общая психология
general psychology
©CD
Ц) Check for updates
Оригинальное эмпирическое исследование
EDN: UUKIPN
УДК 159.9
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-84-91
Психологические особенности подростков с разной степенью выраженности склонности к интернет-аддикции
Анастасия О. Гостева1 , Екатерина В. Веденеева2 , Дарья С. Осетрова1
'Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация 2Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация ' [email protected]
Аннотация
Введение. Статья посвящена изучению психологических особенностей современных подростков с разной выраженностью склонности к интернет-аддиктивному поведению. В ходе исследования был обобщен теоретический и эмпирический материал, касающийся проблемы отклоняющегося поведения. Также были выявлены индивидуально-психологические особенности подростков и влияние различной степени выраженности интернет-аддик-ции на смысложизненные ориентации молодых людей. Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые сформулирован и апробирован пакет психологических диагностических методик, направленных на изучение смыложизненных ориентаций подростков с интернет-аддикцией.
Цель. Изучить психологические особенности подростков с разной степенью выраженности склонности к интернет-аддикции.
Материалы и методы. В рамках эмпирического исследования были использованы следующие стандартизированные методики: опросник «Поведение в Интернете» А. Е. Жичкиной, методика «Опросник исследования уровня агрессивности Басса-Дарки», «Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)» Д. А. Леонтьева, методика «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка. Математическая обработка полученных данных проводилась с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Данные обрабатывались при помощи компьютерной программы «SPSS» 17.0 for Windows».
Результаты исследования. В качестве респондентов выступили 120 подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях города Ростова-на-Дону. В результате проведенного исследования было выявлено, что показатели агрессии наименее выражены у подростков, склонных к интернет-аддикции. У респондентов без склонности к аддиктивному поведению тревожность и фрустрация выявлены в наименьшей степени. Обсуждение результатов. У группы интернет-зависимых подростков практически все основные аспекты личности имеют низкие показатели, в чем отражается отрицательное влияние Интернета на формирование индивидуально-психологических особенностей лиц подросткового и юношеского возраста. Нашла подтверждение гипотеза о том, что склонность к интернет-аддикции подростков может быть связана с особенностями смысло-жизненных ориентаций.
Ключевые слова: интернет-аддикция, интернет-зависимость, виртуальная зависимость, аддиктивное поведение
Для цитирования. Гостева, А. О., Веденеева, Е. В., и Осетрова, Д. С. (2024). Психологические особенности подростков с разной степенью выраженности склонности к интернет-аддикции. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 7(4), 84-91. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-84-91
© Гостева А.О., ВеденееваЕ.В., Осетрова Д.С., 2024
Original Empirical Research
Psychological characteristics of Adolescents with Varying Degrees of Tendency to Internet addiction
Anastasia O. Gosteva' , Ekaterina V. Vedeneeva2 , Daria S. Osetrova1
'Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation 2Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation ' agosteva.dstu@yande\.ru
Abstract
Introduction. This article is dedicated to studying psychological characteristics of modern adolescents with different severity of the tendency to Internet addictive behavior. In the course of the study, theoretical and empirical material concerning the problem of deviant behavior was generalized. Also, individual psychological characteristics of adolescents and the influence of varying degrees of severity of Internet addiction on young people's meaning of life orientations were identified. The novelty of this study lies in the fact that for the first time, a set of psychological diagnostic techniques aimed at studying the meaningful orientations of adolescents with Internet addiction was formulated and tested. Purpose. Studying psychological characteristics of adolescents with varying degrees of tendency to Internet addiction. Materials and Methods. As part of the empirical study, the following standardized methods were used: the questionnaire "Behavior on the Internet" by A. E. Zhichkina, the methodology "Questionnaire for studying the level of aggressiveness of Bass-Darka", "Test of meaningful life orientations (SMO)" by D. A. Leontiev, the methodology "Self-assessment of mental states" by G. Eysenck. Mathematical processing of the obtained data was carried out using the Spearman rank correlation coefficient. The data was processed using the computer program "SPSS" 17.0 for Windows". Results. The respondents were 120 teenagers studying in general education institutions of the city of Rostov-on-Don. As a result of the study, it was found that the indicators of aggression are least pronounced in adolescents prone to Internet addiction. In respondents without a tendency to addictive behavior, anxiety and frustration were found to be the least. Discussion. In the group of Internet-dependent adolescents, almost all the main aspects of personality show low indicators, which reflects negative impact of the Internet on formation of individual psychological characteristics of adolescents. The hypothesis of adolescents' tendency to Internet addiction being associated with peculiarities of meaningful life orientations has been confirmed.
