Научная статья на тему 'Психологические особенности профессионально личностного самоопределения старшеклассников'

Психологические особенности профессионально личностного самоопределения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION / PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE / MOTIVATION / SELF-ASSESSMENT / LEVEL OF CLAIMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шевцова Татьяна Станиславовна, Ткацкая Анастасия Сергеевна

Статья посвящена исследованию различий в уровне самооценки, притязаний и профессионально-значимой мотивации учащихся старших классов с различной степенью затруднений выбора будущей профессии. Полученные результаты исследования указывают на необходимость осуществления комплексного психологического сопровождения профессионально-личностного самоопределения с учетом индивидуально-личностных особенностей учащихся старших классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шевцова Татьяна Станиславовна, Ткацкая Анастасия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOL GRADUATES

This article describes a research of differences in the level of a self-assessment, claims and professional motivation of school graduates with various extent of difficulties of the choice of future profession. The result of this research revealed that the complex psychological support of professional and personal self-determination of high school students including their individual characteristics is required.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности профессионально личностного самоопределения старшеклассников»

Социально-психологические аспекты практики социальной работы: сборник трудов. - 2016. - С. 338 - 342.

4. Мазаева Н.А. Психологические формы преодоления стресса пожилыми пациентами / Н.А. Мазаева, Т.М. Сиряченко, Л.И. Пекарская, В.Ю. Зорин // Сборник ММА им. И. М. Сеченова. - М., 2000. - С. 45 - 57.

5. Митина Г.В. Субъективная оценка психоэмоционального состояния пожилых людей / Г.В. Митина, Э.Ш. Шаяхметова, О.М. Макушкина // Образование и здоровье в XXI веке. - 2018. - Т. 20. - №3. - 44 - 49.

6. Собчик Л.Н. МЦВ - метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера: практическое руководство / Л.Н. Собчик. - СПб.: Изд-во «Речь», 2001. - 112 с.

7. Челышева Ю.В. Психологическое здоровье специалиста социальной сферы: коллективная монография / авторский коллектив под науч. ред. Н.К. Баклановой и Ю.В. Челышевой. - М.: МГПУ, 2014. -С. 93 - 100.

Психология

УДК 159.9.

кандидат психологических наук, доцент Шевцова Татьяна Станиславовна

Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики (г. Тюмень); студент Ткацкая Анастасия Сергеевна

Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики (г. Тюмень)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию различий в уровне самооценки, притязаний и профессионально-значимой мотивации учащихся старших классов с различной степенью затруднений выбора будущей профессии. Полученные результаты исследования указывают на необходимость осуществления комплексного психологического сопровождения профессионально-личностного самоопределения с учетом индивидуально-личностных особенностей учащихся старших классов.

Ключевые слова: профессионально-личностное самоопределение, психологическое сопровождение, мотивация, самооценка, уровень притязаний.

Annotation. This article describes a research of differences in the level of a self-assessment, claims and professional motivation of school graduates with various extent of difficulties of the choice of future profession. The result of this research revealed that the complex psychological support of professional and personal self-determination of high school students including their individual characteristics is required.

Keywords: professional and personal self-determination, psychological maintenance, motivation, self-assessment, level of claims.

Введение. Исследование проблемы формирования профессионального самоопределения старших школьников в отечественной психологической и педагогической науке можно условно разделить на 4 основных этапа:

1. Начало 20-х - конец 30-х годов - зарождение и становление профессиональной ориентации, поиски форм и методов профориентационной работы, осмысление накопленного практического материала. В этот период писали научные труды В.М.Бехтерев, Г.Ю. Малис, А.П. Болтунов, Н.Д. Левитов, Н.А. Рыбников, А.И. Щербаков. Исследованиями и практическими разработками по психотехнике в 20-30 годы занимались А.Т. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, Ф.Р. Дунаевский, И.Н. Шпильрейн и др.).

2. Конец 30-х - конец 50-х годов - происходит уход от решения этой проблемы, незначительное участие учёных в профориентационном процессе.

3. Начало 60-х - 80-х годов - происходит изучение проблемы психологической готовности к профессиональному самоопределению в подростковом и юношеском возрасте, заложены основы профессионального обучения. Ученые периода - А.Н. Волковский [2], Б.А. Федоришин, A.M. Голомшток [3], Е.А. Климов [5], П.Р. Аутов [1], В.А. Поляков [7], Л.В. Ботякова, М.С. Савина, А.Д. Сазонов [8], Н.Н. Чистякова [9].

