Научная статья на тему 'Исследование индивидуально-психологических особенностей лиц с интернет-зависимостью (на примере киберспорстменов)'

Исследование индивидуально-психологических особенностей лиц с интернет-зависимостью (на примере киберспорстменов) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
192
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интернет-аддикция / ценностно-смысловые ориентации / иррациональные установки / копинг-стратегии / показатели жизнестойкости / личностные факторы интернет-зависимости / Internet addiction / value-meaningful orientations / irrational attitudes / coping strategies / indicators of hardiness / personal factors of Internet addiction

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Марина Владимировна Смирнова, Юлия Григорьевна Касперович, Михаил Иванович Марьин, Ксения Константиновна Гинзбург

Введение. Проблема изучения психологических механизмов компьютерной зависимости является актуальной научно-практической задачей, так как в условиях все возрастающей роли компьютерных технологий встает вопрос безопасного взаимодействия человека с современными информационными системами и игровыми платформами. Материалы и методы. Изучаются личностные факторы, обусловливающие развитие интернет-аддикции, на выборке лиц юношеского возраста, основным увлечением которых является киберспорт. Исследование проводилось в феврале–апреле 2022 г. на группе студентов-кибеспортсменов в количестве 40 человек в возрасте от 18 до 24 лет. Были выделены три подгруппы в зависимости от уровня выраженности интернет-аддикции. Изучение личностных предикторов интернет-зависимости проводилось на основе данных описательной статистики, а также результатов корреляционного анализа по Спирмену. Использовались тест исследования интернет-зависимости С. Чена, тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, методика диагностики иррациональных установок А. Эллиса, тест жизнестойкости С. Мадди, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Результаты и обсуждение. Выделены и описаны личностные особенности интернет-зависимых и независимых киберспортсменов. Группа интернет-зависимых респондентов характеризуется неудовлетворенностью в реализации смысложизненных ориентаций, что выявляет проблемы экзистенциального характера. Для данной группы опрошенных характерны иррациональные установки катастрофизации и долженствования. К доминирующим копинг-стратегиям для интернет-зависимых относятся «дистанцирование», «избегание». Для обучающихся с отсутствием интернет-зависимости выявлены высокий уровень осмысленности жизни, отсутствие иррациональных установок, развитый локус контроля; гибкое копинг-поведение; активность, вовлеченность в процесс жизненных событий; адекватный уровень критичности в отношении себя и окружающих. Выводы. Выделены личностные факторы, обусловливающие формирование интернет-зависимости. Система ценностно-смысловых ориентаций и установок, характеризующаяся сниженным уровнем осмысленности жизни, выраженностью иррациональных установок катастрофизации и долженствования, фрустрацией потребности контроля над происходящим, в сочетании с повышенным уровнем критичности в отношении себя и окружающих, неэффективными копинг-стратегиями (дистанцирование, избегание, повышенный риск) определяет формирование интернет-зависимости. Данная система смыслов и иррациональных установок выступает основным компонентом в структуре жизнестойкости интернет-аддиктов и выявляет внутриличностные проблемы экзистенциального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Марина Владимировна Смирнова, Юлия Григорьевна Касперович, Михаил Иванович Марьин, Ксения Константиновна Гинзбург

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of Individual Psychological Characteristics of Persons with Internet Addiction (on the example of Cyber-Sportsmen)

Introduction. The problem of studying the psychological mechanisms of computer addiction is an urgent scientific and practical task, as in the conditions of the ever-increasing role of computer technologies there appears the question of safe human interaction with modern information systems and game platforms. Materials and Methods. Personal factors causing the development of Internet addiction are studied on a sample of adolescents whose main hobby is cybersport. The research was attempted in February–April 2022 with a group of 40 cybersports students aged 18–24. Three subgroups were identified according to the level of Internet addiction severity. The study of personal predictors of Internet addiction was carried out on the basis of descriptive statistics. The methods employed include the Internet addiction research test by S. Chen, the test of meaning-life orientations by D.A. Leontiev, the method of diagnosing irrational attitudes by A. Ellis, Hardiness Survey by S. Maddi, the questionnaire "Ways of coping behavior" by R. Lazarus. Results and Discussion. The personal characteristics of Internet addicts and independent cyber-sportsmen were identified and described. The group of Internet-dependent respondents is characterized by dissatisfaction in the realization of meaning-life orientations, which reveals existential problems. This group of respondents is characterized by irrational attitudes of catastrophizing and obligation. The dominant coping strategies for Internet addicts are "distancing" and "avoidance". A high level of life meaningfulness, absence of irrational attitudes, developed locus of control; flexible coping behavior; activity, involvement in the process of life events; adequate level of criticism towards themselves and others were revealed in students without Internet addiction. Conclusions. The personal factors causing the formation of Internet addiction are identified. The system of value-meaningful orientations and attitudes, characterized by a reduced level of life meaningfulness, the expression of irrational attitudes of catastrophizing and obligation, frustration of the need to control what is happening, combined with an increased level of criticism towards themselves and others, ineffective coping strategies (distancing, avoidance, increased risk) determines the formation of Internet addiction. This system of meanings and irrational attitudes is the main component in the structure of Internet addicts' hardiness and reveals intrapersonal problems of existential nature.

