Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

429
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / АДДИКЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / VALUE ORIENTATIONS / LIFE-SENSE ORIENTATIONS / ADDICTION / INTERNET ADDICTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Быкова Светлана Симеоновна

Определены подходы к феномену интернет-зависимости, подобраны методики, представлены результаты исследования ценностных и смысложизненных ориентаций у студентов с разным уровнем интернет-аддикции. Найдено подтверждение гипотезы о том, что у интернет-зависимых студентов снижены показатели осмысленности жизни, жизненных целей и внутреннего локуса жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF VALUE AND LIFE-SENSE ORIENTATIONS OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF INTERNET ADDICTION

The article defines the methods and the approaches to the phenomenon of Internet addiction, presents the results of the study of value and life-sense orientations of students with different levels of Internet addiction. The study confirms the hypothesis that Internet-dependent students have lower indicators of meaningfulness of life, life goals and the internal locus of life.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ»

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.9.07 йО!: 10.17853/2686-8970-2021-1-62-70

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

Светлана Симеонова Быкова

магистрант

vsgroup_66@mail.ru

Гуманитарный университет, Екатеринбург, Россия

Аннотация. Определены подходы к феномену интернет-зависимости, подобраны методики, представлены результаты исследования ценностных и смысложиз-ненных ориентаций у студентов с разным уровнем интернет-аддикции. Найдено подтверждение гипотезы о том, что у интернет-зависимых студентов снижены показатели осмысленности жизни, жизненных целей и внутреннего локуса жизни.

Ключевые слова: ценностные ориентации, смысложизненные ориентации, аддикция, интернет-зависимость.

RESEARCH OF VALUE AND LIFE-SENSE ORIENTATIONS OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF INTERNET ADDICTION

S. S. Bykova

Master's student

Humanities University, Ekaterinburg, Russia

Abstract. The article defines the methods and the approaches to the phenomenon of Internet addiction, presents the results of the study of value and life-sense orientations of students with different levels of Internet addiction. The study confirms the hypothesis that Internet-dependent students have lower indicators of meaningfulness of life, life goals and the internal locus of life.

Keywords: value orientations, life-sense orientations, addiction, Internet addiction.

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

62

Сегодня компьютерные технологии становятся необходимой частью обыденной жизни многих людей. Ключевой технологией информационной эпохи является Интернет - глобальная телекоммуникационная сеть информационных и вычислительных ресурсов, высокотехнологичное средство общения, познания, развлечений, совершения покупок и т. п. Особую актуальность Всемирная сеть приобрела в условиях глобальной пандемии COVID, став главным средством коммуникации, учебы, а зачастую и профессиональной деятельности большого количества людей. Однако наряду с пользой, привносимой в повседневную деятельность, информационные технологии порождают и ряд проблем, связанных с их использованием, одной из которых является интернет-зависимость.

Понятие «интернет-зависимость» («интернет-аддикция», «виртуальная аддикция», «кибераддикция» и «нетаголизм») появилось в 1994 г. в зарубежной психологии и связано с именами К. Янг, И. Голдбери; определяется как навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, находясь offline, и невозможность выйти из Интернета, находясь online [3].

Актуальность исследования данного феномена с каждым годом только возрастает, в особенности среди юношеской аудитории, так как преобладающей группой пользователей Интернета в России являются молодые люди в возрасте от 18 до 24 лет, представляющие студенческую аудиторию (48 %) [10].

Широкое внедрение информационных технологий в жизнь современного человека имеет как позитивные последствия, к которым относятся развитие мышления (логического, прогностического, операционного) и интеллектуальных способностей при решении неординарных задач, повышение самооценки и уверенности в себе, формирование позитивных личностных черт (деловой активности, точности и аккуратности, уверенности в себе), так и негативные - снижение интеллектуальных способностей при решении примитивных задач (он-лайн-сервисы «Проверка орфографии», «Математические действия» и т. д.), гибкости познавательных процессов при длительной работе с компьютером, сужение круга интересов, уход от реальности в виртуальный мир и развитие зависимости [4, 12].