4. 80-е - 90-е годы - приоритетным направлением исследований становится проблема формирования профессиональной направленности личности обучаемого. Исследователями отмечалось, что формирование профессионально важных качеств личности обучаемого во многом определяется развитием его интереса к профессии как основного мотива деятельности (А.Г. Здравомыслов [4], И.Г. Кокурина, В.Б. Ольшанский [6], А.Л. Свенцицкий, В.А. Ядов [10]).

Однако в начале 21 века происходит массовый спад работ на эту тему, при этом образование стало ориентироваться не только на общественные потребности, но и на индивидуальные потребности учащихся.

В условиях современной социально-экономической ситуации изучение личностных особенностей самооценки и мотивации профессионально-личностного самоопределения старшеклассников является одной из актуальных проблем междисциплинарного характера. Затруднения выбора будущей профессии являются распространённой и актуальной проблемой профессионально-личностного самоопределения учащихся старших классов.

Изложение основного материала статьи. С целью выявления различий в уровне самооценки, притязаний и профессионально-значимой мотивации у старшеклассников с различной степенью затруднений профессионально-личностного самоопределения было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование. В рамках данного исследования нами были выдвинуты следующие гипотезы:

Гипотеза 1. У старшеклассников, имеющих затруднения в выборе профессии, чаще преобладают внешние отрицательные мотивы выбора профессии, чем у старшеклассников, не имеющих затруднений.

Гипотеза 2. У старшеклассников, имеющих затруднения в выборе профессии, реже преобладают внутренние индивидуально и социально значимые мотивы выбора профессии, чем у старшеклассников, не имеющих затруднений.

Гипотеза 3. Старшеклассники, имеющие затруднения в выборе профессии, чаще имеют неадекватный уровень самооценки, чем старшеклассники, не имеющие затруднений.

Гипотеза 4. Старшеклассники, имеющие затруднения в выборе профессии, чаще имеют неадекватный уровень притязаний, чем старшеклассники, не имеющие затруднений.

Гипотеза 5. Существует корреляционная взаимосвязь между уровнем самооценки и выраженностью внешних отрицательных мотивов у старшеклассников.

Гипотеза 6. Существует корреляционная взаимосвязь между уровнем притязаний и выраженностью внешних отрицательных мотивов у старшеклассников.

В исследовании приняло участие 89 учащихся (16 - 17 лет) 11-х классов МАОУ СОШ № 88 г. Тюмени. Для проверки выдвигаемых гипотез были сформированы две группы для сравнения. В первой группе 38 школьников (20 юношей и 18 девушек), во второй - 51 школьник (27 девушек и 25 юношей). Критерием деления выступает степень затруднений при профессиональном самоопределении. Первую экспериментальную группу (ЭГ) составили старшеклассники, имеющие затруднения в выборе будущей профессии, во вторую контрольную группу (КГ) вошли старшеклассники, самостоятельно определившиеся с профессиональным выбором без особых затруднений.

Психодиагностические методики: «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова), диагностика уровня самооценки и притязаний Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан. Методы математической статистики (критерий Манна-Уитни, критерий «Угловое преобразование Фишера», коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

Для проверки 1 и 2 гипотез мы провели исследование мотивации выбора профессии с помощью методики «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова).

Полученные результаты диагностики представлены в таблице 1.

Таблица 1

Средние значения мотивов выбора профессии

Мотивы 1 группа (ЭГ) 2 группа (КГ)

среднее ст. отклон. среднее ст. отклон.

индивидуально значимые 14,63 4,55 18,63 3,92

социально значимые 14,84 4,69 17,90 4,19

внешние положительные 15,24 3,70 16,84 4,15

внешние отрицательные 13,29 3,51 10,24 3,31

В ходе исследования было определено, что преобладающими мотивами у подростков с несформированным профессионально-личностным самоопределением выступают внешние положительные (15,24), социально значимые (14,84), а также индивидуально-значимые мотивы (14,63). Наименьший уровень выраженности имеют внешние отрицательные мотивы (13,29). В контрольной группе наиболее высокие значения диагностируются по показателям индивидуально значимой мотивации (18,63), социально-значимых мотивов (17,90), а также внешней положительной мотивации (16,84). Наименьший уровень имеет внешняя отрицательная мотивация (10,24).