Keywords: Internet addiction, Internet addiction, virtual addiction, addictive behavior
For Citation: Gosteva, A. O., Vedeneeva, E. V., & Osetrova, D. S. (2024). Psychological characteristics of adolescents with varying degrees of tendency to Internet addiction. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology, 7(4), 84-91. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-84-91
Введение
Последние несколько лет значимость интернет-пространства стремительно возрастает: все больше сфер жизнедеятельности человека переходит в цифровое пространство. Использование Интернета подростками, кроме преимуществ, имеет последствия негативного характера. Интернет-зависимость у подростков часто искажает действительность, полностью заменяя ее большей частью времяпровождения в Интернете (Тушнова и Басенкова, 2022). В контексте рисков современного мира, проблему интернет-аддикции молодых людей можно назвать одной из наиболее актуальных проблем, имеющей большое прикладное значение (Hannan et al., 2023). В подавляющем большинстве в настоящее время к зависимости от Интернета подвержены подростки и юноши. Именно эта категория людей, по мнению ученых, подвержена Интернет-зависимому поведению (Понизовский и др., 2021). Остается малоизученным вопрос о том, какими психологическими особенностями обладают подростки с разной степенью выраженности склонности к Интернет-аддикции. В этой связи, в рамках эмпирического исследования согласно заявленной теме нами была поставлена следующая цель исследования - изучить психологические особенности подростков с разной степенью выраженности склонности к интернет-аддикции. Нами были выдвинуты следующие гипотезы исследования:
1. Возможно, склонность к интернет-аддикции подростков может быть связана с особенностями смысложиз-ненных ориентаций;
2. Вероятно, подростки с разной степенью выраженности склонности к интернет-аддикции могут различаться в своих индивидуально-психологических особенностях.
Материалы и методы
В исследовании были применены следующие психодиагностические методики:
- Методика «Шкала Интернет-зависимости» А. Е. Жичкиной;
- Методика «Опросник исследования уровня агрессивности Басса-Дарки». Методика состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Создатели методике выделили два вида враждебности
(обида и подозрительность) и пять видов агрессии (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия);
- Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева. Целью данной методики является изучение смысложизненных ориентаций личности. Испытуемый должен был выбрать наиболее подходящее для него одно из двух противоположных утверждений;
- Тест «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка.
Процедура исследования носила характер групповой работы. Прохождение всех этапов исследования с одним респондентом занимало примерно 2 часа. Репрезентативность выборки определяется количеством участников (необходимой и достаточной выборкой).
Результаты исследования
Объектом эмпирического исследования выступили подростки с разной степенью выраженности склонности к ин-тернет-аддикции. В настоящем исследовании по желанию приняли участие 120 подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях города Ростова-на-Дону. Вся выборка респондентов была разделена нами на 3 группы в зависимости выраженности склонности к интернет-аддикции: 1 группа - интернет-зависимые (35 человек); 2 группа - склонные интернет-аддикции (42 человека); 3 группа - несклонные к интернет-аддикции (43 человека).
С помощью методики «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка, мы определили уровни таких психических свойств, как агрессивность, фрустрация, ригидность и тревожность. Результаты представлены на рисунке 1, где каждый блок соответствует одному из четырех определяемых психических состояний.
Рисунок 1
Усредненные результаты исследования по методике Г. Айзека «Самооценки психических состояний»
9
Тревожность Фрустрация Агрессивность Ригидность
■ Зависимые ■ Склонные ■ Не склонные
Данные диаграммы показывают, что показатели всех 3-х групп испытуемых находятся в пределах нормы. Тревожность и фрустрация выявлены наименьшим образом в группе несклонных к интернет-зависимости подростков, а показатели агрессии в группе зависимых подростков. У респондентов всей выборки ригидность отсутствует.