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

63

Выделяют следующие основные подходы в исследованиях интернет-зависимости [5, 7]:

1. Интернет-зависимость признается болезнью, для которой характерен набор симптомов, аналогичных симптомам химических зависимостей; склонность к данной болезни, вероятнее всего, является личностной патологией.

2. Причины возникновения интернет-зависимости обусловлены личностными особенностями и социальным окружением зависимых (отношения с семьей, друзьями и т. д.). Кроме того, патологической средой может стать и сам Интернет (коммуникация и взаимоотношения в виртуальной среде и т. д.).

3. Компенсаторный характер деятельности в Интернете - исследователи ставят своей задачей поиск и рассмотрение противоречий в самом феномене интернет-зависимости, а также в социально-экономических и индивидуально-личностных особенностях людей, увлекающихся интернет-деятельностью, в частности компьютерными он-лайн-играми [5, 8].

Интернет-зависимость, несмотря на подход, в рамках которого она исследуется, характеризуется следующими признаками: невозможность субъективного контроля, дезадаптация, контрпродуктивный характер интернет-деятельности.

В настоящее время феномен интернет-зависимости наиболее актуален, так как изучение ее связи с ценностными и смысложизенными ориентациями студентов позволит в будущем проводить профилактические мероприятия, опираясь на удовлетворение интересов, ценностей и смысложизненных ориентаций цифрового поколения [1].

Цель нашего исследования - выявить различия в ценностных и смысложизненных ориентациях у студентов с разным уровнем интернет-зависимости.

В диагностике приняли участие 70 студентов 1-4-х курсов вузов г. Екатеринбурга в возрасте от 18 до 23 лет. Среди них - 20 юношей и 50 девушек.

Были использованы следующие методики [11]:

1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, адаптированная А. А. Гоштаутасом, А. А. Семеновым, В. А. Ядовым и модифицированная Д. В. Леонтьевым.

64

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

2. Тест «Смысложизненные ориентации» (СЖО) в адаптации Д. А. Леонтьева.

3. Тест К. Янг «Диагностика интернет-зависимости» в адаптации В. А. Лоскутовой.

Анализируя полученные данные теста К. Янг, можно сделать вывод о том, что 45 % студентов не склонны к интернет-зависимости. Количество баллов, полученных в их ответах, соответствует уровню обычного пользователя Интернета, который умеет себя контролировать. Компьютер для них - нечто вроде хобби, они могут интересоваться поиском в удаленных базах данных для получения какой-либо информации, учебы - в познавательных целях.

Чрезмерное увлечение Интернетом выявлено у 29 % испытуемых. Их ответы свидетельствуют о возможности возникновения проблем и говорят о предрасположенности к развитию интернет-зависимости. Такие студенты используют Всемирную сеть в основном в коммуникативных целях, т. е. для общения, знакомства с другими людьми, отдыха. Социальные сети дают им возможность почувствовать себя в окружении множества друзей, частью группы, где можно рассказывать о том, что задевает за живое, т. е. в мире Интернета любой вправе проявлять себя так, как в жизни пока еще сложно, там нет строго определенных норм и правил, здесь каждый может казаться (или быть) тем, кем хочет, и это позволяет чувствовать себя абсолютно свободным, раскрепощенным, безнаказанным.

Высокие показатели уровня интернет-зависимости выявлены у 26 % испытуемых, что выражается в каждодневном посещении мира Интернета, превышении запланированного на него времени, пренебрежении личными делами. Отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от виртуальной реальности, а уж тем более прекратить работу в сети. При вынужденном выходе из Интернета появляются навязчивые размышления о нем, возникают досада и раздражение.

Полученные результаты говорят о том, что интернет-зависимость - это серьезная проблема нашего общества, с которой необходимо бороться.

На следующем этапе нашего исследования испытуемые были разделены на 2 группы - студенты с высоким уровнем развития интернет-

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

65

зависимости (ИЗ) и студенты с низким или средним уровнем интернет-зависимости (неИЗ).