В целом, можно говорить о том, что для старшеклассников, не имеющих трудностей в профессионально-личностном самоопределении характерным является преобладание внутренней мотивации, тогда как для старшеклассников с несформированным профессионально-личностным самоопределением характерна тенденция к проявлению внешней мотивации.

Результаты, характеризующие количество участников с различными преобладающими уровнями мотивов выбора профессии среди старшеклассников, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Число участников с преобладанием различных мотивов выбора профессии

Преобладающий мотив всего участвовало ЭГ КГ

чел. % чел. % чел. %

индивидуально значимые 26 29% 7 18% 19 37%

социально значимые 25 28% 8 21% 17 33%

внешние положительные 27 30% 14 37% 13 26%

внешние отрицательные 11 13% 9 24% 2 4%

итого 89 100 38 100 51 100

37% участников ЭГ характеризуются преобладанием внешней положительной мотивации, тогда как в КГ внешняя положительная мотивация преобладает у 26% участников. Применительно внешней отрицательной мотивации определено, что 24% участников ЭГ и 4% участников КГ имеют преобладающую внешнюю отрицательную мотивацию. Индивидуально значимые мотивы являются преобладающими у 18% участников ЭГ, а также у 37% участников КГ. Социально значимая мотивация диагностируется у 21% участника ЭГ и у 33% участников КГ.

Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о том, что у старшеклассников, которые определились с профессиональным выбором, преобладает внутренняя индивидуально и социально значимая мотивация, они ориентированы в значительной степени на внутреннее содержание профессиональной деятельности, а также на высокий уровень значимости выбранной профессиональной деятельности. Для старшеклассников, которые не определились с выбором профессии, напротив, наибольшую значимость имеют внешние по отношении к будущей профессиональной деятельности мотивы. Результаты проверки достоверности различий в показателях мотивации выбора профессии в двух группах исследования с использованием критерия Манна-Уитни представлены в таблице 3.

Таблица 3

Различия по показателям мотивов выбора профессии

Сумма рангов, ЭГ Сумма рангов, КГ U P

Внутренние индивидуально значимые мотивы 1248,50 2756,50 507,50 <0,01

Внутренние социально значимые мотивы 1351,00 2654,00 610,00 <0,01

Внешние положительные мотивы 1478,50 2526,50 737,50 0,06

Внешние отрицательные 2164,50 1840,50 514,50 <0,01

Установлены статистически достоверно значимые различия между старшеклассниками из ЭГ и КГ по показателям внутренних индивидуально значимых, социально значимых и внешних отрицательных мотивов выбора профессии (при p<0,01). Старшеклассники, имеющие сформированное профессионально-личностное самоопределение, достоверно чаще при выборе профессии руководствуются преобладающими внутренними индивидуально и социально-значимыми мотивами, и достоверно реже руководствуются преобладающими внешними отрицательными мотивами. В ЭГ достоверно чаще преобладают внешние отрицательные мотивы выбора профессии и достоверно реже внутренние индивидуально и социально значимые мотивы выбора профессии. Гипотеза 1 и 2 подтверждены.

Определив особенности мотивации выбора профессии у старшеклассников, обратимся к анализу особенностей самооценки и уровня притязаний.

Для проверки гипотезы 3 - «Старшеклассники, имеющие затруднения в выборе профессии, чаще имеют неадекватный уровень самооценки, чем старшеклассники, не имеющие затруднений» и гипотезы 4 -«Старшеклассники, имеющие затруднения в выборе профессии, чаще имеют неадекватный уровень притязаний, чем старшеклассники, не имеющие затруднений», мы провели исследование самооценки и уровня притязаний у старшеклассников с помощью диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.

Результаты диагностики уровня самооценки представлены в таблице 4.