Текст научной работы на тему «Исследование индивидуально-психологических особенностей лиц с интернет-зависимостью (на примере киберспорстменов)»

Научно-практическая статья

УДК 159.9.072.432 © Смирнова М. В., Касперович Ю. Г., Марьин М. И., Гинзбург К. К., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-196-12-20

5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности

Исследование индивидуально-психологических особенностей лиц с интернет-зависимостью (на примере киберспорстменов)

Марина Владимировна Смирнова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, социологии, государственного и муниципального управления 1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-9426-0190 Юлия Григорьевна Касперович, кандидат психологических наук, заместитель начальника управления организации морально-психологического обеспечения — начальник отдела организации психологической работы 2; [email protected]; https://orcid.org/ 0000-0001-5338-7593

Михаил Иванович Марьин, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии 3; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-1142-8857 Ксения Константиновна Гинзбург, магистрант, Университет Хэнань 4; [email protected]; https://orcid.org/0009-0007-8939-7460

' Российский университет транспорта, 109012, Москва, ул. Образцова, 9, стр. 9, Россия 2 Главное управление по работе с личным составом МВД России, ''9049, Москва, ул. Житная, '2А, Россия 3Московский государственный психолого-педагогический университет, '2705', Москва, ул. Сретенка, 29, Россия 4ISCLC. Henan University. The Silc Road Institute Адрес: 85 Minglun Street, Kaifeng 47500', P. R. China

Реферат. Введение. Проблема изучения психологических механизмов компьютерной зависимости является актуальной научно-практической задачей, так как в условиях все возрастающей роли компьютерных технологий встает вопрос безопасного взаимодействия человека с современными информационными системами и игровыми платформами. Материалы и методы. Изучаются личностные факторы, обусловливающие развитие интернет-аддикции, на выборке лиц юношеского возраста, основным увлечением которых является киберспорт. Исследование проводилось в феврале-апреле 2022 г. на группе студентов-кибеспортсменов в количестве 40 человек в возрасте от 18 до 24 лет. Были выделены три подгруппы в зависимости от уровня выраженности интернет-аддикции. Изучение личностных предикторов интернет-зависимости проводилось на основе данных описательной статистики, а также результатов корреляционного анализа по Спирмену. Использовались тест исследования интернет-зависимости С. Чена, тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, методика диагностики иррациональных установок А. Эллиса, тест жизнестойкости С. Мадди, опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Результаты и обсуждение. Выделены и описаны личностные особенности интернет-зависимых и независимых киберспортсменов. Группа интернет-зависимых респондентов характеризуется неудовлетворенностью в реализации смысложизненных ориентаций, что выявляет проблемы экзистенциального характера. Для данной группы опрошенных характерны иррациональные установки катастрофизации и долженствования. К доминирующим копинг-стратегиям для интернет-зависимых относятся «дистанцирование», «избегание». Для обучающихся с отсутствием интернет-зависимости выявлены высокий уровень осмысленности жизни, отсутствие иррациональных установок, развитый локус контроля; гибкое копинг-поведение; активность, вовлеченность в процесс жизненных событий; адекватный уровень критичности в отношении себя и окружающих. Выводы. Выделены личностные факторы, обусловливающие формирование интернет-зависимости. Система ценностно-смысловых ориентаций и установок, характеризующаяся сниженным уровнем осмысленности жизни, выраженностью иррациональных установок катастрофизации и долженствования, фрустрацией потребности контроля над происходящим, в сочетании с повышенным уровнем критичности в отношении себя и окружающих, неэффективными копинг-стратегиями (дистанцирование, избегание, повышенный риск) определяет формирование интернет-зависимости. Данная система смыслов и иррациональных установок выступает основным компонентом в структуре жизнестойкости интернет-аддиктов и выявляет внутриличностные проблемы экзистенциального характера.

Ключевые слова: интернет-аддикция, ценностно-смысловые ориентации, иррациональные установки, копинг-стратегии, показатели жизнестойкости, личностные факторы интернет-зависимости

Для цитирования: Смирнова М. В., Касперович Ю. Г., Марьин М. И., Гинзбург К. К. Исследование индивидуально-психологических особенностей лиц с интернет-зависимостью (на примере киберспорстменов) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2024. Т. 29, № 1(96). С. 12-20. 1^://(1о1огдЛ0. 24412/1999-6241-2024196-12-20

Scientific and Practical Article

UDC 159.9.072.432 © Smirnova M. V., Kasperovich Yu. G., Maryin M. I., Ginzburg K. K., 2024

doi: 10. 24412/1999-6241-2024-196-12-20

5.3.9. Legal Psychology and Psychology of Security

Study of Individual Psychological Characteristics of Persons with Internet Addiction (on the example of Cyber-Sportsmen)

Marina V. Smirnova, Candidate of Science (in Psychology), Associate-Professor at the chair of Psychology, Sociology, State and Municipal Management 1 [email protected]; https://orcid.org/0000-0002-9426-0190

Yulia G. Kasperovich, Candidate of Science (in Psychology), Deputy-Chief of the Department of Organization of Moral and Psychological Support — Chief of the Department of Organization of Psychological Work 2; [email protected]; https://orcid.org/0000-0001-5338-7593

Mikhail I. Maryin, Doctor of Science (in Psychology), Professor, Professor at the chair of Scientific Foundations of Extreme Psychology 3; [email protected]; https://orcid.org/0000-0003-1142-8857

Ksenia K. Ginzburg, Master's degree student, Henan University 4; [email protected]; https://orcid.org/0009-0007-8939-7460 ' Russian University of Transport, 9 bldg. 9 Obraztsova st., Moscow, 109012, Russia

2 Main Directorate for Work with Personnel of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 12A Zhitnaya st., Moscow, 119049, Russia

3 Moscow State University of Psychology and Education, 29 Sretenka st., Moscow, 127051, Russia

4ISCLC Henan University, the Silc Road Institute, 85 Minglun Street, Kaifeng 475001, the People's Republic of China