Чтобы выбрать критерий сравнительного анализа, необходимо определить степень соответствия эмпирического распределения нормальному закону распределения. При проверке показателей асимметрии и эксцесса такое распределение не было выявлено. Таким образом, для сравнения двух выборок необходимо использовать непараметрический критерий и Манна-Уитни.

Результаты сравнительного анализа смысложизненных ориента-ций у студентов с разным уровнем развития интернет-зависимости приведены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ СЖО у респондентов с разным уровнем развития интернет-зависимости

Шкала Группа студентов Средний ранг Сумма рангов Асимптотическая значимость

Общий показатель ИЗ 20,25 202,50 0,010

неИЗ 38,04 2282,50

Цели жизни ИЗ 19,95 199,50 0,009

неИЗ 38,09 2285,50

Процесс жизни ИЗ 21,40 214,00 0,018

неИЗ 37,85 2271,00

Результативность жизни ИЗ 18,80 188,00 0,005

неИЗ 38,28 2297,00

Локус контроля - Я ИЗ 20,40 204,00 0,011

неИЗ 38,02 2281,00

Локус контроля -Жизнь ИЗ 22,60 226,00 0,030

неИЗ 37,65 2259,00

Анализ данных табл. 1 показывает, что значимые различия смысложизненных ориентаций у 2 групп испытуемых обнаружены по всем шкалам методики СЖО.

Таким образом, студентов с низким или средним уровнем развития интернет-зависимости можно охарактеризовать следующим образом: они ориентированы на будущее, что обусловливает направлен-

66

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

ность их личности и наличие временной перспективы («Цели жизни»); воспринимают процесс собственной жизни как наполненный эмоциями и чувствами, увлекательный и интересный («Процесс жизни»); удовлетворены своим прошлым, ощущают продуктивность прожитого отрезка жизни («Результативность жизни»); считают себя свободными в выборе того, как построить свой жизненный путь на основе собственных целей и смыслов («Локус контроля - Я»); считают людей способными на самостоятельное управление своей жизнью, приветствуют свободу в принятии решений и их воплощении («Локус контроля - Жизнь»).

Студенты с высоким уровнем развития интернет-зависимости обладают противоположными характеристиками: они склонны жить прошлым и настоящим, не задумываясь о своем будущем («Цели жизни»); испытывают неудовлетворенность своей жизнью в настоящий момент («Процесс жизни»); оценивают прожитый отрезок собственной жизни как непродуктивный («Результативность жизни»); не верят в возможность самостоятельного контроля событий своего жизненного пути («Локус контроля - Я»); уверены в том, что люди не способны сознательно управлять собственной жизнью, свободы выбора не существует («Локус контроля - Жизнь»).

Можно сделать вывод, что студенты, демонстрирующие высокий уровень развития интернет-зависимости, обладают более низким уровнем осмысленности жизни, им меньше свойственна потребность в самоактуализации и поиске смысла жизни, в отличие от испытуемых противоположной группы.

Результаты сравнительного анализа самой значимой ценностной ориентации «Аккуратность» у студентов с разным уровнем развития интернет-зависимости приведены в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ ценностной ориентации «Аккуратность» у респондентов с разным уровнем развития интернет-зависимости

Группа студентов Средний ранг Сумма рангов Асимптотическая значимость

ИЗ 47,50 475,00 0,043

неИЗ 33,50 2010,00

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

67

Анализ данных табл. 2 показывает, что студенты с низким и средним уровнем развития интернет-зависимости в большей степени ценят аккуратность и четкость ведения дел, чем испытуемые второй группы. Интерпретация меняется, так как шкала расчетов в методике М. Рокича ранговая - имеет обратный порядок, следовательно, низкие значения говорят о высокой важности данной ценности.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что интернет-зависимые студенты не планируют свое будущее, а живут сегодняшним или вчерашним днем, при этом большей частью не удовлетворены своей жизнью как в настоящем, так и в прошлом. У них имеется явное противоречие между представлением о себе как о сильной личности, которая способна добиться во всем абсолютного успеха, и делегированием ответственности за свои достижения другим, покорностью судьбе.