Таблица 4

Число участников с различными уровнями самооценки

всего участвовало ЭГ КГ

чел. % чел. % чел. %

неадекватно завышенная 28 31% 16 42% 12 24%

высокая адекватная 23 26% 7 18% 16 31%

средняя адекватная 23 26% 6 16% 17 33%

неадекватная заниженная 15 17% 9 24% 6 12%

итого 89 100% 38 100% 51 100%

В ходе исследования было показано, что для участников ЭГ характерным является большое число участников с неадекватно завышенным уровнем самооценки (42%) по сравнению с участниками КГ (24%). Данное обстоятельство позволяет говорить о том, что старшеклассники, которые не определились с профессиональным выбором имеют не совсем адекватное представление о собственных качествах и способностях. Высокий адекватный уровень самооценки диагностируется у 18% участников ЭГ, а также у 31% участников КГ. Эти старшеклассники достаточно объективно оценивают собственные качества и способности, причем оценка их преимущественно положительная. Средняя адекватная самооценка диагностируется у 16% участников ЭГ, а также у 33% участников КГ. Определено, что неадекватная заниженная самооценка диагностируется у 24% участников ЭГ, а также у 12% участников КГ. Эти старшеклассники характеризуются неадекватной и преимущественно негативной оценкой собственных

качеств и характеристик. В ЭГ неадекватный уровень самооценки имеют 66% учащихся, тогда как в КГ неадекватный уровень самооценки диагностируется только у 34%.

Результаты проверки достоверности различий числа участников, имеющих адекватный и неадекватный уровни самооценки, с использованием критерия «Угловое преобразование Фишера» представлены в таблице 5.

Таблица 5

Достоверность различий по показателям адекватности самооценки

Группы Есть эффект -«неадекватная самооценка» (кол-во чел.) Нет эффекта -«неадекватная самооценка» (кол-во чел.) Суммы ф*эмп. Р

ЭГ 25 (65.8%) 13 (34.2%) 38 (100%) 2.893 <0,01

КГ 18 (35.3%) 33 (64.7%) 51 (100%)

Группы исследования на статистически достоверном уровне различаются по числу участников, которые имеют неадекватный уровень самооценки (р<0,01). Можно сделать вывод, что в группе подростков, которые не определились с профессиональным выбором достоверно большее число участников с неадекватным уровнем самооценки, тогда как в группе подростков, которые сделали свой профессиональный выбор -большее число участников с адекватным уровнем самооценки. Гипотеза 3 подтверждена.

Результаты диагностики особенностей уровня притязаний у старшеклассников в двух группах исследования представлены в таблице 6.

Таблица 6

Число участников с различными уровнями притязаний

всего участвовало ЭГ КГ

чел. % чел. % чел. %

Неадекватно завышенный 31 35% 18 47% 13 25%

Высокий адекватный 25 28% 6 16% 19 37%

Средний адекватный 15 17% 4 11% 11 22%

Неадекватно заниженный 18 20% 10 26% 8 16%

итого человек 89 100 38 100 51 100

Неадекватно завышенный уровень уровня притязаний диагностируется у 47% подростков из ЭГ, а также у 25% старшеклассников - членов КГ. Высокие адекватные значения уровня притязаний диагностируются у 16% подростков из ЭГ, а также у 37% участников КГ. Отмечается, что в группе подростков, которые имеют низкий уровень профессионально-личностного самоопределения у четырех участников (11%) выявлен средний адекватный уровень притязаний, тогда как в КГ средний адекватный уровень имеют 22% участников. Неадекватно заниженный уровень притязаний диагностируется у 26% участников ЭГ, а также у 16% участников КГ. В ЭГ неадекватный уровень притязаний имеют 74% учащихся, тогда как в КГ неадекватный уровень самооценки диагностируется только у 41%.Результаты проверки достоверности различий числа участников, имеющих адекватный и неадекватный уровни притязаний, с использованием критерия «Угловое преобразование Фишера» представлены в таблице 7.

Таблица 7

Достоверность различий по показателям адекватности уровня притязаний

Группы Есть эффект - «неадекватный уровень притязаний» (кол-во чел.) Нет эффекта -«неадекватный уровень притязаний» (кол-во чел.) Суммы ф*эмп. Р

ЭГ 28 (73.7%) 10 (26.3%) 38 (100%) 3.131 <0,01

КГ 21 (41.2%) 30 (58.8%) 51 (100%)

Результаты статистического анализа позволяют говорить о том, что две группы исследования на статистически достоверном уровне различаются по числу участников, которые имеют неадекватный уровень притязаний (р<0,01).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные обстоятельства позволяют говорить о том, что в ЭГ число подростков с неадекватным уровнем притязаний, которые не сделали профессионального выбора больше, чем в КГ. С другой стороны, в группе подростков, которые сделали профессиональный выбор, достоверно больше участников с адекватным уровнем притязаний. Гипотеза 4 подтверждена.