Abstract. Introduction. The problem of studying the psychological mechanisms of computer addiction is an urgent scientific and practical task, as in the conditions of the ever-increasing role of computer technologies there appears the question of safe human interaction with modern information systems and game platforms. Materials and Methods. Personal factors causing the development of Internet addiction are studied on a sample of adolescents whose main hobby is cybersport. The research was attempted in February-April 2022 with a group of 40 cybersports students aged 18-24. Three subgroups were identified according to the level of Internet addiction severity. The study of personal predictors of Internet addiction was carried out on the basis of descriptive statistics. The methods employed include the Internet addiction research test by S. Chen, the test of meaning-life orientations by D. A. Leontiev, the method of diagnosing irrational attitudes by A. Ellis, Hardiness Survey by S. Maddi, the questionnaire "Ways of coping behavior" by R. Lazarus. Results and Discussion. The personal characteristics of Internet addicts and independent cyber-sportsmen were identified and described. The group of Internet-dependent respondents is characterized by dissatisfaction in the realization of meaning-life orientations, which reveals existential problems. This group of respondents is characterized by irrational attitudes of catastrophizing and obligation. The dominant coping strategies for Internet addicts are "distancing" and "avoidance". A high level of life meaningful-ness, absence of irrational attitudes, developed locus of control; flexible coping behavior; activity, involvement in the process of life events; adequate level of criticism towards themselves and others were revealed in students without Internet addiction. Conclusions. The personal factors causing the formation of Internet addiction are identified. The system of value-meaningful orientations and attitudes, characterized by a reduced level of life meaningfulness, the expression of irrational attitudes of catastrophizing and obligation, frustration of the need to control what is happening, combined with an increased level of criticism towards themselves and others, ineffective coping strategies (distancing, avoidance, increased risk) determines the formation of Internet addiction. This system of meanings and irrational attitudes is the main component in the structure of Internet addicts' hardiness and reveals intrapersonal problems of existential nature.

Keywords: Internet addiction, value-meaningful orientations, irrational attitudes, coping strategies, indicators of hardiness,

personal factors of Internet addiction

Citation: Smirnova M. V., Kasperovich Yu. G., Maryin M. I., Ginzburg K. K. Study of Individual Psychological Characteristics of Persons with Internet Addiction (on the example of Cyber-Sportsmen). Psychopedagogy in Law Enforcement. 2024. Vol. 29. No. 1(96). Pp. 12-20 (In Russ.). https://doi.org/10. 24412/1999-6241-2024-196-12-20

Основные положения

1. Интернет-зависимость представляет собой проблему современного общества и, как любая форма аддикции, относится к многофакторным явлениям. Изучение механизмов формирования данной формы зависимого поведения составляет важную научно-практическую задачу, так как позволяет решать вопросы, связанные с безопасностью взаимодействия человека с современными средствами коммуникации и игровыми сервисами.

2. Определяющими предикторами на этапе формирования интернет-зависимости служат показатели психологического благополучия, ценностно-смысловой сферы и структуры иррациональных установок. Изучение смысложизненных ориентаций и установок позволяет своевременно выявлять внутриличностные проблемы и проводить психокоррекционные мероприятия. Такой подход соответствует задачам профилактики развития интернет-зависимого поведения.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Настоящее время характеризуется революционным развитием современной информационной среды, построенной на повсеместном применении интернета во всех сферах жизнедеятельности человека. Современный научно-

технический прогресс требует использования компьютерных технологий в организации производственных процессов, управлении человеческими ресурсами, использовании для общения новых средств коммуникации. Поэтому для адаптации в современном мире каждому человеку необходимо владение современными средствами коммуникации и цифровыми технологиями, что приводит к каждодневному погружению в виртуальную информационную среду. В связи с этим проблема безопасности взаимодействия личности с современными информационными системами и игровыми платформами является актуальной научно-практической задачей.

Безопасность в научной литературе рассматривается как многофакторное понятие, в котором учитываются не только внешние, но и внутренние критерии, такие как совокупность отдельных свойств самого объекта, отражающих его способность активно функционировать в современных условиях жизнедеятельности, а также сохранять собственную целостность и восстанавливать жизнедеятельность и работоспособность при реализации опасностей и угроз [1].

Исследование индивидуально-психологических и социально-средовых факторов, обусловливающих развитие интернет-зависимости как формы дезадаптации на-

прямую связано с решением проблемы безопасности в цифровом информационном пространстве и, соответственно, с решением проблемы социальной адаптации, психическим и физическим здоровьем граждан Российской Федерации.

Статистические данные о распространенности интернет-зависимости в нашей стране и мире иллюстрируют сказанное. Так, в США коэффициент распространенности интернет-аддикции среди населения составляет 5%, странах Азии — 10,7%, в Европе данный показатель варьируется от 2 до 4%, в России — от 1,7 до 4,3% [2].

Цель — выявление индивидуально-психологических особенностей, влияющих на формирование интернет-зависимости.

Теоретические предпосылки и состояние проблемы.

Как показывает анализ научной литературы, исследования по проблеме интернет-зависимости насчитывают более трех десятилетий. Впервые данное понятие было предложено И. Голдбергом в 1995 г. В настоящее время изучены характеристики интернет-зависимости, проведена классификация, описаны факторы, обусловливающие ее развитие (социально-средовые, биологические, внутриличностные и др.).

Анализ научных данных показывает, что к основным характеристикам интернет-зависимости могут быть отнесены обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности); интернет-серфинг, компульсивная навигация по сети Интернет; компульсивное применение Интернета; зависимость от отношений в виртуальной сети; киберсексуаль-ная зависимость [3]. Кроме того, интернет-зависимости свойственны все ключевые особенности любой формы аддикции: «сверхценность», модификация настроения, увеличение толерантности, симптомы отмены, конфликт с окружающими и самим собой, рецидив. Следует отметить, что в настоящее время зависимость от онлайн-игр включена в МКБ-11.

В научной литературе рассматривается не только зависимость от онлайн-игр, но и другие формы интернет-аддикции. Так, Р. Дэвис описал две формы аддикции на основании когнитивно-поведенческой модели патологического использования интернета [4]. Первая форма патологического зависимого поведения характеризуется зависимостью от какой-либо специфической функции интернета (онлайновые службы, аукционы, онлайн-продажи и пр.). Вторая форма — это избыточное пользование интернетом без определенных целей в течение большого количества времени. В данной классификации критериями являются наличие цели, время пользования интернетом, особенности поведения в интернет-сети.