Диагностическое исследование смысложизненных ориентаций подростков и юношей с разной степенью ин-тернет-аддикции мы провели при помощи методики СЖО Д. А. Леонтьева. Были получены следующие результаты, которые представлены на диаграмме рисунка 2.
Анализируя полученные данные по всем субшкалам методики СЖО, можно заключить, что показатели несклонных к интернет-зависимости подростков выше, чем у респондентов двух других групп. Испытуемые имеют низкий показатель по шкале «Цели в жизни», что говорит о том, что они живут сегодняшним днем, не строя долгосрочных планов. Восприятие самого процесса жизни отличается в группе подростков с интернет-зависимостью, что говорит о неудовлетворенности своей жизнью в настоящий момент. Испытуемые двух других групп воспринимают сам процесс жизни как интересный и эмоционально насыщенный.
Анализируя данные третьей шкалы, мы можем отметить, что удовлетворенность самореализацией зависимых подростков ниже, чем у остальных, а пройденный отрезок жизни они считают непродуктивным и малоосмысленным. Показатели по субшкале «Локус контроля - Я» во всех группах отражают средний показатель, однако в группе подростков, склонных к интернет-зависимости, результаты приближены к низким показателям, что может
говорить об отсутствии веры испытуемых в свою способность контролировать себя в большинстве случаев. Показатели уровня «Локуса контроля - Жизнь» у испытуемых находятся на среднем уровне и не имеют различий во всех 3-х группах.
Рисунок 2
Усредненные результаты исследования субшкал по методике СЖО Д. А. Леонтьева
30
25
20
15
10
ЛК-Жизнь
ЛК-Я Результат Процесс
I Зависимые ■ Склонные ■ Не склонные
Цели
Далее мы перешли к анализу агрессивности подростков и юношей по данным опросника агрессивности А. Басса и А. Дарки. На рисунке 3 представлены усредненные показатели всей выборки.
Рисунок 3
Усредненные результаты исследования по методике Басса-Дарки 25 -
20
15
10
III III III ... III III II III
/
. "У
* /
с^ # # ^
^ / у ^
# 4
^ Ж
Л
/
^ .О- /
¿Я
/ / /
<у
Зависимые ■ Склонные ■ Не склонные
5
0
5
0
Данные диаграммы показывают, что у всех подростков и юношей показатели находятся в приделах нормы. Проведя сравнительный анализ данных, мы видим, что показатели несклонных к интернет-зависимости подростков по всем шкалам ниже, чем в двух других группах. Также отметим, что по шкалам «Физическая агрессия», «Раздражение», «Негативизм», «Подозрительность» и «Индекс агрессивности» самые высокие показали отмечены в группе подростков, склонных к интернет-зависимости. Показатели шкалы «Индекс враждебности» являются одинаковыми в группах зависимых и склонных к зависимости подростков.
С целью выявления взаимосвязи между показателями нами был проведен корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Все полученные значимые корреляции представлены на рисунке 4.
Рисунок 4
Взаимосвязь изученных показателей (г-Спирмена)
Проведенный корреляционный анализ позволил нам выявить значимые положительные и отрицательные взаимосвязи. В результате проведенного исследования была обнаружена значимая отрицательная ^ = -0,392, а = 0,000) взаимосвязь показателей «Процесс жизни» и «Физическая агрессии», значимая положительная ^ = 0,519, а = 0,000) взаимосвязь показателей «Индекс агрессивных реакций» и «Индекс враждебности», значимая положительная взаимосвязь ^ = 0,588, а = 0,000) «Индекс агрессивных реакций» и «Процесс жизни», значимая положительная взаимосвязь ^ = 0,668, а = 0,000) показателей «Цели в жизни» и «Индекса агрессивных реакций»; значимая положительная взаимосвязь ^ = 0,627, а = 0,000) показателей уровней Фрустрации и Индекса агрессивных реакций; значимая положительная взаимосвязь ^ = 0,412, а = 0,000) показателей «Процесс жизни» и «Цели в жизни»; значимая положительная взаимосвязь ^ = 0,519, а = 0,000) показателя «Обида» и индекса агрессивных реакций; значимая положительная взаимосвязь (Я = 0,358, а = 0,000) показателей «Фрустрация» и «Тревожность»; значимая положительная взаимосвязь ^ = 0,519, а = 0,000) индекса враждебности и показателя «Фрустрация»; значимая отрицательная (Я = -0,373, а = 0,000) взаимосвязь показателей «Цели в жизни» и «Физическая агрессия».