Современная молодежь отличается все более противоречивыми взглядами и ценностными ориентациями, отсутствием целостного мировоззрения, осмысленности жизни [2]. Социально значимые ценности в глазах цифрового поколения смещены ориентациями индивидуалистического порядка. Слияние иллюзий и фантастичности виртуального мира делает его безумно пленительным, особенно в условиях действия по законам реальности. Из-за неудовлетворенности окружающей действительностью (личностным, экономическим, социокультурным или другим аспектом) компьютерная зависимость постепенно усугубляется, заставляя человека отдавать предпочтение интернет-пространству [6].

Следовательно, существует довольно много негативных последствий интернет-зависимости. Отодвигаются на второй план классические институты социализации - семья, школа, реальные друзья и сверстники. Молодые люди все чаще согласовывают свою систему ценностей с критериями виртуального успеха, остаются в двойственном состоянии «ребенок-взрослый», что обязательно скажется на их качестве жизни в частности и на перспективах развития страны в целом.

68

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

Список литературы

1. Бастракова, Н. С. Представления цифрового поколения о главных ценностях жизни / Н. С. Бастракова, О. В. Мухлынина, А. А. Шаров. Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. 2020. № 3. С. 41-48.

2. Бычкова, Л. С. Интернет-зависимость молодежи и ее влияние на формирование идеалов и ценностей / Л. С. Бычкова. Текст: непосредственный // Студент XXI века: ценности, мировоззрение, идеалы: материалы Всероссийских научных студенческих чтений, посвященных Дню российской науки и 20-летию Старооскольского филиала Белгор. гос. ун-та, Старый Оскол, 8 февр., 2019 г. Старый Оскол: [Б. и.], 2019. С. 20-21.

3. Варламова, С. Н. Интернет-зависимость молодежи мегаполисов: критерии и типология / С. И. Варламова, Е. Р. Гончарова, И. В. Соколова. Текст: непосредственный // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 2015. № 2. С. 65-72.

4. Заводчиков, Д. П. Психологические угрозы профессиональному будущему субъекта профессиональной деятельности / Д. П. Заводчиков. Текст: непосредственный // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 2. С. 18-26.

5. Зарецкая, О. В. Компьютерная и интернет-зависимость: анализ и систематизация подходов к проблеме / О. В. Зарецкая. Текст: непосредственный // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 9, № 2. С. 145-165.

6. Зиннатова, М. В. К проблеме превенции деструктивного профессионального развития личности в условиях цифровизации / М. В. Зин-натова, Е. В. Лебедева. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 1 (1). С. 33-44.

7. Кузнецова, Д. Д. Исследование взаимосвязи личностных особенностей и интернет-зависимости студентов / Д. Д. Кузнецова, А. А. Шаров. Текст: непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 3 (47). С. 116-121.

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

69

8. Лызь, Н. А. Возможности и риски информационно-образовательной деятельности студентов в интернет-пространстве / Н. А. Лызь, О. Н. Истратова, А. Е. Лызь. Текст: непосредственный // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 4. С. 67-74.

9. Набойченко, Е. С. Психологические аспекты кибераддикции подростков / Е. С. Набойченко, Л. И. Окунева. Текст: непосредственный // Педагогическое образование в России. 2016. № 5. С. 82-87.

10. Петриков, Р. И. Ценностно-смысловая картина мира подростков, склонных к интернет-зависимому поведению / Р. И. Петриков, Н. Т. Селезнева. Текст: непосредственный // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2020. № 2 (52). С. 209-219.

11. Профессиональные психологические тесты: сайт. URL: vsetesti.ru. Текст: электронный.

12. Фоменко, А. И. Профилактика кибераддикции как основа предотвращения преступного поведения подростков с пограничным состоянием психики / А. И. Фоменко, И. А. Семенцова. Текст: непосредственный // Известия вузов: Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2015. № 2. С. 113-117.

Для цитирования: Быкова, С. С. Исследование ценностных и смысложизненных ориентаций у студентов с разным уровнем интернет-зависимости / С. С. Быкова. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 1 (4). С. 62-70. DOI: 10.17853/2686-8970-2021-1-62-70.

70

ИНСАЙТ. 2021. № 1 (4)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.