В работах К. Янг [5], А. Ю. Егорова [6], В. Л. Малыгина [7] в качестве критериев для классификации используются посещаемые респондентами сайты, приложения и способ деятельности респондентов в сети. В связи с этими А. Ю. Егоровым выделяются следующие виды интернет-зависимых лиц:

1. Интернет-гемблеры, которые пользуются разнообразными интернет-тотализаторами, аукционами, лотереями и т. д.

2. Интернет-геймеры, которые участвуют в разнообразных интернет-играх.

3. Интернет-трудоголики, которые реализуют свой работоголизм посредством сети (поиск баз данных, составление программ и т. д.).

4. Интернет-сексоголики.

5. Любовные аддикты, которые посредством сети знакомятся, заводят романы.

6. Интернет-покупатели.

7. Интернет-аддикты отношений, часами общающиеся в чатах, бесконечно проверяющие электронную почту и т. д.

Для изучения причин той или иной формы аддикции используется комплексных подход, поэтому в научной литературе представлен широкий спектр работ по изучению факторов риска развития интернет-зависимости.

Например, в исследованиях В. А. Лоскутовой рассматриваются такие социально-средовые факторы риска развития интернет-аддикции, как анонимность контактов в интернете, возможность реализации представлений и фантазий, большая вероятность найти партнера по общению, удовлетворяющему любым требованиям, неограниченный доступ к разнообразной информации [8].

В своих исследованиях Л. Хеттерер выделяет социальные факторы, поддерживающие интернет-аддикцию. К ним автором отнесены поддерживающие интернет-зависимого человека лица (группа), имеющие схожие проблемы. В этом случае аддиктивное поведение становится катализатором сплоченности группы и взаимной привязанности [9].

Следует отметить, что фактор относительной безопасности общения в интернет-пространстве и возможность найти группу поддержки в интернет-сети являются теми социально-психологическими факторами, которые повышают значимость социальной идентичности в сети для лиц юношеского возраста по сравнению с реальной социальной идентичностью [10], что при определенных внутренних условиях может повлечь развитие интернет-зависимого поведения. Например, к таким условиям могут быть отнесены нейропсихологические проблемы.

В исследованиях А. Bechara, H. J. Yoo, A. Diamond, В. Л. Малыгина и др. изучаются нейропсихологические факторы риска формирования интернет-зависимого поведения. В работе А. Bechara выделена связь билатеральных вентромедиальных поражений префронтальной коры и патологического гемблинга [11]. A. Diamond отметил, что ключевым симптомом дефицита внимания является быстрое пресыщение выполняемой деятельностью, поэтому интернет представляет собой привлекательное средство для пользователей с синдромом дефицита внимания [12].

Данные выводы подтверждаются в исследовании H. J. Yoo, согласно которому интернет-зависимые школьники демонстрируют значительно более высокие показатели по невнимательности, импульсивности, чем школьники без данного вида аддиктивного поведения [13].

Отечественный ученый В. Л. Малыгин также установил нейропсихологические причины снижения функции внимания у лиц с интернет-аддикцией. В исследуемой группе респондентов обнаружены функциональная несформиро-ванность префронтальных отделов мозга, слабость первого

блока мозга и дефицитарность подкорковых образований, что приводит к снижению концентрации внимания [14].

Следовательно, анализ исследований показывает, что интернет-зависимость имеет многофакторную обусловленность. В связи с этим в настоящее время многие работы посвящены и изучению психологических факторов риска развития интернет-зависимости (А. Е. Войскунский [15],

A. А. Колмогорцева, Т. М. Корягина, Д. И. Воронов, В. В. Титова и др.). В диссертационном исследовании А. А. Колмо-горцевой описаны такие индивидуально-психологические особенности лиц с интернет-зависимостью, как эмоциональная нестабильность, проявляющаяся в незрелости эмоциональной сферы; импульсивность и зависимость от настроений; подчиненность, конформность установок, низкая нормативность поведения, неустойчивость интересов и социальных связей, робость, низкий уровень волевой регуляции [16, с. 25].

В работе Т. М. Корягиной выделена группа предикторов индивидуально-психологического уровня: снижение функций памяти и внимания, нарушение временной перспективы (неприятие своего прошлого, сниженное осознание жизненных целей и перспектив), эмпатийность при высокой эмоциональной неустойчивости, повышение конфликтности, неудовлетворенность собой и обстоятельствами собственной жизни [17]. Кроме того, автором при выделении многофакторности данной формы аддикции установлено, что на этапе устойчивого интернет-зависимого поведения отмечается трансформация ценностной сферы личности, также определено, что основную роль в формировании интернет-зависимости играют психофизические характеристики, связанные с угнетенностью и истощением нервной системы.

В диссертации Д. И. Воронова описан психологический портрет интернет-зависимого человека в возрасте от 14 до 24 лет. По данным исследования, основными характеристиками интернет-аддикта являются неадекватная самооценка, повышенный уровень тревожности, пониженные активность и коммуникабельность при доминирующей потребности в общественном признании. Это личность с низким уровнем самоконтроля и дисциплины, с направленностью на мотивацию на избегание неудач [18].

Схожие характеристики описаны в исследовании

B. В. Титовой, А. Л. Каткова, Д. Н. Чугунова в отношении лиц с интернет-аддикцией женского пола. Выявлено, что студенткам с данной формой аддикции свойственны противоречивость самооценки, повышенная тревожность, подозрительность, импульсивность, мечтательность, проблемы в общении (сниженный уровень развития коммуникативных качеств, определяющих умение вести конструктивную дискуссию и диалог), неразвитая способность к адекватному эмоциональному реагированию в межличностных ситуациях, проблемы в самореализации, конформность установок, сложности установления новых доверительных отношений [19].

Примечательно, что большинство исследователей описывает проблемы в общении у интернет-зависимых людей. Например, с помощью опросника Т. Лири в диссертации Т. В. Коваль получены данные об особенностях стиля ком-

муникативного взаимодействия подростков с интернет-зависимостью. Для этой группы респондентов характерны доминирующий и прямолинейно-агрессивный стиль межличностных отношений, при этом мотив общения не является значимым, а преобладают в мотивационной сфере мотивы обеспечения жизнедеятельности и комфорта [20].