Значимая отрицательная взаимосвязь между показателями «Процесс жизни» и «Физическая агрессия» ^ = -0,392, а = 0,000) говорит о том, что чем больше подросток удовлетворен процессом жизни, тем проще ему совладать с проявлением физической агрессии. Показатель «Цели в жизни» также имеет отрицательную взаимосвязь ^ = -0,373, а = 0,000) с переменной «Физическая агрессия». Между показателем индекса агрессивных реакций и индекса враждебности существует значимая положительная взаимосвязь ^ = 0,588, а = 0,000), которая свидетельствует, что чем выше уровень агрессивных реакций, тем выше индекс враждебности.
Обсуждение результатов
В результате проведенного эмпирического исследования психологических особенностей подростков с разной степенью выраженности склонности к интернет-аддикции было выявлено, что у подростков, страдающих зависимостью, показатели агрессии находятся на низком уровне. Полученные результаты могут лечь в основу составления комплексов профилактических мероприятий для подростков с учетом их психологических особенностей. Дальнейшее изучение психологических особенностей и смысложизненных ориентаций подростков с разной степенью выраженности склонности к интернет-аддикции может заключаться в расширении выборки за счет привлечения к исследованию студентов. В исследовании Д. Болдыревой и Д. Ербосынова была обнаружена
положительная взаимосвязь между уровнем интернет-аддикции и степенью выраженности агрессивности, тревожности и показателями силы воли (Болдырева и Ербосынов, 2023). Также исследователи пишут о том, что подростки, страдающие интернет-аддикцией, помимо прочего более раздражительны и чаще вступают в конфликты по сравнению со сверстниками (Мансурова, 2023; Yue et al., 2022; Hao et al., 2023).
Зачастую, причиной возникновения интернет-аддикции у подростков и юношей становится низкая самооценка и неуверенность в себе, а также отсутствие возможности самовыражения (Рычкова и Земских, 2017; Liu et al., 2016). Родители, опекуны, близкие члены семьи должны поддерживать ребенка в его начинаниях и не пренебрегать проявлением внимания по отношению к нему (Петроченко и Щелин, 2023). В подростковом возрасте значительным пунктом развития личности становится навык формирования межличностных контактов. В коммуникации с одноклассниками, семьей, друзьями заложена одна из важнейших задач социального становления. В результате самоопределения себя как взрослого, у подростка осваиваются новые виды взаимодействия (Agnihotri & Datti, 2023). С использованием Интернета этот навык начинает формироваться намного раньше, так как в социальных сетях есть возможность создания личности намного старше реального возраста, нет страха сказать что-то лишнее, можно использовать ненормативную лексику и это останется безнаказанным, так как настоящая личность подростка или юноши скрыта за идеальной картинкой в мессенджере (Позднякова и Юркина, 2021; Шершнёва, 2022). У старших подростков наблюдается проявление протеста по отношению к советам взрослых членов семьи, они начинают активнее отстаивать свои права и границы. Успешность общения с подростком во многом зависит от его настроения (Tiraboschi et al., 2023). Чаще всего подростковый возраст - это период создания для себя кумира, который достиг успеха в интересующей подростка сфере, черты которого с удовольствием транслируются при коммуникации с людьми (Шершнева, 2021).
Юношеский возраст является завершающим этапом перед вступлением во взрослость. Юношам необходимо принимать решения о своем будущем пути - профессиональном, социальном, и духовном. Если сравнивать подростка и юношу, то юношам уже не так важен их внешний вид и мнение о себе со стороны окружающих, как это значимо для подростка (Чижиков, 2023). Важным становится выбор будущей профессии, способность самостоятельно создавать что-то значимое (Пономарева, 2023). Молодые люди все также стремятся к достижению признания в социуме, особенно у людей близкого окружения - семьи. Анализ характеристик уровней интернет-зависимости показал, что ее субъекты не придают особого значения вопросом своего будущего, они получают все не обходимое в виртуальном пространстве (Топильская, 2021).