Для проверки гипотезы 5 «Существует корреляционная взаимосвязь между уровнем самооценки и выраженностью внешних отрицательных мотивов у старшеклассников» и гипотезы 6 «Существует корреляционная взаимосвязь между уровнем притязаний и выраженностью внешних отрицательных мотивов

у старшеклассников» была выполнена процедура корреляционного анализа с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Результаты статистического анализа представлены в таблице 8 для ЭГ и в таблице 9, для КГ.

Таблица 8

Результаты корреляционного анализа самооценки и показателей мотивации профессионального

выбора в ЭГ (при р=0,05)

Уровень самооценки Уровень притязаний

Внутренние индивидуально значимые мотивы -0,08 -0,07

Внутренние социально значимые мотивы -0,08 -0,10

Внешние положительные мотивы -0,001 0,04

Внешние отрицательные -0,33 -0,24

Результаты корреляционного анализа позволяют заключить, что существует статистически достоверная отрицательная умеренная корреляция показателей самооценки и показателей внешней отрицательной мотивации профессионального выбора (г=-0,33). Можно заключить, что у старшеклассников, которые не определились с профессиональным выбором, при увеличении значения уровня самооценки, вероятно, будет диагностироваться снижение значения внешней отрицательной мотивации профессионального выбора и наоборот. Других, статистически значимых корреляций между показателями, не выявлено.

Таблица 9

Результаты корреляционного анализа показателей мотивации профессионального выбора и

самооценки в КГ (при р=0,05)

Уровень самооценки Уровень притязаний

Внутренние индивидуально значимые мотивы -0,07 -0,07

Внутренние социально значимые мотивы -0,26 -0,25

Внешние положительные мотивы 0,04 0,04

Внешние отрицательные -0,30 -0,27

В КГ выявлена корреляция, сходная с полученной корреляцией в ЭГ. Можно заключить, что существует статистически достоверная отрицательная умеренная корреляция между показателем уровня самооценки и показателем внешней отрицательной мотивации (г=-0,30). Таким образом, у старшеклассников, которые определились с профессиональным выбором, при увеличении значения уровня самооценки, вероятно, будет диагностироваться снижение значения внешней отрицательной мотивации профессионального выбора и наоборот. Других, статистически значимых корреляций между показателями, не выявлено. Гипотеза 5 подтверждена, а гипотеза 6 отклоняется. Самооценка может рассматриваться как значимый фактор мотивации профессионального выбора, то есть неконструктивный вариант мотивации - внешняя отрицательная мотивация имеет взаимосвязь с показателем самооценки безотносительно степени затруднений профессионального выбора старшеклассников.

Выводы. Существуют выраженные различия в мотивации выбора профессии, уровне самооценки и притязаний у старшеклассников с трудностями профессионального выбора по сравнению со старшеклассниками, которые такого рода трудностей не имеют. В частности, у старшеклассников, имеющих затруднения в выборе профессии, чаще преобладают внешние отрицательные мотивы выбора профессии и реже - внутренние индивидуально и социально значимые мотивы, чем у старшеклассников, не имеющих затруднений.

Определено, что в группе подростков, которые не определились с профессиональным выбором, достоверно больше число участников с неадекватной самооценкой, тогда как в группе подростков, которые сделали свой профессиональный выбор - большее число участников с адекватным с уровнем самооценки. Выявлено, что число подростков с неадекватным уровнем притязаний у подростков, которые не сделали профессионального выбора больше, чем в контрольной группе. С другой стороны, в группе подростков, которые сделали профессиональный выбор, достоверно больше участников с высоким адекватным уровнем притязаний. Это говорит о том, что старшеклассники, имеющие затруднения в выборе профессии, чаще имеют неадекватный уровень самооценки и притязаний, чем старшеклассники, не имеющие затруднений.

Существует отрицательная корреляционная связь между показателями самооценки и показателями внешних отрицательных мотивов выбора профессии у старшеклассников.