Ценностно-смысловая структура, соответствующая такому мотивационному профилю, включает ценности, связанные с философией гедонизма, защитой и влиянием посредством социального и материального статуса, стремлением к успеху в сочетании с доминирующей мотивацией на избегание неудач, отсутствием активности в достижении целей, социальной безопасностью при взаимодействии и общении.

Данная система ценностей определяет формирование потребительской мотивационной структуры, выполняющей обеспечивающую, а не развивающую личность функцию.

Поэтому при изучении причин любой формы аддикции, в том числе и интернет-аддикции, необходимо изучение ценностной структуры личности. В связи с этим интересны выводы Т. М. Корягиной о роли предикторов разного уровня в развитии интернет-зависимости. Так, на начальном этапе формирования интернет-аддикции (этап склонности к интернет-зависимости) определяющими предикторами являются факторы уровня социальных установок (показатели психологического благополучия и ценностно-смысловой сферы личности). На последующих этапах развития рассматриваемой аддикции основными предикторами выступают психофизические показатели, связанные с устойчивостью и резистентностью нервной системы [17, с. 21].

Таким образом, краткий обзор исследований по проблеме интернет-зависимого поведения показал, что форма аддикции имеет многофакторную основу, тем не менее личностные предикторы являются определяющими в развитии интернет-зависимости. При этом следует отметить, что указанные факторы представляются триггерами при определенных социально-психологических условиях (социальная изоляция, отрицательный опыт детско-родительских и семейных отношений и пр.) [21].

Материалы и методы

Определяющая роль личностных факторов в развитии интернет-аддикции была уставлена в исследовании, проведенном на выборке студентов, занимающихся кибер-спортом. В исследовании принимали участие 40 юношей в возрасте от 18 до 24 лет.

Следует отметить, что именно выборка, состоящая из киберспортсменов, позволяет более корректно описать личностные предикторы интернет-зависимости, так как в этом случае влияние фактора среды (фактора основного вида игровой деятельности респондентов) на развитие данной формы зависимости не является определяющим. Указанный фактор среды создает дополнительные необходимые внешние условия для развития интернет-аддикции. В этом случае возникают возможность выделения личностных особенностей группы респондентов, толерантных к развитию интернет-зависимости, и, соответственно, возможность более корректного описания индивидуально-психологических

особенностей интернет-аддиктов на основе интерпретации результатов тестирования с помощью методов математической статистики.

Работа была выполнена в 2022 г., ее целью было выявление индивидуально-психологических особенностей, влияющих на формирование интернет-зависимости. Была выдвинута гипотеза о том, что система ценностно-смысловых ориентаций и установок, характеризующаяся сниженным уровнем осмысленности жизни, выраженностью иррациональных установок, в сочетании с неэффективными копинг-стратегиями, сниженным локусом контроля и повышенной критичностью в оценке себя и окружающих влияют на формирование интернет-аддикции.

Для достижения цели работы и проверки гипотезы были применены следующие психодиагностические методики: шкала интернет-зависимости С. Чена (адаптация в русской версии В. Л. Малыгина, К. А. Феклисова, 2011); тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева (1988); опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса (1988); методика диагностики иррациональных установок А. Эллиса (1955); тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация в русской версии Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой, 2006).

Анализ и обработка полученных данных проходили в два этапа. Первый этап заключался в анализе результатов описательной статистики. Анализ и интерпретация данных по каждой методике проводились отдельно, затем был осуществлен сравнительный анализ полученных результатов по группам, выделенным по уровню сформированности интернет-зависимости. Оценка статистической значимости отличий по изучаемым параметрам проводилась с помощью и-критерия Манна-Уитни. На втором этапе в целях установления личностных характеристик, влияющих на формирование интернет-зависимости, проводился анализ данных с помощью метода ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Результаты и обсуждение

Анализ результатов проведенного исследования показал, что у большинства респондентов сформирована интернет-зависимость или определена склонность к ее формированию. Так, у 22,5% киберспортсменов установлены все критерии интернет-зависимости, у 60,0% — склонность к формированию данной формы аддикции, а у 17,5% интернет-зависимость отсутствует.

Таким образом, постоянная игровая деятельность на интернет-платформах респондентов создает необходимые внешние условия для формирования интернет-зависимости, но именно личностные факторы в сочетании с внешними условиями определяют развитие изучаемой формы аддикции.

В исследовании личностные особенности, влияющие на развитие интернет-зависимости, были установлены на основании данных корреляционного анализа, выполненного между показателями методики С. Чена и шкалами тестов, определяющих смысложизненные ориентации, копинг-стратегии, выраженность иррациональных установок, уровень жизнестойкости. Необходимо отметить, что проведенный анализ отличий по критерию Манна-Уитни между выделенными группами респондентов не выявил статистически значимых отличий по изучаемым личностным

особенностям, следовательно, для большинства респондентов характерны схожие профили изучаемых личностных характеристик. Поэтому именно корреляционный анализ и анализ средних значений позволили выделить те качества личности, которые включены в механизм формирования интернет-зависимости. Соответствующие результаты исследования по тестовым методикам представлены ниже.

Так, по шкалам теста «Смысложизненные ориентации» А. Д. Леонтьева и теста С. Чена были выделены 7 корреляционных связей между изучаемыми параметрами методик на уровне значимости p<0,05 (табл. 1).