Ю. А. Тушнова и О. А. Басенкова пишут о том, что «важно определить, какие особенности психологические особенности подростков взаимосвязаны со склонностью к интернет-зависимому поведению, а также сформулировать основные направления профилактической и коррекционной психологической помощи лицам с выявленной интернет-аддикцией» (Тушнова и Басенкова, 2022, с. 239). Таким образом, проанализировав информацию о психологических особенностях подростков и юношей, можно сделать следующие выводы: подростковый возраст является важной ступенью становления личности, основой коммуникации, особенностей структуры самосознания и эмоциональной сферы, формирования самооценки, построения учебного процесса по направлению будущей профессиональной сферы и неотъемлемая часть психологического формирования человека. Важно учитывать, что при формировании интернет-аддикции все важные аспекты развития личности подростков и юношей формируются дольше, они деформированы и не последовательны.
Список литературы
Болдырева, Д., и Ербосынов, Д. (2023). Интернет-аддикция как фактор риска формирования конфликтов в подростковой субкультуре. Наука и реальность, 1 (13), 57-61.
Мансурова, Г. Р. (2023). Подросток и Интернет: как Интернет влияет на поведение подрастающего поколения. Экономика и социум, 1 (104), 310-313.
Петроченко, И. А., и Щелин, И. В. (2023). Эффективность тренинга развития эмоционального интеллекта как одного из способов профилактики Интернет-зависимости среди подростков. Проблемы современного педагогического образования, 78-2, 356-359.
Позднякова, К. А., и Юркина, Э. А. (2021). Анализ проблем внедрения и широкого распространения цифровой образовательной среды в образовательных организациях Российской Федерации. Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 4 (93), 242-244.
Понизовский, П. А., Скурат Е. П., Трусова А. В., Шмуклер А. Б., и Кибитов А. О. (2021) Индивидуально-психологические характеристики мужчин и женщин с интернет-зависимостью. Социальная и клиническая психиатрия, 31(2), 33-43.
Пономарева, Е. Ю. (2023). Информационная готовность студентов-психологов к обучению в цифровой образовательной среде как условие формирования профессионального потенциала педагога-психолога. Проблемы современного педагогического образования, 78-2, 359-362.
Рычкова, М. В., и Земских, О. В. (2017). Причины Интернет-аддикции в младшем подростковом возрасте. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 6-2, 38-41.
Топильская, О. А. (2021). Оценка уровня Интернет-аддикции у студенческой молодежи: диагностический инструментарий. Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус», 20(1(47)), 52-60.
Тушнова, Ю. А., и Басенкова, О. А. (2022). Концептуализация понятия «Интернет-зависимость». Международный научный журнал «Вестник науки», 4(5(50)), 235-242.
Чижиков, А. В. (2023). Возникновение интернет-зависимости: уход от реальности при стрессе. National Science, 3 (7), 43-49.
Шершнёва, Т. В. (2022). Особенности психической деятельности личности в информационно-коммуникационном пространстве. Вестник Прикамского социального института, 1 (91), 163-168.
Agnihotri, S., & Datti, R. S. (2023). Association between cognitive distortions and problematic internet use among students during the COVID-19 pandemic. Children and Youth Services Review, 155, 107214. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2023.107214
Hannan, M. A., Ker, P. J., Mansor, M., Lipu, М. S., Al-Shetwi, A. Q., Alghamdi, S. M., Begum, R. A., & Tiong, S. K. (2023). Recent advancement of energy internet for emerging energy management technologies: Key features, potential applications, methods and open issues. Energy Reports, 10, 3970-3992. https://doi.org/10.1016/j.egyr.2023.10.051
Hao, Z., Jin, L., & Huang, J. (2023). Offline and online basic need satisfaction and smartphone use behaviors: A mediation model. Journal of Psychiatric Research, 161, 99-105. https://doi.org/10.1016/j.jpsychires.2023.03.016
Liu, Q. X., Fang, X. Y., Wan, J. J., & Zhou, Z. K. (2016) Need satisfaction and adolescent pathological internet use: Comparison of satisfaction perceived online and offline. Computers in Human Behavior, 55, 695-700. https://doi.org/10.1016/j.chb.2015.09.048
Tiraboschi, G. A., Garon-Carrier, G., Smith, J., & Fitzpatrick, C. (2023). Adolescent internet use predicts higher levels of generalized and social anxiety symptoms for girls but not boys. Preventive Medicine Reports, 36, 102471. https://doi.org/10.1016/j.pmedr.2023.102471
Yue, Y., Aibao, Z., & TingHao, T. (2022). The interconnections among the intensity of social network use, anxiety, smartphone addiction and the parent-child relationship of adolescents: A moderated mediation effect. Acta Psychologica, 231, 103796. https://doi.org/10.1016/j.actpsy.2022.103796
References
Boldyreva, D., and Erbosynov, D. (2023). Internet addiction as a risk factor for the formation of conflicts in the adolescent subculture. Science and Reality, 1 (13), 57-61. (In Russ.)
