласно полученным данным, у большинства преподавателей высшей школы (60%) индекс жизненной удовлетворенности находится на низком уровне. Для людей с таким уровнем жизненной удовлетворенности характерны высокий уровень эмоциональной напряженности, низкая эмоциональная устойчивость, высокий уровень тревожности, низкая самооценка, отсутствие психологического комфорта и неудовлетворенность своей ролью в жизни [9].

Преподавателей с высоким уровнем жизненной удовлетворенности оказалось в два раза меньше - всего 26%. Для людей с таким результатом свойственна высокая самооценка, низкий уровень тревожности, низкий уровень эмоциональной напряжённости, удовлетворенность своей ролью в жизни, высокая эмоциональная устойчивость.

Изучая результаты проведенного исследования, можно сказать о том, что преподаватели ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» подвержены профессиональным деформациям.

Результаты исследования показали, что профессиональные деформации влияют на профессиональную деятельность преподавателя высшей школы, они отражаются на поведенческой, эмоциональной, когнитивной сферах жизни. Деформируется отношение к себе (низкая самооценка, отсутствие стремления к саморазвитию), к другим (низкий уровень коммуникативной толерантности) через изменение сущностных черт личности.

В результате обработки полученных данных с помощью ^критерия Фишера сделан вывод о том, что наиболее значимые различия выявляются по возрасту, стажу работы и преподаваемым дисциплинам. Такие критерии как пол и ученая степень не показали значимых различий.

У большинства преподавателей были выявлены признаки эмоционального выгорания: у 18% (7 чел.) не выявлена ни одна фаза эмоционального выгорания, у 5% преподавателей (2 чел.) все фазы эмоционального выгорания являются сформированными, у остальных преподавателей одна и более фаз сформированы или находятся на стадии формирования.

Также было выявлено, что для большинства преподавателей ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» характерны высокий уровень эмоциональной напряженности, низкая эмоциональная устойчивость, высокий уровень тревожности; данные характеристики чаще всего свойственны преподавателям с низким уровнем жизненной удовлетворенности. Результаты исследования указывают на то, что большинство преподавателей функционируют в модели профессиональных деформаций, поэтому актуальны мероприятия по ее профилактике или коррекции.

С целью решения проблем, связанных с профессиональной деформацией преподавателей высшей школы, были подготовлены рекомендации как для органов управления (руководства вузами, факультетами, кафедрами), так и для преподавателей. Необходимо внедрять:

1) повышение компетентности (социальной, психологической,

общепедагогической, предметной), которая неразрывно связана с мерами, принимаемыми на государственном уровне по повышению престижа преподавательской деятельности. Со стороны руководства важно обеспечивать ситуации успеха в педагогическом коллективе, повышать его сплоченность, развивать положительные традиции и обычаи, наставничество, создавать предпосылки для служебного продвижения и личностного роста сотрудников, их материальное вознаграждение и моральное стимулирование;

2) психологическое и педагогическое сопровождение молодых специалистов, помогающее снизить проявление негативных эмоций в начале карьеры и позволяющее молодым преподавателям адаптироваться в новой для них среде и к новому социальному статусу;

3) посещение тренингов и групповых занятий с психологом (интервизии) обеспечивает обмен опытом и помогает справиться с ситуациями, которые являются новыми в педагогической практике преподавателя, позволяют избежать критических ошибок, способных повлиять на эмоциональное состояние;

4) налаживание рационального режима работы и отдыха, направленное на предотвращение состояния хронической усталости;

5) прохождение тренингов личностного и профессионального роста преподавателей;

6) рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста;

7) развитие навыков самонаблюдения и рефлексии своего эмоционального и физического состояния;

8) овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самоанализа;

9) использование инновационных форм и технологий обучения, которые значительно упрощают работу преподавателей и делают данный процесс интересным и увлекательным не только для студентов, но и для преподавателей;

10) индивидуальная работа с психологом в форме консультирования, психотерапии, психокоррекции, направленная на снижение уровня агрессивности, повышение эмоциональной стабильности, диалогизацию общения, формирование адекватной самооценки, преодоление других проявлений профессиональных деформаций;

11) использование хобби, как вида деятельности, которая развивает творческие способности и дает возможность самореализации, а также позволяет отдохнуть от работы и расслабится.

Таким образом, результаты исследования показали, что профессиональные деформации преподавателей вузов проявляются в сфере их коммуникативной деятельности, отношении к себе и другим через изменение сущностных черт личности. В настоящее время многие преподаватели функционируют в модели профессиональных деформаций, поэтому большое значение приобретают мероприятия по их профилактике и коррекции как часть системы профессионального развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г. С. Практическая психология. Учебник для студентов вузов. - Изд. 6-е., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2001 - 480 с.

2. Бойко В. В. Коммуникативная толерантность: метод. пособие. - СПб.: СПбМАПО, 2015. - 365 с.

3. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности: подходы, концепции, методы: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. - СПб., 1997. - 34 с.

4. Беребин М. А., Вассерман Л. И. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ. Пособие для врачей и психологов. - СПб.: Изд-во Психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева, 1997. - 52 с.

5. Жалагина Т. А. Профессиональная деформация преподавателя вуза: структура и содержание. - Тверь, 2002. - 120 с.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 416 с.

7. Кроника А. Lifeline и другие новые методы психологии жизненного пути / под ред. А. А. Кроника. - М. : Прогресс, 1993. - 230 с.

8. Морогин В. Н. Экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности: теория и практика: автореферат дис. ... д-ра психол. наук. - Томск, 1999. - 22 с.

9. Рассказова Е. И. Методика оценки качества жизни и удовлетворенности: психометрические характеристики русскоязычной версии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2012. - № 4. - С. 81-90.

10. Семенова Е. М. Психологическая характеристика личности с разным уровнем развития коммуникативной толерантности // Ярославский педагогический вестник. -2012. - № 1. - С. 244-249.

11. Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. - М.: Наука, 1994. - 560 с.

12. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Диагностика эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко) [Электронный ресурс] // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - Режим доступа: https://world-psychology.ru/diagnostika-emocionalnogo-vygoraniya-lichnosti-v-v-bojko/ (дата обращения 12.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.