Таблица 1. Результаты корреляционного анализа между шкалами методики «Шкала интернет-зависимости» и теста «Смысложизненные ориентации» в группе киберспортсменов, n=40 (Table 1. Results of Correlation Analysis between "Internet Addiction Scale" and "Meaning-Life Orientations" Test in Cyber-Sportsmen group, n=40)

Шкалы интернет-зависимости (тест С. Чена) Шкалы методики «Смысложизненные ориентации» (тест А. Д. Леонтьева)

Цели в жизни Процесс жизни Результативность жизни Локус контроля — Я Локус контроля — жизнь

Компульсивный симптом -0,333* -0,260 -0,290 -0,364* -0,150

Симптом отмены -0,126 -0,149 -0,155 -0,194 -0,073

Толерантность -0,074 -0,014 -0,147 -0,134 0,039

Внутриличностные, проблемы, проблемы со здоровьем -0,148 -0,383* -0,317* -0,284 -0,171

Управление временем -0,122 -0,313* -0,253 -0,251 -0,100

Интегральный показатель интернет-зависимости -0,188 -0,313* -0,302 -0,327* -0,137

Примечание. * — значимые коэффициенты корреляции при р<0,05.

Как следует из анализа данных таблицы 1, смысложизненные ориентации: «Цель в жизни», «Локус контроля — Я», «Процесс жизни» и «Результативность жизни» статистически значимо отрицательно взаимосвязаны с симптомами формирования интернет-зависимости (компульсивный симптом, внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем, управление временем), а также с интегральным показателем. Так, на уровне значимости 0,05 установлены значимые корреляционные связи между такими шкалами, как «Цели в жизни» и «Компульсивный симптом» (г=-0,333); «Процесс жизни» и «Внутриличностные проблемы, проблемы со здоровьем» (г=-0,383); «Процесс жизни» и «Управление временем» (г=-0,313); «Процесс жизни» и «Интегральный показатель интернет-зависимости» (г=-0,313); «Результативность жизни» и «Внутриличностные проблемы, проблемы со здоровьем» (г=-0,317); «Локус контроля — Я» и «Компульсивный симптом» (г=-0,364); «Локус контроля — Я» и «Интегральный показатель интернет-зависимости» (г=-0,327).

Анализ полученных значимых отрицательных корреляционных связей указывает, что чем выше уровень формирования интернет-зависимости у респондентов, а также сопутствующие ему отдельные симптомы, тем меньше выражены смысложизненные ориентиры. Причем невозможность контролировать свою жизнь, достигать намеченные цели напрямую влияет на развитие интегрального показателя интернет-зависимости и выраженность компульсивного симптома. Отсутствие удовлетворенности самореализацией и эмоциональной насыщенностью жизни, наполненностью ее смыслом свидетельствует об экзистенциальном конфликте и влиянии на формирование симптома интернет-аддикции «Внутриличностные проблемы, проблемы со здоровьем» и симптома, указывающего на проблемы в организации и управлении своим временем.

Установленные корреляционные связи позволяют сделать вывод, что для группы респондентов-киберспорстменов без интернет-зависимости свойственны целеустремленность и удовлетворенность прожитой жизнью. Жизнь для большинства из них наполнена смыслом, и они чувствуют свою компетентность в управлении собственной жизнью.

Таким образом, низкий уровень осмысленности жизни характеризует лиц с интернет-аддикцией. Кроме того, анализ доминирующих иррациональных установок в группе со сформированной зависимостью отчасти поясняет полученные выводы.

Так, корреляционный анализ между шкалами теста А. Эллиса и методики С. Чена позволил описать систему иррациональных установок, общий уровень фрустрацион-ной толерантности интернет-аддиктов. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 2.

На основании данных, приведенных в таблице 2, определены три иррациональные установки («Катастро-физация», «Долженствование в отношение себя» и «Долженствование в отношении других»), статистически значимо взаимосвязанные с симптомами формирования интернет-зависимости (толерантность, управление временем). Согласно исследованию выраженность симптомов интернет-зависимости зависит от сформированности иррациональных установок. Так, лица, которые не могут контролировать длительность пребывания в интернете, чаще имеют установки, связанные с повышенной требовательностью к себе. Симптом сниженной толерантности чаще характерен для респондентов, имеющих установки долженствования в отношении других. Названные симптомы интернет-зависимости также связаны с катастро-физацией восприятия жизненных трудностей.

Соответственно, указанные корреляционные связи позволяют сделать выводы и для группы респондентов без интернет-зависимости. Для этих киберспортсменов свойственны рациональная оценка неблагоприятных ситуаций и адекватный уровень критичности в отношении себя и других людей.

Далее при проведении корреляционного анализа между данными по шкалам методики С. Чена и теста жизнестойкости С. Мадди было обнаружено, что два параметра жизнестойкости «Контроль» и «Принятие риска» стати-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стически значимо взаимосвязаны с симптомом интернет-зависимости «Управление временем». Так, шкала «Контроль» и «Управление временем» взаимосвязаны на высоком уровне значимости г=0,579, при p<0,01, также на уровне значимости 0,01% взаимосвязаны шкалы «Принятие риска» и «Управление временем» (г=0,562 при p<0,01). Представленные статистические положительные корреляционные связи позволяют сделать вывод, что чем больше выражен симптом интернет-зависимости, связанный со снижением контроля над проведением времени в интернете, тем выше потребность в контроле над собственной жизнью и выше уровень готовности к риску. Учитывая, что данной группе респондентов свойственны иррациональные установки ка-тастрофизации и долженствования, потребность в контроле над происходящим может реализоваться в неадекватном риске в фрустрирующих ситуациях.

Таблица 2. Результаты корреляционного анализа между шкалами методики «Шкала интернет-зависимости» и теста «Диагностика иррациональных установок» в группе киберспортсменов, n=40 (Table 2. Results of Correlation Analysis between "Internet Addiction Scale" and "Irrational Beliefs Diagnostics" in Cyber-Sportsmen group, n=40)

Шкалы методики диагностики

иррациональных установок А. Эллиса

Шкалы s я s Я S s Я S « гё л S Ö л S ° «

интернет-зависимости (тест С. Чена) s й я ° Ö m Им« н и ю § S й е а 5 о 2 s н Ü « ® ® 5 ^ я я я § 2

ю я Я U я я ^ ° § В

Й И * ё § и н * s н §и н м i & Ö и Я s S

Компульсивный симптом 0,092 -0,006 -0,051 -0,174 -0,193

Симптом отмены 0,057 0,133 -0,070 0,030 -0,059

Толерантность 0,517** 0,441** 0,145 0,081 0,149

Внутриличностные проблемы, проблемы со здоровьем 0,208 0,219 -0,069 -0,044 -0,016

Управление временем 0,547** 0,158 0,408** 0,279 0,154

Интегральный показатель 0,162 0,282* 0,073 -0,068 -0,069

интернет-зависимости

Примечания. ** — значимые коэффициенты корреляции при р<0,01; * — при р<0,05.