Полученные в ходе исследования данные убедительно свидетельствуют о необходимости целенаправленной формирующей деятельности, направленной на психологическое сопровождение профессионально-личностного самоопределения у старшеклассников с учетом их индивидуально-личностных особенностей - уровня самооценки и притязаний, профессионально-значимой мотивации.

Литература:

1. Аутов П.Р., Кальпей В.А.: Школа и труд. - М.: Педагогика, 1987.

2. Волковский А.Н. О системе профориентации учащихся восьмилетней школы. Советская педагогика. -1963. - №8.

3. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. А.Е. Голомшток. - М.: Просвещение, 1979. - 235 с.

4. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности / Социология в СССР: Том 2. - М.: Мысль, 1965.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону. «Феникс», 2006. — 428 с.

6. Ольшанский В.Б. Личность и её социальные ценности / Социология в СССР: В 2-х томах: Том 1. - М.: Мысль, 1965.

7. Поляков В.А. Технология карьеры. - М.: Дело ЛТД, 1995. - 128 с.

8. Сазонов А.Д., Калугин Н.И., Меньшиков А.П. и др., Профессиональная ориентация молодежи. - М.: Высшая школа. - 1989. - 272 с.

9. Чистякова С.Н. Выбор профессии: оценка готовности школьников / С.О. Кропивянская, П.С. Лернер и др.; под ред. С.Н. Чистяковой. М.: ВАКО, 2009. — 160 с.

10. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методические проблемы социальной психологии. М., 1975.

Психология

УДК 355.232.6:37.012 ББК Ц909р3-Ов

кандидат технических наук, доцент Штерензон Вера Анатольевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» (г. Екатеринбург), Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, начальник кафедры Худякова Светлана Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (г. Екатеринбург); старший преподаватель Шпаньков Андрей Владимирович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (г. Екатеринбург)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОЖАРНОЙ И ТЕХНОСФЕРНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования мотивов обучения в вузе и мотивов выбора будущей профессиональной деятельности курсантами 1 курса Уральского института ГПС МЧС России. На основании исследований авторы предлагают рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательной работы с курсантами во время их обучения в вузе МЧС.

Ключевые слова: мотив, мотивация обучения в вузе, мотивация профессиональной деятельности, профессиональная подготовка, пожарная безопасность, техносферная безопасность.

Annotation. The article presents the results of the study of the motives of training in high school and the motives for the choice of future professional activity of the 1st year cadets of the Ural Institute of EMERCOM of Russia, based on research, the authors offer recommendations for psychological and pedagogical support of educational work with students during their training at the Institute.

Keywords: motive, motivation, motivation of training in higher education, motivation of professional activity, vocational training, fire safety, technosphere safety.

Введение. Последние столетия человечество столь интенсивно преобразовывало окружающую его природную экосистему, что это привело к созданию новой искусственной среды - техносферы, которая взаимодействует с окружающей человека естественной природной средой, и это взаимодействие может быть сегодня неразрушительным только при участии и под надзором человека. Современный научно-технический прогресс создаёт всё большее количество разнородных и противоречивых по своим последствиям средств и технологий, что сделало необходимым возникновение техносферной безопасности в добавление к имеющейся уже сотни лет пожарной безопасности.

Увеличивающееся с каждым годом количество пожаров и катастроф техногенного и природного характера [1], необходимость противостояния этой тенденции, важность прогнозирования во времени и пространстве событий и их последствий являются главными аргументами для усиления внимания к вопросам повышения качества профессиональной подготовки бакалавров и специалистов пожарной и техносферной безопасности. Обычно при подготовке специалистов и бакалавров пожарной и техносферной безопасности основной упор делается на формирование тех профессиональных компетенций, которые позволяют в сжатые сроки, качественно и минимальными потерями справляться с последствиями пожаров, природных и техногенных катастроф. Несмотря на то, что сегодня созданы и используются различные роботизированные и автоматизированные комплексы в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф, центральное место всё равно отводится человеку - сотруднику МЧС. Статистика пожаров и чрезвычайных ситуаций [1] является свидетельством того, что постоянно растет социальная, психологическая, информационная нагрузка на сотрудника ГПС МЧС. Это связано с необходимостью быстрой адаптации к изменениям требований к интеллектуально-психологическому потенциалу сотрудников указанной сферы деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.