Mansurova, G. R. (2023). Teenager and the Internet: how the Internet affects the behavior of the younger generation. Economics and Society, 1 (104), 310-313. (In Russ.)
Petrochenko, i.a., and Shchelin, i.v. (2023). The effectiveness of training for the development of emotional intelligence as one of the ways to prevent Internet addiction among adolescents. Problems of modern pedagogical education, 78-2, 356-359. (In Russ.)
Pozdnyakova, K. A., and Yurkina, E. A. (2021). Analysis of the problems of introduction and wide dissemination of the digital educational environment in educational institutions of the Russian Federation. Academic notes of the OFU. Series: Humanities and Social Sciences, 4 (93), 242-244. (In Russ.)
Ponizovsky, P. A., Skurat, E. P., Trusova, A. V., Shmukler, A. B., and Kibitov, A. O. (2021) Individual psychological characteristics of men and women with Internet addiction. Social and Clinical Psychiatry, 31(2), 33-43. (In Russ.)
Ponomareva, E. Yu. (2023). Information readiness of students-psychologists to study in the digital educational environment as a condition for the formation of the professional potential of a teacher-psychologist. Problems of modern pedagogical education, 78-2, 359-362. (In Russ.)
Rychkova, M. V, & Zemskikh, O. V. (2017).Causes of Internet Addiction in Younger Adolescence. Actual problems of the humanities and natural sciences, 6-2, 38-41. (In Russ.)
Topilskaya, O. A. (2021). Assessment of the level of Internet addiction in student youth: diagnostic tools. Psychological and pedagogical journal "Gaudeamus", 20(1(47)), 52-60. (In Russ.)
Tushnova, Yu. A., and Basenkova, O. A. (2022). Conceptualization of the concept of "Internet addiction". International scientific journal "Bulletin ofScience", 4(5(50)), 235-242. (In Russ.)
Chizhikov, A. V (2023). The emergence of Internet addiction: escape from reality under stress. National Science, 3 (7), 43-49. (In Russ.)
Shershneva, T. V. (2022). Features of the mental activity of the individual in the information and communication space. Bulletin of the Prikamsky Social Institute, 1 (91), 163-168. (In Russ.)
Об авторах:
Анастасия Олеговна Гостева, ассистент кафедры психофизиологии и клинической психологии, Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, [email protected]
Екатерина Владимировна Веденеева, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Челябинский государственный университет (Российская Федерация, 454000, Челябинск, ул. Братьев Кашириных, 129), ORCID, Kotia2882@ mail.ru
Дарья Сергеевна Осетрова, магистрант, Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, [email protected]
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
About the Authors:
Anastasia Olegovna Gosteva, assistant of the Department of Psychophysiology and Clinical Psychology, Don State Technical University (1, Gagarina, Rostov-on-Don, 344003, Russian Federation), ORCID, [email protected]
Ekaterina Vladimirovna Vedeneeva, associate Professor, Cand. Sci. (Psychology), Associate Professor of the Department of Psychology, Chelyabinsk State University (129, Brothers Kashirinykh, Chelyabinsk, 454000, Russian Federation), ORCID, [email protected]
Daria Sergeevna Osetrova, graduate student, Don State Technical University (1, Gagarina, Rostov-on-Don, 344003, Russian Federation), ORCID, [email protected]
Conflict of interest: the authors do not have any conflict of interest.
The authors have read and approved the final manuscript.
Поступила в редакцию / Received 14.02.2024
Поступила после рецензирования / Revised 09.07.2024
Принята к публикации / Accepted 10.07.2024