При этом необходимо отметить, что большинство респондентов вне зависимости от уровня сформиро-ванности интернет-аддикции по тесту С. Мадди характеризует достаточно высокий уровень жизнестойкости (показатели соответствуют нормативным: в группе интернет-независимых — Х=76,3±19,3; в группе склонных к формированию интернет-зависимости — Х=74,8±12,5; в группе с сформированной интернет-зависимостью — Х=64±5,6), что позволяет опрошенным в целом успешно преодолевать разного рода стрессогенные воздействия. Однако интернет-зависимым киберспортсменам свойственны более низкая вовлеченность в процесс жизни, удовлетворенность полнотой и насыщенностью жизни и деятельности (Х=25,5±4,5 при норме от 30 до 46 баллов). Поэтому выяв-

ленные корреляционные связи между параметрами жизнестойкости и показателями интернет-зависимости позволили описать некоторые нюансы стресс-преодолевающего поведения интернет-зависимых киберспортсменов.

Далее были изучены копинг-стратегии по тесту Р. Лазаруса в выделенных группах участников исследования. Отметим, что преобладающие копинг-стратегии в структуре стресс-переодевающего поведения в группах интернет-зависимых и независимых респондентов не были установлены в результате корреляционного анализа и оценки различий по критерию Манна-Уитни. Поэтому преобладающие копинг-стратегии в группах, разделенных по уровню выраженности интернет-зависимости, были определены на основании результатов описательной статистики. Так, анализ средних значений по тесту Р. Лазаруса (табл. 3) показал, что в группах с отсутствием и склонностью к интернет-зависимости все показатели по шкалам теста находятся в пределах нормативных значений (40-60 баллов), а группе с интернет-аддикцией средние показатели несколько выше нормативных по шкалам «дистанцирование» (х=63,7±6,7) и «избегание» (х=63,5±8,9). Следовательно, преобладающие копинг-стратегии в группах респондентов интернет-независимых и склонных к данной форме зависимости не установлены, поэтому можно сделать вывод, что большинству киберспортсменов из рассматриваемых групп свойственно гибкое стресс-преодолевающее поведение. В группе с интернет-зависимостью киберспортсмены чаще применяют копинг-стратегии, направленные на дистанцирование и уход от решения проблем.

Таблица 3. Средние значения по шкалам теста «Способы совладающего поведения» в группах, разделенных по уровню выраженности интернет-зависимости (Table 3. Average values on the scales of the test "Ways of Coping Behaviour" in groups divided by the level of Internet Addiction Severity)

Кроме того, для респондентов с интернет-аддикцией (как было установлено на основании данных корреляционного анализа между показателями интернет-зависимости и жизнестойкости) копинг-поведение может характеризоваться и повышенным риском. Такое поведение формиру-

ется под влиянием иррациональных установок, определяющих катастрофичность мировосприятия и повышенные требования к себе и окружающим. Это может приводить к ошибочным оценкам происходящего и, как следствие, в значимых ситуациях к неадекватному риску. Такое копинг-поведение создает иллюзию контроля за происходящими событиями, иллюзию эмоциональной насыщенности и наполненности жизни, что отчасти решает экзистенциальные проблемы, выявленные в данном исследовании для группы интернет-зависимых киберспортсменов.

В результате проведенного исследования выделены смысложизненные ориентации, иррациональные установки, приоритетные стратегии стресс-преодолевающего поведения интернет-зависимых киберспортсменов. Определена также ведущая роль системы смыслов и установок в структуре жизнестойкости личности и развитии внутри-личностных проблем экзистенционального характера. Именно система ценностей и смыслов, установок (в рамках когнитивной теории стресса) обусловливает оценку происходящих событий, себя и своих возможностей, влияет на особенности преодоления стресса. Поэтому установленные в результате исследования внутриличностные проблемы экзистенциального характера у интернет-зависимых киберспортсменов не решаются из-за неэффективных копинг-стратегий, катастрофичности мировосприятия и доминирования установок долженствования. Постоянное общение в интернет-среде и участие в киберсостязаниях позволяют зависимым спортсменам дистанцироваться, временно уйти от решения проблем, ощутить полноту жизни, рискуя сначала в киберсостязаниях, а затем — и в реальной жизни при возникновении фрустрирующих обстоятельств. Так формируется иллюзия контроля над жизнью, поэтому возникает потребность постоянного присутствия в интернет-пространстве, что и запускает механизм формирования данной формы аддикции.

Таким образом, проведенное исследование на выборке киберспортсменов позволило описать внутриличностные предпосылки формирования интернет-зависимого поведения и показать ведущую роль нарушений в ценностно-смысловой сфере и доминирования иррациональных установок в формировании интернет-аддикции. В этом научно-практическая значимость проведенного исследования.

Выводы

1. Для интернет-аддиктов характерны следующие индивидуально-психологические особенности:

— система смысложизненных ориентаций и установок, характеризующаяся низким уровнем осмысленности жизни, сниженным локусом контроля, выраженностью иррациональных установок долженствования и катастрофичностью мировосприятия;

— внутриличностные проблемы экзистенциального характера обусловлены неудовлетворенностью самореализацией, эмоциональной насыщенностью жизни, наполненностью ее смыслом, фрустрацией потребности контроля над происходящим;

— неэффективные копинг-стратегии в структуре стресс-преодолевающего поведения: «дистанцирование»,

Шкалы Теста Р. Лазаруса Интернет-независимые, n=7 Склонные к интернет-зависимости, n=24 Интернет-зависимые, n=9

х±ст х±ст х±ст

Конфронтация 51,0±8,5 48,8±8,70 53,0±15,7

Дистанцирование 57,0±6,4 54,7±11,90 63,7±6,7

Самоконтроль 51,5±4,0 41,5±9,50 44,2±6,6

Поиск социальной поддержки 46,3±6,3 46,0±6,20 52,5±6,4

Принятие ответственности 52,5±6,4 53,7±12,04 51,0±11,5

Избегание 53,3±7,2 47,2±14,70 63,5±8,9

Планирование решений 56,7±3,1 49,5±12,10 46,3±4,4

Положительная переоценка 49,2±10,6 50,2±5,80 52,0±12,9

Примечание. Жирным шрифтом выделены средние значения, которые превышают нормативные по тесту Р. Лазаруса

«избегание». В фрустрирующих ситуациях не исключено поведение повышенного риска;

— пониженный уровень активности, вовлеченности в процесс жизни и повышенная критичность в оценке себя, своих возможностей.

2. Для респондентов с отсутствием интернет-зависимости выявлены следующие индивидуально-психологические особенности:

— система смысложизненных ориентаций и установок, определяющая осмысленность жизни, возможность самоконтроля и контроля над собственной жизнью, возможность рационального выбора и самореализацию;

— гибкое копинг-поведение, характеризующееся осознанностью выбора способа преодоления стресса на основе анализа ситуации и жизненного опыта;

— активность, вовлеченность в процесс жизненных событий, рациональность мышления, адекватный уровень критичности в отношении себя и окружающих.

3. В структуре жизнестойкости личности ценностно-смысловая система, определяемая неудовлетворенностью в реализации смысложизненных ориентиров и преобладанием иррациональных установок, является ведущей в формировании интернет-аддикции. Данная система смысложизненных ориентиров и установок определяет снижение локус-контроля и повышенную критичность в отношении себя и окружающих, выбор неэффективных копинг-стратегий (дистанцирование, избегание, неоправданный риск). Сочетание названных

индивидуально-психологических особенностей и наличие нерешенных внутриличностных проблем обусловливают внутренние условия формирования интернет-зависимости.

Рекомендации. Результаты психодиагностического исследования могут быть применены клиническими психологами, психологами подразделений внутренних дел для своевременного выявления личностных критериев интернет-аддикции. Представленный комплекс психодиагностических методик позволяет выявить «мишени» психотерапевтического воздействия, которое целесообразно проводить в рамках когнитивно-бихевиорального подхода и логотерапии.

Перспективы. Проведенное исследование определило направление дальнейших научных поисков в области психологической диагностики риска развития интернет-зависимого поведения. Целесообразно проведение исследований, направленных на создание тестовой методики диагностики интернет-аддикции, по результатам которой изучаются не только выраженность основных симптомов интернет-зависимости, но и показатели ценностно-смысловой сферы личности, структура иррациональных установок.

Кроме того, на основе полученных результатов определены дальнейшие перспективы совершенствования образовательных программ подготовки и повышения квалификации специалистов в области клинической психологии и психологов системы МВД России.

Список источников / References

1. Мартиросян Т. А. Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. 31 с.

2. Колмогорцева А. А. Психологические особенности личности как предикторы интернет-зависимости : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2021. 27 с.

3. Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете. М., 2000. 432 с.

4. Davis S. A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use. Computers in Human Behavior. 2001. Vol. 17, No. 2. Рр. 187-195.

5. Young K. S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder. CyberPsychology and Behavior. 1998. Vol. 1. Рр. 237-244.

6. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. СПб., 2007. 190 с.

7. Малыгин В. Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. М., 2010. 134 с.

8. Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2004. 23 с.

9. Шаталина М. А. Анализ факторов, влияющих на формирование интернет-аддикции // Вестник Костромского государственного университета. 2009. Т. 15, № 1. С. 188-192.

10. Войскунский А. Е. Сетевая и реальная идентичность: сравнительное исследование // Психология : журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10, № 2. С. 98-121.

11. Bechara A., Dolan S., Denburg N., Hindes A., Anderson S. W., Nathan P. E. Decisionmaking deficits, linked to a dysfunctional ventromedial prefrontal cortex, revealed in alcohol and stimulant abusers. Neuropsychologia. 2001. Vol. 39(4). Рр. 376-389.

12. Diamond A. Attention-deficit disorder (attention-deficit hyperactivity disorder without hyperactivity): a neurobiologically and behaviorally distinct disorder from ADHD attentiondeficit/hyperactivity disorder (with hyperactivity). Development & Psychopathology. 2005. Vol. 17. Рр. 807-825.

13. Yoo H. J., Cho I. H. Psychiatry comorbidity assessed in Korean children and adolescents who screen positive for Internet addiction. Journal of Clinical Psychiatry. 2006. Vol. 67(5). Рр. 821-826.

14. Малыгин В. Л., Меркурьева Ю. А., Краснов И. О. Нейропсихологические особенности как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения у подростков // Медицинская психология в России. 2015. № 4(33). C. 12-30.

15. Войскунский А. Е. Психология и Интернет : монография. М., 2010. 439 с.

16. Колмогорцева А. А. Психологические особенности личности как предикторы интернет-зависимости : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 2021. 25 с.

17. Корягина Т. М. Психологические предикторы интернет-зависимости студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2019. 24 с.

18. Воронов Д. И. Социально-психологические детерминанты компьютерной зависимости и ее профилактика средствами физической рекреации и психокоррекции : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2016. 23 с.

19. Титова В. В., Катков А. Л., Чугунов Д. Н. Интернет-зависимость: причины и механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике // Педиатр. 2014. Т. 5, № 4. С. 132-136.

20. Коваль Т. В. Личностная сфера подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2013. 22 с.

21. Фленина Т. А. Смысловая структура сетевой идентичности личности современной молодежи : автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2016. 32 с.

Поступила 14.11.2023; одобрена после рецензирования 29.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

Все авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.